Данная работа посвящена изучению проблемы одиночества в подростковом возрасте. Чувство одиночества, по мнению многих авторов, появляется впервые, в наиболее острой форме в подростковом возрасте когда, у подростка наблюдается стремление к одиночеству (уединению) из единства двух разнонаправленных потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в группу. В одновременном стремлении к социализации и индивидуализации личности.
Таким образом, изучение состояния одиночества, имеющего как негативную, так и позитивную направленность позволяет сделать шаг к преодолению существующего противоречия в понимании роли и места одиночества в психической жизни человека.
Исследованы школьники подросткового возраста, с целью определения подростков, испытывающих чувство одиночества. Выявлены личностные факторы, которые вызывают данное состояние. Даны рекомендации.
План исследования
Актуальность исследуемой проблемы выражается в том, что переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития. Подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, ненужность и отверженность.
Предмет исследования – чувство одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования – причины и особенности переживания одиночества подростками.
Цель работы - выявить основные причины возникновения чувства одиночества у подростков.
Цель реализуется в следующих задачах:
1.Изучить литературу по теме.
2.Выделить типы и виды одиночества.
3.Исследовать причины возникновения одиночества у подростков.
4.Провести и проанализировать результаты диагностики.
В ходе исследования мы использовали следующие методы:
Теоретический – изучение научной литературы по теме;
Аналитический;
Сравнительный
Эмпирические методы:
Тестирование;
Анкетирование.
Мы предполагаем, что подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными личностными факторами, которые вызывают данное состояние. Возникновение чувств одиночества связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении особенностей переживания одиночества учащихся подросткового возраста, в привлечении к этой проблеме внимания педагогов и родителей подростков, в определении роли школы в социальном становлении учащихся.
Практическая значимость работы: ознакомление учащихся и родителей с особенностями одиночества в подростковом возрасте. Полученные результаты могут использоваться при психологическом анализе поведения подростков, на классных часах и родительских собраниях, помогут подросткам осознать проблему собственного одиночества и выработать для себя способы его преодоления
Введение
Выбранную тему считаем актуальной, так как мы живём в то время, когда происходят огромные изменения в стиле жизни, связанные с изменениями социальных, политических, экономических и других основ. Эти изменения носят глобальный характер, и общество сегодня оказалось в том состоянии, которое раньше назвали бы «перепутьем», «переломом», «сменой вех» [7].
Такие периоды бывают в жизни каждого общества. Именно тогда человек вдруг начинает осознавать собственную бесполезность и невозможность реализовать свои личностные способности. На уровне общества это застой, кризис; на уровне человека - распад высших ценностей и социальное отчуждение [7].
Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию. Это заметно даже в поговорках, аккумуляторах народной мысли: от старорусской «на миру и смерть красна», до современной «каждый умирает в одиночку». Другими словами, «не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема» [14].
В древние времена, когда само существование людей было сугубо общинным, мы находим три основные формы одиночества [14]:
-Обряды и ритуалы, так называемое воспитание одиночеством. Одиночество здесь - необходимое условие становления личности и не несёт в себе трагической окраски.
-Наказание одиночеством - изгнание.
-Добровольное уединение - отшельничество. Цель такого уединения - самосовершенствование, преодоление плотского начала духовным.
Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века [12] .
Что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология.
Глава I Теоретическое обоснование темы
1.1.Проблема одиночества
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на различные категории людей в разные периоды жизни [15].
Одиночество происходит от слова «один». Но одиночество и физическая изоляция - не одно и то же. Физическая изоляция не должна оцениваться отрицательно. Не всегда человек, который находится один, испытывает одиночество. Но можно быть одному и не чувствовать себя одиноким, а можно быть в толпе, в кругу друзей и чувствовать одиночество [1].
Изучение и теоретическое осмысление этой проблемы начинается с середины XIX в. Практически все философские школы и направления освещали феномен одиночества.
Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то»[10].
Одиночество же - это непреодолимое, неприятное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других [10].
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.
Согласно Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Процесс возникновения одиночества:
1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами;
2) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования;
3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он, тем не менее, думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.
Человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности [13].
1.2. Типы одиночества
Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное [1].
