ВВЕДЕНИЕ
Конфеты – любимое лакомство практически для каждого человека. Они делают нашу жизнь слаще и приятнее. В то же время, и детей, и взрослых завораживают и сами конфетные фантики. Дети, полакомившись конфетой, разглаживают фантик и как ценную реликвию складывают в коробочку. Подобным занятием занимаются и взрослые. Интерес к конфетному фантику привел к появлению нового направления в коллекционировании - сакулумистики (от лат. sacculum «мешок») - коллекционированию конфетных обёрток. Существуют огромные коллекции конфетных оберток. И когда я рассматривала эти коллекции в Интернете, меня поразил тот факт, что можно найти раритетные упаковки от сладостей, которым уже больше 150 лет! Кроме коллекционеров, они вызывают интерес и у историков, ведь по ярким картинкам можно проследить историю нашей страны, начиная с середины XIX века. На мой взгляд, если бы в школьные учебники поместили конфетные фантики с изображениями правителей, каких-то исторических событий, то может быть, мы, современные школьники, начали бы изучать историю своей страны с большим интересом. Я считаю, что старинные конфетные обертки являются нестандартными историческими источниками, так сказать "свидетелями исторической эпохи", которые не используются авторами школьных учебников при реконструкции исторических событий, явлений, процессов. Также считаю, что использование конфетной обертки как исторического источника на уроках истории достаточно продуктивно по двум причинам. Во-первых, фантик – это элемент детской повседневной и праздничной культуры, он понятен, доступен и привычен ребенку; во-вторых, фантик всегда обращается к эмоциональному уровню восприятия, он развлекает, приносит удовольствие, радость, создает позитивную атмосферу урока, придает эмоциональную окраску изучению фактов из истории России. На мой взгляд, старинные конфетные обертки были куда интереснее современных: сейчас просто курочки, коровки и прочая живность вперемешку с абстрактными завитушками, а раньше производители кондитерских изделий старались рассказать покупателям целые истории.
Объект исследования: конфетные фантики и вкладыши.
Предмет исследования: история происхождения, особенности названий и оформления, возможность использования конфетных фантиков при изучении школьного курса истории.
Цель: раскрыть своеобразие конфетного фантика как визуального источника по истории России.
Задачи:
1. Познакомить с историей появления конфетного фантика.
2. Охарактеризовать конфетный фантик как визуальный исторический источник.
3. Раскрыть дидактический потенциал конфетного фантика как «свидетеля эпохи».
Наша работа основана на гипотезе о том, что фантики - не простые бумажки, они в оригинальной форме раскрывают колорит исторической эпохи, и, бесспорно, являются своеобразными памятниками истории, культуры и быта, это материал, который можно использовать при обучении истории в школе.
В данной работе использовались общенаучные методы анализа, синтеза и обобщений.
ГЛАВА 1. КОНФЕТНЫЙ ФАНТИК КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
1.1 Конфетный фантик как «визуальный исторический источник»: понятие, история происхождения, классификация
Дать определение конфетному фантику как историческому источнику достаточно сложно. Несмотря на описание конфетных фантиков в культурологических и маркетинговых исследованиях, до сих пор нет специальных исследований, характеризующих фантик как исторический источник или использующих фантик как один из источников наших знаний о прошлом. Следует отметить, что, конфетный фантик, или обертка, несмотря на «несерьезность» ее предназначения, имеет сложную и интересную биографию.
Конфеты не так уж давно приняли столь обычный для нас сейчас вид, хотя это лакомство существует многие века. Первые кондитеры появились в Древнем Египте: они варили конфеты из меда и фиников, а также фиги и миндаля. В Древнем Риме в строжайшей тайне держался рецепт конфет из орехов, маковых зерен, меда и кунжута, а в Древней Руси конфеты готовили из кленового сиропа, патоки и меда, уваривая в них фрукты и добавляя различные пряности. Само слово «конфета» в XVI веке придумали итальянские аптекари: так они называли засахаренные или переработанные в варенье фрукты, которые использовались в лечебных целях.
Конфеты изготавливали в день приёма гостей и сразу ели из хрустальных вазочек, используя щипчики. Для бедняков такое лакомство было дорогим удовольствием. Не удивительно, что изготовители лакомств стали задумываться над тем, как упаковать конфеты, как их сохранить дольше, как привлечь покупателей и т.п.
