Деревня в одну улицу

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Деревня в одну улицу

Синицын С.В. 1
1МАОУ СОШ №4
Ильина О.С. 1
1МАОУ СОШ №4
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Народная мудрость гласит: «Человек без родины, что соловей без песни». У каждого человека должна быть своя родина, место в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Как правило, это место, где прошло детство человека и все его самые светлые воспоминания связаны с ним.

Я считаю, что каждый человек должен знать историю своей малой родины, своего края.

Цель работы: изучить историю населенного пункта с. Шиликуль Заводоуковского района. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

изучить историю села;

собрать информацию о жителях Шиликуля, составить план, создать макет села;

провести анализ и обобщение полученных сведений.

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что данная работа поможет сохранить память о населенном пункте Шиликуль, пробудить интерес населения к исчезающим деревням, воспитать у подрастающего поколения чувство любви к малой родине, гордости за свой муниципальный округ, своих жителей, и тем, что они здесь родились и живут.

Объект исследования: история села Шиликуль.

Методы исследования:

1. поиск и сбор информации;

2. анкетирование;

3. метод анализа;

4. обобщение результатов.

Выводы: изучая историю своей малой родины, я становлюсь еще больше к ней привязан, ведь здесь рождались, жили и умирали мои предки, они работали, способствовали развитию села и стали частью его истории!

Основная часть

Что такое малая родина?

Говоря о детстве или юности, мы нередко употребляем словосочетание «малая родина». Обычно без её описания не обходится ни одна автобиография или мемуары. Чаще всего это понятие связывается со становлением человека как личности. С восприятием им основных жизненных ценностей и семейных традиций, с началом социализации. Именно малую родину упоминают, описывая формирование своей идентичности. И только потом уже начинаются рассуждения о более сложном и абстрактном понятии — о большой Родине, о стране. Согласно определению, родиной считается место рождения человека. Место, где он вырос, где живут его близкие. То есть, строго говоря, именно малая родина является Родиной в прямом смысле этого слова. [1]

Изучение социологического мнения.

Мне стало интересно узнать, что мои одноклассники знают о своей малой родине. Всего в опросе участие приняло 20 человек.

Результаты анкетирования детей показали, что в понятие «Малая родина» все дети вкладывают то место, где они родились и живут. На вопрос: «За что человек любит свою малую родину?» 11 человек сказали за то, что они тут родились и живут, а еще 4 ценят красоту природы и свежий воздух. Историю своего населенного пункта знают 7 человек (35% от общего числа опрошенных). А имена людей, которые повлияли на развитие населенного пункта смогли назвать только двое детей (10% от общего числа опрошенных). На вопрос: «Чем славится наш край?» трое детей (15%) ответили минеральными водами, четверо – лесами (20%), машиностроительным заводом – 2 человека (10%) (приложение 1)

В опросе для взрослых приняло участие 14 человек. 86 % от общего числа опрошенных ответили,что родились в Шиликуле. У Всех опрошенных кто-либо из родных жил в Шиликуле. Историей Шиликуля интересовались все взрослые.

Результат опроса показал, что ранее в Шиликуле были такие объекты инфраструктуры как: магазин, больница (ФАП), сельский совет, библиотека, контора совхоза, начальная школа, в конце 19-начале 20 века — торговая лавка. Все опрошенные сказали, что их родные оказали влияние на развитие Шиликуля, перечислены при этом были работники сельского хозяйства, фельдшер, учителя, воин-афганец. (приложение 2)

Село Шиликуль

Село Шиликуль расположено на юге Тюменской области, в Заводоуковском районе (ранее Тобольской губернии, Ялуторовского уезда, Лыбаевской волости). Спрятанное среди сибирских берез селение раскинулось вдоль озера Глубокое. (приложение 3) Благодаря неиссякаемым подводным ключам, вода в озере не застаивается. Недаром первые жители остановили свой выбор именно на этом живописном и пригодном для жизни месте.

В Шиликуле (официальный статус - село, но все возможные критерии отнесения его к селу давно утрачены, поэтому более применим к нему статус деревня) всего одна улица — Приозерная. Когда-то здесь хотели строить еще одну улицу, но был построен только один дом. На этом строительство и было закончено.

