Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи

Суркаев М.Р. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества»
Гареева Е.К. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В течение последних двадцати лет количество женщин и, в меньшей степени, мужчин, принимающих решение в пользу отказа от рождения детей, непрерывно растет. Это явление недавно вошло в научный дискурс и получило название «чайлдфри» («свободные от детей») – люди, выбравшие для себя добровольную бездетность при биологической возможности иметь детей, и в связи со своей новизной не активно принимается обществом. Сторонники идеологии «чайлдфри» не редко подвергаются давлению окружающих. Такое значимое эмоциональное и психологическое давление мешает человеку принять себя, осознать особенности своего мировосприятия и жить в мире согласно с собственным выбором.

В XIX веке Александр Иванович Герцен писал: «Семья начинается с детей», обоснованно взирая на свое патриархальное окружение, в XXI веке приоритеты семьи кардинально переменились. Развитие технологий, медицины, переход от традиционного уклада к индустриальному обществу и изменение демографической ситуации привели к переменам и в семейной жизни: потребность в большой многопоколенной патриархальной семье пропала. На смену ей пришла нуклеарная (партнерская) семья, где на первый план вышли отношения между родителями, а не между поколениями.1

Процессы эмансипации и феминизации также оказали влияние на семейные ценности и на деторождение. Женщины, получив возможности для образования и реализации в профессиональной карьере, материальной независимости от мужчин (мужей), стали откладывать замужество и деторождение на более поздний срок. Все это в итоге привело к особенностям, связанным с процессом деторождения в современном мире: во-первых, наблюдается все более поздний возраст женщины, вступающей в брак; во-вторых, откладывание рождения ребенка «до последнего» повысило процент рождения детей без отцов.

Важность рождения ребенка в прошлом была продиктована в первую очередь экономической необходимостью – дети рано начинали работать, помогать родителям по дому или в профессии. Сейчас такой фактор отсутствует, да и к тому же на первый уровень выходят другие приоритеты супружеской пары – достижения во внешнем мире, реализация себя как личности, в том числе стремление сделать карьеру, получение образования, путешествия, социальный и финансовый рост.2

Чайлдфри (в переводе с английского буквально «свободные от детей») – это идеология и образ жизни, характеризующиеся осознанным решением людей не заводить детей. Причины для этого могут быть самые разные, от вынужденного отказа по состоянию здоровья до нелюбви к детям вообще. Пропаганда такого образа жизни угрожает демографии и традиционным ценностям. У этого явления есть свои сторонники и противники. Первые руководствуются свободой выбора и стремлением посвятить себя карьере или самореализации. Вторые апеллируют к тому, что явление чайлдфри может повлиять на общественные нормы и ценности, привести к укреплению стереотипов о том, что дети – это обременение, а родительство является нежелательным или даже неправильным выбором. Когда личная позиция переходит в пропаганду, существует опасность, что акцент на индивидуальных желаниях может затмевать социальную ответственность и поддержку отцовства и материнства как общественной ценности.

У термина «чайлдфри» довольно много трактовок, далеко не все из которых верные. Например, часто их путают с детоненавистниками (чайлдхейтерами), хотя это далеко не обязательная составляющая этой идеологии.

Основной признак чайлдфри – человек может иметь детей, но не хочет и сознательно отказывается их заводить по тем или иным причинам.

Актуальность: научно-исследовательскаяработа актуальна, преждевсегосразъяснительнойточкизрения идлявоспитательных целейподростков. Проблема чайлдфри продолжает тревожить все человечество, которое в ответе за судьбу своих детей и внуков. И люди всего мира должны аккумулировать накопленные знания и опыт, чтобы совместными усилиями начать последовательно преодолевать идеологию чайлдфри, поразившую значительную часть человечества. Этого можно достичь, только объединившись.

Цель: изучить и выявить причины влияния пропаганды идеологии чайлдфри на молодое поколение, изучить влияние пропаганды на подростков и предложить рекомендации по борьбе с пропагандой идеологии чайлдфри.

Для реализации цели были поставлены задачи: собрать материал по теме; изучить особенности поведения подростков и выяснить причины, по которым идеология чайлдфри их интересует; овладеть методиками для усвоения практического материала и проведения исследования; выдвинуть гипотезу; обобщить данные, подтвердить или опровергнуть гипотезу, проанализировать результаты исследования и сделать выводы; разработать рекомендации по борьбе с пропагандой идеологии чайлдфри.

Объект исследования: обучающиеся в возрасте от 13 до 17 лет.

