Введение
Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слов. Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.
Единственный рабочий материал - это бумага. Единственный инструмент – руки. Это уникальное занятие складывать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры. [1].
Первый раз это слово я услышала, когда была маленькой, от старшей сестры, которая украшала комнату поделками из оригами. Далее в садике мастерили поделки. Но тогда я особого внимания этому не придала. В 1 классе на уроке технологии рассказала об искусстве оригами наша учительница Марина Ешинимаевна, показала схемы и бумажные поделки, выполненные в технике оригами. Мы делали простые мордочки животных, самолетики и лодочки. А также сделали стенгазету про птиц зимой, на которую прикрепили оригами снегирей. Она нам впервые сказала, что с помощью этого искусства можно развить пространственное мышление. С тех пор мне захотелось узнать больше об этом интересном, увлекательном и полезном искусстве, и как оно связано с, так называемым, пространственным мышлением.
Во 2 классе мы продолжили работу с бумагой, мастерили в этой технике. Параллельно я искала материал в интернете и в библиотеке. Выполняя самостоятельно по схемам различные поделки, я почувствовала, что приобретаю опыт складывания бумаги, который мне пригодился на уроках технологии, где помогала ребятам создавать фигурки. При изготовлении фигурок оригами развиваются воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается вкус, аккуратность, трудолюбие, что и делает, изучение использования оригами актуальным для исследования [2].
Объект исследования: оригами.
Предмет исследования: влияние оригами на развитие пространственного мышления.
Цель: изучить влияние оригами на развитие пространственного мышления.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
Подобрать, изучить и обработать различные источники информации по данному вопросу;
Организовать и провести эксперименты, в ходе которых установить влияние искусства оригами на пространственное мышление;
Сделать необходимые выводы.
Гипотеза: мы предполагаем, что, если изучим проблему с теоретической и практической точек зрения, то выясним, способно ли искусство оригами оказать влияние на развитие пространственного мышления.
В ходе работы мы использовали следующие методы:
теоретическое изучение проблемы;
практическое изучение проблемы (опрос; анкетирование);
сопоставление и анализ полученных фактов и сведений;
разработка лэпбука «Оригами и мышление школьника».
Теоретическая и практическая значимость данной работы в том, что этот материал и пособие лэпбук «Оригами и мышление школьника» могут быть использованы школьниками, родителями, учителями, воспитателями детских садов, студентами и так далее.
Новизна: В результате данного ученического исследования был изготовлен лэпбук «Оригами и мышление школьника»
Ожидаемые результаты:
После завершения работы школьники смогут:
- Читать схемы для оригами;
- Делать самостоятельно фигуры с помощью схем;
- Находить пространственные закономерности на листе бумаги (делить угол или сторону пополам, находить диагонали и центр фигуры).
Основная часть.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. История оригами. Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. В далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.
Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.
“Ори” означает “сложенный”, а “ками” - “бумага” и “бог” одновременно.
Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.
Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.
Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира [2,3].
Таким образом, понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.
1.2. Базовые формы, условные знаки и терминология. Во время работы я поняла, что нужно очень хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы [4]. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок (Приложение 1).
Название базовых форм во многих странах одинаковое. Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата. Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку. Дверь - базовая форма дверь получается из книги. Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника. Блин - складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами. Рыба - название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму. Двойной треугольник- водяная бомбочка. Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник. Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки. Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы. Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок. Из базовой формы “Журавлик” можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, стоящего журавлика, звезду. Из базовой формы “Шляпа” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету. Из базовой формы “Верблюд” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, ослика, цветы. Из базовой формы “Пони” можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент. К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов. Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения и погрешности в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия[4,5].
Что нужно для начала работы с бумагой?В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист (специалист по оригами) должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей[4] (Приложение 2).
Таким образом, большинство классических моделей в оригами выполняются из квадрата. В процессе изучения простых моделей я познакомилась с такими нужными понятиями как сторона квадрата, центр квадрата, середина, диагональ, прямой угол, отрезки и так далее.
1.3. Пространственное мышление.
