Проценты в нашей жизни

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проценты в нашей жизни

Сергеева В.С. 1
1МОБУ СОШ с. Ишпарсово муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Кузнецова Л.В. 1
1МОБУ СОШ с. Ишпарсово муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 52,5 % избира­телей, банк начисляет 12 % годовых, молоко содержит 3,2 % жира, материал содержит 60 % хлопка и 40 % полиэстера и т. д.

Гипотеза проекта: я предположила, что проценты встречаются во всех сферах деятельности человека, в том числе и в повседневной жизни.

Основополагающий вопрос:

  • А все ли мы знаем о процентах?

  • Процент — абстрактное понятие или постоянный спутник нашей жизни?

Проблемно-тематические вопросы:

  • Откуда произошли понятие «процент» и знак «%»?

  • Всегда ли проценты - наши «друзья»?

  • Как часто люди сталкиваются с процентами?

  • Можно ли жить без знаний процентов?

  • Что значит жить на проценты?

Цель проекта:

Выяснить какую практическую значимость имеют проценты в различных сферах деятельности человека, и научиться использовать знания по процентным исчислениям не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни.

Поэтому для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Собрать и систематизировать материал по теме.

  2. Определить понятие «процент».

  3. Научиться решать основные задачи на проценты.

  4. Определить сферу практического применения процентов.

  5. Познакомиться с некоторыми банковскими операциями, при выполнении которых требуется применить проценты, производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности.

Объект исследования – проценты.

Предмет исследования: практическое применение математических вычислений с процентами, задачи на вычисления процентов в банковских операциях.

Методы исследования

  • Анализ

  • Синтез

  • Сбор информации.

  • Работа с печатными материалами.

  • Анкетирование.

Чтобы ответить на эти вопросы, я:

  • Изучила теорию вопроса.

  • Просмотрела газеты и журналы, чтобы найти ответ на вопрос «Как часто встречаются проценты в периодической печати?»

  • Собрала информацию о банковских кредитах и кредитных картах нашего города.

  • Собранную информацию представила в виде исследовательской работы «Проценты в нашей жизни».

В чем актуальность моей работы? Актуальность работы очевидна. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Практическая значимость данной работы. Моя работа учит применять математический аппарат к решению повседневных бытовых проблем каждого человека. Познавательный материал может быть использован на уроках математики, на внеклассных мероприятиях. В ходе реализации проекта на основании проделанной работы я показала, что процент постоянный спутник нашей жизни.

Глава 1. Проценты в прошлом и настоящем

1.1 История возникновения процентов и их обозначения.

Слово «процент» происходит от латинского слова procentum, что буквально означает «за сотню» или «со ста».[7,243] Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древно­сти у вавилонян. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое трой­ное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были особенно распростране­ны в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, кото­рые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый про­цент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян процен­ты перешли к другим народам.

В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особенно много внимания обращали на умение вычислять процен­ты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые таб­лицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 г. Симон Стевин - инженер из города Брюгге (Нидерланды).[1,274] Затем область применения процентов расширилась. Ныне процент - это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за еди­ницу).

Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento(сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокра­щенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи бу­квы tв наклонную черту произошел современный символ для обо­значения процента. Существует и другая версия возникновения этого знака. В 1685 году в Париже была опубли­кована книга - руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо ctoнапечатал %.[7,243] Изобретение математических знаков и символов значительно облегчило изуче­ние математики и способствовало дальнейшему ее развитию.

1.2.Основные понятия, связанные с процентами:

С процентами связаны три основных действия:[17,309]

1. Нахождение процентов данного числа.
Чтобы найтиа % от в, надов• 0,01а. Пример. 30 % от 60 составляет: 60 0,3= 18

2. Нахождение числа по его процентам.

Если известно, чтоа % числа хравно в, то х = в : 0,01а.

Пример. 3% числа х составляют 150. х= 150: 0,03; х = 5000.

3. Нахождение процентного отношения чисел.

Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чиселумножить на100 % :

*100%[16,с.310] .Пример. Сколько процентов составляет 150 от 600? .

1.3. Основные типы задач на проценты

1) Одна величина больше (меньше) другой на р%.

а)Еслиа большевна р%, то а = в + 0,01рв = в(1 + 0,01р).