Первое является результатом отсутствия тесной привязанности, такой как любовь. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка».
Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.
К. Мустакас, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество [9].
Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми.
Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.
В литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям, касающимся оценки индивидом его (ее) социального положения, типа испытуемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством [15].
Первый тип - «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями.
Второй тип - «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие.
Третий тип - «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в общении и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность.
1.3.Виды одиночества
Выделяют 2 вида одиночества [9].
Ситуативное одиночество - иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство подростков переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.
Как правило, люди, испытывающие ситуативное одиночество, обдумав, обсудив с друзьями и подкорректировав свои модели общения, через некоторое время готовы к установлению новых взаимоотношений. Они начинают искать новых знакомых.
Хроническое одиночество - следствие длительной неспособности установить отношения с одноклассниками, ровесниками.
Чтобы уйти от хронического одиночества тоже потребуется стать уверенным в себе, чтобы суметь противопоставить свои приоритеты и ценности социальным нормам и ожиданиям. Больше всего пользы от своего состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию социальных навыков общения и взаимодействия.
Есть еще одно мнение, где одиночество разделяют на три вида: хронический, ситуативный и переходящий [11].
Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.
Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или серьезная длительная размолвка с близким человеком, другом. После короткого времени ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.
Переходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.
Мне хотелось бы осветить еще один вариант, автор которого выделяет следующие виды одиночества [14]:
Одиночество - это период, когда необходимое общение, поддержка, понимание со стороны других, близкие люди отсутствуют. Кто - то переживает это спокойно, кто - то даже радуется этому, а кто - то страдает, не может найти себе место. Из этого следует, что одиночество бывает разным [12.]
Одиночество по желанию.
Когда человек чувствует себя комфортно в такой ситуации. У него могут быть друзья, знакомые и даже много, но он отстраняет себя от более близкого и частого общения с ними.
Одиночество вынужденное.
Человек может не соответствовать своему окружению и поэтому его могут отвергать. Например, он с более низким социальным положением, чем большинство из его окружения; неформал среди сверстников, или наоборот. В данном случае одинокий человек может уже принять статус изгоя.
Скрытое одиночество.
Одиноким можно быть и среди своих любимых и близких друзей и родственников.
1.4 Причины одиночества в подростковом возрасте
Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать [16], [8].
1. Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
2. Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением ("Я") и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое "Я" и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.
3. Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
4. Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.
5. Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.
6. Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).
7. Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).
8. Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.
9. Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.
Глава 2. Практическая часть
2.1.Выявление подростков, испытывающих чувство одиночества
Для реализации поставленной уели мы определили следующие пути работы:
Применили тест Рассела «Одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества». Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.(1).
В тестировании приняли участие подростки, учащиеся 8-го класса, возраст от 14 до 16 лет, в количестве 32 человек. Результаты тестирования показали:
Низкий уровень одиночества – 8 человек;
Средний уровень одиночества-18 человек;
Высокий уровень одиночества-6 человек.
Предложили учащимся ответить на вопросы теста-опросника С.В.Ковалева «Определение уровня самооценки». С помощью данного тестирования определили:
Низкий уровень самооценки -5 человека. При котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.
Средний уровень-11 человек. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.
Высокий уровень-16 человек. При котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;
Для выявления уровня эмоциональной тревожности, оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, использовали тест Г.Айзенка. В результате было получено:
Экстроверы-18 человек.
Экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей, явления и события. Экстраверты мобильны, общительны, адаптивны, отзывчивы, жизнерадостны, остроумны, стремятся к лидерству. Вместе с тем, они не всегда обязательны, излишне доверчивы и подвержены влиянию другого человека, неустойчивы в своих взглядах, неосмотрительны в поступках и импульсивны в действиях.
Интроверы-14 человек.
Интроверсия - это направленность личности на ее внутренний мир. Интроверты рассудительны, самостоятельны, спокойны, целенаправленны. Они плохо адаптивны, оторваны от реальности, дистанцированы в отношениях, нерешительны в поступках. Экстраверсия и интроверсия биполярны.
Эмоционально устойчивые -20 человек.
Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.
Эмоционально неустойчивые -12 человек.
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности.