Развитие пространственного мышления является не только важнейшей частью интеллектуального развития ребёнка в целом, но и развития личности. Без сформированного на достаточном уровне пространственного мышления невозможно эффективное изучение изобразительной деятельности, технологии, математики и других школьных предметов.
Изучением проблемы развития пространственного мышления занимались многие педагоги и психологи: Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, О.И. Галкина, Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн и другие.
Под пространственным мышлением М.Я. Якиманская понимает такой вид умственной деятельности, который имеет ресурсы для создания образов в пространстве, а также позволяет проводить манипуляции этими образами в рамках решения задач теоретического и практического характера. Образы представляются в пространственном мышлении как рабочий элемент, исходный материал, и в то же время – результат мыслительного процесса. Само оперирование образами предполагает их создание, реконструкцию в рамках решения стоящей перед человеком задачи. Младший школьник, развиваясь должен много запоминать, воспроизводить и оперировать пространственными образами.
Одним из средств развития пространственного мышления младших школьников является оригами, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.
Педагогами разных стран выявлено, что оригами: развивает пространственное мышление, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания. Кроме того, знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности[6].
Следовательно, пространственное мышление – это способность человека мыслить образами, визуализировать предметы любых форм и размеров, ориентироваться среди них. Для детей это умение различать формы, находить кратчайший путь до дома, строить конструкторы и объемные модели, хорошо разбираться в геометрии и многое другое. Отсюда, оригами прекрасно подходит для наглядного изучения основ геометрии.
1.4. Опрос среди учащихся 2-д класса.
Результаты опроса: В начале эксперимента я провела опрос (Приложение 3) в своём классе, с целью выяснить, имеют ли представление одноклассники об оригами и знают ли о том, что оригами связано с пространственным мышлением. Опрос показал, что из 20 учащихся 70% знают, что такое оригами. Впервые сделали фигурку оригами дома 25% детей, в садике – 35%, в школе – 40%. 60% ребят ответили, что им нравится оригами. 15% учащихся хотят делать оригами на уроках технологии, 15% - на математике, а 2% - на других уроках. 80% учащихся считает, что оригами развивает мышление детей, а 20% - нет. Умеют создавать фигурки в технике оригами 70%, не умеют – 30%.
Вывод по 1 части: понятие «оригами» пришло из японского языка. Они были основателями этого вида искусства. Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», без всякого рода вмешательств, только сгибание или складывание листа. Большинство классических моделей в оригами выполняются из базовой формы квадрат.
Пространственное мышление – это способность человека мыслить образами, визуализировать предметы любых форм и размеров, ориентироваться среди них.
В ходе изготовления изделий из оригами, учащиеся знакомятся с основными геометрическими фигурами, понятиями (сторона, угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами, учатся основам техники оригами, а также развивают творческие способности.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Диагностика пространственного мышления учащихся. В начале своей исследовательской я провела входную диагностику пространственного мышления учащихся, с целью выявить уровень мышления. Ребятам было предложено 5 разных заданий (Приложение 4). Максимальный балл правильных ответов 15.
Задание 1. Выявить особенности умений ориентироваться на плоскости листа, устанавливать взаимно-обратные пространственные отношения между объектами, передавать в изображении форму фигур и их пространственное расположение.
Задание 2. Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму по заданному условию: расчленять квадрат на четыре равные части, определять и называть их форму.
Задание 3. Выявить особенности умений производить мысленные пространственные преобразования объекта. Требуется выявить закономерность расположения трех данных квадратов и из шести квадратов выбрать один, который может продолжить ряд.
Задание 4. Выявить особенности умений ориентироваться в воображаемом двухмерном и трехмерном пространстве, устанавливать пространственные отношения между объектами, выделять фигуру из фона.
Задание 5. Выявить особенности умений ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном пространственном направлении, устанавливать закономерности чередования, строить графическое изображение последовательно, достраивать изображение по образцу [6] .
Результаты (интерпретация) входной диагностики:
13-15 баллов – высокий уровень мышления;
12-10 баллов – средний уровень;
9 и менее – низкий уровень.
