Цель исследования:выявить особенности типов ориентации в трудных жизненных ситуациях и иррациональных установок у старших школьников в зависимости от профиля обучения.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: предположим, что у старших школьников в зависимости от профиля обучения будут разные иррациональные установки и типы ориентаций в трудной жизненной ситуации.
Основные методы сбора информации: опрос, тестирование. Методы обработки информации: математико-статистический анализ полученных данных. Методы анализа данных: описание, сравнение, анализ.
Для проведения эмпирического исследования использовались: методика диагностики иррациональных установок А.Эллиса (1958 г.); тест «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (1988 г.); опросник «Типы ориентаций в трудных ситуациях» Е.В. Битюцкая и А.А. Корнеев (2020 г.);методика структурированного
описания ситуации Е.В. Битюцкой (2013 г.). Объем выборки: N=82 респондента, учащиеся 10-11 классов МБОУ «СОШ №10» разных профилей.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к решению проблемы распространенности иррациональных установок и выбором амбивалентного и отстраненного типов восприятия трудной жизненной ситуации на основе учёта когнитивной и эмоциональной активности старшего школьника; расширяют теоретические представления о содержании, формах и методах деятельности психолога по активизации субъектной позиции школьников в основных сферах жизнедеятельности; пополнении методической копилки деятельности педагогов и психологов с помощью практических рекомендаций, направленных на формирование типов ориентации в трудных жизненных ситуациях, связанных с приближением, а также минимизацию влияния иррациональных установок на эмоциональный и поведенческий компоненты старшего школьника.
Особенности типов ориентаций в трудных жизненных ситуациях и иррациональных установок у старших школьников в зависимости от профиля обучения
Савинкина Ксения Васильевна
Россия, Алтайский край, г. Славгород
МБОУ «СОШ №10», 10 класс
Научная статья
Актуальность.
В современном социальном пространстве актуальность изучения типов ориентации в трудных жизненных ситуациях связана, с одной стороны, с увеличением количества стрессовых социальных изменений в обществе и субъективно трудных ситуаций в повседневной жизни, а с другой – со снижением социальности активности личности, тяготеющей к иррациональным установкам и собственной неуверенности.
Старший школьник, находящийся на грани выбора профессии и жизненного пути, сталкивается с множеством вызовов и проблем, требующих не только резкого ума, но и эмоциональной устойчивости.
У подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, низкий уровень психологического благополучия, вследствие этого они ограничены в применении копинг-стратегий и загнаны в иррациональные установки. В связи с этим, необходимость изучения взаимосвязи типов ориентации в трудных жизненных ситуациях и иррациональных установок в подростковом возрасте объясняется важностью выбора эффективных копинг-стратегий, которые помогут справиться с жизненными трудностями или снизить их влияние на общее состояние.
Объект: типы ориентации в трудных жизненных ситуациях и иррациональные установки.
Предмет: особенноститипов ориентации в трудных жизненных ситуациях и иррациональных установок.
Цель: выявить особенности и типов ориентации в трудных жизненных ситуациях и иррациональных установок у старших школьников в зависимости от профиля обучения.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты типов ориентации в трудных жизненных ситуациях и иррациональных установок.
Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей типов ориентации в трудных жизненных ситуациях и иррациональных установок у старших школьников в зависимости от профиля обучения.
Разработать практические рекомендации, направленные на формирование типов ориентации в трудных жизненных ситуациях, связанных с приближением, а также минимизацию влияния иррациональных установок на эмоциональный и поведенческий компоненты старшего школьника.
Гипотеза: предположим, что у старших школьников в зависимости от профиля обучения будут разные иррациональные установки и типы ориентаций в трудной жизненной ситуации.
Эмпирическая основа:
Методика диагностики иррациональных установок А.Эллиса (1958 г.);
Тест «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (1988 г.);
Опросник «Типы ориентаций в трудных ситуациях» Е.В. Битюцкая и А.А. Корнеев (2020 г.).
Методика структурированного описания ситуации Е.В. Битюцкой (2013 г.).
Объем выборки: N=82 респондентов, учащиеся 10-11 классов МБОУ «СОШ №10» разных профилей.
Признаки выборочной совокупности: возраст, тип деятельности, профиль обучения, принадлежность к социальной группе.
Основные методы сбора информации: опрос, тестирование.
Методы обработки информации: математико-статистический анализ полученных данных.
Методы анализа данных: описание, сравнение, объяснение, шкалирование, анализ.
Степень научной изученности: понятие жизненной ситуации, их виды и восприятие рассмотрены И.Г. Кузиной, С. Торошиной, М. С. Алексеевой, Н.Г. Осуховой, Л.С. Выготским и Битюцкой. Копинг-стратегии в своих работах рассмотрели Р. Лазарус, С. Фолкман, А. Маслоу, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, Ф. Кохен и Д.А. Леонтьев. Е.В. Битюцкая и М.И. Кунашенко изучили типы восприятия трудных жизненных ситуаций; А.Эллис изучил рациональные и иррациональные установки и их типы.
Научная новизна: проведено эмпирическое исследование по выявлению особенностей типов ориентаций в трудных жизненных ситуациях и иррациональных установок у старших школьников в зависимости от профиля обучения. Определены способы совладающего поведения у старших школьников. Проведено глубинное интервью с помощью методики структурированного описания ситуаций для выявления особенностей типов ориентаций в трудных жизненных ситуациях и иррациональных установок.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к решению проблемы распространенности иррациональных установок и выбором амбивалентного и отстраненного типов восприятия трудной жизненной ситуации на основе учёта когнитивной и эмоциональной активности старшего школьника; расширяют теоретические представления о содержании, формах и методах деятельности психолога по активизации субъектной позиции школьников в основных сферах жизнедеятельности; пополнении методической копилки деятельности педагогов и психологов с помощью практических рекомендаций, направленных на формирование типов ориентации в трудных жизненных ситуациях, связанных с приближением, а также минимизацию влияния иррациональных установок на эмоциональный и поведенческий компоненты старшего школьника.
Теоретико-методологическая база:
Жизненная ситуация — это совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла. [И.Г.Кузина]
Жизненная ситуация- определенные в отношении конкретного человека условия, обстоятельства, потребности, ценности и представления, в совокупности влияющие на поведение и мировоззрение человека на этом конкретном этапе его жизни. [С. Трошина]
Жизненная ситуация- различные периоды в процессе жизнедеятельности отдельного человека, для которых характерно относительное постоянство структур, содержания и направленности движения процессов, составляющих образ жизни. [Алексеева М. С.]
Жизненные ситуации подразделяются на привычные, трудные, кризисные (Приложение 1, таблица 1).
В работе делается акцент на преодолении трудных жизненных ситуаций, поэтому видится логичным раскрыть их сущность.
Трудная жизненная ситуация-ситуации, объективно нарушающей социальные связи человека с его окружением и условиями нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемой им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы. [И.Г.Кузина]
Жизненная ситуация одна, однако картины, построенные на основе личного восприятия каждого человека разные, и они индивидуальны.
Восприятие жизненной ситуации — это выстроенный целостный образ ситуационной картины как результат субъективного отражения существующей реальности.
При восприятии жизненной ситуации (или события) в сознании создается образ, который не тождествен образу мира, но связан с ним [Битюцкая].
Битюцкой Е. В. и Кунашенко М. И. была разработана классификация типов восприятия трудной жизненной ситуации, которая включает в себя пять типов восприятия (Приложение 1, таблица 2).
При разработке типологии ее основанием является «приближение — уход», соотносимые в первую очередь с когнитивной и эмоциональной активностью (по Roth, Cohen, 1986).
Таким образом, то, как человек осознаёт себя в отношениях с самим собой, окружающими людьми и средой обитания, определяет его восприятие сложившейся жизненной ситуации, а также программа деятельности(копинг).