Предмет исследования: особенности и предрасположенность подростков к пропаганде идеологии чайлдфри.

Респонденты: обучающиеся Юридической школы «Ваше право» МБУ ДО «ДДиЮТ» (возраст 13-17 лет).

Гипотеза: предположим, что существуют особенности поведения подростков, способствующих поддаться влиянию пропаганды идеологии чайлдфри.

  Новизна исследования.Поскольку данное явление обрело популярность относительно недавно, и вокруг пропаганды чайлдфри много мифов и недостоверной информации. Подобное исследование поможет обратить внимание и донести до подростков правдивую информацию.

Для достижения поставленных задач в исследовании мы использовали следующие методы и методики: анонимное анкетирование обучающихся открытой юридической школы.

Практической значимостью исследования является проведение и анализ опросов, создание рекомендаций и советов по правильному воспитанию подростков и борьбе с пропагандой идеологии чайлдфри.

Данная работа будет интересна педагогам, родителям и, непосредственно, самим подросткам.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЕЧАЙЛДФРИ НАПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

 

1.1. Анализ влияния чайлдфри на подрастающее поколение

В России чайлдфри заявили о себе в 2004 году. Тогда в сети интернет появилось одноименное сообщество, на первых порах объединившее около 5000 интернет-пользователей.

В 2012 году появилось движение чайлдфри в России. Его основал активист Эдуард Лисовский. Его группы в социальных сетях рассказывали об этой идеологии. Ряд этих групп впоследствии заблокировали по требованию прокуратуры, увидевшей в них признаки экстремизма и пропаганды ненависти к традиционным семейным ценностям. В 2022 году Лисовский покинул Россию.

Достоверно неизвестно, сколько людей в России причисляют себя к движению чайлдфри. Однако в 2018 году доля бездетных женщин в стране была около 8%. Сейчас частота бесплодных по тем или иным причинам (в том числе по здоровью) браков колеблется от 17% до 24%. Критический для демографии показатель – 15%.

В быту у чайлдфри всегда были натянутые отношения со сторонниками традиционной семьи. В многочисленных дискуссиях обе стороны обменивались оскорблениями и уничижительными терминами.

Однако долгое время вопрос чайлдфри не стоял на повестке дня как деструктивный, хотя демографические тенденции все ухудшались.

В 2020-х годах Россия оказалась в демографической яме, глубиной сопоставимой с 1990-ми годами.

По статистике, россиянки стали рожать в среднем меньше двух детей. А этого не хватит даже для того, чтобы поддерживать численность населения. Для такой ситуации есть много объективных причин, от последствий низкой рождаемости в 1990-х годах до экономической обстановки. Но депутаты решили, что идеологический компонент тоже недооценивать нельзя.

Первыми законопроект о запрете пропаганды идеологии чайлдфри разработали и внесли башкирские депутаты весной 2022 года. Законопроект вызвал много дебатов и критики со стороны правозащитников и даже представителей Русской православной церкви. Патриарх Кирилл выражал беспокойство, что законопроект приведет к запрету информации о монашеском образе жизни, исключающем рождение детей.

В плане опасности для общественного здоровья и семейных ценностей движение чайлдфри сравнили с ЛГБТ («Международное движение ЛГБТ» признано в России экстремиским и запрещено).

В июне 2024 года стало известно, что в Госдуме РФ готовят новый законопроект о запрете пропаганды чайлдфри и приравнивании этой идеологии к идеологиям экстремистской направленности.

В июле 2024 года депутат Госдумы РФ Султан Хамзаев предложил ввести в России штрафы за дискриминацию семейных ценностей.

12 ноября 2024 года Госдума РФ приняла закон о запрете «пропаганды чайлдфри». Спикер Госдумы Вячеслав Володин выразил уверенность, что этим законом депутаты «продолжают создавать единое правовое пространство для защиты детей, семьи и традиционных ценностей». Цель поправок, по его мнению, «уберечь граждан, особенно молодежь, от навязывания идеологии отказа от деторождения через интернет, СМИ, фильмы и рекламу».

На фоне позитивных изменений, приведенных выше, скачка рождаемости не произошло, поэтому некоторые специалисты приходят к выводу, что добровольный отказ от рождения детей – главная демографическая проблема. Депутат Госдумы из Санкт-Петербурга Виталий Милонов даже обратился в Минздрав с просьбой о признании «чайлдфри» психическим заболеванием.3

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

    1. Методика исследования борьбы с пропагандой идеологии чайлдфри на семейные традиционные ценности среди подростков

Эмпирическое изучение поведения подросткового возраста обучающихся представляет, как теоретический, так и практический интерес.