В результате проведенного нами анализа были получены результаты, которые мы предоставляем в виде таблицы:
№ |
Уровень одиночества |
Уровень самооценки |
Модель личности |
Эмоциональная устойчивость |
Тип характера |
1 |
высокий |
высокий |
интроверт |
устойчивый |
меланхолик |
2 |
высокий |
средний |
интроверт |
устойчивый |
меланхолик |
3 |
высокий |
низкий |
интроверт |
устойчивый |
флегматик |
4 |
высокий |
низкий |
экстраверт |
неустойчивый |
холерик |
5 |
высокий |
высокий |
интроверт |
неустойчивый |
меланхолик |
6 |
высокий |
высокий |
экстраверт |
неустойчивый |
холерик |
Холерик -сильный, неуравновешенный, подвижный.
Флегматик -сильный, уравновешенный, инертный.
Меланхолик -слабый, неуравновешенный, инертный.
Выводы
В ходе психологического исследования были изучены особенности подросткового одиночества.
Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества: 44% подростков, принявших участие в эксперименте, показали положительный результат по шкале одиночества.
Чтобы узнать причину того, что подросток чувствует себя одиноким, мы поставили своей задачей описать их личностные особенности и особенности общения.
В результате мы выяснили, что подростки с высоким уровнем одиночества показывают сниженные баллы по экстраверсии, то есть обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы. Кроме того, подростки, считающие себя одинокими, показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия.
В качестве социальных особенностей следует отметить, что коммуникативные качества подростков с высоким уровнем одиночества значительно снижены по сравнению с подростками контрольной группы. Можно также говорить о зависимости между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, поскольку больше трети испытуемых являются «отвергаемыми» в своём классе.
Метод ранговой корреляции показал, что результаты по шкале одиночества не коррелируют с такими личностными качествами, как экстраверсия, нейротизм, психотизм. Однако, этот метод показал значимую связь баллов этой шкалы со сниженными коммуникативными свойствами подростков. Таким образом, не отвергая значимости личностных качеств при переживания подростками одиночества, мы можем утверждать, что проблема подросткового одиночества связана прежде всего с проблемами общения, с недостаточностью коммуникативных умений и навыков.
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов, работающих с подростками. Проблема подросткового одиночества остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.
Приложения
Приложение 1
Предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+». Текст опросника (вопросы):
Вопрос |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
1.Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку 2.Мне не с кем поговорить 3.Для меня невыносимо быть таким одиноким 4.Мне не хватает общения 5.Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня 6.Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне 7.Нет никого, к кому я мог бы обратиться 8.Я сейчас больше ни с кем не близок 9.Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи 10.Я чувствую себя покинутым 11.Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает 12.Я чувствую себя совершенно одиноким 13.Мои социальные связи и отношения поверхностны 14.Я умираю по компании 15.В действительности никто как следует не знает меня 16.Я чувствую себя изолированным от других 17.Я несчастен, будучи таким отверженным 18.Мне трудно заводить друзей 19.Я чувствую себя исключенным и изолированным другими 20.Люди вокруг меня, но не со мной |
Обработка: подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» — на 2, «редко» — на 1 и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов. Интерпретация высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.
Приложение 2
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Академический Проект,2002.
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - М., 2003.
3. Возрастно - психологический подход в консультировании детей и подростков. Под ред. Захаровой Г.В., Бурменской Е.А. - М.:Академия ,2002.
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось. -2001.
5. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия. Воспитание школьников, № 6, 2003год.
6. Клее М. Психология подростка. - М.,1991.
7.Культурология в вопросах и ответах. М., 2000.
8. Малышева С.В. Особенности чувства одиночества у подростков .// Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2001. - №3.
9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб,2000.
10.Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии //Лабиринты одиночества. - М., 1989.
11. Слободчиков И.М. Подросток и одиночество. - Екатеринбург: Детство, 1998.
12. Тарасов С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников. // Вопросы психологии. 1998. №4.
13. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами. – Елабуга: «Алмедиа», 2007.
14. Швалб Ю.М., Данеев О.В. Одиночество: социально - психологические проблемы. - Киев, 1991.
15. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.
16. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии. 1999. №6.