Симметрия в архитектуре города Челябинска

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Симметрия в архитектуре города Челябинска

Данилова Д.П. 1
1МАОУ "ОБразовательный центр "НЬЮТОН" г.Челябинска"
Юлдыбаева А.С. 1
1МАОУ "ОЦ "НЬЮТОН"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Симметрия в архитектуре представляет собой важный элемент, который на протяжении веков использовался для создания гармонии, равновесия и эстетической привлекательности в зданиях и сооружениях. Она связана с концепциями порядка, стабильности и красоты, что делает её ключевой темой для проектирования в любой эпохе.

Челябинск – разноплановый, развивающийся город. Облик города меняется, повышается уровень благоустройства, строятся новые нестандартные жилые комплексы. Исторические здания, особенно в центральных частях городов, часто отличаются симметрией. Изучение симметрии в таких сооружениях помогает сохранить их уникальный облик и способствует восстановлению культурного наследия. И поэтому, мы решили исследовать симметрию зданий нашего родного города.

Цель работы: исследовать применение симметрии в архитектуре города Челябинска

Задачи:

  • изучить понятие архитектуры;

  • изучить понятие симметрии и рассмотреть ее виды;

  • исследовать архитектурные сооружения города Челябинска, при проектировании которых использовалась симметрия

Гипотеза: симметрию широко используют при проектировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий, и является основной гармонии в архитектуре.

Объект исследования: здания Челябинска

Предмет исследования: симметрия и архитектура

Методы исследования: сбор и обработка информации, эксперимент, анализ.

Теоретическая часть

1.1 Понятие архитектура

Архитектураэто искусство и одновременно наука проектирования, строительства и оформления зданий и других сооружений. Она включает в себя как технические, так и эстетические аспекты, направленные на создание функциональных, долговечных и визуально привлекательных пространств. Архитектура отражает культуру, историю, потребности общества и уровень технологического развития эпохи, в которую она создаётся.

У неё есть три фундаментальных признака. Во-первых, сооружение должно отвечать своему назначению. Если под функциональностью понимать соответствие здания своему назначению, то, согласно формулировке теоретика функционализма Луиса Салливана, лучшие постройки всех времен были функциональны. Во-вторых, помимо утилитарных нужд, архитектура выражает духовные потребности человека, состоящие в создании и созерцании красивых, гармоничных образов. Третий критерий оценки архитектурного сооружения — его надёжность. Таким образом, к зданиям и сооружениям также предъявляются многочисленные технические и эстетические требования. Они должны быть прочными, долговечными и иметь красивый внешний вид.

Архитектура развивается вместе с человечеством, как с точки зрения технологий, так и социальных и культурных аспектов. Великие архитектурные произведения прошлого рассказывают историю человека, его образа жизни, его верований и его образа жизни в обществе.

Архитектура—это строительство зданий, выполненное вне котором стиле, помогающее украсить здания города. Многие люди считают, что архитектор просто строит здания, не внося в них ни малейшего смысла, но каждый архитектор в свое творение всегда вносит нечто особенное неповторимое, каплю своей души.

Одним из художественных средств, которые использует архитектор, является композиция здания. От неё в первую очередь зависит впечатление, которое оставляет архитектурное сооружение. Особенность архитектуры как искусства заключается в создание единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм.

Функциональность и комфорт зданий, их эстетическая привлекательность и способность интегрироваться в окружающую среду – все это влияет на психологическое и физическое состояние жителей. Хорошо спроектированные общественные пространства, способствуют социальной активности и взаимодействию между людьми, улучшая качество жизни.

Любая постройка подчиняется конкретному назначению, чему должен соответствовать и ее внешний вид, что настраивает людей на установленный лад. Основа работы архитектора и заключается в поиске наиболее удачной композиции, которая будет максимально гармонично сочетать в себе различные части и детали будущего здания, а также отделку поверхности создаваемого «шедевра» архитектуры. Главным художественным приемом эмоционального влияния на созерцателя является форма здания и его составляющих, которая может быть легкой или тяжелой, спокойной или динамичной, однотонной или цветной. Однако, обязательным условием здесь является согласование всех отдельных частей между собой и со всем зданием в целом, создавая неразделимое впечатление гармонии.

1.2 Понятие симметрия и виды

Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Возникло оно в связи с изучением живого организма, а именно человека. И употреблялось скульпторами ещё в 5 веке до нашей эры. Симметрия — это слово греческого происхождения, означает соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра. Говоря проще, если обе части от центра одинаковы, то это симметрия. Ось симметрии фигуры — это прямая, которая делит фигуру на две симметричные части.