Для определения актуальности данной проблемы и подтверждения гипотезы исследовательской работы, я провел анкетирование среди обучающихся подростков. Им были заданы вопросы, касающиеся выявления причин возникновения пропаганды идеологии чайлдфри среди подростков и проблемы борьбы с пропагандой идеологии чайлдфри.

Анализ ответов на заданные вопросы описан ниже.

    1. Анализ результатов исследования

Анкетирование. Для получения точных сведений, я провел анкетирование. В анкетировании 80 обучающихся ОЮШ «Ваше право» МБУ ДО «ДДиЮТ» в возрасте от 13 до 17 лет (Приложение 1).

Среди всех опрошенных 50% (40 обучающихся) против распространения пропаганды идеологии чайлдфри, 50% (40 обучающихся) не интересовались темой распространения идеологии чайлдфри. (Приложение 2)

5 респондентов, ответили, что они поддерживают идеологию чайлдфри.

Знают ли родители (опекуны) о том, что он (она) интересуется идеологией чайлдфри? И отношение родителей к этому? 1 респондент ответил, что знают и относятся спокойно. У 4 респондентов не знают. А если бы узнали, то приняли бы жесткие меры. (Приложение 3)

На вопрос о вреде пропаганды идеологии чайлдфри на подрастающее поколение: 47 обучающихся ответили, что это вредно, 3 человек – даже не задумывались о последствиях вреда пропаганды идеологии чайлдфри. (Приложение 4)

Причина чайлдфри среди молодежи.

Это модно – ответили 20 % (16 респондентов). Все во круг так живут, я не буду отделятся 5% - 4 респондента. Думают, что и так можно прожить – ответили 5% (4 респондента). Просто хочу – ответил 1 % (1 респондент). (Приложение 5)

    1. Вывод II главы

С возрастом, мы стали более самостоятельные: в выборе развлечений, досуга, и конечно, распоряжения своими деньгами. Некоторым идеология чайлдфри нужна, как средство самоутверждения. Я считаю, что особенности в поведении подростков, склонных к распространению пропаганды идеологии чайлдфри и их сознании проявляются на уровне материальных ценностей, социальных установок и в родительском поведении.

Причины и условия, по которым люди интересуются идеологией чайлдфри:

  1. Глубокий поколенческий разрыв во взглядах на пропаганду чайлдфри: молодежь в большинстве отвергает штрафы, тогда как старшее поколение склонно поддержать ограничения.

  2. Отсутствие гендерных различий во взглядах на пропаганду чайлдфри: мужчины и женщины оказались близки в своих мнениях, что может указывать на трансформацию привычных гендерных взглядов на родительство, эти вопросы становятся равнозначно важными для мужчин и женщин.

  3. Влияние бездетности: россияне без детей значительно чаще выступают против штрафов за пропаганду чайлдфри и чаще видят в них вред. При этом и россияне с детьми, и бездетные не считают, что штрафы смогут повлиять не демографическую ситуацию.

  4. Скептицизм в отношении эффективности штрафов: значительная часть россиян считает, что штрафы не повлияют на рождаемость, это мнение одинаково часто разделяют россияне разных возрастов.

  5. Формальный характер поддержки штрафов среди сторонников: даже сторонники инициативы сомневаются в ее реальной пользе, что свидетельствует о социально желательном поведении и номинальной поддержке закона.

ГЛАВА III. Борьба с пропагандой идеологии чайлдфри

3.1.Анализ Российского законодательства

 

23 ноября 2024 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал два закона о запрете идеологии «чайлдфри» - пропаганды отказа от деторождения. Оба закона размещены на официальном портале правовой информации.

Один из законов запрещает информацию, пропагандирующую отказ от деторождения в интернете, СМИ, кинофильмах, рекламе. В частности, поправки внесены в статьи 10.6 и 15.1 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ.

Авторами инициативы выступили председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин, спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, а также большая группа депутатов и сенаторов.

Второй закон на эту тему вводит административную ответственность за нарушение запрета на пропаганду «чайлдфри». Он уточняет, что «не является административным правонарушением распространение информации о монашестве и монашеском образе жизни, соблюдении обета безбрачия (целибата) и связанном с ними отказе от деторождения и или совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности монашества и монашеского образа жизни, соблюдения обета безбрачия (целибата) и связанного с ними отказа от деторождения, если такие информация и публичные действия основаны на внутренних установлениях централизованных религиозных организаций или религиозных организаций, входящих в их структуру».

