ВВЕДЕНИЕ
«Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью»
Канцлер Отто фон Бисмарк
Когда мы изучаем историю Великой Отечественной войны по учебникам, смотрим документальные и художественные фильмы, беседуем о событиях войны с ветеранами, часто слышим фразу «враг был хитер и коварен». Эта фраза уж многие годы живет самостоятельно и используется по самым разным поводам, но в 1941-1945 годах она применялась однозначно – по отношению к фашистским захватчикам. Впервые ее использовали в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» [2, 38].
«Воевать не числом, а умением», — говорил величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов. Сколь бы ни был велик и силен противник, победить его всегда поможет смекалка. В Великую Отечественную войну советские солдаты демонстрировали чудеса изобретательства и выдумки, выходя победителями даже из совершенно безвыходных ситуаций. Например, придумывали эффективное оружие из мусора, «ремонтом» дорог останавливали танки и даже испугом брали в плен превосходящие силы немцев.
«Секретным оружием» наших войск еще со времен Суворова были военные хитрости. Будь то принципы «Науки побеждать» или ухищрения белорусских партизан - кажется, оригинальная военная мысль выручала наших командиров в любых условиях. Помогала она спасти своих бойцов или наоборот устрашить и разбить врага. Какие же военные хитрости применяли русские люди в Великую Отечественную?
Цель работы: изучение приемов смекалки русских солдат в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Задачи работы:
- найти литературу по данной теме;
- посетить военно-исторические музеи Калужской области;
- проанализировать и систематизировать найденные приемы русской смекалки на войне;
- создать макеты для обновленного музея боевой славы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги.
ГЛАВА 1. ПОДРУЧНЫЕ СРЕДСТВА НА РУССКИХ САМОЛЕТАХ
Подручные средства для транспортных целей
Прежде всего, достаточно широко использовался самолет У-2 для быстрой доставки тяжелораненых партизан, в том числе с огнестрельными ранениями в живот, в русский тыл. Для этого на нижней поверхности нижнего крыла самолета простейшим образом закрепляли кожаные петли, на которые подвешивали носилки. К носилкам привязывали раненных, завернутых в одеяла.
Поскольку в досрочной перспективе этот способ транспортировки раненых оказался слишком примитивным, то его усовершенствовали, установив вместо носилок фанерную люльку. Ее стали использовать также для перевозки курьеров, партизанских командиров и грузов.
Вскоре выяснилось, что входное отверстие также неудобно для раненых. Тогда люльку переделали в виде обтекаемого контейнера на верхней поверхности нижнего крыла, в который носилки задвигались сзади (Приложение 1) [6].
Использование фольги на самолетах
К 1943 году потери нашей ночной бомбардировочной авиации стали расти с геометрической прогрессией. В довольно короткие сроки была установлена причина, и крылась она в следующем: к середине 1943 года немцы стали активно устанавливать на свои самолеты радиолокационные приборы.
Причем количество немецких самолетов, оборудованных новой техникой шло уже даже не на сотни, а на многие тысячи [7].
Из воспоминаний Главного маршала авиации А.Е. Голованова:
«…Видимо, локационное наземное хозяйство в этой полосе оборонительных действий противника было организовано умело, потому что наводились перехватчики на наши самолеты довольно точно. Аппаратура на самих перехватчиках, позволявшая видеть наши самолеты после сближения с ними при помощи наземных локаторов, тоже, по всей вероятности, была надлежащей…» [1, 24].
Очень хорошо вражеская радиолокация зарекомендовала себя в темноте. Нашим же пилотам приходилось довольствоваться лишь тем, что самолет противника зачастую обнаруживался уже на момент, когда самолет противника открывал огонь и уже на довольно близком расстоянии.
Пик потерь нашей бомбардировочной авиации пришелся как раз на Курскую битву.
Такие немецкие инновационные истребители-перехватчики просто наводнили небо и не давали прохода нашим бомбардировщикам, а когда ко всему прочему у немцев появились наземные локационные станции наведения и обнаружения, наши дела оказались совсем плохи.
