Трудовая династия семьи Устюжаниных - вклад в развитие Уралвагонзавода

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Трудовая династия семьи Устюжаниных - вклад в развитие Уралвагонзавода

Устюжанин М.А. 1
1МБОУ СОШ №80
Любимова Е.А. 1
1МБОУ СОШ №80
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Семейные трудовые ценности актуальны во все времена …

На сегодняшний день, в непростое для моей Родины время, страна нуждается в сплочении людей, в старании и трудолюбии своих граждан, для обеспечения благополучия и развития общества. Выступая на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» в июне 2023 года, президент отметил, «вклад каждого россиянина ценен для страны, коллектив каждого предприятия может поспособствовать развитию интеллектуального и технологического потенциала России». 

Лучшим примером стабильности предприятия является сохранение рабочих династий. Трудовые династии свидетельствуют о благополучии и социальной значимости предприятия, являются носителями его индустриальной культуры. Профессионализм – вот самое главное отличие представителей трудовых династий. А чтобы стать профессионалом, как известно, требуется немало времени. В стародавние времена знания, опыт и навыки передавались от отца к сыну, от брата к брату. Связанные родственными узами, работали дружно, старались не подводить друг друга, не уронить марку фамилии.

Я хочу на примере своей семьи показать, на сколько важны трудовые семейные традиции и какой вклад может внести семья в развитие предприятия, а значит и в развитие страны.

Пять поколений Устюжаниных связаны с историей крупнейшего предприятия Уралвагонзавода. Их общий трудовой стаж – более половины тысячелетия. Всегда представители этой большой династии поддерживали друг друга, передавая детям и внукам преданность одному делу – танкостроению.

Цель: проследить через историю предприятия Уралвагонзавод историю трудовой династии семьи Устюжаниных

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по истории Уралвагонзавода

  2. Собрать материал о трудовой династии Устюжаниных

  3. Создать видеоролик, посвящённый трудовой династии Устюжаниных

  4. На основе анализа сведений об истории семьи сделать обобщающую таблицу по трудовой династии.

Методы исследования:

 1. Изучение архива семьи

 2. Анализ и обобщение собранного материала, создание видеоролика

Объект исследования: трудовая династия семьи Устюжаниных.

Предмет исследования: влияние традиций предприятия, на профессиональные навыки, которые передаются из поколения в поколение в семье Устюжаниных

Гипотеза: Изучение трудовых династий должно являться обязательной частью в воспитании трудолюбия и патриотизма каждого человека. Если будут созданы необходимые условия для знакомства детей с семейными трудовыми традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие семейных трудовых ценностей подрастающего поколения.

Практическая значимость: через историю крупнейшего предприятия Нижнего Тагила показать ценность трудовых династий предприятия на примере семьи Устюжаниных и познакомить учащихся своей школы на классных часах.

ГЛАВА1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ УРАЛВАГОНЗАВОДА

1.1. Создание завода

История семьи Устюжаниных связана также, как и у многих тагильчан проживающих в Дзержинском районе Нижнего Тагила с историей и традициями Уралвагонзавода.

Первым из династии Устюжаниных устроившимся на Уралвагонзавод был Никита Устюжанин. О строительстве в Нижнем Тагиле завода семье стало известно от родственников, проживающих в Нижнем Тагиле. Заводу требовались рабочие руки, но из-за отсутствия жилья, бытовых проблем была большая текучка рабочих кадров. В газете «Тагильский рабочий» появились объявления об открытии курсов для Вагонстроя по профессиям: сварщик, каменщик, слесарь, кровельщик, плотник, сталевар, рамщик... Готовил рабочих вагоностроительный техникум, находившийся в Балыковском переулке (ныне улица Огаркова). Никита окончил техникум при УВЗ и устроился в цех 630 слесарем – ремонтником.

Сейчас, АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского" (НПК "Уралвагонзавод") - российская группа компаний, выпускающая военную, железнодорожную, строительную, сельскохозяйственную и прочую технику (всего около 200 видов продукции) под брендом "УВЗ.

