Киберспорт - это спорт будущего или просто развлечение?

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Киберспорт - это спорт будущего или просто развлечение?

Локтионов Д.А. 1
1МОУ Гимназия имени Татищева В.Н.
Соловьева М.А. 1
1МОУ Гимназия имени Татищева В.Н.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
 
 
   
   
 

ВВЕДЕНИЕ

Некоторое время назад я начал всерьез задумываться о том, кем хочу стать, когда вырасту. И вот к чему я пришел в своих размышлениях: мне нужная такая профессия, чтобы она была для меня интересная, современная и высокооплачиваемая. «Чтобы это могло быть?» - думал я… И однажды мне в голову пришла мысль, что это ни что иное, как профессия киберспортсмена. «Киберспортсмен?! Что это еще за профессия такая?» - скорее всего спросите вы. А я отвечу: «Киберспортсмен - это компьютерный игрок, который участвует в соревнованиях, и получает денежные вознаграждения за успешные выступления [1]. И именно эта профессия мне очень интересна, ведь я как и многие другие мои сверстники, люблю играть в компьютерные игры. А направление киберспорта сейчас набирает всё большую популярность».

Постепенно я начал изучать детали киберспорта, собирать информацию про этот вид деятельности и понял, что к нему относятся очень неоднозначно. Проблема заключается в том, что с одной стороны, это разновидность виртуальных игр, а как известно, виртуальные игры могут вызывать зависимость и другие негативные последствия. С другой стороны, почему же в некоторых государствах киберспортивные дисциплины официально были признаны видами спорта, а в России даже есть Федерация Компьютерного Спорта? Так все-таки киберспорт – это перспективное направление спорта или просто игромания? Эти вопросы не давали мне покоя и определили актуальность темы моего исследования.

Цель исследовательской работы – самому создать компьютерную игру, которая будет являться предметом исследования плюсов и минусов киберспорта.

Задачи:

- обосновать актуальность выбранной темы исследования;

- проанализировать разновидности компьютерных игр, относящихся к киберспорту, чтобы понять, какую игру сделать;

- при помощи видеоролика продемонстрировать этапы создания игры;

- провести опрос среди друзей и сверстников, которые играли в созданную виртуальную игру, с целью практического выявления положительных и отрицательных сторон киберспорта.

Теоретический анализ прототипов показал, что в мире есть киберспортсмены, которые пришли к успеху в этом виде деятельности еще до их совершеннолетия. Так, например, датчанин Андерс Вейргангпервые чемпионаты по FIFA выиграл в 12 лет, а недавно установил уникальное достижение, выиграв в Weekend League более 500 матчей подряд. А ему всего 15 лет! Я думаю, что проведя свое исследование и основываясь на полученных результатах, я смогу сделать окончательный выбор, буду ли заниматься киберспортом или нет. И ,кто знает, возможно, я смогу не только повторить успех Андерса, но и стать успешнее.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

    1. Обоснование актуальности выбранной темы

Свою работу я решил начать с анализа популярности и актуальности киберспорта на сегодняшний день, чтобы еще раз доказать самому себе, что выбранное направление будущей профессии является перспективным.

Для начала рассмотрим определение понятия спорта: спорт - это организованная по определённым правилам деятельность людей (спортсменов), состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей [2]. Киберспорт (или электронный спорт) – это соревновательная деятельность по видеоиграм. В отличие от обычного спорта, в киберспорте игроки соревнуются не в физических качествах, а в интеллектуальных. Постепенно вникая в игру, которую вы выбрали, вам предстоит ответить на массу вопросов, а также обдумывать каждый свой шаг. В России киберспорт был признан в 2001 году, но включен в официальный Всероссийский реестр видов спорта только в 2016 году [3]. Киберспортивные турниры привлекают огромное количество зрителей как онлайн, так и офлайн. Например, финалы крупных турниров по таким дисциплинам, как Dota 2, League of Legends, Counter-Strike: Global Offensive, собирают миллионы просмотров на таких платформах как Twitch и ESL (Electronic Sports League). Это делает киберспорт одним из самых быстрорастущих видов спорта в мире.

Киберспорт стремительно развивается благодаря инвестициям от спонсоров и рекламодателей. По данным различных аналитических агентств, рынок киберспорта оценивается в миллиарды долларов [4], а его рост продолжается даже во время экономических кризисов.

В отличие от традиционных видов спорта, киберспорт доступен для более широкой аудитории. Он не требует физической подготовки, специальных условий или дорогостоящего оборудования (хотя профессиональное оборудование тоже имеет значение). Это позволяет людям разных возрастов и физических возможностей участвовать в соревнованиях.

