Введение
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Штучка невеличка,
А всякому нужна. Что же это?
Да, это деньги.
Деньги для каждого важны!
А к ним карманы нужны!
Наличный расчет уже неудобен,
Карточный же – бесподобен!
Еще с телефона оплата по коду,
Платежный стикер к тому же в моде!
С учетом выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования.
Проблема исследования: какова же необходимость бумажных реальных банкнот?
В настоящее время все больше внимания уделяется безналичному расчету и альтернативным способам оплаты, так шуршащие купюры чаще встречаются в руках очень взрослых людей. Однако такие банкноты также обновляются новым дизайном и знаками защиты.
Актуальность проблемы определила тему нашего исследования: «Российские банкноты».
Объект исследования: деньги РФ.
Предмет исследования: банкноты России.
Цель исследования: выявить, востребованы ли российские банкноты?
Гипотеза исследования: банкноты РФ – наследие.
Задачи исследования:
узнать российские денежные знаки;
изучить секрет банкнот;
исследовать мнение одноклассников и сверстников о российских банкнотах;
разработать лепбук «Банкноты России».
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования разработанного лепбука для наследия и бонистики.
Методы исследования:
теоретические (анализ исторической литературы по теме исследования, изучение и анализ интернет-источников, количественная и качественная обработка данных);
эмпирические (анкетирование, моделирование).
Этапы исследования:
1 этап: поиск информации в сети Интернет и анализ литературы по изучению банкнот (октябрь 2024г.).
2 этап: исследовательская работа по составлению опросника и проведению опроса с последующим анализом (ноябрь 2024г.).
3 этап: проектная работа по созданию лепбука «Банкноты России» (декабрь 2024г.).
4 этап: оформление результатов исследования (январь 2025г.)
5 этап: презентация проектно-исследовательской работы широкой общественности (февраль-апрель 2025г.).
База исследования: МКОУ «Старополтавская СШ.
Глава 1. О рубле
Прошлое рубля
«Не в деньгах счастье, а в их количестве!» – часто слышим мы от папы. И с этим утверждением нельзя не согласиться, так как деньги любят все!!! И взяв в руки банкноты, мы думаем лишь о предстоящем их обмене на необходимый товар или предмет. Ведь в этом предназначение денег.
Так и С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» трактует деньги как «металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».
В Российской Федерации про денежную систему можно прочитать в Конституции Российской Федерации. В статье 75 Конституции РФ написано, что: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Глава VI Закона «О Центральном банке Российской Федерации» расшифровывает положения Конституции: Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
А что мы вообще знаем про деньги?
У каждой страны деньги свои:
В Казахстане – тенге, в России – рубли,
В Китае – юани, в Индии – рупии…
Так для каждого деньги важны,
Особенно для развития всей земли.
Денежные знаки – визитка страны!
В них гордость, культура, история,
Обычаи, науки прогресс и достижения!
Вот так стало средство платежа
Настоящим шедевром искусства!
Каждая банкнота сделана по образцу,
Она должна быть устойчива к износу.
Для хранения важны удобные габариты,
Купюры при этом компактны и привлекательны.
От подделок высокая защита важна –
Важным критерием считается она!
За годом год, за веком век
Живёт с деньгами человек.
Меняются люди, дома, города,
Одежда и обувь, машины, еда
Меняться всему наше время велит
И, денег, конечно, меняется вид!
От круглых монеток, от мятых рублей
Избавиться люди мечтают скорей!
На смену из пластика карты приходят
Уже с телефона расчёт производят!
Ведь нынче стикеры в моде!
А что будет дальше?
Давайте мечтать!
Давайте придумывать и воплощать!
Секрет банкнот
Оценивая номинал банкноты
И перебирая ее товарообороты,
Смотрим, не замечая, красоту купюры:
Где-то изображен город страны,
А где-то сооружение архитектуры
С портретом госдеятеля запечатлены.
Банкноты разного цвета бывают,
Так портретный номинал определяют.
Гостайной считается печать банкнот,
Ведь красок состав – это секрет!
Монеты же украшены госсимволами,
Сплавлены белым да желтым цветами.