Первый большегрузный полувагон завод выпустил 11 октября 1936 г. - этот день считается датой рождения предприятия, которое в том же году переименовали в "Уралвагонзавод" (УВЗ). В 1937 г. конструкторский отдел УВЗ получил статус головного в СССР по полувагонам, крытым вагонам и платформам, автосцепному устройству и тележкам. Главный конструктор предприятия Дмитрий Лоренцо разработал проекты унифицированных грузовых вагонов, в 1940 г. они были утверждены в качестве образца для всех вагоностроительных заводов Советского Союза. За предвоенный период Уралвагонзавод изготовил 35 400 вагонов разного типа −  в два раза больше, чем все вагоностроительные предприятия страны [1; 245].

За 89 лет существования предприятия сформировались традиции производства, где главную роль играет соседство в рамках одного завода производство вагонов и военной продукции. Это важно, как в мирное время, так и в военное, как в период Великой Отечественной войны 1941-1945, так и сейчас в период СВО.

Обратимся к истории завода в период Великой Отечественной войны.

1.2. Уралвагонзавод в военные годы

История каждой семьи нашей страны связана с Великой Отечественной войной. Мы гордимся своими родными участниками боевых действий и теми, кто трудился в тылу. Семья Устюжаниных гордится своими ветеранами труда, работниками Уралвагонзавода награждёнными медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945». Познакомимся с историей завода в годы войны.

В Великую Отечественную войну завод концентрируется на выпуске танков, возглавил Уралвагонзавод руководитель Харьковского паровозостроительного завода — Юрий Максарев. И в 1942-м году он чуть было не разделил участь первого директора, когда предприятие не выполнило план по производству боевых машин [3].

За два месяца УВЗ сворачивает все производство и перестраивается под постройку танков Т-34. В августе 1941 г. решением Государственного комитета обороны завод был объединен с 12-ю эвакуированными из европейских областей СССР предприятиями, в том числе Харьковским машиностроительным заводом номер 183, Московским станкостроительным заводом им. Серго Орджоникидзе. Завод принял 3500 единиц эвакуированного оборудования и 70 тыс. новых работников.

На площадках УВЗ нашлось место и для предприятий авиационной промышленности, не вошедших в состав Уральского танкового завода.

Нужно отметить, что размещение такого числа эвакуированных предприятий на его территории стало возможным только потому, что УВЗ к 1941 году был современным, крупнейшим в мире машиностроительным заводов с большими сборочными цехами и развитой металлургической базой. [7].

18 декабря 1941 г. с конвейера сошел первый танк Т-34, а в конце месяца партия из 25 машин была отправлена на фронт. [7].

Всего за годы Великой Отечественной войны Уральский танковый завод номер 183, как тогда называлось объединенное предприятие, выпустил более 25 тыс. боевых машин. В 1945 г. заводу было присвоено имя Иосифа Сталина, но уже в конце года название сменили на прежнее - "Уралвагонзавод" [7].

Организованные в цехах поточные линии, позволили увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. По воспоминаниям Никиты и Ирины (работала формовщицей) Устюжаниных, мы знаем, что большинство рабочих практически жили на заводе. В красном уголке цеха ставили кровати и раскладушки, чтобы люди могли отдохнуть хотя бы несколько часов.

Каждый третий советский танк, сражавшийся в битвах Великой Отечественной войны, был построен в Нижнем Тагиле. Благодаря конвейерному производству, доступности его каждому малоквалифицированному работнику, простоте конструкции танка Т-34, что позволило наладить его производство в огромном количестве, один единственный завод в выпуске массовых средних танков превзошёл всю промышленность Германии и подвластных ей стран Западной Европы. [5; 125]

В течение всей войны продолжался выпуск оборонной продукции, освоенной еще Уралвагонзаводом, - авиабомб и артиллерийских передков. Весной 1942 года сборка артиллерийских передков, подобно танкам, была переведена на конвейер. На УТЗ производились артиллерийские и ракетные снаряды, бронекорпуса для знаменитого самолета – штурмовика ИЛ-2, формировались и оснащались смонтированным на грузовиках оборудованием танкоремонтные подразделения.

