Введение
Давайте жить дружно – такая простая, всем знакомая фраза, а сколько важного и нужного она в себе несёт.
Я уверена, что каждый из нас сталкивался с конфликтной ситуацией, наблюдая за ними или являясь их участниками. Я думаю, что каждый видел ссоры в общественном транспорте или в очереди, наблюдал ненормальное, вызывающее поведение подростков, слышал о таком понятием как буллинг или о том, что кто-то издевается над беззащитными животными. Перечислять такие ситуации можно и дальше, но у меня возникает вопрос, почему одни демонстрируют такое поведение, другие позволяют такое отношение к себе, а третьи, наблюдая за тем, что происходит, просто проходят мимо. Так же я надеюсь, что каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над тем, как сделать мир вокруг себя добрее. Отсюда у меня возник вопрос, что лично я могу сделать для того, чтобы изменить мир к лучшему? И то, что один человек не сможет разом решить все проблемы, совершенно не значит, что не стоит и пытаться. Как говорили великие люди: «Каждый думает изменить мир, но никто не думает изменить себя» (Лев Толстой) и «Ты сам должен изменить в себе то, что хочешь увидеть в изменившемся мире» (Махатма Ганди). Поэтому я захотела разобраться, что лично я могу изменить, чтобы конфликтных ситуаций стало меньше, как развитие эмоционального интеллекта может способствовать решению спорных вопросов.
В ходе работы я хочу проверить две гипотезы:
Развитие эмоционального интеллекта способствует гармоничному развитию личности;
Развитие эмоционального интеллекта способствует минимизации межличностных конфликтов.
Цель моей работы – выявить взаимосвязь между развитием эмоционального интеллекта и склонностью к проявлению деструктивного поведения, протестировать эффективность методов и упражнений по развитию эмоционального интеллекта.
Задачи, которые мне необходимо решить для достижения поставленной цели:
Изучить литературу и узнать, что такое деструктивное поведение, причины возникновения, пути решения, профилактика;
Изучить литературу и узнать, что такое эмоциональный интеллект;
Изучить способы и методы развития эмоционального интеллекта;
Разработать собственную методику развития эмоционального интеллекта для детей младшего школьного возраста;
Собрать экспериментальную группу, выявить уровень развития эмоционального интеллекта в данной группе и проверить эффективность выбранных мной методов;
Разработать рекомендации для своих друзей и одноклассников по развитию эмоционального интеллекта.
Объект моих наблюдений – взаимоотношения, поведение и поступки людей. Предмет - эмоции детей младшего школьного возраста.
Методы, которые я буду использовать в соей работе:
Наблюдение;
Тестирование;
Интервьюирование;
Измерение;
Сравнение.
Актуальность выбранной темы я вижу во многих областях. Среди них хочу выделить три направления:
Развитие эмоционального интеллекта способствует гармоничному развитию личности ведь зная, что происходит с тобой, понимая себя, выражая свои эмоции снижется тревожность, напряженность;
Понимая, что испытывают окружающие, становится проще общаться, снижается количество споров и конфликтов, деструктивных поступков;
Если столкновения интересов избежать не удалось, то разрешить их можно конструктивно, учитывая мнения всех его участников.
Сейчас всё больше людей стремятся придерживаться здорового образ жизни – соблюдают правильное питания, занимаются спортом, то есть заботятся о своём физическом здоровье, но и наше психологическое здоровье нуждается в таком же внимании и заботе. Предварительный опрос показал, что даже взрослые затрудняются назвать хотя бы 10 эмоций, поэтому я считаю важным познакомить с эмоциями, способами их выражения и проживания детей младшего школьного возраста.
Глава 1. Деструктивное поведение
Из литературы я узнала, что деструктивное поведение – это проявление внутренней деятельности человека практическим или вербальным способом, итогом которого является разрушение чего-либо.
Феномен деструктивного поведения актуален и постоянно изучается, поэтому определений множество, и эти определения насыщены сложными терминами, но то, что это поведение приносит вред себе, окружающим людям, природе, животным, неодушевлённым предметам и т.д., очевидно. То есть объектами такого поведения чаще всего являются:
отношения и коммуникации между людьми – это могут быть ссоры и конфликты, а может быть и оскорбление, буллинг и причинение физического вреда;
собственное эмоциональное и физическое состояние – напряженность, тревожность, непонимание себя и своих чувств и эмоций, низкая самооценка;
предметы материального мира, животные – вандализм, живодёрство и т.д.
То есть, деструктивное поведение направлено на коммуникации между людьми, взаимоотношения, материальные предметы, собственное физическое или эмоциональное состояние
Как и толкований данного термина множество, так и причин деструктивного поведения множество. Условно их можно разделить на две группы: внешние причины (факторы природной и социальной среды) и персональные (биологические и психологические). Но для изучения в своей работе я выбрала одну из них – эмоциональное состояние. Проще говоря, когда эмоциональное состояние человека не в порядке, подвергается опасности, то человек совершает нерациональные поступки.
Хочу обратить внимание, что решение уже возникших случаев не может входить в мои компетенции, и в данной работе не рассматриваются пути решения. Каждый такой случай должен рассматриваться индивидуально родителями, педагогами, специалистам. Я рассмотрю меры профилактики данного поведения.
Вряд ли мы сможем искоренить подобное поведение, но я хочу разобраться, что можно сделать, чтобы случаи деструктивного поведения свести к минимуму, а последствия не приносили существенного вреда.