С развитием киберспорта появились новые профессии: профессиональные игроки, тренеры, аналитики, комментаторы, менеджеры команд и другие специалисты. Некоторые учебные заведения начинают предлагать курсы и программы, связанные с киберспортом, что подчеркивает его актуальность в современном обществе.

Таким образом, на сегодняшний день киберспорт является актуальным и значимым явлением, которое продолжает расти и развиваться, привлекая все больше внимания и инвестиций.

    1. Сбор информации. Виды игр для киберспорта.

Убедившись в актуальности выбранной темы, я стал изучать виды игр для киберспорта. Сделал я это для того, чтобы понимать, какую игру смогу создать, чтобы на примере созданной игры, изучить ее плюсы и минусы и сделать соответствующие выводы относительно киберспорта.

Изучая информацию в интернете, я пришел к выводу, что игры можно классифицировать по их содержанию. Причем для каждого вида игры необходимы определенные навыки. Полученную информацию я попытался представить в виде нижеприведенной таблицы:

Вид игры

Описание игры

Навыки, необходимые для игры

Шутеры

стрелялки, бродилки

тактическое мышление, быстрая реакция, быстрота принятия решения в стрессовой ситуации

Ролевые игры

игра от имени определенного персонажа, выполнение миссий

тактическое мышление, быстрая реакция, быстрота принятия решения в стрессовой ситуации

Квесты

следование определенной последовательности в решении задач

поэтапное решение задач, логика

Логические игры

игровой процесс ограничен по времени или поступательно  усложняется

абстрактное мышление, логика, хорошая память

Симуляторы игр

Азартные карточные игры, бильярд, монополия и прочее

абстрактное мышление, выстраивание стратегии, хорошая память

Симуляторы процессов

Гонки, управление автомобилем, поездом, самолетом, космическим кораблем

навыки управления транспортным средством, быстрота принятия решения в стрессовой ситуации

Стратегии

Управление виртуальным миром, учет десятков параметров и выстраивание стратегии развития

Многозадачность, аналитическое и стратегическое мышление, внимание хорошая память

Проанализировав таблицу и исходя из собственного опыта работы по созданию игр, я решил остановиться на создании шутера и создании игры-стрелялки.

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1. Создание игры «Космический шутер»

Погружение в мир программирования я начал в возрасте пяти лет, когда занимался роботехникой при помощи лего-конструирования в одной из клинских школ программирования. Затем в 1 классе родители записали меня в онлайн школу, где я осваивал язык программирования Scratch. После окончания курса Scratch, начал изучение платформы для разработки компьютерных игр Unity. И вот уже несколько месяцев изучаю этот игровой движок. Поэтому вопрос выбора базы для создания компьютерной игры для исследования для меня был решенным. Для этой цели я, конечно, воспользовался Unity, потому что эта платформа мне интересна, понятна и, более того, именно на ней создано очень много компьютерных игр.

Я решил создать игру, которую назвал «Космический шутер». Не так давно я посмотрел фильм «Вызов». Он о том, как врач отправился в открытый космос вместе с опытными космонавтами. Этот фильм настолько мне понравился и впечатлил, что я посмотрел еще несколько фильмов о космосе и понял, что галактический мир не только прекрасен и загадочен, но и полон опасностей, одной из которых является столкновение с метеоритом. Именно эта мысль и легла в основу тематики игры-шутера, которую предстояло создать для моего исследования. Цель придуманного шутера - собрать как можно большее количество звезд при этом не столкнуться с появляющимися метеоритами. Как только происходит столкновение с метеоритом, игрок проиграл, игра закончена.

Для начала нужно было определиться, в какой системе этот шутер будет создан (2D или 3D). Так как я только приступаю к изучению 3D игр, я остановился на 2D игре, т.е. игра будет создаваться в двухмерном пространстве.

Затем нужно было найти и скачать в интернете подходящие к моей тематике картинки. Для моей игры нужны картинки космического корабля, метеоритов, звезд, лазера. Поиск и встраивание картинок в игру заняло не более 30 минут.

Следующий шаг – написание скриптов, то есть команд для разных действий в игре: полет звезд и метеоритов, перемещение космического корабля за курсором мышки, работа лазера, появление объектов в нужном месте (например: появление лазера, который привязан к космическому кораблю, рандомное появление звезд и метеоритов и т д).

