Введение
23 января в нашем классе прошло очередное занятие "Разговоры о важном" на тему: "Кибербезопасность". Оно было направлено на формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств. Так мы впервые задумались о важности этой темы.
Действительно, мы живем в век информационной революции. Изобретение компьютера, интернета, смартфона навсегда изменило скорость подачи новостей. Теперь они могут облететь весть мир буквально за секунды. К тому же инструменты, с помощью которых можно писать, фотографировать, снимать видео и распространять их, доступны многим. Современный человек, в том числе ребенок, сталкивается с огромным потоком информации. Как в нем ориентироваться, как отличить хорошее от плохого и даже опасного? Каким источникам доверять? И что за люди занимаются профессиональной обработкой информации и созданием новостей? Поиск ответов на эти актуальные вопросы подтолкнул нас к созданию данного проекта.
Цель проекта: сформировать многостороннее понимание сути профессии и основ работы журналиста среди сверстников.
Задачи:
1. Изучить историю профессии.
2. Определить основные направления работы журналиста и его профессиональные качества.
3. Попробовать себя в журналистской работе.
Объект исследования: журналистика.
Предмет исследования: особенности профессии журналист.
В работе используются методы: анализ литературы, интервьюирование, анкетирование, эксперимент.
Таким образом, в нашем проекте собрана информация о возникновении и развитии профессии журналиста, в том числе в нашей стране, регионе и городе. Мы постарались подробно описать, в чем состоит работа современного журналиста, ее плюсы и минусы, выяснить качества человека этой профессии, помогающие в его деятельности, а также узнать некоторые секреты мастерства. В работе мы использовали письменные источники: словари, учебники, статьи. Мы также познакомились с работой редакции городской газеты «Орбита» и студии программы «ТелеОрбита», поговорили с корреспондентами, получили первые уроки мастерства.
Затем мы обобщили полученную информацию и подготовили небольшое выступление о профессии журналиста для одноклассников – учеников 2 А гимназии 231. Чтобы выяснить, как наши сверстники представляют журналистов, из каких источников получают информацию и что бы им еще было интересно, мы провели анкетирование.
Основываясь на полученных результатах и теоретической базе, мы создали канал нашего класса в Ютубе, где начали выкладывать ролики и сюжеты о жизни классного коллектива, мероприятиях, в которых он принимает участие, рассказывать об одноклассниках и их успехах в коротких выпусках новостей. Уже вышло три таких выпуска, размешено четыре творческих ролика. Наш канал, название которого мы также выбирали все вместе, за короткое время стал известен не только в нашем классе, но и во всей параллели. Пока снимать видео нам помогают родители, но в наших планах освоить монтаж и видеосъемку и перейти на самостоятельную работу.
Данный проект помог нам не только получить представление о работе журналиста, но и понять, что не все люди, которые что-то говорят и пишут в интернете, относятся к их числу. Профессионал отличается тем, что всегда берет ответственность за свои слова, проверяет факты и старается представить разные точки зрения, не навязывая собственных суждений. Таким образом, узнав суть работы журналиста, нам стало легче ориентироваться в информационном пространстве.
Глава. Профессия журналист.
1.1.История журналистики.
1.1.1. Журналистика за рубежом
Журналистика зародилась как только возникла необходимость быстро передавать информацию для больших групп людей. Люди собирались на площадях, чтобы обменяться последними новостями и поделиться своим мнением. Там происходило распространение информации, а значит, осуществлялось действие похожее на журналистику. Летописцы в храмах записывали происходящее, глашатаи распространяли новости и указы правителей.
В Древнем Риме при императоре Юлии Цезаре велись ежедневные сводки событий, которые назывались дневники, по латински «дюрнал» или ежедневник. Писцов, которые вели эти дневники, называли «дюрналист». Со временем эти слова превратились в привычные нам журнал и журналист.