К решению этих насущных проблем подключились и ученые. Мало кто знает, что «отцом – создателем» конфетного фантика принято считать Томаса Алве Эдисона. Обычно вспоминают пять его самых известных творений: фонограф, пишущую машинку, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку. И наряду с этими великими техническими изобретениями Эдисон придумал еще и обертку для конфет. Сначала в 1850 году появились первые фантики – двухслойные (из фольги и бумаги), а в 1872 году изобретатель придумал парафинированную бумагу, которая используется для упаковки конфет до сих пор.
Современные словари русского языка предлагают следующие значения слов «фант», «фантик», которые относят к детскому словарю: фантик - это народное название конфетной обертки, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка)1. Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Кроме основного предназначения в качестве упаковки, является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время; также это вещь, отдаваемая участником этой игры для жеребьевки; задание, назначаемое участнику такой игры2. По другой версии слово «фантик» образовалось от сокращения «funny ticket» — «забавный листочек», в который стали оборачивать детские леденцы и конфеты в Америке.
Специалисты в области рекламы определяют его по-разному: «рекламная часть упаковки», «этикетка/ярлык», «малый рекламный жанр», «один из видов комбинированных товарных знаков», «POS-материал», «художественная миниатюра»3. Небольшой по размеру кусочек бумаги является эффективным средством рекламы, сообщающим о достоинствах производителя, качестве товара и о креативности авторов рекламы. Как точно заметили В. В. Учёнова и Н. В. Старых, любой другой жанр рекламы может остаться незамеченным: можно прерваться на время рекламы от телевизионного просмотра, пролистнуть журнальную страницу с рекламой, не обратить внимание на рекламный постер, но разворачивая конфету, мы непроизвольно запоминаем обертку, замечаем рисунок и название конфеты для того, чтобы вновь приобрести товар или, наоборот, никогда его не приобретать4. Специалисты называют конфетную обертку «всепроникающей вестницей достоинств и недостатков товара»5.
Появление конфетных обёрток дало возможность производить сладости в большем количестве. Масштабное производство конфет началось в России только в XIX веке. К концу XIX века число кондитерских фабрик возросло до 1000. Все они конкурировали друг с другом, стремились запомниться потребителю чем-нибудь ярким. Самыми крупными производителями сладостей в России считались товарищества «А. И. Абрикосова и сыновей» и «Эйнем», а также торговые дома «Леновых» и «А. Сиу и К°». В XIX веке российский фантик был лучшим в мире. К оформлению кондитерских изделий производители привлекали выдающихся художников, в том числе Михаила Врубеля, Ивана Билибина, братьев Васнецовых. Но хозяева держали их имена в секрете, чтобы конкуренты не переманили художника к себе. Тогда фантики для конфет и шоколадных плиток были очень красивыми, и разрабатывались с не меньшим тщанием, чем театральные афиши. Например, в серии конфет «Загадка» на конфетном фантике печаталась несложная загадка, которую покупатель должен был отгадать. Существовали обертки «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные - с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.
Каждая эпоха создает свои конфетные обертки со своими атрибутами, деталями, героями, сюжетами. В незначительном конфетном фантике отражается история целой страны, целого народа. «История», рассказанная фантиком, так же интересна, многолика и разноцветна, как и сам носитель информации.
В настоящее время визуальная история является одним из самостоятельных направлений современного исторического знания, где объектом исследования является человек (социум, сословие, общество), а методом познания – совокупность приемов работы с визуальным источником. В мировом контексте и практике преподавания гуманитарных наук использование визуальных источников является далеко не новой идеей. Ранее область дидактики, связанную со зримым представлением учебных объектов, регулировало понятие наглядности. Под наглядностью понималось не только и не столько непосредственное зрительное восприятие, но и ощущения от моторного и тактильного восприятия. В одном из словарей так определяется значение этого термина: «свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта»6. К средствам наглядности относили не только изображения, рисунки на доске, графические пособия, но и различные предметы, оборудование, экспонаты. Во второй половине XX века появились научные труды, а также методическая литература и комплекты наглядных пособий для школы таких авторов, как Н. И. Аппарович, Г. И. Годер, Ф. П. Коровкин, В. С. Мурзаев, Д. Н. Никифоров и др. Работа с наглядным материалом достаточно подробно освещена в методических работах и современных исследователей: М. В. Коротковой, Т.В. Коваль, А.Н. Иоффе, Э. Н. Абдулаева, О. М. Хлытиной, Л.Н. Мазур и др.
