Введение:
"Письмо о пользе стекла" М. В. Ломоносов писал:
Даже в рукоделии можно увидеть
прикладное применение
математических знаний.
Математика занимает в нашей жизни важное место. Она развивает логическое, пространственное и абстрактное мышление у учеников. Многие считают математику сухой и скучной наукой, порой не задумываясь над тем, насколько она необходима нам в нашей повседневной жизни, будь то поход в магазин, ремонт в доме, приготовление пищи. Мы с младшей сестрой занимаемся различными видами рукоделия, и я обратила внимание на то, что везде присутствуют вычисления, расчёты, умение чертить и читать схемы. Мой любимый вид рукоделия – бисероплетение. У меня возник вопрос - а как математика связана таким видом декоративно – прикладного искусства, как бисероплетение? Неожиданное сочетание, правда?
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время не утрачивают свою значимость подарки, сделанные своими руками. Многие не умеют их делать или предпочитают купить готовое изделие. Кроме того, предметы, сделанные своими руками, сохраняют частичку тепла и любви того человека, который эти предметы создавал. Рукоделие – один из самых доступных способов проявления индивидуальности и самовыражения.
Я поставила перед собой следующий проблемный вопрос: как знание математики помогает в изготовлении изделий из бисера?
Цель проекта — установить взаимосвязь бисероплетения как вида декоративно-прикладного искусства и науки математики; обосновать возможность применения некоторых математических понятий при изготовлении изделий.
Задачи проекта:
Изучить историю появления бисера.
Изучить причины популярности бисероплетения.
Выявить возможности использования математических понятий, фигур и их свойств при изготовлении изделий.
Применить знания математики для создания собственного декоративного изделия.
Гипотеза исследования: знание математики помогает в изготовлении изделий из бисера.
Предмет исследования: применение математических понятий в бисероплетении.
Объект исследования: бисероплетение и математика.
Продукт (итог) проекта: выполнение творческой работы.
Глава 1: История возникновения бисера
Изучив историю появления бисера, я узнала, что история бисера уходит в далекое прошлое:
Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой.
Искусство созданий украшений появилось почти в то же время, как появились люди. Раньше люди делали украшения из клыков и когтей животных, маленьких камешков или перьев птиц. Считалось, что ношение таких украшений защищало от нападения животного, придавало человеку животный дух, делая носителя таких украшений сильным и мужественным.
Некоторые наши предки делали себе подобие бусин из глины, окрашивали их, а потом обжигали.
С развитием ремесел начинают изготавливать металлические бусины, которые употреблялись при создании украшений, талисманов.
Через украшения человек выражал свой внутренний мир и его понимание. Особенно это было распространено среди коренных жителей Африки. Бусинами украшали все: дома, вплетали ленты из бисера в волосы, делали пояса для ритуалов, повязки на голову и многое другое.
Индейцы очень любили бисер. Они использовали его везде, где только могли. Да и делали его из всего, чего можно сделать. Например, бусины делали из кораллов, серебра, бирюзы и даже из раковин.
Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением стекла, которое начали изготавливать около 3000 лет тому назад. Тогда же и появились крупные бусины из прозрачного стекла. Этими бусинами украшали одежду фараонов, а также египтяне делали из них ожерелья и украшали ими платья на праздники.
Изначально бисер использовался для вышивки или украшений. Потом из бисера начали делать отдельные самостоятельные изделия, вслед за которыми появились специальные схемы.
Вслед за Египтом бисер появился и в Сирии.
В Китае было изобретено счетное устройство, на котором по проволочкам скользят бусины, вся эта конструкция была помещена в рамку. Такое изобретение стали называть “счеты”.
Первые сведения о использовании бисера в рукодельном ремесле относятся к 9-12вв. В этот же период времени находят захоронения, а именно в Латвии. В этих захоронениях были найдены матерчатые венцы, украшенные бисером и бронзовыми спиральками.
Так же бисер не прошел и мимо Руси:
Интерес к бисеру в России появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет.
В 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго.
