Влияние искусственного интеллекта на развитие образования, здравоохранения и социальной сферы

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние искусственного интеллекта на развитие образования, здравоохранения и социальной сферы

Юдин Г.А. 1
1МОУ гимназия №46
Неклюдова А.Е. 1
1МОУ гимназия №46
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью различных аспектов нашей жизни. Его внедрение в образование, здравоохранение и социальную сферу открывает новые горизонты, но также ставит перед нами ряд вопросов о замене традиционных методов работы и возможных последствиях.

Актуальность данной темы, в том, что искусственный интеллект в образовании применяется для улучшения результатов обучения и помогает учителям в разработке более совершенных образовательных практик. Искусственный интеллект в здравоохранении и социальной сфере продолжает расти благодаря его способности улучшать качество обслуживания, повышать эффективность процессов и обеспечивать более точные результаты. Сегодня искусственный интеллект прогрессирует с невероятной скоростью, и для того, чтобы оставаться в курсе научных и технических достижений, важно разбираться в новейших технологиях, их организации, способах использования и заключенном в них потенциале.

Цели проекта:

1. Анализ текущего состояния: изучить, как ИИ уже используется в образовании, здравоохранении и социальной сфере.

2. Оценка преимуществ и рисков: определить, какие преимущества и риски связаны с внедрением ИИ в эти области.

3. Разработка рекомендаций: предложить рекомендации для эффективного использования ИИ.

Объект исследования: искусственный интеллект.

Предмет исследования: использование искусственного интеллекта в образовательном процессе, здравоохранении и социальной сфере.

Задачи:

1. Найти и обобщить необходимые сведения об искусственном интеллекте;

2. Рассмотреть способы применения систем искусственного интеллекта в образовании, здравоохранении и социальной сфере.

Решения задач:

1. Образование:

Разработка адаптивных обучающих систем;

Внедрение онлайн-платформ с ИИ для повышения доступности образования в удаленных регионах.

2. Здравоохранение:

Внедрение ИИ-систем для ранней диагностики и мониторинга заболеваний, что позволит улучшить результаты лечения;

Разработка платформ для безопасного обмена медицинскими данными для защиты конфиденциальности;

Обучение медицинского персонала работе с ИИ-технологиями для повышения их квалификации.

3. Социальная сфера:

Использование ИИ для анализа данных о потребностях населения и оптимизации распределения социальных ресурсов;

Разработка чат-ботов и виртуальных помощников для оказания социальной поддержки в режиме 24/7.

Гипотеза: искусственный интеллект может быть хорошим инструментом и помощником для человека, но при этом ИИ не станет его полноценной заменой.

ГЛАВА 1. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Искусственный интеллект — это способность цифровых компьютеров или контролируемых роботами компьютеров решать задачи, которые обычно связывают с человеческими.1

Искусственный интеллект (ИИ) не принадлежит будущему – он происходит сейчас. Учитывая, что мировой рынок программного обеспечения для искусственного интеллекта вырастет на 154 процента в годовом исчислении, к 2025 году прогнозируется, что эта отрасль будет оценена в 22,6 миллиарда долларов США.

Искусственный интеллект, изобретенный Джоном Маккарти в 1950 году, – это способность машин или компьютерных программ учиться, думать и рассуждать, как человеческий мозг. В систему ИИ поступают данные и инструкции, на основе которых система делает выводы и выполняет функции. Со временем он продолжает изучать человеческое мышление и логику, становясь эффективнее на ходу.

    1. Искусственный интеллект: основные этапы развития

Выделяют шесть этапов развития искусственного интеллекта (ИИ)2:

  1. Ранние исследования (1950-е годы). В этот период были разработаны первые модели искусственного интеллекта. Исследователи пытались создать компьютерные программы, которые способны решать проблемы вместо человека. 

  2. Период экспертных систем (1970-е годы). В этот период были созданы первые экспертные системы, которые использовали знания экспертов в различных сферах для решения конкретных задач. Эти системы были успешно применены в медицине, финансах и других областях. 

  3. Период нейронных сетей (1980-е годы). В это время были разработаны первые нейронные сети, моделирующие работу мозга. Это позволило создать более сложные системы искусственного интеллекта, способные обучаться на основе опыта. 

  4. Период развития машинного обучения (1990-е годы). В это время были созданы более эффективные методы машинного обучения, такие как алгоритмы классификации и кластеризации данных. Это позволило создать системы искусственного интеллекта, способные обрабатывать и анализировать большие объёмы информации. 

  5. Период развития глубокого обучения (2010-е годы). В этот период были разработаны методы глубокого обучения, позволяющие создавать искусственные нейронные сети. Это дало возможность улучшить производительность и точность систем искусственного интеллекта в различных областях, таких как компьютерное зрение и обработка естественного языка.

  6. Период автономных технологий (2020-е годы). В настоящее время активно развиваются технологии, позволяющие разрабатывать независимые системы искусственного интеллекта, которые могут принимать решения без человеческого вмешательства. Это создает новые перспективы для применения ИИ в разных сферах, таких как разработка автопилотов для автомобилей и робототехника.

      1. Искусственный интеллект подразделяется на четыре вида:3

1. Реактивные машины. Это те машины, которые не хранят ни воспоминаний, ни прошлого опыта. Это «реактивный» характер, который реагирует на текущий сценарий.

2. Ограниченная память. Этот тип машины может уйти в прошлое. Классический пример – это беспилотные автомобили, которые могут наблюдать за скоростью и направлением других автомобилей.

3. Теория разума. Этот тип включает машинное обучение, которое пытается воспроизвести весь физический мир – людей, существ, объекты – все, что может думать и испытывать эмоции.

4. Самосознание. Это тот тип, в котором машины будут иметь системы, позволяющие им быть застенчивыми. Эта стадия также является продолжением стадии Теории Разума. Это выведет машины на совершенно новый уровень интеллекта.

    1. Плюсы и минусы искусственного интеллекта (ИИ):4

      1. Преимущества искусственного интеллекта:

1. Отсутствие человеческой ошибки. Когда вы можете полностью исключить человеческие ошибки, вы получите точные результаты.

2. Нулевые риски. Использование машин в задачах, которые могут представлять опасность для человека

3. Круглосуточная доступность. Машины работают без перерывов и не устают.

4. ИИ невозможно вывезти из себя. Этот единственный атрибут машин с поддержкой AI может помочь более стабильно справляться с жалобами клиентов. С системой чата с поддержкой AI, клиенты могут отправлять любое количество странных запросов, у чат-бота есть уже заранее подготовленные ответы, которые он будет продолжать показывать в соответствии с его оценкой запроса.

5. AI-машины могут быстро принимать решения. Использование искусственного интеллекта и других технологий может помочь создавать машины, которые могут принимать решения на основе данных намного быстрее, чем люди.

      1. Недостатки искусственного интеллекта:

1. Машины с ИИ несут большие затраты. Создание машин, требует много ресурсов и времени, что делает его довольно дорогостоящим.

2. Машинам не хватает творчества. Проблема с машинами в том, что они работают запрограммировано. Машина всегда будет анализировать ситуацию с точки зрения предварительно введенных данных и прошлого опыта. Машине сложно подойти к делу творчески.

3. Машины с ИИ могут лишить людей рабочих мест. Потребность во вмешательстве человека снижается, поскольку предприятия стремятся к более быстрой, безошибочной и безопасной работе. Это приводит к потере рабочих мест, которые когда-то были широко распространены.

4. Никакие эмоции не могут отпугнуть ИИ. У ИИ нет эмоций или сочувствия. Если все это оставить ботам, качество обслуживания клиентов ухудшится без человеческого участия.

5. Машины с ИИ не понимают этики. Еще одна человеческая особенность, которую сложно встроить в машину, – этика. В машине отсутствует мораль, ее также трудно спроектировать и передать с помощью технологий. Искусственный интеллект может помочь сократить время, но не следовать этическим ценностям.

Мнение Боба Мак Грю о проблемах, которые стоят на пути развития ИИ-моделей, агентов и роботов можно узнать из приложения №1

    1. Главные тренды внедрения ИИ в здравоохранении:

  1. Улучшение диагностики. ИИ-системы анализируют медицинские изображения, данные лабораторных анализов и клинические истории, выявляют патологии и предлагают точные диагнозы. 

  2. Персонализированное лечение. Использование ИИ позволяет учитывать индивидуальные особенности пациентов и предлагать оптимальные схемы лечения на основе анализа многочисленных факторов, таких как генетические данные, медицинская история и реакция на терапию. 

  3. Прогнозирование заболеваний. ИИ помогает определить вероятность развития определённых заболеваний у конкретного пациента на основе его индивидуальных факторов риска, что позволяет принять профилактические меры или начать лечение на ранних стадиях. 

  4. Автоматизация и оптимизация процессов. ИИ снижает нагрузку на медицинский персонал, автоматизирует рутинные задачи, улучшает управление медицинскими данными и обеспечивает более эффективное распределение ресурсов. 