б)Еслиа меньше вна р %, то а = в - 0,01 рв = в(1 - 0,01р).

Пример. На сколько процентов надо увеличить число 90, чтобы получить 120?

Решение:120 = 90 + 90 0,01р; 120 = 90(1+0,01 р); (1+0,01 р)= = ; 0,01 р= ; р=33 .

Аналогично, а) если а возросло на р %, то новое значение равно а(1 + 0,01р).

Пример. Увеличить число 60 на 20 %: 60 + 60•0,2 = 72 или 60• (1 + 0,2) = 72;

б) если а уменьшили на р %, то новое значение равно: а(1-0,01/p).

Пример. Число 72 уменьшили на 20 %: 72 - 72•0,2 = 57,6 или 72(1 - 0.2) = 57,6.

Объединив а) и б), запишем задачу в общем виде: увеличили число а на р%, а затем полученное уменьшили на р% : а(1+0,001р); а(1+0,001р)(1-0,01р)=а(1-(0,01 р)2) (*)

Задача 1.Цену товара снизили на 30 %, затем новую цену повысили на 30 %. Как изменилась цена товара?

Решение. Пусть первоначальная цена товара а, тогда:

а - 0,3а = 0,7а - цена товара после снижения,

0,7а + 0,7а* 0,3 = 0,91а - новая цена.

1,00 - 0,91 =0,09 или 9%.

Используя формулу (*), получим: а(1- )=а(1-0,32)=0,91а Ответ: цена снизилась на 9 %.

1.4. Простой процентный рост, слож­ный процентный рост

Если при вычислении процентов на каждом следующем шаге исходят от величины, полученной на предыдущем шаге, то говорят о начислении сложных процентов (процентов на проценты). В этом случае применяется формула сложных процентов:

в = a (1 + 0,01р) (**), где а - первоначальное значение величины; в- новое значение величины; р - количество процентов; п- количество промежутков времени.

Если изменение происходит на разное число процентов, то формула выглядит так:

в = а(1 + 0,01р1)(1 + 0,02) ... (1 + 0,0n).

Формулой сложных процентов начисляют проценты в банках.

Глава 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

Остановлюсь на некоторых из них.

2.1. Банковские операции

Уже в далекой древности широко было распространено рос­товщичество - выдача денег под проценты. Разность между той суммой, которую возвращали ростовщику, и той, которую перво­начально взяли у него, называлась лихвой. Так, в Древнем Вавило­не она составляла 20% и более! Известно, что в XIV-XV вв. в Западной Европе широко распро­странились банки - учреждения, которые давали деньги в долг. Конечно, банки давали деньги не бескорыстно: за пользование предоставленными деньгами они брали плату, как и ростовщики древности. Эта плата выражалась обычно в виде процентов к величине выданных в долг денег.

Тех, кто берет в долг деньги в банке, называют заемщиками, а ссуду, т. е. величину взятых у банка денег, называют кредитом. Таким образом, средства, помещенные на хранение в банк, через определенный период времени приносят некоторый доход, равный сумме начислен­ных за этот период процентов.

Итак, с одной стороны, банки принимают вклады и платят по этим вкладам проценты вкладчикам, а с другой - дают кредиты за­емщикам и получают от них проценты за пользование этими день­гами. Таким образом, банк являет­ся финансовым посредником между вкладчиками и заемщиками.

Рассмотрю схемы расчета банка с вкладчиками.

Пусть вкладчик открыл сберегательный счет и положил на него S0рублей. Пусть банк обязуется выплачивать вкладчику в конце каждого года р % от первоначальной суммы S0. Тогда по истечении одного года сумма начисленных процентов составляет Sop/100 рублей и величина вклада станет равной S = S0(1 + р/100) рублей;р % называют годовой процентной ставкой. Если по прошествии одного года вкладчик снимет со счета начисленные проценты So , а сумму S0оставит, в банке вновьначислятSo рублей, а за два года начисленные проценты со­ставят 2 So рублей, через п лет на вкладе по формуле простого процента будет: S = S0* (1+ n).[5,29]

Существует другой способ расчета банка с вкладчиком. Он со­стоит в следующем: если вкладчик не снимает со счета сумму на­численных процентов, то эта сумма присоединяется к основному вкладу, а в конце следующего года банк будет начислять р % уже на новую, увеличенную сумму. Это означает, что банк станет те­перь начислять проценты не только на основной вклад, S0, но и на проценты, которые на него полагаются. Такой способ начисления «процентов на проценты» называют сложными процентами.

