Готический стиль в архитектуре

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Готический стиль в архитектуре

Чернуха А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов"
Арефьева Любовь Петровна 1Романенко Г.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования.

На уроках истории искусства в художественной школе знакомились с различными стилями в искусстве, в том числе и готическим. Меня заинтересовала именно архитектура готики. Готический стиль в архитектуре - это устремлённое ввысь большое и тяжёлое здание, одновременно невесомое и легкое, воздушное и мистическое, залитое необычным светом.

Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению особенностей и значении готической архитектуры.

Готический стиль оказал значительное влияние на развитие искусства, архитектуры и дизайна.

Цель исследовательской работы: изучение особенностей формирования, развития и направлений готического стиля в Западной Европе

Гипотеза: готический стиль архитектуры Западной Европы оказывал влияние на архитектуру зданий в России.

Задачи:

1) расширить и углубить знания о готической архитектуре

2) рассмотреть архитектурные особенности

3) провести анкетирование на знание готического стиля 

4) проследить влияние готического стиля на архитектуру зданий в России.

5) определить свое отношение к данному архитектурному стилю.

Объект исследования: архитектура готического стиля

Предмет исследования: готические соборы

Методы исследования: 

теоретический - изучение и обобщение научной литературы;

практический - создание буклета.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для привлечения внимания школьников к архитектуре Средневековья.

ГЛАВА I. ТЕОРИТЕЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКРУРЕ

    1. Возникновение готического стиля

Готический стиль в искусстве и архитектуре возник в Средние века, примерно в XII веке, и преобладал до XV века. Он развился в западной Европе, особенно во Франции, и был популярен во время эпохи средневековых крестовых походов.

Готический стиль возник как ответ на предыдущий романский стиль, который был более простым и массивным. Он отличался своей изящностью, легкостью и вертикальностью. Он был вдохновлен религиозными идеями и стремлением к созданию более величественных и впечатляющих сооружений.

Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни. Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви. Городской собор стал центром культуры и искус­ства готики.

Одним из первых знаков готического стиля была аббатская церковь Сен-Дени во Франции, построенная в XII веке. Она стала прототипом для многих готических соборов и церквей, которые были построены впоследствии. (Приложение 1)

Готический стиль также нашел свое отражение в искусстве и литературе. В живописи готические художники часто изображали религиозные сюжеты, используя яркие цвета и детализацию. В литературе готический стиль проявился в романах ужасов и мистических историях, которые часто включали элементы мрачности и таинственности.

С течением времени готический стиль уступил место другим архитектурным и художественным направлениям, но его влияние осталось заметным. Многие готические сооружения до сих пор стоят и являются популярными туристическими достопримечательностями. Кроме того, готический стиль оказал значительное влияние на развитие современной архитектуры и дизайна.

1.2. Основные черты готического стиля

Готический стиль, возникший в Средние века, отличается своими характерными чертами, которые делают его узнаваемым и уникальным. Вот основные черты готического стиля:

Вертикальность

Готическая архитектура исключительно вертикальна. Здания в этом стиле стремятся к небу, имеют высокие и стройные формы. Они часто включают в себя высокие башни, шпили и стрельчатые арки, которые создают ощущение легкости и поднимаются вверх.

Разнообразие деталей

Готический стиль известен своим богатым декором и изящными деталями. Здания в этом стиле часто украшены каменными резьбами, витражами, розетками и готическими арками. Эти детали придают зданиям изысканность и элегантность.

Стремление к свету

Готическая архитектура стремится максимально использовать естественное освещение. Здания в этом стиле имеют большие окна, часто с витражами, которые позволяют проникать внутрь помещений мягкому и яркому свету. Это создает особую атмосферу и придает зданиям готического стиля светлость и прозрачность.

Сложные формы

Готический стиль характеризуется сложными и изящными формами. Здания в этом стиле часто имеют необычные и несимметричные формы, арки и выступы. Это создает ощущение движения и динамики, делая здания живыми и интересными.

Символика и мистика

Готический стиль часто связан с символикой и мистикой. Многие элементы декора и архитектуры имеют символическое значение и отражают религиозные или мифологические идеи. Это придает зданиям готического стиля особую атмосферу и загадочность. Все эти черты делают готический стиль уникальным и неповторимым. Он остается одним из самых узнаваемых и популярных архитектурных стилей в мире.