С легкой руки французов слово "журналист" прижилось и теперь используется во многих странах мира. Оно означает профессионала, занимающегося сбором, обработкой и распространением новостей и информации различными способами. Журналист работает в средствах массовой информации, то есть продукт его работы должны прочесть, услышать или увидеть много людей. Развитие средств массовой информации, а значит и профессии журналиста напрямую связаны с техническим прогрессом. Мы уже поняли, что когда люди придумали письменность, они стали записывать новости, но пока от руки и, как правило, в единственном экземпляре. Тем более, что велись записи обычно на очень дорогих материалах – специально обработанной коже. Или на материалах, чтобы нанести на которые текст нужно было приложить немало усилий (глиняные таблички, береста). До одного из признаков СМИ – массовости – было еще далеко.
Изменило все великое изобретение китайцев – бумага. Китайцы начали массово ее делать в первом веке нашей эры. Но рецепт ее изготовления тщательно ото всех скрывали. Спустя еще несколько веков китайцы изобрели и первый печатный станок. Именно с его помощью начала выходить первая китайская газета под названием «Столичный вестник». В нем печатали указы императора и сообщали о важнейших событиях. В Китае нет привычного алфавита, как у нас, там пишут иероглифами. Для газету иероглифы вырезали на доске, затем покрывали их тушью и делали оттиски – то есть, как большие печати, ставили на бумагу. Такая технология, конечно, была не самой простой, но все-таки позволяла сделать сразу много экземпляров газеты.
В Европе рецепт изготовления бумаги, благодаря крестовым походам, стал известен только в 12 веке. Еще спустя три столетия немец Иоганн Гутенберг изобрёл первый печатный станок, который работал интересным способом: текст выкладывали из металлических букв — литер — на особой доске, затем литеры смазывали краской, а сверху клали лист влажной бумаги. Таким образом, буквы отпечатывались и оставались на странице. Так, стало возможно массово печатать книги (они стали дешевле, а значит доступнее) и газеты.
Кстати, первые газеты в современном понимании этого слова, все-таки были рукописными. Само слово «газета» происходит от итальянского, мелкая монета в Венеции 16 века, за которую покупались рукописные и печатные листки с новостями. Такие газеты начали выпускать в Вене и Венеции, а потом в Париже и Лондоне с новостями из политической и общественной жизни.
К числу первых газет, напоминающих современные нам издания, относят издававшуюся с 1631 года во Франции газету «La Gazette» (Ла газетте). Политическое влияние этого французского печатного издания было настолько велико, что некоторые заметки в ней писал лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришелье. В ней впервые в истории стала публиковаться платная реклама.
Но годом рождения европейской журналистики принято считать 1605 год. Первое издание появилось в Страсбурге. В 1609 году была издана первая, сохранившаяся до наших дней, газета «Aviso» (Авизо).
1.1.2. Журналистика в России
При Иване Грозном Иван Федоров открыл первую типографию. Это было в середине 16 века. А 13 января 1703 года был издан первый нoмер газеты «Ведомости». Издание было основано по личному Укaзу Петра Первого. Император называл издание «куранты» или «вести», в то время слово «газета» еще широко не употреблялось. В вестях-курантах сообщались новости о государственных делах и событиях внутри и за пределами страны.
Император и стал главным редактором издания и его основным репортёром, он даже переводил статьи из иностранных изданий, которые затем публиковались в газете «Ведомости». Еще авторами «Ведомостей», а значит первыми русскими журналистами, были публицист, писатель и переводчик Фёдор Поликарпов-Орлов, кабинет-секретарь Петра I — Алексей Макаров, дьяк Яков Синявич и переводчик Борис Волков.
«Ведомости» напoминали современную прессу: газету печaтали тиражом от одной до четырех тысяч экземпляров и продавали за двe копейки.
Кстати, была автором собственного журнала, а значит и журналисткой императрица Елизавета вторая. Одним словом профессия журналиста в России всегда была очень почетна и востребована.