В научной литературе существует множество подходов к определению понятия «копинг-стратегия». Автором работы были проанализированы различные определения и составлена таблица (Приложение 1, таблица 3). Для данной работы особое значение будут иметь определения копинг-стратегии, предложенные С. Фолкманом и Р. Лазарусом. Одно из них «копинг-стратегия - стратегия совладания со стрессом, и с другими, порождающими тревогу событиями» является общим, а второе «копинг-стратегия - динамичное взаимодействие человека с ситуацией, как когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, на устранение внешних или внутренних противоречий» конкретизирующим.
Одной из самых распространённых классификаций копинг-стратегий считается классификация психологов Р. Лазаруса и С. Фолкмана (Приложение 1, таблица 4). Все копинг-стратегии они делят на два типа: проблемно-ориентированные стратегии; эмоционально-ориентированные стратегии.
Овладение стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций (ТЖС) обусловлены различными факторами.
Фактор (от лат. – factor – делающий, производящий), по определению «Словаря русского языка», - «… момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении».
Проведя анализ отечественных и зарубежных работ (Анцыферова, Л.И., Дунай В.И., Крюкова Т.Л., Шкуратова И.П., Lazarus R.S. и др.) Кибальник А. В. выделила две группы факторов, влияющих на выбор личностью определённой стратегии преодоления трудной жизненной ситуации по сфере их возникновения – эндогенные и экзогенные (Приложение 1, таблица 5).
Кибальник А. В. выделила вторую классификацию, где особый интерес представляет роль каждого фактора в выборе именно конструктивных стратегий преодоления. Так, автор разделил факторы на содействующие и сдерживающие (Приложение 1, таблица 6).
В работе планируется проследить взаимосвязь типов ориентаций в трудных жизненных ситуациях с иррациональными установками.
Термин «установка» введён немецким психологом Л. Ланге в 1888 году. Он экспериментально доказал, что скорость реакции индивида на внешнюю ситуацию зависит от предрасположенности к восприятию данной ситуации.
С психологической точки зрения А. Эллиса установки могут быть как объективными (верными) рациональными, так и иррациональными.
Рациональные установки необходимы человеку для получения некого жизненного ресурса, энергии для свершений, достижений намеченных целей. Они помогают человеку двигаться вперед, способствуют более успешной адаптации к разнообразным условиям жизни. (А. Эллис)
В соответствии с представлениями А. Эллиса, иррациональные установки — жёсткие когнитивно-эмоциональные связи, конфронтирующие с реальностью и противоречащие объективным условиям, закономерно приводящие к дезадаптации личности. Формирование иррациональных установок, как и рациональных, происходит в рамках социальных отношений, то есть они перенимаются от сверстников и родителей.
Иррациональные установки чаще всего наносят вред человеку, негативно влияют на его личность. Они могут приводить к утрате жизненных сил и энергии; излишне критическому отношению к себе, к своему окружению; понижают самооценку. Иррациональные убеждения не являются истинными, объективно существующими, они создаются личностью безо всякой опоры на логически обоснованные доводы.
А. Эллис выделяет четыре типа иррациональных установок: катастрофические установки, установки обязательного долженствования, установки обязательной реализации своих потребностей, глобальные оценочные установки (Приложение 1, таблица 7).
Основное содержание
Для проведения эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей иррациональных установок и типов ориентаций в трудных жизненных ситуациях у старших школьников в зависимости от профиля обучения, были выделены следующие этапы: I этап- Выявление количества старших школьников и разделение их на группы в зависимости от профиля обучения. II этап- Выявление типов восприятия трудных жизненных ситуаций у старших школьников методом онлайн тестирования. III этап- Выявление наличия и выраженности иррациональных установок у старших школьников. IV этап- Выявление способов совладающего поведения у старших школьников. V этап- Изучение восприятия трудных жизненных ситуаций у старших школьников в зависимости от профиля обучения методом индивидуального интервьюирования.
В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:
Опросник «Типы ориентаций в трудных ситуациях» Е.В. Битюцкая и А.А. Корнеев (2020 г.)
Опросник состоит из 76 вопросов, объединенных в 38 пар и оцениваемых по шкале Ликерта. При чем оценки в паре не должны совпадать. Поскольку такое решение при конструировании опросника не является типовым, оно предполагает отдельное обоснование. С помощью данного опросника можно определить предпочитаемые ориентации испытуемого, что соотносится со стабильной составляющей образа мира.
Показатели «Ориентации на сближение»:
Драйв: от 0 до 1.68- среднее значение; от 1.6 до 3- высокое значение.
Тщательность и сигналы угрозы: от 0 до 2.02- среднее значение; от 2.03 до 3- высокое значение.
Возможности: от 0 до 2.09- среднее значение; от 2.10 до 3- высокое значение.
Препятствия: от 0 до 1.61- среднее значение; от 1.62 до 3- высокое значение.
Показатели «Ориентации на уход»:
Избегание: от 0 до 1.56- среднее значение; от 1.57 до 3- высокое значение.
Бездействие: от 0 до 1.41- среднее значение; от 1.42 до 3- высокое значение.
Беспечность: от 0 до 1.34- среднее значение; от 1.35 до 3- высокое значение.
Методика диагностики иррациональных установок А.Эллиса (1958 г.)
В тесте А. Эллиса 50 вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы - основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным автором: катастрофизация, должествование в отношении себя, должествование в отношении других и оценочная установка.
Другие две шкалы – оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (то есть показывает уровень стрессоустойчивости), и общая оценка степени рациональности мышления.
Показатели самооценки и рациональности мышления: от 50 до 149- низкое значение, от 150 до 229-среднее значение, от 230 до 300- высокое значение
Показатели катастрофизации, должествовании в отношении себя, других, оценочная установка, фрустрационная толерантность: от 10 до 29- низкое значение, от 30 до 45- среднее значение, от 46 до 60- высокое значение
Низкие значения по субшкалам означают ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональной установки.
Тест «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (1988 г.)
Опросник состоит из 50 утверждений, группируемых в 8 шкал: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск соц. поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения и положительная переоценка.
Степень предпочтительности для испытуемой стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила: показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии; 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии; показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.
Методика структурированного описания ситуации Е.В. Битюцкой (2013 г.).
Методика структурированного описания ситуации операционализирует восприятие ТЖЗ и позволяет получить качественные данные в виде описания ТЖЗ. Методика включает вводную инструкцию, предполагающую формулирование трудной жизненной задачи, и шесть открытых вопросов о ней. Каждый респондент вначале описывал актуальную для него ситуацию по инструкции, а затем эту же ситуацию анализировал на основе опросника.
Применяемая для контент-анализа данных Методики структурированного описания кодировочная инструкция разработана Е.В. Битюцкой и Н.Г. Малышевой и позволяет выделить основные категории, относящиеся к трем параметрам восприятия, выделенным на основе теоретического анализа: образ ситуации, образ Я как субъекта ситуации, взаимодействие субъекта и ситуации.
В экспериментальном исследовании приняли участие старшие школьники (10-11 классы) в МБОУ «СОШ №10» в количестве 82 респондента (100 % старших школьник в МБОУ «СОШ №10»), которые были разделены на три группы по профилям обучения: гуманитарный, МВД и медицинский (Приложение 2, схема 1, диаграмма 1).
Выявление типов восприятия трудных жизненных ситуаций у старших школьников методом онлайн тестирования.
