Ученическое самоуправление в современной школе

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ученическое самоуправление в современной школе

Гобзева Е.А. 1
1МКОУ Буерак-Поповская СКШ
Попова Н.Н. 1
1МКОУ Буерак-Поповская СКШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема ученического самоуправления особенно актуальна сегодня в связи с демократизацией школы и активизацией детского движения. Учащиеся не только участвуют в творческих делах, но и принимают нормативные документы управления школой, регулируют межличностные и деловые отношения. Поэтому один из основных принципов школы – это единоначалие и самоуправление.

К тому же участие в подобной деятельности помогает учащимся раскрыть свои таланты и стать на путь формирования активной гражданской позиции. Данный вид работы способствует воспитанию и самовоспитанию, саморазвитию ученического коллектива.

На территориях бывшего Всевеликого войска Донского развитие самоуправление имеет особое значение как в масштабах района, так и в конкретной школе, где именно благодаря институту атаманской власти формируются демократические принципы управления.

Таким образом, можно сказать о важности данного явления в наших школах. Построение моделей самоуправление помогает в более четкой регламентации деятельности ученических организаций, как в школьном масштабе, так и в частных (классовых, секторных) подразделениях.

Проблема: какова модель ученического самоуправления в современной школе?

Цель исследования: изучить модель ученического самоуправления в современной школе.

Объект: процесс ученического самоуправления в современной школе. Предмет: модель ученического самоуправления в современной школе. Задачи:

  1. Изучить понятия «школа», «самоуправление», «школьное самоуправление»,

«школьное ученическое самоуправление», «соуправление», «атаман»,

«лидер» в психолого-педагогических исследованиях.

  1. Выявить генезис формирования ученического самоуправления;

  2. Провести анализ основных целей, принципов и функций ученического самоуправления;

  3. Выявить основные модели ученического самоуправления;

  4. Изучить систему школьного ученического самоуправления;

  5. Проанализировать модели школьного ученического самоуправления.

Методологическая основа:

  • Шамова Т.И., Третьяков П.И, Капустин Н.П.«теория об уровнях организации самоуправления»;

  • Рогаткин Д.В.«основы развития школьного ученического самоуправления».

Методы исследования:

  1. Теоретический: анализ; изучение педагогической, психологической, социологической литературы; обобщение информации; моделирование; синтез.

  2. Эмпирический: анкетирование председателей ученического самоуправления; беседа с командиром ученического самоуправления в школе.

База исследования: организация ученического самоуправления в школах Серафимовичского района, в МКОУ Буерак-Поповской СКШ

Практическая значимость исследования: результаты исследования будут полезны классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе, членам ученического самоуправления для более эффективной организации регулирования школьной (ученической) системы самоуправления.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Глава 1.

Система построения школьного ученического самоуправления

    1. Анализ понятий «школа», «самоуправление», «школьное самоуправление», «школьное ученическое самоуправление»,

«соуправление», «атаман», «лидер»

Современная школа дает возможность не только администрации, но и педагогическому коллективу, учащимся и их родителям принимать участие в жизнедеятельности школы на разных уровнях. Что способствует демократизации школы, разгрузки администрации в делах, которые могут решать ученические, родительские и педагогические коллективы в форме самоуправления. Такая форма способствует так же повышению престижа не только администрации, в лице директора и заместителей по воспитательной работе, он и школы в целом.

Используя понятие «школа» мы выяснили, что «школа - учебно-воспитательное учреждение, базовый элемент образовательной системы»[2]. В Педагогическом словаре Коджаспировой Г.М. и Коджаспирого А.Ю. школа представляется нам, как «социальный институт, общественно- государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности, государства»[6,С.164].

Изучив разные точки зрения мы согласимся и возьмем за основу определение Коджаспировых Г.М и А.Ю. так как оно отображает систему в целом и не зависит от поставленных задач в образовании.

В современном обществе складывается тенденция к высокой конкуренции в образовательной сфере. Другими словами ученики и их родители в праве сами выбирать учебное заведение. Зачастую выбор зависит от комфорта, который можно реализовать через самоуправление, так как способность влиять на политику школы является одним из способов становления комфорта в образовательной и воспитательной среде.

Разные авторы давали и дают различные определения термину

«самоуправление». Капустин Н.П определял самоуправление, как

«демократический способ организации коллективной (общественной) жизни»[9].

Педагогический словарь под редакцией Загвязинскского В.И и Закировой А.Ф самоуправление представляется, как «форма организации жизнедеятельностью коллектива, которая опирается на активность и ответственность членов коллектива, их умении принимать и реализовывать решения, отвечающие задачам развития коллектива»[3,С.94].

Таким образом, самоуправление, в нашем понимании, это способ организации коллективной жизни, имеющий свои правила, свою структуру, которая основывается на инициативе, входящих в него членов.