Глава 2. Эмоции
Не зависимо от нашего желания, каждый день и каждую минуту мы испытываем какую-то эмоцию. Эмоции играют важную роль в нашей жизни, они влияют на наше поведение, даже если мы не осознаём это. Поэтому я выбрала для своей работы изучение эмоционального аспекта как одну из причин деструктивного поведения. То, что мы чувствуем, влияет на то, о чём мы думаем, и на то, что мы делаем.
Думаю, не ошибусь, если предположу, что именно негативные эмоции являются движущей силой плохого поведения, но для начала необходимо получить полную картину, что же такое эмоции и для чего они нужны человеку.
В древние времена, ещё до формирования разума, появления вербального общения, эмоции были ключевым фактором, который помогал выживать, адаптироваться к окружающей среде, находить общий язык с сородичами. В наше время появилось целое направление изучение эмоций – эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это способность человека осознавать свои и чужие эмоции, умение с ними поладить, понять, о чём они сигнализируют.
Из литературы я узнала, что существует около 300 эмоций, чувств и состояний. В приложении я собрала далеко не полный их список, но он поможет расширить «эмоциональный словарь» (Приложение 2), который поможет более точно понимать и осознавать, что происходит и человеком, с окружающими. Ведь любая эмоция – это сигнал, который необходимо услышать. Поэтому все эмоции важны и нужны. И чем лучше мы будем понимать эти сигналы, тем быстрее все наши эмоции станут нашими помощниками.
Весь спектр эмоций – это набор с цветными карандашами, мы не можем выкинуть какой то цвет, ведь, если уберём, например, голубой, то не сможем нарисовать небо, озеро, море, если уберём красный, то не будет на нашей картине ярких маков, без черного мы не нарисуем камни, глазки животным и многое другое. Поэтому хочу подчеркнуть, что нет «хороших» или «плохих» эмоций. Каждая эмоция важна и нужна, главное, понимать, что это такое и зачем она нужна.
Эмоция – это «конвертик», в котором мы получаем послание о чём-то важном и нужном для нас. И если мы не научимся проживать эту эмоцию и понимать её причины, то эти «письма» будут приходить к нам снова и снова с пометками на конверте «Нет! Ты меня не поняла!». А ведь далеко не все задумываются в причинах своего деструктивного поведения. Проще накричать, сломать, поплакать или подавить эту эмоцию и т.д., чем разобраться, что хочет нам сказать та или иная эмоция. Например, в процессе беседы с одной женщиной мы выяснили, что она злится, когда голодна, то есть она много и увлеченно работает и пропускает приёмы пищи, злостью организм пытается сказать ей, что ему необходима еда. Вот такую интересную взаимосвязь мы обнаружили. Теперь, испытывая злость, она первым делом вспоминает, когда последний раз ела, а не ругается и раздражается.
Как я уже сказала, эмоций множество, но в данной работе я хочу разобрать пять основных: страх, радость, грусть, гнев, интерес.
Страх/испуг возникает перед наступающим бедствием, он оберегает нас от опасности.
Радость/счастье – это чувство удовлетворения, удовольствия, ощущение, что всё получается, готовность делать приятные вещи для других.
Грусть/печаль возникает, когда человек что-то потерял или у него что-то не получается. Грусть помогает понять, чему ещё нужно научиться.
Гнев/злость возникает, когда мы чувствуем несправедливость и желаем её устранить. Иногда гнев несёт разрушения, но в то же время он помогает нам защитить себя, не дать себя в обиду, показать другим, что происходящее нам не нравится, помогает отстаивать наши интересы и желания, нашу собственность, нашу территорию. Важно подружиться с этой эмоцией и сделать её своей помощницей.
Интерес/удивление – это желание узнать что-то новое. Интерес помогает проживать жизнь как увлекательное приключение, идти вперёд и не останавливаться.
Итак, не стоит забывать, что нет плохих эмоций, все эмоции нам нужны и несут определённую информацию, которую нам необходимо научиться понимать.
Глава 3. Программа развития эмоционального интеллекта
В различных источниках я встретила много упражнений и подходов к изучению и развитию эмоционального интеллекта. Мне необходимо было всё это систематизировать, поэтому для проверки своих гипотез я разработала программу работы, создала экспериментальную группу, с которой проводила занятия на протяжении трёх месяцев. Иногда нам удавалось заниматься три-четыре раза в неделю, иногда два. В экспериментальную группу вошли 16 человек 8-9 лет.
Программа включает в себя:
Определение начального уровня развития эмоционального интеллекта, эмоционального состояния, выявление проблемных вопросов. Для решения этого вопроса я использовала такие методы, как тестирование, интервьюирование, наблюдение, использовала диагностические карточки. Итогом этого этапа явились заполненные таблицы оценки результатов, которые я проанализировала для выявления сильных и слабых сторон.
После определения начальных показателей участников экспериментальной группы мы начали постепенное знакомство с эмоциями. Изучали каждую эмоцию отдельно, выясняли причины её возникновения, вместе составляли методы работы с ней.
Выполняли упражнения и игры на взаимодействие.
В завершении мы повторили тестирования и упражнения из первого пункта для того, чтобы сравнить результаты и оценить изменения, которые произошли с участниками экспериментальной группы в области развития эмоционального интеллекта.
Определение начального уровня развития эмоционального интеллекта
Для первоначальной диагностики уровня развития эмоционального интеллекта, опираясь на методики Татьяны Трясоруковой (Эмоциональный интеллект. Развитие базовых эмоций. Рабочая тетрадь), методику «сюжетны картинки», «эмоциональное состояние» и опросник «Специальная осведомлённость: эмоции и чувства» Елены Изотовой, я составила диагностическую карту (Приложение 3).
