Мой родной город в математических задачах

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой родной город в математических задачах

Крашенинникова Е.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Крюкова Л.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Математику затем только надо учить,

чтобы знания, полученные на уроке,

уметь применять на практике

Николай Лобачевский

Как известно, история содержит в себе очень много различных исторических событий, дат, которые нужно знать и помнить. Я думаю, чтобы лучше ориентироваться во всех исторических событиях, чтобы лучше запомнить исторические даты и разнообразные цифровые данные, необходимо очень хорошо знать основы такой науки, как математика. Ведь не случайно говорят, что «математика ум в порядок приводит», «математика – царица всех наук».

     Как же можно применить математические знания к истории родного города? Сделать можно это, конечно же, через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты. А где же взять такие задачи?

     На уроках математики мы не только решали задачи из учебника, но и сами их составляли. Поэтому я решила попробовать составить такие математические задачи, содержание которых основывается на исторических фактах, данных, связанных с нашим городом. А составляя такие задачи,
я думаю, что и сама лучше научусь их решать.

Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет. Поэтому представляется целесообразным составление задач о своем городе самой. Для меня важно быть в роли автора пусть даже нескольких задач, для которых ищется сюжет и содержание. Важно, что, придумывая собственную задачу, глубже вникаешь в ее математическую суть, анализируешь и сравниваешь известные типы задач и пополняешь свой математический опыт.

В настоящее время актуальность темы, связанной с решением текстовых задач при изучении математики, становится все более очевидной. Это обусловлено тем, что такая тема считается одной из наиболее сложных. Трудности с решением текстовых задач учащиеся объясняют тем, что содержание этих задач им не очень интересно

Решение практических задач и их применение в повседневной жизни способствуют развитию математических умений и навыков. Кроме того, составление задач на основе статистических и исторических данных о родном городе углубляет знания об его истории.

Большинство составленных задач решается с помощью арифметики, так как объем изученного пока материала не позволяет сделать большего.

Знание истории своей малой родины поможет в развитии умений решения математических задач с практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач расширят наши знания о родном городе.

Новизна данной работы состоит в том, что данные задачи можно использовать на уроках математики. В результате ожидается повышение интереса учащихся к изучению математики, углубление знаний о городе и увеличение доли самостоятельной работы учащихся, а также развитие патриотических чувств.

Цель проекта: Создание сборника математических задач, посредствам изучения материалов родного города.

Задачи проекта:

- поиск материалов для составления задач;

- анализ найденного материала и формулирование сюжетных задач;

- апробирование решения текстовых задач с практическим содержанием исторических фактов родного города.

Практическая значимость проекта: разработанные мною информационные материалы позволят познакомить учащихся с историческими моментами своего города с его памятниками и достопримечательностями с помощью применения математических задач. Включение задач о родном городе в урок сделает процесс обучения интересным и занимательным. Разнообразные задачи с краеведческим содержанием поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, помогают узнать новое о своем родном крае. Использование таких задач на уроках позволяет учащимся овладеть прочными знаниями по математике и родном городе. Данным ресурсом могут пользоваться не только ученики, но и учителя.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Что такое текстовая задача

В повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действия с натуральными числами необходимые всем. Поэтому при обучении детей математике большое внимание уделяется работе с числом, формированию у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся.

Текстовая задача – это описание ситуации, которое содержит сведения о его компонентах и требует вычислить значение некоторых величин, характеризующих этот процесс или установить отношение между ними.

Решение задач – это умственная работа. И чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, все те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа. Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач.

Рассматривая задачу в узком смысле этого понятия, в ней можно выделить составные элементы:

1. Словесное изложение сюжета, где явно или в завуалированной форме указана функциональная зависимость между величинами, числовые значения которых входят в задачу.

2. Числовые значения величин или числовые данные, о которых говорится в тексте задачи.

3. Задание, обычно формулируется в виде вопроса, в котором предлагается узнать неизвестные значения одной или нескольких величин. Эти значения называют искомыми. Сюжетной задачей называют такую задачу, в которой данные и связь между ними включены в рассказ их логической причинно-временной последовательности. Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни.