За организацию массового производства танков и военной продукции, самоотверженный труд рабочих и конструкторов, их огромный вклад в Великую Победу Уралвагонзавод был награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1942 и 1943 годах и орденом Отечественной войны I степени в 1945 году. После окончания Отечественной войны Уралвагонзавод вернулся к выпуску мирной продукции. Следующее поколение Устюжаниных дети-войны, продолжили дело своих отцов на предприятии выпускающем как мирную, так и военную продукцию.

1.3 Уралвагонзавод в послевоенный период и до наших дней

Накопленный в военное время огромный опыт массового поточно-конвейерного производства позволил легко и быстро восстановить выпуск мирной продукции- грузовых вагонов, хотя военная продукция по-прежнему выпускалась. Среди предприятий, выпускавших боевые машины до и во время войны, Уральский танковый продемонстрировал наибольшую эффективность. Поэтому правительственное решение о сохранении в Нижнем Тагиле танкостроения и после завершения военных действий было вполне обоснованным. В сохраненном конструкторском бюро под руководством сначала Александра Морозова, а с 1953 года Леонида Карцева были созданы все серийно выпускавшиеся в послевоенный период советские средние танки. В 1950-е - 1960-е гг. на УВЗ строились танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации, в 1973-2005 гг. производился Т-72. [5; 136]

В 1946-1950 гг. УВЗ ежегодно выпускал почти половину железнодорожного подвижного состава (и до 70% грузовых вагонов) в СССР; часть продукции поставлялась на экспорт. В 1960-е гг. был налажен серийный выпуск первых в стране шести- и восьмиосных полувагонов грузоподъемностью 100 и 125 т. Вагоносборочное производство прошло коренную реконструкцию в 1970-х гг.

С января 1958 года УВЗ выпускает Т-55 – первый в мире танк, способный действовать в условиях ядерной войны. Эта модель стала самым массовым танком 1960-1970-х годов. [5; 136]

Следующим продолжателем традиций «тридцатьчетверки» стал созданный в начале 1960-х годов танк Т-62 – первый в мире танк с гладкоствольным орудием. А в 1973 году на УВЗ началось и продолжается в усовершенствованной конструкции производство танка Т-72 – самого массового танка современности, который до сих пор составляет основу танковых сил многих стран.

Один из представителей семьи Устюжаниных Владимир Никитович гордится тем, что был водителем испытателем в цехе 130 Уралвагонзавода. Ему приходилось испытывать танк Т-62, Т-72.

Главным достижением конструкторов Уралвагонзавода в 90-е годы стало производство основного боевого танка Российской армии на сегодня Т-90 и продажа его экспортного варианта – Т-90С за рубеж. [6; 150]

Ракетно-пушечный танк Т-90 был создан на основе огромного опыта многолетней войсковой эксплуатации и применения танков типа Т-72 в различных странах мира в реальных условиях современного боя, а также результатов их испытаний в самых жестких климатических условиях. Т-90 и его экспортный вариант – Т-90С максимально приспособлены для ведения боевых действий в любое время суток и в экстремальных ситуациях.[6; 151]

В 2015 г. "Уралвагонзавод" представил танк Т-14 и БМП Т-15 на новейшей гусеничной платформе "Армата". Также структуры корпорации производят самоходные гаубицы "Мста-С", боевые машины огневой поддержки "Терминатор" и другую бронетехнику на танковых шасси. Всего с 1941 г. УВЗ выпустил более 100 тыс. единиц бронетехники.

В настоящее время НПК "Уралвагонзавод" - единственный производитель танков для Вооруженных сил РФ. Предприятия НПК модернизируют танки Т-72 и Т-80, выпускают танк Т-90 (с модификациями). Все перечисленные модели танков принимают участие в СВО на Украине.

История Уралвагонзавода — это история людей, работавших в разное время на предприятии. «Уралвагонзавод» создавали, помогали строить, создавать мирную и военную продукцию, спасать страну в тяжёлое для страны время люди - работники предприятия. Люди, способные жертвовать личными интересами ради общей работы, добиваться результатов, ставя интересы дела выше материальных благ, наград, чинов и званий. Передача профессионального опыта, семейных традиций, безупречная работа и сопричастность к общему делу – это качества, которые характеризуют тех, кто на протяжении поколений остаётся верен своей профессии или предприятию. Хочу поделиться историей трудовой династии семьи Устюжаниных.