Его широко используют все без исключения направления современной науки. Немецкий математик Герман Вейль сказал: «Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Его деятельность приходится на первую половину ХХ века. Именно он сформулировал определение симметрии, установил по каким признакам усмотреть наличие или, наоборот, отсутствие симметрии в том или ином случае. Таким образом, математически строгое представление сформировалось сравнительно недавно – в начале ХХ века.

Люди с давних времен использовали симметрию в рисунках, орнаментах, предметах быта, в архитектуре, художестве, строительстве, дизайне. Симметрию часто можно встретить в жизни людей, в природе, в растениях и животных.

Виды симметрии

Различают несколько основных типов симметрии, из которых наиболее часто встречаются три:

1.Зеркальная симметрия – это зеркальное отражение относительно оси или плоскости, в природе она называется билатеральной симметрией. Зеркальная симметрия, хорошо знакомая каждому из повседневного наблюдения. Как показывает само название, зеркальная симметрия связывает некоторый предмет и его изображение в плоском зеркале.

2. Осевая симметрия – симметрия, проведенная относительно прямой. При осевой симметрии любой точке, расположенной по одну сторону прямой, всегда соответствует другая точка на второй стороне этой прямой.

3. Центральная симметрия (или симметрия относительно точки). Симметрию относительно точки называют центральной симметрией. Точки А и А1 симметричны относительно некоторой точки О, если точка О является серединой отрезка АА1. Точка О называется центром симметрии.

Практическая часть.

Челябинск — город с разнообразной архитектурой, где представлены здания разных эпох и стилей. Симметрия играет важную роль в формировании многих архитектурных объектов города. Здесь можно встретить примеры различных видов симметрии — осевой, зеркальной и центральной. Вот несколько значимых зданий, в которых применяются те или иные виды симметрии:

  1. Ч елябинский академический театр драмы имени Наума Орлова— драматический театр в Челябинске, основанный в 1921 году. Авторы проекта челябинские архитекторы Б. А. Баранов, В. Л. Глазырин, Д. О. Олтаржевский, Ю. П. Перчаткин, А. И. Рудик, Н. Н. Семейкин, А. Н. Слонимский. Автором идеи вписать объём в овал выступил архитектор Г. А. Ярцев. Театр является ярким примером осевой симметрии, где фасад обладает чётким зеркальным отражением относительно центральной оси. Это видно по расположению оконных проёмов, колонн и порталов входной группы. В декоративном оформлении фасадов широко использовано каслинское чугунное литье. Венчают сценическую коробку театральные атрибуты – маски трагедии и комедии. В здании два зала – большой и малый, рассчитанные на 1200 зрителей.  

  2. Г лавный корпус Южно-Уральского государственного университета. Еще один яркий пример применения осевой симметрии в архитектурном сооружении это центральное здание университетского комплекса. Проект корпуса был создан Государственным институтом по проектированию высших учебных заведений в 1951 году. Главным архитектором являлся С. В. Истомин. С 2003 по 2007 год являлся самым высоким зданием города Челябинск. Высота — 86 м.

По проекту главный корпус ЧПИ представлял собой фактически комплекс зданий. Планировка центральной части комплекса выделялась парадным курдонёром, ориентированным на юг. Два боковых крыла здания образовывали западный и восточный полузамкнутые дворы. Его объёмно-пространственная структура имела композиционно выделенную центральную часть.

  1. Ч елябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки. Театр оперы и балета имени Глинки — яркий пример классической архитектуры с осевой симметрией. Здание было построено в 1937 году обладает чётко симметричным фасадом, где центральная ось проходит через главный вход, оформленный колоннами. По обе стороны фасада симметрично расположены архитектурные элементы — колоннады, барельефы и окна.

На треугольном фронтоне театра виден герб Советского Союза, флаги, музыкальные инструменты. По бокам здания также встроены прямоугольные колонны. Фасады и интерьеры были переработаны в духе стилизации классических форм русской театральной архитектуры XIX века. Зал и фойе театра были украшены росписями по эскизам Александра Дейнеки.

  1. П амятник Курчатову. Памятник знаменитому физику-ядерщику Игорю Васильевичу Курчатову, был открыт в 1986 году к 250-летию Челябинска на вновь созданной площади Науки около зданий Челябинского политехнического института.
    Памятник Курчатову представляет собой сложную скульптурную композицию: непосредственно сам памятник и две боковые колонны – пилоны. При строительстве здания архитекторы применяли зеркальную симметрию. Полусферы на пилонах символизируют расщепленный атом. По проекту между пилонами над памятником проводилась специальная художественная подсветка. Скульптура И. В. Курчатова высотой 11 метров стоит между пилонами. Фигура академика выполнена в классической стилистике, выглядит строго, лаконично. По воспоминаниям современников, в жизни Игорь Васильевич был человеком активным, подвижным, с юмором, но в более поздние годы отрастил бороду и с ней стал выглядеть особенно солидно и «симметрично». Скульптору удалось точно передать эту симметрию образа ученого. Курчатов сосредоточенно смотрит вдаль, в будущее человечества, ради которого он жил и работал. В 2013–2015 годах территория площади Науки была перестроена и открыт торговый центр «Курчатов». Факт появления торгового центра в таком месте был довольно негативно воспринят обществом.