Что касается названия, «Шиликуль» имеет древнетюркское происхождение и в переводе означает «холодное озеро». Недалеко от деревни есть небольшое озеро, по словам родных, название его «Шиликун». Однако, в другом источнике оно звучит как «Чили-Куль». Если верить этому источнику, то именно здесь, в 1591 г., тобольским воеводой Кольцовым- Масальским был разбит сибирский хан Кучум. [3]

Точную дату основания деревни не зафиксировал ни один исторический документ. Исходя из данных метрических книг, можно сделать вывод, что населенный пункт основан в начале 19 в.— примерно 1815-1820 г.г. Так, в

метрической книге Покровской церкви с. Николаевского за 1817 г. неоднократно встречается наименование «Ново-Шиликульская».

Впрочем, в этой же книге встречается название «Глубоковская», при этом фамилии людей в первом и втором населенном пункте одни и те же. Еще моя прабабушка говорила своим детям и внукам, что у деревни было два названия: Шиликуль и Глубокое (Глубокая).В те времена могли быть официальные и уличные названия деревень. Официальное — «Шиликуль», уличное — «Глубокая», «Глубоковская», «Глубокинская» (по названию озера).

Опираясь на эти данные, можно сказать, что деревне 200 лет, однако, есть одно «но». В метрической книге Николаевской заимки за 1758 г. дважды встречается название «Шиликульская», при этом упоминаются люди, которые позже будут обнаружены в д. Карасье, что находится в 6 км от Шиликуля. Карасье заведена позже, поэтому здесь может быть два варианта. Первый - Шиликульская, упоминаемая в документах, это и есть Карасье. Второй - жители, жившие в первой деревне, потом переселились во вторую (приложение 4). Так или иначе, но название «Шиликуль» исчезло из документов на 50 с лишним лет. [5]

Исходя из метрических книг и ревизских сказок первой трети 19 в., основатели селения - мои прямые предки, представители таких фамилий, как Салмины, Полковниковы, Тельминовы. В восьмой ревизии 1834 г. в данном населенном пункте значится только 6 домов, в которых проживало 34 мужчины и 31 женщина. [5]

В середине 19 в. деревня была представлена 37 домами, проживало здесь уже 189 чел. Население выросло за счет переселения старожильческих (на момент переселения они уже были таковыми) семей из соседних деревень, таких как Мерзляковы, Новоселовы, Ухаловы. От каждой фамилии из вышеназванных в моем генеалогическом древе есть представители.

В 1862 г. в д. Шиликульской содержалось около 105 голов коров и быков, 85 голов овец и около 70 голов лошадей. Лошади и рогатый скот содержались в подворьях преимущественно киргизской породы, так как по выносливости и продуктивности превосходили русскую.

Из домашней птицы содержат гусей, уток и куриц, при избытке которых во время осени возили в город Ялуторовск и в близлежайшие волости на ярмарки. Реализовали очищенными гусей и уток от 20 до 30 коп. за пару, а куриц от 10 до 15 коп. за каждую.

В своих огородах крестьяне выращивали огурцы, картофель, морковь, свеклу, редьку, капусту, репу и бобы в объемах, способных удовлетворить потребности своей семьи.

В Шиликуле несколько крестьян владели кузнечным мастерством, оказывали помощь односельчанам в поправке орудий — наваривали сошники, топоры, выделывали щубцы для борон. Материалы кузнецов состояли из ветхих мехов, наковальни и двух или трех молотов.

Тканием холста, брани, сукна и сермяги производилась женщинами селения для домашней своей потребности, а также для продажи на ярмарках.

К началу 20 в. в селении стояло 60 одноэтажных домов, в которых проживало 262 чел. (131 мужского пола и столько же женского). Из общего числа домовладений 45 принадлежало православным старожильческим семьям, 7 — раскольникам, 4 - ссыльным, еще 4 — сторонним лицам.

По переписи 1897 г. детей до 18 лет было 103 чел., людей от 18 до 40 лет — 89 чел., людей в возрасте 40-60 лет — 50 чел., людей преклонного возраста старше 60 — всего 20 чел.

Из общего числа населения грамотными были только 6 мужчин, полуграмотными — 6, в том числе 1 женщина, 1 мальчик проходил обучение в Лыбаевском училище. [5]

Часовня

В 1905 г. на берегу озера была возведена деревянная часовня «Во имя Вознесения Господня». Вознесение Господне - престольный праздник шиликульцев. Вознесеньев день — последний весенний праздник на Руси.

