Старинные меры длины

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Старинные меры длины

Смолькова В.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Чебоксары
Федорова Л.Ф. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Чебоксары
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В детстве мама мне читала много сказок и одна из них называлась «Дюймовочка». Позже я заинтересовалась, почему девочку звали Дюймовочкой. Мама рассказала, что это имя произошло от старинной английской величины - дюйм. Её так назвали из-за маленького роста, ведь дюйм составляет 2,54см.

У Андерсена в сказке «Дюймовочка» так и написано:«Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, ее и прозвали Дюймовочкой».

Когда я узнала о дюйме, меня заинтересовали старинные русские меры длины, так и появилась тема моей работы.

Актуальность  работы вижу в том, что будет интересной для учащихся и полезной для учителей математики в качестве дополнительного материала при проведении уроков и мероприятий.

Цель работы: узнать, какие старинные меры длины существовали на Руси и где используются в настоящее время.

Гипотеза: если я узнаю, какие старинные меры длины существовали на Руси, то смогу ответить на вопросы задачи.

Задачи:

1.Познакомиться со старинной измерительной системой Руси.

2.Выявить степень информированности учащихся 2 классов о старинных мерах длины;

3.Проследить отражение старых мер в пословицах и поговорках, литературных источниках;

4.Установить экспериментальным путем взаимосвязь между старой измерительной системой и новой

5. Участвовать в школьном проекте: «Что мы знаем о старинных мерах длины»

Объект исследования:  меры длины.

Предмет исследования: старинные русские меры длины

Методы исследования: наблюдение, чтение литературы, проведение опытов.

1. Основная часть

1.1 Старинные русские меры длины.

Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе, то есть, с 1 класса – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Основной современной единицей измерения длины является метр. Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году. В нашей стране действует обязательная метрическая система с 14 сентября 1918 г. Мы пользуемся ими часто на уроках и в повседневной жизни.

Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы сейчас не пользуемся, но в учебниках математикидля 2 класса, в литературных произведениях нам встречаются строчки с непонятными для нас словами: аршин, верста, сажень, вершоки другие.

С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это удобно было, так как руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома".Были известны такие единицы длины, как сажень, локоть, миля, пядь, фут, шаг, ладонь, аршин.

Вершок составляет 4см 5 мм, дюйм- 2см 54 мм. Пядь - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном из раздвижении. Малая пядь - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17-19см. Большая пядь - расстояние между концами большого пальца и мизинца =22-29 см. Пядь с кувырком ("пядень с кувырком", по Далю - 'пядь с кувыркой') - пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца = 27-31 см.

Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца и равнялась от 38 до 47 см. С XVI века «локоть» постепенно вытесняется «аршином». При Петре I размер аршина был установлен в 28 дюймов и оставался неизменным. 1 аршин ≈ 71 см.

Сажень происходит от славянского слова «сяг» - шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени: простую, маховую, косую. Сажень простая (152 см.) - расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой.Мерная или маховая сажень - расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см.)Сажень великая косая (249 см.) - расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.

Для измерения больших расстояний была введена верста. Название это происходит от слова «вертеть», которое вначале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной, от 500 до 750 саженей. Русские меры длины были уточнены в XVIII веке указом Петра I.

С развитием производства и торговли люди убедились, что не всегда удобно измерять расстояния шагами или прикладыванием локтя и у разных людей длины эти различны, а мера длины должна быть постоянной. Поэтому эти длины ушли в прошлое, а новым требованиям отвечает метрическая система мер, которая была введена в 1918 году.Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежат великому русскому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры» - сказал Д.И.Менделеев.

Старинные меры длины я представила в метрической системе, данные занесла в таблицу, чтобы в дальнейшем можно было использовать при решении задач.(Приложение 1, табл.1)

2.Практическая часть

2.1.Старинные меры длины в русском фольклоре

Старинные меры длины часто встречаются в пословицах, поговорках, фразео-логизмах. Мы не всегда понимаем их смысл. Я попробовала определить, что ониобозначают в некоторых распространенных пословицах, поговорках и фразео-логизмах.

Семи пядей во лбу - так говорят об умном человеке.

Косая сажень в плечах - так говорят о рослом, плечистом человеке.

От горшка два вершка, а уже указчик - неодобрительно говорят о человеке, который неразумен, мал, чтобы судить о чём-то.

Слышно за версту - разговаривать очень громко

Всяк на свой аршин меряет - оценивать на свой вкус

Писать аршинными буквами - писать очень крупно

Коломенская верста - шутливое прозвище для высокого человека

2.2.Старинные русские меры длины в произведениях русских поэтов и писателей

Старинные меры длины часто встречаются и в русской классической литературе. Очень часто встречаются в сказках и стихотворениях А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане…», «Зимняя дорога»Например, Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» « .. в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма»

П.П.Ершов «Конёк – горбунок»

Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Герой стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает, как в половодье зайцев спасал:

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нём собралися гурьбой.

С каждой минуты вода подбиралась.

К бедным зверькам;

уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

2.3. Установление длины старинных русских мер опытным путем

Я провела исследование, измерила длину локтя, сажени, пяди всех членов моей семьи.(Приложение, табл. 2)

Вывод:чем выше человек,тем у него длиннее пядь,сажень, маховая и локоть.