      1. Обучение врачей на виртуальных пациентах:

В медицинском образовании сегодня тоже преобладает подход, при котором будущих врачей предпочитают потренировать на манекенах и виртуальных моделях, прежде чем пускать к настоящим пациентам.

При этом в медицине границы VR для обучения очевидны: даже в самой реалистичной симуляции пока нельзя включить осязание и по-настоящему натренировать мелкую моторику.

В Южно-Уральском медицинском университете в VR тренируют навыки сердечно-лёгочной реанимации. 5

В Сеченовском университете, где тоже разрабатывают много собственных VR-тренажёров, студенты с их помощью не только отрабатывают хирургические операции и осмотры, но и изучают фармацевтические производства.

      1. Потенциал ИИ в здравоохранении:

Объем мирового рынка ИИ в здравоохранении в 2024 году достиг $20,9 млрд. В ближайшие пять лет среднегодовой темп роста рынка ожидается на уровне 48%. 

Минздрав РФ запустило платформу ИИ для врачей и разработчиков. На платформе представлено около десяти задач и датасетов для разработки ИИ-решений. Около 37% организаций в сфере здравоохранения внедряют решения с ИИ, еще 43% планируют это сделать. 

    1. Искусственный интеллект в образовании

Образование — это не просто передача знаний от преподавателя к ученику, а комплексный процесс, который включает формирование навыков критического мышления, креативности и социальной адаптации. Современные технологии оказывают значительную поддержку в совершенствовании образовательных процессов. ИИ способен анализировать большие объёмы данных об успеваемости студентов, выявлять пробелы в знаниях и предлагать учебные программы и материалы. Это позволяет учащимся усваивать материал более эффективно, а преподавателям сосредотачиваться на решении более сложных задач, связанных с обучением. 6

Компьютеризированные системы автоматизируют процесс проверки знаний, существенно снижая нагрузку на преподавателей. Например, программы на базе ИИ могут мгновенно проверять тесты с множественным выбором, задания на заполнение и даже некоторые сложные задачи, анализируя ответы на предмет разнообразия подходов. Однако оценка более сложных произведений, таких как эссе и проекты, которые требуют аналитических навыков и эмпатии, всё ещё требует участия человека. Учители не заменимы в процессе развития социальных навыков и эмоционального интеллекта у учащихся, что делает их роль в образовании крайне значимой.
Кроме этого, личное взаимодействие с учителем даёт учащимся вдохновение и мотивацию, которую сложные алгоритмы не в состоянии обеспечить. Учитель как наставник и как духовный лидер — это важные роли, с которыми пока не справляется ни одна техническая система. Учащиеся получают не только знания, но и социальные навыки, которые развиваются благодаря личному контакту с педагогом.

      1. Цифровизация образования и EdTech

Цифровое обучение — это закономерности, принципы и механизмы усвоения обучающимися предметных знаний, умений, навыков, компетенций.7

      1. Плюсы цифровой системы образования:

  1. Приучение к самостоятельности. Система образования будущего построена в основном на самостоятельной работе, поэтому детей с детства нужно приучать к стремлению к знаниям.

  2. Отсутствие бумажной волокиты. Это очень удобно, так как избавляет учеников от необходимости носить с собой большое количество учебников и тетрадей.

  3. Экономия времени. Так как цифровизация образования предусматривает избавление от бумажных носителей информации. Также сократятся траты на школьные принадлежности. Замены будут требовать только электронные носители, пришедшие в негодность.

  4. Упрощение работы педагогов. В цифровом варианте работа учителя будет представлять собой лишь помощь учащемуся, который сам нацелен на результат. Педагогу останется лишь задать направление деятельности и корректировать действия своих подопечных в спорных ситуациях.

Цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — это разные понятия.  Понятие цифровизации включает в себя использование различных программ и других цифровых ресурсов для получения электронного обучения в удалённом виде или при получении знаний в школе или вузе

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

      1. Риски онлайн-образования:

  1. Риск отрицательного результата. Эти изменения будут необратимыми. Применение данной системы ново, поэтому отсутствует возможность сравнения с чем-то подобным.

  2. Отсутствие творчества. Учёными доказано, что разница в цветовой гамме при оформлении информации помогает лучше запомнить её. Также это способствует развитию творческих способностей. Электронные версии носят «сухой» характер и исключают возможность проявить индивидуальность.

  3. Снижение умственной активности. Мыслительные способности ослабляются из-за того, что все необходимые данные можно добыть в интернете.

  4. Проблемы с физическим развитием. В первую очередь, цифровизация образования окажет влияние на зрение и мелкую моторику. Длительное пребывание за экраном компьютера или планшета приводит к глазной усталости и, как следствие, к последующему ухудшению зрения.

  5. 1.5. Искусственный интеллект в социальной сфере

Социальные службы уже добились значительных успехов в интеграции искусственного интеллекта (ИИ) в основные бизнес-процессы для улучшения внутренней работы и предоставления услуг. Искусственный интеллект доказал свою способность значительно повышать эффективность различными способами. Внедрение искусственного интеллекта продолжает развиваться, и его использование показывает, что оно может значительно улучшить социальные результаты.

ИИ основывается на данных, которые являются ключевым компонентом его внедрения. Интеграция ИИ в государственные службы повышает административную эффективность, автоматизируя задачи и поддерживая процесс принятия решений. Использование ИИ в автоматизации может улучшить эффективность и повысить способность организаций предоставлять более специализированные услуги.

С ростом значения ИИ остаются вызовы. Зависимость от данных требует постоянного потока качественной информации для предотвращения ошибок и предвзятости. Ключевые препятствия включают обеспечение доступности и качества данных, что необходимо для эффективного обучения ИИ. Важна надлежащая система управления данными, соблюдение норм защиты данных и учет внешних источников.

Несмотря на способность ИИ обрабатывать различные объемы данных, его развивающийся характер требует тщательного анализа перед внедрением, особенно учитывая риски. Различия в методологиях ИИ и традиционного программного обеспечения создают трудности в обеспечении прозрачности и объяснимости решений. Важно, чтобы учреждения понимали, где и как ИИ добавляет ценность и что эти улучшения невозможны без его применения.

Контроль за ИИ в социальной сфере важен. Он обеспечивает соответствие результатов целям учреждения. Мониторинг поведения и результатов ИИ необходим для минимизации рисков и корректировки работы, чтобы она соответствовала потребностям. Постоянный надзор позволяет улучшать модели ИИ, адаптируя их к новым данным и условиям, поддерживая их актуальность и эффективность.8

Учреждения должны интегрировать искусственный интеллект в свои технологии наряду с другими, подходящими для решения конкретных задач. Важно быть в курсе новых решений и инноваций в области искусственного интеллекта. Социальные службы должны продолжать экспериментировать с ИИ, чтобы лучше понять влияние данных, инфраструктуры и стратегий на решение проблем, связанных с ИИ. Это включает в себя оценку квалификации сотрудников и определение приоритетов в наращивании потенциала для плавного перехода к цифровой среде, основанной на данных, а также принятие новых руководящих принципов, учитывающих нормативные требования, стандарты конфиденциальности и защиты данных.

Наиболее ярким примером использовании ИИ в данной сфере является Робот Макс, который располагается на сайте Гос. услуг. Он также обладает функцией GPT. Некоторые возможности Робота Макса смотреть в приложении №2

1.6. Chat GPT - инновационный чат-бот

ChatGPT — это чат-бот, который создан на базе искусственного интеллекта. Он работает в режиме диалога и умеет выполнять запросы пользователя в виде текста. Его разработала компания OpenAI (её в 2015 году основал Илон Маск, но затем отошёл от дел) в сотрудничестве с Microsoft, которая уже встроила нейросеть в свой браузер Bing. С 30 ноября 2022 года пользователям был открыт свободный доступ к ChatGPT для «сбора обратной связи».

Как работает ChatGPT смотреть в приложении №3.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Проект, над которым я работаю, посвящен исследованию воздействия искусственного интеллекта (ИИ) на важнейшие аспекты человеческой жизни, включая образование, здравоохранение и социальные услуги. 

Я рассмотрел, каким образом ИИ трансформирует традиционные методы обучения, совершенствует процессы диагностики и лечения в области медицины, а также способствует улучшению работы социальных служб. Проект акцентирует внимание на значении ИИ для персонализации образовательного процесса, повышения качества медицинского обслуживания и повышения эффективности социальных служб. В своем проекте я уделяю особое внимание не только преимуществам, но и потенциальным рискам и этическим аспектам, связанным с использованием ИИ в этих сферах.

Хотел бы в первую очередь разобраться в различие искусственного интеллекта (ИИ) и человеческого мозга. Они имеют разные принципы работы и функционирования. Рассмотрим таблицу №1 в приложении №4

Изучив таблицу, прихожу к выводам - хотя ИИ может имитировать некоторые аспекты работы человеческого мозга, он все же остается инструментом с ограниченными возможностями по сравнению с полноценным человеческим мышлением и восприятием.