Под типами ориентаций понимается направленность сознания человека на контакт с трудной ситуацией (фокусирование на ней, обдумывание
способов решения и т. д.) или на уход от трудности (избегание, бездействие,
игнорирование). Типы ориентаций проявляются в ситуациях необходимости
достижения значимой трудной цели. Каждый тип содержит набор ориентаций, сочетание которых позволяет описать восприятие человеком трудной
ситуации, отношение к ней. К первому типу Ориентации на сближение с
трудностью относятся драйв, тщательность, ориентации на возможности,
на сигналы угрозы и препятствия. Во второй тип Ориентации на уход от трудности входят избегание, бездействие, беспечность.
Результаты опросника «Типы восприятия трудных жизненных ситуаций» приведены в приложении (Приложение 2, таблица 1, диаграмма 2,3,4).
У МВД профиля ориентации на сближение выражены лучше всего; такой показатель как «Сигналы угрозы» преобладает над остальными (1.88), но при этом является средним значением. Ориентация на сигналы угрозы предполагает чуткое реагирование на малейшие сигналы, предвещающие наступление трудной ситуации. Важно упредить усиление трудности ситуации.
Гуманитарный профиль также склонен к ориентациям на сближение, где преобладающим показателем является «Драйв», который имеет индекс 1.63, что является средним значением. Стремление к трудностям (драйв) подразумевает прилив сил, положительные эмоции, предвосхищение успеха при решении трудных задач, фокусирование на позитивных аспектах ТЖС. Если трудности отсутствуют, человеку становится скучно, поэтому он готов их создавать. Важен мотив испытания себя.
У медицинского профиля ярче всего выражен такой показатель, как «Бездействие», который относится к ориентациям на уход. Он имеет индекс- 1.43 и преобладает над остальными. Ориентация на сохранение ресурсов (бездействие) включает в себя желание минимизировать свои усилия так, чтобы решить задачу без лишнего напряжения. Легкий отказ от трудоемкой цели, пассивный копинг, надежда на внешние силы.
Показатель «Беспечность», который является ориентацией на уход, у трех групп респондентов имеет наименьший индекс (гуманитарный профиль- 1.37; МВД профиль- 1.31; медицинский профиль- 1.3). Это означает, что старшие школьники реже всего игнорируют трудные ситуации и откладывают их разрешения на потом.
Таким образом ориентации на сближение свойственны для гуманитарного и МВД профилей, у которых преобладает драйв и сигналы угрозы. Медицинский профиль склонен к уходу от трудных жизненных ситуаций, так как шкала «Бездействие» имеет наивысший показатель.
Выявление наличия и выраженности иррациональных установок у старших школьников.
Методика направлена на выявление соотношения рациональности-иррациональности в мышлении и определение степени выраженности иррациональных установок человека. Формирование иррациональных установок, как и рациональных, происходит в рамках социальных отношений, то есть они перенимаются от сверстников и родителей. Иррациональные убеждения чаще всего несут в себе смысл долженствования, требования или предписания относительно того, каким способом человек должен достичь желаемого. Они определяют отношение человека к происходящим с ним событиям.
Результаты методики диагностики иррациональных установок представлены в приложении (Приложение 2, таблица 2, диаграмма 5).
Медицинский профиль имеет наибольшие значения по всем шкалам среди других групп опрошенных (самооценка и рационализация мышления- 172, катастрофизация- 34, должествование в отношении себя- 34, долж. в отношении других- 35, оценочная установка- 35, фрустрационная толерантность- 35), но при этом индексы не превышают средних показателей. Такие результаты означают присутствие иррациональных установок, которые не являются выраженными.
Иррациональные установки у МВД профиля также не являются выраженными. Оценки, полученные по результатам каждой шкалы, являются средними. Показатели по шкалам «Самооценка и рационализация мышления» (162), «Катастрофизация» (30) и «Должествование в отношении других» (33) немного превышают показатели гуманитарного профиля (155, 28), а по таким шкалам, как «Должествование в отношении себя» и «Фрустрационная толерантность» обе группы имеют одинаковые значения (33 балла).
Гуманитарный профиль имеет средние показатели по всем шкалам, кроме катастрофизации. Её балл- 28, что является низким значением. Шкала «катастрофизация» отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий бал говорит об обратном.
Таким образом, иррациональны установки присутствует в каждой группе респондентов, но самой выраженной установкой является «катастрофизация» у гуманитарного профиля.
Выявление способов совладающего поведения у старших школьников.
Опросник предназначен для определения способов (копинг механизмов, копинг стратегий) преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. Преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения). Копинг тест Лазаруса показывает, насколько часто используется каждая из копинг стратегий и насколько эффективно.
Результаты данной методики представлены в приложении (Приложение 2, таблица 3, диаграмма 6).
У гуманитарного и МВД профиля значения по всем шкалам являются умеренными. По показателям «Поиск соц. поддержки» и «Положительная переоценка» обе группы имеют одинаковый индекс (49 и 52), а по остальным шкалам разница от 1 до 4 баллов. У обоих профилей самое высокое значение выявлено по шкале «Дистанцирование» (МВД профиль- 59; гуманитарный профиль- 55). Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п.
У медицинского профиля самое высокое значение выявлено по шкале «Бегство- избегание» (54 балла). Стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения, игнорирование проблемы, вспышки раздражения и т.п. По всем остальным показателям медицинский профиль имеет индексы меньше, чем у двух других групп.
Шкала «Самоконтроль» имеет самые низкие баллы у всех групп опрошенных. У МВД и гуманитарного профиля- умеренное использование стратегии (48 и 46 баллов); у медицинского профиля- редкое использование стратегии (37 баллов).Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счёт целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. У медицинского профиля самоконтроль используется редко, из-за чего такие качества развиты слабо.
Таким образом у гуманитарного и МВД профиля «Дистанцирование» имеет самый высокий показатель, а у медицинского профиля самый высокий индекс выявлен по шкале «Бегство-избегание». «Самоконтроль» имеет самое низкое значение среди всех групп, но у медицинского профиля он используется реже всего.
Заключение
Все респонденты были разделены на три группы в зависимости от профиля обучения: гуманитарный профиль (46%), МВД профиль (32%), медицинский профиль (22%).
У гуманитарного профиля выявлена склонность к ориентациям на сближение, где преобладающим показателем является «Драйв» (1.63) и ярко выражена такая иррациональная установка, как «Катастрофизация» (28 баллов). То есть при появлении трудной жизненной ситуации респонденты оценивают это событие как ужасное и невыносимое, но испытывают прилив сил и фокусирование на позитивных аспектах ТЖС. При преодолении трудностей данная группа респондентов предпочитает стратегию дистанцирования (55), которая предполагает попытки преодоления негативных переживаний за счет снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.
МВД профиль склонен к ориентациям на сближение, такой показатель, как «Сигналы угрозы» преобладает над остальными (1.63), но при этом имеет среднее значение. Иррациональные установки не являются выраженными и имеют практически одинаковые показатели. Самый высокий индекс имеют шкалы «Должествование в отношении других» и «Фрустрационная толерантность» (33). То есть опрошенные чутко реагируют на малейшие сигналы, предвещающие наступление трудной ситуации; у них отсутствует чрезмерно высокое требование к другим и присутствует средний уровень стрессоустойчивости. Стратегия дистанцирования при преодолении трудностей является преобладающей (59).
У медицинского профиля самым высоким показателем среди типов ориентаций в ТЖС является «Бездействие» (1.43), который относится к ориентациям на уход. Иррациональные установки присутствуют, но не являются выраженными. Они имеют самые высокие показатели по всем шкалам среди других групп опрошенных (самооценка и рационализация мышления- 172, катастрофизация- 34, должествование в отношении себя- 34, долж. в отношении других- 35, оценочная установка- 35, фрустрационная толерантность- 35). Таким образом респонденты медицинского профиля имеют желание минимизировать свои усилия так, чтобы решить задачу без лишнего напряжения. При преодолении трудностей они предпочитают стратегию «Бегство-избегание» (54), то есть отрицание и игнорирование проблемы, вспышки раздражения.