1.3. Главные элементы готической архитектуры

Каркасная система. В готической архитектуре придумали особые конструкции без опорных колонн. Вся масса здания приходилась на каркасы из арок - так можно было освободить пространство, сделать его светлее и тем самым сэкономить строительные материалы. Приложение 2

Арочные своды. Их также называют нервюрами - они выглядят как выступающие рёбра каркаса. Своды стали главным элементом, который отличал готическую архитектуру от того, что было построено ранее. Нервюры позволили облегчить сооружения, но при этом создавали причудливый узор и игру теней. Приложение 3

На основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.

Аркбутаны. В готических сооружениях отказались от тяжёлых стен, однако нагрузка на каркас всё равно была велика - из-за высоты соборов. Аркбутаны служили поддерживающими внешними элементами. Они выглядят как стройные каменные полуарки, которые передают нагрузку на опорный столб. Приложение 4

Контрфорсы. Так называется вся внешняя система опор - на них приходится основной вес готического храма. Как правило, это вертикальная опора, скреплённая с аркбутаном, - так вершина сооружения, которая может быть многоступенчатой, укрепляется и не рушится. Приложение 4

Пинакли. Узкая башня с заострённой вершиной. Подобные элементы придают постройке строгости, элегантности и при этом добавляют пышности. Пинакли выполняли и практическую функцию - в них часто добавляли свинец, что придавало сооружению устойчивости и предотвращало сдвиги. Приложение 5

Мозаика. В готических храмах можно почувствовать особую атмосферу. Во многом за такое ощущение отвечает свет, который проникает внутрь сквозь мозаичные витражи. Обычно на них изображали религиозные сюжеты. Для витражей выбирали яркие цвета: от глубокого малинового до бирюзового. Приложение 6

Порталы. Ещё одним отличительным элементом готического стиля стали ниши в стенах храмов. Они были заострёнными, их украшали скульптуры животных или персонажи из мифологии. Обычно в порталах располагался вход. Приложение 7

Готическая роза. Этот элемент встречается и в постройках романского периода, однако самые красивые примеры были созданы именно в эпоху готики. Роза чаще всего располагалась на фасаде парадного нефа высоко над входом. Она представляла собой витражный круг, который внутри был разделён на «лепестки». Именно через такие розы в храмы проникал основной поток дневного света. Приложение 7

Горгульи. Скульптуры демонических существ, которых изображали с открытой пастью - словно издающими громкий звук. Горгульями украшали стены построек не для устрашения: во время ливней скульптуры служили для отвода дождевой воды с крыши и от стены здания. Приложение 8

1.4. Как развивался готический стиль

Готика развивалась поэтапно. Сегодня принято выделять такие периоды:

Ранняя готика. Период - XII век. Стиль ещё не полностью сформировался: сооружения по-прежнему возводили по романским канонам - не было присущей для готики воздушности, стены были мощными, каменными, из-за чего постройки выглядели массивными. Они также были лишены богатого, яркого декора, однако постепенно такие элементы начинали появляться, пусть и не в привычном для готики объёме. Среди важнейших памятников ранней готики находятся части базилики Сен-Дени (1130-1148: западный фасад, нартекс, и деамбулаторий), Санский собор ru en (1140), Ланский собор (1155-1235), собор в Санлисе ru en (1160) и наиболее известный - собор Парижской Богоматери (начат в 1160). Приложение 10

Высокая или зрелая готика. Период - XIII век. Здания устремились вверх, вертикаль окончательно сменила горизонталь. В это время появились основные элементы архитектурного стиля: от каркасных конструкций и арок до скульптур и готической розы.

Архитектуру Высокой готики можно проиллюстрировать на примере четырёх крупных соборов, ставших образцами для других построек: Шартрского, Реймского, Амьенского и Буржского. Собор в Бове является примером доведения принципов Высокой готики до пределов возможного, что неоднократно приводило его к обрушению и не дало завершить строительство.

Пламенеющая, или поздняя, готика. Период - XIV век, а в некоторых странах и XV век. Каноны готической архитектуры были окончательно сформированы. Термин «пламенеющая» говорит сам за себя - на этом этапе основной упор делали на украшение сооружений. Особую популярность тогда приобретают пинакли - заострённые, стройные башенки, украшающие вершины храмов.

Мила́нский собо́р, или Собор Рождества Девы Марии,- кафедральный собор, расположенный в историческом центре Милана. Посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии. Один из крупнейших в Европе, Миланский собор среди готических храмов по вместимости уступает лишь севильскому, а среди итальянских храмов - собору Святого Петра в Ватикане. Одних только статуй в соборе насчитывается 3400.