Sn = S0(1 +р/100)n, где n = 1, 2, 3...

На сегодняшний день в Стерлитамаке действуют 24 банка, среди которых Сбербанк, Региональный банк развития, Социнвест, Росбанк, ВТБ, Уралсиб и другие. Современные банки аккумулируют деньги, ценные бумаги, предоставляют кредит, осуществляют взаимные расчеты, выпускают ценные бумаги, осуществляют операции с золотом, иностранной валютой и т.д. Сегодня многие банки предлагают выгодно вложить деньги. Вот несколько из таких рекламных объявлений:

«Ставка от 2,9%. Новогодние подарки. Скидки до 140000 рублей. Заполните заявку!» «Получайте самый высокий процент! Выбирайте свой срок вклада от 91 дня до 730 дней».

Я решила проверить: «Что значит жить на проценты?» Для этого собрала информационные рекламные буклеты различных банков, зашла на сайты банков города в Интернете и изучила представленную в них информацию. Я решила сосчитать, сколько нужно первоначально вложить денег в банк, чтобы ежемесячно снимать со сберкнижки сумму, равную прожиточному минимуму. По Интернету я выяснила, что в Республике Башкортостан сумма прожиточного минимума в IV квартале 2024 года составила 14991 рублей. Найду, сколько денег необходимо вложить вкладчику, чтобы ежемесячно снимать 6546 рублей.

Рассмотрю на примере Сбербанка. ( Прил. 1)

Решение: 7,6% = 0,076

Если прожиточный минимум составляет 14991 руб. в месяц, а в году 12 мес., то доход вкладчика составит: 14991 · 12 = 179892 (рублей). Вложив деньги под 7,6% годовых, получим через год: 14991:0,076= 197250(рублей)

Ответ: 197250 рублей необходимо вложить вкладчику, чтобы жить на проценты.

Интересно узнать, сколько вкладчику придется работать, чтобы заработать 197250 рублей, если он зарабатывает в месяц 40000 рублей (затраты на еду, одежду и другое не учитываем)? Сколько месяцев потребуется работать? 197250:40000=4,9 месяца

Ответ: 5месяцев придется работать вкладчику, чтобы заработать эту сумму.

Вывод: человеку нереально жить на проценты, т.к. первоначальный вклад - это очень большая сумма, которую сначала надо заработать.

2.2. Проценты при расчете зарплаты

  1. Подоходный налог в городе N установлен в размере 13%. До вычета подоходного налога 1% от заработной платы отчисляется в пенсионный фонд. Работнику начислено 50 000 р. Сколько он получит после указанных вычетов?

Решение:

За 100% приняты 50 000 р., начисленные работнику.

1) 50000/100=500 (руб.) – составляет 1%, который отчисляется в пенсионный фонд

2) 50000-500=49500 (руб.) – после отчисления в пенсионный фонд

3) За 100% - 49 500 руб.

49500/100=495 (руб.) – составляет 1%

4) 495*13=6435 (руб.) - подоходный налог

5) 49500-6435=43065(руб.)- работник получит после указанных вычетов

Ответ: 43065 руб. работник получит после указанных вычетов

  1. Какой будет заработная плата после повышением ее на 65%, если до повышения она составляла 10000 р.?

Решение:

1) 10000/100=100 (руб.) - составляет 1%

2) 100*65=6500- повышение в рублях

3) 10000+6500=16500-зарплата после повышения

ОТВЕТ: 16500 рублей.

  1. Человек обычно получает за работу «чистыми», т.е. после вычета налога в 13%, ноему интересно узнать, сколько же «по-настоящему» стоит сделанная им работа, если он получил10877,3 р.

Решение:

  1. 100-13=87 (%) – получает человек, после вычета налога

  2. 10877,3/87≈125,026 (руб.) - составляет 1%

  3. 125,02643*100≈12502,6 (руб.)

Ответ: 12502,6 руб. «по-настоящему» стоит сделанная работа

2.3. Проценты и тарифы ЖКХ.