Написание скриптов для движения картинок в игре – довольно времязатратное занятие. На их написание у меня ушла неделя. Сложность в написании скриптов – соблюдение правил языка программирования. В Unity я использовал язык программирования - C# (С Sharp). Например, если в этом языке в конце каждого предложения не прописать двоеточие, то командная строка не будет работать. Программа будет выдавать ошибку.

Следующий шаг - создание интерфейса игры, который заключается в указании названия, создание кнопок (start, restart, main menu, exit), написании скриптов для работы созданных ранее кнопок. На этот этап ушло порядка 3-4 дней.

Последний этап - проверка созданных настроек и корректной работы созданной игры.

Таким образом, можно выделить следующие основные этапы создание игры «Космический шутер» (Приложение 1): выбор 2D или 3D игра подбор картинок, которые будут использованы написание команд для разных действий в игре создание интерфейса игры, скриптов для работы кнопок проверка корректности работы игры.

В игру «Космический шутер» можно играть на компьютере и на мобильном телефоне. Ее однозначно можно отнести к киберспорту, поскольку в соревнованиях с другими людьми, поставленная цель - за определенное установленное время стремиться к сбору максимального количества звезд.

А теперь проанализируем положительные и отрицательные стороны созданной мною игры.

2.2. Плюсы и минусы игры «Космический шутер»

После создания и окончательной доработки игры я несколько дней ее тестировал для того, чтобы понять, какие у нее плюсы и минусы. Как и любой шутер, данная игра направлена на развитие тактического мышления, на быстроту реакции и на быстроту принятия решения в стрессовой ситуации. Это было очевидно. Так, например, я должен был продумать, как правильно разместить свой космический корабль, чтобы не столкнуться с метеоритом. Также должен был быстро среагировать на внезапно возникший из ниоткуда метеорит, что, несомненно, тренировало быстроту моей реакции. Но, к сожалению, кроме положительных сторон, у моей игры были и отрицательные .

Для того, чтобы попытаться увидеть объективную картину, я решил обратиться к своим друзьям и провести опрос среди них. Сначала игру скачал на флэшку и передал друзьям, чтобы они смогли ее перенести на свой компьютер и некоторое время поиграть в нее. Для того, чтобы всё было приближено к киберспорту мы установили время на прохождение игры (5 минут) и в течение 5 минут должны были собирать звезды и уклоняться от метеоритов с фиксацией полученного результата на видео, чтобы всё было по-честному. Я даже пообещал небольшой сладкий приз победителю. Через неделю результаты были подведены, победитель определен, а я получил обратную связь по моей созданной игре. Для сбора данных опроса я использовал сервис Google forms [5] (Приложение 2), в котором попросил друзей описать плюсы и минусы созданной игры и их пожелания по поводу возможных доработок.

Проанализировав результаты опроса, я выявил следующие положительные и отрицательные стороны созданной игры «Космический шутер»:

Плюсы:

- эта игра способствует развитию быстроты реакции (нужно уметь быстро реагировать на появляющиеся метеориты и уклоняться от них;

- учит моментально принимать решение, улучшает координацию движений, так как нужно молниеносно понять, куда перемещать космический корабль;

- развивает аналитическое мышление, так как нужно постоянно анализировать, какое положение лучше занять космическому кораблю, чтобы не просто уклониться от метеоритов, но и собрать большее количество звезд;

- развивает умение сфокусироваться и абстрагироваться (нужно быть погруженным в игру и не отвлекаться, чтобы не проиграть);

- стремление к победе и к зарабатыванию большего количества очков развивает целеустремлённость, тактическое и стратегическое мышление;

- постоянное движение пальцами обеих рук способствует улучшению работы мелкой моторики, а отвлечение от повседневной рутинной деятельности - эмоциональной разгрузке;

- есть возможность расширить знания по английскому языку, так как интерфейс игры на английском.

Минусы:

- при неудобном положении тела во время игры могут появиться боли в спине, что может привести к нарушению осанки;

- длительное пребывание за игрой становится причиной нерегулярного питания, чрезмерной нагрузки на пальцы и кисти рук, а также ухудшения зрения;

- отсутствие физической нагрузки приводит к малоподвижному образу жизни и соответственно к набору лишнего веса.

Как видим, у моей созданной игры есть и плюсы, и минусы. Соответственно, я могу резюмировать, что киберспорт и сама профессия киберспортсмена также имеет плюсы и минусы. Но я сделал вывод, что главной причиной отрицательных сторон, которые были выявлены в опросе, является несоблюдение режима игры и отдыха. Большинства минусов можно избежать, если контролировать количество времени, проведенное за игрой. Так, например, исследования ученых из Университета Квинсленда показали, что компьютерные игры более трех часов в день могут привести к проблемам со здоровьем [6]. Поэтому нужно строго лимитировать время игры. Например, ставить таймер на телефоне или попросить родителей сделать ограничения по времени нахождения в Интернете, используя приложение «Родительский контроль».

