Введение
В детстве мама мне читала много сказок и одна из них называлась «Дюймовочка». Позже я заинтересовалась, почему девочку звали Дюймовочкой. Мама рассказала, что это имя произошло от старинной английской величины - дюйм. Её так назвали из-за маленького роста, ведь дюйм составляет 2,54см.
У Андерсена в сказке «Дюймовочка» так и написано:«Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, ее и прозвали Дюймовочкой».
Когда я узнала о дюйме, меня заинтересовали старинные русские меры длины, так и появилась тема моей работы.
Актуальность работы вижу в том, что будет интересной для учащихся и полезной для учителей математики в качестве дополнительного материала при проведении уроков и мероприятий.
Цель работы: узнать, какие старинные меры длины существовали на Руси и где используются в настоящее время.
Гипотеза: если я узнаю, какие старинные меры длины существовали на Руси, то смогу ответить на вопросы задачи.
Задачи:
1.Познакомиться со старинной измерительной системой Руси.
2.Выявить степень информированности учащихся 2 классов о старинных мерах длины;
3.Проследить отражение старых мер в пословицах и поговорках, литературных источниках;
4.Установить экспериментальным путем взаимосвязь между старой измерительной системой и новой
5. Участвовать в школьном проекте: «Что мы знаем о старинных мерах длины»
Объект исследования: меры длины.
Предмет исследования: старинные русские меры длины
Методы исследования: наблюдение, чтение литературы, проведение опытов.
1. Основная часть
1.1 Старинные русские меры длины.
Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе, то есть, с 1 класса – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Основной современной единицей измерения длины является метр. Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году. В нашей стране действует обязательная метрическая система с 14 сентября 1918 г. Мы пользуемся ими часто на уроках и в повседневной жизни.
Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы сейчас не пользуемся, но в учебниках математикидля 2 класса, в литературных произведениях нам встречаются строчки с непонятными для нас словами: аршин, верста, сажень, вершоки другие.
С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это удобно было, так как руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома".Были известны такие единицы длины, как сажень, локоть, миля, пядь, фут, шаг, ладонь, аршин.
Вершок составляет 4см 5 мм, дюйм- 2см 54 мм. Пядь - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном из раздвижении. Малая пядь - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17-19см. Большая пядь - расстояние между концами большого пальца и мизинца =22-29 см. Пядь с кувырком ("пядень с кувырком", по Далю - 'пядь с кувыркой') - пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца = 27-31 см.
Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца и равнялась от 38 до 47 см. С XVI века «локоть» постепенно вытесняется «аршином». При Петре I размер аршина был установлен в 28 дюймов и оставался неизменным. 1 аршин ≈ 71 см.
Сажень происходит от славянского слова «сяг» - шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени: простую, маховую, косую. Сажень простая (152 см.) - расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой.Мерная или маховая сажень - расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см.)Сажень великая косая (249 см.) - расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.
Для измерения больших расстояний была введена верста. Название это происходит от слова «вертеть», которое вначале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной, от 500 до 750 саженей. Русские меры длины были уточнены в XVIII веке указом Петра I.
С развитием производства и торговли люди убедились, что не всегда удобно измерять расстояния шагами или прикладыванием локтя и у разных людей длины эти различны, а мера длины должна быть постоянной. Поэтому эти длины ушли в прошлое, а новым требованиям отвечает метрическая система мер, которая была введена в 1918 году.Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежат великому русскому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры» - сказал Д.И.Менделеев.
Старинные меры длины я представила в метрической системе, данные занесла в таблицу, чтобы в дальнейшем можно было использовать при решении задач.(Приложение 1, табл.1)
2.Практическая часть
2.1.Старинные меры длины в русском фольклоре
Старинные меры длины часто встречаются в пословицах, поговорках, фразео-логизмах. Мы не всегда понимаем их смысл. Я попробовала определить, что ониобозначают в некоторых распространенных пословицах, поговорках и фразео-логизмах.
Семи пядей во лбу - так говорят об умном человеке.
Косая сажень в плечах - так говорят о рослом, плечистом человеке.
От горшка два вершка, а уже указчик - неодобрительно говорят о человеке, который неразумен, мал, чтобы судить о чём-то.
Слышно за версту - разговаривать очень громко
Всяк на свой аршин меряет - оценивать на свой вкус
Писать аршинными буквами - писать очень крупно
Коломенская верста - шутливое прозвище для высокого человека
2.2.Старинные русские меры длины в произведениях русских поэтов и писателей
Старинные меры длины часто встречаются и в русской классической литературе. Очень часто встречаются в сказках и стихотворениях А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане…», «Зимняя дорога»Например, Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» « .. в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма»
П.П.Ершов «Конёк – горбунок»
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Герой стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает, как в половодье зайцев спасал:
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минуты вода подбиралась.
К бедным зверькам;
уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
2.3. Установление длины старинных русских мер опытным путем
Я провела исследование, измерила длину локтя, сажени, пяди всех членов моей семьи.(Приложение, табл. 2)
Вывод:чем выше человек,тем у него длиннее пядь,сажень, маховая и локоть.
Установила длины старинных русских мер длины опытным путем у моих друзей в классе: Полина, Аня, Саша. Измеряла у них рост и узнала, сколько это будет саженей, пядей и локтей. Измерили длину нашего кабинета №312 в школе с помощью современных и старинных мер длины. Сначала считали количество шагов у Людмилы Федоровны, мои и моего соседа по парте Давида. Затем перевели наши шаги в единицу измерения в сантиметры. Так узнали, какова длина нашего кабинета.
