Введение
Тема моей исследовательской работы: «Способы сплочения семьи».
Актуальность данной работы заключается в ценности семьи в жизни каждого человека.
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил, что «Всякая семья-это часть государства».
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным 2024 год объявлен годом семьи. Владимир Владимирович Путин считает, что «семьи должны быть окружены общественным вниманием, и именно, в семье мы должны видеть наше национальное достояние».
В настоящее время существует ряд проблем современной семьи:
рост количества разводов,
рост числа неполных семей,
материальному обеспечению семьи придается больше значения, чем духовному развитию,
ослабление связей между родственниками.
Целью работы является определить способы, которые позволяют сделать семью крепкой, дружной и счастливой.
Задачи:
1. разработать анкеты для учащихся и их родителей и провести анкетирование.
2. выяснить портрет семьи учащихся,
3 выявить проблемы в современной семье,
4. изучить семейные традиции и ценности,
5. предложить способы для укрепления отношений между родителями и детьми.
Мною была выдвинута гипотеза: предположим, что существуют способы, которые позволяют сплотить семью.
В своей работе я использовала следующие методы:
- поиск информации и изучение литературы,
- прослушивание вебинаров,
- анкетирование,
- анализ.
Основная часть.
Глава 1 Обзор теоретического материала по теме исследования.
Семья- это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга. Семья играет значительную роль в жизни каждого человека.
Крепкая, здоровая семья- залог здорового общества и крепкого государства.
Многие писатели, мыслители и другие знаменитости подарили нам гениальные высказывания о семье:
«Семья-это один из шедевров природы» - Джордж Сантаяна, философ.
«Семья- это спасательный жилет в бурном море жизни» - Джоан Роулинг, британская писательница и кинопродюсер.
«Семья- это та среда, где человек должен учиться творить добро» - Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор, писатель, создатель русской педагогической системы.
«Семья- это компас, который ведет нас. Она является источником вдохновения для достижения больших высот и нашим утешением в моменты неудач» - Брэд Генри, политик.
«Семья- это самое главное в жизни человека» - Джонни Депп, американский актер, кинорежиссер.
При этом отношения между родителями и детьми очень многогранны.
Фундаментом крепкой семьи является доверие между родителями и детьми. Доверие детей к родителям безгранично в раннем возрасте. Но, взрослея, дети порой уже не так доверяют родителям, подвергают сомнениям их слова, иногда замыкаются.
Детям очень важна безусловная любовь родителей, не за их достижения, а ценность ребенка в целом.
Позитивный взгляд родителей и вера в ребенка формирует у детей уверенность в себе.
В крепкой семье важны дружба и эмоциональная связь.
Дружба- это близкие отношения, основанные на взаимном доверии и уважении.
Важно не формальное общение: «привет», «как дела?», а регулярное качественное время с ребенком, разговоры по душам: «что тебя радует?», «что огорчает?».
К сожалению, в семьях иногда происходят ссоры. Для того, чтобы семья была крепкой и дружной, важно умение управлять конфликтом и умение прощать.
Научиться вести диалог по любому спорному вопросу, не переходить на крик. Важно показывать своим детям пример. Дети часто копируют своих родителей.
Важно, чтобы дети научились решать конфликты правильно, спокойно выслушивая мнения другого человека, и приходя к приемлемому решению.
Умение извиняться- это навык, пример которого должны показать именно родители!
Семьи всегда такие разные, но всех их объединяет одно важное качество- совместные традиции и ценности, которые передаются из поколения в поколение.
Семейные традиции- непременный атрибут семейного счастья и благополучия.
Семейные традиции- это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, которые передаются по наследству.
Примеры традиций: совместное проведение праздников, тематические обеды по выходным, поездки на отдых всей семьей, чтение сказок детям перед сном, пение колыбельных, посещение церкви, написание детьми писем Деду Морозу, выпечка куличей на Пасху.
Семейные ценности формируют у маленького человека понимание роли семьи. Семейные обычаи позволяют всем членам семьи почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.
Традиции семьи создают ощущение защищенности и уюта. Дети чувствуют себя причастными к чему-то радостному и веселому, учатся работать в команде ради общего результата. А когда взрослые, находясь в разных жизненных ситуациях или ссоре, способны вместе организовать праздник, у них появляется больше совместных интересов и поводов наладить общение.
Взрослым важно дарить ощущение праздника ребенку независимо от успеваемости, спортивных наград и достижений. Именно в такие моменты формируется характер ребенка, его взгляды на жизнь.
Глава 2 Исследование. Анкетирование учащихся и их родителей, анализ результатов
Вместе с моими родителями и учителем мы разработали анкеты и провели анкетирование.