Однако самоуправление может включать в себя не только школьную деятельность (т.е. существует местное самоуправление, студенческое самоуправление и т.п.).Для этого мы исследуем понятие «школьное самоуправление».

Коджаспировы Г.М и А.Ю утверждает, что «самоуправление школы - управление субъектами школы (школьными работниками, учащимися, их родителями) жизнедеятельностью своего школьного коллектива.»[6,С.134]

Рогаткин Д.В. определяет школьное самоуправление как «систему, позволяющую ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой».[13]

На основе исследования данного термина мы можем сказать, что школьное самоуправление – это система, позволяющая субъектам школы участвовать в ее управлении.

Таким образом, школьное самоуправление включает в себя: педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. В наше исследование входит ученическое управление, поэтому необходимо разобрать и его определение.

Рожков М.И говорит, что «детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их

Самостоятельности в принятии реализации и решений для достижения

групповых целей»[14]. Кабуш В.Т определяет ученическое самоуправление, как «самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений и его самореализации в интересах своего коллектива. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу»[9].

Таким образом, под ученическим самоуправлением можно понимать демократическую форму работы детей, действующих в интересах своего коллектива.

Однако необходимо отметить о еще одной форме работы, называемой

«соуправление». Шамова Т.И считает, что соуправление - это вторичный уровень самоорганизации ученического коллектива, идущий после самоуправления.[22,С.125] Иначе говоря, «соуправление- это разновидность самоуправления, характеризующаяся прямым участием учащихся и их представителей в управлении»[1]

Проведя исследование, мы согласимся с определением Безруковой В.С., поскольку оно в полной мере отображает данную форму организации учащихся.

Кроме того нужно сказать о важности лидера в данной форме работы. Поскольку он осуществляет важную роль в организации, управлении деятельностью ученического коллектива.

«Лидер - член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях» [6,С.72].

«Лидер - 1)человек, эффективно осуществляющий формальное или неформальное руководство ( лидерство); 2) «человек с идеями», умелый организатор, способный вдохновлять, сплотить людей и повести их за собой [3,С.148].

Как видно лидер – это человек- энтузиаст, готовый осуществлять и осуществляемый руководство над группой или коллективом.

На вопрос, кто такой атаман, мы находим ответ в энциклопедии: атаман (предводитель, начальник) — старший

в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).

По одной из версий, слово происходит от тюркского слова «ата»

«отец»/«дед» с личным окончанием «ман» («мен/мэн» —я) и буквально означает «я ваш отец». Аналогами титула «атаман» являются такие обращения к старшим и начальникам как батя-командир, батюшка-царь, батька-атаман (ср. с турецким «ага» или «офицер», от «ага»—старший, старшина).

Первые упоминания названия атаман в русском языке относятся ко временам русских княжеств.

Таким образом, школьное ученическое самоуправление – это форма организации ученического коллектива, имеющая свою структуру, выполняющая определенную работу по достижению целей своего коллектива.

    1. Генезис формирования ученического самоуправления

Первое упоминание о школьном самоуправлении относится к XVI веку и к педагогу Тротцендорфу В, который использовал его в целях гражданского воспитания.

В России в этом же веке начались только формироваться тенденции к образованию ученического самоуправления. Так в 1586 году на Украине в Львовской братской школе в уставе были прописаны требования по организации детей. Данный устав призывал к равному отношению учителей к учащимся, не зависимо от сословной принадлежности, а так же давал свободу в выборе дисциплин (при наличии обязательных).

Но уже у 1758 году выходит труд Ломоносова М.В. «Регламент московских гимназий», где упоминаются обязанности «старшего в классе», который, по сути, является старостой, помимо этого за порядком в гимназии следят сами гимназисты.

А 1906 году в Москве Шацкий С.Т. организовал «СЕТЛЕМЕНТ», так называемое, общество культурных людей. В своей организации он реализовал идею«детского царства».Учащиеся делились по интересами

организовывали так называемые клубы. Помимо этого все учащиеся входили в общее собрание, на котором решались самые разные вопросы. Каждый участник данной формы работы реализовывал себя с разных сторон. Именно

«Сетлемент» можно называть полноценным самоуправлением.

В 1918 году было принято обращение Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы», в котором говорилось о том, что дети должны учувствовать во всей жизни школы. На основе данного документа можно сделать вывод о том, что ребенок должен быть развит не только физически, но и духовно.

Вершиной школьного самоуправления стала коммуна имени Дзержинского, созданная Макаренко А.С. в 1927 году. Деятельность детей включала в себя как обучение и практику, так и творческую работу. Во главе коммуны стояло Общее собрание, не менее важную роль играл Совет командиров производственных отрядов, пионерские и комсомольские организации.

Становлению самоуправления способствовала идея коллективных творческих дел Иванова. И.П. По данной методике каждый ребенок должен найти себе «дело по душе»[5]. Учащиеся сами организуют свою деятельность по интересам.