В школьном образовании были вполне определены классификация и качественные характеристики наглядности. Ученые выделяли разные виды наглядности: в зависимости от степени абстрактности по отношению к изучаемому предмету ее делили на внутреннюю, словесно-образную, и внешнюю, к которой относили и графические средства. В свою очередь, зрительную наглядность по видам делили на иллюстративную, графическую, схематичную, символическую, вербальную, экранную. В.А. Сластенин подразделял наглядность на естественную, экспериментальную, объемную, изобразительную, звукоизобразительную, звуковую, символическую, графическую, словесную7. Такое деление позволяло уточнить свойства каждого вида в зависимости от конкретных свойств. В то же время на рубеже XX–XXI веков в науке появился визуальный метод научных исследований, который основан «на законах чувственного восприятия». В современном научном сообществе впоследствии появился даже термин «визуальный поворот». «Визуальный поворот» стал возможен в результате признания научным миром важности визуальных источников в научных изысканиях, возможности их использования в качестве определённого метода исследований в науке. Исследователи осознали, что изображения, подобно текстам и устным свидетельствам, являются важным историческим источником. В современной дидактике выделился сектор, отвечающий за более детальный подход, определённый психологическими особенностями нового человека, который мы можем определить как визуализацию.
Термин «визуализация» в переводе с латинского «visualis» означает как воспринимаемый зрительно, наглядный8. Под «визуализацией» подразумевается «представление чего-либо в наглядной форме с помощью рисунков, графики и анимации»9. Визуальное означает все относящееся к непосредственному зрительному наблюдению, осуществляемому посредством невооруженного глаза или при помощи технических средств, устройств, специальных приборов10. Носков С.А. дает такое определение визуализации: «Под визуализацией следует понимать воплощение мысленного представления, идеи в виде изображения, придание зримой формы любому мыслимому объекту, процессу, явлению, как реально существующим, так и созданным в сознании, основанное на способности сознания видеть предметы в образах и активно влияющее на различные аспекты жизни социума»11.
Понятие «визуальный источник» появилось относительно недавно, в отличие от наглядности, что свидетельствует о его новизне. Определение термина «визуальный источник», как и термина «визуальная информация», трудно найти в словарях, справочниках и энциклопедиях. На сегодняшний день нет четкого определения визуального источника. Так, Ю.Л. Троицкий определяет визуальные источники, как «все, что не повествует в виде текста, но демонстрирует в виде изображения»12. Л.Б. Сукина определяет «источник визуальной информации как «источник, содержащий информацию, закодированную в визуальных образах»13. В.И. Рябова понимает под визуальным источником «документ, содержащий информацию, выраженную посредством изображения какого-либо объекта с помощью иллюстраций, в том числе графики, закодированную в визуальных образах и имеющую органичную взаимосвязь текста и визуальной информации»14. Одним из самых распространенных определений визуального источника можно считать определение, данное Н.А. Колодий и В.В. Колодием: визуальный источник - это исторический источник, содержащий информацию о прошлом на основе зрительного образа, которые, будучи воспринятыми, могут быть развернуты и служить опорой мыслительных и практических действий15.
Обобщая все приведенные понятия, можно сделать вывод, что визуальными источниками можно считать визуальные объекты и визуальные данные, выведенные из этих объектов. Преимущество таких источников заключается в том, что визуальное сообщение способно предоставлять большое количество информации за краткий промежуток времени, тем самым давая более высокий коммуникативный эффект, чем сообщение, выраженное словами16.
Визуальные источники могут распределяться по видам в зависимости от целей создания и функциональной направленности. Классификацию визуальных источников можно найти в работах таких учёных, как О.В. Андреева, Л.Н. Мазур, М.Ю. Киселёв, В.В. Алексеев, Г.В. Шпак и др. В основном их разработки в этом направлении сводятся к делению визуальных источников на следующие виды: художественно-изобразительные (художественные картины), изобразительно-графические (графика), изобразительно-натуральные (в научных изданиях), визуально-технические (фото, видео, кино, телевидение). Иллюстрации в свою очередь делят на художественные, научные, научно-технические, документальные.