В исследовании приняло участие 230 человек: 86 учеников в возрасте 8-9 лет (37,4%), 74 ученика в возрасте 13-14 лет (32,2%) и 70 родителей (30,4%).
Анкеты для детей 8-9 лет содержат 19 вопросов (Приложение №1), анкеты для детей 13-14 лет- 21 вопрос (Приложение №2), анкеты для родителей- 12 вопросов (Приложение №3).
В анкете были вопросы с предложенными вариантами ответов и открытые вопросы.
Мы выяснили, что в большинстве семей проживает 4 члена семьи (42%). На втором месте семьи из 5 членов семьи (20%), на третьем месте- из 3 членов семьи (18%) (Таблица №1).
Обращает внимание достаточно высокий процент многодетных семей в исследуемой группе– 34%, что может быть связано с государственными программами поддержки семей при рождении третьего и последующего ребенка.
Анализируя ответы на вопросы, связанные с доверием между родителями и детьми, мы узнали, что лишь 8% детей в возрасте 8-9 лет не хотят делиться проблемами с родителями, а в возрасте 13-14 лет- уже 44% детей не хотят делиться тайнами с родителями (Таблица №2).
При этом 98% родителей считают, что у них есть взаимопонимание с детьми и 96% родителей уверены, что дети говорят с ними по душам, советуются по личным делам.
Вывод: задача родителей- сохранить доверие детей и приумножить. Детям очень важна безусловная любовь родителей, не за их достижения, а ценность ребенка в целом.
85 % детей 8-9 лет огорчаются, когда родителей нет дома. Среди детей в возрасте 13-14 лет- противоположная картина: 74% детей радуются, когда родителей нет дома.
Из анкет учащихся мы узнали, что каждый третий ребенок в возрасте 8-9 лет и каждый пятый- в возрасте 13-14 лет в определенной степени чувствует себя одиноким.
Нас удивило, что среди детей, которые чувствуют себя одинокими, много тех, кто проживает в семьях из 4-5 и более человек.
Вывод: родителям важно регулярно уделять ребенку качественное время, не отвлекаясь на другие дела, вести разговоры по душам. А если в семье несколько детей, важно, чтобы каждый ребенок получил свое «личное» время и внимание родителей.
С особым интересом я читала ответы учащихся на открытые вопросы анкеты.
На вопрос «Я боюсь, когда мои родители…» большинство детей ответили, что боятся, когда их родители ссорятся или ругаются -48 учеников (таблица №3).
Вывод: думаю родителям следует учиться вести диалог по любому спорному вопросу, не переходить на крик, показывая своим детям пример. Важно, чтобы дети научились решать конфликты правильно, спокойно выслушиваямнения другого человека, и приходя к приемлемому решению.
Чему же радуются дети? Самые распространенные ответы: я радуюсь/мне приятно, когда мои родители уделяют мне время, играют, гуляют, обнимают (таблица №4).
По результатам анкетирования мы узнали, что наиболее распространенные семейные традиции это:
- совместное проведение праздников (Дни рождения, Новый год, 8 марта, 23 февраля, день свадьбы);
- поездки на отдых всей семьей/ путешествия;
- совместные завтраки, обеды в воскресенье дома/в кафе, семейный ужин;
- вечерняя прогулка в парке, обсуждение минувшего дня;
- совместное приготовление праздничных блюд, пиццы, пирогов;
- выезды на природу;
- совместное посещение кино/театров.
При анализе анкетирования установлена прямая связь: те дети, которые имеют общие увлечения с родителями, не чувствуют себя одинокими и они положительно отвечают на следующие вопросы:
Хочется ли тебе помочь родителям, если они выполняют какую-то работу?
Нравится ли тебе, когда родители тебе советуют, как поступать в той или иной ситуации?
Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах, успехах в школе?
Тебе нравится проводить время дома с семьей?
Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?
Дети этой группы хотели бы, чтобы их будущая семья была похожа на семью, в которой они проживают.
Вывод: эти положительные ответы дали те дети, кто совместно с родителями участвуют в традиционных семейных делах. Семья становится тем крепче, чем больше общих интересов ее объединяет. Поэтому важно сформировать позитивные традиции, которые сплотят семью.
При анализе анкет родителей мы узнали, что на вопрос «Похожа ли ваша семья на семью ваших родителей?» 36 родителей (51,4%) ответили «нет», 26 родителей (37,2%) ответили «да», 8 родителей (11,4%)- «не совсем» (Таблица №7).
Вывод: если Вам не удалось сохранить обычаи родителей, Вы всегда можете придумать свои. Главное, чтобы они собирали вместе родных людей, объединяли их и оставляли после себя приятные воспоминания.