2.1. ИИ помощник врача или конкурент?

Медицинские технологии — молодая, но быстроразвивающаяся отрасль науки, основной целью которой является повышение качества, удобства и безопасности оказываемых медицинских услуг.

Для проведения своего исследования в сфере здравоохранения я воспользовался чатом GPT и платформой для определения диагнозов по симптомам https://www.diagnos.ru и попытался ввести ИИ в заблуждение. Я прописывал симптомы схожих болезней, а нейросеть, должна была поставить точный диагноз. Как я проводил эксперимент с нейросетями, пытаясь получить диагноз без обследования врачом смотреть в приложении №5

Хотел бы еще остановиться на одном определение:

Система поддержки принятия врачебных решений (СППВР) — это сервис на основе искусственного интеллекта, который позволяет врачу получить рекомендацию при лечении, диагностике и мониторинге состояния пациента.
Таким образом, искусственный интеллект представляет собой мощный инструмент, который может значительно улучшить качество медицинского обслуживания и повысить эффективность работы врачей. Он способен обрабатывать огромные объемы данных, выявлять закономерности и предоставлять рекомендации на основе анализа, что позволяет врачам принимать более обоснованные решения и сосредоточиться на сложных клинических случаях.

Однако ИИ не может заменить человеческий фактор в медицине. Врач не только использует знания и технологии, но и применяет эмпатию, интуицию и опыт, что является ключевым аспектом взаимодействия с пациентами. Человеческое понимание, способность к общению и эмоциональная поддержка играют важную роль в процессе лечения и реабилитации.

ИИ — это ценный помощник для современного врача, который способен улучшить диагностику и лечение, но он не может заменить врача. Взаимодействие человека и технологии — это путь к более качественной и эффективной медицине.

В заключение, можно сказать, что самолечение на основе информации, найденной в интернете, может быть не только неэффективным, но и потенциально опасным. Многие факторы, такие как индивидуальные особенности организма, сопутствующие заболевания и возможные аллергические реакции, требуют профессиональной оценки и рекомендаций врача.

Интернет может содержать множество непроверенных или даже ложных сведений о здоровье, что может привести к неправильной интерпретации симптомов и выбору неадекватного лечения. Лучше всего обращаться за медицинской помощью к квалифицированным специалистам, которые могут провести диагностику и предложить подходящий план лечения. Забота о своем здоровье требует внимательности и ответственности, и лучше доверять это дело профессионалам.

2.1.1. Может я не прав? Спросим профессиональных врачей

Согласны или нет профессиональные врачи с моими умозаключениями я выяснил, взяв интервью у педиатра со стажем работы 10 лети врача с пятидесятилетним стажем.

Ознакомиться с интервью можно в приложении №6.

Подводя итог, можно сделать выводы, что нейросеть не может полностью заменить врачей, лишь быть ему помощником.

Причин для такого вывода несколько:

1. Ограниченность данных. Нейросети обучаются на основе имеющихся данных. Если в обучающем наборе нет достаточного количества примеров для определенного заболевания или состояния, нейросеть может не распознать его правильно. В медицине много редких заболеваний, и недостаток данных может привести к ошибкам.

2. Отсутствие контекста. Нейросеть не может учитывать все аспекты здоровья пациента, такие как история болезни, семейный анамнез, образ жизни и другие факторы, которые могут быть критически важными для постановки диагноза.

3. Проблемы с интерпретацией. Нейросеть может не всегда правильно интерпретировать симптомы. Например, одно и то же заболевание может проявляться по-разному у разных людей, и нейросеть может не учесть эти вариации.

4. Этика и ответственность. Нейросети не несут ответственности за свои выводы. В медицине важно иметь человека, который может оценить ситуацию и принять решение, основываясь на этических соображениях и профессиональном опыте.

5. Непредсказуемость. Нейросети могут давать неожиданные результаты из-за "черного ящика" их работы. Это означает, что даже если они обучены на большом количестве данных, их выводы могут быть трудны для объяснения и понимания.

6. Необходимость клинического опыта. Врач не только использует знания о симптомах и заболеваниях, но и применяет интуицию и опыт в сложных случаях, что сложно воспроизвести в нейросетях.

2.2. Заменит ли ИИ учителя в будущем?

Проведем эксперимент, касающийся образования!

Для проведения исследования в сфере образования несколько человек и чат GPT написали эссе на тему “Почему дети не хотят учиться?”. После чего я сдал их на проверку нескольким учителям русского языка и литературы, для оценивания работ и избежание субъективной оценки.

Далее, проанализировав их оценки текста, сделал вывод. Какие эссе написали ученики их родители и искусственный интеллект, как оценили их работу учителя смотреть в приложении № 7

Анализ эссе, написанных учениками их родителями и искусственным интеллектом. Текст №4 написан искусственным интеллектом, однако, оценивая эссе, учитель не знал, о том, что одно из них написано нейросетью.

Результат, следующий:

  1. Учитель №1 решила, что текст №4 самый грамотный, но при этом менее художественный. Отметила текст №2 за творчество.

  2. Учитель №2 решила, что текст №4 наиболее подробно раскрыта тема, но содержание требует структурирование и доработки.

Вывод: Искусственный интеллект может создавать текст, который грамматически корректен, что делает его подходящим для написания эссе, отчетов и других формальных документов. Однако ИИ, как правило, не обладает той глубиной эмоционального восприятия и креативности, которая присуща человеческому писателю. Человеческие авторы могут использовать метафоры, иронии, культурные отсылки и другие художественные приемы, чтобы передать свои мысли и чувства более выразительно. Они могут учитывать контекст, аудиторию и свои личные переживания, что добавляет уникальность и индивидуальность текстам. Таким образом, ИИ может быть полезным инструментом для генерации идей и структурирования информации, но для создания по-настоящему художественных и эмоционально насыщенных произведений все еще необходима человеческая креативность.

    1. Влияние искусственного интеллекта на развитие социальной сферы

На следующем этапе своего исследования, я обратился с вопросами к умной блок-станции «Алиса» и к чату GPT. Я решил задать вопросы о людях, занимающихся различной деятельностью. Моей целью был анализ запрашиваемой информации, которую выдаст Алиса. Она меня разочаровала!

Информация в полном объеме и даже с избытком, выдается о медийных личностях. О людях, совершивших подвиги или внесших существенный вклад в развитие науки и искусства, ИИ ничего не знает! Надо интеллекту «подрасти».

Как я работал на этом этапе своего проекта смотрите приложение №8.

Вывод:

Искусственный интеллект обладает лишь общедоступной информацией, а также можно заметить, что он знает лишь известных людей, так как он обучается на больших объемах текстовых данных. Знания о известных личностях, таких как актеры, музыканты, политические деятели и другие медийные фигуры, часто более доступны и распространены в источниках информации. Это связано с тем, что такие личности активно представляют себя в СМИ и социальных сетях. Таким образом, разница в доступности информации о разных людях объясняется уровнем их известности и активностью в публичной сфере. Поэтому, к сожалению, ИИ владеет очень маленькой информации о людях, совершивших подвиги или внесших существенный вклад в развитие науки и искусства.

      1. Так ли умен ИИ, как все думают?

Я решил провести небольшой эксперимент. Я задал несложную логическую задачу чату GPT и дал её на решение своему классу. Оказывается, ИИ не умеет абстрактно мыслить. Как я это доказал можно узнать, посмотрев, приложение №9

Всего в опросе участвовало 15 человек, из них активно участвовали только 2 и, в основном всё решили правильно, остальные лишь некоторые задачи. Мы видим, что чат GPT решил эти задачи неправильно

Вывод: искусственный интеллект на данный момент не может решать даже несложные логические задачи, потому что не понимает их сути. Вместо этого он воспроизводит шаблоны из обучающих данных. Если в условие задачи добавить малозначимые детали, ИИ может совершить ошибку. Чтобы ИИ научился решать логические задачи, его нужно научить символической логике, правилам оперирования абстрактными объектами и переводу проблемы с человеческого языка на формально-логический язык. Также для сложных задач может потребоваться больше контекстных данных, чтобы нейтрализовать отвлекающие факторы.

ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

3.1. Анкетирование (см. приложение №10)

Ключевые выводы:

  1. 89% человек возрастом 14-18 лет, 10% больше 18 лет, 1% меньше 14 лет. Следовательно, основная масса, принимавшая участие в анкете – ученики средней и старшей школы.

  2. 71% имел опыт использования ИИ, 25% что-то слышал о ИИ, 4% не знают, что такое ИИ. То есть люди не просто осведомлены о наличие ИИ, но и используют его.

  3. Большинство (69%) встречались с ИИ в своей жизни.

  4. 72% считают, что ИИ не сможет превзойти человека во всем, 28% наоборот.

  5. Почти поровну считают (52% и 48%) что ИИ не превзойдет человека и наоборот.

  6. Больше половины (54%) считают, что ИИ заменит труд человека.