Психологическое исследование подтвердило гипотезу. У школьников в зависимости от профиля обучения выявлены разные иррациональные установки и типы ориентаций в трудной жизненной ситуации.
Список использованных источников и литературы
И.Г.Кузина, книга «Теория социальной работы» 2006 г.
С. В. Климова, «Трудная жизненная ситуация в социальной работе с молодежью: уточнение понятийного содержания термина» 2021 г. https://cyberleninka.ru/article/n/trudnaya-zhiznennaya-situatsiya-v-sotsialnoy-rabote-s-molodezhyu-utochnenie-ponyatiynogo-soderzhaniya-termina
Алексеева М. С., впервые использовано в «Социальные проблемы строительства БАМ. Новосибирск, 1977»
Е. В. Битюцкая, Е. А. Баханова и А. А. Корнеев 2015 г., «Моделирование процесса совладания с трудной жизненной ситуацией» https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-sovladaniya-s-trudnoy-zhiznennoy-situatsiey
Е. В. Битюцкая и Кунашенко 2024 г. «Стремление к трудности как тип восприятия жизненных ситуаций» https://cyberleninka.ru/article/n/stremlenie-k-trudnosti-kak-tip-vospriyatiya-zhiznennyh-situatsiy
В. Битюцкая и А. А. Корнеев «Диагностика субъективного оценивания трудных жизненных задач» 2023 г. https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-subektivnogo-otsenivaniya-trudnyh-zhiznennyh-zadach
Е. В. Битюцкая и А. А. Корнеев «Диагностика восприятия жизненных трудностей: ситуационный опросник «Типы ориентаций в трудной ситуации» 2020 г. https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-vospriyatiya-zhiznennyh-trudnostey-situatsionnyy-oprosnik-tipy-orientatsiy-v-trudnoy-situatsii
Приложения
Приложение 1
Таблица 1 - Виды жизненных ситуаций по уровню трудности
Виды жизненных ситуаций |
Описание |
Привычные |
Ситуации в обыденной жизни, которые повторяются часто и на которые человек реагирует относительно постоянными стереотипными действиями. (Н.Г. Осухова, «Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях») |
Трудные |
Обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия, которых он не может преодолеть самостоятельно (такое понятие закреплено в Федеральном законе «О государственной социальной помощи»). |
Кризисные |
Психологические ситуации, в которой система отношений личности и окружающего мира характеризуется несоответствием между стремлениями, ценностями, целями, жизненными предназначениями человека и возможностями их реализации. Кризисная ситуация в самом общем виде может быть определена как «перелом, переворот, решительная пора переходного состояния». В психологию данное понятие было введено Л.С. Выготским. |
Таблица 2 - Типы восприятия трудных жизненных ситуаций
Тип |
Основание |
Содержание |
Драйвовый |
Приближение |
стремление к трудности, который связан с переживанием воодушевления при достижении значимой трудной цели, что обозначается понятием «драйв». С психологической точки зрения, драйв-потребностное состояние, побуждение к определенным действиям, высокий уровень мотивации, приближающей к трудной жизненной ситуации (Битюцкая, 2018). |
Максимальный |
Приближение |
многозадачность и достижение перфекционистской цели при наиболее высоких затратах усилий. |
Оптимальный |
Приближение |
направленность на достижение трудной цели оптимальными усилиями (не выше, не ниже, чем требуют условия задач). |
Амбивалентный |
Уход |
колебания между приближением к трудности и уходом от нее. |
Отстраненный |
Уход |
уход от тяжелых переживаний, которыми поглощено сознание, избегание трудной ситуации. |
Таблица 3 – Подходы к определению понятия «копинг-стратегия»
Понятие |
Определение |
Автор и труд |
Год |
Копинг-стратегия |
Стратегия совладания со стрессом, и с другими, порождающими тревогу событиями. |
Р. Лазарус Книга «Психологический стресс и процесс совладания с ним». |
1966 г. |
Копинг-стратегия |
Динамичное взаимодействие человека с ситуацией, как когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, на устранение внешних или внутренних противоречий. |
С. Фолкман и Р. Лазарус. Книга «Стресс, оценка и совладание» |
1984 г. |
Копинг-стратегия |
Особую форму поведения, свидетельствующая о личностной готовности решать свои проблемы. |
А. Маслоу,Роджерс. |
2003 г. |
Копинг-стратегия |
Компонент личностного потенциала. |
Д.А. Леонтьев, «Личностный потенциал» |
2011 г. |
Копинг-стратегия |
Вид социального поведения личности, которое обеспечивает 5 или разрушает личностное благополучие. Такое поведение позволяет человеку преодолевать стрессовое состояние или трудные жизненные ситуации при помощи осознанных действий, направленное на активное взаимодействие с возникающими ситуациями для дальнейшего их изменения или же правильной адаптации к ним. |
Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, «Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы» |
1991 г. |
Копинг-стратегия |
Избегание проблем и поиск социальной поддержки. |
Ф. Кохен и Р. Лазарус, «Роль копинг - стратегий педагогов в преодолении эмоционального выгорания.» |
1966 г. |
Таблица 4 - Классификация копинг-стратегий Р. Лазаруса и С. Фолкмана.
Типы копинг-стратегий |
Определение |
Действия, относящиеся к определенному типу |
Проблемно-ориентированные стратегии |
Направлены на решение конкретной проблемы или изменение ситуации. Эффективны в том случае, когда человек считает, что у него есть возможность и ресурсы влиять на ситуацию. |
|
Эмоционально-ориентированные стратегии |
Нацелены не на решение проблем, а на снижение эмоционального напряжения из-за них. Нужны, если разрешение кризиса от человека не зависит. |
|
Таблица 5 – Группы факторов, влияющих на выбор личностью определённой стратегии преодоления трудной жизненной ситуации
Эндогенные факторы |
Экзогенные факторы |
Совокупность базовых психологических, экзистенциальных, а также индивидуально-личностных характеристик субъекта, которые оказывают влияние на выбор стратегий преодоления трудной жизненной ситуации. Классификация эндогенных факторов по сфере их проявления:
|
Общественные процессы и явления, влияющие на деятельность личности; условия социальной среды; окружение человека. Совокупность выделенных компонентов оказывает влияние на выбор стратегий преодоления трудной жизненной ситуации. К экзогенным факторам относятся: семья; референтная группа; наличие/отсутствие социальной поддержки; условие отдыха и труда. |
Таблица 6 – Классификация факторов А. В. Кибальник
Содействующие (мотивирующие) факторы |
Сдерживающие (демотивирующие) факторы |
Они способствуют выбору конструктивных стратегий преодоления, что позволяет воспринимать трудную жизненную ситуацию как источник самосовершенствования и саморазвития. К данным факторам можно отнести: социальную поддержку; способность эффективно использовать личностные ресурсы для преодоления трудной жизненной ситуации; жизнестойкость; целеустремленность; оптимизм; стремление к саморазвитию; уверенность в собственных силах; вовлеченность; стремление к достижению успеха; адекватная самооценка. |
К ним принадлежат факторы, препятствующие выбору конструктивных стратегий и провоцирующие ориентацию на неконструктивные стратегии преодоления. Это приводит к закреплению способов поведения, вызывающих отклонения и деформации в личностном развитии, что влечет ситуативные неудачи и ведет к систематической неуспешности поведения и деятельности. К данной группе могут быть отнесены: чрезмерная или недостаточная рабочая, учебная нагрузка; наличие вредных привычек и разного рода аддикций (химическая, пищевая, игровая и другие); заболевания субъекта или членов его семьи; отсутствие или утрата социальной поддержки; эмоциональная нестабильность; неадекватная самооценка и так далее. |
Таблица 7 - Типы иррациональных установок А. Эллиса
Тип установки |
Содержание |
Катастрофические установки |
боязнь потерпеть неудачу (катастрофу), если человеку в жизни что-либо не удастся сделать. |
Установки обязательного долженствования |
представление об исключительно правильном, необходимом, обязательном, безальтернативном поведении или свойстве. Она может проявляться по отношению к себе, к другим людям или ко всему миру. |
Установки обязательной реализации своих потребностей |
максимализм в оценке конечного результата как самого себя, так и других людей, придание своей личности исключительности, привычка связывать все окружающие события со своей жизнью («все смотрят на меня», «все думают обо мне»). |
Глобальные оценочные установки |
это то, как человек оценивает как себя и других. Или резко положительно или резко отрицательно, оценивая при этом не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом. |
Приложение 2
Схема 1, диаграмма 1- количество респондентов.