ГЛАВА2.ТРУДОВАЯ ДИНАСТИЯ УСТЮЖАНИНЫХ

Чёткого определения термина «трудовая династия» нет. Обычно под трудовой династией понимаются члены одной семьи и их близкие родственники (жена и муж, дети и внуки основателя династии или главы семейства, братья и сёстры, их супруги, снохи и зятья), которые на протяжении нескольких поколений работают в одной и той же профессиональной области или в одной организации.

Принято считать, что суммарный стаж работы трудовой династии в одной сфере должен составлять не менее 50 лет. В таких семьях накопленные профессиональные знания и умения, опыт и секреты мастерства, понимание особенностей и специфики определённой области передаются от поколения поколению и усваиваются с самого раннего возраста. Это позволяет членам семьи успешнее развиваться в профессии и углублять знания в выбранной сфере. Трудовая династия Устюжаниных насчитывает больше 700 лет.

История большой трудовой семьи началась с моей прапрабабушки Устюжаниной (Черняева) Агафьи Степановны 1893 года рождения.

Начало XX века. Устюжанин Сергей Васильевич (1890-1933 гг.) со своей семьёй и семьёй брата Семёна Васильевича (1892-1948 гг.) жили в деревне Прошкино Туринского района Свердловской области. В 1930 г. Сергей Васильевич уезжает на Верхне-Синичинский завод, а Никита (1918-1993 гг.) – сын Семёна Васильевича на строительство Уралвагонзавода в Нижний Тагил. Через год пришла беда – сгорела родная деревня Прошкино и мать с сыновьями уехали к отцу – Сергею Васильевичу. В 1933 г. отца убило на заводе и Агафьи Степановне (1893-1972 гг.) ничего не оставалось, как переехать с сыновьями к родственникам в Нижний Тагил.

Времена были не из лёгких, но сложности не пугали женщину, ведь нужно было прокормить и одеть детей. Семье дали комнату в бараке. Сын Никита устроил Агафью Степановну в свой кузнечный цех.

Грянула Великая Отечественная война. Никита Семёнович Устюжанин и его жена Ирина Целуйкина, которая трудилась в цехе 550 формовщицей, получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.» Всю свою жизнь они оставались верны УВЗ, отработав здесь по 40 лет.

Из их рассказов о тяжёлом периоде работы на заводе мы знаем, что работать приходилось без выходных, многие жили на заводе. На питание выдавали талоны, которые ценились дороже денег. Победа была долгожданной. Уже в мирное время у Никиты и Ирины родились две дочери Валентина и Лидия, а затем сын Владимир.

Вторым поколением семьи по праву считается мой прадед Иван Сергеевич (1926-2010 гг.) младший сын Агафьи Степановны, пошёл в школу в 1934 г, окончил 6 классов. В 1941 его направили в ремесленное училище № 2 при Уралвагонзаводе по специализации слесарь-инструментальщик. Вскоре ремесленное училище расформировали, и прадед перешёл в училище № 25 по специализации фрезеровщик, строгальщик при мастерских. В феврале 1945 г. был призван в ряды Советской Армии. В августе 1945 г. окончил учебно-танковые курсы и получил специальность командир орудия, был направлен в Польшу до 1950 г.

В ноябре того же года демобилизовался и устроился работать на Уралвагонзавод в цех № 130 слесарем. Здесь же техником – плановиком работала его супруга Маргарита Васильевна (1929-2014 гг.). Вновь семейное постоянство сыграло свою роль – по четыре десятка лет они отдали одному подразделению. Ушёл Иван Сергеевич на заслуженный отдых в должности старшего диспетчера службы ПДБ, имеет медаль: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» и является ветераном труда. В этот же цех супруги устроили племянника – Владимира.