Постготика или неоготика

В конце XVI века готический стиль уступил место более современным архитектурным течениям, и его влияние стало уменьшаться. Тем не менее готическая архитектура была переосмыслена в XVIII-XIX веках, когда мастерам стало интересно возродить традиции строительства. Неоготика использует основные классические элементы, но добавляет новые технологии.

В тот период предпочитали сосредоточиться больше на декоративной составляющей, а не на технологической. Поэтому архитекторы и строители иногда пренебрегали каркасной системой, заменяя ее на другую, но обязательно использовали розетки, витражи, мозаики и пинакли.

Закат стиля произошел в начале XX века по причине нецелесообразности строительства. Города, на чьи деньги это строилось, задумались о том, что расходы слишком высоки, а значит, лучше сосредоточиться на более практичных зданиях.

    1. Влияние готического стиля на архитектуру зданий в России.

Символы Средневековья - готические соборы - можно встретить во многих европейских городах. И каждый из этих каменных и молчаливых свидетелей исторических событий - грандиозен и по-своему прекрасен. Имеются ли архитектурные постройки в готическом стиле в России? Какое влияние оказал на архитектуру российских городов?

Оказывается Готика в архитектуре российских городов встречается намного чаще, чем мы привыкли думать. Многие из этих зданий стали визитными карточками не только своего города или региона, но и всей страны.

Адмиралтейство и Эрмитажная кухня в Царском Селе

В Екатерининскую эпоху в Россию пришел готический архитектурный стиль. В нем сочетались элементы европейской готики и русского барокко.

Первым русским архитектором, перенесшим особенности готического стиля на русскую почву, стал Василий Неелов. В 1771 году он вернулся из путешествия по Англии, куда отправился по приказу Екатерины II для изучения местной архитектуры. В 1772 году зодчий приступил к строительству небольших павильонов для Царскосельского парка -Адмиралтейства и Эрмитажной кухни. Кухня, где готовили ужин для приемов в павильоне Эрмитаж, была построена в стиле рыцарского замка и напоминала средневековое укрепление. Ее украшали зубцы и башенки -правда, соседствовали они с вазами и цветочными гирляндами в стиле рококо. Адмиралтейство состояло из трех зданий: центрального двухэтажного корпуса для хранения лодок и двух башенок по сторонам — птичников. И Эрмитажная кухня, и адмиралтейство были выполнены из красного кирпича с белыми декоративными деталями. Приложение 12.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быкове

Одна из самых необычных российских церквей была построена по заказу владельца усадьбы Быково Михаила Измайлова. По мнению исследователей, архитектором сооружения был Василий Баженов, который возвел на месте старой деревянной церкви новый готический храм. Здание было построено из белого камня, его венчали готические башенки, а фасады украшали скульптуры. Самой же Владимирской иконе Божией Матери был посвящен только верхний, летний храм. Нижний был освящен в честь Рождества Христова. Приложение 13

Петровский путевой дворец в Москве

Этот дворец Матвей Казаков построил по заказу Екатерины II после воздвижения ансамбля на Ходынском поле. Эклектичное здание объединило черты древнерусской и барочной архитектуры, но доминирующим был готический стиль. Стрельчатые окна, пинакли (копьевидные башенки) над входом во дворец отсылали к стилистике средневековых замков, но по структуре здание было типичной усадьбой в стиле классицизм- главным домом с флигелями и парадным двором. Приложение 14

Большой дворец усадьбы Царицыно, Москва

Царицыно – единственный в Европе дворцово-парковый комплекс среди монарших резиденций, полностью спроектированный в готическом вкусе. Усадьба строилась по велению императрицы Екатерины II с 1776 по 1796 годы архитектором Василием Баженовым, затем Матвеем Казаковым, но Большой дворец так и остался незавершенным. Его воссоздадут только в 2007 году. Приложение 15.

Никольская башня Кремля

Никольскую башню Московского кремля хотя бы по телевизору видел каждый россиянин. Название башни и популярной пешеходной улицы напротив связаны с образом Святого Николая, размещенного над воротами.