8 2 респондента
Гуманитарный профиль- МВД профиль- Медицинский профиль-
38 респондентов (46%) 26 респондентов (32%) 18 респондентов (22%)
Таблица 1- Результаты опросника «Типы ориентаций в трудных ситуациях» Е.В. Битюцкой и А.А. Корнеева (2020 г.);
Код |
Профиль |
Ориентации на сближение |
Ориентации на уход |
||||||
Драйв |
Тщательность |
Сигналы угрозы |
Возможности |
Препятствия |
Избегание |
Бездействие |
Беспечность |
||
Гу-1 |
Гуманитарный |
1.50 |
2.00 |
2.14 |
1.80 |
2.00 |
1.83 |
1.73 |
1.22 |
Гу-2 |
1.86 |
1.14 |
1.71 |
1.50 |
1.38 |
1.33 |
1.18 |
1.56 |
|
Гу-3 |
1.86 |
2.00 |
2.00 |
2.30 |
1.88 |
2.17 |
2.00 |
1.22 |
|
Гу-4 |
1.14 |
1.57 |
2.00 |
1.70 |
2.38 |
2.08 |
1.55 |
1.56 |
|
Гу-5 |
2.36 |
2.57 |
2.57 |
2.70 |
0.75 |
0.00 |
0.82 |
0.33 |
|
Гу-6 |
0.93 |
1.86 |
1.86 |
1.60 |
1.75 |
2.75 |
1.73 |
1.44 |
|
Гу-7 |
1.00 |
1.29 |
1.43 |
1.60 |
1.50 |
2.08 |
1.91 |
1.89 |
|
Гу-8 |
1.64 |
1.00 |
2.00 |
1.20 |
1.75 |
1.58 |
1.18 |
0.78 |
|
Гу-9 |
1.93 |
0.71 |
2.00 |
1.30 |
2.00 |
1.75 |
1.55 |
1.56 |
|
Гу-10 |
1.57 |
1.00 |
1.57 |
1.40 |
1.38 |
1.33 |
1.64 |
1.67 |
|
Гу-11 |
1.86 |
2.43 |
1.71 |
2.20 |
1.63 |
1.83 |
1.64 |
1.22 |
|
Гу-12 |
1.57 |
1.43 |
1.57 |
2.00 |
1.13 |
1.25 |
1.73 |
1.22 |
|
Гу-13 |
1.43 |
1.29 |
1.29 |
0.80 |
1.38 |
1.33 |
1.27 |
1.22 |
|
Гу-14 |
2.21 |
1.71 |
2.00 |
1.70 |
2.00 |
2.42 |
2.55 |
2.22 |
|
Гу-15 |
1.86 |
2.00 |
1.43 |
1.70 |
1.75 |
0.67 |
0.82 |
0.78 |
|
Гу-16 |
2.93 |
3.00 |
2.57 |
2.70 |
1.13 |
0.17 |
0.45 |
1.00 |
|
Гу-17 |
1.21 |
0.71 |
0.71 |
1.60 |
1.50 |
1.58 |
0.73 |
1.11 |
|
Гу-18 |
1.79 |
1.29 |
1.43 |
1.10 |
1.13 |
1.67 |
1.09 |
1.22 |
|
Гу-19 |
1.29 |
1.14 |
0.57 |
1.10 |
0.25 |
1.58 |
1.27 |
1.44 |
|
Гу-20 |
1.93 |
1.14 |
1.57 |
1.10 |
1.13 |
1.75 |
1.55 |
1.11 |
|
Гу-21 |
0.79 |
1.29 |
1.57 |
1.50 |
1.50 |
1.25 |
0.73 |
1.00 |
|
Гу-22 |
2.00 |
2.00 |
2.43 |
2.20 |
1.38 |
2.08 |
1.91 |
2.44 |
|
Гу-23 |
1.14 |
1.29 |
0.86 |
1.50 |
1.38 |
1.42 |
0.91 |
1.33 |
|
Гу-24 |
2.50 |
2.71 |
2.43 |
2.30 |
2.00 |
1.33 |
1.09 |
1.56 |
|
Гу-25 |
1.57 |
2.14 |
1.71 |
1.80 |
1.50 |
1.50 |
1.91 |
1.78 |
|
Гу-26 |
1.93 |
1.86 |
1.43 |
2.00 |
1.50 |
1.17 |
0.91 |
1.00 |
|
Гу-27 |
1.64 |
1.43 |
1.29 |
1.50 |
1.38 |
1.67 |
1.36 |
1.44 |
|
Гу-28 |
1.14 |
1.29 |
1.29 |
1.10 |
1.38 |
1.75 |
1.55 |
1.78 |
|
Гу-29 |
1.71 |
1.71 |
1.29 |
1.20 |
1.63 |
1.58 |
1.45 |
1.67 |
|
Гу-30 |
1.36 |
1.43 |
1.57 |
1.30 |
1.25 |
1.25 |
1.64 |
1.89 |
|
Гу-31 |
1.57 |
3.00 |
2.71 |
2.10 |
2.25 |
1.50 |
0.73 |
0.44 |
|
Гу-32 |
1.07 |
0.71 |
1.29 |
1.10 |
1.50 |
1.58 |
1.73 |
0.89 |
|
Гу-33 |
1.79 |
0.86 |
0.86 |
1.70 |
1.13 |
1.00 |
1.55 |
1.22 |
|
Гу-34 |
1.79 |
1.43 |
1.57 |
1.20 |
1.88 |
1.75 |
1.73 |
2.11 |
|
Гу-35 |
1.36 |
1.57 |
1.86 |
1.60 |
1.88 |
1.50 |
1.09 |
1.56 |
|
Гу-36 |
1.79 |
1.14 |
2.00 |
1.20 |
1.75 |
1.83 |
1.91 |
1.22 |
|
Гу-37 |
1.93 |
1.86 |
1.57 |
1.80 |
1.38 |
2.25 |
2.09 |
2.11 |
|
Гу-38 |
1.29 |
0.71 |
0.14 |
0.80 |
0.63 |
1.17 |
0.91 |
1.11 |
|
ИТОГО |
1.63 |
1.57 |
1.63 |
1.6 |
1.5 |
1.54 |
1.41 |
1.37 |
|
Мв-1 |
МВД |
1.43 |
1.14 |
1.29 |
0.90 |
1.25 |
1.00 |
1.27 |
1.00 |
Мв-2 |
1.36 |
1.43 |
1.71 |
1.60 |
1.63 |
1.50 |
1.73 |
1.56 |
|
Мв-3 |
1.36 |
1.57 |
0.71 |
1.30 |
1.00 |
1.00 |
0.91 |
1.44 |
|
Мв-4 |
1.14 |
1.57 |
1.86 |
1.10 |
1.25 |
1.50 |
1.45 |
1.33 |
|
Мв-5 |