Сегодня в газетах и по телевизору очень часто проходят передачи о тарифах ЖКХ, о реформе в сфере ЖКХ. Я узнала, что стоимость обслуживания одного лифта в городе Нижневартовске более 28 000 рублей в месяц, а например, в Стерлитамаке менее 10000 рублей в месяц. Давайте, определим, на сколько процентов больше обходится содержание лифта в Нижневартовске в сравнении со Стерлитамаком.

Определим, сколько процентов составляет стоимость содержания лифта в Нижневартовске в сравнении с городом Стерлитамак:

28000:10000*100=280(%)

280% - 100% = 180% Ответ: больше на 180%.

2.4.Проценты и потребительские услуги.

Что означают проценты в купонах на скидку и в объявлениях.

Задача 1. Компания «ТОП – окна» предоставляет клиентам при установке окон рассрочку при условии предоплаты 30%. Установка одного окна стоит 15000 рублей. Какую сумму нужно оплатить, чтобы воспользоваться рассрочкой?

Решение:

15000 рублей – 100%

Х рублей – 30%

15000:100*30=4500(рублей) Ответ: 4500 рублей.

Задача 2.ООО «Аристо» предлагает услуги химчистки и стирки. Прейскурант цен на услуги химчистки и стирки представлен в таблице 4.(Приложение 1).Предъявителю дисконтной карты компания предоставляет скидку 10%. Посчитаем, сколько рублей можно сэкономить для семейного бюджета при пользовании всеми этими услугами при минимальной цене.

Решение:

700+500+200+200= 1600 (руб); 1600:100 = 16 (руб) – 1 %

16* 10 = 160(руб) – 10% Ответ:160 рублей.

2.4. Проценты в школе

В этом разделе я представляю наш 8 класс в процентах.

В 8 классе 17 человек - примем за 100%. Из них 9 мальчиков и 6 девочек. Определим, сколько процентов составляют девочки и мальчики.

Процентное соотношение девочек и мальчиков.

1) 6/ 15*100 = 40 (%)- девочек 2) 9/ 15*100=60 (%)- мальчиков

Средний бал за выполнение домашних работ по математике учениками 8 за II четверть 2024-25 учебного года:

  1. Акимова Анна-4,3 (4)

  2. Аллабергенов Даанил-4,3(4)

  3. Дмитриев Евгений-3,3 (3)

  4. Дмитриева Екатерина-4,7(5)

  5. Егоров Иван- 3,8 (4)

  6. Елисеева Яна – 2,6 (3)

  7. Мануилова Валерия- 4,0 (4)

  8. Никифорова Дарья- 3,2 (3)

  9. Николаев Евгений- 4,2 (4)

  10. Николаев Иван- 4,6 (5)

  11. Орлова Наталья- 2,6 (3)

  12. Петров Николай-4,1(4)

  13. Петров Эдуард-4,0(4)

  14. Сергеев Алексей-3,3 (3)

  15. Федоров Никита-4,4(4)

1) За 100% - 15 человека

2) 15:100=0,15 – составляет 1%

3) 7:0,15=47(%) – учеников на оценку «4» выполняют домашние работы

4) 2:0,15=13(%) - учеников на оценку «5» выполняют домашние работы

5) 6:0,15=40(%) - учеников на оценку «3» выполняют домашние работы

Месяцы рождения учеников 8 класса

В нашем классе свой день рождения отмечают в январе – 2 человека, феврале – 1, марте – 1, апреле – 1, мае – 2, июне – 3, июле – 0, августе – 2, сентябре – 2, октябре – 3, ноябре – 1, декабре – 2. Следующая диаграмма наглядно представляет месяцы рождения учеников 8 класса.

 

Экспериментальная часть.

Анкетирование.

Анкетирование проводилось среди учащихся и родителей.

Учащимся 8-го класса и родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Считаете ли вы тему: «Проценты в жизни людей» актуальной?

  2. Что вы в своей жизни измеряете в процентах?

  3. Умеете ли вы высчитывать проценты?

  4. Какую роль играют проценты в вашей жизни?

  5. Где вы встречаетесь с процентами в жизни?

Родители также ответили на следующие вопросы:

  1. Кто чаще всего сталкивается в жизни с процентами, люди каких профессий?