Накануне праздника начисто подметались улицы, выкашивалась трава, все сельскохозяйственные орудия уносили на задний двор. Женщины мыли дом, натирали полы. На божничку в центр ставилась икона «Вознесение Господне», сам уголок украшали расшитыми полотенцами.

По поводу праздника устраивалось застолье. Несколько семей объединялись и вскладчину накрывали стол. Порой и одна семья могла приглашать к себе гостей. Накануне праздника мужчины шли удить карасей, а женщины готовили рыбный пирог — рыбу укладывали на тесто вместе с головами. Самому почетному гостю давали голову рыбы, так как она считалась деликатесом. [5]

Гражданская война

В годы гражданской войны в окрестностях, недалеко от Шиликуля, шли ожесточенные бои. В ходе гражданской войны был нанесен огромный ущерб народному хозяйству. Население остро ощущало недостаток самых необходимых товаров. Была введена продразверстка, предусматривающая бесплатную передачу излишков сельскохозяйственной продукции. Крестьяне не желали задаром отдавать заработанное. Лето в 1920-м г. выдалось засушливым, неурожайным. За три знойных месяца дождь лишь несколько раз слегка смочил растрескавшуюся от жары землю. Хлеб горел, сох на корню. Прахом пошли весенние труды, а впереди ждала трудная зима. Семенной хлеб, залог урожая 1921 г., перебрав по зернышку, - каждое, как говорили, «целованное», убрали в закрома до следующей весны.

Но в конце октября 1920 г. тюменский губисполком издал директиву: выполнить 60 % разверстки к 1 декабря 1920 г.. «Будьте жестоки и беспощадны ко всем, кто способствует невыполнению продразверсток.

Уничтожайте целиком хозяйства тех лиц, кои будут потворствовать невыполнению разверстки…» Началось невиданное до сих пор массовое ограбление крестьян. Продотрядовцы врывались в дома, арестовывали мужиков, брали заложников.

Могли унести последнее, что было в доме, вплоть до чугунка с кашей, парившейся в печи. Крестьяне молчали, когда забирали «едоцкое зерно». А потом непрошенные гости пришли и за семенным… Зимой 1920-1921 г.г. при проведении продразверстки по шерсти силой заставляли крестьян стричь овец, погибавших потом от холода. Стригли даже мужицкие полушубки и тулупы.

31 января 1921 г. в Лыбаевской волости вспыхнуло крестьянское восстание. В рядах восставших было немало колеблющихся, просто опасающихся за свою дальнейшую судьбу людей.

Движение, начатое против коммунистов, вскоре распространилось против всех, сочувствующих советской власти. Начались массовые расстрелы, зверства. Из воспоминаний Валентины Григорьевны К.: «В Шиликуле собрали всю молодежь лет 15-18. Отправили всех в Зырянку. Там им поотрубали головы. Потом родители казненных приезжали, собирали тела и головушки и хоронили детей»23. Возможно, воспоминания об этом моменте не были переданы взрослыми своим детям, но из ныне живущих жителей никто не может подтвердить данный факт. [4]

Шиликуль в 20-е годы XX века

В 1923 г. был образован Широкоплечинский сельский совет, к которому относились с. Широкоплечиково, с. Шиликуль, д. Салмина, д. Карасье. В 1926 г. в Шиликуле стояло 89 домов, в которых проживало 398 чел. В это время часовня уже несколько лет никем не использовалась и постепенно приходила в ветхость. На общем сходе граждан 21 октября 1928 г. было принято общее решение передать часовню под школьное здание. [5] Училась в этой школе и моя прабабушка Иванова (Салмина) Надежда Николаевна, которая окончила всего 4 класса (приложение 5).

Мой прапрадед Салмин Николай Иванович

В начале 30-х г. 20 в. на территории Широкоплечинского сельского совета были созданы сельхозартели: «Заря», «Прибой», «Колос», «им. Ленина»,

«Трактор», «16-й партийный съезд», «МТФ».

Мой прапрадед Салмин Николай Иванович одним из первых повел свой скот в колхоз. Вероятно, за свое неравнодушие к социалистическому будущему он и был выбран председателем коммуны «Прибой», а затем колхоза «имени Ленина», название которого было им предложено (приложение 6). Односельчане звали его «Колька Грач». Он принимал активное участие в раскулачивании противников нового строя. Выселив кулака Мезенцева (имя и отчество его предположительно Николай Иванович), он поселился с семьей в его недавно построенном доме, который, спустя годы, почти на полвека станет школой для многих ребятишек, в том числе и для моей мамы и бабушки.