На вопрос «Что Вы хотели бы изменить в Вашей семье?» 42 родителя (60%) ответили «ничего»/ «затрудняюсь ответить», и 28 человек (40%) хотели бы внести изменения в уклад семьи. Среди них наиболее распространенный ответ -больше времени проводить вместе с семьей. Другие ответы: иметь более доверительные отношения с детьми, больше посещать культурных мест вместе, меньше работать, больше времени проводить совместно с папой, совершенствоваться, иметь больше терпения.
Глава 3 Рекомендации по формированию семейных традиций.
Мои предложения семейных традиций:
Вечерний огонек в кругу семьи в конце недели (когда вся семья собирается вместе, зажигает свечу и каждый член семьи по очереди делится своими событиями, впечатлениями, радостными и грустными моментами за неделю).
Семейный вечер песни.
День благодарения (сесть в круг, включить приятную музыку, и сказать по очереди: «я благодарна/благодарен за…»).
Коробочка воспоминаний (в течение года собирать разные вещицы, билеты в театр и др.)
Оформление семейного фотоальбома. Благодаря камерам наших телефонов можно запечатлеть каждый важный момент, однако большинство из них уходят в архивы в интернете. Заведите бумажный фотоальбом со значимыми для семьи событиями.
Загадывание желаний. Мечтать полезно всем, независимо от возраста. Например, можно составить список желаний, которые сделают вас счастливыми в следующем году, и работать над их исполнением. Это могут быть материальные вещи, яркие эмоции и впечатления.
Коробочка достижений (собирать в течение года грамоты и награды).
Заключение.
В заключении можно прийти к выводу, что в ходе исследовательской работы полностью подтвердилась гипотеза, выдвинутая в начале.
Существуют способы, которые позволяют сплотить семью.
Семья становится тем крепче, чем больше общих интересов её объединяет.
Семейные традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия.
Семейные обычаи создают ощущение защищенности и уюта. Маленьким детям это даёт ощущение опоры. Вырастая они знают, что рядом есть люди, на которых они могут положиться.
Свое исследование я бы хотела завершить словами императрицы Александры Федоровны (1872-1918 г), супруги последнего русского императора Николая II: «Самое богатое наследство, которое родители могут дать детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери».
Список использованной литературы:
Вакулинский В.А, Вакулинская О.В. «Ключевые аспекты укрепления отношений между родителями и детьми», вебинар 06.08.2024 г, 1:07.
Воронецкая Л. Н. Влияние особенностей развития семьи на сохранение семейных традиций // Вопросы психологии. 2004 № 3 С.112–116.
Семейные традиции http://f-journal.ru/semejjnye-tradicii/
Семейные традиции // Социология. URL: https://studref.com/442310/sotsi
ologiya/semeynye_traditsii (датаобращения: 21.01.2020).
Черникова О. Б. Семейные традиции, как средство формирования нравственного благополучия семьи//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013.
Приложение №1
Анкета для детей 8-9 лет.
Сколько всего членов семьи, живущих вместе с тобой?
Радуешься ли ты, когда родителей нет дома или тебя это огорчает? а) радуюсь, б) огорчаюсь.
3. Хочется ли тебе поделиться с родителями своими проблемами или тайнами? а) да, б) нет, в) иногда.
4. Хочется ли тебе помочь родителям, если они выполняют какую-то работу? а) да, б) нет, в) иногда.
5. Нравится ли тебе, когда родители тебе советуют, как поступать в той или иной ситуации?
а) да, я прислушиваюсь к советам родителей, б) нет, в) иногда.
6. Тебе нравится проводить время дома с семьей? а) да, б) нет
7. Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах, успехах в школе? а) часто, б) редко, в) иногда
8. Кто из членов семьи чаще уделяет тебе внимание?
а) мама, б) папа, в) брат/сестра, г) бабушка/дедушка.
9. Что ты любишь больше всего делать в субботу и воскресенье?
10. Часто ли ты с родителями вместе куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? а) да, б) нет.
11. Чья забота необходима, чтобы семья была крепкой и дружной?
12. Каковы твои общие увлечения с родителями?
13. Что ты хотел(а) бы изменить в вашей семье?
14. Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца? а) да, б) нет.
15. Знают ли родители, чем ты занимаешься в свободное время?
а) да, б) нет
16. Я боюсь, когда мои родители________________________________
17. Я радуюсь, когда мои родители_______________________________
18. Мне приятно, когда мои родители______________________________
19. Чувствуешь ли ты себя одиноким/одинокой в семье?
а) да, б) нет, в) иногда
Приложение №2
Анкета для школьников 13-14 лет.
Сколько всего членов вашей семьи, живущих вместе с вами?_____
Радуешься ли ты, когда родителей нет дома или тебя это огорчает?
