Введение
Моя малая Родина - это Красноярск, Красноярский край, но сейчас я живу в Сочи Краснодарского края. Это регионы с существенно различающимися погодными условиями. В Красноярске короткое, хоть и жаркое лето, но длинная и суровая зима. В Сочи же понятия «зима» по моим меркам в принципе нет, круглый год довольно тепло и комфортно. Все свое дошкольное детство я жил в Красноярске, а в школу пошел в Сочи. Сейчас я учусь во 2 классе, и мне стало интересно, есть ли зависимость между погодными условиями и успеваемостью учеников начальной школы. А именно учеников 2 класса. Я опросил 60 учеников 2-х классов на интересующую меня тему. Вот какой результат я получил.
Влияет ли погода на получаемые оценки:
«Да, когда тепло, учиться легче» - 21 человек;
«Да, когда тепло, учиться вообще не хочется» - 29 человек;
«Нет, не влияет никак» - 10 человек.
Актуальность своей темы я проверял путем опроса учителей нашей школы, мой вопрос был в том, смогут ли учителя использовать данные, полученные в ходе моего исследования, в своей работе. Результат был неоднозначным – не все учителя это могут использовать, но в связи с желанием правительства учитывать интегральную (среднюю) оценку при окончании школы, возможно, каким-то регионам могут быть полезны результаты вычислений.
Безусловно, причин, которые могут менять успеваемость, очень много. Но я решил разобрать для начала влияние одного фактора. Думаю, что это небольшая практическая работа может положить начало дальнейшим исследованиям. Моя личная гипотеза состоит в том, что учеба дается легче в теплую погоду, особенно солнечную, потому что организму достаточно энергии для того, чтобы прикладывать усилия для отличной учебы.
Глава 1. Выбор метода исследования и сбор данных по городам
Изначально я хотел сравнить данные успеваемости учеников Сочи и Красноярска. Но для некоторой чистоты эксперимента, решил добавить город севернее Красноярска - Норильск, и город, расположенный между Сочи и Красноярском - Екатеринбург. Немного опишу каждый город, чтобы картина была чуть более наглядной.
Город Сочи, Краснодарский край, город – курорт, расположенный на побережье Черного моря, именуемый туристической столицей России. Город расположен в субтропической зоне, зима теплая, лето – жаркое и влажное. Среднегодовая температура +14,6º С. Количество солнечных дней превышает 220 за год.
Город Екатеринбург, Свердловская область, расположен в восточном склоне Среднего Урала на берегах реки Исеть. Город расположен в зоне континентального климата, для него характерна резкая изменчивость погодных условий. Среднегодовая температура +3,3º С. Количество солнечных дней превышает 80 за год.
Город Красноярск, Красноярский край, расположен в середине России, на обоих берегах Енисея. Климат города континентальный с резкими амплитудами температур. Среднегодовая температура +2º С. Количество солнечных дней около 40 за год.
Город Норильск, Красноярский край, расположен на севере края, в 300 километрах к северу от Северного полярного круга. Город отличается крайне суровым климатом арктического типа. Среднегодовая температура -9,6º С. Количество солнечных дней 51 за год.
Моя гипотеза заключается в том, что дети в Сочи учатся лучше, чем в городах, расположенных севернее из-за более благоприятного климата.
Для того, что подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, я запросил данные у учителей начальных классов по успеваемости вторых классов во всех этих городах. Каким методами я пользовался:
1) считал среднюю отметку по классу по предметам отдельно (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир);
2) сводил среднее значение за день по всем предметам;
3) записывал ежедневные значения погодных условий в обозначенных городах и выводил среднее показание;
4) сводил все данные в таблицу для наглядности.
По большому счету, мой метод исследования можно назвать статистическим. А в расчетах средней успеваемости мне помогли занятия ментальной арифметикой, расчеты я вел на абакусе (соробане). К слову, немного про ментальную арифметику. Это методика, разработанная на основе устных арифметических вычислений и позволяющая развить максимальную скорость восприятия и обработки информации. Если говорить простыми словами, то я считал больше в уме или иногда на абакусе, чтобы вычислить среднюю оценку или значение температуры. Делал я это, можно сказать, автоматически, и не потратил много времени. Зато освободившееся время дало мне возможность красочно визуализировать города, и даже иногда я почти представил учебный процесс в тех или иных погодных (температурных) условиях. Например, для Норильска характерно такое понятие, как «актирование», это такая ситуация, когда погода крайне неблагоприятная, что дети могут остаться дома и не идти в школу. Это не только низкая температура, но и, например, сильный порывистый ветер. Я сам не был в этом городе, но туда по работе ездила мама. Она-то и рассказывала, что при температуре -46 на улице вся одежда, если она не меховая и пушистая, «дубеет», а дышать глубоко ты не можешь, потому что холодный воздух сложно прогревается внутри. Да и ходить далеко и долго крайне сложно в таком случае. Передвигаешься короткими перебежками или ехать нужно на транспорте. Конечно, местные жители так или иначе привыкают к подобному, но, думаю, что и им тяжело в условиях суровых условий, тем более, что еще усугубляется ситуация наличием полярной зимы, когда световой день минимален. Так каким же образом может влияет погода на успеваемость?
Глава 2. Статистические данные
Я вычислял большой массив данных, после этого строил диаграммы, чтобы нагляднее видеть взаимосвязь или ее отсутствие.
Из приведенных выше данных мы видим, что средняя температура в Сочи в течение первой четверти составила 22,85º С, при этом средняя оценка 4,05. Если брать эти цифры безотносительно какого-то сравнения, то, наверное, это неплохие показатели. То есть по тем параметрам, которые есть в школьном подходе к оценкам, это «хорошо», то есть результат, к которому многие стремятся.