При обращении к конфетному фантику как к историческому источнику важно учитывать следующее: 1) Фантик можно рассматривать как вещественный источник, фиксируя размер, материал, из которого он изготовлен; 2) Фантик можно рассматривать как письменный источник, по которому можно проследить изменение шрифтов, эволюцию языка, выявить информацию, зафиксированную в надписи; 3) Фантик можно рассматривать как визуальный источник («фантика без картинки не бывает»), содержащий в иллюстрации знаки и символы; 4) Как жанр рекламы, он, с одной стороны, фиксирует элементы повседневности, с другой, конструирует идеал (эстетический, социальный) потребления; 5) В фантике сочетаются словесные и изобразительные элементы в цветном исполнении, причем используются в основном яркие контрастные цвета теплой гаммы: желтый, оранжевый, розовый и т. д.; 6) Фантик ориентирован в основном на детскую аудиторию, поэтому символы и знаки, используемые в изображении, должны быть узнаваемы.
Все фантики, которые я рассматривала в сети Интернет, можно условно разделить на три группы: досоветские (до 1917 года), советские (1917 – 1991 годов) и постсоветские (1992 год - по настоящее время)17. Подробнее остановлюсь на конфетных фантиках досоветской эпохи.
1.2 Конфетные фантики досоветской эпохи
Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно давно. Российским кондитерам было ясно, что фантик с яркой картинкой будет привлекать внимание покупателей, поэтому конфетные обертки быстро начали украшать цветными рисунками. То, что фантик может стать площадкой для политической пропаганды, придумали вовсе не в Советском Союзе, а задолго до него. С точки зрения рекламы упаковка сладостей является идеальным полем – она точно попадает в руки потребителя и вызывает не только интерес, но еще и приятные ассоциации, поэтому промышленники России сразу стали наполнять эту перспективную нишу актуальной информацией. Крупные производители сладостей в России XIX века начали соревноваться в оригинальности и красоте упаковки своего товара.
Производство конфет в России в XIX веке было прибыльным делом, приносящим огромные доходы. В 1913 году в России насчитывалось 142 цензовых кондитерских предприятия с 17 405 рабочими, выработавшими 70,1 тыс. тонн различных кондитерских изделий, а общий выпуск, включая и мелкое кустарное производство, составил 125 тыс. тонн. Из дореволюционных кондитерских предприятий наиболее известными были фабрики: Эйнема (ныне «Красный Октябрь») с объёмом выработки в 1913 7,1 тыс. тонн, «С. Сиу и Ко» (ныне «Большевик») — 5,4 тыс. тонн, «Абрикосов и сыновья» (ныне «Бабаевская фабрика») — 3,7 тыс. тонн (в Москве), Жоржа Бормана — в Петербурге и Харькове. Развитой патентной системы в этой области не существовало, так что полюбившиеся публике сладости производились сразу несколькими фабрикантами, а то и всеми подряд. Карамель «Раковые шейки» выпускали: в Петербурге Конради, в Калуге — Ларионов, в Харькове — Кромский, в Москве — Абрикосов, Динг и Эйнем; «Гусиные лапки» в одной только Москве производили Абрикосов и Бижо; печенье «Соломка» — Абрикосов и Эйнем… Но жесточайшая конкуренция вынуждала дельцов кондитерского дела расширять ассортимент, регулярно предлагая покупателям что-нибудь оригинальное.
К началу 20-го века 20 цехов отлично оборудованной фабрики «С. Сиу и Ко» и 1600 её работников выпускали мармелад и пастилу, кофе, какао и чай, карамель и леденцы, нугу и варенье, пряники и вафли, печенье и бисквиты, пастилки от кашля и простуды, мороженое и пирожные. Но главное — шоколад, за который в 1889 году владелец получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В Москве это было единственное предприятие, производившие, как утверждали, «настоящий швейцарский» шоколад. Кондитеры Сиу предлагали покупателям много оригинальных сладостей: жженый кофе, сливочную карамель, печенье, которое удобно брать в поход, детские шоколадные наборы «Азбука», «История» и «География» с заданиями и головоломками и бюджетный шоколад.