1.50 |
1.14 |
1.29 |
1.40 |
1.38 |
1.58 |
1.82 |
1.11 |
|
Мв-6 |
0.86 |
1.86 |
2.86 |
2.10 |
2.38 |
2.75 |
1.91 |
0.89 |
|
Мв-7 |
1.43 |
1.43 |
1.71 |
1.20 |
1.38 |
1.33 |
1.55 |
1.00 |
|
Мв-8 |
1.36 |
1.43 |
1.14 |
1.40 |
1.50 |
1.83 |
2.09 |
1.78 |
|
Мв-10 |
0.79 |
2.29 |
1.57 |
1.50 |
1.13 |
2.58 |
1.36 |
1.89 |
|
Мв-11 |
1.36 |
1.57 |
1.00 |
1.70 |
1.25 |
2.00 |
1.73 |
1.44 |
|
Мв-12 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.08 |
1.00 |
1.11 |
|
Мв-13 |
1.21 |
1.57 |
2.14 |
1.30 |
1.63 |
1.42 |
1.45 |
1.67 |
|
Мв-14 |
2.00 |
1.86 |
2.29 |
1.60 |
1.63 |
1.83 |
1.55 |
1.00 |
|
Мв-15 |
1.50 |
2.00 |
2.29 |
1.10 |
2.00 |
2.08 |
1.64 |
1.44 |
|
Мв-16 |
1.50 |
1.43 |
1.57 |
1.70 |
1.63 |
1.50 |
1.45 |
1.56 |
|
Мв-17 |
1.86 |
2.43 |
1.14 |
2.30 |
0.75 |
1.50 |
1.45 |
1.56 |
|
Мв-18 |
1.14 |
1.71 |
2.14 |
2.30 |
2.00 |
2.08 |
1.09 |
0.89 |
|
Мв-19 |
1.43 |
1.57 |
1.71 |
1.50 |
1.75 |
1.67 |
1.55 |
0.89 |
|
Мв-20 |
2.21 |
2.29 |
2.86 |
2.20 |
2.13 |
1.25 |
0.18 |
0.78 |
|
Мв-21 |
0.79 |
1.43 |
1.71 |
1.80 |
1.50 |
2.42 |
2.09 |
2.00 |
|
Мв-22 |
1.43 |
1.57 |
1.43 |
1.70 |
1.50 |
1.75 |
1.73 |
1.56 |
|
Мв-23 |
1.79 |
2.29 |
2.29 |
2.50 |
2.13 |
1.25 |
1.27 |
1.00 |
|
Мв-24 |
1.64 |
1.57 |
1.57 |
1.20 |
1.75 |
1.75 |
1.55 |
1.56 |
|
Мв-25 |
2.07 |
1.86 |
1.57 |
1.60 |
1.63 |
2.17 |
2.00 |
1.56 |
|
Мв-26 |
1.71 |
1.57 |
2.14 |
2.10 |
0.88 |
1.25 |
0.91 |
0.89 |
|
Мв-27 |
1.43 |
1.43 |
1.43 |
1.70 |
1.38 |
1.17 |
1.73 |
1.33 |
|
ИТОГО |
1.43 |
1.65 |
1.88 |
1.6 |
1.51 |
1.66 |
1.47 |
1.31 |
|
Мц-2 |
Медицинский |
1.21 |
1.14 |
1.57 |
1.00 |
1.50 |
1.17 |
1.45 |
1.67 |
Мц-3 |
1.07 |
1.86 |
2.14 |
1.10 |
1.75 |
1.33 |
1.36 |
1.11 |
|
Мц-5 |
1.86 |
1.86 |
1.43 |
0.90 |
1.13 |
1.50 |
2.09 |
2.22 |
|
Мц-6 |
1.71 |
0.71 |
1.00 |
1.40 |
1.25 |
1.33 |
1.55 |
1.33 |
|
Мц-8 |
1.36 |
1.14 |
1.29 |
1.50 |
1.25 |
0.83 |
1.18 |
1.33 |
|
Мц-9 |
1.71 |
1.57 |
1.29 |
1.20 |
1.25 |
1.83 |
1.82 |
1.67 |
|
Мц-11 |
1.29 |
3.00 |
2.43 |
1.90 |
2.25 |
1.92 |
0.82 |
0.89 |
|
Мц-12 |
1.07 |
1.00 |
1.00 |
1.30 |
0.88 |
0.92 |
1.27 |
0.89 |
|
Мц-14 |
1.43 |
1.00 |
0.86 |
1.50 |
1.63 |
1.50 |
1.64 |
1.78 |
|
Мц-16 |
1.29 |
0.43 |
1.43 |
0.90 |
1.00 |
1.08 |
0.91 |
1.11 |
|
Мц-17 |
1.00 |
1.14 |
1.00 |
1.30 |
0.63 |
0.92 |
1.64 |
1.33 |
|
Мц-18 |
1.43 |
1.14 |
1.43 |
1.60 |
1.50 |
2.00 |
1.91 |
1.33 |
|
Мц-19 |
1.36 |
2.00 |
1.71 |
1.90 |
2.00 |
1.83 |
1.73 |
1.44 |
|
Мц-20 |
1.21 |
2.00 |
1.14 |
1.20 |
1.13 |
1.58 |
0.64 |
1.11 |
|
Мц-22 |
1.00 |
0.71 |
1.00 |
1.50 |
1.50 |
1.83 |
1.64 |
0.67 |
|
Мц-23 |
1.93 |
2.14 |
2.14 |
2.10 |
1.63 |
1.17 |
1.64 |
1.11 |
|
Мц-24 |
0.86 |
0.86 |
0.57 |
0.90 |
0.88 |
0.83 |
0.82 |
0.44 |
|
Мц-25 |
1.43 |
1.71 |
1.43 |
1.30 |
1.88 |
1.50 |
1.64 |
2.00 |
|
ИТОГО |
1.34 |
1.41 |
1.38 |
1.36 |
1.39 |
1.39 |
1.43 |
1.3 |
Диаграмма 2- Средние значения по результатам опросника «Типы ориентаций в трудных жизненных ситуациях» Е.В. Битюцкой и А.А. Корнеева (2020 г.) у гуманитарного профиля.
Диаграмма 3- Средние значения по результатам опросника «Типы ориентаций в трудных жизненных ситуациях» Е.В. Битюцкой и А.А. Корнеева (2020 г.) у МВД профиля.
Диаграмма 4- Средние значения по результатам опросника «Типы ориентаций в трудных жизненных ситуациях» Е.В. Битюцкой и А.А. Корнеева (2020 г.) у медицинского профиля.