Журналистика в прошлые времена была тесно переплетена с публицистикой и литературой. В подготовке материалов для журналов и газет принимали участие писатели и учёные. С первым русским журналом «Примечания» связаны первые шаги Михаила Ломоносова как журналиста. В 1741 году он работал в этом журнале в качестве автора и переводчика. Потом Михаил Васильевич трудился редактором «Санкт-Петербургских ведомостей» и написал первый теoретический труд о профессии журналиста. Ученый сформулировал свои представления о профессиональной этике журналиста в статье «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». «Нельзя превращать сочинение «в ремесло и орудие для заработка средств к жизни, вместо того чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскание истины» - писал Ломоносов.
Также одним из первых российских журналистов можно считать Николая Новикова, который издавал сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля» и «Живописец».
В 19 веке профессия журналиста уже прочно вошла в жизнь России. Дядя Гиляй — так запросто называли москвичи известного публициста Владимира Гиляровского: в конце XIX века его знала буквально каждая собака. Сказать, что Гиляровский прожил насыщенную жизнь — ничего не сказать: он работал и бурлаком, и крючником, и истопником, и табунщиком, и наездником в цирке, и пожарным, даже был актером театра. Весь опыт, который он получил во время скитаний, стал материалом для его многочисленных очерков и статей. Самые известные из них вошли в сборник «Москва и Москвичи» — он до сих пор является хрестоматией для будущих журналистов.
А вот обучать профессии журналиста в России начали только в начале 20-го века. Первые специализированные курсы были открыты в 1905 году на базе Московского государственного университета.
1.1.3 Журналистика в Астраханской губернии
Астрахань тоже внесла значительный вклад в развитие журналистики. Именно в ней одной из первых стали издавать провинциальную газету. Произошло это сразу поле Отечественной войны, в 1813 году. Газета называлась «Восточные известия» и выходила еженедельно в среду. Интересно, что из-за того, Астрахань во все времена была многонациональным городом, "Восточные известия" печатались на нескольких языках: армянском, грузинском, татарском и русском
Издатель Иосиф Вейскгопфен, его соратники Добровольский, Храповицкий, Агафи, Попов, Грузинов и другие печатали сводки с европейского театра военных действий, столичные новости, репортажи про события в Астрахани и губернии, стихи собственного сочинения, басни и фельетоны, публицистические и критические материалы.
С конца 1830-х годов, когда в городе сама власть, а не только энтузиасты стала проявлять активный интерес к культурной жизни, к проведению всяких выставок, открытию библиотек, начался и «золотой век» астраханской прессы.
С 1838 года в городе стали издавать газету «Астраханские губернские ведомости». Благополучно существовали они вплоть до конца «старого режима». В первое десятилетие ХХ века газета выходила трижды в неделю.
С 1866 года выходит газета «Астраханский справочный листок». Печатали ее сначала в типографии «Рыбное дело», принадлежавшей Николаю Рослякову. «Листок» выходил ежедневно..
В 1867 году выходила насыщенная информацией «коммерческая и литературная» еженедельная газета «Восток».
С 1903 года каждый день выходит «Прикаспийская газета». Редактором ее, вдохновителем, издателем и одним из корреспондентов стал П. Г. Никифоров.
Популярной стала еженедельная достаточно независимая газета «Астраханец». В 1910-е годы заведующим редакцией стал известный журналист и автор мемуаров Герман Секачев. Тогда еженедельник объявлял, что печатает статьи по местным злободневным вопросам, фельетоны, стихи и беллетристику, «галерею биржевых деятелей». Начинают массово выходить специализированные периодические издания, например, одним из самых молодых СМИ стало «Рыбное дело». Номера насыщены не только информацией, интересной для рыбопромышленников и ученых, но и развлекательной, и научно-популярной.
Именно благодаря труду астраханских журналистов и издателей дореволюционного периода современные историки могут во всех подробностях и красках восстановить яркую картину местной жизни того удивительного, навсегда ушедшего времени.