  7. Большинство (86%) считают, что ИИ можно доверять, но с проверкой данных

  8. 58% опрошенных заявили, что доверили бы ИИ подготовку материалов, которые будут оцениваться преподавателем

  9. 68% учеников считает, что ИИ больше помогает, 3% что вредит

  10. 55% опрошенных пользуются Chat GPT, 37% вовсе не пользуются ИИ.

Всего приняло участие 100 человек.

ВЫХОД ПРОЕКТА

В качестве выхода моего проекта я решил создать видео-урок, разработанный с помощью ИИ, по обществознанию, выбрав тему “Что такое обществознание и зачем его изучают?”. Ссылка на видео: https://drive.google.com/drive/folders/1LkSoH2r3VS8h0UI9l2LBmGvXxB_VP7mi?usp=drive_link

Посмотрев данное видео, можно сделать вывод, несмотря на значительные достижения в области технологий и способности ИИ обрабатывать и предоставлять информацию, он не может заменить человеческого учителя. Учителя обладают способностью понимать эмоциональное состояние своих учеников, что позволяет им адаптировать свои методы обучения в зависимости от потребностей и настроения класса. ИИ, несмотря на свои аналитические способности, не может в полной мере учитывать эмоциональные и психологические аспекты обучения. Учителя могут индивидуализировать обучение, учитывая уникальные особенности каждого ученика. Они способны заметить трудности и успехи, адаптируя материал и подход к каждому конкретному случаю. ИИ, хотя и может анализировать данные о прогрессе, не всегда может предложить такой же уровень персонализации. Обучение — это не только передача знаний, но и развитие социальных навыков. Учителя играют важную роль в формировании коммуникации и сотрудничества среди учеников. ИИ не может создать ту же атмосферу взаимодействия и поддержки, которая возникает в классе. Учителя не просто обучают фактам; они вдохновляют учеников, развивают их критическое мышление и помогают им формировать собственные взгляды на мир. ИИ может предоставлять информацию, но не может вдохновлять или мотивировать так, как это делает живой педагог.

Таким образом, хотя искусственный интеллект может быть полезным инструментом в образовательном процессе, он не способен полностью заменить учителей. Человеческое взаимодействие, эмоциональная поддержка и индивидуальный подход остаются незаменимыми компонентами эффективного обучения. Гипотеза моего проекта доказана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Искусственный интеллект (ИИ) представляет собой мощный инструмент, способный значительно преобразовать образование, медицину и социальную сферу. Его применение открывает новые горизонты для повышения эффективности процессов, улучшения доступа к информации и персонализации услуг. Однако, несмотря на все преимущества, которые предоставляет ИИ, важно помнить, что он не способен заменить человека.

Человеческое взаимодействие, эмоциональный интеллект и способность к творческому мышлению остаются незаменимыми в этих сферах. В образовании роль учителя не сводится лишь к передаче знаний; она включает в себя поддержку, наставничество и формирование социальных навыков. В медицине врач не только диагностирует и лечит, но и проявляет заботу и эмпатию к пациентам. В социальной сфере человеческие отношения и понимание контекста имеют решающее значение для эффективного решения проблем.

В процессе работы над проектом, некоторые мои одноклассники, предложили преподавателю на проверку тексты сгенерированные ИИ! Все работы были возвращены ученикам на «доработку»! Интересно, как преподаватель это делает? имея интеллект «человеческий»? Более того, в сгенерированных текстах преподавателем было найдено достаточное количество ошибок и не стыковок. Проекты пришлось переделывать основательно. Вот вам еще одно доказательство, что искусственного интеллекта нет, есть интеллект машинный, программы для которого пишет человек!

Таким образом, будущее, в котором ИИ будет интегрирован в эти важные области, должно быть основано на сотрудничестве между технологиями и человеком. ИИ должен служить помощником, а не заменой, способствуя созданию более эффективных и человечных систем. Только в таком симбиозе можно достичь максимальной пользы от технологий, сохраняя при этом уникальность человеческого опыта и ценности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОНЛАЙН ИСТОЧНИКОВ

  1. Вячеслав Юрченков, Дмитрий Курганов // EduTech. — 2022. — № 4. — С. 5-52.

  2. Смирнов, И. Е. Искусственный интеллект: теоретические основы. Москва: Юрайт, 2021.

  3. Что такое цифровизация образования и зачем она нужна // URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-tsifrovizatsiya-obrazovaniya-i-zachem-ona-nuzhna/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_articles_all_all_skillbox

  4. Искусственный интеллект в образовании // URL: https://oblcit.ru/tech/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-8-sposobov-primeneniya/

  5. Преимущества и недостатки искусственного интеллекта // URL: https://asu-analitika.ru/10-preimushhestv-i-nedostatkov-iskusstvennogo-intellekta

  6. Искусственный интеллект в образовании: изучаем реальную практику // URL: https://skillbox.ru/media/education/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-izuchaem-realnuyu-praktiku/?ysclid=m1q41xf84t75767505

  7. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дисскусии и прогнозы // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/generativnyy-iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-diskussii-i-prognozy/viewer

  8. Искусственный интеллект в медицине и здравоохранении // URL: https://webiomed.ru/media/publications_files/iskusstvennyi-intellekt-v-meditsine-i-zdravookhranenii.pdf

  9. Искусственный интеллект в медицине: сферы, технологии и перспективы // URL: Искусственный интеллект в медицине: сферы, технологии и перспективы / Хабр

  10. Как искусственный интеллект меняет будущее медицины // URL: Как искусственный интеллект меняет будущее медицины | Forbes.ru

  11. Искусственный интеллект (AI), машинное обучение и глубокое обучение: в чём разница // URL: Что такое искусственный интеллект (AI), машинное обучение и глубокое обучение / Skillbox Media

  12. Виды искусственного интеллекта // URL: Виды искусственного интеллекта

  13. Плюсы и минусы искусственного интеллекта // URL: Плюсы и минусы искусственного интеллекта | DecoSystems

  14. Как в школах и вузах учат с помощью виртуальной и дополненной реальности // URL: VR-тренажёры, виртуальные лаборатории и учебники с дополненной реальностью в школе и вузе / Skillbox Media

  15. OpenAI распускает еще одну команду по безопасности ИИ // финам URL: https://www.finam.ru/publications/item/openai-raspuskaet-eshche-odnu-komandu-po-bezopasnosti-ii-20241025-1154/

  16. 2024 Искусственный интеллект в организациях социального обеспечения/Artificial intelligence in social security organizations, ISSA // URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/investitsionnaya-aktivnost/2024_iskusstvennyy_intellekt_v_organizaciyah_socialynogo_obespecheniya_artificial_intelligence_in_social_security_organizations_issa/

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

Приложение №1

Также о недостатках ИИ высказался бывший главный исследователь OpenAI Боб Мак Грю:

Экс-директор по научным исследованиям OpenAI Боб Мак Грю покинул компанию в сентябре 2024 года на фоне подготовки к ее реорганизации в коммерческую структуру. В своем первом большом интервью после ухода из OpenAI Боб Мак Грю рассказал о проблемах, которые стоят на пути развития ИИ-моделей, агентов и роботов.

Надежность — ключевой вызов для ИИ-агентов. Рост уровня надежности с 90% до 99% требует десятикратного роста вычислительных мощностей.

Роботы вряд ли скоро станут массовыми в домах из-за проблем с безопасностью, особенно для детей. Но в таких областях, как склады и магазины, их широкое применение — вопрос пяти лет.

Метрики для оценки моделей ИИ быстро устаревают. Наиболее стабильным тестом остается программирование — это структурированная задача, масштабируемая от простого авто дополнения кода до создания полноценных приложений.

Сейчас нейросети с трудом создают длинный согласованный видеоряд. Через два года мы можем увидеть первый полнометражный ИИ-фильм, но его успех будет зависеть в первую очередь от креативности режиссера. При этом стоимость создания контента значительно снизится.

ИИ может эффективно автоматизировать отдельные задачи, но не целые профессии. Работа состоит из множества аспектов, и некоторые из них не поддаются автоматизации.

«Мы переходим от мира, где интеллект в обществе в критическом дефиците, к миру, где интеллект будет повсеместным и бесплатным».

Приложение №2

      1. Некоторые возможности Робота Макса:

  1. Даёт более точные ответы без лишней информации; 

  2. Отвечает на сложные вопросы и учитывает ситуацию пользователя; 

  3. Использует для ответа не только диалоговые навыки, но и контент из описания услуг; 

  4. Создаёт пошаговые инструкции под конкретные запросы; 

  5. Учитывает контекст. 

Для ответа помощник использует исключительно доверенную базу знаний «Госуслуг», а специальный поисковый механизм отбирает наиболее подходящие варианты ответов.

Приложение №3

Как работает ChatGPT

Чат-бот использует языковую модель, которая построена на принципах глубокого обучения, для формирования ответов на вопросы, заданные на естественном языке. Эта модель обучается на больших объемах текстов и умеет создавать точные и естественные ответы. Она также способна анализировать свои ошибки и приспосабливаться к новым данным. Chat GPT может задействовать контекст разговора для повышения точности своих ответов.