В связке с истребителями локационные станции выводили летчиков люфтваффе прямиком на наши бомбардировщики…
Как решили проблему?
Проблему решать приходилось, что называется, прямо на лету. Усиление наблюдения всего экипажа за воздухом на предмет приближения вражеских истребителей особого эффекта не дало. Полеты на малых высотах, хоть и затрудняли обнаружение вражескими локационными станциями советских самолетов, существенно уменьшить общее число наших потерь так и не смогли. В этой ситуации нужно было искать выход в технической плоскости.
И выход был найден. Каждый самолет стали снабжать лентами фольги разной длины, которые наши летчики сбрасывали как при подлете к цели, так и по мере острой необходимости. Сброшенная фольга не позволяла инновационным немецким приборам устанавливать точное нахождение самолета.
А если фольга сбрасывалась еще и на разных высотах, то экран прибора на станции просто выдавал одни сплошные помехи, что, в свою очередь, позволяло нашим бомбардировщикам без проблем отбомбиться и уйти на свой аэродром.
Немцы долгое время не могли понять, что время от времени происходит с их радарами, пока один из местных крестьян не нашел на своем огороде эти самые полоски фольги (Приложение 2).
Данная методика, по сути, стала предшественницей современных дипольных отражателей, которые используются в авиации и сегодня [7].
ГЛАВА 2. НАХОДЧИВОСТЬ ПРИ ОБОРУДОВАНИИ АЭРОДРОМОВ
2.1. Во время строительства
Сооружение и расширение полевых аэродромов (полевых посадочных площадок) часто осуществлялось с использованием только примитивных подручных средств.
Необходимое строительное оборудование часто отсутствовало. С близлежащих колхозов привлекались люди и машины (тракторы, плуги, бороны, катки и т.д.). Если они были недоступны, то войска помогали себе сами, изготовляя устройства самой простой конструкции. Полеты начинали уже тогда, когда можно было использовать взлетно-посадочную полосу шириной всего 100 метров (Приложение 3).
Русские люди охотно использовали в военных целях суровую зиму с ее обширными снежными и ледяными пространствами. На гладких поверхностях замерзших озер и руслах рек за короткое время устраивают импровизированные ледовые аэродромы, на взлетно-посадочных полосах которых могут свободно взлетать и приземляться даже самые тяжелые самолеты.
2.2. Взлетно-посадочные полосы
Благодаря обилию дерева в лесах, на сырой почве русскими людьми во время Великой Отечественной войны были построены неплохие взлетно-посадочные полосы. Использовались свайные решетки, стволы, балки и доски с разнообразными промежуточными слоями из хвороста, опилок и древесных отходов с лесопилок, чтобы наперекор всем болотам и воде создать необходимые условия для взлета и посадки авиации (Приложение 4) [5].
2.3. Маскировка аэродромов
Русский солдат имеет склонность к маскировке уже благодаря своей близости к природе. В немецкой брошюре «Русские подручные средства и находчивость» 1944 года об этом написано так:
«… Хорошо известно, что русский летчик уделяет особое внимание этой области, которую у нас часто недооценивают. Как в оборудовании ложных аэродромов, так и в маскировке самолетов и авиационной техники – везде встречается импровизация.
Если на открытом аэродроме нет возможности найти укрытие и замаскироваться, используя лес или строения, то, применяя в зависимости от времени года простые средства, строят макеты из стогов сена и соломы или даже настоящие макеты домов, которые можно раздвинуть и разместить внутри самолет.
Во всех случаях средства маскировки искусно приспособлены к окружающей среде, особенно если аэродром находится в ранее оккупированной зоне и его расположение хорошо известно противнику…» (Приложение 5) [3, 18-19]
ГЛАВА 3. ПОДРУЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАЦИИ
3.1. Ремонт поврежденных самолетов
Подручные средства особенно охотно использовались русскими для ремонта боевых повреждений самолетов с целью экономии времени и сил. Это особенно было показательно в отношении штурмовика Ил-2. Повреждение фанерного фюзеляжа просто латается приклепанной жестяной накладкой или приклеенной фанерной пластиной, или, если речь идет о незначительных повреждениях, просто заклеивали кусочками ткани.