По закону «Об образовании» 1992 года образовательным учреждениям представлена свобода в выборе названия, структуры и функциональных обязанностей органов самоуправления, которые определяются уставом образовательного учреждения.

В статье 26 пункт 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года говориться: «В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов,

Затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся,

родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

  1. Создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образовании- студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее- советы обучающихся, советы родителей);

  2. Действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников)». [19,С.30]

На основе исследования мы можем сделать вывод, что школьное ученическое самоуправление прошло большой путь к становлению от организации порядка в школе до соуправления, от регламентации в школьных локальных актах до закона РФ.

    1. Основные цели, принципы и функции ученического

самоуправления

В наше время ученическое самоуправление набирает все большую популярность в образовательных учреждениях. Однако существуют затруднения, в первую очередь, это связанно с не способностью разделить современные модели самоуправления и пионерские организации советских времен. Необходимо отметить, что пионерские организации подразумевают собой подчинение администрации, а современное школьное ученическое самоуправление- это полноправный участник жизни школы.

Во вторую очередь, затруднения связаны с недостатком методической литературы. Поэтому при организации ученического самоуправления необходимо хорошо продумать цели, принципы и функции данной формы работы.

Цели:

  • Обеспечение условий для работы учащихся.

  • Воспитание гражданина с активной жизненной позицией.

  • Развитие лидерских качеств, инициативы, творческих способностей, навыков межличностного общения, планирования и анализа совместных дел.

  • Включение разных масс (т.е. разных классов, учащихся) в коллективные творческие дела.

  • Организация эффективной деятельности ученического самоуправления.

  • Саморазвитие личности. Принципы:

  • Наполнение деятельностью.

Данный принцип связан с определенной схемой «есть деятельность - есть самоуправление» или «нет деятельности - нет самоуправления».

  • Социальная значимость.

Работа, проводимая в рамках самоуправления должна иметь значимость не только для актива и лидера, но и для всего школьного сообщества.

  • Взаимопомощь.

Данный принцип характеризует не только помощь со стороны входящих в самоуправление членов, но и администрации, педагогического коллектива, родителей.

  • Выборность и добровольность.

Согласно этому принципу в ученическое самоуправление не могут включаться те члены, которые не имеют к этому желания. Так же назначение на «посты» должно происходить через голосования и не иметь принудительной формы.

  • Актуальность мероприятий и их гласность.

Любое мероприятие, проводимое ученическим самоуправлением, должно быть открытым, для того что бы каждый желающий мог его посетить, узнать о его работе и принять в нем участие. Таким же образом любое мероприятие должно нести в себе значимость для коллектива.

  • Единого планирования и иерархичности.

Данный принцип отражает в себе структурную и планировочную значимость.

Функции:

  • Представительные.

Дают возможность органам самоуправления учувствовать в принятии решений, касающихся жизни школы, от лица избирателей. В частности участвуют в соуправлении.

  • Административные.

Представляют собой возможность в организации и регламентации деятельности органов самоуправления. Данная функция представляет собой взаимодействие органов самоуправления и администрации школы.

  • Планирования.

Каждый орган самоуправления должен представлять план работ в начале года и реализовывать его в течение того же года. Помимо этого составляется единый план работы всего самоуправления.

  • Анализ и самоанализ.

В конце каждого мероприятия проводится рефлексия. Также данная функция выполняется в конце года (по плану).

Таким образом, мы можем говорить о том, что школьное ученическое самоуправление представляет собой сложную структурную организацию, которая подчиняется установленным планам, которые в свою очередь строятся на основе определяемых самим самоуправлением и администрацией целях и принципах, выполняющих определенные функции и несущих ответственность за их реализацию.

    1. Модели самоуправления

В современной методической литературе существую немало моделей школьного самоуправления, это связано в первую очередь с тем, что при организации данной формы работы могут вводиться изменения в традиционную модель. Иными совами каждая школа, выбирая ту или иную модель, вносит в нее свои коррективы, в результате чего образуется новая модель.

  1. Традиционная модель школьного ученического самоуправления.

Высшим органом данной модели ученического самоуправления (Рис.1) является общее собрание, которое включает в себя представителей не только ученического, но и педагогического, родительского советов, а так, же представителей администрации в лице директора, заместителя директора по воспитательной работе и т.п.

Ученический совет представляет собой объединение учащихся, состоящий из старост класса, их заместителей и представителей секторов классов, помимо этого здесь так же могут состоять учащиеся с активной жизненной позицией, не входящие в состав секторов.

Сектора - это подразделения, делящиеся по определенной тематике, например: Пресс-центр, Культ - массовый, Спортивный сектора и т.п.


Задача Ученического собрания не только донести информацию, как до секторов, так и до коллектива класса, но и решать вопросы на их уровне.

Рис.1.Традиционная модель школьного ученического самоуправления.

В результате данной формы работы в процессе организации жизнедеятельности школы принимает большое количество учащихся, что способствует реализации одной из целей, то есть «участие разных масс».