Салмин Н.И. всегда стремился к тому, чтобы колхоз, в котором он председательствовал, был лучшим. Не пренебрегал он советами агрономов и зоотехников, следил за технологией выращивания зерновых культур, условиями содержания и кормления животных, организовывал работников. [5]

В семейном архиве имеется поврежденная фотография, на которой изображена группа колхозников одного из колхоза (коммуны) Широкоплечинского сельсовета, на которой точно есть Салмин Николай Иванович. К сожалению, фотографии Николая Ивановича в нашей семье не сохранилось и нам остается только догадываться, кто из них Салмин Н.И. (приложение 7)

Шиликульский сад

При Салмине Н.И. начался расцвет колхоза имени Ленина. В 1935 г. по инициативе Омского сельскохозяйственного института и желанию колхозников на небольшой площади был разбит плодовый сад. В 1936 г. колхозник Новоселов Николай Андреевич, 1897 г.р., не имея до этого никакого образования, успешно оканчивает месячные курсы садоводов в г. Омске и

успешно применяет полученные знания на практике. В 1937 г. недалеко от озера был выбран большой участок под сад, закрытый со всех сторон лесным массивом.

Саженцы колхоз получал из Омска, которые, в свою очередь, завозились из Тимирязевского совхоза Тамбовской области.

В 1938 г. Салмин Н.И. умирает, и на его место встает Александр Егорович В., который продолжает начатое Николаем дело. Площадь под садом решают увеличить до 12 га. Преимущественно здесь выращивались яблони сибирских сортов, таких как «Ветлужанка» и «Хорошавка». Помимо этого, здесь росли сливы, малина, земляника. В своем саду Николай Андреевич Новоселов вырастил землянику, на крупные ягоды которой приходили со всей деревни не только посмотреть, но и купить (несмотря на высокую цену). Первые яблони, выращенные в колхозе, также стали предметом экскурсий. В садах колхозников была организована посадка плодовых деревьев. Колхоз имени Ленина доказал, что плодоводство в Сибири возможно! [5] Некоторые одичавшие кусты плодовых деревьев растут возле деревни до сих пор. (приложение 8)

Шиликульцы – на защите Родины

Шиликульцы, как и многие другие граждане большой страны встали на защиту Родины. Тень тревоги легла на лица женщин — матерей, дочерей, сестер. Они видели, как пустела родная деревня. Мужчины уходили на фронт. Тяжела была разлука с ними.

По воспоминаниям старожил очень трудно жилось на селе в военные годы. Сеяли и убирали хлеб, заготовляли корма и трудились на животноводческих фермах только старики, женщины да подростки. Совсем еще девченки становились за плуг.

Тяжелый 1941 г. отмечен рядом достижений в отрасли сельского хозяйства. В колхозе имени Ленина успешно завершили весь комплекс сельскохозяйственных работ.

Передовики сельского хозяйства показывали высокие образцы производительности труда.

Как и всем жителям страны, шиликульцам пришлось нелегко. Все вместе они выстояли, выстрадали и вырвали победу. Но опустела деревня, не все вернулись с войны. Участие в Великой Отечественной войны приняли около 40 жителей Шиликуля. Из них около 15 пропало без вести, 6 погибло (умерло от ран).

Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» награждены, 12 человек. [5] (приложение 9).

Шиликуль - в советское время

По воспоминаниям жителей в середине 60-х г.г. в Шиликуле был магазин, почта, сберкасса, библиотека, начальная школа, ФАП, клуб, сельсовет. В середине 70-х г.г. на Шиликульской ферме работало много молодежи. В 1969 г. здесь даже ДОСАФ организовало мотоциклетные курсы, участие в которых приняло 26 чел., 5 из которых женщины. Жители вспоминают, как в клуб приезжали с киноустановкой и показывали фильмы. Как-то в один из дней 1960-х г.г. сюда приехали показывать кино, а все ребятишки села съехались к клубу на велосипедах. И кинооператор спрашивал: «А что у вас здесь совсем пешком не ходят?».