1.2.Современная журналистика.
Изобретение в конце 19-го века радио, а в 20-ом веке и телевидения, вывело развитие журналистики на новый уровень. Снова устное выступление завоевало несколько потерянные позиции и стало востребовано, как и ранние выступления ораторов. Ну а что уж говорить про Интернет? С его появлением средства массовой информации заиграли новыми красками.
Современные журналисты имеют доступ к интернету и социальным сетям, что позволяет им оперативно получать и публиковать информацию. Это также привело к изменению форматов журналистики, с появлением онлайн-изданий, видео-блогов и подкастов. От современного журналиста теперь требуется практически мгновенная оперативность. Он должен быстро узнать информацию, свериться с источниками, при необходимости с помощью современных средств связи взять комментарии, или пользуясь данными из Интернета собрать необходимую статистику, и быстро опубликовать материал. К тому же от журналиста требуется, чтобы он умел фотографировать, владел навыками видеосъемки и видеомонтажа.
После создания материала при необходимости он еще должен уметь самостоятельно оформить и выложить его на сайт или в социальную сеть. Таким образом, современный журналист должен быть универсален.
Журналистом в современном мире быть непросто. Конкуренцию его профессии составляют люди, которые не занимаются журналистикой профессионально, не работают в редакции, не имеют соответствующего образования. Это люди, которые делают новости о том, что им интересно, например, рассказывают о животных, путешествиях или делятся рецептами. Их называют блогерами. Феномен современного информационного мира в том, что блогеры также как журналисты могут собирать вокруг себя большую аудиторию. Однако, главное качество настоящего журналиста, которое отличает его от непрофессионалов, готовность нести ответственность за свои слова, в том числе и перед законом.
Глава 2. Проверено на себе
2.1 Журналистика в Знаменске.
А как развивалась журналистика в Знаменске? В настоящее время в нашем городе работает две газеты «Орбита» и «Диалог». Самая старшая из них газета «Орбита». Она образована 6 февраля 1991 года. Сигнальный выпуск издания вышел со знаком вопроса на первой полосе. Читателям было предложено самостоятельно определить как будет называться первая городская газета.. Вариантов оказалось немало. Читатели предлагали назвать издание «Капьярской неделей», «Степными просторами», «Восходом», «Ракетой», «Неделей города» и даже «Капьярочкой». Но социальный журналист Андрей К. предложил название «Орбита», и комиссии оно понравилось. Полюбили его и читатели.
Первым редактором газеты была Надежда Ивановна В.. Затем руководителем газеты стала Любовь Алексеевна К.. Любовь Алексеевна и сейчас трудится в газете, ее опыт является неоценимым для всех членов редакции. В 2017 году редактором стала Анастасия Б.. В общей сложности Анастасия Юрьевна работает в газете больше 17 лет Была корректором, корреспондентом, выпускающим редактором, теперь занимает должность директора Информационно Издательского центра. Это означает, что традиции редакции бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение.
В 2005 году в Знаменске появилось первое телевидение «ТелеОрбита». Его также делают журналисты «Орбиты». Получасовые выпуски новостей выходят еженедельно по четвергам с повтором в воскресенье. Найти все новости и телевыпуски можно на официальном сайте канала «ТелеОрбита-Знаменск.рф», а также на официальных страницах «Орбиты» в социальных сетях.
2.1. Секреты работы в газете
В редакции есть подшивки всех выпусков. Интересно почитать, о чем писали в газете 10 или 20 лет назад, когда мы даже еще не родились. Больше сорока лет работает журналистом корреспондент газеты Елена Петровна Н. из них 17 в редакции «Орбиты». Мы взяли у нее интервью, разузнав о том, что она считает главным в работе журналиста, за что любит свою профессию.