Третьим поколением семьи являются: старший внук Агафьи Степановны – Владимир Никитович (1950 – по настоящее время), 43 года проработавший водителем – испытателем танков рассказывает:

– Я всегда стремился стать танкистом: старался и в армии попасть в те же войска. На распределении все-таки доказал свое желание быть танкистом. По иронии или случайности судьбы меня направили в Германию. "Учебка" проходила в Дрездене, после получения звания сержанта был переведен в город Ратенов, где прошел курсы офицерского состава. Возвращался в Тагил, переполненный гордостью: моя мечта сбылась!

С 1967 г. работал в танковом цехе 130. Сначала испытывал танк Т-62, после – Т-72. Последняя модель уступала в объемах выпуска только легендарному Т-34. Испытания проходили в разное время года, в любую погоду. Случалось, что зимой металл леденел, броня трещала. Но не было никогда ни одной минуты сомнения в том, чтобы поменять работу. За долголетний труд на Уралвагонзаводе был награждён медалью «За укрепление боевого содружества», Ветеран труда.

Супруга Владимира Никитовича – Валентина Семёновна (1949 – 2008 гг.) более 40 лет была бухгалтером в отделе 17.

Сестра Владимира Никитича – Лидия Никитична C. (1947 – по настоящее время) 44 года была инженером в цехе № 790. Является ветераном труда. Её муж – Павел Евтихьевич (1941 – по настоящее время) почти 50 лет проработал в техбюро отдела 12. Награждён медалью «За укрепление боевого содружества», ветеран труда, знак «Победитель соцсоревнований».

Мой дедушка – Валерий Иванович У.(1952 – по настоящее время) после окончания школы устроился на Уралвагонзавод слесарем-сборщиком по изготовлению танков. В конце 1971 года был призван в ряды Советской Армии. После демобилизации вернулся в свой цех на Уралвагонзавод и продолжил работу. В этом же году поступил в Нижнетагильский машиностроительный техникум на вечернее отделение по специализации «Колёсно-гусеничные машины». На заводе работал в разных должностях слесарем-сборщиком, контрольным мастером БТК, начальником БТК. Сейчас мой дедушка находится на заслуженном отдыхе.

Моя бабушка – Татьяна Ивановна (1953 – по настоящее время) с 1971 года проработала инженером-проектировщиком в отделе 75. Почти 40 лет занималась реконструкцией цехов и административно-бытовых корпусов, к юбилею предприятия проектировала лестницу в музее истории. В 2009 году ушла на заслуженный отдых.

Татьяна Ивановна с детства представляла себя заводчанкой. Сначала хотела стать технологом, но потом выучилась по специальности в «Промышленное и гражданское строительство». Награждена почётной грамотой «ПСК – 70 лет», «Правительство Свердловской области – Ветеран труда», «100 лет профсоюза».

Сестра моего деда – Наталья Ивановна (1961 – по настоящее время) 47 лет проработала в управлении № 5 и стала ведущим инженером по патентной и изобретательской работе.

Уже правнуки Агафьи Степановны продолжили достойный трудовой путь династии, это четвёртое поколение нашей семьи.

Сергей Владимирович (1973 – по настоящее время) – начальник бюро управления № 70, а Ирина Владимировна (1979 – по настоящее время) – смотритель выставочного комплекса.

Сын Лидии Никитичны У.– Александр (1976 – по настоящее время) работает механиком участка в цехе № 552, его жена Татьяна (1978 – по настоящее время) – техник-метролог в отделе № 34.

Дочь Лидии Никитичны – Татьяна (1977 – по настоящее время) вместе с мужем Иваном (1986 – по настоящее время) на протяжении 27 лет трудятся в цехе № 883. Она – мастер участка линейно-кабельных сетей, он – системный администратор.

Мой папа – Алексей Валерьевич У. (1983 – по настоящее время) после успешного окончания техникума поступил в «Уральский государственный университет путей сообщения» по специализации «Вагоны». После завершения обучения в 2006 г. пришёл работать на Уралвагонзавод в Уральское конструкторское бюро вагоностроения на должность инженер-конструктор, где проработал до 2017 г. Затем перешёл в дочернюю компанию Уралвагонзавода – Уральский научно-технический комплекс. Является победителем научно-практической конференции молодых специалистов на Уралвагонзаводе в 2008 г., является лауреатом премии главного инженера на научно-практической конференции молодых специалистов в 2010 г, отмечен благодарственным письмом администрации Дзержинского района города Нижний Тагил за активное участие и личный вклад в реализацию молодёжной политики в 2012 г.