Общий прием решения задач включает: знание этапов решения, методов (способов) решения, типов задач, обоснование выбора способа решения на основании анализа текста задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

Этапы решения текстовой задачи:

1) анализ текста задачи;

2) перевод текста на язык математики;

3) установление отношений между данными и вопросом;

4) составление плана решения задачи;

5) осуществление плана решения;

6) проверка и оценка решения задачи.

1.2. Анализ текста задачи.

Работа над текстом задачи предполагает проведение семантического, логического и математического анализа.

1. Семантический анализ направлен на обеспечение понимания содержания текста и предполагает:

- выделение и осмысление: отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических, грамматических конструкций ("если… то", "после того, как…" и т.д.), количественных характеристик объекта, задаваемых словами "каждого", "какого-нибудь", "любое", "некоторое", "всего", "все", "почти все", "одинаковые", "столько же", "поровну" и т.д.;

- восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задач информации;

- выделение обобщенного смысла задачи - о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.)

2. Логический анализ предполагает:

- умение заменять термины их определениями;

- выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления).

3. Математический анализ включает анализ условия и требования задачи.

Анализ условия направлен на выделение:

а) объектов (предметов, процессов);

б) величин, характеризующих каждый объект;

в) характеристик величин (числовые значения, известные и неизвестные данные, отношения между известными данными величин).

Анализ требования направлен на выделение: неизвестных количественных характеристик величин объектов или объекта.

Перевод текста на язык математики.

По итогам анализа задачи текст излагается сжато, применяя условные обозначения. После того как данные задачи представлены в компактной форме, необходимо перейти к исследованию отношений и взаимосвязей между этими данными. Для этого осуществляется преобразование текста в различные графические модели, такие как чертежи, схемы, графики, таблицы, символические рисунки, формулы и уравнения. Преобразование текста в модельную форму способствует выявлению свойств и взаимосвязей, которые зачастую сложно обнаружить при обычном чтении. Чертеж (изображение), созданное в соответствии с текстом задачи служит для фиксации процесса размышлений при ее решении, что содействует формированию универсальных методов решения задач. Исходя из этого к чертежам предъявляются определенные требования: они должны быть понятными, ясными и, конечно же, соответствовать тексту задачи; здесь следует отразить все данные, которые содержаться в условии задачи; выделенные на чертеже данные и искомое должны соответствовать условиям задачи и общепринятым обозначениям.

План решения.

На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий - план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач.

Осуществление плана решения включает:

- решение задачи - выполнение действий;

- запись решения задачи;

- выделение способов решения.

Запись решения задачи может осуществляться в виде записи последовательных определенных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного).

Проверка и оценка решения задачи с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату: рациональность способа, нет ли более простого.

Различные типы задач требуют использования разных методов и приемов решения. Решение задач в 5 классах осуществляется в основном тремя способами:

арифметическим, состоящим в нахождении значений неизвестной величины посредством составления числового выражения (числовой формулы) и подсчета результата;

алгебраическим, при котором составляется уравнение (система уравнений), решение которого основано на свойствах уравнений;

комбинированным, который включает как арифметический, так и алгебраический способы решения.

Арифметические методы решения текстовых задач способствует развитию способности анализировать ситуации, возникающие в задачах. Они помогают составлять план действий, учитывать связи между известными и неизвестными величинами, опираясь на тип задачи. Включают в себя результаты каждого шага в контексте поставленной задачи, и проверку правильности найденного решения через составления обратной задачи. Таким образом, осуществляется формирование и развитие ключевых учебных навыков, которые имеют значение в образовательном процессе.

При использовании алгебраических методов для решения задачи важно правильно выбрать величину, которая будет рассматриваться как неизвестная. Это позволит выразить другие величины (или часть из них), которые включены будут в задачу, и определить связь между исходными данными. Установленная зависимость позволит сформировать уравнение, которое необходимо для нахождения решения. Для многих задач за неизвестное можно принимать величину, которую требуется найти; тогда ответ на вопрос задачи получается без дополнительных вычислений. При решении сюжетной задачи часто используют сочетание и арифметического и алгебраического способов решения.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Алгоритм создания задачи

В зависимости от имеющейся информации, задачу можно составить простую или составную. Простой называют задачу, которая решается при помощи одного действия, а под составной понимают задачу, в решении которой используют два или более действий.

