Связь между математикой 6 класса и ЗОЖ (здоровым образом жизни)

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Связь между математикой 6 класса и ЗОЖ (здоровым образом жизни)

Кокунина А.И. 1
1ГБОУ г. Москвы «Школа № 1498 «ММШ»
Кудряшова С.В. 1
1ГБОУ г. Москвы «Школа № 1498 «ММШ»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проекта

Я учусь в 6 классе. По математике мы проходим дроби, проценты, отношение чисел, пропорции. Я решила разобраться: как эти знания по математике влияют на жизнь обычного человека?

Математику называют междисциплинарной наукой, потому что она тесно связана с физикой, информатикой, географией, геологией, химией. Социология и экономика неотделимы от математики, поэтому многие выводы из гуманитарных исследований опираются на математические понятия и логические законы.

Если 15 лет назад перспективными были сферы маркетинга и юриспруденции, то сегодня лидирует IT.

Но математика не только основа точных наук. Полученные знания по математике в 6 классе, тесно связаны со здоровьем человека.

Из чего состоит человек? Какое соотношение жиров, белков и углеводов должно быть для поддержания здорового образа жизни, как рассчитать необходимое количество калорий для подростка?

В моей работе я решила найти связь между математикой и здоровым образом жизни.

 

Цели и задачи проекта

Обучение в школе и правильное питание в подростковом возрасте (от 10 до 18 лет) играет немаловажную роль в формировании взрослеющего организма. По статистике около 30% хронических заболеваний у подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, связано с неправильным питанием.

 Важнейший принцип рационального питания подростков  соблюдение  соответствия калорийности рациона энергетическим затратам организма.

Цель моего проекта: найти связь между здоровым образом жизни человека и математикой.

Задачи проекта:

- изучить теоретическую часть по правильному питанию;

- провести опрос одноклассников на тему «ЗОЖ и математика»;

- посетить фитнес-клуб и поговорить с тренером на тему «ЗОЖ и математика»;

- научиться рассчитывать необходимое количество килокалорий, белков, жиров и углеводов для поддержания баланса в организме человека.

- сделать выводы, какие знания по математике 6 класса пригодятся для поддержания здорового образа жизни человека и обсудить это с одноклассниками.

ЗОЖ и правильное питание

Человек, выбравший для себя здоровый образ жизни, обязательно задумывается на тему правильного питания. Ведь то, что мы едим, сильно влияет на состояние нашего организма, настроение, работоспособность.

Пища — это важнейший элемент, без которого невозможно существование живого организма. Поэтому, заботясь о своём здоровье, обязательно нужно подумать о выборе правильной пищи и соблюдении ряда правил здорового питания. ЗОЖ и правильное питание — это одно целое. 

Исследовательский холдинг Ромир совместно с Роспотребнадзором в рамках проекта «Здоровое питание» проводили исследования отношения населения России к здоровому образу жизни в 2023 году.В 2023 году положительно к здоровому питанию относились 75% опрошенных. За прошедший год 28% изменили свое отношение к ЗОЖ-питанию в позитивную сторону, а 47% опрошенных давно положительно относятся к идее здорового питания. [9]

Неотъемлемыми характеристиками ЗОЖ россияне называют здоровый сон (66%), прогулки на свежем воздухе (59%), баланс работы и отдыха (58%), воздержание от алкоголя и курения (55%), стабильное эмоциональное состояние (44%), регулярные физические нагрузки (43%) и соблюдение личной гигиены (42%). [9]

Чтобы придерживаться правильного питания, необходимо знать его основные принципы:

1. Регулярные приемы пищи (каждые три-четыре часа). Желудок будет лучше усваивать еду, если она поступает в организм в четкие промежутки времени. Как только человек голодает или пропускает обед или ужин, желудок воспринимает любой прием пищи как последний и откладывает как можно больше запасов на случай очередного голодания.

2. Из-за того, что ритм жизни каждого индивидуален, нужно учитывать свой распорядок дня при составлении ежедневного рациона. Например, школьнику или офисному работнику сложнее распределить все приемы пищи, так как ему необходимо подстроить время обеда под большую перемену или общий перерыв.