К примеру, если пользователь интересуется погодой, чат-бот может учитывать контекст беседы, чтобы предоставить ответ, подходящий для конкретного местоположения пользователя и соответствующий ситуации. Chat GPT может революционизировать способ взаимодействия людей с машинами и может использоваться для автоматизации рутинных задач, улучшения качества обслуживания клиентов и создания виртуальных помощников.

Учёные, программисты и энтузиасты активно исследуют возможности ChatGPT с первых дней его появления в открытом доступе. Широкую известность получили работы, в которых ему предлагалось ответить на вопросы, которые обычно применяют для оценки квалификации людей различных профессий.

Примеры:

  1. ChatGPT успешно сдал экзамен на адвоката, ответив правильно на 88% вопросов; человек с такими результатами имел бы право заниматься юридической практикой.

  2. Он прошёл бизнес-тесты, необходимые для получения степени MBA.

  3. Сдал без дополнительной подготовки экзамен, по которому в США допускают к работе врачей. Особое удивление специалистов вызвал тот факт, что бот обошёл своего «собрата» PubMedGPT, которого специально обучали на медицинских текстах.

  4. На фоне перечисленных успехов затмеваются многочисленные отчёты о том, что ChatGPT с лёгкостью создает студенческие эссе и дипломные работы, успешно проходит собеседования, пишет песни, играет в шахматы, а также разрабатывает и исправляет программный код (в том числе код нейронных сетей). Кроме того, он может формулировать запросы для других искусственных интеллектов, которые занимаются генерацией изображений.

ChatGPT представляет собой значительное достижение в сфере искусственного интеллекта. Эта технология может кардинально изменить способы, которыми пользователи взаимодействуют с различными системами, предоставляя возможность автоматизировать процессы, улучшать клиентское обслуживание и создавать виртуальных ассистентов.

Приложении №4

Таблица №1

 

ИИ

Мозг

Структура

Обычно основан на алгоритмах и моделях, таких как нейронные сети, которые имитируют некоторые аспекты работы мозга, но не повторяют его структуру.

ИИ работает на компьютерах с использованием программного обеспечения.

Состоит из нейронов, которые связаны между собой синапсами. Мозг имеет сложную, многослойную структуру, которая позволяет обрабатывать информацию параллельно

Обработка информации

Обрабатывает данные на основе алгоритмов и заранее заданных правил. Он может обучаться на больших объемах данных, но его способность к адаптации и пониманию контекста ограничена.

Обрабатывает информацию ассоциативно и может использовать контекст, эмоции и опыт для принятия решений. Он также способен к самообучению и адаптации.

Обучение

Обучается с помощью методов машинного обучения, включая обучение с учителем, без учителя и подкрепляющее обучение. Он требует больших объемов данных для тренировки и не может учиться так же гибко, как человек.

Учится через опыт, взаимодействие с окружающей средой и эмоциональные реакции. Обучение происходит на основе нейропластичности — способности мозга изменять свои структуры и функции.

Креативность

Может генерировать новые идеи или решения, но это основано на паттернах в данных, а не на истинной креативности или интуиции.

Способен к творческому мышлению, интуиции и генерации новых идей на основе опыта и эмоционального восприятия.

Эмоции и сознание

Не обладает сознанием или эмоциями. Его "понимание" ограничивается анализом данных без субъективного восприятия.

Связан с эмоциями, сознанием и субъективным опытом. Человеческое восприятие мира сильно зависит от эмоционального состояния.

Приложение №5

Примеры запросов:

1. Диарея, кружится голова, температура повышена.

Какой диагноз?

Ответ нейросети:

Я не врач, но ваши симптомы — диарея, головокружение и температура — могут указывать на несколько возможных состояний, включая:

  • Вирусная или бактериальная инфекция (например, гастроэнтерит).

  • Пищевая интоксикация.

  • Дегидратация, особенно если диарея сильная и длительная.

  • Другие инфекции (например, инфекции мочевыводящих путей или респираторные инфекции).

Важно обратиться к врачу для получения точного диагноза и лечения. Если симптомы сильные или ухудшаются, особенно если есть признаки обезвоживания (сухость во рту, уменьшение мочеиспускания), обязательно ищите медицинскую помощь.

2. Боль внизу живота (справа), отдает в пупок, тошнит, кружится голова, малоподвижный образ жизни, аппетит снижен.

Какой диагноз?

Ответ нейросети:

Я не врач, но ваши симптомы — боль внизу живота с правой стороны, отдающая в пупок, тошнота и головокружение — могут указывать на несколько возможных состояний. Вот некоторые из них:

  • Аппендицит: Воспаление аппендикса может вызывать боль в правом нижнем квадранте живота, которая может отдавать в пупок. Это состояние требует неотложной медицинской помощи.

  • Гинекологические проблемы: у женщин такие симптомы могут быть связаны с кистами яичников, внематочной беременностью или воспалительными заболеваниями органов малого таза.

  • Проблемы с кишечником: например, кишечная непроходимость или дивертикулит могут также вызывать подобные симптомы.

  • Инфекции: Некоторые инфекции, такие как пиелонефрит (инфекция почек), могут проявляться болями в животе и тошнотой.

  • Другие заболевания: существуют и другие состояния, которые могут вызывать подобные симптомы.

Важно как можно скорее обратиться к врачу для точной диагностики и лечения, особенно если боль усиливается или появляются другие тревожные симптомы. Не откладывайте визит к специалисту.

Ответ платформы diagnos.ru:

3. Жидкий стул, боль в груди, затруднение дыхания, рвота, слабость, охриплость голоса.

Какой диагноз?

Ответ нейросети:

Симптомы, которые вы описали — жидкий стул, боль в груди, затрудненное дыхание и рвота — могут указывать на несколько различных медицинских состояний, и их комбинация требует немедленного медицинского внимания. Вот несколько возможных причин:

  • Инфекционные заболевания: Вирусные или бактериальные инфекции, такие как гастроэнтерит, могут вызывать рвоту и диарею. Если инфекция распространяется и на дыхательные пути, это может привести к затрудненному дыханию.

  • Аллергическая реакция: Сильная аллергическая реакция (анафилаксия) может вызвать одновременно затруднение дыхания, боли в груди и желудочно-кишечные симптомы, такие как рвота и диарея.

  • Сердечно-сосудистые проблемы: Боль в груди может быть связана с сердечно-сосудистыми заболеваниями, такими как инфаркт миокарда, особенно если есть сопутствующие симптомы, такие как затрудненное дыхание.

  • Проблемы с пищеварением: например, острый панкреатит или обострение язвы могут вызывать боль в животе, рвоту и иногда диарею.

  • Стресс или паническая атака: Психологические факторы также могут проявляться физическими симптомами, такими как боль в груди и затрудненное дыхание.

В любом случае, учитывая серьезность этих симптомов, настоятельно рекомендуется обратиться к врачу или вызвать скорую помощь для получения профессиональной медицинской помощи. Не стоит откладывать обращение за помощью, так как некоторые из этих состояний могут быть опасными для жизни.

Ответ платформы diagnos.ru:

4. Повышено артериальное давление, головные боли, малоподвижный образ жизни, учащенное сердцебиение, слабость, аппетит снижен.

Какой диагноз?

Ответ нейросети:

Я не врач и не могу ставить диагнозы. Однако описанные вами симптомы, такие как повышенное артериальное давление, головные боли, учащенное сердцебиение, слабость и сниженный аппетит, могут указывать на различные состояния, включая стресс, тревожные расстройства, проблемы с сердечно-сосудистой системой или другие медицинские проблемы.

Важно обратиться к врачу для полноценного обследования и постановки диагноза. Врач сможет провести необходимые анализы и назначить лечение, если это потребуется. Не откладывайте визит к специалисту, особенно если симптомы продолжают беспокоить вас.

Ответ платформы diagnos.ru:

Можно легко представить ситуацию: на приём к врачу пришёл пациент с сахарным диабетом. Как правило, у таких пациентов, помимо диабета, есть много сопутствующих заболеваний, о которых врачу также необходимо помнить. И главная задача врача в таком случае — вылечить пациента, учитывая все особенности его анамнеза. В этом врачу помогает СППВР: она видит всю историю болезни и в своих рекомендациях основывается на анализе всех имеющихся данных.

Представим, что врач назначил препарат, который противопоказан пациенту по какому-то из имеющихся у него заболеваний. При сахарном диабете второго типа (СД-2) часто назначают метморфин. Если врач назначит пациенту с хронической сердечной недостаточностью такое лекарство, программа подскажет врачу, что это лекарство лучше заменить, а также предложит ему список более подходящих препаратов. И врач, в свою очередь, может скорректировать план лечения с учётом этих рекомендаций.

Приложение №6

Может я не прав? Спросим профессиональных врачей

-Сначала могли бы вы представиться, немного рассказать о себе, кем вы являетесь на данный момент в области медицины?

