Российские банкноты

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Российские банкноты

Аюпов Т.Р. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Старополтавская средняя школа» Старополтавского района Волгоградской области
Аюпова Н.А. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Старополтавская средняя школа» Старополтавского района Волгоградской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Штучка невеличка,
А всякому нужна. Что же это?

Да, это деньги.

Деньги для каждого важны!

А к ним карманы нужны!

Наличный расчет уже неудобен,

Карточный же – бесподобен!

Еще с телефона оплата по коду,

Платежный стикер к тому же в моде!

С учетом выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования.

Проблема исследования: какова же необходимость бумажных реальных банкнот?

В настоящее время все больше внимания уделяется безналичному расчету и альтернативным способам оплаты, так шуршащие купюры чаще встречаются в руках очень взрослых людей. Однако такие банкноты также обновляются новым дизайном и знаками защиты.

Актуальность проблемы определила тему нашего исследования: «Российские банкноты».

Объект исследования: деньги РФ.

Предмет исследования: банкноты России.

Цель исследования: выявить, востребованы ли российские банкноты?

Гипотеза исследования: банкноты РФ – наследие.

Задачи исследования:

  1. узнать российские денежные знаки;

  2. изучить секрет банкнот;

  3. исследовать мнение одноклассников и сверстников о российских банкнотах;

  4. разработать лепбук «Банкноты России».

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования разработанного лепбука для наследия и бонистики.

Методы исследования:

  1. теоретические (анализ исторической литературы по теме исследования, изучение и анализ интернет-источников, количественная и качественная обработка данных);

  2. эмпирические (анкетирование, моделирование).

Этапы исследования:

1 этап: поиск информации в сети Интернет и анализ литературы по изучению банкнот (октябрь 2024г.).

2 этап: исследовательская работа по составлению опросника и проведению опроса с последующим анализом (ноябрь 2024г.).

3 этап: проектная работа по созданию лепбука «Банкноты России» (декабрь 2024г.).

4 этап: оформление результатов исследования (январь 2025г.)

5 этап: презентация проектно-исследовательской работы широкой общественности (февраль-апрель 2025г.).

База исследования: МКОУ «Старополтавская СШ.

Глава 1. О рубле

    1. Прошлое рубля

«Не в деньгах счастье, а в их количестве!» – часто слышим мы от папы. И с этим утверждением нельзя не согласиться, так как деньги любят все!!! И взяв в руки банкноты, мы думаем лишь о предстоящем их обмене на необходимый товар или предмет. Ведь в этом предназначение денег.

Так и С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» трактует деньги как «металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

В Российской Федерации про денежную систему можно прочитать в Конституции Российской Федерации. В статье 75 Конституции РФ написано, что: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Глава VI Закона «О Центральном банке Российской Федерации» расшифровывает положения Конституции: Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

А что мы вообще знаем про деньги?

У каждой страны деньги свои:

В Казахстане – тенге, в России – рубли,

В Китае – юани, в Индии – рупии…

Так для каждого деньги важны,

Особенно для развития всей земли.

Денежные знаки – визитка страны!

В них гордость, культура, история,

Обычаи, науки прогресс и достижения!

Вот так стало средство платежа

Настоящим шедевром искусства!

Каждая банкнота сделана по образцу,

Она должна быть устойчива к износу.

Для хранения важны удобные габариты,

Купюры при этом компактны и привлекательны.

От подделок высокая защита важна –

Важным критерием считается она!

За годом год, за веком век

Живёт с деньгами человек.

Меняются люди, дома, города,

Одежда и обувь, машины, еда

Меняться всему наше время велит

И, денег, конечно, меняется вид!

От круглых монеток, от мятых рублей

Избавиться люди мечтают скорей!

На смену из пластика карты приходят

Уже с телефона расчёт производят!

Ведь нынче стикеры в моде!

А что будет дальше?

Давайте мечтать!

Давайте придумывать и воплощать!

    1. Секрет банкнот

Оценивая номинал банкноты

И перебирая ее товарообороты,

Смотрим, не замечая, красоту купюры:

Где-то изображен город страны,

А где-то сооружение архитектуры

С портретом госдеятеля запечатлены.

Банкноты разного цвета бывают,

Так портретный номинал определяют.

