Введение
«Х.М. Муштари был выдающимся специалистом в области теории оболочек.
Был главой крупной механической школы в Казани, объединившей многих талантливых ученых, которые имеют уже собственные научные школы.
Его ученики представляют собой редкостное объединение
ярких и взаимно связанных ученых...
В этом огромное счастье и неоценимая заслуга Х.М. Муштари».
Чл.-корр. РАН Э.И. Григолюк; 10.02.2001, Москва.
Цель исследования: популяризировать знания о жизни, общественной деятельности и научных открытиях выдающегося ученого Татарстана.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Собрать, изучить и систематизировать материал о Хамиде Музафаровиче Муштари, воспользовавшись различными источниками информации;
2.Провести исследование педагогической деятельности Муштари;
3. Провести исследование научной деятельности Хамида Муштари;
4. Провести опрос директоров ВУЗов и руководителей музеев высших учебных заведений по вопросу: «Хамид Муштари - педагог и наставник или ученый - физик?»
5. Проанализировать результаты исследований.
Объект исследования: Хамид Музафарович Муштари
Предмет исследования:жизнь, общественная деятельность и научные открытия выдающегося ученого Татарстана.
Гипотеза: Хамид Муштари – и педагог-наставник и ученый-физик
Метод исследования: Исследование по вторичным источникам – умозрительное заключение, обзор и глубокий анализ литературы.
Практическая значимость результатов: виртуальный журнал.
Актуальность.
В 2025 году исполняется 125 лет со дня рождения выдающемуся доктору физико–математических наук, заслуженному деятелю науки и техники РСФСР и ТАССР, профессору Хамиду Музафаровичу Муштари. Заслуги Х.М.Муштари отмечены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, званием Героя труда, "Знак Почета", медалями. В 1990 году, Решением бюро Федерации космонавтики СССР, за вклад в создание ракетно-космической техники, Муштари Хамид Музафарович был посмертно награждён Медалью имени С.П. Королёва.
В 1993 г. Академия наук РТ учредила премию им. Х.М.Муштари, которая присуждается раз в три года за выдающийся вклад в области математики, механики и машиностроения. Именем Хамида Муштари названа улица Казани. В фойе здания Физико-технического института Казанского научного центра РАН установлена мемориальная доска.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина был объявлен Годом педагога и наставника. Миссией было признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
14 сентября 2023 года Раис РТ Рустам М. в своем послании Госсовету республики объявил 2024 год в Татарстане Годом научно-технологического развития. «Понимая важность роли науки и инноваций в реализации стоящих перед нами задач, в рамках Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации, 300-летия российской науки, следующий год в Республике Татарстан объявляю Годом научно-технологического развития», – сказал глава региона.
Не каждый из ныне живущих знаком с личностью татарского учёного Хамида Муштари. Давайте поподробнее остановимся на биографии этого выдающегося человека. Имя ученого Хамида Музаффаровича Муштари известно не только научной интеллигенции, но и широкой общественности.
Основная часть.
Биография.
Хамид Музафарович Муштари родился 22 июля 1900 года в Оренбурге.
О семье Х.М. Муштари:
Отец - Муштари Музафар Тазетдинович, учитель русского языка и литературы родился в семье указного муллы служившего в деревне Болын-Балыкчы Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). До 1917 года Музафар Тазетдинович работал в Оренбурге, Сызрани, Астрахани, в деревнях, был организатором более 30-ти школ в местах проживания татар, во многих из них был директором. Некоторое время жил в Турции, где преподавал русский язык. В 1928 году, Президиумом Всесоюзного Центрального исполнительного комитета СССР, Муштари Музафару Тазетдиновичу было присвоено звание Героя Труда.
Мать - Хасеева Гирфатжан Биктемировна оказывала большую помощь мужу в работе, преподавала грамоту девочкам.
В семье было четыре дочери, Хамид был пятым ребёнком, его имя в переводе означает «славный».
Из-за частых переездов семьи Муштариевых Хамид учился в разных учебных заведениях, но основным местом его учебы была Казань. В 1918 году он окончил Казанскую мужскую вторую гимназию с золотой медалью, где всегда отмечали успехи Муштари и его блестящие способности к точным наукам. После чего Хамид поступил на Физико-математический факультет Казанского университета (ныне - Казанского (Приволжского) Федерального университета), а в 1920 году в связи с болезнью перевёлся в Среднеазиатский университет (ныне – Национальный университет Узбекистана) в городе Ташкенте, по окончании которого, в 1923 году, получил специальность математика. Впоследствии профессор Романовский предложил выпускнику остаться на его кафедре. Муштари ценил наставника, но твердо отказался, как и от перспективы 3-летней командировки в Германию.