3. Не пить много воды во время еды. Жидкость увеличивает объем желудка, за счет чего пища хуже усваивается.

4. Снизить употребление обезжиренных продуктов. Жиры животного происхождения жизненно необходимы для здоровья, от них зависит работа нервной и гормональной системы.

5. Есть небольшими порциями и только в то время, когда организм действительно требует еды. Нужно ориентироваться на физический голод, а не на эмоциональный, потому что пища прежде всего должна давать энергию, а не решать психологические проблемы.

6. Употреблять как можно больше натуральных продуктов, фруктов и овощей.

7. Еще одним важным правилом перехода на полезное питание является прекращение приемов пищи перед телевизором или за чтением. Как бы человек ни был занят, нужно делать небольшой перерыв на 10—15 минут. Такой подход позволит не переедать.

Анкетирование в классе на тему «ЗОЖ и математика»

Для того, чтобы понять, связь между математикой и здоровым образом жизни, я провела в классе анкетирование. (Приложение 1).

Всего принимали участие в опросе 21 человек. Это шестиклассники в возрасте 11-12 лет. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Где в нашей жизни встречается математика?

2. Знаете ли Вы что такое ЗОЖ и ЖБУ? Напишите.

3. Следите ли Вы за питанием? Как?

4. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

5. Сколько жидкости Вы выпиваете за день?

6. Какую роль в Вашем питании играет мясо?

7. Где Вы чаще всего едите?

8. Как Вы укрепляете своё здоровье?

Далее я провела анализ данных и свела в таблицу:

Табл. 1. Результаты анкетирования учащихся 6 класса на тему «Связь между математикой и ЗОЖ?»

Вопрос

Кол-во учеников

1. Где в нашей жизни встречается математика?

 

физика, география

11

исключили танцы

2

во всех вышеперечисленных сферах

8

2. Знаете ли Вы что такое ЗОЖ и ЖБУ? Напишите.

 

знают ЗОЖ, но не знают ЖБУ

7

затруднялись ответить

14

3. Следите ли Вы за питанием? Как?

 

не следят

11

следят

9

4. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

 

сижу в телефоне и гуляю

8

занимаюсь спортом

13

5. Сколько жидкости Вы выпиваете за день?

 

кофе

2

лимонад или кола

6

2-3 литра воды

13

6. Какую роль в Вашем питании играет мясо?

 

каждый день ем мясо

13

не ем мясо вообще

1

2-3 раза в неделю

6

7. Где Вы чаще всего едите?

 

фасфуд

1

перед телевизором и за письменным столом

6

дома за столом

14

8. Как Вы укрепляете своё здоровье?

 

гуляю, пью витамины, занимаюсь спортом, слежу за питанием

15

никак

6

Мнения разделились, но в основном были выделены следующие моменты:

  • Половина учеников считают, что математика не встречается в литературе и в танцах.

А как же счёт в танце? А еще диагональ, параллельность, перпендикуляр? В танцах есть понятия дробей, пропорций. В литературе это четкий ритм, закономерное чередование ударных и безударных слогов и др.

  • Больше 60% опрошенных не знают, что значит аббревиатуры ЗОЖ и ЖБУ.

В 12 лет на мой взгляд это допустимо, так как родители могут соблюдать здоровый образ жизни в семье, но не применять подобные термины.

  • Больше половины детей не следят за своим питанием. Но при этом большая часть класса в свободное время занимается спортом.

  • Так же больше половины класса стараются пить воду, а не газированные напитки или кофе, едят за столом вместо телевизора, и в рационе у них каждый день присутствует мясо.

После результатов анкетирования я решила проконсультироваться со специалистом в ЗОЖ и правильном питании. У нас на районе есть большой фитнес-клуб. Я попросила маму сходить туда со мной. Мне было интересно узнать, что может сказать тренер о связи ЗОЖ и математики.