В 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов, который в совершенстве владел техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно значимое направление стеклоделия, а именно – изготовление бисера. Михаил Васильевич постоянно усовершенствовал технологию бисероизготовления, разрабатывал оборудование, которое очень сильно помогало в этом деле. Впоследствии, в 1670 году количество бисера и стекляруса значительно возросло. Стекольная фабрика, находившаяся в Усть-Рудицах, просуществовала до 1765 года, но после смерти Ломоносова фабрика закрылась.
В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ–го века бисерное украшение радовало и очаровывало.
Всё прекратилось мгновенно – началась Вторая мировая война…
Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения.
Вывод: Постепенно бисероплетение стало охватывать весь мир. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления различных украшений, которые впоследствии увозили в другие страны на продажу.
Глава 2: Преимущества бисера и его популярность.
Бисероплетение - вид декоративно-прикладного искусства.
Изучив виды бисера, техники бисероплетения, я убедилась в том, что в настоящее время этот вид декоративно – прикладного искусства действительно очень популярен по следующим причинам:
Бисер - это прекрасный материал для изготовления украшений и декорирования (приложение 1). Его можно использовать практически везде, для добавления изысканности и утонченности. Изделия из бисера никогда не выходили из моды. Его популярность характеризуется неповторимостью и возможностью многочисленных вариаций этим материалом, а главное его доступностью и не сложностью в применении. Бисер может нанизываться на нитку, леску, металлическую проволоку.
Из бисера можно сделать целые композиции, которые всегда будут выглядеть актуально, утонченно и не повторимо. Даже самое простое, сделанное из бисера, изделие будет прекрасно выглядеть и станет отличным подарком. Для многих бисер стал способом выделиться из серой массы, проявить свою индивидуальность, реализовать свои задумки, подчеркнуть свой внутренний мир.
Работы с бисером позволяют экспериментировать и комбинировать различные техники, такие как плетение, вышивка и создание украшений (приложение 2). Это и привлекает людей, стремящихся выразить себя через творчество.
В условиях массового производства, изделия ручной работы становится особенно ценным и интересным. Бисероплетение предлагает возможность создать уникальные вещи своими руками, что также связано с трендом на экологичность и индивидуальность.
Еще один плюс в бисероплетении – это развитие навыков: развитие мелкой моторики, терпения и креативности.
Волна популярности бисероплетения обусловлена доступным уровнем сложности. От простых проектов до сложных, от мелких до крупных, от двухмерных до трехмерных и т.д. Все это подходит как для новичков, которые только начали осваивать это ремесло, так и для более опытных мастеров, которым будет не скучно заниматься этим делом через какой -то промежуток времени.
Вывод: бисер остается популярным благодаря своей универсальности, доступности и возможности для самовыражения.
Глава 3: Математика в бисероплетении
Я проанализировала план работы над любым изделием из бисера (приложение 3) и какие математические знания мне необходимы:
Найти в интернете или придумать самой изделие, которое ты хочешь выполнить. Классический орнамент состоит из разных структурных деталей, а именно: геометрии, мотивов, творческой мысли и т.д. Эти элементы невозможны без определенных правил, которые обязательны при работе, так как нарушив их, мы теряем целостность и гармоничность сделанного орнамента. Геометрические формы всегда смотрятся выигрышно
Начертить схему изделия. Геометрия играет большую роль в основе проектирования изделия. Ведь, если не сделать предварительный расчет для создания изделия, если не сделать геометрически правильную и четкую схему, то сделать красивые и симметричные элементы попросту не выйдет. Для построения схемы (рисунка) изделия используются такие математические инструменты, как линейка, карандаш, циркуль, ластик.
При построении схемы нужно уметь правильно выкроить прямоугольники, квадраты, треугольники, ромбы и другие геометрические фигуры.
Подсчитать количество бусин на изделие. Как без математики?
Умение выполнять расчёт может поможет, например, в ситуации, когда нужный цвет бисера закончился и нужно пойти в магазин за новым, тогда-то на помощь и приходит математика, которая поможет тебе сосчитать определенное количество бисера, требующегося для продолжения работы.
При выполнении работы нужно уметь читать, анализировать схему. Пропустишь ряд или забудешь надеть на леску бусину и все, вся работа может пойти насмарку.