  1. Модель «Демократическая республика».

Данная модель представляет собой систему школьного


«государства» (Рис.2). Во главе представленной модели стоит Президент, который является директором школы, в его подчинении находятся Суд и Школьный парламент. Суд представляет собой подразделение данной модели, призванной урегулировать межличностные конфликты. Школьный парламент состоит из двух палат: Школьный совет, в который входят учителя и родители и Школьную думу, в которую входят ученики среднего и старшего звена.

Рис.2.Модель школьного ученического самоуправления «Демократическая республика».

Таким образом, дела рассматриваются на двух уровнях: Школьная дума выдвигает и обсуждает законопроект, Школьный совет принимает его, а Президент утверждает. Необходимо отметить, что состав Школьной думы определяется путем школьных выборов.

В результате участия в данной модели учащиеся не только принимают активное участие в управлении школой, но информируют гражданскую

ответственность.

  1. Модель «Школьная дума».

Данная модель представляет собой симбиоз двух предыдущих моделей (Рис.3).


Управляющий совет школы включает в себя представителей ученической, педагогической и родительской Школьной думы, а так же представителей администрации. Министерства, входящие в подчинения Школьной думе, по сути, выполняют те же функции, что и Сектора в традиционной модели.

Рис.3. Модель школьного ученического самоуправления «Школьная дума». В результате учащимся предоставляется возможность во-первых,

участвовать в выборах и принятии законопроектов, во вторых, позволяет большему количеству учащихся принимать участие в творческих делах, что в совокупности, отличает данную модель от предыдущих.

Необходимо отметить, что ни одна из этих моделей ученического самоуправления не может существовать без организации самоуправления в коллективах класса, что во многом зависит как от классного руководителя, так и от старосты класса. Структура самоуправления в классе зависит от

Структуры самоуправления школ.

Таким образом, на основе представленных моделей мы можем выделить три уровня самоуправления:

  • Ученическое самоуправление на уровне класса.

  • Ученическое самоуправление на уровне школы.

  • Ученическое самоуправление, как участник управления школой или соуправление.

Глава 2. Исследование модели школьного ученического самоуправления

    1. Изучение системы школьного ученического самоуправления

В анкетирование принимали участие председатели ученического самоуправления. Данный метод исследования проводился анонимно. В анкете присутствуют вопросы, как с вариантами, так и с открытой формой ответа. Целью данного исследования является выявление модели ученического самоуправления или соуправления и степень активности учащихся в данной форме работы.

  1. Напишите название вашей образовательной организации?

  2. Есть ли у Вас в школе ученическое самоуправление?

 

По полученным данным мы можем сказать, что большая часть учащихся (70%) знают о существовании ученического самоуправления в своей школе, 10% не знают об этом, 20% не имеют понятия о данной форме организации.

  1. Есть ли у Вас председатель?

 

100% учащихся знают о наличии председателя в ученическом самоуправлении.

  1. Существуют ли деление на сектора внутри школьного совета?


71% знают о наличии деления внутри ученического самоуправления по секторам, 29% утверждают, что делении не сектора не существуют.

  1. Поддерживает ли школьный совет традиции школы, если они есть?

 

100% учащихся положительно ответили на данный вопрос.

  1. Ведется ли планирование и отчетность в совете?

 

100% учащихся утверждают, что планирование и отчетность ведется.

  1. Если да, то перед кем?

Таким образом, большинство учащихся (71%) считают, что отчетность ведется перед ученическим советом, 29% учащихся считают, что отчетность ведется перед учительским советом.

  1. Установлена ли периодичность собраний?

 

29% учащихся утверждают, что периодичность собраний не установлена, однако 71% говорят об обратном.

  1. Контактирует ли школьный совет с учителями?

 

Из наблюдаемой диаграммы можно сделать вывод, что абсолютное большинство (89%) обращаются к учителям в рамках работы самоуправления.

  1. Есть ли у Вас старосты в классах?

90% знают о наличии старост в классе, в 10% случаев учащиеся отрицают наличие старост.

  1. Каким образом Вы участвуете в жизни школы?

Данный вопрос предоставлял возможность выбрать несколько вариантов ответов. Большинство учащихся выбрали позицию «пою, танцую, читаю стихи», на втором месте «участвую в конференциях».

  1. Откуда Вы узнаете новости, касающиеся жизни школы?

Данный вопрос предоставлял возможность выбрать несколько вариантов ответов. Большинство учащихся сказали, что новости узнают от классного руководителя, на втором месте – от старост, после – от одноклассников.

    1. Анализ формально существующей и реально сложившейся

модели

Проводя исследование ученического самоуправления в данной школе, мы выявили некоторые несоответствия существующей модели:

  • В первую очередь необходимо отметить, что многие участники ученического самоуправления не понимают своей роли в данной структуре.

  • В основе существующей модели лежит идея коллективно -творческих дел Иванова И.П., что является способом организации коллектива, а не постоянной формой работы.