3.2. Противовоздушная оборона
Для мобильной противовоздушной обороны аэродрома кто-то из наземного персонала русских однажды предложил оснастить счетверенный пулемет лафетом и установить его на грузовой автомобиль, чтобы пулемет можно было легко заменить, а также в кратчайшие сроки использовать с земли. Три таких специальных грузовика могут быть установлены в различных точках аэродрома. Чтобы с их позиций можно было полностью контролировать все воздушное пространство. Эта идея оказалась настолько успешной, что командование приняло ее, и за короткое время были изготовлены счетверенные пулеметы со специальными лафетами для установки на грузовиках с целью использования в полосе всего фронта.
3.3. Катящиеся емкости для горючего
Русские солдаты делали бочки с горючим мобильными с помощью очень простого приема. Они снабжали свои «контейнеры» (емкости объемом 2-3 кубических литра) съемной сцепкой и колесными ободами, цепляют их к грузовикам или просто волокут через летное поле и подъездные пути на указанное место.
С воздуха было замечено, что танки тянут за собой большой запас топлива. При обстреле опасность для танка не так велика, поскольку катящийся бак при необходимости можно быстро отцепить.
В решающие моменты сражений, например, во время больших наступательных операций под Орлом и Смоленском, все гражданское население, в том числе женщины и дети, должны были доставлять «катящиеся топливные емкости» по всем дорогам и мостам, чтобы ни один танк на фронте не выходил из строя из-за нехватки топлива (Приложение 6) [8].
3.4. Приспособление для разгрузки грузовых автомобилей
Чтобы как можно быстрее разгрузить и при этом сэкономить рабочую силу, русские люди придумали практичное устройство, которое может быть изготовлено с помощью простых средств.
Для кузова грузовика изготавливался настил из досок шириной 8-10 сантиметров, которые соединялись веревками или проволокой с интервалом 4-6 сантиметров. Настил имел ширину, равную ширине кузова, и мог подниматься по задней стенке кабины водителя. Настил прикреплялся к заднему краю кузова автомобиля, а к другому его концу привязывался длинный трос.
Такая импровизированная двойная грузовая площадка особенно рекомендовалась при расчистке рулежных полос от снега. Настил полностью загружался снегом. В месте разгрузки автомобиль подъезжал задом к дереву или прочно вбитому в землю столбу. Трос обматывался вокруг дерева или столба. Когда грузовик двигался вперед, то он автоматически поднимал настил и счищал весь снег из грузовика за одну операцию (Приложение 7).
3.5. Специальные зимние приспособления
Русская зима создавала значительные трудности для запуска авиационных моторов. Чтобы преодолеть это, у советских техников возникла идея использовать мощность двигателя грузовика для проворачивания и запуска двигателя самолета. Проблема передави усилия от двигателя автомобиля к коленчатому валу мотора самолета была решена следующим образом.
В коробку передач грузовика встраивалась зубчатая передача, которая приводилась в сцепление с обычной коробкой передач при помощи рычага в кабине водителя. Отсюда мощность передавалась с помощью шестеренок и валов через вертикальную мачту, которая была установлена за кабиной водителя. На кузове грузового автомобиля, га горизонтальный вал стартера. В свою очередь горизонтальный вал подключался к валу воздушного винта с помощью простого соединительного устройства.
Поскольку у разных типов самолетов высота от мотора до земли различна, то и высота приводного вала стартера также изменялась по необходимости. Для этой цели мачта могла телескопически укорачиваться и удлиняться.
Это пусковое устройство, изначально сделанное как временное приспособление, имело много преимуществ:
сберегались установленные на самолете устройства запуска двигателя. Которые в любом случае при низких температурах практически не выполняли свои задачи;
отпадала необходимость в сложной транспортировке подвесных устройств для запуска двигателя по глубокому снегу;
не было необходимости изготавливать специальные устройства для запуска двигателя, а грузовик, используемый для этой цели, использовали еще и для перевозки грузов.
Поскольку стартовый агрегат хорошо зарекомендовал себя на практике, то его стали выпускать серийно (Приложение 8) [3, 26-29].