«Пиктограммы». Цель: оценить способность дифференцировать и вербализировать эмоции. Оценка проводится при помощи пиктограмм изображений.
Назови эмоции мальчика на каждой картинке (радость/счастье, гнев/злость, удивление/интерес, грусть/печаль, страх/испуг). Проведи соединительную линию от пиктограммы к изображению со сходной эмоцией.
«Собачки». Цель: оценить умение дифференцировать и вербализировать эмоции, опираясь на образы животных.
Прослушай ситуации и соотнеси с образом животного и объясни свой выбор (проставь соответствующие номера в квадраты):
Потеряла хозяина
Получила вкусное угощение
Защищает своего хозяина
Отдыхает после сытного обеда.
Объясни свой выбор.
«Маша и Миша». Цель: оценить наличие социально личностной чуткости, умение поддерживать доброжелательные отношения с другими детьми.
Ответь на вопросы:
Любишь ли ты участвовать в соревнованиях?
Что ты чувствуешь, если выиграл/проиграл в соревновании?
Ты радуешься или огорчаешься победе своих друзей в соревнованиях?
Как ты считаешь, какие слова можно сказать человеку, если он честно победил в соревновании?
Как ты считаешь, какие слова можно сказать человеку, если он огорчился от проигрыша в соревновании?
Знаешь ли ты, что обозначают понятия доброта, отзывчивость, равнодушие, сочувствие, сопереживание, уважение?
«Какое у тебя настроение». Цель: оценить умение устанавливать взаимосвязь между эмоциями и образами.
Ответь на вопросы:
Какое у тебя настроение?
Что ты чувствуешь и почему?
Рассмотри и раскрась картинку, отвечающую твоему настроению сейчас. Объясни свой выбор.
«Давай дружить». Цель: оценить наличие социальных (готовность к социальному взаимодействию, сотрудничеству, наличие «организаторского опыта», знание коллективных игр и их правил и т.д.) и личностных компетенций.
Ответь на вопросы:
Знаешь ли ты правила игры в прятки? Расскажи их.
Какие игры по правилам ты ещё знаешь?
Дети не могут договориться, кто первый начинает прятаться, а кто искать. Дай совет детям, как им разрешить спор.
Рассмотри картинки. Раскрась рядом квадрат зелёным цветом, если дети на картинке проявляют доброжелательное отношение друг к другу. Объясни свой выбор
Задания этого теста достаточно простые, поэтому особое внимание я уделила именно эмоциональному словарю – словарному запасу ребёнка, умению правильно и точно передавать свои или чужие эмоции, чувства, отношение, состояние.
Более глубокие вопросы содержит опросник Е. Изотовой, цель которого – так же выявить уровень эмпатийных тенденций.
Для проверки моей гипотезы о том, что развитие эмоционального интеллекта способствует минимизации межличностных конфликтов, я провела тестирование для выявления склонности к деструктивному поведению – «особенности поведения исследуемого ребёнка» (Приложение 4). Далее я сопоставила данные, полученные от тестирования на выявление степени развития эмоционального интеллекта и данные тестирования на выявление признаков деструктивного поведения. Данные представлены в таблице 1 и в Приложении 6.
Таблица 1.
степень развития ЭИ |
к-во чел |
к-во чел |
степень склонности к ДП |
высокая |
3 |
3 |
низкая |
средняя |
5 |
10 |
средняя |
низкая |
8 |
3 |
высокая |
Для участников, которые имеют высокий показать развития эмоционального интеллекта и низкий уровень деструктивного поведения наша работа будет носить превентивный характер, для остальных – развивающий.
Эти результаты и стали отправной точкой для выявления эффективности упражнений, методов и игр на развитие эмоционального интеллекта.
Знакомство с эмоциями
В данной работе я приведу упражнения для базовых пяти эмоций, которые рассматриваю в работе, но на практике можно применять аналогичные методы работы с любой другой эмоцией (Приложение 8).
Радость/счастье. Мы испытываем эту эмоцию, когда вспоминаем приятные события или находимся в любимом месте, когда нас окружают близкие люди. Чаще всего мне встречалась методика рисования. Когда мы рисуем портрет эмоции, мы учимся смотреть на неё со стороны, понимать причину возникновения, учимся управлять эмоцией. Мы можем украсить, дорисовать, стереть, вычеркнуть, перерисовать, поэтому мы рисовали портрет каждой эмоции, с которой мы знакомились, первым мы нарисовали портрет радости. Далее мы собирали коробку радости – в небольшую коробку складывали предметы, которые напоминали о радостных событиях. В последствии эта коробка может служить помощником, когда человек испытывает грусть, гнев, может быть она сможет помочь стравиться с волнением, страхом, тревогой и другими эмоциями. Составили веер радости, то есть каждый записали те способы, которые поднимают настроение. Обсуждали их. Выявляли, какие способы встречаются чаще всего, а какие индивидуальны, тем самым расширили спектр возможных способов испытать радость.
Грусть/печаль. Мы нарисовали портрет грусти. Собрали коробку грусти, чем учились называть эту эмоцию, ведь, если знаешь, то можешь повлиять, изменить, отделить эту эмоцию от себя. учились преображать эту эмоцию, ведь грусть может быть полезной, когда грустно, можно помечтать, возможно, что то сочинить, придумать что-то новое, почитать книгу и т.д., то есть можно сказать, что грусть – это толчок для дальнейшего развития.