-Я главный врач медицинского центра “Лидер медицина”. Врач-инфекционист, педиатр, аллерголог, иммунолог. Занимаюсь лечением детей, профилактическими заболеваниями, вакцинацией, профилактическими заболеваниями, анализом ситуации, которая происходит сейчас в эпидемиологической ситуации, диагностикой и лечением различных болезней в моей области. Я руковожу медицинским центром, где мы проводим обширную диагностику.

-Согласны ли Вы с тем, что деревенский, малообразованный врач будет использовать искусственный интеллект при определении диагноза?

- Я не только согласен, а настоятельно рекомендую малообразованному врачу пользоваться различными интернет-ресурсами, в том числе и возможность обучения на различных платформах, потому что сейчас организованы различные вебинары и дистанционные конгрессы. Сейчас можно найти огромное количество литературы, то есть, малообразованный врач может поднять свои интеллектуальные способности, а по поводу искусственного интеллекта, то он им будет только в помощь, потому что не каждый врач, особенно если мы говорим про сельскую местность, там не просто врачи, а там фельдшеры это врачебное образование, которое выше, чем медсестра, но ниже, чем сам врач по категории, и соответственно им нужно формировать какие-то основы, какие-то кирпичи знаний для того, чтобы они могли из предложенных каких-то вариантов диагноза, которые они грамотно должны забить все симптомы, они должны уметь собирать анамнез. Они собирают анамнез, забивают его в базу, база дает им предлагаемые какие-то исходы этого заболевания. Более того, искусственный интеллект будет позволять анализировать и анализы, и различные исследования, в том числе и ультразвуковые, и рентгеновские исследования, и это очень хорошо.

-Как Вы видите будущее взаимодействия между врачами и искусственным интеллектом?

-Как раз взаимодействие, мы не отменяем профессию врача никаким образом, врач будет основным, то есть врач так и остается врачом, а искусственный интеллект будет ему в помощь, в том числе если мы говорим про отдалённый район, куда не может доехать допустим скорая помощь или какие-то высокие технологии, есть разработки, когда врач на месте не имея навыков, сейчас это используется и в Москве, и везде, допустим то же самое ЭКГ, вот я не умею расшифровывать ЭКГ. Не знаю, как это делать. Но я могу его снять. Это большой мудрости не надо. Снимаю ЭКГ, отправляю его в совершенно другое место, в другой город. И в другом городе врач уже компетентно это ЭКГ расшифровывает. Точно так же при соответствующих технологиях можно делать и другие исследования. Не только ЭКГ, а точно так же и суточное мониторирование, и можно делать и УЗИ различные при имеющей диагностике. То есть здесь нужно просто уметь грамотно поставить датчики, а уже искусственный интеллект и врачи в другом месте могут все дело помыслить, шифровать.

- Давайте проверим качество подсказок от искусственного интеллект — вот там несколько диагнозов и ответов искусственного интеллекта.

-Скажем так, не все симптомы совпадают, но искусственный интеллект с различными симптомами попытался дать ответы на вопросы. Соответственно, так как жалобы были разнообразные и подходят под множественные диагнозы, искусственный интеллект в принципе выдал те возможные варианты, которые могут быть. Если мы говорим о враче-фельдшере, который сейчас находится в фельдшерском пункте. Допустим, неправильно собрала на нас какое-то, что-то он не так сделал, где-то чего-то забыл. Искусственный интеллект ему дает наводку, куда дальше еще собирать какие жалобы. Врач заходит в интернет, смотрит, что означает это заболевание, какие могут быть еще симптомы жалобы и спрашивает это дополнительному пациенту. Еще раз задает вопрос искусственному интеллекту и уже выстраивается потихонечку диагноз. То есть по факту вот эти все вещи, вопросы, которые здесь есть, они под ответ искусственного интеллекта в принципе. То есть направление его мысли, оно правильное. Оно, конечно, еще не доработанное, потому что все-таки база, с которой будут работать врачи, она будет напичкана гораздо большими симптомами, гораздо большими жалованием, соответственно. Он еще может искусственный интеллект из текста осмотра врача выцеплять какие-то жалобы. Это тоже очень удобно, не нужно писать по несколько раз. Ну и везде он пишет, естественно, что основной это врач. И пытается всех перенаправить на консультацию к врачу, но с предварительными диагнозами. Всё кургузенько, но при доработке будет всё адекватно.

-После прочтенных ответов как вы относитесь к тому, чтобы люди используя искусственную интеллект лечились дома?

-Категорически отрицательно. Вот вы написали здесь симптомы определённые. Искусственный интеллект дал кучу ответов от онкологии до гинекологии и так далее. Человек, который не владеет знаниями, как увидеть исключительно логические заболевания, он сразу идет в депрессию и начнет эти заболевания искать. Потому что, учащаясь в институте на каждом занятии на новой кафедре мы все у себя находили все эти заболевания от психиатрии до онкологии, потому что симптомы могут совпадать. Поэтому человек не владеющий знаниями и не знающий медицину, пользоваться искусственным интеллектом для диагностики не должен. Он может использовать искусственный интеллект, чтобы понимать к какому врачу пойти ему записаться на прием. А врач уже пускай дальше решает вопросы с диагностикой и с назначением лечения. Поэтому дома использовать искусственный интеллект именно для самодиагностики это будет неправильно и может привести к нехорошим последствиям.

Также я взял интервью у школьного врача, чтобы определить правильность вынесения диагнозов нейросетями.

- Сначала могли бы вы представиться, немного рассказать о себе, кем вы являетесь на данный момент в области медицины?

- Я врач-педиатр. Я работаю в медицине около 50 лет. Я была главным врачом в детской инфекционной больнице. А сейчас я врач-педиатр образовательных учреждений, школ и детских садов.

-Согласны ли вы с тем, что деревенский малообразованный врач будет использовать искусственный интеллект для определения диагноза?

- Если есть программа у него, то частично он может.

-Как вы видите будущее взаимодействия между врачами и искусственным интеллектом?

- Лет через 10 за искусственным интеллектом будет будущее.

На сегодняшний день – очень сомневаюсь! Я училась в институте в те времена, когда будущего врача учили думать и анализировать!

Сейчас в институтах учат во многом по-другому. Информационные технологии пришли в медицину. Но врача они не заменят. Сначала врач собирает анамнез, выслушивает жалобы, осматривает пациента очно! Как это может сделать машина?

- Давайте проверим качество подсказок от искусственного интеллект — вот там несколько диагнозов и ответов искусственного интеллекта.

-После прочтенных ответов как вы относитесь к тому, чтобы люди используя искусственную интеллект лечились дома?

- Все-таки надо пройти осмотр врача, квалифицированного, грамотного, с анализами. Человек, не имеющий медицинского образования, не может определить, например, инфаркты, язвенные болезни. Нужны дополнительные меры, а именно осмотр у специалиста.

Приложение №7

Эссе №1:

Дети могут проявлять нежелание учиться по множеству причин. Одной из ключевых причин является низкая мотивация. Многие дети не осознают, какую пользу принесет им образование в будущем, и не видят в нем смысла.

Другим фактором может быть неподходящий стиль обучения. Каждый ребёнок отличается и имеет свои собственные способы восприятия информации. Если методы преподавания не учитывают индивидуальные особенности ученика, он может утратить интерес к учебному процессу.

Также важно учитывать, что многие дети испытывают стресс и давление из-за учебных заданий. Большое количество домашней работы и экзаменов может вызывать у них усталость и подавленность, что в свою очередь приводит к отказу от учебы ради избавления от стресса.

Некоторые ученики сталкиваются с трудностями в общении с учителями и сверстниками, ощущая себя непонятыми и изолированными, что негативно сказывается на их мотивации.

Кроме того, современные технологии и развлекательные медиа способны отвлекать детей от учебы. Игры и социальные сети приносят мгновенное наслаждение, в отличие от учебы, которая требует времени и усилий.

Разнообразие факторов, упирающихся на нежелание учиться, подчеркивает индивидуальность каждого ребенка. Важно создать условия, способствующие развитию интереса и потенциала, чтобы помочь им достигнуть успеха.

Эссе №2:

На мой взгляд, можно назвать две причины: это социальная проблема общества и разновозрастная психологическая нестабильность учащихся.

Попробую поразмышлять…

Вероятно, нет ни одного ребёнка дошкольника, который не мечтал бы о школе, о встрече с первой учительницей, о знакомстве вот новыми друзьями. И вот этот долгожданный день наступает! Взволнованный, с букетом в руках, с новым ранцем, нарядный первоклассник переступает порог школы с радостными предчувствиями нового и интересного периода в его жизни.

Проходит время, и ребёнок осознает, что школа — это ежедневный труд не только в классе, но и дома. Он должен овладеть определёнными навыками: уметь слушать объяснение, понимать услышанное, запомнить, пересказать, то есть воспроизвести материал, понятый им.

Кроме того, учёба требует обобщения материала, вычленения главного, анализа, сравнения, вывода и т.д.