  • Так же данная модель лишена Школьного собрания, которое включает в себя не только ученическое, но педагогическое, родительское самоуправление. Что затрудняет работу по представлению интересов учащихся в школьной среде.

  • В реальной модели отсутствует самоуправление классов, младше 5, что затрудняет работу всего самоуправления, поскольку нет подготовленных кадров.

В результате данного исследования можно говорить о том, что в школах эффективнее было бы использовать модель «Школьная дума». Так как:

  • Способствует вовлечению в данную форму организации более младших классов.

  • Данная модель включает в себя совокупность «Традиционной модели», с которой уже знакомы в школах и модели «Парламентская республика», которая позволит внести большую организованность в существующею модель.

  • Данная модель включает в себя не только ученическое, но и учительское и родительское школьное самоуправление.

  • И, все-таки, подводить учащихся к идее соуправления, поскольку модель

«Школьная дума» предполагает под собой полное участие ученического коллектива в жизнедеятельности школы и усвоения понимания своей роли в системе.

  1. Казачье самоуправление сегодня

Мы живём на славной земле донских казаков, вошедшей в Усть- Медведицкий казачий округ Войскового казачьего общества Всевеликого войска Донского, действующего на территории 8 муниципальных образований. С 2016 года Атаманом ОКО Усть-Медведицкого казачьего округа является Гречишников В.Ю., директор АО им. Калинина, очень не равнодушный человек к судьбе казачества и своей малой родины, активно помогающий в том числе и нашей школе, выпускником которой является.

  1. В хуторе Буерак-Поповском

Избран хуторской казачий атаман в день святителя Николая Чудо творца, в Буерак-Поповском сельском поселении состоялся хуторской казачий Круг.

Его повестка включала ряд значимых вопросов, включая создание

Хуторского казачьего общества и избрание для него атамана. Участие в Круге приняли более 50 казаков. В числе участников Круга были атаман Усть-

Медведицкого казачьего округа В.Ю.Гречишников, юртовой атаман А.А. Авдеев и атаман станицы Усть-Медведицкая А.М. Альшанов. Вёл Круг председатель Совета стариков Усть-Медведицкого казачьего округа В.Н.

Попадьин. Совершил молитву и благословил мероприятие настоятель Церкви Воскресения Христова Александр К. На повестке Круга стояло несколько вопросов: создание хуторского казачьего общества «хутор Бурак-Поповский», входящего в состав СКО «Станица Усть-Хоперская»;

выборы атамана и его помощника; выборы совета стариков и суда чести хуторского казачьего общества. На должность атамана хуторского казачьего общества была предложена кандидатура местного жителя Ивана Петровича О. Он православный казак, трудится бригадиром в АО «им.

Калинина», семейный. Своей целью ставит возрождение традиций Донского казачества, возвращение казачьему народу его гордого имени, а также работу по реабилитации казачества. Участники Круга одобрили кандидату Ивана Петровича, избрав его атаманом хуторского казачьего общества единогласно. По традиции от отца Александра избранный атаман получил благословение. Помощником атамана единогласно избран казак Владимир Иванович

К. Остальные вопросы были решены в рабочем порядке и единогласно. [8]

б)в Буерак-Поповской СШ

С 2008 года наша школа работает в режиме инновационного образовательного учреждения – школа с этнокультурным казачьим компонентом, ориентированное на продолжение лучших традиций, на формирование универсально образованной личности, овладевшей основами фундаментальных наук, культурой умственного труда, нормами нравственного поведения и через реализацию этнокультурного содержания образования, развившую в себе чувства национального достоинства и

национального самосознания.

Структура органов самоуправления казачьей


республики «Вольница»

Схема 1. Структура органов казачьего самоуправления в МКОУ Буерак- Поповской школе.

Специфика воспитательной работы нашей школы с этнокультурным казачьим компонентом заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребёнка к национальным традициям и обычаям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь к Отечеству, родному краю, родному народу, семье, а

также качества, отличавшие русский – казачий характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

После того, как мы тщательно изучили данный материал, решили провести выборы школьного атамана, придерживаясь правил выборов Атамана казачьего общества в современных условиях.

У нас в школе проходит торжественное мероприятие–казачий круг

«Выборы Атамана школы», на который традиционно приглашаются: заместитель Атамана Усть – Медведицкого округа Дьяков. А.С и Атаман Усть – Медведицкого Юрта А.А. Авдеев., а так же священно служитель отец Николай из Спасо–Преображенского монастыря, гости нашего поселения и родители учащихся.

Ход мероприятия «Выборы атамана школы»:

Общее построение.

Есаулец подает команду о готовности и объявляет повестку круга.

Слова Есаульца:

-Здорово дневали, казаки и казачки!(Слава Богу!)

-Сегодня в нашей школе знаменательное событие –выборы Атамана школы и принятие ребят в казаки.