ГЛАВА 4. ПОДРУЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТРАНСПОРТА
4.1. Железные дороги
При отступлении особой задачей немецких солдат являлось уничтожение железнодорожных путей до такой степени, чтобы они как можно дольше не могли быть использованы противником. Германский вермахт делал это с помощью машины для разрушения рельсовых путей, которая хоть и разрушала шпалы, но сами рельсы оставались нетронутыми.
Вместо это сложной машины. Которая часто выходила из строя из-за нехватки запасных частей, русские, недолго думая, использовали цепь, которую протягивали между шпалой и рельсом. С помощью тяги 4-5 локомотивов они разрушали целый участок пути. При этом разрушение было настолько сильное, что рельсы волнообразно изгибались между порванными шпалами и больше не могли использоваться (Приложение 9).
Часто быстрое восстановление железнодорожной сети было возможно для русских солдат только с помощью ряда подручных средств и находчивости.
Чтобы восстановить разрушенное стационарное оборудование и подвижной состав, необходимо было извлечь из руин и обломков, очистить и отремонтировать большое количество мелких деталей, такие как стрелки, острия стрелок, накладки для соединения рельс, болты, гайки, крышки букс и т.д.
Таким образом, например, взорванные рельсы временно скреплялись; погрузочные площадки восстанавливались с помощью подручных средств – бочек для бензина, связок круглых бревен и железнодорожных рельс; заменялись разрушенные части локомотивов; восстанавливались линии связи и возобновлялась подача воды. При этом русские люди жертвовали безопасностью в пользу скорости и максимальной производительности [12].
4.2. Дороги
Русские солдаты, партизаны особым образом использовали недостатки своих путей и дорог, сознательно сохраняя их в качестве тактического средства «пассивной обороны» своих огромных пространств. Они строили «лежневые дороги» - изобретение, с которым можно было познакомиться на восточных территориях России.
Преимущества «лежневой дороги» состоит в том, что она может использоваться в любое время года, кроме весенней распутицы. Она также сохранялась намного дольше, чем бревенчатый настил, обеспечивала более высокую скорость движения и меньше воздействовала на подвеску автомобилей. Изношенные бревна можно легко и быстро заменить. Для строительства требовалось мало материала. Так как середина дороги бревнами не закладывалась (Приложение 10) [9].
4.3. Мосты
Русские мосты часто разрушались или повреждались немецкими солдатами. В чрезвычайной ситуации русские солдаты не занимались восстановлением опор, а поддерживали новый мост быстровозводимыми деревянными коробами, которые ставились как кессоны и обычно заполнялись камнями или песком (Приложение 11).
Во время войны наши солдаты прибегали к такой хитрости. Если они хотели незаметно переправить транспортные средства через реку, то строили ложный мост. Который хорошо был заметен с самолета. На расстоянии 500-1000 метров от такого ложного моста одновременно делали второй мост, проезжая часть которого находилась чуть ниже уровня воды. В результате весь мост был замаскирован и неразличим ни с земли, ни с воздуха.
Чтобы предотвратить соскальзывание автомобилей в воду, мост имел бордюр из деревянных досок, который ограничивал ширину проезжей части. Мост строился достаточно прочным, чтобы по нему можно было пропускать грузовики (Приложение 12) [13].
Вовремя наступления в низовьях Донца и Днепра, где было очень мало мостов, поэтому русские помогали себе, построив множество маленьких и узких «индейских» мостиков, по которым вряд ли можно было попасть с воздуха. Такие мостики часто строились вечером, а утром по соображениям маскировки разбирались.
Когда лед на реке еще был непригоден для движения машин, то русские люди прокладывали дорожку из хвороста и непрерывно поливали ее водой, пока из хвороста и льда не образовывалось достаточно толстое покрытие. По такой проезжей части могли транспортироваться самые тяжелые грузы. Ледяные мосты были устойчивы к оттепели и таяли значительно медленнее обычного речного льда (Приложение 13).
Зимой русские люди во время Великой Отечественной войны без особых мер предосторожности клали железнодорожные рельсы на прочный лед своих крупных озер. Таким способом перевозились войска, предметы снабжения и материалы. Весной при таянии люда железнодорожные рельсы просто оставались там лежать и погружались в воду (Приложение 14) [3, 33-34].
На фотографиях, сделанных в годы Великой Отечественной войны, неоднократно были обнаружены железнодорожные пути, проложенные по льду водоемов, которые не затонули при наступлении оттепели. Оказалось, что русские, используя лед в качестве строительного материала, построили опирающиеся на опоры и балки устойчивые железнодорожные мосты, которые не выглядели таковыми, потому что находились непосредственно над уровнем реки и, следовательно, не отбрасывали большой тени [10].
4.4. Паромы
В ходе немецкого наступления на Кавказ русские были вынуждены построить новую железнодорожную линию от Астрахани до Кизляра. Одна из трудностей строительства этой ветки состояла в том, что крупномасштабные перевозки шли через Волгу, ширина которой в Астрахани составляла больше одно километра, а мост отсутствовал.
В железнодорожном паромном сообщении принято было обычно возводить специальные портовые сооружения. Предоставляя паромам определенное место, защищенное от воздействия течения, ветра и т.д. Целые поезда могли безопасно выгружать с прибывающих паромов через корму и направляться на подъездные пути на суше. Однако под Астраханью русские воздержались от использования такого метода.
Они построили параллельно течению реки причалы, к которым паромы могли швартоваться бортом. В качестве паромов наши люди использовали ручные суда обычной конструкции с рельсами, положенными в поперечном направлении (вместо продольного. Как это обычно бывает у железнодорожных паромов). Поезда доставлялись к причалам по подъездным мосткам, вагоны завозились на судно по одному или парами.
Небольшая потеря времени из-за расформирования и повторного соединения поездов на противоположной стороне реки была несопоставима с трудоемкими и длительными работами по строительству порта, которые потребовались бы в противном случае (Приложение 15) [4, 45-46].
ГЛАВА 5. ПОДРУЧНЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОВСЕМЕСТНО
5.1. При восстановлении разрушенных районов
Как и большинство славянских народов, русские люди обладают врожденными способностями к ремеслу; данный навык сочетался с прирожденной способностью к импровизации. Рассмотрим примеры, приведенные в немецкой брошюре 1944 года «Русские подручные средства и находчивость».
«…Это стало особенно ясно в недавнем прошлом при их возвращении в ранее эвакуированные нами и основательно разрушенные районы. Они были вновь заселены с поразительной быстротой.
Материалы для восстановления разрушенных домов русские находят прямо на месте, вплоть до последнего гвоздя. В качестве потолочных перекрытий используется дерево из немецких блиндажей. Стены и потолки делаются из камыша, тростника, хвороста или соломы; гвозди выковываются из трофейной проволоки; недостающие рамы сколачиваются на скорую руку самым примитивным образом. При отсутствии оконного стекла на пустые рамы натягиваются пузыри животных, пропитанные маслом» [3, 47].
5.2. Боевые действия зимой
Зимняя война дала красноармейцам много возможностей использовать свои способности к импровизации в противостоянии с суровым климатом нашей страны.
Главную роль при этом играла защита от холода. Различные примеры показывают, как отдельно взятый красноармеец мог справиться с зимой, не подвергаясь обморожению.
Наблюдатели и разведчики вынуждены были часто оставаться ночью вне своих укрытий, даже в очень холодную погоду. Они рисковали замерзнуть или выдать свое присутствие врагу. В этом случае русские защищались, строя себе - в зависимости от обстоятельств - снежные ямы или снежные норы.
Снежная яма делается, если есть толстый слой плотного снега. Она отрывается в снегу в виде шахты в защищенном от ветра месте. Отверстие ямы находится сверху и сбоку так, чтобы тепло, выделяемое телом и дыханием, не уходило сразу (Приложение 16).
Русские солдаты строили снежные норы, когда из-за сильного ветра образовывались снежные заносы. В этом случае нора прорывалась в плотном сугробе сбоку. Снежные ямы, так же, как и снежные норы, по возможности выстилались хворостом, листвой, соломой или брезентом; входы в них закрывались плитами из слежавшегося снега или маскхалатами (Приложение 16).
Для ночевки зимой у костра русские солдаты придумали простое и полезное приспособление. Поскольку тепловое излучение костра чувствуется всегда только с одной стороны, то они строили импровизированный ветровой экран из веток, палок для лыж, брезента и хвороста. Экран устанавливался на расстоянии около 2 метров от огня. Таким образом, выложенная хворостом лежка защищала от ветра и к тому же нагревалась от открытого огня (Приложение 17).
5.3. Находчивость в русской кухне
Русские солдаты импровизировали также при приготовлении пищи. Если отсутствовала печь, то мясо или птицу заворачивают в глину, даже вместе с перьями, и помещали в тлеющие угли. Через полтора-два часа блюдо готово. Глиняная оболочка, в которой остаются перья домашней птицы, разбивается, и жаркое «в собственном соку» сразу готово к употреблению в пищу [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За всю свою историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашей страны. Тем значимее наша Победа! Победа СССР над фашизмом навсегда вписана в историю человечества. Это подвиг выдающихся советских полководцев и военачальников, подвиг простых солдат, сражавшихся на передовой, подвиг партизан и тружеников тыла.
Во время Великой Отечественной войны советский народ проявил беспримерный героизм и стал в очередной раз примером самопожертвования во имя Победы. Красноармейцы и партизаны не жалели себя в бою с врагом. Однако были случаи, когда победу добывали не силой и храбростью, а хитростью и смекалкой.
В данной работе приведены лишь некоторые примеры смекалки русских людей на войне. Изученный материал стал основой для изготовления макетов для обновленного музея боевой славы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги (Приложение 18).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Голованов А.Е. «Дальняя бомбардировочная. Воспоминания главного Маршала авиации». – М.: Центрополиграф, 2022.
Душенко К. В. Словарь современных цитат. 5200 цитат и выражений XX и XXI веков, их источники, авторы, датировка. – М.: Эксмо, 2007.
Русские подручные средства и находчивость: перевод издания Главного командования Люфтваффе 1944 г. с научным комментарием. – М.: 2020.
Соколов Б. Битва за Кавказ. – М.: ООО «Издательство «Вече», 2021.
Зуева К. Прививка от идеализации тевтонов, или О советском превосходстве глазами противника. – Литературная газета, 14 февраля 2021 года
https://news.rambler.ru/articles/50701695-soldatskaya-smekalka-na-polyah-velikoy-otechestvennoy/?ysclid=lz8osx46dr693521283
https://istoriavsem.mirtesen.ru/blog/43835738097/Dlya-chego-nashi-letchiki-vo-vremya-Velikoy-Otechestvennoy-voyny?ysclid=lz349xno8w67250714
http://militera.lib.ru/science/lobov_vn1/07.html
https://weekend.rambler.ru/read/49227893-russkaya-smekalka-kakie-hitrosti-krasnoarmeytsev-bolshe-vsego-udivili-nemtsev/?ysclid=lyequ7bb7i759615412
http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=198&page=16&flagest=0&flaguserid=0&flagsort=2
https://novate.ru/blogs/010922/63974/
Данные военного музея с. Ульяново Калужской области.
Данные военно-исторического музея г. Юхнова Калужской области.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Импровизированная перевозка раненых на У-2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Использование фольги на самолетах
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Импровизированный каток, изготовленный из деревянного бревна
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Деревянная взлетно-посадочная полоса в процессе постройки
Деревянная взлетно-посадочная полоса во время эксплуатации
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Макет дома в качестве ангара для самолета
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Катящийся бак для горючего
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Разгрузочное приспособление для грузовика
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Уничтожение рельсовых путей
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Лежневая дорога
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Деревянные короба заменяют мостовые опоры
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Подводные мосты
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Ледяные мосты
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Железнодорожные пути на льду
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Железнодорожный паром
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Снежная яма
Снежная нора
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
Ветровой экран для костра
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
Музей боевой славы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Калуги