  2. Можно ли обойтись без знаний процентов?

Результаты проведенного анкетирования отражены в таблицах и диаграммах.(Приложения 1,2)

По результатам проведенного опроса я выяснила, что 80% опрошенных считают затронутую мной тема актуальной. Люди в процентах измеряют не только банковские кредитные ставки, но и качество работы. 80% респондентов считают, что проценты в их жизни играют большую роль, 88% умеют высчитывать проценты. Наибольший процент опрошенных считают, что непосредственно с процентами чаще сталкиваются работники банка, экономисты, математики, бухгалтер, химики, социальные работники, статисты, финансисты. В общем, кто только не встречается с процентами. Без знаний процентов и умения их высчитывать их не обойтись!

 

Заключение

Я и не предполагала, что современный человек так тесно связан с процентами.

Оказывается, проценты встречаются:

    • на работе у взрослых;

    • в школе;

    • на рекламных щитах;

    • на экранах телевизора;

    • в периодической печати.

В прессе достаточно часто используется понятие процента. Если внимательно читать газеты, то за цифрами процентов можно увидеть реальное положение вещей. С их помощью можно наглядно показать положительную или отрицательную динамику тех или иных процессов, протекающих в жизни общества. Также люди пользуются процентами при оформлении кредитов или при вкладах сбережений в банк. Нельзя сегодня людям без знаний процентов! В умении высчитывать проценты современный человек независимо от рода деятельности и уровня образования нуждается непрерывно.

Таким образом, в ходе выполнения этой работы мне удалось достичь поставленной цели, выявить целесообразность применения процентов при решении повседневных задач.

Литература

  1. Акимова С. Занимательная математика.-Санкт-Петербург, «Тригон»,1997г.

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-диск) www.KM.ru

  3. Буслаев А.“Сложные проценты”. Газета “Математика” №30. 2002. стр.29

  4. Глейзер Г.Н.. История математики в школе. 7 – 8 классы, Москва, «Просвещение», 1983.

  5. Депман И.Я., Виленкин Н.Я «За страницами учебника математики» Москва «Просвещение» 1990 год.

  6. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Вита-Пресс, 1994.

  7. Петрова И.Н.. Проценты на все случаи жизни. М.: «Просвещение», 2006.

  8. Симонов А.П.. Экономика на уроках математики.—М.: Школа-Пресс, 2009.

  9. Шевкин А.В. «Решение текстовых задач» Москва «Русское слово» 2002 г.

  10. www.wikipedia.ru

  11. http://slovari.yandex.ru

Приложение I

Таблица 1.

№п/п

Вопрос

Ответы

1

Кто чаще всего сталкивается в жизни с процентами, люди каких профессий?

Работники банка

Экономисты

Математики

Бухгалтер

Химики

Социальные работники

Статисты

Все профессии

Финансисты

83%

67%

33%

50%

16%

16%

16%

16%

33%

2

Можно ли обойтись без знаний процентов?

Нет

Можно

84%

16%

Таблица 2.

№ п/п

Банк

Вклад

Процентная ставка по вкладу

 

Сбербанк России

«Я надежен»

7,6% годовых

Таблица 3.

Изделия их меха

Цена на услуги

Шуба длинная

От 700 руб

Полушубок

От 500 руб

Шапка

От 200 руб

Воротник, манжеты

От 200 руб

Таблица 4.

Вопрос

Ответы

   

Учащиеся

1

Считаете ли вы тему: «Проценты в жизни людей» актуальной?

Да – 80%

Нет – 16%

Не знаю – 4%

2

Что вы в своей жизни измеряете в процентах?

Деньги

Неудачи и удачи

Кредиты

Качество работы

3

Умеете ли вы высчитывать проценты?

Да – 88%

Нет – 4%

Не очень – 8%

4

Какую роль играют проценты в вашей жизни?

Большую-80%

Никакую – 12%

Второстепенную – 4%

Нет ответа – 4%

5

Где вы встречаетесь с процентами в жизни?

В математике – 20%

В банке –60%

Всюду – 40%

В газетах -8%

Приложение II

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Диаграмма 3.

Диаграмма 4.

Диаграмма 5.

Диаграмма 6.

Просмотров работы: 2