На всех уроках обязан быть дисциплинированным, организованным трудолюбивым.

И тут проясняются первые психологические трудности. У ребёнка отсутствует внимание, нет памяти, осмысления прочитанного, запоминания информации, бедный речевой запас, низкий интеллектуальный уровень. А это же все психологические проблемы, мешающие успешной учёбе. Появляются неудовлетворительные оценки, накапливается непонятный материал по различным предметам. В школе трудно, на уроке скучно. Не разработаны навыки деятельности.

Постепенно ребенок отторгается от учебной деятельности, отключается от школьного процесса, перебирается на последнюю парту и остаётся наедине с собой, накапливая пробелы. Он не поднимает руку, контрольные работы списывает.

Ученик потерял интерес к обучению. Ему не хочется учиться и ходить в школу. Перехода из класса в класс, он по развитию остаётся прежним. Нет инициативы, мотивации, желания что-то изменить. И таких учащихся в каждом классе ежегодно становится больше. Добираясь до 9-ого класса, они владеют лишь незнанием многих предметов. Не прочитана повесть „Муму " И. Тургенева. Не знают автора романа „Дубровский”, повести „Капитанская дочка ". Произведения других писателей не вызывают отклика. Прочитать наизусть любое стихотворение затрудняются. Появляется не сформированная к труду личность.

А что делать дальше?

Вновь обрекать себя на учёбу в 10, 11-ых классах? Идти учиться в колледж - нет возможности (низкий балл ОГЭ).

И в общество попадает социально недатированная личность, о школе говорить неохотно, дружить с подобными себе неинтересно, но мечтает о престижной работе и материальном состоянии.

Такая прослойка в обществе увеличивается. Безусловно, в каждом классе есть талантливые, креативные ученики. Им интересно учиться, они владеют процессом познания, делятся знаниями на предметных олимпиадах, занимают призовые места, учатся в престижных вузах, двигают наш научный потенциал. Спасибо им за умение интеллектуально трудиться на благо страны.

А откуда же берутся ребята, которые не хотят учиться! Это социальная проблема общества. Совсем мало семей, где царит культ книги! где книга с радостью приобретается, дарится, с восторгом принимается. Так формируется запас слов, развивается речь. Семья объединена впечатлениями, эмоциями. А совместные поездки в театр, музей, на экскурсию, где ребёнок открывает вместе с родителями окружающий мир, воспитывая в себе любовь к природе, слову, искусству. Дети во многих семьях одиноки в духовной связи с родителями. Единственная фраза, которую слышит сын или дочка: „Иди, учи уроки!"

А вопросы: - Как прошёл день?

 -Что нового узнал?

 -На каком уроке было интересно?

 -Отвечал ли?

 -Что было трудно?

Таких вопросов многие родители не задают. И ребенок „укрывается" от проблем в мобильном телефоне. Родители не должны упускать из виду индивидуальные, психологические черты своего ребёнка, они должны своевременно оказать поддержку помощь при первых затруднениях в учёбе, в общении со сверстниками. Необходимо развить способности своего ребёнка, расширить кругозор, чтобы было интересно на уроке и не пропадало желания ходить в школу.

Существует ещё мнения родителей, что дети не хотят учиться и по другим причинам.

Учебный процесс перегружен, уроки проходят, скучно, монотонно. Не всегда есть дисциплина. Учитель не владеет аудиторией Класса. Отсюда - урок просто „отсиживается" учащимися. На дом задаётся завышенное задание! Ученики утомляются, перегружены. С удовольствием пропускают уроки. формируется желание прогуливать школу под любим предлогом. Необходимо сформировать у ребенка внутреннюю позицию: школа, это-то где ты учишься добывать знания, готовишься к будущей профессии.

Школьные годы — это длительный путь постоянного труда, развития мышлений, логики, лидерских качеств. Когда ребёнок успешен, ему удаётся победить свои недостатки, когда его успехи замечают, когда школьник реализован на уроке, ему захочется идти туда, где его самооценка замечена. Ему не захочется прогуливать школу. Ему понравится быть компетентным учеником среди товарищей. Но для этого должен быть опытный дирижер- учитель и семейный дружеский, любящий ансамбль.

Возможно, мои рассуждения не раскрыли полностью ответ на вопрос: „Почему дети не хотят учиться?” Я понимаю лишь одно: это коллективная задача школы, семьи, психологов, учителя и самого ученика! Его желания!

Эссе №3:

Образование играет важную роль в жизни каждого человека. Но тем не менее, сегодня сталкиваемся с тревожной тенденции; многие подростки не хотел учится.

Первая причиной, я считаю, является то, что подростки часто не видят связи между тем, что изучают в школе, и своей будущей жизнью. Возможные карьеры, связанные с предметами, которые изучают кажутся отдаленными.

Вторая причина — это перегруженность школьной программы: ученики сталкиваются с огромным объемом информации, который нужно усвоить за короткое время. Постоянная нагрузка гонка за оценками, приводит к стрессу и выгоранию и возникает желание не учиться.

Третья причина — это влияние социальных сетей и общение в Интернете. Подростки тратят много времени на виртуальное общение. Такое общение дает ощущение принадлежности. Учеба, напротив, требует усилий и терпение.

Так же могут быть причины в том, чело подростки находятся в стадии становления личности и хотят быть независимыми и принимать собственный решения.

Несмотря на все изложенные причины, решения этих проблем все же

возможно. Необходимо перепроектировать школьные программы, чтобы стали более увлекательными, так же снизить объем

информации. Родителям важно научиться поддерживать детей,

помогая найти мотивацию.

Эссе №4:

Образование играет ключевую роль в развитии личности и формировании будущего человека. Однако многие дети сталкиваются с трудностями в учебе и проявляют нежелание учиться. Причины этого явления разнообразны и могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними факторами. В этом эссе мы рассмотрим основные причины, по которым дети не хотят учиться, и попытаемся понять, как можно изменить эту ситуацию.

1. Отсутствие мотивации

Одной из главных причин нежелания детей учиться является отсутствие мотивации. Многие ученики не видят связи между учебой и своей будущей жизнью. Если ребенок не понимает, зачем ему нужны знания, он может потерять интерес к учебному процессу. Важно, чтобы родители и учителя помогали детям осознать ценность образования, показывая, как полученные знания могут пригодиться в реальной жизни.

2. Негативный опыт обучения

Некоторые дети могут иметь негативный опыт в школе, который влияет на их отношение к учебе. Это может быть связано с трудностями в освоении материала, конфликтами с одноклассниками или учителями, а также с чрезмерными требованиями со стороны взрослых. Если ребенок сталкивается с постоянными неудачами или стрессом, это может привести к нежеланию участвовать в учебном процессе.

3. Устойчивые стереотипы о «трудных предметах»

Существует мнение, что некоторые предметы сложны и неинтересны. Например, математика или физика часто воспринимаются как «трудные», и многие дети заранее ставят на себе ярлык «неудачника». Такие стереотипы могут формироваться в семье, среди сверстников или даже в образовательной системе. Изменение отношения к предметам и развитие уверенности в своих силах — важные шаги к повышению интереса к учебе.

4. Влияние технологий

Современные технологии оказывают значительное влияние на внимание детей. С появлением смартфонов, видеоигр и социальных сетей внимание молодежи стало более рассеянным. Дети могут предпочитать развлекательные активности учебным занятиям, так как они более увлекательны и менее требовательны. Важно находить баланс между использованием технологий и традиционным обучением, интегрируя элементы геймификации и интерактивности в учебный процесс.

5. Нехватка поддержки

Поддержка со стороны родителей и учителей играет важную роль в формировании отношения ребенка к учебе. Если ребенок чувствует, что его усилия не замечаются или не ценятся, это может привести к разочарованию и нежеланию учиться. Создание позитивной атмосферы, где усилия ребенка признаются и поощряются, может значительно повысить его мотивацию.

Подводя итог, хотела бы сказать, что нежелание детей учиться — это многогранная проблема, которая требует внимания со стороны родителей, учителей и общества в целом. Понимание причин этого явления — первый шаг к его решению. Создание мотивирующей и поддерживающей образовательной среды, изменение стереотипов о трудных предметах и интеграция современных технологий могут помочь вернуть интерес детей к учебе. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы к его обучению должны быть индивидуальными, основанными на понимании его потребностей и интересов.

Приложение №8

Я обратился с вопросами к умной блок-станции «Алиса» и к чату GPT.

Таблица №2

Вопрос

ОтветАлисы

Ответ чата GPT

Кто такой Даня Милохин?

Даня Милохин, российский блогер, певец и актер.

Даня начал свою карьеру в социальных сетях, особенно в приложении TikTok, где он создал команду Dream Team House. Также он снимался в фильмах и озвучивал персонажей.

Даня Милохин — российский блогер, тиктокер и музыкант, известный своими видео на платформе TikTok и активным присутствием в социальных сетях. Он стал популярным благодаря своему креативному контенту и музыкальным проектам.

Кто такой Павел Дуров?

