Введение
Я учусь в школе и здесь я много узнаю для себя интересного. Мы учимся писать и считать. Дома я тоже стараюсь помогать маме. Очень люблю помогать на кухне. И недавно я задумалась; может ли пригодиться математика на кухне и для чего? Этому я решила посвятить свою исследовательскую работу.
Актуальность работы: исследование данной темы заключается в том, чтобы выяснить какую роль играет математика на кухне и научиться готовить по рецепту.
Цель работы: исследовать использование математических знаний на кухне.
Объект исследования: применение математических знаний в повседневной жизни.
Предмет исследования: кулинарные рецепты; математические расчёты.
Гипотеза: Если применять математику на кухне, то можно научиться хорошо готовить.
Задачи проекта:
1. Исследовать литературу о питании и математике.
2. Собрать и обработать информацию о применении математических знаний в кулинарной жизни.
1.Основная часть
1.1. Мое любимое блюдо
Я очень люблю макароны. Поэтому за основное блюдо в моем проекте я рассматриваю именно их.
Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он ни занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой, особенно молодой, человек. Великие тайны кулинарии откроются перед теми, кто захочет научиться готовить по всем правилам, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу. Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям.
Моя работа посвящена макаронным изделиям. Макаронные изделия относятся к ценным пищевым продуктам. Они богаты белками (12–14%), крахмалом (75–80%), хорошо усваиваются. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.
1.2. Что такое макароны?
Макаронные изделия (иногда просто макароны) — длинные, похожие на волокна изделия из теста (обычно из пшеничной муки с водой). Иногда используется также мука из риса, гречихи, крахмала и других продуктов питания. Обычно макаронные изделия хранят в сухом виде и отваривают перед употреблением. Иногда в тесто добавляются другие ингредиенты, например, красители (томат-паста, шпинат, чернила каракатиц и другие), яйца.
Часто термин «макаронные изделия» относится только к высушенным изделиям из теста. Однако, некоторые изделия из теста, которые отваривают, готовятся не только из сухого, но и из свежеприготовленного теста (например: лапша, бешбармак).
Макаронные изделия производят из специальной пшеничной муки с максимальным содержанием клейковины.
Русский термин «макаронные изделия» происходит от греческого слова «макария», что означает «кушанье из ячменной муки», однако этот термин применяется в русском языке для всех макаронных изделий в целом.
1.3. История появления макаронных изделий
Макароны были известны еще в IV тысячелетии до нашей эры. В египетских гробницах находят изображения людей, изготавливающих что-то вроде лапши и саму лапшу, запасенную для питания по дороге в царство мертвых. В древнегреческой мифологии говорится, что бог Вулкан изобрел машину, которая изготавливала длинные и тонкие нити из теста – прообраз спагетти.
Считается, что точкой отсчета распространения макарон в современном виде по всему миру является возвращение в Венецию из Китая путешественника Марко Поло в 1292 году н. э. Однако встречаются упоминания об изделиях из высушенного теста и до 12 века. В средние века такой продукт был распространен на Сицилии, где в то время жили арабы – они высушивали ленты теста на солнце. Есть мнение, что слово – макароны от итальянского слова «макаре», что означает «мять, месить».
На старых неаполитанских заводах, тесто замешивалось ногами, потом сжималось длинным деревянным шестом, на котором сидели, нажимая их весом, три или четыре работника. Работа осуществлялась в ритме песен: работники вставали и садились, пока тесто не становилось однородным и могло пройти в деревянные прессы. Через бронзовые матрицы различных видов выпускались «фиделини», «вермишели», «тренетте» «лазаньетте» и большой выбор коротких макарон: «бабочки», «перья», «ракушки», «спирали» – сначала их резали вручную, потом автоматически лезвием машины.
Между тем как короткие макароны падали в большие ящики, длинные макароны, обсушенные с помощью больших вееров, размещались на длинных палках, переносились на улицу и вешались на специальные вешалки.
Макароны, однако, не имели важной роли в пище даже среди жителей Неаполя, по крайней мере, до 16-го века. Они использовались чаще всего как роскошный десерт, потому что специальная пшеница областей и, следовательно, макароны были дорогостоящими и потреблялись только богатыми классами.
Позже появились машины для изготовления макарон. Машины допускали большое фабричное производство и объёмы, несравнимые с возможностями «ручного» изготовления свежих макарон. Это привело к снижению стоимости макарон и их распространению в качестве продукта для широких масс.
В России макароны известны не так давно – всего-то чуть более 300 лет. Известно, что Петр I для строительства судов вербовал мастеров за границей. Один из них, по имени Фернандо, прибыл из Италии. Итальянец, сам любитель макарон, передал секрет их приготовления русскому предпринимателю, у которого работал. Последний оценил выгоду нового изделия (макароны стоили в пять-шесть раз дороже самой лучшей муки) и наладил их домашнее производство.
Первая макаронная фабрика в России открылась в конце ХVIII века. Здесь изготавливали макароны из лучших сортов пшеничной муки, в технологии была заложена большая доля ручного труда. В 1913 году в России насчитывалось уже 39 макаронных предприятий, производивших около 30 тысяч тонн изделий в год.
1.4. Современное производство макаронных изделий
Современные макаронные изделия представляют собой высушенное пресное тесто, приготовленное из пшеничной муки и воды, отформованное в виде трубчатых или другой формы изделий, высушенных до остаточной влажности которые могут храниться в нормальных условиях в течение одного года без снижения показателей качества.