Гостайной считается печать банкнот,

Ведь красок состав – это секрет!

Монеты же украшены госсимволами,

Сплавлены белым да желтым цветами.

5 рублей

Памятник «Тысячелетие России» 5-рублевой купюры - на лице,

Новгородский Софийский собор - на фоне.

Стена Новгородского кремля – на обороте.

С зеленым цветом во всем развороте. (Рисунок 1)

Рисунок 1 - купюра 5 рублей (образца 1997 года) - лицевая и оборотная сторона

10 рублей

Плотина Красноярской ГЭС на обороте,

Мост через реку Енисей с часовней Параскевы Пятницы на банкноте

Номиналом в 10 рублей

Заменяется часто монетой, равноценной ей. (Рисунок 2)

Рисунок 2 - Банкнота 10 рублей образца 1997 года модификации 2004 года - лицевая и оборотная сторона

50 рублей

У подножия колонны сидит Невы статуя,

на фоне Петропавловской крепости всех радуя,

А остров Васильевский на обороте разворота.

Вот такая северостоличная 50-ти рублевая банкнота! (Рисунок 3)

Рисунок 3 - Купюра 50 рублей (образца 1997 года модификации 2004 ) - лицевая и оборотная сторона.

100 рублей

Большой театр величествен

С Аполлоном из колесницы,

Так сей номинал удивителен –

Сотка рублей из столицы! (Рисунок 4)

Рисунок 4 - купюра 100 рублей (образца 1997 года, модификации 2004 года) - лицевая и оборотная сторона

200 рублей

Зияет Севастополь на зелени двухсот рублей:

Где Херсонес Таврический выше всех речей,

Красный круг со знаком всем рублям

И памятник затонувшим кораблям. (Рисунок 5)

Рисунок 5 - банкнота Банка России образца 2017 года номиналом 200 рублей - лицевая и оборотная сторона

500 рублей

Вот банкнота красотой удивляет -

Фиолетово-синий цвет пятисот рублей представляет:

Петр I - это верфь в Архангельском порту,

Соловецкий монастырь - это памятник свету. (Рисунок 6)

Рисунок 6 - купюра номиналом 500 рублей образца 1997 года модификации 2010 года – лицевая и оборотная сторона

1000 рублей

Эта купюра с нитью защиты,

С церковью Иоанна Предтечи и колокольней,

На фоне ярославского кремля с часовней -

1000 рублей – из наличной элиты! (Рисунок 7)

Рисунок 7 - банкнота Банка России образца 1997 года номиналом 1000 рублей модификации 2010 года

2000 рублей

Русский мост – это вантовый мост:

Для связи острова Русский и города Владивосток.

Слева вверху герб РФ на синей двухтысячной банкноте

И космодром «Восточный» на обороте. (Рисунок 8)

Рисунок 8 - банкнота Банка России образца 2017 года номиналом 2000 рублей

5000 рублей

Красно-коричневый цвет купюры пяти тысяч рублей

Во главе с генералом Муравьевом-Амурским

На набережной Хабаровска, и герб сверху видней,

Да царский амурский мост, удивителен и неповторим! (Рисунок 9)

Рисунок 9 - банкнота Банка России образца 1997 года номиналом 5000 рублей модификации 2010 года

Каждая банкнота удивительна,

При этом она и исключительна:

Исторически ознакомительна достопримечательностями,

С улучшенной системой защиты безопасности.

Глава 2. Про рубль

2.1 Опрос

Знают взрослые и дети —
Он один такой на свете.

Это рубль – наш великий,

Любимый всеми и родимый!

На этапе практической работы мы решили исследовать, а что известно сверстникам о рубле. Так было решено разработать опросник и провести анкетирование обучающихся 4-ых классов МКОУ Старополтавская СШ, в результате которого обработаны ответы 72 человек, представленные в таблице №1.

Таблица 1.

Результаты опроса

п/п

Вопрос

Ответ

 

Что ты знаешь о рубле?

100% -  деньги РФ.

 

Что с деньгами можно делать?

91% – обменивать на товар, покупать что-то, оплачивать нужное, 9% - копить на желаемое.

 

Знаешь ли ты виды денег?

79% - да с перечислением по способу оплаты, 21% -да с перечислением наличных.