Если в задаче нельзя выделить другую задачу, то это простая задача, если можно – то составная (сложная) задача. Составную задачу можно разложить на простые или составные подзадачи, решение которых приводит к решению основной составной задачи.

В процессе работы над проектом мною выработан алгоритм составления задач:

- поиск источника информации, из которого можно почерпнуть числовые данные;

- анализ числовых данных, если их достаточно, начинаем работу по составлению задачи, определяем степень её сложности и тип (простая или сложная).

- продумывание сюжета (фабулы) задачи;

- формулировка условия задачи;

- формулировка вопроса, на который нужно найти ответ в задаче;

- оформление задачи в сборнике с иллюстрациями;

- решение задачи для оформления раздела «Ответы» в сборнике.

Алгоритм составления задач на историческом материале

Чтобы создать задачу на основе исторического материала, необходимо сначала ознакомиться с теми историческими фактами, которые будут задействованы. Затем следует извлечь из этих фактов математическую составляющую и определить, какого рода задача планируется. После этого необходимо установить связь между числами. Задача должна включать как условие, так и вопрос. Важно помнить, что в задаче должно содержаться достаточное количество данных, чтобы на вопрос, сформулированный в задаче, можно было дать ответ.

2.2. Математические задачи про родной город.

Изучив теоретические аспекты составления задач, мне предстояло составить свои задачи. Я использовала способы конструирования задач: перефразировка, конструкция, обобщение. Важно было, чтобы задача, конечно же, была интересна, понятна, а также звучала корректно, с точки зрения, как математики, так и истории. Также надо было проследить за тем, чтобы результат, который получился, согласовывался со смыслом. Работая над формулировкой задачи, сначала я выписывала из исторической справки все числовые данные, и устанавливала зависимость между числами или выясняла на сколько или во сколько раз одно число отличается от другого. Затем полагала одну величину неизвестной и выражала через нее остальные величины. После этого составляла условия задачи в виде таблицы, формулировки условия и вопрос задачи.

  • Верхняя Салда – типичный Уральский город, жизнь которого началась с завода. Основан Никитой Акинфиевичем Демидовым – представителем уральских заводчиков. Этот год считается датой основания Салды. Именно тогда началось строительство салдинского чугуноплавительного и железноделательного завода.

Вопрос: Назовите эту дату, если в 2018 году городу исполнилось 240 лет.

  • Визитной карточкой города Верхняя Салда является трёхпрестольный Иоанно-Богословский храм, который был заложен в 1890 году, через 6 лет состоялось его освещение.

Вопрос: В каком году состоялось освещение храма?

  • Народное образование в Верхней Салде началось с открытия единоверческого смешанного училища, как для мальчиков, так и для девочек. В этом училище была трёхгодичная система обучения, в котором дети изучали: арифметику, чтение, письмо и основы природоведения. Основополагающим предметом был закон Божий.

Вопрос: В каком году было это событие, если Верхней Салде было 71 год, а

через 23 года была открыта первая земская школа (1872 г.)?

  • Памятник ратным и трудовым подвигам заводчан в годы Великой отечественной войны был построен в 1985 году. Вопрос: В каком году построен памятник В.В. Тетюхину, если его построили через 39 лет?

  • Мемориальный комплекс салдинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны построили в 1975 году.

Вопрос: Сколько лет исполнится памятнику в этом году?

  • Герб Верхнесалдинского городского округа утверждён Решением Верхнесалдинской районной Думы Свердловской области от 15 июня 2005 г. № 29 "О символике (гербе) Верхнесалдинского городского округа".

Вопрос: Сколько лет назад был официально утверждён герб Верхней Салды?