Посещение фитнес-клуба и консультация тренера по правильному питанию

Мы обратились в фитнес-зал для консультации, и нам посоветовали тренера. Мы обратились к сертифицированному тренеру по фитнесу и функциональному тренингу с очень большим опытом – к Игорю Шатохину. Так же Игорь дипломированный нутрициолог, что являлось немаловажным для нашей консультации.

Сначала тренер провел нам консультацию: что же такое правильное питание и основные его принципы.

Рисунок 1. Принципы рационального питания

БЖУ — это общепринятое сокращение от сочетания «белки, жиры, углеводы». В совокупности эти вещества называются нутриентами. Нутриенты основные составляющие нашего организма. От них во многом зависит и внешний вид, и здоровье человека. Каждый из нутриентов обладает своими свойствами и ролью в нашей жизни. Рассмотрим их подробнее:

  • Белки. Они формируют мышцы, поддерживают иммунитет, а также способствуют росту клеток. Белки содержатся в яйцах, мясе, сыре, рыбе, бобовых и других продуктах.

  • Жиры. Их недостаток в организме приводит к заболеваниям печени и почек, задержке жидкости и проблемам с кожей. Именно жиры влияют на уровень холестерина в нашей крови, поэтому их избыток часто становится причиной атеросклероза. Содержатся жиры в растительной (подсолнечное, кукурузное и другие масла) и животной (мясо, рыба, сливочное масло) пище. Рекомендуемое соотношение растительных и животных жиров в рационе - 3:7.

  • Углеводы. Это первостепенный источник энергии. Избыточные углеводы способны переходить в разряд жиров, из-за чего опять же растет уровень холестерина и развивается атеросклероз.

Чтобы нутриенты правильно выполняли все вышеперечисленные функции, они должны поступать в нужных количествах и пропорциях. Это и является целью расчета БЖУ - узнать, сколько нутриентов каждого типа нужно употреблять для достижения той или иной цели.

Далее тренер предложил мне провести анализ состава моего тела с помощью специального аппарата. Он анализирует состав тела с помощью электрического импульса, пропускаемого через тело.

Рисунок 2 Анализ тела при помощи электрического импульса.

Это современный метод для изучения своего состава тела. Но рассчитан для взрослого организма от 18 лет. Не все модели включают в себя детский режим. И тогда мы стали рассчитывать вручную показатели КЖБУ для моего возраста.

Расчёт килокалорий, БЖУ

На консультации тренер научил меня, как рассчитать свою норму КЖБУ. Узнать свою норму калорийности можно с помощью специальных формул:

Формула подсчета Миффлин-Сан Жеора

Разработана в 2005 году группой американских врачей-диетологов и имеет следующий вид:

Для мужчин:

BMR = (10 x вес (кг) + 6.25 x рост (см) – 5 x возраст (г) + 5) x A

Для женщин:

BMR = (10 x вес (кг) + 6.25 x рост (см) – 5 x возраст (г) - 161) x A

Формула Харриса-Бенедикта

Первый ее вариант появился уже в 1919 году, но спустя 65 лет произошла корректировка и сейчас формула имеет следующий вид:

Для мужчин:

BMR = (88.362 + (13.397 x вес (кг)) + (4.799 x рост (см)) - (5.677 x возраст (г))) x А

Для женщин:

BMR = (447.593 + (9.247 x вес (кг)) + (3.098 x рост (см)) - (4.330 x возраст (г))) x А

Уравнение Тома Венуто

Третьим, методом подсчета калорий, является формула, которую разработал тренер-бодибилдер Том Венуто:

Для мужчин:

BMR = (66,47 + 13,75 х масса тела (кг) + 5,0 х рост(см) – 6,74 х возраст) x А

Для женщин:

BMR = (655,1 + 9,6 х масса тела (кг) + 1,85 х рост(см) – 4,68 х возраст) x А

А — это коэффициент, выражающий уровень активности человека. Он имеет 5 значений:

  • 1,2 - практически полное отсутствие активности. Сюда относятся люди с сидячим образом жизни, не занимающиеся спортом.

  • 1,375 - слабая активность. Это либо сидячий образ жизни в купе с небольшими тренировками 1-3 раза в неделю, либо занятия, требующие регулярной длительной ходьбы.