Важным пунктом в изготовлении изделия является симметрия. Без симметрии изделие будет выглядеть несуразно, неаккуратно и нелепо. Симметрия - закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии. Существует множество различных видов симметрии. Основные:
зеркальная симметрия |
центральная симметрия |
осевая симметрия |
При выполнении одной работы можно применять различные виды симметрий, количество которых не ограничено:
Вывод: неразрывная связь бисероплетения и математики очевидна. Занятие бисероплетением это хоть и достаточно простой вид увлечения, но без определенных, даже базовых знаний математики и геометрии просто не обойтись. Да, человек, создающий изделие из бисера, должен знать основы геометрии!
Глава4. Создание собственного декоративного изделия
Технологическая карта
Цветок “Анютины глазки”
№ |
Последовательность технологических операций |
Графическое изображение |
Инструменты, оборудование, материалы |
1 |
Техника – параллельное плетение. Параллельная техника – это небольшие ряды бисера, которые идут параллельно друг другу и соединяют проволокой. |
Проволока, бисер (синий, голубой, зеленый, белый) |
|
Отсчитываем необходимое количество бисера по схеме. Нанизываем бисер на один из концов проволоки, а другим проходим в набранный бисер. Затягиваем проволоку, чтобы ряд бисера был по середине проволоки. Плетем таким образом до конца. |
Проволока, бисер (синий, голубой, белый) |
||
3 |
Берем пять лепестков и скручиваем их концы в один жгут. |
||
4 |
Далее, плетем листья на стебель. Для этого нужно сделать все так, как показано на картинке. После того, как листья сделаны, обматываем стебель лентой (для красоты). |
Проволока, бисер (зеленый), лента (зеленая) |
|
5 |
При желании плетем нужное количество цветков и ставим их в вазу. |
Ваза |
Экономический расчет затрат
Название материала |
Взято материала |
Цена за 1 шт. |
Чешский бисер “Гамма” - синий |
7 грамм |
50 рублей |
Чешский бисер “Гамма” - голубой |
7 грамм |
50 рублей |
Чешский бисер “Гамма” - белый |
7 грамм |
50 рублей |
Чешский бисер “Гамма” - зеленый |
7 грамм |
50 рублей |
Чешский бисер “Гамма” - салатовый |
3 грамма |
20 рублей |
Чешский бисер “Гамма” - коричневый |
3 грамма |
20 рублей |
Чешский бисер “Гамма” - фиолетовый |
3 грамма |
20 рублей |
Чешский бисер “Гамма” - желтый |
3 грамма |
20 рублей |
Проволока |
10 метров |
65 рублей |
Лента |
1 метр |
15 рублей |
Итого |
360 рублей |
Вот такую работу я сделала из трёх цветочков и поставила в вазу. |
Результаты исследования:
Самоанализ своего изделия.
Были составлен эскиз, подобрана схема и описана последовательность поэтапной работы над созданием изделий.
Я считаю, что моё готовое изделие отвечает следующим требованиям:
цветовое сочетание материалов гармонично;
все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией;
работа оформлена в конечном изделие и изделие производит благоприятное впечатление.
Заключение
Во время работы над этой темой, я:
познакомилась с историей появления бисера;
поняла, что знания геометрии нужны в этом виде искусства и многие элементы геометрии используются в узорах изделий;
узнала, что частый контакт с мелкими предметами, такими как бисер и бусины, развивает мелкую моторику, а значит, улучшает функционирование мозга; развивается память, пространственное и образное мышление.
отметила, плетение по схемам мне помогли понять многие темы в геометрии;
поняла, что бисер развивает чувство вкуса и гармонии.
Вывод: математика играет очень значимую роль в бисероплетении, хотя на первый взгляд, может показаться совсем иначе. Благодаря знаниям математики и освоив некоторые виды рукоделия, мы можем разнообразить и изменить пространство вокруг нас.
Источники информации:
https://infourok.ru/doklad-na-temu-matematika-i-biseropletenie-7006635.html - Математика и бисероплетение
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=35732 – Портал педагога
https://multiurok.ru/files/bisieroplietieniie-v-matiematiki.html - геометрические узоры в бисероплетении
Приложения:
Приложение 1: Виды и сорта бисера
Бисер - мелкие шарики, цилиндрики, многогранники из стекла, металла, пластмассы или кости со сквозными отверстиями для низания.