Внук Владимира Никитовича У.– Никита Сергеевич (1999 – по настоящее время) праправнук Агафьи Степановны, продолжил дело своего деда и с 2023 г. стал испытателем танка в цехе № 130.

Связь с боевыми машинами у Устюжаниных – "на роду". Уже правнуки Агафьи Степановны продолжили достойный трудовой путь династии.

Сейчас представителей династии Устюжаниных можно встретить в разных подразделениях Уралвагонзавода: цехах 130, 170, 550, 790, 883, отделах 12, 15, 17, 47, 50, 62, 70, 75. В их общей семейной «копилке» более 10 медалей различных уровней, много почётных грамот, благодарственных писем. В 2013 году трудовая династия Устюжаниных была награждена Свердловской областной организацией профсоюза работников оборонной промышленности Почётным диплом за верность избранной профессии и доблестный труд на благо Родины.

Собрав и проанализировав всю доступную на сегодняшний день информацию по трудовой династии Устюжаниных, я, при участии моей тёти – Ирины Владимировны, составил обобщающую таблицу, в которую вошли годы жизни, степень родства по отношении к главе династии, годы работы на предприятии, непрерывный трудовой стаж в корпорации, место работы на Уралвагонзаводе, должность, а также награды (см. Приложение 1).

В настоящее время НПК "Уралвагонзавод" - единственный производитель танков для Вооруженных сил РФ и я горжусь, что история моей семьи связана с историей этого уникального предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В историю страны и мира Уралвагонзавод вошёл, как Танкоград и история моей семьи Устюжаниных связана с историей этого предприятия. Гордость и славу любого предприятия составляют его трудовые династии, передающие из поколения в поколение секреты профессионального мастерства, верность выбранной профессии и традициям предприятия. Именно они являются носителями индустриальной культуры предприятия.

Танкоградом Уральский вагоностроительный стал с началом Великой Отечественной войны. К октябрю 1941 года на площадку УВЗ были эвакуированы 12 предприятий. Слиянием всех этих заводов и людей, был образован один из самых мощных оборонных заводов мира.

Пять поколений трудовой династии Устюжаниных работали в разных подразделениях завода, начиная от слесаря-ремонтника до инженера-конструктора. Преемственность профессионального опыта, семейных традиций и сопричастность к общему делу – это качества, которые характеризуют тех, кто на протяжении поколений остаётся верен своему предприятию. Кроме того, принадлежность к трудовой династии также формирует особый подход к работе, повышает уровень личной ответственности у её участников, которые её несут не только перед работодателем, но и перед своими родственниками. Родители, дети и внуки стремятся не подвести друг друга и поддерживать репутацию своей семьи на самом высоком уровне. Вот почему представителей трудовых династий считают самыми надёжными работниками.

На основании собранной информации мной была составлена таблица трудовой династии Устюжаниных.

Немногие ребята осознают сегодня всю значимость и необходимость изучения истории своей семьи. Без знания своих истинных корней, невозможно считать себя полноценным человеком. Изучая историю своей трудовой династии, я учусь любить страну, в которой я живу и очень хочу быть достойным своих предков.

Список источников и литературы.

1. Нижний Тагил. 300 лет на службе Отечеству: [город трудовой доблести / И. Ю. Матвеева, С. В. Старков, А. Х. Фахретденова и др.]; редактор и автор идеи: А. Х. Фахретденова]; Администрация города Нижний Тагил, МБУК "Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал". 2022. – 345 с.

2. Пислегина А.В., Устьянцев С. В., Гурская О.П. УВЗ. Завод и музей [UVZ. Plant and museum]: [альбом-исследование / Пислегина А.В., Устьянцев С.В., Гурская О.П.; Науч.-произв. корпорация "Уралвагонзавод", Рос. акад. наук, Урал. отд-ние наук, Ин-т истории и археологии, М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. архитектур. -художеств. акад. и др.]. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2016. – 126 с.

3. Пудовкин С.И. Город в военной шинели. Нижний Тагил. 2015.