  • 1,55 - средняя активность. Этот коэффициент выбирают те, кто занимается спортом 3-4 раза в неделю по 30-60 минут.

  • 1,7 - высокая активность. Это ежедневные или практически ежедневные тренировки, либо занятость в сфере строительства, сельского хозяйства и т.д.

  • 1,9 - экстремальная активность. Сюда относятся спортсмены с ежедневными многоразовыми тренировками и люди с длительным рабочим днем, например, в угольных шахтах.

Данные формулы применяются для подростков от 14 лет.

Для подростков моего возраста наш тренер предложил руководствоваться следующей формулой:

суточная калорийность = 1000 + 100 х N,

где N – возраст ребенка

Таким образом, для поддержания моего веса мне необходимо:

1000 + (100 x 12 лет) = 2200 ккал в сутки без учёта тренировок.

Так как я хожу на танцы 5 раз в неделю, то мне необходимо примерно:

1,10 x 2200 = 2 420 ккал в сутки.

Существует несколько формул, по которым рассчитывается оптимальное количество белков, жиров и углеводов.

Ежедневно человеку нужно потреблять примерно:

  • 1.5-2 г белка на 1 кг веса, точная цифра зависит от уровня активности;

  • 0.8-1.5 г жиров на 1 кг веса;

  • 2 г углеводов на 1 кг веса (спортсмены могут увеличивать эту норму в 2 и более раз).

Данные пропорции приблизительны, подходят для взрослых людей и подростков от 16 лет и корректируются в зависимости от целей и нагрузки:

  • Для здорового питания. Стандартом считается соотношение 3/3/4, то есть по 30% рациона составляют белки и жиры, и 40% - углеводы.

  • Для похудения. Чтобы сбросить вес, нужно уменьшить количество потребляемых жиров в пользу углеводов. Так что последние должны составлять половину рациона, белки - от 25 до 35%, а жиры - не более 30%.

  • Для набора массы. В этом случае опять же нужны углеводы (тренировки требуют большого количества энергии) и белки (мышцы складываются именно из них). Получаем пропорцию 35/30/55.

Для моего возраста мы использовали следующие формулы:

- 1,5 гр белка на 1 кг массы тела.

- 2 гр жиров на 1 кг массы тела.

- всё остальное углеводы.

Значит:

Б = 1,5 x 42 = 63 гр.

Ж = 2 x 42 = 84 гр

Чтобы рассчитать углеводы, необходимо воспользоваться соотношением, которое важно запомнить:

  • 1 г Б = 4 ккал;

  • 1 г Ж = 9 ккал;

  • 1 г У = 4 ккал.

Значит количество углеводов можно рассчитать:

Б = 63 гр x 4 = 252 ккал

Ж = 84 x 9 = 756 ккал

У = 2 420 (суточная норма ккал) – 252 – 756 = 1 412 ккал: 4 = 353 гр

Итак, для подростка 12 лет, весом 42 кг, ростом 156 см, с хорошей физической активностью для подержания своего веса необходимо употреблять в сутки 2 420 ккал, которые состоят из:

Белков – 63 гр

Жиров – 84 гр

Углеводов – 353 гр

Эти данные я решила проверить по рекомендациям Министерства образования и науки РФ.

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента воспитания и социализации детей от 12 апреля 2012 года N 06-731[1] есть Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков разного возраста.

Таблица 2. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков разного возраста.

           

Наименование

Потребность в пищевых веществах

пищевых веществ

7-10 лет

11-14 лет

14-18 лет

   

мальчики

девочки

юноши

девушки

Белки (г)

63

75

69

87

75

Жиры (г)

70

83

77

97

83

Углеводы (г)

305

363

334

421

363

Энергетическая ценность (ккал)

2100

2500

2300

2900

2500

Наши расчёты приближаются к рекомендованным. Значит на них можно ориентироваться при составлении рациона питания для подростка.

Конечно, не нужно забывать о воде и сбалансированном питании. Еда должна быть разнообразной. Жиры должны состоять из 50% насыщенных и 50% ненасыщенных. Насыщенные жиры находятся в мясе, птице, молочных продуктах, сыре, сливочном, кокосовом масле. Источники ненасыщенных жиров – большинство растительных масел, рыба, орехи, семена.