Существует три основных вида: круглый, граненый и рубка.
Кроме формы и размера бисер различают также по способу окраски — он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным или зеркальным изнутри отверстием, с поверхностью, имитирующей металл. От выбора бисера напрямую зависит внешний вид изделия. Сейчас в магазинах можно найти бисер производства Японии, Чехии, Индии, Тайваня, Китая и России. Он очень различается по цветовой гамме, качеству и цене. Наиболее качествен и разнообразен по цвету японский и чешский бисер, но он также и наиболее дорог.
Наиболее распространен круглый бисер.
Рубленый бисер или «рубка» представляет собой короткие трубочки (цилиндрики). Рубка бывает обычная и дополнительно прессованная, как бы граненая. Косая рубка представляет собой короткие трубочки, отрубленные под углом 45-60 градусов.
Очень красив мелкий граненый богемский бисер.
В последнее время появился бисер, называемый «новый дизайн». Отверстие в таких бисеринах расположены не по центру, а около края. Край с дырочкой существенно тоньше противоположного, поэтому бисерина имеет форму капли.
Размер бисера «его диаметр» обозначают номером: чем мельче бисер, тем больше номер.
Стеклярус - трубочки из цветного стекла. Встречается витой и граненый стеклярус.
Промышленность выпускает бисер и стеклярус с разными покрытиями и без них. Вот название некоторых сортов: «парчовый», «хамелеон», «мокрый», «непрозрачный», «перламутровый», «металлический», «блестящий», «клинский», «асфальтовый», «тертый», «волокнистый», «полосатый», «радужный», «бензиновый», «прозрачный», «мраморный» и др.
Приложение 2: Виды бисероплетения
Раньше существовало много способов изготовления бисерных изделий. В настоящее время наиболее распространенными являются три: плетение, низание и ткачество. Рассмотрим несколько способов изготовления: плетение, низание, комбинирование, вышивание, вязание и тканье.
Плетение:
Плетением называется техника изготовления бисерных изделий, при которой в работе участвуют оба конца нити или проволоки и бисерины набирают на оба конца. Работа может вестись двумя, четырьмя, шестью и т. д. концами, но это всегда четное число, при этом нити используются не одинарные, а парные: четыре конца - две пары нитей. В этой технике выполняются браслеты, цепочки, пояса, декоративные вещи. Изделия могут быть плотными и ажурными, смешанными и однородными, но они всегда состоят из отдельных простейших цепочек, которые соединены между собой тем или иным способом. Работа получается двусторонней. Иногда таким приемом сплетались большие полотна, чаше же плелись узкие полоски в несколько бисеринок.
Редкие образы ткачества бисером позволяют предположить существование особых небольших ткацких станочков. Такие работы тоже двусторонние, но они более гладкие и ровные, чем сплетенные вручную.
Низание. Низание - одна из технологий бисероплетения, при которой бисерины набирают только на один конец нити и только этим концом ведут дальнейшее переплетение. Второй конец нити в работе не участвует. В технике низания можно выполнять узкие и широкие, плотные и ажурные изделия: колье, ожерелья, воротники, кулоны, цепочки. Существует несколько способов низания бисерных изделий.
Продольное низание - низание изделий в длину. Выбирают нужную длину изделия и выполняют его на эту длину, а затем, если надо, увеличивают изделие в ширину. Этим способом хорошо низать цепочки и некоторые ожерелья.
Поперечное низание - наиболее широко используемый способ. Сначала выбирают желаемую ширину изделия, а далее низать его в длину при постоянной ширине. Иногда ширина может меняться на протяжении всей длины изделия. Обычно этим способом низать воротники и ожерелья. Изделия имеют вид сетки, состоящей из ромбов.
Угловое низание - используется, когда хотят получить изделие или его элемент в виде уголка. Обычно сначала выполняют одну половину изделия, затем работу переворачивают и вторую половину низать как в зеркальном отражении. Этот способ особенно подходит для низания кулонов, иногда - колье.