Во-первых, Елена Петровна рассказала, что журналист, особенно в небольшом городском издании, должен быть универсален. В небольшом редакционном коллективе работает не так много людей, чтобы закрепить за каждым свою тему, например, спорт или колонку о событиях культуры. Как правило, одному и тому же человеку приходится писать материалы на разную тему, а значит и разбираться в этих темах просто необходимо. Пусть не так, как это делают эксперты. Но почитать литературу, информацию с официальных сайтов, статьи прошлых лет, ознакомиться с законодательной базой, просто необходимо.
Елена Петровна также рассказала, что тщательно готовится к каждому интервью. Это не только помогает подготовить интересные вопросы и написать хороший материал, но и перебороть «страх закрытой двери», когда не знаешь, какой человек с каким настроением тебя встретит.
Уметь общаться с разными людьми – очень важно для журналиста. Необходимо обладать способностью располагать людей к разговору, давать им понять, что ты настроен доброжелательно и то, что он сейчас тебе расскажет важно и интересно. Важно также уметь активно слушать: задавать наводящие вопросы, поддерживать диалог репликами. Все это помогает человек раскрыться, почувствовать себя комфортно и беседа пройдет приятно и полезно для обеих сторон. «Иногда, - рассказала Елена Нечаева, - респондент может сильно волноваться, стесняться, из-за этого односложно отвечать на вопрос. Тогда может помочь именно подготовка к интервью. Спросите вашего героя о том, что он любит, чем он интересуется, например, в нерабочее время. С заядлым рыбаком можно упомянуть о рыбалке, с любителем книг – о книжных новинках. Беседа завяжется, и дальше работа пойдет легче.
Из основных качеств, которыми должен обладать журналист, Елена Петровна также назвала умение удивляться. Для журналиста важно сохранять свежий взгляд на мир, это помогает видеть новое, подмечать проблемы, не уставать от повторяющихся событий. А они, повторяющиеся событие, в работе журналиста бывают. Ведь каждый год, например, происходит первое сентября, или Международный женский день. И каждый раз необходимо искать новые грани раскрытия темы, подбирать героев, работать с фактами и так далее.
Кстати, о фактах. Проверка фактов, а также имен, названий, цифр – прямая обязанность журналиста. Он, в том числе и перед законом, отвечает за достоверность информации. Лишний раз позвонить, уточнить и проверить – совсем не лишнее. Важно помнить, что нужно использовать официальные данные и источники информации. В современной сети Интернет можно столкнуться с недобросовестно собранными данными, а может даже фейком, что не всегда безопасно.
Так за что, же Елена Петровна любит свою профессию? За возможность общаться с разными людьми, участвовать в интересных событиях, возможность проявить себя творчески. «Иногда, после написания очерка о человеке, так вживаешься в его судьбу, что он становится тебе будто родным. И он тоже чувствует тоже самое».
2.2.Секреты работы тележурналиста.
За секретами работы на телевидении мы обратились к тележурналисту Ирине М.. Ирина Игоревна работает на ТВ более 10 лет. Она отметила, что больше всего любит свою профессию за то, что она помогает быть в гуще событий, быть в курсе всего происходящего в городе, знакомится с интересными людьми.
Тележурналист работает в тандеме с телеоператором и монтажером. Это обязательно нужно учитывать при создании сюжета. Ведь если оператор не снимет нужные фрагменты, то журналист просто не сможет про них рассказать. Важно, чтобы и при монтаже были вставлены именно те фрагменты, которые подразумевает журналист.
Секретами профессии с нами поделилась и главный редактор газеты «Орбита» Анастасия Б.. Анастасия Юрьевна рассказала о том, как можно написать простую новость по принципу перевернутой пирамиды. Вначале нужно ответить на три самых главных вопроса: что, где и когда произошло. Затем добавить второстепенную информацию. Например: кто виноват, какие последствия ожидаются, что из этого всего вышло.
Также важно проверять факты, имена, даты и названия. Большую роль для привлечения внимания к материалу играет заголовок. Он, как крючок должен цеплять читателя. А если мы говорим о телесюжете, то в нем внимание зрителя привлекают живые моменты, детали и, конечно, интересные герои.