5 рублей
Памятник «Тысячелетие России» 5-рублевой купюры - на лице,
Новгородский Софийский собор - на фоне.
Стена Новгородского кремля – на обороте.
С зеленым цветом во всем развороте. (Рисунок 1)
Рисунок 1 - купюра 5 рублей (образца 1997 года) - лицевая и оборотная сторона
10 рублей
Плотина Красноярской ГЭС на обороте,
Мост через реку Енисей с часовней Параскевы Пятницы на банкноте
Номиналом в 10 рублей
Заменяется часто монетой, равноценной ей. (Рисунок 2)
Рисунок 2 - Банкнота 10 рублей образца 1997 года модификации 2004 года - лицевая и оборотная сторона
50 рублей
У подножия колонны сидит Невы статуя,
на фоне Петропавловской крепости всех радуя,
А остров Васильевский на обороте разворота.
Вот такая северостоличная 50-ти рублевая банкнота! (Рисунок 3)
Рисунок 3 - Купюра 50 рублей (образца 1997 года модификации 2004 ) - лицевая и оборотная сторона.
100 рублей
Большой театр величествен
С Аполлоном из колесницы,
Так сей номинал удивителен –
Сотка рублей из столицы! (Рисунок 4)
Рисунок 4 - купюра 100 рублей (образца 1997 года, модификации 2004 года) - лицевая и оборотная сторона
200 рублей
Зияет Севастополь на зелени двухсот рублей:
Где Херсонес Таврический выше всех речей,
Красный круг со знаком всем рублям
И памятник затонувшим кораблям. (Рисунок 5)
Рисунок 5 - банкнота Банка России образца 2017 года номиналом 200 рублей - лицевая и оборотная сторона
500 рублей
Вот банкнота красотой удивляет -
Фиолетово-синий цвет пятисот рублей представляет:
Петр I - это верфь в Архангельском порту,
Соловецкий монастырь - это памятник свету. (Рисунок 6)
Рисунок 6 - купюра номиналом 500 рублей образца 1997 года модификации 2010 года – лицевая и оборотная сторона
1000 рублей
Эта купюра с нитью защиты,
С церковью Иоанна Предтечи и колокольней,
На фоне ярославского кремля с часовней -
1000 рублей – из наличной элиты! (Рисунок 7)
Рисунок 7 - банкнота Банка России образца 1997 года номиналом 1000 рублей модификации 2010 года
2000 рублей
Русский мост – это вантовый мост:
Для связи острова Русский и города Владивосток.
Слева вверху герб РФ на синей двухтысячной банкноте
И космодром «Восточный» на обороте. (Рисунок 8)
Рисунок 8 - банкнота Банка России образца 2017 года номиналом 2000 рублей
5000 рублей
Красно-коричневый цвет купюры пяти тысяч рублей
Во главе с генералом Муравьевом-Амурским
На набережной Хабаровска, и герб сверху видней,
Да царский амурский мост, удивителен и неповторим! (Рисунок 9)
Рисунок 9 - банкнота Банка России образца 1997 года номиналом 5000 рублей модификации 2010 года
Каждая банкнота удивительна,
При этом она и исключительна:
Исторически ознакомительна достопримечательностями,
С улучшенной системой защиты безопасности.
Глава 2. Про рубль
2.1 Опрос
Знают взрослые и дети —
Он один такой на свете.
Это рубль – наш великий,
Любимый всеми и родимый!
На этапе практической работы мы решили исследовать, а что известно сверстникам о рубле. Так было решено разработать опросник и провести анкетирование обучающихся 4-ых классов МКОУ Старополтавская СШ, в результате которого обработаны ответы 72 человек, представленные в таблице №1.
Таблица 1.