-У нас присутствуют почётные гости: Священник Виктор, Заместитель окружного атамана–Андрей Сергеевич Д., Заместитель хуторского атамана –Владимир Иванович К., члены Совета старейшин Анатолий Васильевич З. и Леонид Михайлович Г.

Давайте их поприветствуем.

-слово предоставляется Священнику Виктору

  • Слово для приветствия предоставляется заместителю окружного Атамана Усть – Медведицкого Юрта Андрею Сергеевичу Д.

  • Я, дежурный Есаулец, Михаил Г., буду следить за порядком вместе с приставами. Предлагаю выбрать приставами казаков Савелия Д. и Александра К.

  • Кто за казаков Савелия Д. и Александра К., прошу поднять руку.

  • Кто против?

  • Приставами на кругу утверждаются казаки Савелий Д. и Александр К.

  • Приставы будут вести подсчет голосов во время голосования, в котором принимать участие будут учащиеся начиная с 5 по 11 классы, педагоги и уважаемые гости.

Есаулец:

  • Для ведения круга приглашаем Совет Старейшин занять свои места

  • Председателем Круга предлагаю избрать заместителя окружного Атамана Усть – Медведицкого Юрта Андрея Сергеевича Д.

-кто за?

-Кто против?

Единогласно, председателем круга выбран Андрей Сергеевич Д. Есаулец:

  • Начинаем Круг.

  • Куренным атаманам доложить о готовности к сходу

  • (В 7 классе на сходе посвященном выборам Атамана школы и принятию в казаки присутствуют…человек. Куренной атаман … класса Ф.И.)

  • На молитву встать!

-На Гимн России стоять смирно!

  • Гимн играть!

-На Гимн Всевеликого Войска донского стоять смирно! Гимн играть! Садись! Сегодня на Круге на повестке дня - выборы атамана нашей школы и принятие юных казачат

-Есть предложение избрать Атаманом школы казака Ивана Р. Ваше мнение? (Любо!)

- Иван Р., просим на Круг. (Выступление с программой)

Есаулец: «Братья казаки и казачки, люб ли вам Иван Р. атаманом?».

  • Прошу проголосовать, кто «за» данного кандидата?

  • Кто «против»? (приставы считают голоса)

-За избрание Ивана Р.Атаманом школы проголосовало…человек из скольки-то присутствующих

-Так ли, уважаемые Старейшины? (Смотрю на старейшин)

  • Так ли. Честное казачество? (Смотрю на гостей)

  • Решено избрать Ивана Р. атаманом школы.

  • Внимание! Прошу всех встать! Смирно!

-Клятву дает Атаман школы!

  • Слово предоставляется:

  • Заместителю хуторского атамана Владимиру Николаевичу К.

 

Он трижды сечет нагайкой по спине выбранного атамана.

-Просим священника Виктора благословить избранного атамана

Есаулец: переходим ко второму вопросу: принятие учащихся нашей школы в казаки

-Прошу будущих казаков занять свои почетные места у знамени (Построение у знамени всех участников)

-Атаман. Ребята, слушай мою команду! Для принятия клятвы приготовиться.

Повторяйте за мной слова казачьей клятвы:

Клянёмся ,что будем верными сыновьями матушки России! Все казачата: Клянёмся!

Чтить и уважать старших Все казачата: Клянёмся!

Добросовестно овладевать знаниями Все казачата: Клянёмся!

Хранить казачьи традиции Все казачата: Клянёмся!

Быть надежной сменой славным Донским казакам Все казачата: Клянёмся!

(подходят и целуют знамя)

Атаман: Советом школьной казачьей республики«Вольница» было принято решение:

Принять учеников 1-2 классов в количестве 4-х человек в ряды казаков.

Есаулец: Слово предоставляется юным казачатам.

  1. ученик: Этот день очень долго мы ждали: Волновались, учили, старались. Вы поверьте, дорогие гости, что они нам так трудно достались

  1. ученик: И теперь мы гордимся безмерно, что в казачьем строю стоим гордо. Продолжать нам традиции дедов, чтобы жили в веках они долго.

  1. ученик : Сердечно обещаем, как и наши деды, Славу казака с достоинством нести. На смену вам пришли донские казачата, Во имя продолжения пути.

  1. ученик: Много было под конями ветра. Шли они в пустынях и лесах Память о казачестве бессмертна, Подвиги казачества в сердцах.

  1. ученик: Мы казачьи заветы не забудем никогда! И пускай, как скорость света, мимо нас летят года.

И куда б мы не попали, завела судьба бы нас, никогда не оплошает

Все хором: Наш казачий дружный класс!

Слово для поздравления предоставляется главе сельской администрации Светлане Васильевне А.

Слово для поздравлений предоставляется Директору школы Ольге Николаевне Д.

От детского объединения с танцем выступает хореографическая группа

«Непоседы»

На молитву встать!

-На этом повестка круга исчерпана, круг свою работу завершил, РАЗОЙДИСЬ!