Удивление/интерес. Благодаря этой эмоции у нас появляется желание узнать что-то новое. Мы так же рисовали портрет удивления. Удивление может помочь нам обрести новое увлечение, расширить круг своих интересов. Удивление – это короткая эмоция, которая быстро переходит в другие, например, интерес, увлечение и т.д., или в другом направлении, отвращение, испуг, гнев. Мы вспоминали события, которые нас удивили и анализировали, чем это закончилось – увлечением или всё-таки результат нам не понравился.
Страх/испуг. Все чего-то боятся. Чтобы проще было преодолеть свой страх, его нужно знать в лицо, поэтому мы рисовали портрет страха. Найти и обозначить свои страхи очень важно, ведь страхи могут быть и скрытыми. Страх, как светофор: красный страх защищает, жёлтый страх предупреждает, даёт право выбора, в разных ситуациях он может быть полезным или вредным, зелёный страх мешают и ограничивают, это те страхи, которые мы придумали. Мы составляли светофор страха – составляли перечень событий и ситуаций для каждого цвета нашего светофора. Составляли список методов снижения страхов.
Гнев/злость. Очень полезно знать, что тебя злит, поэтому мы рисовали портрет гнева. Нам очень понравилось сравнение, что гнев похож на огонь: он может согреть, как костёр, а может перерасти в пожар, тогда вокруг всё сгорит, поэтому, чтобы управлять гневом нужно понимать, когда он помогает, а когда разрушает. Мы вспоминали ситуации, когда гнев помог, и ситуации, когда гнев принёс неприятности. Придумывали способы развития самоконтроля, обсуждали их, ведь нет единого решения, кому то помогает рисование, а кто-то в состоянии гнева нарисует некрасиво и разозлится ещё больше. Мы обсудили предложенные всеми способы и составили волшебный кубик, каждая грань которого предлагала нам способ, как улучшить своё состояние.
Это далеко не всё, чем мы занимались для знакомства с эмоциями, и разбирали мы не только эти пять эмоций, но в своей работе я ограничусь данными методами и эмоциями.
Техники для развития эмоционального интеллекта
Познакомившись со своими эмоциями, очень интересно узнать, а что вызывает подобные эмоции у других. В предыдущей части мы уже начали знакомство с эмоциями друг друга, но здесь я хочу предложить упражнения на развитие эмпатии и эксперимент, как дружественные, доброжелательные отношения помогают в решении спорных вопросов.
Я натолкнулась на этот эксперимент в книге Дэниела Шапиро, там он назывался «Клан», но так, как он проводил его со взрослыми, то я его упростила и адаптировала для детей младшего школьного возраста и назвала его «Город».
Цель: научиться взаимодействовать с членами команды, находить решения спорных вопросов путем ведения переговоров. Итак, я разделила 15 участников на 5 команд по 3 человек. Каждая команда получила список одинаковых вопросов (Приложение 5), на которые она должны были через 30 минут предоставить ответы, но главным условием было то, что они должны были договориться, принимать решение путём голосования было нельзя. Ребята много спорили, временами ссорились, каждый отстаивал свою точку зрения. По прошествии 30 минут данный этап эксперимента подошёл к концу. Мне важно было оценить, как развитие эмпатии влияет на решение спорных вопросов, поэтому ко второму этапу моего эксперимента я приступила на другой день и только с частью команд. Во второй день каждая команда презентовала свой город, но тут случилось неожиданное – появился монстр, который угрожал уничтожить все города, если участники не переселятся в один город из городов, командам нужно было решить, какой город останется. На это задание я отвела 10 минут. Подводя итоги, хочу сказать, что 10 минут не хватило, чтобы договориться, в какой город все переселятся, таким образом потеряли все три города. Забегая вперёд, отмечу, что в конце наших занятий я провела второй этап моего эксперимента с оставшимися командами. Хочу отметить, что споров было гораздо меньше, обсуждения велись в конструктивном ключе, и договорённости были достигнуты, что подтверждает, что доброжелательные, эмпатичные отношения снижают количество конфликтных ситуаций.
У нас было много занятий, игр. Здесь я хочу описать мои любимые упражнения.
Одно из них - «поводырь».
Цель: развить доверие, научиться видеть мир глазами других. Участники были разбиты на пары. Одному из них завязывали глаза и отправлялись на прогулку, второй участник вёл своего напарника по произвольному маршруту, подробно описывая всё, что видит вокруг, как он это чувствует и что думает о том или оном объекте. Потом участники менялись ролями. Это упражнение способствует развитию доверия, расширяет эмоциональный словарь, позволяет посмотреть на привычные объекты с иной точки зрения. Удивительным открытием стало то, что один и тот же предмет у разных людей может вызывать разные эмоции. Очень интересно было наблюдать за взрослыми, которые тоже выполняли это упражнение, в мою экспериментальную группу они не входили, но очень часто принимали участие в наших играх и обсуждениях.
Упражнение – «путешествие».
Цель: научиться рассматривать событие или ситуацию с разных сторон. Необходимо построить/нарисовать железную дорогу и станции эмоций – для начала 5, при желании их количество можно увеличить. Выбрать одно событие – паровозик, который будет останавливаться на каждой станции. Например, необходимость сдать кровь для анализов, которое однозначно с первого взгляда вызывает страх. Паровозик отправляется в путь и первая станция - станция гнева. Здесь появляется злость на ситуацию, что мы не можем на неё повлиять, на родителей, то они не слышат наши доводы, если переместиться на станцию интереса и посмотреть с неё, то начинает просыпаться интерес, а что же всё-таки происходит с моим организмом, какие будут результаты моего обследования, на станции грусти можно увидеть время ожидания в очереди или в это время можно было бы поиграть во дворе, а на станции радости открываются самые интересные перспективы: во-первых у мам можно попросить что-нибудь вкусненькое за проявленное терпение, что это необходимо для здоровья, а когда человек здоров, то жизнь прекрасна и удивительна. Мы рассматривали различные жизненные ситуации с разных сторон и убедились, что на одно и то же событие можно реагировать по-разному.