Круговое низание - элементы изделия нижутся по кругу и в готовом виде имеют форму круга. В процессе низания элементы соединяются между собой, образуя разные по форме части изделия: ромбы, цветы, большой круг. Из этих частей в дальнейшем могут получиться кулоны, колье, ожерелья.
Низание в крестик - наиболее распространенная техника низания цепочек разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.
Мозаика - нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.
Комбинированные изделия из бисера выполняются в смешанной технике. Это могут быть украшения, в которых одна часть сделана в технике плетения, а другая – в технике низания (ожерелье, кулон, колье). Комбинированным будет и такое украшение, в котором сочетаются плоские и объемные части, причем плоские части могут быть выполнены в разных техниках.
Вышивание. Для вышивания нужны пяльцы. Их конструкция не требует особых изменений для бисера. Иглы пригодятся как обычные (для крупного бисера – с широким внутренним канальцем), так и особые, без утолщения для ушка, но длинные, тонкие. В том случае, когда мастерицы работали с очень мелким бисером и не имели специальных игл, то использовали расщепленную с одного конца щетину. Основой для вышивки могла служить любая ткань. Когда вся поверхность расшивалась бисером, то обычно применяли холст. С 20-х годов XIX века его часто заменяла тканная канва, а с конца 30-х годов использовалась канва бумажная, особая перфорированная плотная бумага. Нити для вышивания брали прочные и ровные, главным образом льняные.
Вязание. Для этого популярного вида бисерного рукоделия использовали обычные спицы или специальные, с небольшой бородкой, крючки. Чтобы все бисеринки в готовом изделии оказались на лицевой стороне, применяли особые захваты. Вязали обыкновенно плоские круглые детали или цилиндры. Для вывязывания сложного многоцветного рисунка прежде всего необходимо набрать бисеринки на нить, рассчитывая таким образом цвета, чтобы получилось требуемое изображение.
Образцы для вышивания и вязания с расчетом цветов (разбитые на клетки раскрашенные гравюры) выпускались отдельными листами или целыми альбомами. В XIX веке они распространились по всей Европе из Вены, Парижа, Берлина. Этим объясняется известное иконографическое единообразие европейских бисерных работ. Но русским мастерицам предложенные образы служили не только для точного воспроизведения, сколько для составления различных вариантов композиции. Если появлялась необходимость вязать или вышить какую-нибудь надпись, то приходилось весь расчет этой части работы делать самостоятельно.
Приложение 3: Материалы и инструменты
Для работы с бисером нужны следующие материалы: нити, тонкие иглы, леска, мягкая проволока, клей, ножницы, плоскогубцы.
Качества и внешний вид изделий зависят от нитей, используемых в работе. Цвет ниток даже может изменить оттенок бисера в изделии. Толстые нити прочны и упруги, хорошо держат форму изделия, но тонкие менее заметны в изделии и их легче продеть через маленькое отверстие.
Нити из синтетических волокон не гниют, долго сохраняют свою прочность, красивы, но не упруги. Нити из натуральных волокон приятны в работе, не скользят, но недостаточно прочны и долговечны. Армированные катушечные нити с лавсаном сочетают в себе достоинства натуральных волокон и прочность синтетики.
Леска прочна, прозрачна, но очень упруга. Достаточно один раз смять изделие на леске и расправить его практически невозможно. Леску используют для низания довольно жестких моделей и их деталей. Для изготовления цветов и фигурок животных используют мягкую проволоку. Минус ее в том, что она при частом сгибании переламывается. В последнее время появилась жесткая проволока для браслетов и колец. Она представляет собой тугую пружину.
Иглы нужны тонкие. Специальные бисерные иглы имеют номера от 10 до 16. Чем больше номер, тем тоньше игла.
Кроме этого нужны всевозможные застёжки: замочки, пуссеты (серёжки «гвоздики»), обручи, зажимы для подвесок, перемычки, декоративные булавки и т. п.
Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет на рабочее место должен падать слева. Лучше всего работать при дневном свете у окна, а в вечернее время оборудовать местным освещением. Глазам необходимо регулярно давать отдохнуть примерно 10—15 минут через каждый час работы с бисером.