  • Слово для напутствия предоставляется:

  • Атаману Усть–Медведицкого Юрта А.А.Авдееву

  • Атаман Усть – Медведицкого Юрта А.А.Авдеев посвящает в Атаманы школы Родионова Ивана

Он трижды сечёт нагайкой по спине выбранного атамана.

  • На Гимн Всевеликого Войска донского встать!

  • Гимн играть

Слова напутствия даёт Заместитель директора школы Пастушкова Т.Н.

Слова ведущих:

Вед.1:

Земля Донская - нива золотая! Холмы да степи, реки и поля. И синь от края и до края.

Ты – часть России ,русская земля.

Вед.2:

Лазоревая степь лежит передо мной, И я бегу, срывая ковыли.

Люблю тебя, мой край, всем сердцем, Всей душой

Мой край, казачьих песен и былин.

Вед.3–На земле донской, Средь полей бескрайних Живёт народ – казаки,

Их роду нет конца.

  • Мы родились не в городе А в хуторе у реки

И носим имя гордое– Донские казаки!

  • Возрождение казачества– это вовсе не ребячество

Ине вызови не месть

Хоть униженных не счесть!

  • Может в это месть лихачество Но ведь здесь и суть казачества:

Никому не преклоняться, За донскую землю драться.

Мы будем жить и работать под

девизом:

  • Крепко Родину любить, Если надо – защитить!

Честно жить, работать дружно.

Вот казачеству что нужно!

  • Благословление Атамана школы священником.

  • Слово для напутствия предоставляется заместителю Атаману Усть–Медведицкого Округа Дьякову А.С.

Вывод: Благодаря работе школы по реализации этнокультурного казачьего компонента происходит стимулирование интереса школьников к изучению истории казачества. Патриотическое и нравственное воспитание всегда рассматривается как фактор консолидации всего общества. Является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны. Её государственной целостности и безопасности. Это и является одной из главных задач реализации эксперимента и в воспитательной системе казачьего класса.

I.Вывод

Изучив историю выбора Атамана и проанализировав его как форму демократии, я сделала вывод:

Казачье самоуправления совершенно уникальное явление в истории России, потому что оно подразумевало демократические принципы: равенство в возможностях, выбор путём общего голосования, возможность быть избранным и другие, установленные только у казаков принципы. Народ, находившийся вне казачьего общества, жил в условиях монархии, осуществлявшей власть«сверху»и не дающей права голоса гражданам.

Казачье самоуправление как уникальный элемент сложилось на традициях

самоорганизации казачьей общины и, прежде всего, на строгом и неукоснительном соблюдении неписаных норм казачьей жизни. У казаков, в отличии от русских общин, дальнейшее развитие получают демократические принципы самоуправления, складываются законодательные и исполнительные органы власти, разделённые по вертикали [6, С.42]. Казачество в столь ранее время пришло к демократии, которую вся Россия получила только в XXI веке.

После проведения выборов Атамана в школе учащиеся были настроены в духе патриотизма, потому что дети почувствовали свою важность в решении самоуправления в школе, увидели, что их мнение имеет значение, чем вдохновились. Они почувствовали себя сопричастными к истории и гордились своими предками, давшими им возможность жить в мире, где личность признаётся высшей ценностью. Благодаря проведению выборов Атамана в школе, стало ясно: казачье самоуправление провозглашает важность личности и её взглядов, даёт право открыто выражать своё мнение и преобразовывать мир вокруг нас.

Таким образом, казачье самоуправление - самобытная форма русской демократии, важная для решения насущных проблем и в современном обществе.

Заключение

Решая первую задачу, мы исследовали термины, связанные со школьным ученическим самоуправлениям и выяснили, что данный термин включает в себя широкий спектр понятий.

Решая вторую задачу, мы выяснили, что данная форма организации жизнедеятельности учащихся начала свое становление в XVI веке и продолжает свое развитие до сих пор.

Решая третью задачу, мы провели анализ основных целей, функций и

принципы выяснили, что каждая школа, в каждом отдельном случае

подбирает свои параметры, но существуют основные, без соблюдения которых организацию ученического коллектива нельзя назвать школьным ученическим самоуправлением.

Решая четвертую задачу, мы выявили три модели ученического самоуправления и определили, что самоуправление включает в себя три уровня управления: на уровне класса, школы и как соуправление.

Решая пятую задачу, мы изучили модели школьного ученического самоуправления. Проводили анкетирование и беседу в рамках школ и выяснили, что данные школы, в основной своей части, практикуют традиционную модель ученического самоуправления.

Решая шестую задачу, мы проанализировали модели, сложившиеся в школах и выявили некоторые недостатки.

 

  1. Принятие присяги атаманом школы

Список литературы

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://topreferat.znate.ru/docs/index-11877.html (дата обращения 22:38, 12.01.2025).

