Настольная карточная игра "МЕМО. Великие математики"

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Настольная карточная игра "МЕМО. Великие математики"

Пузиков М.С. 1
1МБОУ "СОШ №10", г.Славгород Алтайского края
Пузикова Е.Е. 1
1МБОУ "СОШ №10", г.Славгород Алтайского края
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современной школе на перемене очень часто можно увидеть детей, которые играют в компьютерные игры на телефоне или «сидят» в соцсетях. Несмотря на то, что в настоящее время официально принят закон о запрете для учащихся пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий, пользование телефонами на переменах все равно осуществляется. Чтобы организовать перемены с пользой, ограничить использование телефонов детьми (или организовать использование телефонов с пользой, учитывая современные достижения развития науки и техники), можно предложить ученикам не только подвижные игры в крыле, коридоре, но и настольные игры в кабинете. Одной из самых распространенных и любимых многими детьми настольной игрой является игра MEMO. Она не только развивает память, но и расширяет кругозор ребенка в зависимости от того, какой информационный материал использован для ее создания.

Объект : настольная игра «MEMO. Великие математики».

Предмет: использование современных информационных технологий для создания настольной игры «MEMO. Великие математики».

Цель: создать настольную игру «MEMO. Великие математики», используя современные информационные технологии, которая будет не только способствовать развитию памяти учеников, но и позволит узнать некоторые биографические данные выдающихся математиков и их вклад в развитие математики, как науки.

Задачи:

  1. Выяснить значение игры «MEMO».

  2. Подготовить теоретический материал о жизни великих математиков, об их достижениях в области математики.

  3. Разработать дизайн и содержание карточек memo.

Гипотеза: использование настольной игры «MEMO. Великие математики» на переменах позволит сократить «просиживание» учеников в телефонах.

Методы исследования: работа с литературой, анализ, синтез, структурирование полученной информации.

Практическая значимость. В настоящее время игра «MEMO» является одной из самых распространенных и любимых настольных игр не только детей, но и взрослых. Создано очень много таких игр по совершенно различной тематике. Это «Воздушный и водный транспорт», «Удивительные животные», «Космос», «Москва», «Санкт-Петербург» и многие другие. Игры «MEMO. Великие математики» еще нет. Данную настольную карточную игру можно будет использовать, например, на переменах перед уроком математики, если она будет в кабинете для общедоступного пользования, или на занятиях во внеурочной деятельности.

Глава1.История появления и правила настольной карточной игры мемо

1.1 Появление настольной игры мемо

Игра mеmo уходит своими корнями в Японию, когда она была принята у дворян в период Хэйан (с 794 по 1185 год). Среди японской знати были очень популярны развлечения awase, что с японского означает "соединение". Основной их смысл заключался в том, что из нескольких факторов, указывающих на художественные и эстетические чувства, выбирался лучший. Среди этих развлечений существовало и kai-awase – игра в ракушки.

Рис 1. Пример ракушек японской игры kai-awase

В эпоху Эдо (1603—1868) игра носила аристократический характер, а предметы этой игры иногда служили у женщин в качестве приданного. 

В настоящее время Kai-awase до сих пор пользуется популярностью, хотя за пределы Японии она практически не выбралась.

Рис. 2. Игра kai-awase. Япония. Настоящее время

Игра «Мемо» была выпущена немецкой компанией Ravensburger в феврале 1959 года, отметившейся на мировом рынке своимипазламии играми для детей. Название «Мемо» происходит от слова «Memory», что означает «память». Игра была запатентована компанией и стала популярной во многих странах. Классический вариант игры – парные карточки прямоугольной формы.

Французский производитель Djeco выпускает необычные наборы в форме рыбок или медвежат.

Рис. 3. Игра «Мемо» в воде рыбок

В России эта игра долго была известна под названием «Найди пару». Последнее время все чаще используется название «Мемо».

Увлекательная настольная игра «Мемо», которая по праву считается семейной, – это полезное творение российских издателей «Нескучные игры». Первый вариант игры появился 5 лет назад, а потом, в 2018-2019 годах были представлены новые разновидности, еще более увлекательные и интересные. На сегодняшний день коллекция настольных сетов «Мемо» включает 14 подвидов, отличающихся тематикой. Относится игровой набор к классике, поскольку очень популярен, есть практически в каждой коллекции настольных игр. Зачастую, встретить настольную игру «Мемо» (Memory или «Найди пару») можно в семье, где есть дети. [9]

Данная игра развивает у ребенка хорошую зрительную память, учит его концентрировать внимание. Мемо – это игра, где все зависит только от игроков, и взрослые могут играть наравне с детьми. И очень часто бывает так, что именно дети выходят из этой игры победителями. Это действительно интересная и удивительно полезная игра. Мемо – это одна из тех редких игр, где успех чаще зависит от способностей и стараний игрока, чем от удачи.

1.2. Правила игры «Мемо»

Правила у игры очень простые. Подготовиться к игровому процессу можно за несколько минут. Успех и выигрыш в данной настольной игре напрямую зависит, скорее, от памяти игрока, его внимательности, чем от фактора удачи. Играть в игру можно разными способами, отличающимися уровнем сложности.

  • «Классический». Карточки раскладываются на ровной поверхности изображениями вниз. Право первого хода отдают самому младшему участнику, а затем по очереди ходят все остальные игроки. Каждый игрок берет две карты. Если игроку посчастливилось вытянуть две идентичные карточки, то он снова повторяет ход, а полученные экземпляры забирает себе. Если выпадают разные карты, то право хода переходит к следующему игроку.