  2. Челябинский цирк. Челябинский цирк построен в современных традициях советского модернизма. Купол и элементы оформления фасада подчинены принципу центральной симметрии, создавая плавный и гармоничный облик сооружения. Здание цирка было построено в октябре 1902 года. Архитекторами являлись Ю.А. Молотов, Л.В. Онищенко и Я.И. Рувинов. Зрительный зал цирка рассчитан на 1814 мест. Кресла в зале расположены в виде амфитеатра и разделены на 4 сектора, получивших цветовые обозначения красный, синий, зелёный, жёлтый по предложению народного артиста СССР Юрия Никулина во время его гастролей в Ч елябинске.

  1. Торговый центр. Оно достаточно уникально с точки зрения архитектуры. Вид сверху купола представлен в виде центральной симметрии. Построено по проекту московского института «Гипроторг», на тот момент не имеющем аналогов в мире. Крыша здания представляет собой железобетонный купол размером 102х102 м, причём здесь нет внутренних колонн. Конструкция держится на углах. Специальные катки позволяют куполу немного сжиматься или расширяться в зависимости от температуры окружающей среды. Макет купола экспонировался на международной выставке в Нью-Йорке в 1974 году и в Лондоне в 1978 году. В 1976 году проект получил диплом первой степени на ВДНХ.

  1. Ч елябинский областной краеведческий музейуникальная сокровищница историко-культурных ценностей Южного Урала, был открыт в 1923 году. Это один из старейших музеев Челябинска, имеющий общероссийское значение. В его фонд входят более 270 тысяч подлинных экспонатов. Симметрия здания выражена в его фасаде: центральная часть здания выделена своеобразным акцентом – часто это более высокий фронтон, балкон или декоративный элемент (в данном случае центральный вход). Окна и двери, расположенные вдоль фасада, также упорядочены и уравновешивают композицию. Боковые части фасада зеркально повторяют друг друга, что подчеркивает архитектурную гармонию.

  1. З дание храма Блаженного Александра Невского. Храм Александра Невского построили в 1911. Проект сделал московский архитектор Александр Померанцев, росписи выполнил уральский мастер Виктор Ощепкин. В архитектурном облике храма присутствует удивительное сочетание двух симметрии: центральной и осевой. В современной архитектуре чаще встречаются композиции со смешанной организацией построения.

Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий. Симметрия является основой гармонии в градостроении.

Заключение

Челябинск, как город с богатым историческим наследием и разнообразием архитектурных стилей, предлагает множество примеров использования различных видов симметрии в городской застройке. Осевая симметрия доминирует в монументальных и общественных зданиях, таких как театры и правительственные учреждения. Центральная симметрия используется в функциональных сооружениях, например в цирке или торговый центр. Такие подходы подчёркивают роль симметрии как важного инструмента архитектурной выразительности и функциональности. Симметрия помогает подчеркивать функциональность, эстетическую гармонию и выразительность зданий. Она связана с функциональностью зданий, их безопасностью, экономичностью и воздействием на восприятие людей, симметрия используется как универсальный инструмент для создания гармоничных и долговечных проектов, адаптируясь к современным вызовам и технологиям.

Цель достигнута и задачи решены.

Список используемой литературы

  1. Мерзляк А.Г., Геометрия 9класс: / учебник / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под. Ред. В.Е. Подольского. – 7-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022.

  2. Д. Баймухаммедов, Значение архитектуры и строительства в современном обществе/ Д. Баймухаммедов// «Вестник науки №10», октябрь 2024

  3. Наш Урал-Челябинский государственный краеведческий музей [Электронный ресурс]: https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/chelyabinskaya-oblast/chelyabinsk/kraev-muzey-chel/

  4. Архитектура/[Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура

  5. Архитектура: что это такое, концепция, стили и краткая история/[Электронный ресурс]: https://m-strana.ru/blog/post/proekty-domov/75497/arkhitektura-chto-eto-takoe-kontseptsiya-stili-i-kratkaya-istoriya-111014/?ysclid=m540okxziy152637643

Просмотров работы: 14