Поправки внесены сразу в 6 законов:

  • Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

  • Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе»;

  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон вносит поправки в статью 6.21 КоАП РФ. Так, за пропаганду «чайлдфри» вводится штраф для граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; для должностных лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; для юридических лиц - от 800 тыс. до 1 млн рублей.

Аналогичные нарушения, совершенные с применением СМИ или интернета, повлекут наложение штрафа на граждан в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; на должностных лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. рублей; на юридических лиц - от 1 млн до 4 млн рублей.

Если такая пропаганда коснулась несовершеннолетних, гражданам придется заплатить штраф в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, должностным лицам - от 200 тыс. до 400 тыс. рублей, юрлицам - от 1 млн до 2 млн рублей.

Меры ответственности за пропаганду среди несовершеннолетних с помощью СМИ или интернета возрастут и повлекут наложение штрафа на граждан в размере от 200 тыс. до 400 тыс. рублей; на должностных лиц - от 400 тыс. до 800 тыс. рублей; на юридических лиц - от 2 млн до 5 млн рублей.

Для иностранцев штрафы составят столько же, сколько для граждан РФ, но с административным выдворением за пределы РФ либо административным арестом на срок до 15 суток также с выдворением.

3.2. Опыт борьбы с деторождением в других странах

В целях стимулирования рождаемости в ряде стран проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т. п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 1980-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Однако ситуация с деторождением многообразна – например, в странах Востока и Азии, наоборот, борются с высокой рождаемостью. Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового.

В нашей стране в рамках «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» государство ввело ряд мер, призванных повлиять на рождаемость в сторону ее повышения: ежемесячное пособие по уходу за ребенком неработающим женщинам, увеличение размера пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим женщинам, введение материнского капитала и налоговые льготы. Государство выделяет средства из бюджета для стимуляции рождаемости. В 2017 году один из депутатов Госдумы даже предложил вернуть налог на бездетность, чтобы поспособствовать росту населения.4

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ БОРЬБЫ

С ПРОПАГАНДОЙ ИДЕОЛОГИИ ЧАЙЛДФРИ

4.1. Предложения и рекомендации борьбы с пропагандой идеологии чайлдфри

Для снижения распространенности и предотвращения начала распространения пропаганды идеологии чайлдфри необходимо, также, как и в отношении обычных разговоров, комплекс мер:

- распространить действующие в отношении чайлдфри законодательные меры за распространение пропаганды идеологии;

- введение для школьников специальных занятий о последствиях явления чайлдфри и о семейных ценностях традиционной семьи в рамках предмета ОБЗР;

- проведение разъяснительной и просветительной работы о вреде пропаганды чайлдфри среди родителей учащихся общеобразовательных школах в рамках родительских собраний;

- пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

- активное вовлечение детей и подростков в спортивные секции, кружки, в культурно-массовые и общественные мероприятия, так как недостаточное внимание к организации досуга и проведению свободного времени ребенка или подростка имеет негативные последствия.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования можно утверждать, что существует проблема борьбы с пропагандой идеологии чайлдфри среди подростков.

Можно сделать вывод, что информационное освещение этой темы в первую очередь охватило наиболее образованную, урбанизированную и активную в интернете аудиторию, а также россиян репродуктивного возраста.

Глубокий поколенческий разрыв во взглядах на пропаганду чайлдфри: молодежь в большинстве отвергает штрафы, тогда как старшее поколение склонно поддержать ограничения.

Отсутствие гендерных различий во взглядах на пропаганду чайлдфри: мужчины и женщины оказались близки в своих мнениях, что может указывать на трансформацию привычных гендерных взглядов на родительство, эти вопросы становятся равнозначно важными для мужчин и женщин.

Влияние бездетности: россияне без детей значительно чаще выступают против штрафов за пропаганду чайлдфри и чаще видят в них вред. При этом и россияне с детьми, и бездетные не считают, что штрафы смогут повлиять не демографическую ситуацию.

Скептицизм в отношении эффективности штрафов: значительная часть россиян считает, что штрафы не повлияют на рождаемость, это мнение одинаково часто разделяют россияне разных возрастов.