  • «Найди». Карты тщательно перемешиваются и выкладываются на стол хаотично, рисунком вниз. Первый игрок вытягивает одну карточку и оставляет ее перевернутой на столе. Это же делает каждый следующий игрок. Как только на столе открытыми окажутся две одинаковые карточки, самый внимательный игрок должен накрыть рукой нужную карту и крикнуть «Нашел!». Тот участник, что оказался проворнее и успел накрыть ладонью и выкрикнуть, забирает эти одинаковые карты себе и имеет право на открытие нового экземпляра.

  • «Ловкие пальчики». На столе хаотично разбрасываются карты. По сигналу «Вперед!», все игроки начинают открывать карты, выискивая две одинаковые. Нашедший идентичные карты забирает их себе, продолжая искать дальше пару. Брать в руки одну карту категорически запрещено. Если два участника взяли по одинаковой карте, то их следует положить обратно в коробку. Завершается игра в тот момент, когда на столе остаются разные карты, не образующие пары.

  • «Домик». Все карты делят на две стопки таким образом, чтоб в каждой было по одной из пары. Первая стопка – это «домик», а вторая, выложенная в форме прямоугольника, – «земля». Каждый участник по очереди вытягивает по карте из двух стопок, если попадается пара, то игрок забирает ее себе, а в противном случае право выбора переходит следующему игроку. Начинает игру обычно самый младший участник.

В среднем длительность каждого игрового раунда длится около получаса. Иногда может быть более короткий раунд, который продолжается всего 10-15 минут. [9]

Количество карточек в комплекте может быть различным. Русское издательство «Нескучные игры» выпускает игру «Мемо» в двух комплектациях: классическая (50 карточек) и мимимемо (30 карточек). Последний вариант предназначен для малышей.

Глава 2. Разработка и создание игры «МЕМО. Великие математики»

2.1. Отбор материала и разработка дизайна.

После того, как определена была тема проекта, мы изучили вопрос, есть ли подобная игра в сети интернет. Сайты предлагают много разновидностей игры «Великие математики» (это и «Своя игра», сетевая игра, кроссворды и т.д), но данной игры в виде «Мемо» мы не нашли. Хотелось создать такую игру, которая не только будет развивать память и концентрацию внимания, но и расширять кругозор играющих. На карточках «Мемо» много информации не разместить. Можно, конечно, создать справочный материал, как приложение к игре, где можно почитать информацию о математиках и их вкладе в науку. И этим мы займемся в ближайшее время. Но хотелось еще как-то привлечь внимание играющих. Так появилась идея использовать на карточках QR-коды. Тем самым это, во-первых, позволяет телефон использовать с пользой, а, во-вторых, не искать информацию в напечатанном справочнике, а получить нужную информацию, по конкретному математику на экране телефона. Все что нужно иметь – это сканер QR-кода.

Далее мы начали формировать список математиков. Мы прочитали все исторические справки, содержащиеся в учебниках математики 5-6 класса Н.Я.Виленкина и др. издательства «Просвещение», а также просмотрели учебник алгебры 7 класса под редакцией Теляковского.

Пока лишь создано несколько исторических справок, открывающихся при наведении телефона на QR-код карточки. Дальнейшую работу мы планируем по созданию файлов с информацией обо всех великих математиков, которые есть на наших карточках. Причем мы хотим включить не только сведения из биографии, и информацию о вкладе математиков в развитие науки.

2.2. Апробация игры

В настоящее время апробация еще не проводилась, так как игра создана нами совсем недавно. Сейчас можно уже в нее играть, но узнать информацию можно еще, к сожалению не обо всех известных математиках.

Заключение

Работая над проектом, мы создали настольную карточную игру «МЕМО. Великие математики». При создании пользовались гугл-диском и программой для перевода ссылки в QR-код. В данную игру можно уже играть. Она еще не апробировалась на практике, поэтому про истинность или ложность гипотезы еще сложно судить.

Цель работы достигнута. Осталось наполнить содержимым ссылки, которые спрятаны за QR-кодом. Задачи реализованы. Работа над проектом будет продолжаться.

Список использованной литературы

  1. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: пособиеидля учащихся 5-6 классов / Н.Я Виленкин, И.Я.Депман. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2020

  2. Детская энциклопедия «Я познаю мир» Математика. Москва, «Астрель», 2004 год.

  3. Математика: 5-й класс; базовый уровень; учебник: в двух частях; ч.1 / Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков [и др.]. – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023

  4. Математика: 5-й класс; базовый уровень; учебник: в двух частях; ч.2 / Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков [и др.]. – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023

  5. Математика: 6-й класс; базовый уровень; учебник: в двух частях; ч.1 / Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков [и др.]. – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023

  6. Математика: 6-й класс; базовый уровень; учебник: в двух частях; ч.2 / Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков [и др.]. – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023

  7. Школьникам о математике и математиках. Составитель Лиман М.М., Москва, Просвещение. 1989 г.

  8. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000. – 688 с.:ил.

  9. VPLATE, Главная\Настольные игры\Настольная игра Memo, Настольная игра Мемо: описание, характеристики, правила (vplate.ru)

Приложение.

Примеры карточек «МЕМО. Великие математики»

Просмотров работы: 3