Главный конкурент Сиу Товарищество «Эйнем» в свою очередь с чисто немецкой любовью к систематическому образованию выпускало шоколад в самых разнообразных сериях: «Русские пословицы», «Наши художники и их картины», «Транспортные средства прежде и теперь», «Типы народов земного шара», «Развитие оружия у разных народов», шоколад к юбилею войны 1812 года.
В Петербурге наибольшей популярностью пользовалась продукция кондитерской фабрики «Жоржа Бормана». В 1876 году ее хозяин удостоился почетного звания «Поставщик двора Его Императорского Величества», о чем свидетельствует изображение герба России на конфетной коробке. Трижды продукция под логотипом «ЖБ» получала золотую медаль на Всемирных выставках — дважды в Париже (в 1889 и в 1900 годах) и в Чикаго (в 1893 году).
Также одной из крупнейших в Петербурге была основанная в 1853 году паровая шоколадная, бисквитная и конфетная фабрика швейцарца «М. Конради».
Расцвет фабрики «Абрикосов и сыновья» пришелся на конец XIX века, когда ее владелец Алексей Абрикосов превратил небольшое производство в целую сеть кондитерских, чайных и кофеен. В конце века сладкие товары продавались в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Киеве, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. На фабрике Абрикосова производили 400 тонн карамели, конфет, шоколада и бисквитов в год, а общая прибыль составляла более 2,5 миллиона рублей. О сладостях кричала реклама - афиши призывали покупать мармелад «Лилипут», конфеты «Утиные носы», «Раковые шейки», «Гусиные лапки», монпансье из фруктовых соков, каштаны в сахаре и шоколад разных сортов. В 1899 году товарищество «Абрикосов А.И. и сыновья» получило почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Покупатели ценили не только изысканный вкус, но и интересную упаковку лакомств. Металлические, деревянные, бархатные коробочки, плетеные корзинки, стеклянные банки хранили как сувениры и использовали в быту. На фабрике выпускали наборы к юбилейным и праздничным датам, в фантики вкладывали открытки, бумажные игрушки, мозаики и головоломки. Абрикосову приписывают появление в России шоколадных зайцев и дедов морозов, обернутых в фольгу. Сладости Абрикосова любили в столице. Писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господне» вспоминал о шоколадных конфетах «с кусочками ананаса на кружевной бумажке» и особом «удивлении», который однажды подали к праздничному обеду. Это был «по заказу от Абрикосова, вылитый из цветных леденцов душистых, в разноцветном мороженом, светящийся изнутри - живой «Кремль».
Таким образом, задача каждого участника «сладкого фронта» состояла в выделении своего товара. Все конфетные фантики досоветского периода, в зависимости от функций, которые они были призваны выполнять, можно разделить на две большие группы. Первая группа – фантики и вкладыши в конфетные коробки, которые выполняли просветительские функции. Вторая группа - фантики и вкладыши в конфетные коробки, которые выполняли развлекательные функции.
Если разделить конфетные фантики по тематике конфетной продукции, то она полностью соответствовала своему времени, отражая наиболее яркие моменты в общественно-политической жизни страны. Так, значительная часть фантиков знакомила детей с современным состоянием России. Например, вкладыши в конфетные коробки фабрики «Эйнем» изображали европейскую и азиатскую часть России (Приложение 1). В информационной части вкладыша были представлены статистические сведения о народонаселении России (численность, конфессиональная и этническая принадлежность, количество жителей важнейших городов), об экономике (товарооборот, государственный долг, протяженность железнодорожных сетей), о численности армии и флота. Приводились также географические сведения – о протяженности рек, высоте горных массивов, площади озер. Интересны сведения о колониальных владениях России.
Во-вторых, фантики рассказывали о народах, проживающих в России. Такое знакомство происходило через изображение национальных костюмов, орудий труда, характерных для выполнения традиционных занятий, через национальный орнамент, украшающий фантик по периметру (Приложение 2).