В качестве результата исследования я могу сделать вывод, что киберспорт – это скорее спорт будущего, чем просто развлечение. Но главное условие, чтобы этот спорт приносил пользу – нужно соблюдать режим пребывания перед гаджетами. Я со своей стороны не оставляю мыслей о развитии своих навыков в киберспорте. Быть может, в скором времени я стану известным киберспортсменом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На исследовательскую работу ушло около месяца. Мне очень помогли курсы Unity, которые я посещаю в школе программирования «Алгоритмика», а также мои друзья, которые участвовали в проведении моего исследования.

В результате проделанной работы цель и задачи были достигнуты. Моё исследование имеет практическую значимость и, как мне кажется, полезно для тех, кто сомневается в выборе профессий, связанных с киберспортом. Я продемонстрировал на примере своей игры, какие положительные и отрицательные стороны есть у активно развивающего в наше время киберспорта.

Вывод: на мой взгляд киберспорт – это спорт будущего, который очень востребован на сегодняшний день. Однако для того, чтобы компьютерные игры не приносили вреда здоровью, нужно строго ограничивать время работы с ними (если мы говорим именно про киберспорт и получение от него дохода, а не просто пребывание перед гаджетами).Регулярная кибернагрузка развивает способность легче сосредотачиваться, запоминать информацию и быстрее реагировать в той или иной ситуации. Все эти навыки чрезвычайно важны в нашем современном мире. Но очень важно, чтобы в жизни всегда оставалось место для чтения книг, физической культуры, живого общения с друзьями, посещения выставок и просто прогулок на свежем воздухе.

По результатам исследования я понял точно, что планирую продолжать двигаться в направлении киберспорта, и кто знает, возможно это будет делом всей моей жизни. А движок Unity - идеальный, по моему мнению, помощник на начальном этапе для создания собственных компьютерных игр, которые будут одним из этапов освоения профессии киберспортсмена. На перспективу - можно еще изучать различные языки программирования и другие игровые движки, которые также могут быть использованы для более продвинутого уровня компьютерных игр. Но это уже, я надеюсь, будет отдельная тема моего доклада.

Приложение 1

Алгоритм создания компьютерной игры «Космический шутер» на платформе Unity

  1. Выбор 2D или 3D игра.

Выбор между 2D и 3D средой (у нас 2D среда)

Окно для работы с 2D средой в Unity

Сайт для поиска бесплатных спрайтов для 2D игры, с которого были взяты картинки и анимации

 
  1. Подбор картинок

Спрайты, выбранные для игры

Добавляю спрайт главного игрока (Космический корабль)

Добавляю главному игроку спрайт лазера, которым он будет стрелять

Добавляю в игру предметы для сбора (Падающие звёзды)

Добавляю спрайт метеорита, который будет препятствием

Выбор фонового цвета для игры через Главную камеру проекта (Main Camera)

  1. Написание команд для разных действий в игре.

    Создаю скрипт для главного игрока (называем его Player) (в Unity всё на английском)

    Пишу скрипт для главного игрока на языке программирования C#

    Скрипт для предметов сбора (Звёздочки)

    Скрипт для создания препятствий (Метеорит)

    Создание дизайна главного меню

    Создание дизайна меню паузы

    Создание второй сцены для главного меню

    Написание скрипта для работы интерфейса

  2. Создание интерфейса игры, скриптов для работы кнопок.

5. Проверка корректности работы игры.

Приложение 2

Результаты опроса о плюсах и минусах игры «Космический шутер»

Вопросы электронного анкетирования:

  1. Плюсы созданной игры «Космический шутер»

- развернутый ответ

  1. Минусы созданной игры «Космический шутер»

- развернутый ответ

Результаты опроса

Список литературы

  1. https://sportrbc.ru/news/63a583e59a794752cee72e6a

  2. https://www.gazeta.ru/tech/2016/06/08/8292761/games-are-cool.shtml

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82

  4. https://news.rambler.ru/games/47681232-rynok-kibersporta-uzhe-otsenivaetsya-v-milliardy-dollarov/

  5. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSePflv5tv46fJsseRPu54OyChZfrNHUOjviV20B-ccCijaeNw/viewform?usp=sharing

  6. https://naukatv.ru/news/skolko_mozhno_igrat_na_kompyutere_bez_vreda_dlya_zdorovya_issledovanie

Просмотров работы: 71