 

Знаешь ли ты цвет купюр?

28% - да, с перечислением номинала и цвета; 52% - да с перечислением цвета, 10% - да, с перечислением цвета не всех купюр

 

Какие города изображены на купюрах?

81% - не знаю, 19% - предположения.

 

Что еще изображено на купюрах?

51% - не знаю, 28% - человек на троне, в колеснице, Петр I, статуи, 21% - мост, здание.

 

Чем удобнее пользоваться: карточками или монетами, банкнотами? Почему?

97% - карта или телефоном, не потеряв наличные, 3% - наличными, чтоб отсчитать нужную сумму.

Исходя из табличных данных, следует, что из 82 опрошенных только 9% подтвердили то, что деньги можно копить; лишь 19% детей пытались перечислить города на купюрах; однако все 100% знают, что такое «рубль»; большинство детей 79% перечислили виды денег по способу оплаты; а также 97% ребят предпочитает картой пользоваться; 52% смогли вспомнить цвет купюр.

2.2 Лепбук «Банкноты России»

Рубль – это реальность, с которой все знакомятся с детства. Проведенный опрос подтверждает необходимость раннего изучающего знакомства с рублем.

На основании полученных данных было решено сделать лепбук «Банкноты России». Проектирование лепбука началось с оформления тематических глав. В процессе сборки лепбука, фантазируя, были устроены интерактивные разделы-странички: «Прошлое» с рублем, «Будущее» в наглядных зарисовках, «Дизайнерский подход» с разными образами банкнот в ограниченном тираже, «Философия рубля» с афоризмами, «В тренде» в перспективных вариациях, «Виды денег».

Таким образом, лепбук «Банкноты России» помог заинтересовать ранее равнодушных и наглядно представить секрет успеха бумажных наличных. Таким образом, очевидно, что банкноты РФ – это красивое ценное наследие, не уступающее денежным альтернативам.

Мое имя —рубль России,
Главный по стране в развитии!
Меня любят все на свете,
Взрослые и особенно дети.

Со мной лучше ты дружи,

Так меня ты изучи!
Со мной горе — не беда,
Со мной радостно всегда,
Я всегда помощник твой,

Вот такой я – деловой!

Заключение

Каждый мечтает с детства
Богатство иметь свое.
Но деньги – для жизни СРЕДСТВО.
А вовсе не цель ее.

В ходе решения первой задачи исследования мы узнали российские денежные знаки:

Они бывают бумажные и металлические,

Их копят, тратят, теряют, находят.

Без них не купить ни хлеба, ни соли,

Но счастья и здоровья не купишь на них.

С экономикою нас,
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»,
Как деньги экономить.
Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали.
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.

Решая вторую задачу исследования, мы выявили секрет банкнот:

Каждая банкнота удивительна,

При этом она и исключительна:

Исторически ознакомительна достопримечательностями,

С улучшенной системой защиты безопасности.

Для решения третьей задачи исследования было проведено анкетирование среди учащихся 4-х классов и будущих первоклассников. Так из 72 человек 97% подтвердили то, что безналичный расчет удобнее; 28% детей знают цвет банкнот; 81% не знают города на банкноте, однако все 100% знают, что такое «рубль» и его применение.

Решая четвертую задачу исследования, была разработан лепбук «Банкноты России». Презентация разработки широкой общественности позволила многим детально, по-новому рассмотреть всеми известные банкноты. Наблюдая за реакцией детей, можно отметить интерес к изложенному материалу и желание заниматься бонистикой.

У каждой страны деньги свои:

В Казахстане – тенге, в России – рубли,

В Китае – юани, в Индии – рупии…

Так для каждого деньги важны,

Особенно для развития всей земли.

Денежные знаки – визитка страны!

В них гордость, культура, история,

Обычаи, науки прогресс и достижения!

Вот так стало средство платежа

Настоящим шедевром искусства!

Таким образом, очевидно, что банкноты РФ – это красивое ценное наследие, не уступающее денежным альтернативам.

Список литературы

  1. https://infourok.ru/individualnyj-proekt-dengi-rossii-6192280.html

  2. https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/01/02/stihi-zagadki-i-poslovitsy-pro-dengi-o-dengah

Просмотров работы: 8