  • Первый титановый слиток был получен 17 февраля 1957 г. Плавку обеспечивал В.В. Тетюхин, который впоследствии станет генеральным директором ВСМПО. Вес первого слитка был 4 кг, а диаметр 100 мм. Общий охват титановых слитков в 1957 г. составил 75 тонн титана.

Вопрос: Сколько кусков составил общий охват в 1957 году.

  • В 2024 году в Верхней Салде столько магазинов. Вопрос: сколько магазинов в Верхней Салде было в 2024 году. Если продуктовых магазинов 95, магазинов одежды 17 и всех остальных 173.

  • В 2017 году население г. Верхняя Салда составляло 42 733 человека, а в 2024 году 41 000 человек. Вопрос: На сколько уменьшилось население в городе Верхняя Салда.

  • 17 февраля 1957 года в одной из печей завода в городке Верхняя Салда был выплавлен первый титановый слиток. Через 53 года была создана особая экономическая зона «Титановая долина», чтобы расширить использование продукции из титана.

Вопрос: В каком году была создана титановая долина?

  • Первый чугун на Верхнесалдинском заводе был выплавлен 6 декабря 1778 года. Этот день считается официальной датой рождения Верхней Салды. Верхнесалдинский завод был расположен в Верхотурском уезде Пермской губернии, в Нижнетагильском горнозаводском округе. Возник на реке Салде, правом притоке Тагила.

Вопрос: В каком году нашему городу исполнилось 200 лет?

  • В 1910 году в Верхней Салде было 18 улиц. В 2024 году их насчитывают уже 86. Насколько стало больше улиц и на протяжение какого количества лет?

  • С началом Великой Отечественной войны в Верхнюю Салду были эвакуированы заводы, занимавшиеся производством алюминиевых изделий для боевых самолетов. Решив примеры, ты узнаешь номера этих заводов

(37-27)+(60-49)*11=…

(250+402)-50*3+17=…

  • Рабочий поселок Верхняя Салда преобразован в город через 160 лет после даты основания. Вопрос: В каком году это произошло?

  • Отмена крепостного права позволило местным властям заняться открытием школ в уездах. Местом открытий таких учебных заведений были наемные помещения, арендованные на средства общества.

В Верхней Салде обеспечить место для организации школы помог Е.Е.

Ерофеев, предоставив для этого свой дом.

Вопрос: Когда была открыта первая земская школа в Верхней Салде, если я пошла в первый класс в 2020 году, этой школе исполнилось 148 лет?

  • В годы Великой Отечественной войны на территории города Верхняя Салда был размещен военный госпиталь в одной из школ. Где он находился? Реши пример. (56-34)+(45-39)*2-33=…

  • В Верхней Салде в 1986 году в старом здании городского профессионально-технического училища начала функционировать школа № 6. Новое же здание было построено в 1992 году.

Вопрос: Через сколько лет была построена новая школа? И сколько ей сейчас лет?

  • Школа № 2 расположена на улице, протяженность которой составляет 4275 метров. Найди значения выражений, и ты узнаешь, как называется эта улица.

Таблица №1

292

220

367

62

865

818

308

410

Н

Е

Ь

С

Э

А

Г

Л

  1. 326+539=…

  2. 129+163=…

  3. 736-428=…

  4. 258-38=…

  5. 353+57=…

  6. 220+147=…

  7. 612-550=…

  8. 909-91=…

  • В 1778 году на Верхнесалдинский завод было переведено из Нижнетагильских заводов 80 семей выходцев из Нижегородского, Вятского и Костромского наместничеств, 58 семей из других губерний.

Вопрос: Сколько всего семей было переведено?

  • В 1874 году на Верхнесалдинском заводе работало 3 доменные печи, 2 вагранки, 12 пудлинговых печей и 4 калильных, водяных колес – 10, паровых машин – 2.

Вопрос: Сколько всего было заводских работ?

  • Особенный интерес в городе заслуживает внимания скульптура «Девочка с ласточками», стоящая на высоком постаменте. Она является одним из неофициальных символов Верхней Салды. Создана в 1970 году скульптором Л.Е. Неверовым.