Таким образом, в результате диагностики высокий уровень пространственного мышления имеют 3 человека, что составило 15%, средний уровень – 10 человек или 50%, низкий уровень мышления – 7 человек – 35%. (Таблица 1)
Таблица 1. Результаты входной диагностики
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
3 ч., 15% |
10 ч., 50% |
7 ч., 35% |
2.2.Практические занятия. Было решено, что в течение первой четверти на уроках технологии, на переменах между уроками и на внеурочных занятиях мы будем осваивать искусство оригами. Активно изучали базовые формы, условные обозначения, схемы и алгоритмы изготовления фигурок. Развитие пространственного мышления происходило поэтапно. Представления накапливались постепенно. Новый материал подавался только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков, то есть мы следовали универсальному учебному принципу «от простого — к сложному» [7].
Техника работы у ребят становилась все лучше, точнее и правильнее. Вот некоторые модели, которые мы изготавливали вместе. Работы были как индивидуальные, так и коллективные.
1) Модель для начинающих: Оригами лисы[8]. Детали: мордочка, туловище. (Приложение 4. Рис. 1).
1. Потребуется две базовые формы – два квадрата, полученных из листов А 4. Один квадрат – туловище, другой – голова.
2) Технологическая карта изготовления краба[8]. (Приложение 4. Рис.2)
3) Технологическая карта изготовления модульного цветка (Рис.2) [5].
Для того чтобы изготовить модульный цветок мне понадобилось 5 листов бумаги А4 (2 белых, 2 оранжевых, 1 зеленый).
Согнуть 1 лист бумаги на 32 равные части и разрезать по линиям. У меня получилось 32 прямоугольника.
Далее из каждого прямоугольника сделать модуль по представленной технологической карте. У нас получилось 66 белых модуля и 60 оранжевых модулей. Размер этого модуля называется 1/32-ая.
Начинаю складывать бумажный цветок из модулей. Беру два белых модуля и надеваю на них еще один белый. Беру еще один белый и закрепляю его другим белым. Надеваю еще один белый и так продолжаем. Надеваю модули длинной стороной вверх. У меня получилось 6 модулей в первом ряду, 5 – во втором и 4 – в третьем. Соединила модули в кольцо и закрепила одним белым модулем. И добавила еще два белых модуля. У меня получилась «звездочка» из трех рядов по 6 модулей в каждом.
Расположила модули короткой стороной вверх и начала делать четвертый ряд. Теперь модули надеваю длинной стороной вверх. Надеваю оранжевые модули только на один кармашек. Так я увеличила количество модулей в этом ряду ровно в два раза – до 12 оранжевых в четвертом ряду.
Далее приступила к 5-му ряду. Модули надевала на оба кармашка. Надела ровно 12 оранжевых модулей в этом ряду. Все модули в дальнейшем я надевала длинной стороной вверх.
В 6-м ряду модули надевала только на один кармашек. 3 оранжевые и 1 белый, снова 3 оранжевые и 1 белый. И так продолжила до конца ряда.
Далее сделала лепестки цветка. 2оранжевых, 2 белых, 2 оранжевых, 2 белых, и так до конца ряда.
Белый, оранжевый, белый, оранжевый и пропускаю один модуль. И так до конца ряда.
Далее надела по 3оранжевых модуля. И так до конца ряда.
И приступила к стеблю цветка. Взяла деревянную шпажку и обклеила зеленой бумагой. Надела бутон цветка на стебелёк. Цветок готов!
Таким образом, я представила три технологические карты изготовления поделок в технике оригами. Первая поделка простая – для начинающих, вторая сложнее, а третья – из модулей, что подразумевает определённо хороший опыт в этом деле, так как любая погрешность может привести к неудаче.
А после завершения работы я и мои одноклассники научились:
- читать схемы для оригами;
- делать самостоятельно фигуры с помощью схем;
- находить пространственные закономерности на листе бумаги (делить угол или сторону пополам, находить диагонали и центр фигуры).
2.3. Повторная диагностика пространственного мышления. В начале второй четверти было проведена промежуточная диагностика с целью выяснить, на сколько поднялся уровень пространственного мышления у ребят. Было также задано 5 аналогичных заданий. Количество опрошенных – 20 человек. По итогам диагностики я узнала, что 6 человек или 30% имеют высокий уровень пространственных представлений, 12 человек – 60% средний уровень, 2 человека или 10% – низкий уровень. Динамика налицо, после занятий в технике оригами число с высоким уровнем выросло в два раза, с 3 человек до 6, а число с низким показателем снизилось с 5 человек до двух (Таблица 2).