Мы составляли эмоциональную карту человека – писали примеры для эмоций, устанавливали причинно-следственные связи между событиями и эмоциями. Например, я злюсь, когда, я радуюсь, когда и т.д. и наоборот, когда идёт дождь, мне.
Составляли дерево достижений. Обсуждали по очереди каждого участника группы, отмечали его достижения и сильны стороны. Такое упражнение помимо развития эмпатии помогает ребёнку повысить свою самооценку поверить в свои силы.
Так же мы смотрели фильмы, обучающие ролики, обсуждали героев и их чувства. Мы играли в игры, где было необходимо моделировать ситуации и рассматривать различные стратегии поведения, мы писали благодарности, мы выполняли много упражнений, какие-то мы повторяли, какие-то выполняли один раз, но результат от проделанной нами работы нас всех очень порадовал (Приложение 7).
Финальное тестирование, сравнение результатов, выявление изменений
Для оценки эффективности нашей работы я повторила первоначальное тестирование (никто из участников экспериментальной группы не знал своих результатов первоначального тестирования). Результаты представлены в таблице 2 и в Приложении 6.
Таблица 2.
степень развития ЭИ |
к-во чел |
к-во чел |
степень склонности к ДП |
высокая |
9 |
8 |
низкая |
средняя |
7 |
8 |
средняя |
низкая |
0 |
0 |
высокая |
На начальном этапе низкий уровень развития эмоционального интеллекта был у 8 участников, при финальном тестировании количество в этой категории стало 0. Так же были отмечены существенные улучшения в области деструктивного поведения, если при первом тестировании высокой степенью деструкции обладали 3 участника, то за время нашей работы и этот показатель стал нулевым.
Это сравнительный анализ, на которой я делала основной упор, но помимо него есть множество и других улучшений.
Мои личные достижения: я стала спокойнее, у меня снизился уровень тревоги и напряжения, я перестала грызть ногти и наконец-то отрастила их, у меня прошли головные боли, которые преследовали меня два года при том, что все обследования, которые я прошла за это врем, не показывали никаких отклонений.
Достижения участников: так получилось, что у всех участников нашей группы есть братья и сёстры, так вот мамы отметили, что отношения между ними улучшились. Во-первых, мы это оценивали по увеличившемуся времени совместных игр, а во-вторых, вопросы из теста на степень деструктивного поведения я из любопытства задавала не только мамам испытуемых, но и их братьям и сёстрам, чтобы узнать, что они думают друг о друге. Конечные показатели улучшились по сравнению с первоначальными.
Можно утверждать, что это время мы провели с пользой для всех нас. Мы научились распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, научились взаимодействовать, подготовили различные методы поведения в стрессовых ситуациях, снижения гнева, мы много общались, играли и очень мало времени проводили с гаджетами.
Заключение
В результате проделанной мной работы я подтвердила свои гипотезы о том, что развитие эмоционального интеллекта способствует гармоничному развитию личности, и о том, что развитие эмоционального интеллекта способствует минимизации межличностных конфликтов.
Задачи, которые я ставила, выполнены. Цель моей работы достигнута. Я изучила литературу, узнала, что такое деструктивное поведение и эмоциональный интеллект. В ходе работы с экспериментальной группой я определила взаимосвязь между степенью развитием эмоционального интеллекта и склонностью к проявлению деструктивного поведения. Разработала программу по развитию эмоционального интеллекта и подтвердила эффективность методов и упражнений.
Я подтвердила актуальность своей работы. На начальном этапе большинство участников экспериментальной группы слабо владели эмоциональным словарём, не умели определять свои эмоции, эмоции других, некоторые имели высокую склонность к проявлению деструктивного поведения, были сложности в нахождении компромиссного решения. К концу работы все участники расширили свой эмоциональный словарь, научились распознавать свои эмоции, работать с ними, находить причину эмоции, снизилось количество споров в коллективе, у большинства снизились тревожность и напряжение, снизилось время нахождения компромиссных решений, к концу занятий высокой степень склонности к деструктивному поведению не осталось ни у кого.
Результатом моей работы стали рекомендации, которые я оформила в буклет (Приложение 7). Учитывая, что в своей работе я ограничилась возрастной категорией младших школьников, то рекомендации я разбила на две группы: общие рекомендации для детей и родителей и список упражнений для развития эмоционального интеллекта, которые использовала в своей работе. С данными рекомендациями я ознакомила своих одноклассников и друзей, которые не принимали участие в моей экспериментальной группе.
Эта тема очень интересная, глубокая, нельзя в одной работе рассмотреть все грани этого вопроса, поэтому в перспективе я хочу продолжить изучать эмоциональный интеллект и взаимоотношения между людьми.
А вообще, я думаю, что если бы сильные мира сего занимались развитием эмоционального интеллекта, а в частности эмпатии, то мы бы с вами жили в гораздо лучшем мире. Поэтому давайте жить дружно! С собой, с окружающими, с природой.
Список используемых источников
Быкова Анна. Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы». – М.: Издательство «Э», 2018. – 128 с.