Здесь же судьба свела его с молодым поэтом Хади Такташем, будущим «татарским Есениным». В то время Такташ был секретарем журнала «Дом культуры» и преподавателем литературы в том же Коммунистическом университете, где раньше работал отец Хамида Муштари. Молодые люди мечтали о возвращении в Казань, что и произошло в 1923 году.
Исследование педагогической деятельности Муштари.
О времени начала трудовой деятельности Муштари можно говорить лишь условно, так как, учась в гимназии и университете, он всегда занимался преподавательской работой. Но это была работа по совместительству с учебой.
В 1917–1918 годах, как лучший учащийся старших классов Казанской гимназии, он работал учителем в деревне Клянчиево Тетюшского уезда Казанской губернии, в Мусульманском училище, организатором и Директором которого был его отец, а в 1918-1920 годах, будучи студентом университета преподавал математику и физику в 1-й Мусульманской Советской школе II ступени в городе Казани и работал лектором на 6-месячных подготовительных курсах в городе Мамадыше, что в 167-ти километрах восточнее Казани. Одновременно учился на физико-математическом факультете Казанского университета.
После возвращения в Казань в 1923 году, Хамид Муштари был направлен в Народный комиссариат просвещения Татреспублики, где его назначают ученым секретарем Академического центра. Это учреждение занималось организацией работы в области культуры, литературы, искусства, подготовки учебников. Председателем Академцентра сначала был Гаяз Максудов, а затем выдающийся ученый и литератор, крупный общественный и государственный деятель Галимджан Ибрагимов. Муштари стал также ответственным секретарем журнала «Магариф».
В 1924–1925 был методистом татарско-башкирского бюро совета национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР и представитель совета национальных меньшинств в комиссии по педагогическому образованию, член научно-методической комиссии ГУС НКП РСФСР (Москва).
В 1925–1929 — штатный аспирант НИИ математики и механики Московского государственного университета.
Хамид Музафарович ведет работу в опытно-педагогическом и индустриальном техникумах. В мае 1927 года общественность Татарии отмечала 40-летие трудовой деятельности этого рыцаря народного просвещения. В 1928 году Президиумом ВЦИКа ему было присвоено звание Героя Труда.
С 1 сентября 1929 года Хамид Музафарович был принят на должность доцента в Казанский государственный педагогический институт. Менее чем через год он возглавил кафедру теоретической механики в Городском институте инженеров-строителей (впоследствии Казанский технологический и строительный институт), с сентября 1934-го перешел в Казанский авиационный институт. Где Муштари является заведующим кафедрой теоретической механики, его деятельность была особо плодотворной.
Также в 1934–1937 годах Хамид Музафарович занимает должность заместителя директора КАИ по научной работе.
С 1934-го он по совместительству работал также в Институте математики и механики при КГУ, где сотрудничали лучшие ученые того времени в этой области, среди которых были, к примеру, Николай Чеботарев и Николай Четаев. Общение с этими учеными, безусловно, имело большое значение для научной работы Муштари.
В предвоенные годы он много сил отдает преподавательской деятельности в Казанском химико-технологическом институте, где был деканом механического факультета. Кроме того, большое внимание уделял созданию терминологических словарей.
В апреле 1945 года Советом народных комиссаров СССР было принято постановление об открытии казанского филиала АН СССР. В его составе организовали институты: физико-технический, химический, геологический, биологии, языка, литературы и истории и отдел водохозяйственных проблем и энергетики. Филиал начал работу в 1946-м. Первые 17 лет (1946–1962 годы) были отмечены плодотворной слаженной работой сравнительно небольшого научного коллектива филиала под руководством его председателя академика Александра Арбузова.
Первым директором физико-технического института в январе 1946-го был назначен Муштари, а в апреле того же года утвержден президиумом АН СССР. Институт состоял из секторов математики, механики, физики, а также сектора астрономии и геофизики. Институт начинался с двух комнат в геометрическом корпусе Казанского университета с несколькими столами и стульями. Пока не было достаточных помещений, многие сотрудники работали дома. Позже для казанского филиала АН СССР было предоставлено одно из лучших зданий города — бывшей женской гимназии по адресу ул. Лобачевского, 2/31. Х. М. Муштари возглавлял Казанский физико-технический институт (КФТИ) 26 лет. После этого он оставался заведующим отделом теории оболочек до марта 1976-го, затем работал на должности старшего научного сотрудника, а с мая 1977 года перешел на полставки старшего научного сотрудника. Муштари был большим мастером качественного анализа уравнений и сложных математических соотношений. Безусловно, он являлся выдающимся специалистом в области теории оболочек, оставившим в ней существенный след. Более того, он был главой крупной механической школы в Казани, объединившей многих талантливых ученых, которые в настоящее время имеют уже собственные научные школы.