В-третьих, знакомили с особенностями экономической жизни России. На фантике изображались традиционные занятия народов России (земледелие, скотоводство, торговля), занятия аборигенных народов России (оленеводство, охота и др.), демонстрировали технические новинки, новые виды транспорта, железнодорожное строительство, возведение мостов через реки (Приложение 3).
В-четвертых, создавали представление о современной жизни городов (Приложение 4). Чаще всего в изображении использовались символы городов (Москва – Кремль, Санкт-Петербург – памятник «Медный всадник», Одесса – памятник Ришелье), архитектурные ансамбли, являющиеся центрами культурной, экономической, научной жизни, центрами образования (театры, выставочные павильоны, библиотеки, университеты). Изображались также памятники императоров, великих полководцев, композиторов, писателей, поэтов. Обычно архитектурные и скульптурные произведения запечатлевались на фоне повседневной жизни городов. Фиксировались «фрагменты жизни»: бульвары, проспекты, транспорт, люди в костюмах конца XIX – начала ХХ в. Изображались города не только России, но и иностранных государств: Австрии, Франции, Голландии.
В-пятых, обращали внимание на историческое прошлое и современное состояние армии. Представление об армии создавалось через изображения обмундирования, вооружения, знаков отличия. Обычно на обороте вкладыша была помещена подробная информация о родах войск, истории их создания, о героических победах русской армии и ее героях (Приложение 5).
В-шестых, фантики создавали представление о повседневной жизни общества: о спорте, моде, театре, цирке, играх, развлечениях (Приложение 6).
В-седьмых, публиковали фрагменты из литературных произведений, иллюстрации к самим произведениям, портреты известных писателей (Приложение 7).
В-восьмых, рассказывали об исторических событиях российской истории, ее правителях. Уже в середине XIX века на фантиках стали появляться коронованные особы. Это придавало производителям и продукции солидности, да и выслужиться перед властью никогда не бывает лишним18. Так, например, очень популярной до революции была карамель «Царская», выпускаемая концерном «А.И. Абрикосов и сыновья», на ней был изображен памятник императору Александру II. Позднее эту же карамель запустили в производство и другие концерны, фантик помпезно украшался атрибутами царской власти. Товарищество «Энейм» пошло еще дальше, создав линию элитной сладкой продукции. Вскрыв изысканную дорогую упаковку печенья или кофе, покупатель находил многостраничные красочные проспекты с портретами царских особ или изображением знаковых для страны событий: изгнание польских интервентов из Москвы, народное ополчение Минина и Пожарского, подвиг Ивана Сусанина, победа в Отечественной войне 1812 года или призвание Михаила Федоровича Романова на царство. На обратной стороне вкладышей можно было прочитать краткую историческую справку. В России даже существовала традиция отмечать исторические события или их юбилеи выпусками новой кондитерской продукции. Корни она имеет очень старинные – еще в 1861 году после отмены крепостного права фабрика А.А. Савинова выпустила в продажу конфеты «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян» и «Отмена крепостного права». Сегодня фантики из этой исторической серии являются настоящей редкостью.(Приложение 8, 9, 10).
В-девятых, на конфетных фантиках можно было увидеть и будущее нашей страны. Например, в начале ХХ века фабрика «Эйнем» создала серию картинок «Будущее Москвы». Будущее было представлено как торжество человеческого разума и инженерного воплощения мечты. Некоторые детали повседневности и сегодня кажутся фантастическими, но многое сбылось (Приложение 11).
Первая мировая война внесла изменения в облик конфетного фантика. Появились новые серии, например, «Военная жизнь», знакомящие с условиями военной жизни, героями Первой мировой войны (Приложение 12).
Досоветские фантики выполнялись на качественной бумаге, имели множество различных изобразительных элементов, в цветовом решении использовались яркие, контрастные цвета теплых оттенков. В выпуске конфет производители ориентировались на широкую аудиторию, в том числе и детскую, но их продукция была доступна в основном высшим слоям общества. Многие конфетные фантики были настоящими произведениями искусства, так как к их изготовлению привлекались знаменитые художники: Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере. Знаменитый фабрикант Алексей Абрикосов, пошел еще дальше – создал целую артель художников, которые занялись созданием эскизов для упаковок шоколада и конфет. 30 профессиональных живописцев работали у него в цехе упаковки, а возглавлял их Федор Шемякин.