Установила длины старинных русских мер длины опытным путем у моих друзей в классе: Полина, Аня, Саша. Измеряла у них рост и узнала, сколько это будет саженей, пядей и локтей. Измерили длину нашего кабинета №312 в школе с помощью современных и старинных мер длины. Сначала считали количество шагов у Людмилы Федоровны, мои и моего соседа по парте Давида. Затем перевели наши шаги в единицу измерения в сантиметры. Так узнали, какова длина нашего кабинета.

В деревне Чириш-Шинеры Вурнарского района у бабушкирешила измерить мост и перевести в старинные меры длины.Длина моста-25 метров, это 35 аршин и 2 вершка, или 568 вершков, или 58 локтей и 1 вершок, или 137 малая пядь и 1 локоть. Ширина моста 5 метров – это 7 аршин и 1 перст, или 11 локтей и 1 пядь, или 113 вершков и 1 перст.

 

 

2.4.Социологический опрос

Провела среди обучающихся 2 классов социологический опрос. В опросе приняли участие 28 учеников. Приготовила вопросы:

1.Какие современные меры длины вы знаете?

2.Какие старинные русские меры длины знаете?

3.Приведи примеры перевода любой старинной меры длины в современную.

4.Где в своей повседневной жизни сталкивался с измерением длины?

Вывод: На первый вопрос все ответили правильно, современные меры длины знают все. На второй вопрос, знают ли старинные русские меры длины, ответили, что знают 53%, аршин-33%, сажень-8%, верста 3%, пядь-2%, дюйм-1%. Не смогли привести примеры перевода старинной меры длины в современную - 95%, только 5% сумели привести. В повседневной жизни сталкивались с измерением длины, когда измеряли рост (72%), в магазине при покупке товаров (12%), с использованием рулетки - 5%, а на уроках математики - 100%.

 

Заключение

Теперь я знаю, какими мерами длины пользовались в старину. Узнала, где они применяются в нашей жизни. Выявила связь между старинными единицами длины и устным народным творчеством. Большинство старых мер забыты, вышли из употребления, но многие из них встречаются в литературных произведениях. Узнала, что до сих пор встречаются некоторые старинные меры длины в нашем обиходе и литературе, это сажень, верста, дюйм, пядь.

Выяснила, что обозначают пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;

Список использованной литератураы

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.. Учебник «Математика, 5 класс» М., «Мнемозина», 2013.

2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровина В.И.учебник «Литература, 5 класс»М., «Просвещение», 2013.

3.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В, Потапов М.К. «Старинные занимательные задачи», М. Дрофа, 2005г.

4.https://fictionbook.ru/author/vladimir_ivanovich_dal/1000_russkih_poslovic_i_pogovorok/read_online.html

5..http://nashol.com/2017032993789/starinnie-zanimatelnie-zadachi-olehnik-s-n-nesterenko-u-v-potapov-m-k-2005.html

 

 

 

Приложение 1

Сравнение старинных мер измерения с метрическими мерами.

Название старинных мер

Русские меры

Метрические меры

Аршин (шаг)

4 пяди=16 вершков=28 дюймов;

71,12 см

Малая пядь (четверть)

1/12 сажени = ¼ аршина=4 вершка=5 ладоней=7 дюймов

17.78 см

Большая пядь

22-23 см

Пядь с кувырком

27-31 см

Верста

1 верста = 750 саженей = 2250 локтей = 4500 пядей

1066,8 м

Межевая верста

3 аршина

2,16 км

САЖЕНЬ

1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 48 вершкам = 84 дюймам.

151,4 см до 2,1336 м

"Маховая сажень"

1,76м

" Косая сажень

2,48м.

ЛОКОТЬ

6 ладоней

от 38 до 47 см.

ЛАДОНЬ

1/6 локтя

10.159..см

ВЕРШОК

1 вершок = 1/48 сажени = 1/16 аршина = 1/4 пяди = 4 перста = 4 ногтя=1,75 дюйма = 4,445 см= 44,45 мм = 1 U

4,44см

перст

6 семян

2 см

ноготь

 

1,1 см

Таблица 1

Приложение 2

Результаты исследования членов моей семьи.

Член семьи

Длина сажени

Длина пяди

Длина локтя

Я

133 см

14 см

36 см

мама

161 см

16 см

45 см

папа

168 см

16 см

46 см

брат Коля

186 см

16 см

52 см

сестренка Лиза

127 см

12 см

35 см

Таблица 2.

Результаты исследования моих одноклассников.

Имя

Рост в см

Сажень

Пядь

Локоть

Я

139 см

1,5

17

5

Полина

132 см

1

15

4

Аня

127 см

1

12

3,5

Саша

134 см

1,5

14

4

Таблица 3.

Приложение 3

Сказочные персонажи

Рис.1 «Дюймовочка» Рис.2 «Конёк - Горбунок»

Рис.3«Сказка о царе Салтане»

Приложение 4

Рис.4

Рис.5 Рис.6 Рис.7

Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10

Придожение 5

Рис. 11

Рис. 12

Придожение 6

  1. Какие современные меры длины вы знаете?

Рис. 13

  1. Какие старинные русские меры длины вы знаете?

Рис. 14

Придожение 7

3. Приведи примеры перевода любой старинной меры длины в современную

Рис.15

4. Где в своей повседневной жизни сталкивался с измерением длины?

Рис. 16

Приложение 8

Рис. 17

Просмотров работы: 4