Каждая творческая личность живет в своих учениках и последователях. Они у Х. М. Муштари есть. Вот только некоторые из них: Курбан Г. - профессор Казанского (Приволжского) федерального университета; Марат И. - профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, многие годы возглавлял Академию наук Республики Башкортостан; Михаил К. - доктор физико-математических наук; Сергей П. - профессор Марийского государственного политехнического института им. А. М. Горького (Йошкар-Ола), Александр С. - профессор Казанского (Приволжского) федерального университета; Ильгизар Т. - профессор Казанского государственного архитектурно-строительного университета, действительный член Академии наук Республики Татарстан и др. Муштари подготовил 30 кандидатов наук, из них 7 защитили докторские диссертации.
В первые годы своей научно-педагогической деятельности Х.М. Муштари уделял большое внимание написанию учебников по физике и математике на татарском языке для средних и высших учебных заведений. Им написаны учебники алгебры и физики для средних школ, учебник физики для школ колхозной молодёжи, курс физики для высших и высших технических учебных
заведений. Он автор учебников по математике и физике на татарском языке для учащихся. Позднее, им были составлены сборники татарских терминов по физике и метеорологии.
Главным наставником Хамид Муштари был и для своих детей и внуков.
Сын - Муштари Данияр Хамидович (10.04. 1945 - 15.10. 2013), Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, Доктор физико-математических наук, Профессор Кафедры математического анализа Казанского Государственного университета; Заведующий отделом теории вероятностей и математической статистики Научно-исследовательского института математики и механики при Казанском Государственном университете.
Дочь - Муштари З. Х. (родилась 12 марта 1943 года), композитор, пианист, педагог, доцент Кафедры фортепиано Казанской Государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова.
Внуки Муштари Хамида Музафаровича:
Муштари А. И. Кандидат физико-математических наук. В 1992 году закончил с отличием мехмат Казанский Государственный университет по специальности "математика". С 1997 году работает в Казанском Национальном исследовательском технологическом университете: в 1997-2000 годах - ассистентом, Старшим преподавателем, с 2000 года – доцентом Кафедры теоретической механики и сопротивления материалов.
Марина Р., астроном, Кандидат физико-математических наук.
Исследование научной деятельности.
Однажды Хамид Муштари рассказал Надежде Константиновне Крупской о своих мечтах и неудачной попытке поступить в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Она ответила: "В Московском государственном университете открыли аспирантуру. Я Вас рекомендую". Так, по рекомендации Н.К.Крупской, он поступил в аспирантуру МГУ.
Журналист Валентина Г. записала слова Х.М.Муштари. "Когда я рассказал заведующему Институтом математики и механики МГУ Д.Ф.Егорову о своем желании учиться в аспирантуре, он рассмеялся:
-"Ты мечтаешь о науке?"
Для него, получившего образование в Сорбонне, намерения нерусского молодого человека казались непочтительными.
-"В моем представлении каждый татарин - это уборщик или торговец барахлом. Где вы учились? В Казани или Ташкенте? Нет, Вы нам не подходите!"
"Я буду учиться в аспирантуре! У доктора Чаплыгина".
Молодому Муштари хватило настойчивости, чтобы попасть на прием к известному ученому С.А.Чаплыгину, в результате чего он был допущен к вступительным экзаменам и блестяще их сдал.
После окончания аспирантуры 16 июня 1929 года академик С.А.Чаплыгин сделал следующие выводы о пройденном Хамидом Музафаровичем курсе: "М.Муштари показал за время учебы в аспирантуре, что он очень вдумчивый молодой ученый, а в работе проявил необычайную работоспособность и проявил настойчивость. Несмотря на крайне тяжелые условия жизни и материальную нехватку, он успешно выполнял все отчеты, предусмотренные программой. Из-за тяжелой продолжительной болезни Муштари не успел завершить свои исследования к настоящему времени (работа над теорией катания твердых тел), однако он уже подготовил достаточно обширную литературу в этой области. Муштари занимается и педагогической деятельностью, пишет журнальные статьи и общего характера, и методологического содержания. Это важно для его родины (Муштари-татарин) в плане создания научного словаря, который еще не разработан в татарском языке. Таким образом, Х. М. Муштари является вполне сложившимся ученым, который, по моему мнению, будет полезен как на научном поприще, так и в преподавании в высших школах механических наук".