Вопрос. Сколько лет в 2017 году исполнилось с момента создания?

  • В 1888 году в Верхней Салде появилось Общество потребителей. К концу XIX века в поселке зарегистрировано 1 сундучное предприятие и 1 сапожное. Экипажных на 1 меньше пимокатных, пимокатных на 2 больше, чем сапожных, кузнечных на 3 больше, чем экипажных, кирпичеделательных на 2 больше, чем мельниц, а мельниц столько же, сколько и сундучных.

Вопрос: сколько всего предприятий?

  • В 1896 году был освящен вновь построенный каменный храм во имя Иоанна Богослова. К 1901 году в Верхнесалдинском православном приходе числилось прихожан 8032.

Вопрос: Сколько числилось прихожан мужского пола, если женского пола было 4096?

  • Управляющими Салдинских заводов были выдающиеся люди:

-выходец из крепостных, основоположник рельсового производства Яким Семенович Колногоров (1851-1862)

-инициатор многих технических и социальных преобразований

Константин Павлович Поленов (1864-1902)

-блестящий организатор производства, известный ученый-металлург Владимир Ефимович Грум-Гржимайло (1897-1901)

Вопрос: Сколько лет правили все эти люди?

  • Проведя вычисления, узнайте самую распространённую породу деревьев в нашем крае.

Таблица №2

110

644

76

404

42

129

Е

З

Р

Ё

Б

А

  1. 252:6=…

  2. 10*11=…

  3. 532:7=…

  4. 202*2=…

  5. 14*46=…

  6. 516:4=…

  • Верхняя Салда расположена на реке Салда, в 176 километрах к северу от областного центра города Екатеринбурга. Сколько времени будет затрачено на поездку, если ехать со скоростью 55 км/ч?

  • Современный центр Верхней Салды расположен в стороне от исторического. Здесь интереснее всего Дворец культуры им. Г.Д. Агаркова. Здание построено по типовому проекту через 51 год после его рождения. Известно, что Гавриил Дмитривич Агарков родился в 1905 году.

Вопрос: В каком году построен Дворец культуры?

  • Иоанно-Богословский храм был заложен в 1890 году, а освящен в 1896 году. Возведен в неовизантийском стиле на средства прихожан. В 1930 году храм был закрыт для богослужений, а потом осенью был взорван.

Вопрос: В каком году он был взорван, если прошло 6 лет после его закрытия?

Какой период был между этими событиями и какова сумма годов между

этими событиями?

  • В 1932 году родился Владислав Валентинович Тетюхин, в 60 лет он стал генеральным директором ВСМПО.В этой должности закончил в 2008 году.

Вопрос: в каком году он был генеральным директором?

И сколько лет он трудился в этой должности?

  • Поставьте в соответствие полученным ответам буквы, и вы узнаете фамилию нашего земляка, Героя Советского Союза.

Таблица №3

470

2220

820

17050

432

1110

15100

Т

О

У

В

С

И

Н

  1. 500+320=…

  2. 962-530=…

  3. 1100-630=…

  4. 999+111=…

  5. 6050+9050=…

  6. 8888-6668=…

  7. 8550+8500=…

  • Стадион «Старт» в Верхней Салде был торжественно открыт в 1951 году. Через 58 лет была проведена его модернизация.

Вопрос: В каком году модернизировали стадион «Старт»?

2.3. Создание сборника.

При создании сборника математических задач я подумала о том, что важную роль играет его дизайн. Ведь чтобы у учеников возникло желание решать задачи, оформление должно быть привлекательным, информативным и доступным для понимания. Я исследовала, каким же образом оформляются подобные сборники. Практически каждая задача сопровождается иллюстрацией или фотографией, которые были обработаны с помощью Microsoft Offic Word, Power Point (работа с графикой, форматирование)

2.4. Апробация математического сборника в школе

Работая над проектом, я попробовала себя в новом качестве. Я была составителем задач по математике на краеведческом материале. Оказалось, что это дело не совсем простое, но зато очень увлекательное. Данный сборник я апробировала на занятия с учениками своей школы.