Выгон Анастасия. Как не стыдно?! Книга-игра по работе с эмоциями. – СПб.: Питер, 2023. – 40 с.
Изотова Елена. Когнитивные и поведенческие репрезентации эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психологические исследования. 2011.
Кривцова С., Нигметжанова Г. Искусство понимать ребёнка. 7 шагов к хорошей жизни. – М.: Альпина Паблишео, 2023. – 319 с.
Крылышкина Анна. Терапевтические сказки мамы Ани. – М.: ООО «Вариант», 2018. – 224 с.
Лукас Элизабет. Искусство уважения. Как помочь ребёнку найти свой путь. – М.: Никея, 2018 – 208 с.
Никифоров А.С. эмоции на 100%. Для тех, кто не любит врачей и лекарства. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с.
Потёмкина О., Потёмкина Е. Тесты для подростков. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – 320 с.
Романов Игорь. Не орите на меня!: 8 способов ухода от психологической агрессии. – М.: Эскимо, 2021. – 224 с.
Санд Илсе. Как разобраться в своих чувствах. – пер с дат. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 156 с.
Спилман Корнелия. Когда я завидую. Полезные сказки. – СПб.: Питер, 2023. – 24 с.
Спилман Корнелия. Когда я грущу. Полезные сказки. – СПб.: Питер, 2020. – 24 с.
Спилман Корнелия. Когда я тревожусь. Полезные сказки. – СПб.: Питер, 2020. – 24 с.
Спилман Корнелия. Когда я верю в себя. Полезные сказки. – СПб.: Питер, 2020. – 24 с.
Спилман Корнелия. Когда я скучаю. Полезные сказки. – СПб.: Питер, 2020. – 24 с.
Спилман Корнелия. Когда я злюсь. Полезные сказки. – СПб.: Питер, 2021. – 24 с.
Спилман Корнелия. Когда я боюсь. Полезные сказки. – СПб.: Питер, 2021. – 24 с.
Трясорукова Татьяна. Эмоциональный интеллект. Развитие базовых эмоций. Рабочая тетрадь. – РнД.: Феникс, 2024. – 32 с.
Трясорукова Татьяна. Диагностическая раскраска. Эмоциональный интеллект. Методическое пособие для педагогов и родителей. – РнД.: Феникс, 2023. – 16 с.
Хухлаев О., Хухлаева О. Волшебные капельки счастья: терапевтические сказки. – М.: Проспект, 2019. – 384 с.
Шапиро Дэниел. На эмоциях: Как улаживать самые болезненные конфликты в семье и на работе. Пер с англ. – М.: Альпина Паблишеор, 2018. – 452 с.
Шиманская Виктория. Где живут эмоции? Практические занятия для развития эмоционального интеллекта. – М.: Издательство «МИФ», 2021. – 104 с.
Шиманская В., Чканикова А. Детские страхи. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. – 192 с.
Приложения
Приложение 1
Результат проверки оригинальности работы
Комментарий: совпадение в части опросника «специальная осведомлённость: эмоции чувства» Елены Изотовой.
Приложение 2
Список эмоций и чувств
страх |
беспокойство |
встревоженность |
замешательство |
паника |
ужас |
дискомфорт |
замешательство |
замкнутость |
испуг |
нервозность |
недоверие |
неопределённость |
неуверенность |
настороженность |
отверженность |
опасение |
осторожность |
сдержанность |
смущение стеснительность |
суетливость |
тревога |
трусливость |
сомнение |
шок |
грусть |
апатия |
безразличие |
беспомощность |
депрессия |
отчаяние |
вина |
затруднение |
истощённость |
меланхолия |
мрачность |
неудобство |
обида |
озабоченность |
опустошённость |
одиночество |
печаль |
пассивность |
подавленность |
пессимизм |
потерянность |
разбитость |
расстроенность |
стыд |
сломленность |
скука |
тоска |
усталость |
угнетённость |
угрюмость |
хмурость |
злость |
агрессия |
брезгливость |
ярость |
бешенство |
гнев |
досада |
жестокость |
зависть |
мстительность |
недовольство |
ненависть |
нетерпеливость |
омерзение |
неудовлетворение |
осуждение |
отвращение |
безумие оскорбление |
презрение |
привередливость |
раздражение |
ревность |
резкость |
сердитость |
циничность |
язвительность |
радость |
блаженство |
бодрость |
взбудораженность |
восторг |
достоинство |
доверие |
удовольствие |
гордость |
интерес |
удивление |
любопытство |
миролюбивость |
непосредственность |
облегчение |
оживление |
оптимизм |
энергичность |
покой |
счастье |
умиротворение |
уверенность |
удовлетворение |
упоение |
любовь |
нежность |
сочувствие |
удача |
эйфория |
Приложение 3
«ПИКТОГРАММЫ»
Цель: оценить способность дифференцировать и вербализировать эмоции. Оценка проводится при помощи пиктограмм изображений.
Назови эмоции мальчика на каждой картинке (РАДОСТЬ, ГНЕВ, УДИВЛЕНИЕ, ГРУСТЬ, СТРАХ). Проведи соединительную линию от пиктограммы к изображению со сходной эмоцией.
«СОБАЧКИ»
Цель: оценить умение дифференцировать и вербализировать эмоции, опираясь на образы животных.
Прослушай ситуации и соотнеси с образом животного и объясни свой выбор (проставь соответствующие номера в квадраты):
Потеряла хозяина
Получила вкусное угощение
Защищает своего хозяина
Отдыхает после сытного обеда.