В том же году Х. М. Муштари представил кандидатскую диссертацию на тему "О катании вращающегося тяжелого твердого тела по неподвижной горизонтальной плоскости". Распределительная комиссия предложила молодому кандидату физико-математических наук остаться в Москве. Однако он решил вернуться в Казань.
"Первой научной работой Муштари был учебник по татарской алгебре", -пишет Ж.Тарджеманов. Х.М.Муштари также опубликовал работы по теории упругости и теории прочности фюзеляжей и крыльев самолетов в журнале "Новая школа".
В 1930-х годах Хамид Музафарович занимался теорией упругости. Его работы по этой теме привели к изучению кручения тонкостенных цилиндрических оболочек.
В 1933-1934 годах он и его американский коллега Л. Доннелл независимо друг от друга пришли к экспериментальному значению критической нагрузки, основываясь на числе образующихся волн при потере устойчивости. Полученная формула приближения "Муштари-Доннелл" имеет большое фундаментальное и практическое значение в теории упругих оболочек и до сих пор остается актуальной. В книге М. Ильгамова указывается, что как внутренняя логика развития науки, так и экспериментальное исследование вопроса привели к этому результату. На юбилейной сессии Центрального аэрогидродинамического института в Москве в середине 1930-х годов Хамид Муштари представил свой доклад о разработанной им формуле для решения данного вопроса. Два года спустя, он успешно защитил свою докторскую диссертацию "Некоторые обобщения теории тонких оболочек и их применение в задачах устойчивости". «Удивительно, как простые математические методы могут решать самые сложные технические задачи», восхищался академик Чаплыгин.
После окончания Великой Отечественной войны Х. М. Муштари начал свою научную деятельность в Казанском физико-техническом институте (КФТИ). Результатом его долгих исследований стала монография «Нелинейная теория упругих оболочек», написанная в Казани в 1957 совместно с К. 3. Галимовым, сейчас переведенная на другие языки мира.
В 1950–1953 годах в казанском Физико-техническом институте АН СССР были выполнены исследования по техническому заданию фирмы Сергея Павловича Королева. Результаты издали в виде закрытых «Трудов Физико-технического института КФ АН СССР» в 1954-м. В конце 1950-х годов эти «Труды…» были рассекречены и стали доступны специалистам. Статьи, помещенные в них, являлись во многом пионерскими как по постановке, так и по полученным результатам. В нашей лаборатории часто вспоминали, что Королев когда-то предложил Муштари переехать в подмосковный Калининград и работать в его фирме. Но он от этого предложения отказался.
Хамид Музафарович Муштари, возглавляющий институт, активно участвовал в создании самого крупного в то время космического телескопа для известной Пулковской обсерватории в Санкт-Петербурге. Под его руководством и непосредственным участием проводились все расчетные работы, связанные с прочностью. Кроме того, его экспертное мнение было востребовано при проектировании сферического здания Казанского цирка, а также он консультировал ведущих сотрудников отдела конструкторского бюро, которое возглавлял генеральный академик В.П. Макеев.
В течение 1970-х годов в КФТИ функционировало больше 300 научных сотрудников, работавших в самом современном научном оборудовании. Каждый отдел института был практически автономным научным центром. В составе института присутствовала криогенная лаборатория, специализирующаяся на сверхнизких температурах. Благодаря усилиям Х. М. Муштари был создан электронно-вычислительный центр, а также открыта лаборатория квантовой акустики.
Научные исследования Х. М. Муштари были высоко оценены как в России, так и за рубежом. Выдающийся китайский ученый Цянь Сюе Сень в 1957 году пригласил Хамида Музафаровича посетить Пекин. В своих мемуарах М. Ильгамов писал, что Цянь Сюе Сень был для Китая таким же великим ученым, какими для нас были Курчатов, Королев и Келдыш. Именно при его руководстве в 1950-е годы проводились исследования по созданию ядерного и ракетного оружия народной республики Китай. Несмотря на это, он нашел время, чтобы написать положительный отзыв о книге "Нелинейная теория упругости тонких оболочек", написанной Х. М. Муштари и К. 3. Галимовым.