Таблица 2. Результаты промежуточной диагностики
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
6 ч., 30% |
12 ч., 60% |
2 ч., 10% |
Таким образом, можно сделать вывод, что оригами положительно влияет на мышление учащихся младших классов. Оригами можно использовать не только на уроках технологии, но на переменах, внеурочных занятиях и дома.
2.4. Издание лепбука «Оригами и мышление школьника». Что же такое лэпбук?
Лэпбук- это самодельная интерактивная папка формата А3, (А4), в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до лексики и интересно представленной информации (Приложение 6).
Что вам понадобится:
распечатанные шаблоны, готовые конверты;
картон формата А3, бумага формата А4 (цвет белый 12шт), цветная бумага А4, скотч;
ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
безграничная фантазия.
Лэпбук состоит из следующих разделов-кармашков:
-изготовление открыток оригами;
- отгадай кроссворд на тему «Оригами»;
- прочитай стихи на тему «Оригами»;
- расскажи и покажи сказку с помощью изготовленных героев из бумаги;
- сделай и поиграй ( технологические карты изготовления фигурок).
Следовательно, лепбук «Оригами и мышление школьника» - результат моей исследовательской работы, где наглядно представлена вся информация по теме.
3. Заключение
Результаты нашей исследовательской работы показали, что пространственное мышление – это способность человека мыслить образами, визуализировать предметы любых форм и размеров, ориентироваться среди них.
В ходе изготовления изделий из оригами, учащиеся знакомятся с основными геометрическими фигурами, понятиями (сторона, угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами, учатся основам техники оригами, а также развивают творческие способности. Оригами прекрасно подходит для наглядного изучения основ геометрии.
В процессе складывания фигур оригами я легко ориентируюсь в пространстве и на листе бумаги, могу делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ. Все это помогает развитию первых чертежных навыков. Могу читать схемы и делать самостоятельно фигуры.
Изучив проблему с теоретической и практической точек зрения, могу твердо сказать, гипотеза моя подтвердилась, что занятия оригами способствуют развитию пространственного мышления, следовательно, успешному изучению математики.
В дальнейшем хочу усовершенствовать своё мастерство в технике оригами, пополняя копилку своих работ. Кроме этого, издать учебное пособие «Оригами для начинающих» с подробными инструкциями и технологическими картами изготовления фигурок.
4. Список использованных источников и литературы
1. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели,
игрушек: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2003.
2. Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
3. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. - М.: Айрис-пресс, 2004.
4. Сержантова Т.Б .Оригами. Базовые формы .Москва Издательство «Айрис-пресс», 2011
5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия
развития», 1996
6.Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов
Н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: изд. дом «Рипол Классик», 2007.
7. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 2006. - 352 с. Пространственное мышление как умственная деятельность.
8. Интернет ресурсы:
http://www.origami.kulichki.ru
http://www.origami.ru
Приложение 1
Базовые формы оригами
Приложение 2
- Согнуть на себя
- Согнуть от себя
- Перегнуть на себя (согнуть и разогнуть)
- Перегнуть от себя
- «Складка-молния» (сочетание складок «долина» и «гора»)
- «Двойная складка-молния» (с двумя слоями бумаги)
- Перевернуть на другую сторону
- Повернуть в одной плоскости
- Раскрыть
- Тянуть
- Завернуть
- Линия сгиба «Долина»
- Линия сгиба «Гора»
- Линия после перегиба
- Невидимая линия
- Увеличение изображения
- Надавить, вогнуть
- Точка для отметки пересечения линий, краев и т.д.
- Держать здесь
- Следующее действие - вид отсюда
- Прямой угол
- Повторить действие 1 раз
- Равные отрезки
- Равные углы
Приложение 3.