Объясни свой выбор.
«МАША И МИША»
Цель: оценить наличие социально личностной чуткости, умение поддерживать доброжелательные отношения с другими детьми.
Ответь на вопросы:
Любишь ли ты участвовать в соревнованиях?
Что ты чувствуешь, если выиграл/проиграл в соревновании?
Ты радуешься или огорчаешься победе своих друзей в соревнованиях?
Как ты считаешь, какие слова можно сказать человеку, если он честно победил в соревновании?
Как ты считаешь, какие слова можно сказать человеку, если он огорчился от проигрыша в соревновании?
Знаешь ли ты, что обозначают понятия доброта, отзывчивость, равнодушие, сочувствие, сопереживание, уважение?
«КАКОЕ У ТЕБЯ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: оценить умение устанавливать взаимосвязь между эмоциями и образами.
Ответь на вопросы:
Какое у тебя настроение?
Что ты чувствуешь и почему?
Рассмотри и раскрась картинку, отвечающую твоему настроению сейчас. Объясни свой выбор.
«ДАВАЙ ДРУЖИТЬ»
Цель: оценить наличие социальных (готовность к социальному взаимодействию, сотрудничеству, наличие «организаторского опыта», знание коллективных игр и их правил и т.д.) и личностных компетенций.
Ответь на вопросы:
Знаешь ли ты правила игры в прятки? Расскажи их.
Какие игры по правилам ты ещё знаешь?
Дети не могут договориться, кто первый начинает прятаться, а кто искать. Дай совет детям, как им разрешить спор.
Рассмотри картинки. Раскрась рядом квадрат зелёным цветом, если дети на картинке проявляют доброжелательное отношение друг к другу. Объясни свой выбор
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ»
Цель: определить эмоциональное состояние, определить доминирующие эмоции.
Определи цвет для каждой эмоции. Раскрась человечка цветами эмоций, которые ты испытываешь. Можно дополнить список своими эмоциями.
РАДОСТЬ
ГНЕВ
ПЕЧАЛЬ
УДИВЛЕНИЕ
СТРАХ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА» (ИЗОТОВА Е.И.)
Цель: выявить уровень эмпатийных тенденций.
На каждое утверждение выбрать вариант ответа: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда»
Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги о жизни людей.
Меня раздражает забота родителей.
Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
Раздражтельность и несправедливые упрёки больного надо терпеть.
Больному человеку можно помочь даже словом.
Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
Когда я слушаю грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачиваются слёзы.
Раздражённое состояние моих родителей влияет на моё настроение.
Я равнодушен к критике в мой адрес.
Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
Я всегда всё прощаю родителям, даже если они неправы.
Родители относятся к своим детям справедливо.
Видя ссорящихся, я вмешиваюсь.
Я не обращию внимание на плохое настроение своих родителей.
Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
Все люди необоснованно озлоблены.
Младшие по возрасту ходят за мной по пятам.
При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.
Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
Младшим нравится, кога я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
Если ребёнок плачет, на то есть свои причины.
Каждый ответ «не знаю» - 0 баллов, «нет, никогда» - 1 балл, «иногда» - 2 балла, «часто» - 3 балла, «почти всегда» - 4 балла, «да, всегда» - 5 баллов.
Расшифровка:
Выше 38 баллов – высокий уровень эмпатии
22-37 баллов – средний уровень эмпатии
Ниже 21 балла – низкий уровень эмпатии
ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИМЯ______________________
ДАТА_____________________
название задания |
изучаемое свойство эмоционального интеллекта |
уровень сформированности свойств эмоционального интеллекта |
||
высокий |
средний |
низкий |
||
«пиктограммы» |
способность дифференцировать эмоции при помощи пиктограмм и изображений |
|||
«собачки» |
способность дифференцировать эмоции через образы животных |
|||
«Миша и Маша» |
наличие социально-личностной чуткости |
|||
«какое у тебя настроение» |
способность устанавливать взаимосвязь между эмоциями и образами |
|||
«давай дружить» |
наличие социальных и личностных компетенций |
|||
«эмоциональное состояние» |
эмоциональное состояние |
|||
«специальная осведомлённость» |
уровень эмпатийных тенденций |
Приложение 4
Тест «Особенности поведения исследуемого ребёнка»
Для объективности результатов опрошены были родители.
На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет».
«Злой дух» временами вселяется в него
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен
Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же
Иногда ему без всякой причины хочется плакать
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки
Иногда он так настаивает на чём-либо, что окружающие теряют терпение
Он не прочь подразнить животных
Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним
Кажется, что у него иногда вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих
В ответ на обычные распоряжения стремится всё сделать наоборот
Часто не по возрасту ворчлив
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых
Легко ссорится, вступает в драку
Старается общаться с младшими и более слабыми
У него нередки периоды мрачной раздражительности
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится
Уверен, что любое задание выполнит лучше других
Подсчёт баллов: подсчитывается общее количеств утверждений «да».
Расшифровка:
15-19 баллов – высокая склонность к деструктивному поведению
7-14 баллов – средняя
1-6 баллов - низкая
Приложение 5
Эксперимент «Город»
Список вопросов:
Придумайте название города (сказочное, не существующее)
Нарисуйте герб одним цветом
Выберете президента, слугу и преступника
Придумайте три наказания для преступника
Придумайте три поручения для слуги
Кто может жить в вашем городе?
За что вы будете выгонять из города?
Определите один вид спорта
Какой сладости никогда не будет в вашем городе?
Какой эмоции никогда не будет в вашем городе?