Они характеризуются хорошей сохранностью, транспортабельностью, быстротой и простотой приготовления из них пищи, а также высокой питательной ценностью и хорошей усвояемостью. В них содержатся белки, усвояемые углеводы, жиры, минеральные вещества, витамины В1, В2, РР и другие. Макароны обладают высокой калорийностью, а их усвояемость выше, чем у крупы, мучных изделий. Из них можно готовить различные блюда, т. к. продолжительность их варки небольшая – 5 -15 минут.
На предприятиях общественного питания макаронные изделия являются кулинарным полуфабрикатом для приготовления первых (мясных, молочных, вегетарианских) и вторых блюд (запеканок, гарниров). Разнообразная форма этих продуктов позволяет красиво комбинировать их с другими продуктами и готовить широкий ассортимент вкусных и питательных блюд: с мясом, сладкими подливками, сыром, творогом, в отварном виде как гарнир и т. д.
Современное макаронное производство представляет собой единую автоматическую поточную линию. Оно состоит из следующих основных операций: подготовки сырья, приготовления теста, формования макаронных изделий, сушки, упаковки.
1.5. Виды макарон
Макаронные изделия в зависимости от формы подразделяют на следующие типы:
трубчатые - макароны, рожки, перья
нитевидные (вермишель) – паутинка, тонкая, обыкновенная, любительская
ленточные - лапша
фигурные изделия - ракушки, ушки, зерна, звездочки, буквы алфавита и др.
Показателями качества макаронных изделий являются: внешний вид, вкус и запах, наличие ломаных, деформированных изделий.
По составу сырья макаронные изделия бывают 3-х групп:
группа А: изготовленные из муки твердой пшеницы (дурум)
группа Б: изготовленные из муки мягкой стекловидной пшеницы высшего и первого сортов
группа В: изготовленные из пшеничной хлебопекарной муки высшего и первого сортов
1.6. Рецепт приготовления макарон
Однажды я решила сварить макароны самостоятельно. Но, почему-то в кастрюле у меня было мало воды, макароны не доварились потом склеились в один ком. Мама объяснила мне, что всю еду нужно готовить по рецепту. И чтобы сварить макароны необходимо определенное соотношение воды и макарон.
Я нашла рецепт приготовления макарон в интернете:
Расход продуктов на 1 человека:
Макароны-80г
Масло растительное-20г
Соль на кончике ножа
Способ приготовления: макароны опустить в кипящую подсоленную воду, варить 10-15 минут. Затем откинь их в дуршлаг и промой водой. Пожарь 2-3 минуты на растительном масле.
После прочтения рецепта, мы стали готовить макароны снова, но уже точно по рецепту, и они у нас получились очень вкусные.
Вот она – математика на кухне!
1.7. Обеды в школьной столовой
Позже я задумалась как готовят обеды в школьной столовой. И как здесь применяют математику? И как готовит мама разные блюда на нашу большую семью, состоящую из пяти человек?
Оказывается, чтобы приготовить обед в школе на определенное количество человек, нужно уметь составлять и рассчитывать калькуляцию. Для этого необходимо точно знать:
Количество детей,
Количество закладываемых продуктов на одного ребенка,
Вес одной порции.
И все это математика! А еще пища наша должна быть калорийной, а для этого она должна содержать в определенном количестве белки, жиры и углеводы.
2.Практическая часть
2.1. Задачи на кухне
Из интернета я узнала, что все нормы для приготовления блюд они берут из «Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятия общественного питания». Мы нашли этот документ в интернете, нашли раздел «Макаронные изделия, рецептура блюд». Здесь приведены таблицы и необходимое количество продуктов из расчета на 1 кг макарон.
Расчеты для своего проекта я решила выполнить для школьной столовой. У повара мы узнали, что в каждой школьной столовой есть технологические карты на любое блюдо, которое готовят ученикам. Мы попросили такую карту для приготовления макарон. Изучили сколько грамм составляет одна порция макарон. После этого я выполнила необходимые вычисления.
Я решила посчитать сколько макарон необходимо сварить, чтобы накормить наш 3Б класс, в котором учится 27 человек.
Из технологической карты видим, что выход одной порции 126гр макарон и около 5гр сливочного масла.
Задача 1.
В задаче вычислим например, сколько макарон необходимо сварить на класс из 27 человек.
Если на одного ребенка порция 126грамм, то на 27 детей:
126грамм х 27 =3402грамма= 3 кг 402гр
Теперь посчитаем сколько сливочного масла необходимо положить в макароны, чтобы они не склеивались. На одну порцию примерно 5гр.
Значит на 27 учеников:
5х27=135гр
Ответ: Чтобы накормит класс из 27 учеников необходимо приготовить 3кг 402гр макарон и добавить в них 135гр масла.
Заключение
И в заключении хочется сказать, что в своём проекте я убедилась ещё раз, что математика нужна всегда и везде. Даже на кухне, при приготовлении разных блюд, в любой профессии, даже домохозяйкам. И если применять математику на кухне, то можно научиться хорошо готовить.
Свое выступления я хочу закончить высказыванием известного академика А.Н. Крылова:
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».
Список использованных интернет-источников:
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-tema-makarony-otvarnye-5791147.html
https://studfile.net/preview/1825734/page:3/
https://infourok.ru/urok-po-tehnologii-na-temu-chudesa-iz-makaron-klass-636609.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5b0ea6c779885ecadc65993a/kak-varit-ovsianye-hlopia--samyi-luchshii-putevoditel-5b2d0727fabef100a9efea65
https://zen.yandex.ru/media/id/5b0ea6c779885ecadc65993a/kak-varit-ovsianye-hlopia--samyi-luchshii-putevoditel-5b2d0727fabef100a9efea65