Именно через ворота Никольской и Спасской башен входило ополчение Минина и Пожарского. Декор с готическим орнаментом башня получила после реконструкции в 1806 году по проекту архитекторов Луиджи Руска и Алексея Бакарева. После пожара 1812 года восстановлена с незначительными изменениями. Приложение 16

Торговый дом Рукавишникова, Нижний Новгород

Без остроконечного профиля здания торгово-промышленного комплекса Сергея Рукавишникова трудно представить панораму набережной Волги в Нижнем Новгороде. Здание было выстроено в 1916 году по проекту самого «короля модерна» Федора Шехтеля. Это одно из последних творений архитектора в готических формах. Приложение 17

В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко. В храмовом строительстве также преобладала традиционная для православия крестово-купольность. О глубоком понимании языка готических архитектурных форм говорить тут не приходится ввиду большой временной и пространственной дистанции, разделяющей новые постройки с их средневековыми прототипами.

Со второй половины XIX века псевдоготические фантазии уступают место «интернациональной» неоготики, основным полем для применения которых в России становится строительство католических костёлов для прихожан польского происхождения. Таких храмов было построено множество на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева. 

Церковь святого Александра Невского - Петергоф

Ласточкино Гнездо -Ялта

Храм Пресвятого Сердца Иисуса -Самара

Храм Преображения Господня - Красноярск

Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи - Санкт-Петербург

На ряду с приведенными мною примерами, можно ознакомиться и с другими готическими сооружениями, построенными в России. Центром таких построек является - Санкт-Петербург

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУКЛЕТА.

2.1. Анкетирование среди одноклассников.

Изучив историю возникновения и развития готического стиля в архитектуре, решила выяснить у одноклассников, что они знают по теме моего исследования и провела анкетирование. Вопросов было 4, опрашиваемых 15 одноклассников.

№ п/п

Вопросы

 

Известен ли вам готический стиль в архитектуре?

 

Назовите страны где находятся такие постройки?

 

Какие особенности этого стиля вам известны?

 

Есть ли в России готические храмы?

По результатам анкетирования я сделала вывод, что ребята не знакомы с готическим стилем, лишь 4 ответили на 2 поставленных вопроса, и 10 ответили на один из вопросов. В своей работе я решила рассказать об особенностях готического стиля, изготовить буклет с краткой информацией по теме исследования.

2.2. Компьютерный практикум:

1. Открыла документ Microsoft Publisher

2. Выбрала макет буклета и дизайн оформления

3. Внесла текстовую информацию своего проекта

4. Добавила графические изображения

5. Провела стилистическое оформление

6. Сохранила документ Приложение 18

3. Заключение

На мой взгляд, готика - один из самых красивых стилей в архитектуре. В готике есть что-то загадочное, мистическое... Может, поэтому этот стиль и притягивает!

Готика - венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы.

Я с интересом отнеслась к выбранной мною теме. Познакомилась с описанием знаменитых храмов и историей развития Эпохи Готического Стиля.

Гипотеза о том, что готический стиль архитектуры Западной Европы оказывал влияние на архитектуру зданий в России подтвердилась. 

Цель по изучению особенностей формирования, развития и направлений готического стиля в Западной Европе достигнута.

4. Список использованной литературы

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Готика

  • http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/midle/gotica/gotica_region_England.html

  • https://www.liveinternet.ru/users/3287612/post411457609

  • https://vk.com/doc233177121_533965998?hash=3631f70ebe8f88e23b&dl=7e90638a4083bfef70

  1. Приложение

Приложение 1 Аббатская церковь Сен-Дени во Франции

Приложение 2 Каркасная система

Приложение 3Арочные своды (нервюры))

Приложение 4 Аркбутаны и контрфорсы

Приложение 5 Пинакли

Приложение 6Мозаика. 

Приложение 7 Собор в Реймсе (портал).Готическая роза.

Приложение 8Горгульи

Приложение 9 Собор Парижской Богоматери (начат в 1160).

Приложение 10 Ре́ймсский собо́р  - готический собор во французском городе Реймсе.

Приложение 11  Мила́нский собо́р, или Собор Рождества Девы Марии,- кафедральный собор

Приложение 12. Адмиралтейство и Эрмитажная кухня в Царском Селе

Приложение 13.Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быкове

Приложение 14.Петровский путевой дворец в Москве

Приложение 15. Большой дворец усадьбы Царицыно, Москва.

Приложение 16. Никольская башня Московского Кремля.

Приложение 17.Торговый дом Рукавишникова, Нижний Новгород

Приложение 18 Буклет

Просмотров работы: 152