А на противоположном берегу озера летними вечерами жгли костры, играли на гармони, пекли печенки. А ближе к лесу было футбольное поле.

В местной библиотеке проходили различные мероприятия для детей. Так, в местной газете имеется упоминание об утреннике в Шиликульской сельской библиотеке.

В 70-х г.г. отсутствовало транспортное сообщение с районным центром. Об этом встретилась не одна заметка в местной газете. Работники животноводства жаловались на то, что жителям отдаленных сел мало уделяется внимания для создания бытовых условий.

В 1970-1990 г.г. 4 работника Шиликульского отделения СЗАО «Тобол»

(совхоза «Заводоуковский») за самоотверженный труд были удостоены высоких правительственных наград.

В конце 1980-х г.г. в Шиликуле построен бригадный дом, в котором разместились клуб, контора отделения совзоза «Заводоуковский» и мед.пункт. В честь открытия здания в деревне был организован праздник «Отчий дом». Для малышей были организованы детское кафе с чаем, лакомствами, игры, выступления. В магазине шла торговля детскими товарами и продуктами повышенного спроса.

На праздник собрались не только жители этой деревни, но и те, кто когда-то здесь жил и работал. Допоздна звучали здесь песни, частушки, исполнялись пляски. [5]

Шиликуль – в наше время

В настоящее время в Шиликуле нет магазина, здание клуба разрушено, продано с аукциона и частично разобрано. Время от времени приезжает передвижной клубный комплекс из города Заводоуковска, за продуктами и хозтоварами жители ездят в город или ходят пешком в соседний Ингал. (приложение 10)

Остались в деревне еще представители Ухаловых и Мерзляковых, живы потомки Салминых, Кадыриных, которые еще помнят историю села.

Единственная улица Шиликуля хранит до сих пор все события, когда-то здесь происходившие, слезы горя и радости его жителей, голоса всех живших здесь когда-то людей...

Постепенно вымирает моя малая родина, однако, каждый раз возвращаясь сюда, я возвращаюсь домой. Создание макета деревни в 60-е годы XX века.

Совместно с мамой и бабушкой по воспоминаниям жителей деревни мы воссоздали план деревни с указанием фамилий жителей, относящийся к середине 60-х годов прошлого столетия.

Это было увлекательно, так как мы ходили по улице и смотрели на те места, где когда-то стояли старые дома, а некоторые из них до сих пор сохранились, только в них уже никто давно не живет (приложение 11).

Заключение

У Анны Ахматовой есть такое четверостишие:

«Названья сел доносят голос предков,

Которые смотрели далеко,

Селились основательно и крепко,

Деревни нарекали широко».

К сожалению, не все люди могут сказать, что они родились и выросли на той земле, где когда-то селились и жили их предки, а я теперь могу, потому как знаю, что очень много моих прямых предков и кровных родственников жили в деревне Шиликуль и влияли на его развитие. А еще я стал лучше понимать как выглядела деревня 60 лет назад. Чем больше я узнаю о моей малой родине, тем больше ее люблю.

Список использованных источников и литературы

1. https://nasledie.digital/articles/malaya-rodina/.

2. https://pamyat-naroda.ru/ (дата обращение: 25.01.2025).

3. Радость открытия: статья // Тюменская правда. – 2010. - 12 февр. – URL: https://tyum-pravda.ru/2010/12/02/radost-otkryitiya/ (дата обращения: 22.12.2024).

4. Ермачкова, Е.П. Летопись земли Заводоуковской / Е.П. Ермачкова. – Заводоуковск, 2006. – Гл. Лыбаево. Лыбаевская волость. – С. 252-276.

5. Голозова Е.А., «Деревня в одну улицу»// «Дом у дороги», сборник работ членов Заводоуковского родословного общества «Истоки», г. Омск, 2024

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты анкетирования детей

Вопрос

Ответы детей

Всего, чел.

% к общему числу

Что такое малая родина?

   

Место (населенный пункт) где человек родился и живет

20

100

Двое детей конкретизировали – г. Заводоуковск

   

За что человек любит свою малую родину?

   

Затруднились ответить

4

20

За то, что человек тут родился и живет

11

55

За то, что человек живет в безопасности и в мире в этом месте

1

5

За красоту (природы), свежий воздух

4

20

Ты родился в Заводоуковском районе?