Таблица 2- Результаты методики диагностики иррациональных установок, SPR (А. Эллиса)
Код |
Профиль |
Самооценка и рациональность мышления |
Шкалы |
||||
Катастрофизация |
Должествование в отношении себя |
Должествование в отношении других |
Оценочная установка |
Фрустрационная толерантность |
|||
Гу-1 |
Гуманитарный |
149 |
25 |
28 |
31 |
38 |
27 |
Гу-2 |
153 |
39 |
33 |
22 |
35 |
24 |
|
Гу-3 |
118 |
21 |
24 |
27 |
24 |
22 |
|
Гу-4 |
144 |
21 |
28 |
31 |
38 |
26 |
|
Гу-5 |
142 |
22 |
23 |
25 |
40 |
32 |
|
Гу-6 |
137 |
25 |
21 |
29 |
33 |
29 |
|
Гу-7 |
130 |
16 |
28 |
26 |
27 |
33 |
|
Гу-8 |
156 |
30 |
30 |
30 |
32 |
34 |
|
Гу-9 |
148 |
24 |
28 |
30 |
33 |
33 |
|
Гу-10 |
164 |
29 |
31 |
37 |
33 |
34 |
|
Гу-11 |
112 |
13 |
19 |
25 |
32 |
23 |
|
Гу-12 |
167 |
26 |
34 |
31 |
40 |
36 |
|
Гу-13 |
167 |
33 |
32 |
37 |
27 |
38 |
|
Гу-14 |
146 |
22 |
19 |
32 |
41 |
32 |
|
Гу-15 |
196 |
40 |
31 |
35 |
50 |
40 |
|
Гу-16 |
159 |
24 |
23 |
38 |
41 |
33 |
|
Гу-17 |
177 |
36 |
38 |
39 |
29 |
35 |
|
Гу-18 |
161 |
33 |
30 |
36 |
27 |
35 |
|
Гу-19 |
157 |
34 |
32 |
32 |
32 |
27 |
|
Гу-20 |
150 |
26 |
37 |
30 |
26 |
31 |
|
Гу-21 |
157 |
28 |
32 |
33 |
29 |
35 |
|
Гу-22 |
161 |
26 |
36 |
35 |
33 |
31 |
|
Гу-23 |
190 |
40 |
30 |
40 |
40 |
40 |
|
Гу-24 |
160 |
34 |
33 |
32 |
26 |
35 |
|
Гу-25 |
151 |
25 |
26 |
34 |
35 |
31 |
|
Гу-26 |
150 |
25 |
30 |
29 |
27 |
39 |
|
Гу-27 |
141 |
22 |
25 |
28 |
36 |
30 |
|
Гу-28 |
189 |
38 |
40 |
39 |
34 |
38 |
|
Гу-29 |
178 |
36 |
38 |
38 |
32 |
34 |
|
Гу-30 |
133 |
22 |
22 |
26 |
27 |
36 |
|
Гу-31 |
126 |
28 |
13 |
24 |
18 |
43 |
|
Гу-32 |
143 |
26 |
23 |
26 |
30 |
38 |
|
Гу-33 |
176 |
32 |
39 |
41 |
27 |
30 |
|
Гу-34 |
145 |
25 |
31 |
32 |
26 |
31 |
|
Гу-35 |
182 |
35 |
33 |
39 |
37 |
38 |
|
Гу-36 |
172 |
25 |
40 |
34 |
34 |
39 |
|
Гу-37 |
161 |
34 |
32 |
34 |
27 |
34 |
|
Гу-38 |
140 |
31 |
32 |
28 |
23 |
26 |
|
ИТОГО |
155 |
28 |
30 |
32 |
32 |
33 |
|
Мв-1 |
МВД |
185 |
35 |
40 |
39 |
35 |
36 |
Мв-2 |
166 |
33 |
31 |
32 |
34 |
36 |
|
Мв-3 |
165 |
32 |
28 |
38 |
33 |
34 |
|
Мв-4 |
160 |
33 |
34 |
33 |
28 |
32 |
|
Мв-5 |
135 |
20 |
25 |
34 |
27 |
29 |
|
Мв-6 |
107 |
20 |
16 |
24 |
20 |
27 |
|
Мв-7 |
176 |
37 |
37 |
35 |
34 |
33 |
|
Мв-8 |
173 |
38 |
34 |
31 |
34 |
36 |
|
Мв-10 |
116 |
24 |
20 |
25 |
21 |
26 |
|
Мв-11 |
162 |
29 |
31 |
31 |
33 |
38 |
|
Мв-12 |
176 |
41 |
40 |
30 |
29 |
36 |
|
Мв-13 |
175 |
38 |
34 |
32 |
34 |
37 |
|
Мв-14 |
173 |
34 |
32 |
40 |
34 |
33 |
|
Мв-15 |
182 |
37 |
34 |
33 |
34 |
44 |
|
Мв-16 |
143 |
25 |
28 |
30 |
28 |
32 |
|
Мв-17 |
134 |
22 |
22 |
30 |
31 |
29 |
|
Мв-18 |
148 |
23 |
24 |
38 |
29 |
34 |
|
Мв-19 |
169 |
39 |
37 |
34 |
28 |
31 |
|
Мв-20 |
143 |
24 |
31 |
31 |
27 |
30 |
|
Мв-21 |
131 |
17 |
28 |
30 |
28 |
28 |
|
Мв-22 |
176 |
38 |
34 |
35 |
37 |
32 |
|
Мв-23 |
128 |
24 |
19 |
26 |
29 |
30 |
|
Мв-24 |
169 |
31 |
35 |
34 |
32 |
37 |
|
Мв-25 |
139 |
30 |
27 |
31 |
24 |
27 |
|
Мв-26 |
162 |
19 |
24 |
39 |
43 |
37 |
|
Мв-27 |
170 |
28 |
36 |
35 |
32 |
39 |
|
ИТОГО |
162 |
30 |
30 |
33 |
31 |
33 |
|
Мц-2 |
Медицинский |
162 |
29 |
25 |
33 |
40 |
35 |
Мц-3 |
174 |
33 |
37 |
39 |
32 |
33 |
|
Мц-5 |
201 |
41 |
37 |
41 |
40 |
42 |
|
Мц-6 |
180 |
34 |
41 |
35 |
31 |
39 |
|
Мц-8 |
178 |
32 |
32 |
37 |
44 |
33 |
|
Мц-9 |
151 |
32 |
30 |
29 |
35 |
25 |
|
Мц-11 |
112 |
15 |
14 |
20 |
37 |
26 |
|
Мц-12 |
197 |
41 |
42 |
41 |
40 |
33 |
|
Мц-14 |
190 |
34 |
39 |
40 |
42 |
35 |
|
Мц-16 |
149 |
31 |
27 |
27 |
30 |
34 |
|
Мц-17 |
171 |
34 |
32 |
39 |
28 |
38 |
|
Мц-18 |
169 |
38 |
35 |
33 |
30 |
33 |
|
Мц-19 |
170 |
31 |
32 |
37 |
33 |
37 |
|
Мц-20 |
176 |
36 |
36 |
34 |
32 |
38 |
|
Мц-22 |
161 |
32 |
25 |
36 |
31 |
37 |
|
Мц-23 |
178 |
34 |
39 |
33 |
36 |
36 |
|
Мц-24 |
199 |
37 |
47 |
40 |
41 |
34 |
|
Мц-25 |
178 |
43 |
35 |
37 |
26 |
37 |
|
ИТОГО |
172 |
34 |
34 |
35 |
35 |
35 |
Диаграмма 5- Средние значения по результатам методики диагностики иррациональных установок, SPR (А. Эллиса).
Таблица 3. Результаты теста «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (1988 г.)