а) радуюсь, б) огорчаюсь
3. Хочется ли тебе поделиться с родителями своими проблемами или тайнами? а) да, б) нет
4. Нравится ли тебе, когда родители тебе советуют, как поступать в той или иной ситуации? а) да, б) нет, в) иногда.
5. Тебе нравится проводить время дома с семьей? а) да, б) нет
6. Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах, успехах в школе? а) часто, б) редко.
7. Часто ли ты с родителями вместе куда-нибудь ходишь в выходные дни? а) часто, б) редко
8. Что ты хотел(а) бы изменить в вашей семье?____________________
9. Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?а) да, б) нет
10. Считаешь ли ты, что у тебя в семье есть взаимопонимание с родителями? а) да, б) нет
11. Есть ли у вас общие занятия, увлечения с родителями? а) да, б) нет.
12. Ваши взаимоотношения дома:
а) хорошие, б) плохие, в) не очень хорошие
13. Знают ли родители, чем ты занимаешься в свободное время?
а) да, б) нет, в) не всегда
14. Я радуюсь, когда мои родители______________________________
15. Мне приятно, когда мои родители____________________________
16. Самый счастливый день в нашей семье, когда___________________
17. Чего ты ждешь от семьи в которой живешь?
а) хорошей организации быта, удобства
б) радости общения, в) покоя и защищенности г) другое
18. Как ты думаешь, что более всего заботит родителей?
а) твое здоровье, б) хорошая учеба, в) участие в жизни семьи, г) другое
19. Чувствуешь ли ты себя одиноким/одинокой в семье?
а) да, б) нет, в) иногда
20. Что для тебя вечер дома?
а) радость общения, б) возможность быть самим собой , в) мучение и пытка, г) другое
21. Хотел(а) бы ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на семью, в которой ты живешь? а) да, б) нет, в) не знаю
Приложение№3
Анкета для родителей.
Считаете ли Вы, что у Вас в семье есть взаимопонимание с детьми?
а) да, б) нет, в) не всегда
Что Вы хотели бы изменить в Вашей семье?______________
Какие семейные традиции Вы соблюдаете?
а) Дни рождения, б) день создания семьи, в) совместные посещения кино (театров) г) другое______
4. Каковы Ваши общие увлечения с детьми?
5. Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
а) да, б) нет, в) иногда.
6. Знаете ли Вы друзей Ваших детей? Где они живут, чем занимаются?
а) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
7. Самый счастливый день в Вашей семье, когда _____________
8. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для Вас наиболее значимой:
а) быть материально обеспеченным,
б) иметь дружную семью,
в) иметь много друзей,
г) другое__________________
9. Что для Вас вечер дома?
а) радость общения, б) возможность быть самим собой, в) мучение и пытка,
г) другое_______
10. Стремитесь ли Вы проводить отпуск вместе с детьми? а) да, б) нет,
в) хотел(а) бы отдохнуть без детей
11. Можно ли назвать Вашу семью дружной и счастливой?
а) да, б) нет, в) не всегда.
12. Похожа ли Ваша семья на семью Ваших родителей?
а) да, б) нет в) другое_________
Таблица №1
Сколько всего членов в семье?
Количество членов в семье |
Количество анкет , шт. |
% |
2 |
10 |
6,2 |
3 |
29 |
18,1 |
4 |
67 |
41,9 |
5 |
32 |
20,0 |
Более 5 |
22 |
13,8 |
ИТОГО |
160 |
100% |
Таблица №2
Хочется ли тебе поделиться с родителями своими проблемами/тайнами?
Возраст |
Количество анкет, шт. |
% |
Ответ на вопрос |
Дети 8-9 лет |
45 |
52,3 |
Да |
7 |
8,1 |
Нет |
|
34 |
39,5 |
иногда |
|
Дети 13-14 лет |
37 |
52,9 |
Да |
31 |
44,3 |
Нет |
|
2 |
2,9 |
иногда |
|
ИТОГО |
86/74 |
100/100 |
Таблица №3
Я боюсь, когда мои родители…
Количество анкет, шт. |
Ответ на вопрос |
48 |
ссорятся/ругаются |
22 |
уезжают/пропадают на работе |
19 |
ругают/кричат на меня |
11 |
увидели двойки |
3 |
смотрят в мой телефон |
1 |
садят в самолете у окна |
Таблица №4
Я радуюсь/мне приятно, когда мои родители…
Количество анкет, шт. |
Ответ на вопрос |
46 |
уделяют мне время, играют, гуляют со мной, обнимают |
39 |
родители любят друг друга, дружные |
26 |
возят в путешествие/деревню |
26 |
поздравляют, дарят подарки |
19 |
хвалят, говорят приятные слова/комплименты |
3 |
дают мне телефон |