Формальный характер поддержки штрафов среди сторонников: даже сторонники инициативы сомневаются в ее реальной пользе, что свидетельствует о социально желательном поведении и номинальной поддержке закона.Чайлдфри в настоящее время набирает обороты среди молодого поколения. Можно сказать, что это уже отдельная субкультура, навеянная временем. Только совместными усилиями и сознанием граждан, и ужесточением ответственности за незаконное распространение и вовлечение несовершеннолетних возможно снижение пагубного влияния пропаганды идеологии чайлдфри на подрастающее поколение.

Можно сделать следующие выводы:

Среди всех опрошенных 50% (40 обучающихся) против распространения пропаганды идеологии чайлдфри, 50% (40 обучающихся) не интересовались темой распространения идеологии чайлдфри. 5 респондентов, ответили, что они поддерживают идеологию чайлдфри.

На вопрос: Знают ли родители (опекуны) о том, что он (она) интересуется идеологией чайлдфри? И отношение родителей к этому? 1 респондент ответил, что знают и относятся спокойно. У 4 респондентов не знают. А если бы узнали, то приняли бы жесткие меры.

На вопрос о вреде пропаганды идеологии чайлдфри на подрастающее поколение: 47 обучающихся ответили, что это вредно, 3 человек – даже не задумывались о последствиях вреда пропаганды идеологии чайлдфри.

Причина чайлдфри среди молодежи.

Это модно – ответили 20 % (16 респондентов). Все во круг так живут, я не буду отделятся 5% - 4 респондента. Думают, что и так можно прожить – ответили 5% (4 респондента). Просто хочу – ответил 1 % (1 респондент).

В своей работе я постарался отразить все вопросы, возникшие в ходе исследования. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана. Существуют особенности поведения подростков, способствующих распространению пропаганды явления чайлдфри, то естьсклонных к пропаганде чайлдфри и их сознании проявляются на уровне материальных ценностей, социальных установок и в родительском поведении. Мною разработана памятка - рекомендации и предложения борьбы с явлением чайлдфри.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовая база

  1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»;

  2. Федеральные закон от 24 июля 1998 г . №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  3. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 24.07.2023);

  4. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"(ред. от 28.04.2023);

  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

  6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 « О средствах массовой информации»;

  7. КоАП РФ по сост. на 24.09. 2023 г. с комментариями. Издательство- Проспект. С.816.;

Основная литература

10. Причины Чайлдфри. Гид по психоаналитическим теориям., И.Литвинская. 2020 г.

11. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей // Ежегодник Российского психологического общества: Психология сегодня. – М., 1996. Т. 2. С. 151.

12. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010.

13. Демоскоп Weekly, № 747–748, 6–19 ноября 2017.

Интернет - ресурсы

  1. https://lenta.ru/news/2017/04/24/mosgorduma/

  2. Сайт https://lenta.ru/news/2015/11/06/iprit/

Приложения

Приложение 1

Анкета

о вреде пропаганды явления чайлдфри среди обучающихся, в возрастной категории от 13 до 17 лет.

  1. Предлагали ли Вам распространить информацию об пропаганде идеологии чайлдфри? (Да____, Нет______)

  2. Пропагандируете ли вы идеологию чайлдфри?

(Да______, Нет________)

  1. Знаете ли вы о вреде пропаганды идеологии чайлдфри?

(Да______, Нет_________)

  1. Знают ли родители (опекуны) о том, что он (она) интересуется идеологией чайлдфри? (Да______, Нет______)

  2. Отношение родителей к идеологии пропаганды чайлдфри

(спокойно_______, примет жесткие меры__________)

  1. Причина распространения идеологии чайлдфри среди подростков

(Модно__________, Так можно прожить ___________, Хочу_________)

Приложение 2

Анкетирование о вреде пропаганды идеологии чайлдфри

на обучающихся в возрастной категории от 13 до 17 лет

Приложение 3

Анкетирование о вреде пропаганды идеологии чайлдфри

на обучающихся в возрастной категории от 13 до 17 лет

Приложение 4

Анкетирование о вреде пропаганды идеологии чайлдфри

на обучающихся в возрастной категории от 13 до 17 лет

Приложение 5

Анкетирование о вреде пропаганды идеологии чайлдфри

на обучающихся в возрастной категории от 13 до 17 лет

1 Демоскоп Weekly, №747-748, 6-19 ноября 2017.

2 Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический,экономический, антрополого-пеагогический анализ. Монография.-М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010.

3 https://lenta.ru/news/2015/11/06/iprit/

4 https://lenta.ru/news/2017/04/24/mosgorduma/

Просмотров работы: 7