Углеводы бывают простыми и сложными. Простые содержатся во всех продуктах, содержащих сахар и во фруктах, сложные – в крупах, бобовых и овощах.

Вода помогает переваривать пищу, избавляет от отечности, способствует лучшему контролю аппетита, а также стимулирует обменные процессы. Когда вы пьете прохладную воду, ваше тело тратит калории, чтобы подогреть её. А ещё чистая вода – источник важнейших для обмена веществ минеральных солей. В среднем необходимо выпивать 1,5-2 литра чистой воды в сутки.

Таким образом, расчет БЖУ - важная процедура не только для похудения или набора мышечной массы, но и для поддержания хорошей физической формы, оздоровления организма. Питание в соответствии с расчетами дает все необходимые для организма вещества, что влечет за собой массу позитивных последствий.

Заключение

Я изучила основы теории по правильному питанию и ЗОЖ. Это оказалось не только полезно, но и интересно. Даже при соблюдении здорового образа жизни без математики никуда.

Формулы подсчёта килокалорий, процентное соотношение ЖБУ, коэффициенты нагрузки, диаграммы для наглядности. Всё это сплошная математика 6 класса.

Теперь я планирую рассказать об этом одноклассникам, и мы вместе посчитаем их нормы калорий, белков, жиров и углеводов. Это не только укрепит наши знания в дробях, процентах и соотношении. Данные расчёты позволят задуматься о качестве их питания. Ведь, как мне сказал тренер Игорь Шатохин: «Всё зависит от образа жизни и от того, как ты думаешь».

По данным ВОЗ наше здоровье это:

  • 20% генетика

  • 20% экология

  • 10% качество медицинского обслуживания

  • 50% образ жизни.

Чтобы у человека была гармония, успех, желание двигаться вперед, просто хорошее настроение, нужно всегда быть в движении и следить за своим здоровьем.

Приложение 1. Анкетирование учащихся 6 класса «Какая связь между математикой и ЗОЖ?»

 1. Где в нашей жизни встречается математика?

а) физика
б) география
в) литература

г) танцы

д) во всех вышеперечисленных сферах

 

2. Знаете ли Вы что такое ЗОЖ и ЖБУ? Напишите.

а) знаю. Это__________________________
б) затрудняюсь ответить

3. Следите ли Вы за питанием? Как?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Чем ты занимаешься в свободное время?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сколько жидкости вы выпиваете за день?

а) Много кофе и иногда немного сока или чая;
б) В течение дня я выпиваю примерно два литра жидкости — чаще всего в форме лимонада или кока-колы;
в) Я выпиваю два-три литра воды.

 

6. Какую роль в вашем питании играет мясо?

а) Я каждый день ем мясо;
б) Я никогда не ем мясо;
в) Я ем мясо два-три раза в неделю.

 

7. Где Вы чаще всего едите?

а) Фастфуд
б) Перед телевизором или за письменным столом;
в) Дома за столом.

 

8. Как Вы укрепляете своё здоровье?

а) никак

б) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Источники

  1. Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М. Просвещение, 1986. -145 с.

  2. https://docs.cntd.ru/document/902363262

  3. https://rsport.ria.ru/20231127/pitanie-1761444797.html

  4. https://calcplus.ru/kalkulyator-rascheta-bazovogo-obmena-veschestv

  5. https://fitseven.ru/zdorovie/metabolism/sutochnaya-norma-kaloriy

  6. https://primekraft.ru/articles/kak-rasschitat-sutochnuyu-kalorijnost-ratsiona-formulyi-rascheta/

  7. https://ru.siberianhealth.com/ru/blogs/pitanie/belki-zhiry-i-uglevody-chto-eto-takoe/

  8. https://food.ru/articles/10153-otnoshenie-rossiyan-k-zdorovomu-pitaniyu-izmenilos

  9. https://romir.ru/studies/skolko-v-rossi-priverjencev-zoj

Просмотров работы: 28