Таким образом, конфетная обёртка может быть «прочитана» и как элемент праздника, и как элемент «повседневности», и как «реклама товара», и как «носитель информации» не только о товаре, который она представляет, но и о той культуре, в которой была создана.
1.3 Пути использования конфетного фантика в школьном курсе истории
В заключение хочу сказать о том, как можно использовать конфетный фантик в роли исторического источника на уроках истории. Возможны как минимум два варианта такого использования:
1) фантик как иллюстрация к изложению учителя, придающая достоверность и убедительность характеристике той или иной исторической эпохи, предлагаемой им;
2) конфетная обёртка как средство организации школьного учебного исследования.
Примерные темы исследования могут быть следующими:
- Отражение событий Первой мировой войны в изображении конфетной обертки.
- Конфетный фантик как источник по истории строительства Транссибирской магистрали.
- Спорт и мода на рубеже XIX–ХХ вв. в изображении конфетной обёртки.
- Конфетный фантик об архитектуре городов России XIX–ХХ вв.
- Детская повседневность в изображении конфетного фантика.
- Круг литературных предпочтений россиян в конце XIX– начале XX вв. (по материалам конфетных обёрток).
На данном примере я продемонстрировала, как маленький конфетный фантик может стать одним из источников информации о прошлом нашей страны. Работа с ним поможет развить у ребёнка познавательный интерес к изучаемой проблеме, сделает тему учебного исследования школьников более актуальной и интересной, эмоционально наполненной, а сам школьный учебник перестанет быть унылым и скучным.
Чтобы проверить свою гипотезу, я решила провести социологический опрос среди взрослых и детей и задавая вопросы:
1. Любите ли вы конфеты?
2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?
3. Какие события из истории страны вы бы хотели увидеть на конфетном фантике?
4. Можно ли использовать конфетные фантики в роли исторических источников в школьных учебниках истории?
Мною были опрошены мои одноклассники, ученики 8 класса, всего 10 человек.
Результаты анкетирования:
На первый вопрос "да" ответили 10 человек (100%).
На второй вопрос утвердительно ответили 7 человек (70%), 3 человека (30%) ответили "нет".
Третий вопрос вызвал шквал ответов: увидеть изображения исторических личностей хотят 7 человек (70%); события, связанные с войнами - 6 человек (60%); памятники архитектуры - 7 человек (70%); виды оружия - 6 человек (60%); виды городов - 5 человек (50%) и т.д.
На четвертый вопрос 5 человек (50%) ответили "да", но при этом уточнили, что качество изображения должно быть высоким, четким, красочным; 3 человека (30%) ответили, что не видят в этом необходимости, потому что в учебниках есть иллюстрации, таблицы, диаграммы; 2 человека (20%) затруднились с ответом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мною исследована история происхождения конфетного фантика, особенности его оформления, показана возможность использования фантиков в нашей повседневной жизни, в том числе и на уроке истории в школе.
Вроде пустяк – фантик, скомкать и выбросить, но если собрать эти бумажки за пятьдесят, а ещё лучше за 150 лет, то перед глазами окажется вся история нашей страны. И получается, что фантики – это частичка культуры народа, страны. Они принадлежат своему времени.
Мы выяснили, что фантик - это не просто бумажка, а средство обучения и воспитания. Они в оригинальной форме раскрывают колорит исторической эпохи, в которой были созданы и, конечно же, являются своеобразными памятниками истории, культуры и быта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ресурсы сети Интернет
История дореволюционных кондитерских предприятий //https:// kulturologia.ru/blogs/030819/43818/
Коллекция конфетных и шоколадных этикеток// https://www.pavelbers. com/Straniza%20istorii%20 Rossii%20%2038%20konfetnie%20etiketki.html.
Коллекция конфетных и шоколадных этикеток [Электронный ресурс]: [сайт] / В. Кудрявцев, Е. Кудрявцева. – М., 2005-2012. – URL: http://www.kudvic.ru/
Обертки конфет дореволюционного периода// http://humus.livejournal.com/
1927164.html
Литература
1. Аванесов С.С. Визуальная антропология: образ, субъект и коммуникация //Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2013. № 9. С. 229–235.
2. Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? //ΠΡΑΞΗΜΑ. 2014. №1 (1). С. 10-22.
3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц: В 2 т. М.: изд-во Русский язык, 2000. Т. 2: П - Я. - 1084 с.
4. Колодий Н.А., Колодий В.В. Визуальный поворот и его влияние на социальное познание//Известия Томского политехнического университета. 2010. №6. С. 146-156.
5. Носков С.А. Визуализация средств обучения как инструмент активизации учебной деятельности// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Самара, 2013. №2(20). С. 162-165.
6. Педагогический энциклопедический словарь: справочное издание. Под ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 527 с.
7. Рябова В.И. Визуальные источники в редкой научной книге: дефиниция, типология, значение// Научные и технические библиотеки. 2024. № 6. - 169 с. С. 143-167.
8. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
9. Сукина Л.Б. Визуальный источник: перспективы, проблемы и ограничения использования информационного ресурса//Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск, 2023. Т. 45. № 2. С. 95–100.
10. Толковый словарь русского языка (72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Азъ, 1994. - 907 с.
11. Троицкий Ю.Л. Визуальные источники: типология и информационный потенциал // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике: коллективная монография / Под ред. В.А. Зверева, О.М. Хлытиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 180 с. С. 104-122.
12. Учёнова В. В. История рекламы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В.В. Учёнова, Н.В. Старых. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 495 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Железнодорожные рабочие в сибирских лесах
Изготовление масла в России
Приложение 4
г. Томск
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Серия "Москва через 200 лет"
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Сестра милосердия закрывает собой раненого солдата ПМВ. Вкладыш Шоколад Конфеты. 1-я Мировая Война
1 Толковый словарь русского языка (72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Азъ, 1994. - 907 с.
2 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц: В 2 т. М.: изд-во Русский язык, 2000. Т. 2: П - Я. - 1084 с.
3 Учёнова В. В. История рекламы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В.В. Учёнова, Н.В. Старых. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 495 с. С. 334.
4 Учёнова В. В. История рекламы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В.В. Учёнова, Н.В. Старых. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 495 с. С. 336.
5 Там же. С. 337
6 Педагогический энциклопедический словарь: справочное издание. Под ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 527 с. С. 157.
7 Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. С. 223-234.
8Визуализация//https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB %D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
9 Рябова В.И. Визуальные источники в редкой научной книге: дефиниция, типология, значение// Научные и технические библиотеки. 2024. № 6. - 169 с. С. 143-167. С. 152.
10 Толковый словарь русского языка (72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Азъ, 1994. - 907 с. С.79.
11 Носков С.А. Визуализация средств обучения как инструмент активизации учебной деятельности// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Самара, 2013. №2(20). С. 162-165. С. 165.
12 Троицкий Ю.Л. Визуальные источники: типология и информационный потенциал // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике: коллективная монография / Под ред. В.А. Зверева, О.М. Хлытиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 180 с. С. 104-122.
13Сукина Л.Б. Визуальный источник: перспективы, проблемы и ограничения использования информационного ресурса//Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск, 2023. Т. 45. № 2. С. 95–100. С. 96.
14 Рябова В.И. Визуальные источники в редкой научной книге: дефиниция, типология, значение// Научные и технические библиотеки. 2024. № 6. - 169 с. С. 143-167. С. 152.
15 Колодий Н.А., Колодий В.В. Визуальный поворот и его влияние на социальное познание//Известия Томского политехнического университета. 2010. №6. С. 146-156. С. 147.
16Аванесов С.С. Визуальная антропология: образ, субъект и коммуникация //Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2013. № 9. С. 229–235.; Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? //ΠΡΑΞΗΜΑ. 2014. №1 (1). С. 10-22.
17 Коллекция конфетных и шоколадных этикеток// https://www.pavelbers.com/Straniza%20istorii%20 Rossii% 20%2038%20konfetnie%20etiketki.html; Коллекция конфетных и шоколадных этикеток [Электронный ресурс]: [сайт] / В. Кудрявцев, Е. Кудрявцева. – М., 2005-2012. – URL: http://www.kudvic.ru/
18 История дореволюционных кондитерских предприятий//https://kulturologia.ru/blogs/030819/43818/