  2. Давыдов В.В. Русская педагогическая энциклопедия в 2х томах. Том 2- М.: Большая российская энциклопедия. 1993-1999.

  3. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведения – М.: Издательский центр «Академия». 2008;

  4. Закон об образовании 1992.

  5. И.П.Иванов как автор коллективной творческой деятельности [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-34664.html (дата обращения 20:17, 12.01.2025).

  6. Каджаспирова Г.М., Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. И сред. Пед. Учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия». 2003.

  7. Кабанина Л.А. Управление образовательными системами: учеб. Пособ. Блашев.: «Николаев». 2005.

  8. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика - Мн.: 1999.

  9. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  10. Основные принципы единой трудовой школы [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://jorigami.narod.ru/NewDoc/Lunacharskiy_AV_Main_principels_of_united_labour_School.pdf (дата обращения 20:21, 12.01.2025).

  11. Пасынкова М.В. Модели ученического самоуправления.

  12. Регламент Московской гимназии [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lomonos/critics/other/bel/bel-293-.htm (дата обращения13:24, 12.01.2025).

  13. Рогаткин Д.В. Что может самоуправления? Право на управлении школой - Петрозаводск.: «Дорога». 2004.

  14. Рожков. М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах – М.: «Владос», 2004.

  15. Сильченко Н.В. Доклад ведущего специалиста управления образования Крыловский район Введение Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://knu.znate.ru/docs/index-426810.html (дата обращения 13:33, 12.01.2025).

  16. Структура ученического самоуправления [Электронный ресурс]- Режим доступа: [http://vashpsixolog.ru/index.php/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/756-pupil-autonomy-in-the-classroom (дата обращения 13:30, 12.01.2025).

  17. Устав Львовской Братской школы [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3284/B3284Part30-52.php (дата обращения 13:26, 12.01.2025).

  18. Ученическое самоуправление в классе [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/index.php/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/756-pupil-autonomy-in-the-classroom (дата обращения 13:28, 12.01.2025).

  19. ФЗ «Об образовании в РФ» - Новосибирск.: «Норматика», 2013.

  20. Филиппова Л.В., Яковлева А.А., Полякова Н.В. Совмещенная игровая- административная модель ученического самоуправления «Школьная Думма».

  21. Черемных О.В. Наша модель- Шелехов.:. 2012.

  22. Шамова Т.И., Третьякова П.И., Капустин М.П. Управление образовательной системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения- М.: «Владос», 2002.

  23. Шаповалова Н.А. Основы организации школьного самоуправления.

  24. Шатский С.Т. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://alya-aleksej.narod.ru/index/0-159 (дата обращения 13:30, 12.01.2025).

  25. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.makarenko.edu.ru/dzerd.htm (дата обращения 13:32,12.01.2025).

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Анкета «Ученическое самоуправление в школе»

Вам будет предложено 11 вопросов, отвечайте на них максимально точно.

  1. Есть ли у Вас в школе ученическое самоуправление?

а) есть; б) нет; в) не знаю.

Если у Вас в школе нет самоуправления, Вы в нем не участвуете или Вы не знаете, есть ли оно, то переходите к вопросу под номером 9.

  1. Есть ли у Вас председатель?

а) есть; б) нет.

  1. Существуют ли деление на сектора внутри школьного совета?

а) да; б) нет.

Если сектора существуют, то запишите их:________________________________________________________________

  1. Поддерживает ли школьный совет традиции школы, если они есть?

а) да, поддерживает; б) нет.

  1. Ведется ли планирование и отчетность в совете?

а) да, ведется; б) нет, не ведется.

  1. Если да, то перед кем? Если нет, то переходите к следующему вопросу.

а) перед ученическим советом; б) перед учительским советом;

в) другой ответ: ____________________________________________________.

  1. Установлена ли периодичность собраний?

а) установлена; б) не установлена.

  1. Контактирует ли школьный совет с учителями?

а) да; б) нет; в) только при возникновении вопросов.

  1. Есть ли у Вас старосты в классах?

а) да; б) нет; в) не знаю.

  1. Каким образом Вы участвуете в жизни школы? (ответ может не ограничиваться одним вариантом)

а) участвую в конференциях; б) пою, танцую, читаю стихи;

в) другой ответ:_______________________________________________ _____.

  1. Откуда Вы узнаете новости, касающиеся жизни школы?

а) от старосты; б) от классного руководителя; в) от одноклассников;
г) другое:____________________________________

Приложение 2

Вопросы для беседы с руководителями ученического самоуправления в школах Серафимовичского района:

  1. Делятся ли классы по секторам?

  2. Как избираются лидеры данных направлений?

  3. Как информация доходит от ученического совета до классов?

  4. Для передачи информации, Вы проводите собрания или...?

  5. Кто входит в состав ученического совета?

  6. Как часто собирается ученический совет?

  7. Как часто ты, как председатель совета и члены ученического совета контактируют с администрацией?

Просмотров работы: 46