   

Да

11

55

В другом городе

5

25

Затруднились ответить (не знаю)

4

20

Знаешь ли ты историю своего населенного пункта?

   

Не отметили нужный вариант

9

45

Да

7

35

Нет

4

20

Знаешь ли ты имена людей, которые повлияли на развитие твоего населенного пункта? Если знаешь, можешь написать несколько ФИО таких людей

   

Не ответили (не знаю)

18

90

Москалев А.С.

1

5

Касенова С.А.

1

5

Чем славится наш край?

   

Затруднились ответить (не знаю)

7

35

Нефтью

1

5

Минеральными водами

3

15

Лесами (красивой природой)

4

20

Сельским хозяйством

1

5

Холодной зимой

1

5

Изобретениями

1

5

Машино-строительным заводом

2

10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты анкетирования взрослых

Вопрос

ответы

Всего, чел.

% к общему числу

Вы родились в Шиликуле или в другом населенном пункте?

   

да

12

86

Ваши родители, дедушки и бабушки родились и жили в Шиликуле?

Если да, то укажите ФИО?

   

Да

14

100

Салмин Николай Иванович, Александра Константиновна М., Вениамин Павлович Н., Фаина Андреевна К., Николай Андреевич Н., Тимофей Степанович С., Лидия Павловна М., Леонид Григорьевич С., Андрей Прохорович К., Константин Павлович М., Миропья Карповна М.

   

Интересовались ли Вы когда-либо историей Шиликуля?

   

да

12

86

Перечислите объекты инфраструктуры, которые действовали в селе в 19-20 веках и о которых Вы знаете?

14

100

Магазин, больница, сельский совет, библиотека, почта, контора совхоза, школа, торговая лавка

   

Оказал ли кто-либо из Ваших родных влияние на развитие Шиликуля? Если да, то укажите ФИО, должность и место работы

14

100

Салмин Николай Иванович – первый председатель колхоза имени Ленина

Николай Андреевич Н. – садовод в колхозе

Галина Григорьевна Н.– счетовод в совхозе, селькор в 1960-е годы

Зинаида Георгиевна А.– фельдшер на ФАПе – в 1980-в начале 2000-х годов

Вениамин Павлович Н.– управляющий отделения в сохозе им. Куйбышева

Александра Константиновна М.– доярка совхоза, награжденная высокими почетными наградами

Валентина Тимофеевна Т.– доярка совхоза

Константин Павлович М.-кобайнер

Владимир Иванович М.– воин-афганец

Людмила Ивановна Е.– учительница

Лидия Павловна М.– учительница

Надежда Максимовна Ф. - учительница

   

Назовите хотя бы одного уроженца Шиликуля, который принимал участие в Великой Отечественной войне?

   

Назвали, чел.

14

100

Салмин Анатолий Николаевич, Леонид Григорьевич С., Тимофей Степанович С., Степан Кингинович М., Константин Павлович М., Илья Михайлович П., Иван Дмитриевич М., Гавриил Семенович М., Александр Григорьевич М.

   

Чего не хватает населенному пункту для дальнейшего развития сегодня?

   

Магазин, клуб, объекта сельскохозяйственного производства

14

100

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вид на озеро Глубокое возле Шиликуля, 1980-е годы

Вид на озеро Глубокое возле Шиликуля, 2020-е годы

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Первое упоминание о деревне Шиликульской

Лист метрической книги Покровской церкви Николаевской Заимки

за 1758 год

ГБУ ГАТО в г. Тобольске Ф. И156, Оп.15, Д.1085

Метрические книги церквей г. Ялуторовска

и Ялуторовского уезда

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Свидетельство об окончании Шиликульской начальной школы Салминой Надеждой Николаевной, моей прабабушкой

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Протокол слияния сельхозартелей «Прибой» и «Колос», 27.02.1935 г.

ГБУТО ГАТО. Ф.Р-1004. Оп. 1. Д.215. Л.1

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Фотография колхозников колхоза им. Ленина, 1930-е годы.

По сведениям родственников на этом снимке есть мой прапрадед Салмин Н.И., но никто не знает кто именно он.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Ягоды одичавшей сливы и желтой малины, собранные на территории бывшего сада возле с. Шиликуль, 20-е годы 21 века.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Р абота над макетом и диорамой деревни Шиликуль,

готовая диорама и макет

Просмотров работы: 19