4. //Военное обозрение. 27.06.13. «Российский Танкоград». Елена Горинова. https://topwar.ru/30058-rossiyskiy-tankograd.html

5. Д. Устьянцев Д. Колмаков. «Боевые машины Уралвагонзавода Т-34». Издательский дом «Медиа-принт», 2005г., 231с.

6. С. Устьянцев, Д. Колмаков «Т-72/Т-90. Опыт создания отечественных основных боевых танков». 2013., 230 с.

7. Устьянцев С.В., Пислегина А.В., Фахретденова А.Х. Элита российской индустрии: Уралвагонзавод. – Екатеринбург: НИИМК, 2001. – 240 с.

8. https://ntgia.ru/post/195/ Строители Уралвагонзавода. Как начинался мировой гигант. Нижнетагильский городской исторический архив.

9. https://rossaprimavera.ru/article/e9067117 23.02.24. ИА Красная Весна «Седой Урал кует победу». Нижний Тагил и его танки. Михаил Моторин.

Приложение 1

Таблица по трудовой династии Устюжаниных на Уралвагонзаводе

№ п/п

ФИО главы династии и ее членов

Годы жизни

Степень родства по отношению к главе династии

Годы работы

Непрерывный трудовой стаж в корпорации

Поощрения, включая гос. награды

1

Устюжанина (Черняева) Агафия Степановна

1893-1972

глава династии

1938-1947

9

 

2

Никита Семенович У.

1918–1993

сын

1937-1976

39

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг». Ветеран труда

3

Ирина Филимоновна У.

1919-2009

жена сына

1937-1974

37

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг».

4

Владимир Никитович У.

1950

внук

1967-2010

43

Медаль «За укрепление боевого содружества» (2001). Ветеран труда

5

Валентина Семеновна У.

1949-2008

жена внука

1967-2008

41

Ветеран труда

6

Сергей Владимирович У.

1973

правнук

1995–н/в

30

 

7

Анастасия Владимировна У.

1973

жена правнука

1992-н/в

33

 
 

Никита Сергеевич У.

1999

праправнук

2023-н/в

3

 
 

Ангелина Антоновна У.

1999

жена праправнука

2023-н/в

3

 

8

Ирина Владимировна У.

1979

правнучка

1998–н/в

27

 

9

Олег Анатольевич О.

1977

муж правнучки

2017-н/в

8

 

10

Лидия Никитична С.

1947

внучка

1965-2009

44

Ветеран труда.

11

Павел Ефтихьевич С.

1941

муж внучки

1960-2009

49

Медаль «За укрепление боевого содружества» (2001), ветеран труда, знак «Победитель соцсоревнований» (1978).

12

Александр Павлович С.

1976

правнук

1997-н/в

28

 

13

Татьяна Павловна С.

1978

жена правнука

2002-н/в

23

 

14

Татьяна Павловна К.

1977

правнучка

1994-н/в

31

 

15

Иван Александрович К.

1986

муж внучки

2003- н/в

22

 

16

Валентина Никитична К.

1946

внучка

2001-

2013

12

 

17

Михаил Викторович Ш.

1978

муж правнучки

2001-н/в

24

 

18

Иван Сергеевич У.

1926-2010

сын

1945–1993

48

Медаль: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг», ветеран труда.

19

Маргарита Васильевна У.

1928

жена сына

1944-1989

45

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг», ветеран труда.

20

Татьяна Ивановна У.

1953

жена внука

1971-2009

38

Почётная грамота “ПСК – 70 лет”, “Правительство Свердловской области – Ветеран труда”, “100 лет профсоюзам”

21

Наталья Ивановна П.

1961

внучка

1978-н/в

47

 

22

Игорь Юрьевич П.

1965

муж внучки

1998-н/в

27

 

23

Александр Игоревич П.

1989

правнук

2010-н/в

15

 

24

Кристина Вячеславовна П.

1990

Жена правнука

2008-н/в

17

 

25

Никита Сергеевич У.

1999

праправнук

2023-н/в

2

 

Общий трудовой стаж

745

   

Количество поколений

5

   

Количество человек, работающих в настоящее время

16

   
Просмотров работы: 43