Для получения обратной связи было проведено анкетирование учащихся. Мне представлялось крайне занимательным узнать, как ученики воспринимали такой материал. Опрос помог оценить, понравилось ли ученикам решать задачи из сборника, получены ли новые знания.

Из числа опрошенных получились следующие результаты:

- интересно вам было решать такие задачи (более 80 % учащихся ответили утвердительно)

- хотели бы вы еще на уроках математики, решая задачи, знакомиться с интересными фактами и событиями (около 70 % ответили положительно)

Заключение

В процессе работы над проектом мною были изучены краеведческие материалы, методы и приемы составления и решения математических задач. Всё это в целом, способствовало тому, что мною были составлены математические задачи, содержание которых отражает историю родного города, моей малой родины.  

      Я считаю, что процесс составления и решения задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, умения классифицировать и обобщать, расширяет наш кругозор.

     И тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но открытия (а каждая задача в математике – это проблема, к решению которой человечество шло порою долгие годы), будет стремиться познавать всё больше и использовать полученные знания в жизни. Задачи, содержащие краеведческий материал - это хорошие примеры практических задач, позволяющие продемонстрировать, как формальные математические знания применяются в реальных жизненных ситуациях. Кроме этого, составленные математические задачи можно будет использовать на уроках математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических викторин, соревнований.

Таким образом, в результате проведенной работы, подтвердилась моя гипотеза: знание истории родного края поможет в развитии умений решения текстовых задач с практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач, расширят наши знания об истории родного села и каждый из нас захочет более глубоко изучить прошлое и настоящее родного края.

В ходе работы над проектом, я не только расширила свои знания по данной теме и повысила свои вычислительные навыки, но и научилась составлять математические задачи, применять знания различных областей математики при составлении и решении нестандартных задач, использовать математические модели для описания различных процессов. Также я углубила знания по истории своего города.

Работая над проектом, я научилась искать информацию, на основе которой можно составлять сюжетные задачи, формулировать вопросы к задачам.

В дальнейшей работе я планирую доработать оставшиеся задачи и пополнить ими сборник.

Список литературы

    1. Гордиенко Г., Медведева О. Приключения звездного дракона в Титановом крае. – Верхняя Салда – Березники, 2011. – 96 с.

    2. Грызунова В.И. Воспоминание / Грызунова В.И. – Верхняя Салда: Б.и. ,2002. – 171с.

    3. Журавлев О.С. Записки провинцального журналиста. Жизнь замечательных салдинцев. – В.Салда: ГУПСО Н.Тагильская типография, 2012 – 130 с.

    4. Журавлев О.С. Народная энциклопедия известных салдинцев. – Верхняя Салда, 2013. -133 с.

    5. Журбенко Л.Н. Математика в примерах и задачах: Учебное пособие/ Л.Н. Журбенко, Г.А. Никонова, Н.В. Никонова, О.М. Дегтярева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 372 с.

    6. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. 1 // Математические задача как средство обучения и развития учащихся. М., 1977. 110 с.

    7. Под ред. Предеина В.С. Верхняя Салда. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1998

    8. Решаем нестандартные математические задачи: Учебно-методическое пособие /Сост. Л.В. Селькина; Перм. гос. пед. ун-т – Пермь, 2004 – 64с.

    9. Солдатов В.С., Цепелева О.В. Верхняя Салда. XXI век: Послание столетий. - Екатеринбург: Пакрус, 2008. - 296 с.

    10. Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике. Майкоп: АГУ, 2007.

Информационные источники

https://v-salda.ru/o-gorode/zamechatelnye-fakty-o-gorode/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Верхняя_Салда

https://uraloved.ru/verhnaya-salda

https://nashural.ru

Приложение 1

Памятка

«Как составить задачу на краеведческом материале»

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

Деление и умножение многозначных чисел

Решение задач на движение

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и истории.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом и получить ответ.

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

– наличие исторической справки;

– корректность формулировки условия;

– наличие подробного решения;

– подготовка иллюстраций, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.

Просмотров работы: 21