Павел Дуров, российский предприниматель в сфере информационных технологий, основатель социальной сети ВКонтакте и мессенджера Телеграм.

Он родился 10 октября 1984 года в Ленинграде. В 2006 году вместе с братом Николаем Дуровым основал социальную сеть ВКонтакте, которая стала самой популярной России и многих странах СНГ. В 2014 году, после конфликта с новыми владельцами компании и давления со стороны российских властей, Дуров покинул пост генерального директора ВКонтакте и уехал из России.

Павел Дуров — российский предприниматель, создатель социальной сети ВКонтакте и мессенджера Telegram. Он известен своей приверженностью к защите личной информации пользователей и свободе слова.

Кто такой Владимир Путин?

Владимир Путин действующий президент Российской Федерации Владимир Владимирович 31 декабря 1999 года, после отставки президента России Бориса Ельцина, Путин был назначен исполняющим обязанности президента.

Впервые избран президентом России 26 марта 2000 года, а затем переизбирался в 2004, 2012 и 2018 годах.

Владимир Путин — российский политик, занимающий пост президента России с 2000 года (с перерывами). Он также занимал должность премьер-министра. Путин является одной из самых влиятельных фигур в современной политике.

Кто такой Евгений Пригожин?

Есть темы, в которых я могу ошибиться. Лучше промолчу.

Евгений Пригожин — российский бизнесмен, известный как "повар Путина" из-за его связей с Кремлем и контрактов на поставку еды для государственных учреждений. Он также ассоциируется с частной военной компанией "Вагнер".

Кто такой Захар Прилепин?

На этот вопрос я не отвечу, потому что не очень разбираюсь.

На этот вопрос ответ не был найден.

Кто такой Александр Проханов?

На этот вопрос я не отвечу, потому что не очень разбираюсь.

На этот вопрос ответ не был найден.

Внесем ясность- нейросети «знают» публичных людей, которые примелькались в социальных сетях! А было бы хорошо, если бы на запрос о достойных личностях, оказывающих существенное влияние на формирование культуры государства, они тоже бы откликались мгновенно.

Захар (настоящее имя Евгений) Прилепин – популярный писатель, публицист, журналист. По образованию филолог. Участник многочисленных творческих проектов- политик, блогер, музыкант, военный.

Продюсер и сценарист, телеведущий и актер. Заместитель худрука горьковского МХАТ по литературной части. Занимает видное место в Общественном совете при Министерстве культуры России. Лауреат многочисленных литературных и общественных премий. В 2020 году стал председателем созданной им партии под названием «За правду». Член Общественного совета при Минобороны РФ — входит в комиссию по вопросам правопорядка и воинской дисциплины. Участвовал в подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России. 6 мая 2023 года пережил покушение.

«В связи с назначением заместителем командира полка особого назначения «Оплот» по военно-политической работе Захару Прилепину присвоено звание подполковника Росгвардии».

Александр Андреевич Проханов - российский политический деятель, писатель, сценарист, публицист, журналист, общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты «Завтра». Родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси (Грузинская ССР). В 1960 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. С 1968 года начал работать в «Литературной газете», был собкором в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. С 1986 активно публикуется в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник» и др. В 1990 году подписал «Письмо 74» и создал свою газету «День». В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген», в котором события российской истории 1999 года были представлены как результат заговора власти, получает премию «Национальный бестселлер». В 2012 году по Указу Владимира Путина вошел в Совет по общественному телевидению. С 2003 года активно присутствует на телеэкране, в частности, в ток– шоу Владимира Соловьева, а также в эфире радиостанций, в т.ч. «Эхо Москвы». Александр Проханов написал множество книг, но в последнее десятилетие бросился на «телевизионную амбразуру». Некоторые зрители наверняка даже не догадываются, насколько у литератора насыщенная биография.

Приложение №9

Задача№1: Парень спросил у девушки: «Сколько тебе лет?», на что она загадочно улыбнулась и ответила: «Позавчера мне было 22, а в следующем году будет 25». Попробуйте догадаться, когда у девушки День рождения и какого числа происходил разговор между парой?

Ответ чат GPT: Давайте разберемся с подсказками.

1. Девушке было 22 года "позавчера". Это значит, что у неё был день рождения, и ей исполнилось 23 года.

2. В следующем году ей будет 25 лет. Это значит, что сейчас ей 23 года, а в следующем году, когда ей исполнится 24 года, она будет отмечать свой день рождения.

Таким образом, если позавчера ей было 22 года, а сейчас ей 23 года, это означает, что её день рождения был два дня назад.

Если сейчас ей 23 года, значит, её день рождения был 22 года. Следовательно, разговор происходил на следующий день после её дня рождения.

Итак, если её день рождения был 1 января, то:

• Позавчера (31 декабря) ей было 22 года.

• 1 января ей исполнилось 23 года.

• Разговор состоялся 2 января.

Таким образом, у девушки день рождения 1 января, а разговор произошел 2 января.

Ответ класса: через несколько минут раздумий, был дан правильный ответ несколькими людьми.

Правильный ответ: Парень и девушка разговаривали 1 января, а День рождения был 31 декабря. Получается: «позавчера» было 30 декабря и девушке было 22 года; 31-го числа ей исполнилось 23; в День рождения, который будет в тот год, когда велся разговор, исполнится 24; а на следующий год девушка отметит 25-летие.

Задача№2: перед перекрестком на светофоре стоят и ждут зеленого света: фура, телега с лошадью и мотоциклист. Загорелся желтый, водитель фуры нажал на газ, отчего лошадь испугалась и укусила за ухо мотоциклиста.

Кто из троих нарушил ПДД?

Ответ чат GPT: В данной ситуации нарушил ПДД водитель фуры, так как он не должен был двигаться на желтый сигнал светофора. Лошадь, испугавшись, не нарушила правила, а мотоциклист, скорее всего, тоже не нарушал, так как он просто стоял и ждал. Таким образом, единственным нарушителем является водитель фуры.

Ответ класса: спустя минуту был дан правильный ответ

Правильный ответ: ПДД нарушил мотоциклист, потому что был без шлема.

Задача№3: Какого цвета стоп-кран в самолете?

Ответ чат GPT: Стоп-кран в самолете, как правило, имеет красный цвет. Красный цвет обычно используется для обозначения важных и критических систем, требующих немедленного внимания.

Ответ класса: Большинство ответило, что стоп-кран в самолете красного цвета, что не является верным, при этом несколько человек ответило правильно и достаточно быстро

Правильный ответ: стоп-кран в самолете отсутствует.

Задача№4: Иван шел в Москву, по пути он зашел на ферму, где встретил 2 кошки, 4 кота и 7 уток, дошел до Москвы его встретил друг. Сколько всего ног?

Ответ чат GPT: Давайте посчитаем количество ног:

Иван — 2 ноги.

Кошки — 2 кошки × 4 ноги = 8 ног.

Коты — 4 кота × 4 ноги = 16 ног.

Утки — 7 уток × 2 ноги = 14 ног.

Теперь суммируем все ноги:

Ноги Ивана: 2

Ноги кошек: 8

Ноги котов: 16

Ноги уток: 14

Итого: 2 + 8 + 16 + 14 = 40 ног.

Таким образом, всего 40 ног.

Ответ класса:

Правильный ответ: 4 ноги, остальные лапы

Задача№5: как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?

Ответ чат GPT: спрыгнуть и не ушибиться невозможно

Ответ класса: большое количество людей ответило сразу, при этом правильно.

Правильный ответ: нужно прыгать с нижней ступени

Приложение №10

Анкетирование

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

1 Искусственный интеллект (AI), машинное обучение и глубокое обучение: в чём разница. – Режим доступа: Что такое искусственный интеллект (AI), машинное обучение и глубокое обучение / Skillbox Media

2 https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/informatcionnye-tekhnologii-7279409/sredstva-iskusstvennogo-intellekta-7410676/re-69286e03-bd6e-4e36-b008-bb8bd9a845e3

3 Виды искусственного интеллекта. – Режим доступа: Виды искусственного интеллекта

4 Плюсы и минусы искусственного интеллекта. – Режим доступа: Плюсы и минусы искусственного интеллекта | DecoSystems

5 Как в школах и вузах учат с помощью виртуальной и дополненной реальности. – Режим доступа: VR-тренажёры, виртуальные лаборатории и учебники с дополненной реальностью в школе и вузе / Skillbox Media

6 Искусственный интеллект в образовании. – Режим доступа: https://oblcit.ru/tech/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-8-sposobov-primeneniya/

7 Что такое цифровизация образования и зачем она нужна. – Режим доступа: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-tsifrovizatsiya-obrazovaniya-i-zachem-ona-nuzhna/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_articles_all_all_skillbox

8 Искусственный интеллект в организациях социального обеспечения/Artificial intelligence in social security organizations, ISSA // URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/investitsionnaya-aktivnost/2024_iskusstvennyy_intellekt_v_organizaciyah_socialyn, n.d.)

Просмотров работы: 19