Для тележурналиста очень важно наладить такой контакт с героем, чтобы ему было комфортно дать интервью или комментарии на видеокамеру. Ведь многие люди просто боятся говорить публично. Для этого за кадром нужно обговорить вопросы, которые планируешь задавать, помочь человеку сформулировать то, что он будет отвечать.
Интересно, что телесюжет состоит из различных частей, которые мы, когда просто являемся зрителями, не замечаем. Голос журналиста за кадром – составляет основу сюжета. Для того, чтобы подтвердить озвучиваемую информацию, журналист пользуется «синхронами» и «лайфами». Синхрон – это фрагмент говорящего в кадре человека(участника событий, эксперта…), дающего комментарий по теме сюжета. Лайфы – это живые фрагменты происходящего. Например, момент старта ракеты или фрагмент выступления на концерте. Лайфы помогают ярче проиллюстрировать, описываемые события.
Есть еще такое понятие как «стендап». Стендапом называют появление журналиста в кадре, который сообщает информацию по теме сюжета.
Да, чтобы стать журналистами нам еще нужно учиться. Хотя в нашем городе есть такая возможность. В редакции «Орбиты» занимаются школьники. Они сами снимают сюжеты и делают свою молодежную программу.
2.3 Качества и навыки современного журналиста
В редакции мы познакомились с профессией журналиста. И даже попробовали снять об этом сюжет (Приложение 1). С ним можно познакомится по ссылке Готовый сюжет мы показали нашим одноклассникам. Затем мы предложили ребятам ответить на вопросы анкеты. Наши респонденты выбирали какие качества по их мнению должны быть присущи журналисту из предложенного списка (можно было выбрать несколько вариантов). Участие в опросе приняли 29 учеников.
25 из 29 выбрали такие качества как умение говорить на публику и уверенность в себе. 24 из 29 выбрали ум; 23 – работоспособность; 22 - хороший словарный и знание законов РФ; общительность и любознательность выбрали 12 участников опроса; 3 человека считают, что журналиста также отличает болтливость и наглость; 1 – доверчивость и 2 – наглость. Никто из опрошенных не считает, что важным качеством для журналиста является красота.
Мы также задали вопросы: «Какие источники информации вы чаще всего используете» и «Каким источникам информации вы доверяете».
Источники информации |
Используют |
Доверяют |
Книги |
15 |
16 |
Родители |
24 |
23 |
Друзья |
17 |
10 |
Социальные сети |
10 |
1 |
Газеты |
7 |
9 |
ТВ |
5 |
8 |
Ютуб (Рутуб) |
15 |
10 |
С помощью опроса мы хотели узнать не только, что ребята чаще всего используют в качестве источника информации, но и выяснить, понимают ли ученики второго класса, что популярные современные источники информации, например, социальные сети, часто могут содержать непроверенную информацию и нужно всегда это учитывать, подходя критически.
Анализ анкеты показывает, что больше всего, в качестве источника информации ребята доверяют своим родителям. На втором месте по доверию книги. Третье место по доверию делят друзья и Видеохостинги.
Заключение
Работа над проектом позволила нам глубже познакомиться с профессией журналиста. Мы узнали, как она появилась и как развивалась в мире и в нашей стране. Оказалось, что этот вид деятельности человека напрямую связан с техническим прогрессом. Изобретение бумаги, печатного станка, телеграфа, телевидения, Интернета сделало средства массовой информации по-настоящему массовыми. Теперь новость может облететь всю планету за считанные минуты. В связи с доступностью инструментов для создания информации (компьютера, смартфона, цифрового фотоаппарата, Интернета…) практически каждый человек может попробовать себя в роли журналиста. Альтернативу профессии составляют блогеры – люди, которые пишут или снимают сюжеты на определенные темы.