Следующий город, который я взял для анализа, это город с более низкой средней температурой. В течение первой четверти средняя температура в Екатеринбурге составила 13,8º С, что ниже, чем в Сочи. При этом средний балл, полученный учащимися во второй четверти, составил 4,35. Этот показатель выше, чем в Сочи. То есть показатель средней успеваемости в Екатеринбурге является уже выше среднего, то есть стремится к отметке «отлично».
Итак, средняя температура в городе Красноярск в течение первой четверти составила +8º С, это ниже, чем в Сочи и больше, ниже, чем в Екатеринбурге. При это средняя успеваемость в течение второй четверти в абсолютных цифрах составила 3,89, что ненамного ниже, чем в Сочи, но ниже, чем в Екатеринбурге. В общих цифрах отношения погодных условий к среднему баллу, можно сказать, что видна определенная зависимость среднего балла от географического положения школы и температурного режима в городе.
В Норильске средняя температура в течение первой четверти оказалась равной +0,4*, что ниже, чем в Сочи, Екатеринбурге и Красноярске. Но при этом средний балл, полученный школьниками, составил 4,25, что выше, чем в Сочи, Красноярске. Из приведенных в описании данных, этот город с самыми суровыми климатическими условиями из всех городов, рассматриваемых в моей работе.
Предварительный вывод, который я сделал в работе на базе данных первой четверти состоит в отсутствии четкой зависимости между климатическими условиями и успеваемостью школьников начальных классов. В связи с этим я решил продолжил работу и проанализировал данные за вторую четверть в изучаемых городах.
После анализа тех же данных, которые были использованы в работе для исследования в рамках первой четверти, я выявил ситуацию, которая показала рост успеваемости по всем городам кроме Екатеринбурга, но в данном городе возможны небольшие погрешности. Таким образом, после 2 четверти мы имеем ситуацию улучшения успеваемости школьников начальных классов на фоне ухудшающихся погодных условий (средняя температура во всех исследуемых городах становится ниже, в Норильске в некоторые дни они достигает -30), солнца становится меньше. С одной стороны, ситуация может показаться парадоксальной. Но приведенные статистические данные наглядно демонстрируют сделанный вывод.
Особенно интересной мне показалась ситуация с улучшением успеваемости в городе Норильск во второй четверти, ведь в это местности 30 ноября (то есть во второй четверти) началась полярная ночь, которая продлится до 13 января. Полярная ночь – это время, когда солнце не показывается на горизонте. С 13 января по 27 марта наступит смена дня и ночи, а после – сумеречные дни.
Заключение.
Мне очень нравится работать со статистическими данными, потому что они являются сухим отражением происходящего. Я был уверен, что в городе-курорте Сочи, где много солнца, комфортная погодная ситуация, дети учатся лучше, чем там, где им приходится преодолевать сложности даже на пути в школу, например, пробираясь через пургу, снег. Но, как показали мною же проанализированные данные, это не так.
Однозначные выводы моего исследования пока делать рано. Таким образом, выдвинутая мной гипотеза не оправдалась, но и не была опровергнута. Безусловно, факторов, влияющих на школьную успеваемость, большое количество, но мной был выбран именно фактор погодных условий, потому что на него никак нельзя повлиять (если не говорить про переезд из одного региона в другой).
Но для меня оказалось еще интересно то, что я никак не ставил целью своего исследования. А именно – средняя успеваемость по разным предметам у школьников в разных городах. Анализируя данные, мне показалось, что в каких-то городах дети более успешны в математике, а в других наоборот, в так называемых «неточных» науках. Спор о лириках и физиках ведется уже давно и нет единого мнения на этот счет, возможно, что можно каким-то образом углядеть задатки в географии проживания детей. Но это только мои предположения.
Таким образом, ложиться вовремя спать, чтобы школьник высыпался, делать вовремя домашнее задание, чтобы повторять все то, что было пройдено в школе, вовремя и правильно питаться, соблюдать гигиену и многое другое – это все факторы можно регулировать и настраивать. Это могут делать сами школьники, их родители, учителя. А вот фактор, который никак не зависит от человека, это погода.
Изначально я планировал завершить работу по данным первой четверти, но в силу неоднозначных результатов я продолжил работать и с данными второй четверти. Несмотря на то, что я не смог ни подтвердить, ни опровергнуть свою гипотезу, считаю, что проделанная работа важна для будущего исследования, которое, возможно, я проведу в международном формате.
Список использованных интернет-ресурсов
Официальные сайты городов: www.sochi.ru ; https://екатеринбург.рф; www.admkrsk.ru ; https://норильск.рф; www.gismeteo.ru
Исследования по психологии младших школьников
Приложение. Сводная таблица и диаграмма по выбранным городам, 1 и 2 четверти
|
Сочи |
Екатеринбург |
Красноярск |
Норильск |
|||||
ср t , 1 чт |
22,85 |
13,8 |
8 |
0,4 |
|||||
ср балл, 2 чт |
4,05 |
4,36 |
3,89 |
4,25 |
|||||
солнце |
32 |
25 |
19 |
13 |
|||||
|
Сочи |
Екатеринбург |
Красноярск |
Норильск |
|||||
ср t, 2 чт |
13,25 |
-3,66 |
-5,3 |
-15,5 |
|||||
ср балл, 2 чт |
4,41 |
4,31 |
3,93 |
4,37 |
|||||
солнце |
25 |
6 |
19 |
6 |
|||||