Результаты опроса
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
Что ты знаешь о рубле? |
100% - деньги РФ. |
|
Что с деньгами можно делать? |
91% – обменивать на товар, покупать что-то, оплачивать нужное, 9% - копить на желаемое. |
|
Знаешь ли ты виды денег? |
79% - да с перечислением по способу оплаты, 21% -да с перечислением наличных. |
|
Знаешь ли ты цвет купюр? |
28% - да, с перечислением номинала и цвета; 52% - да с перечислением цвета, 10% - да, с перечислением цвета не всех купюр |
|
Какие города изображены на купюрах? |
81% - не знаю, 19% - предположения. |
|
Что еще изображено на купюрах? |
51% - не знаю, 28% - человек на троне, в колеснице, Петр I, статуи, 21% - мост, здание. |
|
Чем удобнее пользоваться: карточками или монетами, банкнотами? Почему? |
97% - карта или телефоном, не потеряв наличные, 3% - наличными, чтоб отсчитать нужную сумму. |
Исходя из табличных данных, следует, что из 82 опрошенных только 9% подтвердили то, что деньги можно копить; лишь 19% детей пытались перечислить города на купюрах; однако все 100% знают, что такое «рубль»; большинство детей 79% перечислили виды денег по способу оплаты; а также 97% ребят предпочитает картой пользоваться; 52% смогли вспомнить цвет купюр.
2.2 Лепбук «Банкноты России»
Рубль – это реальность, с которой все знакомятся с детства. Проведенный опрос подтверждает необходимость раннего изучающего знакомства с рублем.
На основании полученных данных было решено сделать лепбук «Банкноты России». Проектирование лепбука началось с оформления тематических глав. В процессе сборки лепбука, фантазируя, были устроены интерактивные разделы-странички: «Прошлое» с рублем, «Будущее» в наглядных зарисовках, «Дизайнерский подход» с разными образами банкнот в ограниченном тираже, «Философия рубля» с афоризмами, «В тренде» в перспективных вариациях, «Виды денег».
Таким образом, лепбук «Банкноты России» помог заинтересовать ранее равнодушных и наглядно представить секрет успеха бумажных наличных. Таким образом, очевидно, что банкноты РФ – это красивое ценное наследие, не уступающее денежным альтернативам.
Мое имя —рубль России,
Главный по стране в развитии!
Меня любят все на свете,
Взрослые и особенно дети.
Со мной лучше ты дружи,
Так меня ты изучи!
Со мной горе — не беда,
Со мной радостно всегда,
Я всегда помощник твой,
Вот такой я – деловой!
Заключение
Каждый мечтает с детства
Богатство иметь свое.
Но деньги – для жизни СРЕДСТВО.
А вовсе не цель ее.
В ходе решения первой задачи исследования мы узнали российские денежные знаки:
Они бывают бумажные и металлические,
Их копят, тратят, теряют, находят.
Без них не купить ни хлеба, ни соли,
Но счастья и здоровья не купишь на них.
С экономикою нас,
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»,
Как деньги экономить.
Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали.
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.
Решая вторую задачу исследования, мы выявили секрет банкнот:
Каждая банкнота удивительна,
При этом она и исключительна:
Исторически ознакомительна достопримечательностями,
С улучшенной системой защиты безопасности.
Для решения третьей задачи исследования было проведено анкетирование среди учащихся 4-х классов и будущих первоклассников. Так из 72 человек 97% подтвердили то, что безналичный расчет удобнее; 28% детей знают цвет банкнот; 81% не знают города на банкноте, однако все 100% знают, что такое «рубль» и его применение.
Решая четвертую задачу исследования, была разработан лепбук «Банкноты России». Презентация разработки широкой общественности позволила многим детально, по-новому рассмотреть всеми известные банкноты. Наблюдая за реакцией детей, можно отметить интерес к изложенному материалу и желание заниматься бонистикой.
У каждой страны деньги свои:
В Казахстане – тенге, в России – рубли,
В Китае – юани, в Индии – рупии…
Так для каждого деньги важны,
Особенно для развития всей земли.
Денежные знаки – визитка страны!
В них гордость, культура, история,
Обычаи, науки прогресс и достижения!
Вот так стало средство платежа
Настоящим шедевром искусства!
Таким образом, очевидно, что банкноты РФ – это красивое ценное наследие, не уступающее денежным альтернативам.
Список литературы
https://infourok.ru/individualnyj-proekt-dengi-rossii-6192280.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/01/02/stihi-zagadki-i-poslovitsy-pro-dengi-o-dengah