Получается, что каждый день в мире создается огромный объем информации, в котором легко потеряться, запутаться, трудно выбрать главное, нужное, верное. И профессия журналиста по-прежнему остается актуальной и востребованной. Ведь его работа делать новости честно и объективно. А одна из составляющих его профессии - отвечать за сказанное и написанное, проверять факты, давать информацию взвешенно, освещать событие с разных сторон. Поэтому ориентироваться и доверять нужно официальным средствам информации, в которых работают профессиональные журналисты.
Работа журналиста кажется простой только на первый взгляд. Посещать события и места, общаться с интересными людьми, а потом рассказывать об этом всем. Что тут трудного? Но когда познакомишься с профессией поближе, становится понятно, что простым и легким журналистский труд никак не назовешь.
Работая журналистом, нужно продумывать массу деталей: выбирать надежные источники информации и договариваться о встречах, общаться с самыми разными людьми и находить к каждому из них индивидуальный подход.
Много читать и пытаться разобраться даже в незнакомой теме. Наконец, подавать материал интересно – так, чтобы читатель дочитал его до конца. При этом писать правдиво, не приукрашивая и не привирая. Проверять факты. Журналист всегда отвечает за свои слова.
А еще журналист часто работает в выходные и после рабочего дня, он все время на связи. А после встречи или интервью ему еще надо все прийти и написать. К тому же современный журналист еще должен уметь фотографировать, выкладывать информацию на сайт, вести соцсети.
В каждой профессии важно стремиться быть мастером своего дела. Чтобы добиться мастерства журналистике нужно много работать, все время продолжать учиться и стараться не терять вдохновения. Журналист работает для людей. Он помогает им ориентироваться в событиях, узнавать новое, рассказывает об их современниках, а еще создает своеобразную летопись жизни, прочитав которую, спустя годы, новые поколения узнаю о том, чем жили люди в 21 веке.
Возможно, когда мы вырастем, то выберем для себя другие профессии, однако опыт работы журналистом, точно поможет нам ориентироваться в информационном пространстве. А это сейчас очень важно.
Список использованных источников
Голоса войны: знаменитые журналисты времён Великой Отечественной.
Где и когда появились первые журналы и газеты.
В. Бениушис Интерактивные игры для юных журналистов. Руководство для учителя – Донецк, 2012.
Л.Ф.Чигринская Основы журналистики – М: ТГТУ, 2010.
А. П. Верстаков, С. С. Смирнов, С. А. Шувалов Медиаобразование в школе: школьная телестудия. Научно-образовательное пособие – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009.
Л.Дмитриев Искусство публицистики - М: ИПК, 2000.
Если в руки просится перо.. Справочник для начинающих журналистов. /Сост.ОсиповаН.А. - Чебоксары, 2004.
Максимов, А. Журналист ТВ? Это просто! / А. Максимов. - СПб.: Питер, 2017. - 352 c.
Закон РФ «О средствах массовой информации» (в ред. Федеральных законов от 27.12.1991 № 2124-1, 13.01.1995 № 6-ФЗ, от 06.06.1995 №87-ФЗ, от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 27.12.1995 №211-ФЗ, от 02.03.1998 №30-ФЗ, от 20.06.2000 №90-ФЗ, от 05.08.2000 №110-ФЗ, от 04.08.2001 № 107-ФЗ). - http://www.sovetnik.ru/documents/smi/
Толковый словарь Ожегова С. И. (http://slovarozhegova.ru)
От папирусов до газет: история первых печатных СМИ и их важность в развитии общества. https://nauchniestati.ru/spravka/pervye-pechatnye-smi-vtoraya-drevnejshaya-professiya/
Становление и развитие специальных периодических изданий в Астраханской губернии в начале ХХ века. А.А. Давыдова. Астрахань. 2015 г.
Приложение 1
Ссылка на сюжет «Профессия журналист. Проверено на себе»https://disk.yandex.ru/d/x2XfSYoAyp7OMg