Опросник
ФИ__________________________________
Вопросы |
Ответы |
||
1. |
Знаешь ли ты, что такое оригами? |
Да |
14 ч., 70% |
Нет |
6 ч., 30% |
||
2. |
Где впервые сделал фигурку в технике оригами? |
Дома |
5 ч., 25% |
В детсаду |
7 ч., 35% |
||
В школе |
8 ч., 40% |
||
3. |
Нравится ли тебе оригами? |
Да |
18 ч., 60% |
Нет |
2 ч., 10% |
||
4. |
На каких уроках можно использовать оригами? |
Технология |
15 ч., 75% |
Математика |
3 ч., 15% |
||
На других уроках (назови, каких) |
2 ч., 10% |
||
5. |
Считаешь ли ты, что оригами развивает мышление ребёнка? |
Да |
16 ч., 80% |
Нет |
4 ч., 20% |
||
6. |
Ты умеешь создавать фигурки в технике оригами? |
Да |
14 ч., 70% |
нет |
6 ч., 30% |
Приложение 4.
Задания для диагностики пространственного мышления
Задание 1. Выявить особенности умений ориентироваться на плоскости листа, устанавливать взаимно-обратные пространственные отношения между объектами, передавать в изображении форму фигур и их пространственное расположение. Инструкция: «Изобрази круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и пятиугольник так, чтобы: круг был между треугольником и прямоугольником, прямоугольник был справа от круга, треугольник был выше овала, но ниже квадрата, пятиугольник был справа от овала и под кругом».
Ответ:
Оценка результатов: Верно передана форма и расположение до 2 фигур или отсутствие ответа - 1 балл. Верно передана форма и расположение 3-4 фигур - 2 балла. Верно передана форма и расположение 5-6 фигур - 3 балла.
Задание 2. Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму по заданному условию: расчленять квадрат на четыре равные части, определять и называть их форму.
Предлагаются лист бумаги с изображенными на нем 6 квадратами, карандаш, ручка, фломастер, линейка, трафареты с фигурами.
Инструкция: «Гномы приготовили к празднику торт квадратной формы. Любителями тортов считают себя 3 гнома и Белоснежка. На сколько частей нужно разделить торт? А если разделить квадрат на 4 равные части, то какой они могут быть формы? Изобрази, как это сделать прямыми линиями, на этих квадратах».
Верный ответ:
Оценка результатов: Отсутствие ответа или указание одного варианта формы частей - 1 балл. Указание двух вариантов формы - 2 балла. Указание 3-4 вариантов формы - 3 балла.
Задание 3. Выявить особенности умений производить мысленные пространственные преобразования объекта. Требуется выявить закономерность расположения трех данных квадратов и из шести квадратов выбрать один, который может продолжить ряд.
Оценка результатов: Отсутствие изображения - 1 балл. Изображение искаженное, не соответствующее образцу (выбранному объекту), - 2 балла. Изображение соответствует выбранному образцу - 3 балла.
Задание 4. Выявить особенности умений ориентироваться в воображаемом двухмерном и трехмерном пространстве, устанавливать пространственные отношения между объектами, выделять фигуру из фона.
Содержание: предлагается лист с изображением контуров фигур (квадрат, овал, треугольник), «наложенных» друг на друга. Требуется раскрасить фигуры таким образом, чтобы сверху лежал красный треугольник, а зеленый овал был под желтым квадратом.
Верный ответ:
Оценка результатов: Верно передано расположение 1 фигуры (треугольника) или отсутствие ответа - 1 балл. Верно передано расположение 2 фигур - 2 балла. Верно передано расположение всех фигур - 3 балла.
Задание 5. Выявить особенности умений ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном пространственном направлении, устанавливать закономерности чередования, строить графическое изображение последовательно, достраивать изображение по образцу.
Содержание: предлагается лист бумаги в клетку. Требуется построить изображение, следуя инструкции, а затем продолжить его самостоятельно, выделив закономерность, по своему образцу. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Верный ответ:
Оценка результатов: Ошибки в пространственном направлении уже на 2-3-м шаге - 1 балл. Ошибки в пространственном направлении на 5-8-м шаге – 2б. Изображение без ошибок - 3 б.
Приложение 5.
Рисунок 1. «Лиса»
Рисунок 2. «Краб»
Рисунок 3. Модульный цветок.
иложение 6.
Рисунок 1. Лепбук «Оригами и мышление школьника.