Приложение 6
Результаты тестирования
степень развития ЭИ |
к-во чел |
к-во чел |
степень склонности к ДП |
высокая |
3 |
3 |
низкая |
средняя |
5 |
10 |
средняя |
низкая |
8 |
3 |
высокая |
степень развития ЭИ |
к-во чел |
к-во чел |
степень склонности к ДП |
высокая |
9 |
8 |
низкая |
средняя |
7 |
8 |
средняя |
низкая |
0 |
0 |
высокая |
Приложение 7
Рекомендации
Родителям:
Предоставляйте ребёнку возможность выражать все свои эмоции, озвучивать, что ему нравится и не нравится.
Не оставляйте деструктивные реакции ребёнка без внимания, давайте ребёнку понять, что вы небезразлично относитесь к ним.
Говоря о деструктивном поведении ребёнка, отмечайте конкретный поступок, а не оценивайте негативно личность ребёнка в целом, избегайте отрицательных оценок.
Создавайте игровые ситуации, когда ребёнок может отреагировать негативные эмоции, играйте вместе с ним.
Учитесь сами владеть собой и показывайте ребёнку варианты приемлемого выражения негативных эмоций.
Отмечайте позитивное поведение ребёнка, его успех и достижения.
Любите своих детей. Они у вас замечательные.
Детям:
Поддерживайте чистоту в своей комнате и порядок в личных вещах. Порядок в комнате – порядок в голове!
Занимайтесь спортом, чаще играйте в подвижные игры. Наши эмоции влияют на наше физическое состояние, например, когда мы испытываем страх, наши мышцы становятся напряжёнными, а регулярная физическая активность помогает выразить эмоции и сбросить накопившийся груз.
Найдите для себя занятие по душе. Хобби и творчество помогают зарядиться положительными эмоциями.
Чаще гуляйте на свежем воздухе. Это поможет отвлечься, после чего будет проще решить сложные вопросы.
Изучайте что-то новое, развивайтесь, читайте книги. Это поможет расширить ваш кругозор, поможет развить новые нейронные связи, увеличит ваши возможности.
Минимизируйте время использования гаджетов. Виртуальный мир крадёт ваше время.
Не стесняйтесь выражать свои эмоции, обращайтесь за помощью к своим родителям или взрослым, которым вы доверяете.
Рекомендуемые фильмы, книги, игры:
Анна Быкова. Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы».
Виктория Шиманская. Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта.
Наталия Иванова. 5 минут, которые изменят вашего ребёнка. Мотивационный дневник.
Анна Крылышкина. Терапевтические сказки мамы Ани.
Олег Хухлаев, Ольга Хухлаева. Волшебные капельки счастья: терапевтические сказки.
Мультипликационные фильмы «Головоломка», «Головоломка 2».
Добрые и поучительные мультфильмы: «Старушка и печенье», «Белый пёс и цапля» и др.
Игры: «Лас Кукарачас»
Упражнения: «Поводырь», «Башни».
Нет единой рекомендации для всех, как пережить печаль, гнев, страх, но предлагаю рассмотреть рекомендации и составить подобный индивидуальный список:
Спиннер: вырежи из бумаги круг, раздели его на секторы, в каждом из них напиши приятное дело. Например, почитать книгу, заняться спортом, обнять близкого человека, выпить какао, поговорить с другом, послушать музыку, нарисовать картину. Возьми обычный спиннер, приклей к нему стрелочку, когда тебе грустно, положи спиннер на середину круга, раскрути его, выполни то, на что покажет стрелочка.
Собери «аптечку от гнева». Составь список того, что может вывести тебя из равновесия. Возьми коробку, собери в неё то, что помогает тебе понять свой гнев и успокоиться. Например, блокнот для рисования, любимую игрушку, фотографию и другие приятные мелочи.
Составь свой список того, что поможет тебе отвлечься от неприятной или пугающей ситуации. Например, представь красивый пейзаж, послушай музыку, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, напиши, что ты чувствуешь или нарисуй свой страх или гнев, обсуди с близким человеком, сделай несколько физических упражнений, скажи себе: «я спокоен, я могу с этим справиться».
Разберись со своими страхами: составь светофор страхов. Страх бывает трёх цветов: красным, жёлтым и зелёным. Красный защищает, то есть не стоит бороться со страхом перебегать дорогу сквозь поток машин или входить в клетку со львами. Желтый – даёт право выбора, то есть те, которыми ты можешь управлять, то есть тебе страшно скатиться с горки или прыгнуть с трамплина, но рискнув, можно получить массу положительных эмоций. Зелёный – тот, который ты сам себе придумал. Например, бабайки или безобидные паучки.
Научись радоваться мелочам. Ежедневно отмечай, что хорошего с тобой произошло. Поверь, даже в обычном дне очень много хорошего. Научись радоваться за других. Каждый вечер составляй список благодарностей. Хотя бы по три про себя и три про друзей.
Верь в себя. Не пытайся сделать всё и сразу. Любую цель разбей на несколько этапов. Например, как торт, ты же не сможешь съесть его сразу целиком, а разрезав на кусочки со временем ты справишься.
Развивайся. Составь список интересов, что бы ты хотел узнать или освоить. Когда тебе грустно или нужно отвлечься от неприятных мыслей, то выбери что-нибудь из этого списка. Достижения могут быть различные, например, прочитать статью или книгу, научиться жонглировать, выучить приветствие на 10 иностранных языках.
Приложение 8
Практические занятия
Радость/счастье
Грусть/печаль
Удивление/интерес
Страх/испуг
Гнев/злость