В деревне Чириш-Шинеры Вурнарского района у бабушкирешила измерить мост и перевести в старинные меры длины.Длина моста-25 метров, это 35 аршин и 2 вершка, или 568 вершков, или 58 локтей и 1 вершок, или 137 малая пядь и 1 локоть. Ширина моста 5 метров – это 7 аршин и 1 перст, или 11 локтей и 1 пядь, или 113 вершков и 1 перст.
2.4.Социологический опрос
Провела среди обучающихся 2 классов социологический опрос. В опросе приняли участие 28 учеников. Приготовила вопросы:
1.Какие современные меры длины вы знаете?
2.Какие старинные русские меры длины знаете?
3.Приведи примеры перевода любой старинной меры длины в современную.
4.Где в своей повседневной жизни сталкивался с измерением длины?
Вывод: На первый вопрос все ответили правильно, современные меры длины знают все. На второй вопрос, знают ли старинные русские меры длины, ответили, что знают 53%, аршин-33%, сажень-8%, верста 3%, пядь-2%, дюйм-1%. Не смогли привести примеры перевода старинной меры длины в современную - 95%, только 5% сумели привести. В повседневной жизни сталкивались с измерением длины, когда измеряли рост (72%), в магазине при покупке товаров (12%), с использованием рулетки - 5%, а на уроках математики - 100%.
Заключение
Теперь я знаю, какими мерами длины пользовались в старину. Узнала, где они применяются в нашей жизни. Выявила связь между старинными единицами длины и устным народным творчеством. Большинство старых мер забыты, вышли из употребления, но многие из них встречаются в литературных произведениях. Узнала, что до сих пор встречаются некоторые старинные меры длины в нашем обиходе и литературе, это сажень, верста, дюйм, пядь.
Выяснила, что обозначают пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;
Список использованной литератураы
1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.. Учебник «Математика, 5 класс» М., «Мнемозина», 2013.
2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровина В.И.учебник «Литература, 5 класс»М., «Просвещение», 2013.
3.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В, Потапов М.К. «Старинные занимательные задачи», М. Дрофа, 2005г.
4.https://fictionbook.ru/author/vladimir_ivanovich_dal/1000_russkih_poslovic_i_pogovorok/read_online.html
5..http://nashol.com/2017032993789/starinnie-zanimatelnie-zadachi-olehnik-s-n-nesterenko-u-v-potapov-m-k-2005.html
Приложение 1
Сравнение старинных мер измерения с метрическими мерами.
Название старинных мер |
Русские меры |
Метрические меры |
Аршин (шаг) |
4 пяди=16 вершков=28 дюймов; |
71,12 см |
Малая пядь (четверть) |
1/12 сажени = ¼ аршина=4 вершка=5 ладоней=7 дюймов |
17.78 см |
Большая пядь |
22-23 см |
|
Пядь с кувырком |
27-31 см |
|
Верста |
1 верста = 750 саженей = 2250 локтей = 4500 пядей |
1066,8 м |
Межевая верста |
3 аршина |
2,16 км |
САЖЕНЬ |
1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 48 вершкам = 84 дюймам. |
151,4 см до 2,1336 м |
"Маховая сажень" |
1,76м |
|
" Косая сажень |
2,48м. |
|
ЛОКОТЬ |
6 ладоней |
от 38 до 47 см. |
ЛАДОНЬ |
1/6 локтя |
10.159..см |
ВЕРШОК |
1 вершок = 1/48 сажени = 1/16 аршина = 1/4 пяди = 4 перста = 4 ногтя=1,75 дюйма = 4,445 см= 44,45 мм = 1 U |
4,44см |
перст |
6 семян |
2 см |
ноготь |
1,1 см |
Таблица 1
Приложение 2
Результаты исследования членов моей семьи.
Член семьи |
Длина сажени |
Длина пяди |
Длина локтя |
Я |
133 см |
14 см |
36 см |
мама |
161 см |
16 см |
45 см |
папа |
168 см |
16 см |
46 см |
брат Коля |
186 см |
16 см |
52 см |
сестренка Лиза |
127 см |
12 см |
35 см |
Таблица 2.
Результаты исследования моих одноклассников.
Имя |
Рост в см |
Сажень |
Пядь |
Локоть |
Я |
139 см |
1,5 |
17 |
5 |
Полина |
132 см |
1 |
15 |
4 |
Аня |
127 см |
1 |
12 |
3,5 |
Саша |
134 см |
1,5 |
14 |
4 |
Таблица 3.
Приложение 3
Сказочные персонажи
Рис.1 «Дюймовочка» Рис.2 «Конёк - Горбунок»
Рис.3«Сказка о царе Салтане»
Приложение 4
Рис.4
Рис.5 Рис.6 Рис.7
Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10
Придожение 5
Рис. 11
Рис. 12
Придожение 6
Какие современные меры длины вы знаете?
Рис. 13
Какие старинные русские меры длины вы знаете?
Рис. 14
Придожение 7
3. Приведи примеры перевода любой старинной меры длины в современную
Рис.15
4. Где в своей повседневной жизни сталкивался с измерением длины?
Рис. 16
Приложение 8
Рис. 17