Код |
Профиль |
Шкала |
|||||||
Конфронтация |
Дистанцирование |
Самоконтроль |
Поиск соц. поддержки |
Принятие ответственности |
Бегство- избегание |
Планирование решения |
Положительная переоценка |
||
Гу-1 |
Гуманитарный |
71 |
58 |
55 |
65 |
56 |
58 |
66 |
64 |
Гу-2 |
67 |
51 |
32 |
68 |
43 |
63 |
47 |
53 |
|
Гу-3 |
51 |
65 |
66 |
58 |
56 |
71 |
69 |
69 |
|
Гу-4 |
71 |
65 |
62 |
62 |
60 |
61 |
57 |
45 |
|
Гу-5 |
57 |
59 |
53 |
60 |
47 |
45 |
69 |
67 |
|
Гу-6 |
67 |
75 |
62 |
52 |
65 |
68 |
53 |
61 |
|
Гу-7 |
51 |
52 |
47 |
42 |
55 |
56 |
53 |
42 |
|
Гу-8 |
48 |
40 |
41 |
51 |
47 |
56 |
46 |
51 |
|
Гу-9 |
48 |
56 |
34 |
42 |
51 |
45 |
37 |
48 |
|
Гу-10 |
63 |
75 |
59 |
69 |
55 |
69 |
56 |
64 |
|
Гу-11 |
59 |
65 |
66 |
62 |
52 |
71 |
60 |
66 |
|
Гу-12 |
57 |
62 |
53 |
42 |
39 |
56 |
43 |
42 |
|
Гу-13 |
54 |
59 |
28 |
33 |
47 |
43 |
37 |
53 |
|
Гу-14 |
79 |
75 |
56 |
63 |
67 |
72 |
56 |
64 |
|
Гу-15 |
45 |
56 |
50 |
51 |
28 |
35 |
62 |
53 |
|
Гу-16 |
63 |
51 |
66 |
52 |
43 |
68 |
66 |
66 |
|
Гу-17 |
48 |
62 |
37 |
36 |
39 |
45 |
20 |
45 |
|
Гу-18 |
51 |
55 |
32 |
43 |
34 |
42 |
47 |
50 |
|
Гу-19 |
48 |
43 |
31 |
30 |
39 |
43 |
24 |
34 |
|
Гу-20 |
51 |
56 |
34 |
45 |
39 |
45 |
37 |
40 |
|
Гу-21 |
45 |
46 |
25 |
48 |
39 |
45 |
30 |
32 |
|
Гу-22 |
43 |
58 |
45 |
55 |
61 |
58 |
50 |
64 |
|
Гу-23 |
38 |
30 |
10 |
33 |
39 |
35 |
30 |
26 |
|
Гу-24 |
28 |
48 |
45 |
43 |
52 |
42 |
57 |
61 |
|
Гу-25 |
82 |
55 |
55 |
46 |
60 |
71 |
60 |
61 |
|
Гу-26 |
47 |
45 |
35 |
46 |
43 |
47 |
53 |
48 |
|
Гу-27 |
67 |
65 |
49 |
58 |
65 |
63 |
50 |
58 |
|
Гу-28 |
71 |
58 |
42 |
55 |
52 |
53 |
57 |
53 |
|
Гу-29 |
48 |
49 |
34 |
45 |
43 |
49 |
30 |
42 |
|
Гу-30 |
67 |
68 |
62 |
62 |
60 |
63 |
63 |
72 |
|
Гу-31 |
47 |
45 |
69 |
55 |
60 |
61 |
63 |
56 |
|
Гу-32 |
47 |
45 |
38 |
52 |
39 |
50 |
47 |
61 |
|
Гу-33 |
39 |
51 |
38 |
34 |
47 |
37 |
53 |
50 |
|
Гу-34 |
54 |
49 |
37 |
42 |
47 |
49 |
33 |
42 |
|
Гу-35 |
51 |
56 |
47 |
45 |
43 |
58 |
37 |
42 |
|
Гу-36 |
57 |
56 |
56 |
51 |
43 |
43 |
30 |
56 |
|
Гу-37 |
57 |
62 |
53 |
42 |
55 |
63 |
43 |
53 |
|
Гу-38 |
22 |
31 |
30 |
25 |
22 |
26 |
28 |
30 |
|
ИТОГО |
54 |
55 |
46 |
49 |
48 |
53 |
48 |
52 |
|
Мв1 |
МВД |
51 |
52 |
41 |
48 |
39 |
54 |
33 |
42 |
Мв2 |
60 |
62 |
50 |
48 |
67 |
67 |
53 |
56 |
|
Мв3 |
47 |
75 |
42 |
46 |
56 |
55 |
38 |
56 |
|
Мв4 |
63 |
51 |
45 |
43 |
39 |
50 |
47 |
50 |
|
Мв5 |
51 |
65 |
50 |
36 |
55 |
56 |
27 |
34 |
|
Мв6 |
59 |
58 |
59 |
43 |
65 |
66 |
63 |
58 |
|
Мв7 |
43 |
41 |
38 |
34 |
39 |
42 |
32 |
40 |
|
Мв8 |
48 |
56 |
53 |
54 |
59 |
56 |
46 |
64 |
|
Мв10 |
55 |
55 |
32 |
58 |
65 |
47 |
57 |
40 |
|
Мв11 |
51 |
78 |
52 |
68 |
56 |
61 |
41 |
58 |
|
Мв12 |
57 |
56 |
47 |
51 |
43 |
58 |
37 |
51 |
|
Мв13 |
47 |
51 |
38 |
43 |
56 |
61 |
47 |
37 |
|
Мв14 |
51 |
58 |
38 |
52 |
52 |
47 |
60 |
50 |
|
Мв15 |
63 |
68 |
66 |
49 |
56 |
66 |
53 |
64 |
|
Мв16 |
47 |
51 |
42 |
55 |
56 |
61 |
50 |
64 |
|
Мв17 |
75 |
78 |
45 |
58 |
61 |
76 |
63 |
64 |
|
Мв18 |
39 |
65 |
69 |
55 |
52 |
58 |
60 |
66 |
|
Мв19 |
38 |
40 |
44 |
36 |
51 |
58 |
43 |
53 |
|
Мв20 |
43 |
58 |
38 |
52 |
52 |
37 |
60 |
50 |
|
Мв21 |
39 |
68 |
69 |
46 |
61 |
58 |
44 |
40 |
|
Мв22 |
45 |
52 |
31 |
51 |
43 |
63 |
37 |
48 |
|
Мв23 |
57 |
52 |
56 |
54 |
51 |
52 |
66 |
61 |
|
Мв24 |
41 |
65 |
50 |
39 |
47 |
56 |
46 |
56 |
|
Мв25 |
67 |
61 |
52 |
52 |
52 |
63 |
50 |
58 |
|
Мв26 |
57 |
65 |
44 |
57 |
39 |
49 |
66 |
59 |
|
Мв27 |
63 |
51 |
55 |
46 |
39 |
55 |
47 |
42 |
|
ИТОГО |
52 |
59 |
48 |
49 |
52 |
57 |
49 |
52 |
|
Мц2 |
Медицинский |
63 |
51 |
28 |
49 |
56 |
58 |
38 |
40 |
Мц3 |
38 |
49 |
31 |
54 |
59 |
45 |
27 |
45 |
|
Мц5 |
57 |
49 |
34 |
57 |
55 |
56 |
49 |
48 |
|
Мц6 |
51 |
51 |
49 |
37 |
39 |
55 |
50 |
42 |
|
Мц8 |
54 |
49 |
41 |
66 |
39 |
65 |
49 |
51 |
|
Мц9 |
63 |
61 |
38 |
46 |
39 |
63 |
41 |
50 |
|
Мц11 |
71 |
61 |
62 |
49 |
52 |
76 |
69 |
64 |
|
Мц12 |
57 |
43 |
25 |
39 |
35 |
54 |
33 |
48 |
|
Мц14 |
48 |
62 |
31 |
54 |
55 |
49 |
46 |
40 |
|
Мц16 |
54 |
43 |
44 |
36 |
47 |
52 |
33 |
48 |
|
Мц17 |
45 |
49 |
22 |
42 |
55 |
56 |
40 |
32 |
|
Мц18 |
28 |
55 |
38 |
43 |
43 |
50 |
35 |
42 |
|
Мц19 |
48 |
46 |
34 |
45 |
39 |
52 |
33 |
59 |
|
Мц20 |
47 |
38 |
38 |
31 |
43 |
45 |
44 |
58 |
|
Мц22 |
48 |
52 |
31 |
45 |
31 |
52 |
33 |
42 |
|
Мц23 |
54 |
65 |
59 |
66 |
63 |
54 |
66 |
64 |
|
Мц24 |
35 |
43 |
31 |
33 |
43 |
45 |
20 |
45 |
|
Мц25 |
55 |
58 |
35 |
52 |
47 |
53 |
35 |
45 |
|
ИТОГО |
51 |
51 |
37 |
47 |
47 |
54 |
41 |
48 |
Диаграмма 6- Средние значения по результатам теста Р. Лазаруса и С. Фолкмана «Способы совладающего поведения».