Будучи уже известным ученым, педагогом и организатором науки, Х. М. Муштари многие годы возглавлял секцию теории оболочек Научного совета АН СССР по проблеме «Научные основы прочности и пластичности» и был членом Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике.
Заслуги Х. М. Муштари в научной, научно-организационной и педагогической деятельности были отмечены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета»; почетными грамотами Президиума АН СССР и Президиума Верховного Совета ТАССР. Х. М. Муштари неоднократно избирался народным депутатом Казанского городского Совета. Близкие Хамида Музафаровича и его ученики отмечали главную свойственную ему черту - большую ответственность перед самим собой. Он никогда не думал, что может дать ему наука, а думал только о том, что сможет он сам дать науке. В науке он выбирал то направление, которое необходимо в данный момент для экономики страны, интуитивно определяя его перспективную и практическую значимость.
Опрос директоров ВУЗов и руководителей музеев высших учебных заведений по вопросу:
«Хамид Муштари - педагог и наставник или ученый - физик?»
1. Рафаэль Миргасимович В., заместитель директора Института международных отношений КФУ: «Муштари и педагог-наставник и ученый»
2. Денис Михайлович С., куратор историко-мемориальных экспозиций:
«Муштари и педагог-наставник и ученый. Он работал в нескольких ВУЗах. Сделал много фундаментальных научных работ»
3. Эльвира Зиннуровна Г., директор музея истории КГАСУ:
«Муштари больше педагог-наставник».
Всем принявшим участие в опросе мы выражаем огромную благодарность и глубокую признательность за оказанную помощь при проведении данного исследования; в написании исследовательской работы.
Заключение.
В результате проделанной исследовательской работы были достигнуты все поставленные задачи:
1. Собрали, изучили и систематизировали материал о Хамиде Музафаровиче Муштари, воспользовавшись различными источниками информации;
2.Провели исследование педагогической деятельности Муштари;
3. Провели исследование научной деятельности Хамида Муштари;
4. Провели опрос среди директоров и руководителей музеев высших учебных заведений по вопросу: «Хамид Муштари - педагог и наставник или ученый - физик?»;
5. Проанализировали результаты исследований
Выводы.
Было проведено исследование, которое установило, что Хамид Муштари и педагог-наставник и ученый-физик.
Хамид Музафарович Муштари оказал огромное влияние на научное сообщество, оставив свой след в различных областях науки. Его научные работы исследовали множество вопросов, связанных с прочностью и пластичностью материалов, теорией оболочек, теорией упругости и деформаций, а также различными вопросами механики. Многие его идеи и методы были востребованы и применены как в научном исследовании, так и в инженерной практике. Однако важнейшей сферой деятельности Х. М. Муштари была его педагогическая работа. Он был известным и уважаемым преподавателем, который обладал уникальной способностью объяснить сложные научные понятия и методы простым и понятным языком. Многие его ученики и коллеги отмечали его талант преподавателя и его способность вдохновлять и мотивировать своих учеников на саморазвитие и научные исследования. Через своих учеников и последователей Х. М. Муштари продолжает жить и вносить вклад в развитие науки. Они не только продолжают его научные исследования и разработки, но и передают его опыт и знания новым поколениям ученых и инженеров. Благодаря этому, его наследия остаются актуальными и в наши дни. По мнению Раиса РТ, Рустама Нургалиевича Минниханова, разработки наших ученых не должны оставаться в лабораториях.
Таким образом, ранее выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в проведенном исследовании. С результатами данного исследования можно ознакомить педагогов, и школьников во время проведения классных часов, внеклассных мероприятий, с целью популяризации знаний о знаменитых земляках.
И хотелось бы закончить свою исследовательскую работу словами великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина - "Следовать за мнениями великого человека есть наука самая занимательная".
Список использованной литературы:
Профессор Х. М. Муштари. Ильгамов М.А. М., 2001
Ученые. Тарджеманов Дж. – Казань, 1947. – С. 11
Первый состав Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике. Составители А. Н. Богданов, Г. К. Михайлов / под редакцией д-ра физ.-мат. наук Г. К. Михайлова. — Москва: «КДУ», «Университетская книга», 2018. — 70 с
Нелинейная теория оболочек. Х.М.Муштари. М.: Наука, 1990. С. 5 -17.
Короткометражный документальный фильм "Хамид Муштари", выпущенный в 2002 году Институтом татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан.