Введение
Проблема развития лидерских качеств представляет собой актуальную и многогранную тему, которая всегда активно рассматривалась в социологии, педагогике и психологии. Этой проблеме посвящены научные труды таких отечественных ученых как Е. А. Климов, И. С. Кон, Е. С. Кузьмин, В. Н. Князев, И. С. Полонский, Б. Д. Парыгин, А. И. Пригожий, А. Г. Сорокова, Л. И. Уманский, и др. Большой научный опыт в области лидерства приобретен и за рубежом (К. Берд, Ч. Миллс, Р. Стогдилл, Д. Гоулман и другие).
Актуальность развития лидерских качеств у подростков 14-15 лет обусловлена несколькими важными факторами. Во-первых, этот возрастной период – критический этап становления личности, когда закладываются фундаментальные жизненные ориентиры и формируется самоидентификация. Развитие лидерских навыков помогает подросткам ориентироваться в сложных социальных ситуациях, принимать самостоятельные решения и эффективно взаимодействовать со сверстниками.
Во-вторых, современный мир предъявляет повышенные требования к адаптивности и умению работать в команде. Лидерские качества – инициативность, ответственность, умение мотивировать других – становятся все более востребованными на рынке труда и в повседневной жизни. Подростки, обладающие такими качествами, имеют больше шансов на успешную самореализацию.
Наконец, формирование лидерских качеств способствует развитию критического мышления, коммуникативных навыков и самоуважения у подростков. Это, в свою очередь, предотвращает проблемы с адаптацией в обществе, снижает риск девиантного поведения и повышает уровень самооценки. Таким образом, инвестиции в развитие лидерских качеств у подростков – это инвестиции в будущее успешное поколение.
Цель: подобрать методы диагностики лидерских качеств, разработать рекомендации по развитию лидерских качеств подростков 14-15 лет.
Изучить теоретические аспекты лидерства и основные методы формирования лидерских качеств.
Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить сформированность лидерских качеств.
Провести экспериментальное исследование по определению уровня развития лидерских качеств у подростков.
Сформулировать рекомендации по дальнейшему развитию лидерских качеств у подростков.
Объектом исследования являются подростки в возрасте 14-15 лет
Предметом исследования выступают организационные и коммуникативные навыки, а также методы их формирования у подростков, способствующие развитию лидерства.
Гипотеза исследования предполагает, что систематическое участие подростков в тренингах и проектах, направленных на развитие лидерских качеств, положительно сказывается на уровне их самостоятельности, организаторских способностей и влиянии на окружающих, что в конечном итоге способствует их успешной социальной адаптации и личностному росту
Методы исследования:
теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация
-эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка данных
I.1. Понятие лидерства и теории лидерства в зарубежной и отечественной психологии.
Понятие лидерства существует в социологии, политологии, психологии и других науках о человеке и обществе. Изучение этого феномена имеет непосредственную практическую направленность. Это важно для разработки методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. Лидерство как социальное явление, основано на определенных объективных потребностях сложно организованных систем: в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности [12].
В понятии «лидер» можно выделить два основных значения:
индивид, который обладает ярко выраженными, важными с точки зрения группы качествами, с помощью которых его деятельность является максимально продуктивной. В этом случае лидер – это образец для подражания, к которому примыкают остальные члены группы. Его влияние основывается на психологическом феномене отраженной субъективности;
лицо, за которым определение общество признает право на принятие наиболее значимых решений для группы. Авторитет лидера в этом случае основывается на способности объединять других для достижения общей цели. Лидер, регулирует отношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, оказывает влияние на формирование внутригрупповых ценностей [9].
Волков Б.С. выделяет три основных подхода в понимании происхождения лидерства:
«Теория черт» гласит, что лидерами рождаются, что существуют определенные врожденные качества лидера, которые дают ему возможность занимать занять ведущее положение в любой ситуации и брать на себя роль лидера [12].
«Теорию черт» сменила «ситуационная теория лидерства». Она утверждает, что в основном лидерство - продукт ситуации. Авторами этой теории являлись Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс.Также стала достаточно популярной «теория лидерства как функции ситуации» основоположники которой Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе [16]. На сегодняшний день данная теория становится наиболее распространенной. Наблюдения за тем, как одни и те же дети в различных группах занимают разное положение, играя разнообразные социальные и межличностные роли привели ученых к выводу, что лидерство – это результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций [9].
Н. С. Жеребова полагает, что специфика лидерства как функции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам [9, с.384]. Лидер – это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.
В одном школьном классе всегда есть дети, которые лучше других могут организовать культурно-массовые, общественно полезные и другие дела. Иногда в группе появляется универсальный лидер, но чаще всего в разных ситуациях проявляются различные лидеры.
По данным ряда исследований было определено около 70 лидерских качеств. Но сформировать такое количество качеств является невыполнимой
Р.Л. Кричевский выделил набор названных характеристик, которыми должен обладать лидер, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Интеллектуальные способности, черты характера,
профессиональные навыки лидера
Интеллектуальные способности |
Черты характера лидера |
Профессиональные навыки |
ум и логика |
инициативность |
умение заручиться поддержкой |
рассудительность |
гибкость |
умение кооперироваться |
проницательность |
бдительность |
умение завоевывать престиж |
оригинальность |
созидательность и творчество |
такт и дипломатичность |
концептуальность |
честность |
умение брать на себя риск и ответственность |
образованность |
целостность личности |
умение организовывать |
знание дела |
смелость |
умение убеждать |
ораторские качества |
самоуверенность |
умение менять себя |
любопытство |
уравновешенность |
умение быть надежным |
интуиция |
независимость |
чувство юмора |
В нашей работе за основу взято определение Р.Л. Кричевского: лидер – это личность, которая использует особый вид управления людьми. При этом важная роль в становлении лидерства отводится школьному времени, так как в данный период школьники имеют возможность проявить свои лидерские качества. Качества лидера в свою очередь формируются в процессе жизнедеятельности. Поэтому целью образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, помощь в развитии лидерских качеств. [8]
Для изучения лидерских качеств подростка мы взяли такие качества как направленность, деловитость, доминирование, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость
Подростковый возраст – это период заметных изменений, когда формируются не только личностные качества, но и социальные навыки. Важным аспектом этого периода является развитие лидерских качеств, которое обеспечивает возможность подросткам адаптироваться в обществе, находить общий язык с окружающими и становиться активными участниками своих групп. Лидерство на уровне подростков определяется не только ориентацией на достижения, но также способен на формирование глубоких социальных связей и взаимопонимания внутри группы.
В подростковом возрасте формируется идентичность, важная для понимания своих позиций среди сверстников. Сложности, связанные с переходным периодом, часто проявляются в конфликтах, когда подростки борются за свои позиции в социальной иерархии, стремясь занять места, которые соответствуют их внутренним устремлениям. Исследования показывают, что лидерские качества подростка могут зависеть от его темперамента; так, более общительные и инициативные подростки имеют больше шансов занять лидирующие позиции, тогда как интроверты могут оставаться на заднем плане, даже если обладают значительными способностями.
Лидерство требует уверенности и способности к коммуникации. Успешные лидеры в подростковом возрасте обычно обладают рядом характеристик, таких как активность, способность к инициативе, стратегическое мышление и умение взаимодействовать с другими. Подростковые лидеры, часто являясь образцами для подражания, способны вдохновлять своих сверстников на достижение общих целей или решение общественно значимых задач. При этом важно отметить, что социальные ожидания и давление со стороны окружающих могут значительно влиять на то, как подросток реализует свои лидерские амбиции.
Существуют различные подходы к воспитанию лидеров в подростковом возрасте. Психологи подчеркивают важность формирования группы, в которой подросток может проявлять свои лидерские качества. Роль взрослых и старших товарищей в процессе социализации не следует недооценивать. Их поддержка и наставничество могут стать значительными факторами в успешном развитии лидерских качеств у молодежи. Участие в различных программах, таких как «Школа лидеров», также способствует развитию необходимых навыков, позволяя подросткам реализовывать свой потенциал через практические действия и социальные инициативы.
Значение лидерства в подростковом возрасте также связано с формированием активной гражданской позиции. Подростки, которые имеют возможность проявлять лидерские качества, более скептически и критически относятся к существующим нормам и практикам, формируя более моральные и этические стандарты в обществе. Применение методов групповой работы и совместных проектов предоставляет возможность подросткам развивать навыки командного взаимодействия, что, в свою очередь, обогащает практику лидерства.
Подводя итог, можно отметить, что подростковый период 14-15 лет — это время, когда личность начинает осознанно формироваться, ее внутренние конфликты могут быть как источником стресса, так и возможностью для роста. Развитие лидерских качеств у подростков не только помогает им в адаптации к социальным реалиям, но и создает прочный фундамент для личностного роста и будущей профессиональной деятельности. Формирование уверенности в себе, улучшение коммуникационных навыков и умение реализовывать инициативы в команде становятся основными факторами, которые способствуют более успешной самореализации будущих взрослых.
2.1. Диагностика развития лидерских качеств у подростков 14-15 лет
Для выявления уровня развития лидерских качеств у подростков 14-15 лет был использован метод анкетирования.
Анкета 1 «Способен ли ты быть лидером» содержала закрытые вопросы с вариантами ответов по шкале Лайкерта (от 1 до 5 баллов), позволяющие оценить наличие и степень выраженности таких лидерских качеств, как ответственность, инициативность, целеустремлённость, умение работать в команде, способность к принятию решений и умение мотивировать других. (Прил.1)
С целью выявления уровня развития собственных лидерских качеств, в частности коммуникабельности и организаторских способностей была использована анкета 2 «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского, В. А. Федорошина.(Прил. 2)
В дополнение к этой методике мы провели самодиагностику по опроснику «Определение коммуникативных и организаторских качеств» (Прил.3)
Обработка результатов анкетирования проводилась с помощью статистических методов, позволяющих выявить средние показатели развития каждого лидерского качества в исследуемой группе и определить корреляционные связи между ними. Для обеспечения анонимности и объективности, анкетирование проводилось в классе, при соблюдении инструкций по заполнению и с обеспечением добровольного участия. Общее количество опрошенных составило 31 человек. Результаты анкетирования представлены в приложении (Прил. 4)
В ходе анкетирования, проведенного среди подростков 14-15 лет, были выявлены следующие ключевые лидерские качества, наиболее часто упоминаемые респондентами как важные для лидера:
Ответственность: Большинство опрошенных считают ответственность одним из важнейших качеств лидера. Это проявляется в понимании последствий своих действий и готовности брать на себя обязательства.
Коммуникабельность: Умение эффективно общаться, ясно выражать свои мысли и слушать других оказалось высоко ценящимся качеством. Подростки отметили важность умения строить продуктивный диалог и находить общий язык с разными людьми.
Умение принимать решения: Способность анализировать информацию, взвешивать возможные варианты и принимать обдуманные решения была названа как ключевая черта лидера.
Настойчивость/целеустремленность: Респонденты подчеркнули важность упорства в достижении целей, несмотря на трудности. Этосвидетельствует о понимании значимости настойчивости для эффективного лидерства.
Умение мотивировать: Хотя и в меньшей степени, чем предыдущие качества, способность вдохновлять и мотивировать окружающих также была отмечена как важная черта лидера в возрасте 14-15 лет.
Важно отметить, что распределение важности этих качеств может варьироваться в зависимости от контекста и специфики ситуации. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, какие лидерские навыки являются наиболее актуальными для подростков данного возраста.
Анализ анкет показал ряд ключевых проблем, препятствующих подросткам 14-15 лет в проявлении лидерских качеств. Выделимнаиболеераспространенные:
Страх неудачи и критики: Многие подростки боятся ошибаться, принимать неверные решения и подвергаться критике со стороны сверстников и взрослых. Это особенно актуально для тех, кто стремится к лидерству, так как лидерские позиции подразумевают принятие ответственности и публичность.
Недостаток уверенности в себе: Низкая самооценка и неуверенность в своих силах затрудняют инициативу и принятие самостоятельных решений, необходимых для проявления лидерства. Подростки сомневаются в своих способностях организовывать, мотивировать и руководить другими.
Трудности в коммуникации и межличностных отношениях: Неумение эффективно общаться, выражать свои мысли и слушать других является существенным барьером на пути к лидерству. Конфликты и непонимание в коллективе могут парализовать инициативы подростка.
Незнание принципов лидерства: Многие подростки не обладают достаточными знаниями о том, что составляет эффективное лидерство. Они не понимают разницы между авторитарным и демократическим стилями руководства, не умеют мотивировать команду и делегировать полномочия.
Социальный прессинг: Группа сверстников может оказывать давление на подростков, не позволяя им проявлять лидерские качества, если это противоречит устоявшимся нормам или интересам других членов группы.
Выявленные проблемы подтверждают необходимость разработки специальных программ, направленных на формирование уверенности в себе, развитие коммуникативных навыков и ознакомление подростков с принципами эффективного лидерства.
Для дальнейшего развития своих лидерских качеств я приняла участие в нескольких тренингах, направленных на улучшение организаторских и коммуникативных способностей. Эти тренинги включали в себя ролевые игры, командные задания и ситуации, требующие быстрого принятия решений. Благодаря этому опыту я смогла получать обратную связь и учиться на своих ошибках.
Также я инициировала и организовала несколько проектов, которые способствовали развитию моих лидерских навыков. Например, я создала команду для проведения школьного мероприятия, где была ответственной за планирование, распределение задач и взаимодействие с участниками. Этот опыт позволил мне глубже понять, как важно быть организованной, терпеливой и умеющей слушать мнения других. Также я поняла, насколько важны требовательность, здоровое упрямство, умение понимать других.
На основе результатов анкетирования, выявившего основные трудности и потребности подростков 14-15 лет в развитии лидерских качеств, практической работы по развитию лидерстких качеств мы предлагаем следующие рекомендации:
Развивайте самосознание: Постоянно работайте над самопознанием. Задавайте себе вопросы: какие мои сильные стороны? В чём мои слабости? Какие цели я преследую? Чего я хочу достичь? Ведениедневникасаморефлексииможет вам помочь.
Учитесь принимать решения: Не бойтесь ошибаться, из ошибок можно извлечь ценный опыт. Принимайте решения, даже если они кажутся сложными, и несите за них ответственность. Практикуйте принятие решений в различных ситуациях – от выбора кружка до планирования своего времени.
Развивайте коммуникативные навыки: Учитесь ясно и эффективно выражать свои мысли как устно, так и письменно. Активно слушайте собеседника, учитывайте его точку зрения. Попробуйте участвовать в дебатах, публичных выступлениях или ролевых играх.
Работайте над стрессоустойчивостью: Лидеры часто сталкиваются с давлением. Научитесь справляться со стрессом, используя техники релаксации (медитация, спорт, хобби).
Будьте инициативными: Не ждите, пока вас попросят – предлагайте свою помощь, выступайте с инициативами в коллективе, принимайте участие в общественной жизни школы.
Учитесь работать в команде: Лидер – это не одиночка. Научитесь эффективно сотрудничать с другими, учитывать интересы всех участников, распределять обязанности. Поисккомпромиссов – важный навык для успешной командной работы.
Развивайте эмпатию: Понимание чувств и потребностей других людей – залог успешного лидерства. Старайтесь поставить себя на место других, проявляйте сочувствие и поддержку.
Постоянно учитесь: Лидерство – это непрерывный процесс обучения и самосовершенствования. Ищите возможности для развития своих навыков и знаний, читайте книги, посещайте тренинги и мастер-классы.
Результаты нашего исследования подчеркивают важность развития лидерских качеств у подростков 14-15 лет как ключевого аспекта их личностного и социального становления. Выявленные данные показывают, что ответственность, коммуникабельность, умение принимать решения и настойчивость являются основными качествами, которые подростки сами считают важными для успешного лидерства. Однако, несмотря на наличие этих качеств, многие подростки сталкиваются с серьезными барьерами, такими как страх неудачи, недостаток уверенности в себе и трудности в коммуникации.
Анализ факторов, влияющих на развитие лидерских качеств, выявил значительное влияние семейного воспитания, социального окружения и школьной среды. Поддержка со стороны родителей и учителей, а также активное участие в общественной жизни могут существенно повысить уровень лидерских навыков у подростков. Важно, чтобы как педагоги, так и родители осознавали свою роль в этом процессе и создавали условия для развития инициативности и уверенности у молодежи.
Рекомендации, предложенные в рамках исследования, направлены на формирование у подростков навыков самосознания, принятия решений и эффективного взаимодействия с окружающими.
Таким образом, развитие лидерских качеств у подростков не только способствует их успешной самореализации в будущем, но и формирует более гармоничное и ответственное общество. Инвестиции в лидерство подростков – это инвестиции в будущее, где молодое поколение будет готово к вызовам современного мира и сможет эффективно взаимодействовать в различных социальных контекстах.
Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности /В.Г.Асеев - М.:Мысль,1976.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/Л.И.Божович. – М.:Просвещение, 1968.
Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности/П.Вайнцвайг. –М.:Прогресс, 1990.
Волохов А.В., Фришман И.И. По ступенькам лидерства. В помощь организатору детского движения. Омск, 2008 г.
Выгодский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выгодский. –М.:Педагогика, 1991.
Дунаев, В.Ю. Общение и личность /В.Ю.Дунаев. – М.:Просвещение, 1996.
Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! /Е.Коротаева. – М.: КСП, 1997.
Кричевский Р.Л. Психология лидерства, М., 2016
Лидерство в командах / Перевод с англ. М.: ГИППО , 2004. 122 с.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. М., «Просвещение», 1978 г.
Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека /М.А.Менчинская. – М.:Просвещение, 1978.
Миллер М. С чего начинается лидер. М.: Феникс. 2005. 232 с.
Тетерский С.В. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств. Москва, АРКТИ, 2007 г.
Тимонин А.И., Тимонина Л.И. Школа лидера. Цикл учебно – развивающих занятий для старшеклассников. Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2008 г.
Интернет - ресурсы
Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта /Сост. ДэниелГоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки. М.: Когито-Ценгр. 2005. 109 с.
Приложение № 1
Тест-опросник “Способен ли ты быть лидером?”
Инструкция: Вам предлагается 48 высказываний, на которые требуется дать ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.
Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?
Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?
Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?
Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?
Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?
Согласны ли Вы с утверждением: “Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей”?
Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?
Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
Считаете ли Вы себя мечтателем?
Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,
б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
Какое из двух мнений Вам ближе:
а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
С кем Вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?
Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
Есть такая пословица: “Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе”. Справедлива ли она?
Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек,
б) тот, у кого самый сильный характер.
Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
Уважаете ли Вы дисциплину?
Кто из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:
а) тот, который все решает сам,
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?
а) коллегиальный
б) авторитарный
Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
Какой из следующих “портретов” больше напоминает Вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?
а) промолчите,
б) будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?
36. Что бы Вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека,
б) работать самостоятельно без руководителя.
37. Как Вы относитесь к утверждению: “Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов”?
а) согласен
б) не согласен
38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) опускаете руки,
б) появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?
42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?
а) введу нужные изменения немедленно
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
45. Согласны ли Вы с утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно”?
46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
47. Кем Вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым,
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку Вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?
Оценка результатов тестирования: Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
Интерпретация:
Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.
Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.
Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
Приложение 2.
«Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.
Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Текст опросника
Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Верно ли, что у Вас много друзей?
Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов и интерпретация
Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру - 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2»
Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20
Уровень Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей
Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Педагоги инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Проявляют настойчивость и одержимость в деятельности.
ИСТОЧНИК
Калининский Л. П. Методика психодиагностики профессионально значимых и деловых качеств будущего специалиста // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень, 1981; Карпов Г. Ф, Михайлычев Е. А. Методика изучения личности учащихся ПТУ. М.: Высш. шк., 1989. С. 77–78
Методика определения организаторских и коммуникативных качеств
Опросник может быть использован как при самооценке своих организаторских и коммуникативных качеств, так и при оценке этих качеств у испытуемых. Всего можно определить уровни десяти качеств личности: направленность личности, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость. Опросник содержит 160 утверждений, которые требуют 20–30 минут интенсивной работы по самооценке личности. В случае оценивания качеств у испытуемого другим лицом в опроснике утверждения следует читать от третьего лица (к примеру, вместо «Очень люблю привлекать к себе внимание» следует читать «Очень любит привлекать к себе внимание» и т. п.).
Инструкция для испытуемых
Постарайтесь охарактеризовать себя. Это не испытание вашего интеллекта или способностей. Выявляются некоторые особенности вашего повседневного реагирования. Большинство свойств, названных в анкете, нельзя однозначно назвать хорошими или плохими, но они проявляются в вашем поведении. Если свойство вам подходит, обведите в протоколе цифру, указывающую порядковый номер свойства. Форма протокола показана ниже.
Не задерживайтесь долго над обдумыванием, на ответы дается не более 15–20 минут. Помните, что:
отмечать свойство нужно только в том случае, если оно проявляется в большинстве ситуаций;
не пропускайте плохие (с вашей точки зрения) свойства и те, которые якобы повторяются;
чем больше отмеченных свойств, тем полнее вы себя характеризуете.
Убедившись, что инструкция вами понята, работайте быстро и отвечайте искренне.
Опросник
1. Способен «заряжать» энергией других людей.
6. Способен к продвижению в сфере руководства людьми.
11. Деспотичный.
16. Очень люблю привлекать к себе внимание.
21. Неумолимый.
26. Крайне неуступчивый.
31. Проявляю излишнюю готовность к подчинению.
36. Зависимый, несамостоятельный.
41. Излишне снисходителен.
46. Способен поступиться своими интересами ради других людей.
151. Бывают такие мысли, когда не хотел бы, чтобы о них знали другие люди.
2. Пользуюсь доверием со стороны однокурсников (коллег по ра-
боте).
7. Отличаюсь большой работоспособностью.
12. Начальственно-повелительный.
17. Расчетливый, забочусь только о себе.
22. Крайне строгий, резкий.
27. Обидчивый, излишне принципиальный.
32. Робкий.
37. Склонен к слепому подражанию.
42. Нетребовательный.
47. Слишком снисходителен к окружающим.
158. Полностью свободен от всяких предрассудков.
3. Способствую продвижению своих товарищей (коллег).
8. Умею держать слово.
13. Произвожу впечатление значительности.
18. Ревнивый к успехам других.
23. В основном критичен к другим.
28. Мстительный.
33. Стыдливый.
38. Навязчивый.
43. Часто уступаю общественному мнению.
48. Склонен прощать все.
4. Поддерживаю дух сотрудничества.
9. Всегда отвечаю за свои решения.
14. Способен проявить высокомерие.
19. Эгоистически практичен, деловит.
24. Нетерпим к ошибкам других.
29. Не терплю, чтобы мною командовали.
34. Застенчивый.
39. Предоставляю право другим вместо себя принимать решения.
44. Нестрогий.
49. Порчу людей чрезмерной добротой.
154. За всю жизнь не сделал ни одного плохого поступка.
5. В случае необходимости способен воспитать себе заместителя.
10. Способен действовать с некоторым риском, не ожидая указаний.
15. Способен подчинять, попирая волю других.
20. Себялюбивый.
25. Язвительный, насмешливый.
30. Действую по прихоти и произволу.
35. Стеснительный.
40. Люблю прибегать к помощи других.
45. Чересчур считаюсь с мнением окружающих.
50. Переполнен чрезмерным сочувствием.
155. Иногда смеюсь при нескромных шутках.
51. Способен создавать вокруг себя благоприятный психологический климат.
56. Реалистически оцениваю других.
61. Властный.
66. Ответственный, добросовестный.
71. Безоговорочный, не допускаю отклонений.
76. Противодействую любому влиянию.
81. Кроткий.
86. Люблю поплакаться.
91. Всегда любезен в обхождении.
96. Люблю заботиться о других.
52. Идейно убежден.
57. Отличаюсь точностью и организованностью ума.
62. Ожидаю восхищения и почтения от каждого.
67. Обязательный (выполняющий непременно и точно).
72. Раздражительный.
77. Недоверчивый, подозрительный.
82. Тихий.
87. Ищу опеки сильных лиц.
92. Общительный и уживчивый.
97. Бескорыстный, щедрый.
157. Бывает, что передаю слухи.
53. Преимущественно честный и правдивый.
58. Умею контролировать работу других.
63. Люблю ответственность.
68. Стремлюсь проявлять личную инициативу.
73. Бесчувственный, равнодушный.
78. На меня трудно произвести впечатление.
83. Смирный.
88. Охотно принимаю советы.
93. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
98. Стараюсь утешить каждого.
152. Не было случая, чтобы нарушил обещания.
54. Порядочен во всех отношениях.
59. Стремлюсь к повышению своих деловых и организаторских качеств.
64. Иногда пробуждается желание командовать, повелевать другими.
69. Способен убедить в правильности своих решений.
74. Резкий, грубоватый.
79. Часто разочаровываюсь.
84. Незлобивый.
89. Ищу одобрения.
94. Чуткий, внимательный.
99. Расположен ко всем.
159. Бывает, что говорю о вещах, в которых не совсем разбираюсь.
55. Придерживаюсь твердых принципов.
60. Сознательно и надежно выполняю свою работу.
65. Обладаю талантом организатора.
70. Требовательный и критичный к себе.
75. Способен быть суровым.
80. Склонен думать, что меня часто притесняют.
85. Покорный.
90. Мягкий, колеблющийся.
95. Деликатный.
100. Забочусь о других в ущерб себе.
160. Всегда и во всем согласен с решением руководителей.
101. Обладаю высоким культурным уровнем.
106. Повышаю свою деловую квалификацию.
111. Люблю быть во главе.
116. Обладаю чувством достоинства.
121. Склонен к дерзким ответам.
126. Прибегаю к упорству.
131. Критичен преимущественно по отношению к себе.
136. Склонен почитать авторитеты.
141. Проявляю чувство меры и такта во взаимоотношениях.
146. Добрый, вселяющий уверенность.
102. Обладаю широким кругозором.
107. Способен в большинстве случаев принять верное решение.
112. Стремлюсь к успеху.
117. Люблю соревноваться.
122. Строгий, но справедливый.
127. Несговорчивый.
132. Склонен к самобичеванию.
137. Почти никогда и никому не возражаю.
142. Умею расположить к себе.
147. Отзывчивый к призывам о помощи.
103. Общественно активен.
108. Дисциплинирован.
113. Стремлюсь распоряжаться другими.
118. Стремлюсь к известности.
123. Умею настоять на своем.
128. Упрямый.
133. Склонен чаще соглашаться.
138. Склонен ждать указаний.
143. Гибкий, умеющий приноровиться к обстоятельствам.
148. Ко всем проявляю симпатию.
104. Стремлюсь к самосовершенствованию.
109. Способен принять новое.
114. Люблю давать советы.
119. Независимый, надеющийся на себя.
124. Открытый и прямолинейный.
129. Стремлюсь добиться своего, иногда вопреки необходимости.
134. Уступчивый.
139. Люблю, чтобы меня опекали.
144. Способен в тактичной форме потребовать исполнения задачи.
149. Великодушен и терпим к недостаткам других.
156. Всегда высказываюсь в духе общепринятого, даже если знаю, что
сказанное никогда не будет раскрыто.
105. Способен мобилизовать и направить совместные усилия людей
на достижение общих целей коллектива.
110. Хотел бы, чтобы мой сын или дочь работали под руководством та-
кого человека, как я.
115. Умею распоряжаться, приказывать.
120. Уверен в себе, напорист.
125. Категоричен, повелителен.
130. Проникнут духом противоречия.
135. Мягкотелый.
140. Послушный.
145. Прост и естествен в общении.
150. Нежный и мягкосердечный.
153. Случалось, что опаздывал на свидание или на работу.
Обработка результатов тестирования
Обработку протокола следует начинать с определения достоверности ответов испытуемого. Шкала «Достоверность» занимает последнюю цифровую горизонталь в ключе к опроснику (151, 152, 153… 160) и в общую сумму свойств, отмеченных в вертикальных шкалах, не входит.
Если испытуемый отвечает искренне, нечетные цифры (151, 153, 155, 157, 159) должны быть обведены, а четные (152, 154, 156, 158, 160) – не обведены. Ответы считаются достоверными, если испытуемый солгал не более четырех раз. При пяти неискренних ответах результаты опроса подвергаются сомнению, при шести и более – считаются недостоверными. В последнем случае обработка и интерпретация результатов тестирования не производится.
После проверки результата тестирования на искренность испытуемого определяют профиль его личностных свойств.
Определение профиля личностных свойств
Подсчитываем число отмеченных (взятых в кружок) цифр отдельно по каждой вертикальной шкале. Результаты записываются в горизонтальную строку «Сумма». Цифры, которые будут проставляться в строке «Сумма», означают степень выраженности каждого из десяти параметров. Выделены четыре степени выраженности психологических свойств: номинальная (0–3 балла), потенциальная (4–7 баллов), перспективная (8-11 баллов) и суперзона (свыше 12 баллов). Профиль личностных свойств определяется следующим образом.
Вначале подсчитывается по вертикали, сколько цифр взято в кружок, кроме цифр шкалы «Достоверность». Например, обведено 12 цифр. Она находится на границе между перспективной зоной и суперзоной. В этой же колонке, но в разделе «Зоны» напротив цифры «12» ставится первая точка. Отмечаются остальные параметры аналогичным образом и соединяются точки прямыми линиями. Получается профиль выраженности десяти качеств личности.
В случае если профиль всех десяти параметров испытуемого не выходит за пределы номинальной зоны, можно предположить, что он не желает сотрудничать с экспериментатором либо это происходит из-за быстрого для него темпа чтения качеств экспериментатором (при групповом тестировании). Такое может происходить и из-за того, что испытуемый отмечал только хорошие, по его мнению, качества, обнаруживая тем самым сознательное приспособление к экспериментатору и конформность. Может быть, испытуемый действительно имеет слабую выраженность исследуемых свойств. В последующей беседе с ним, как правило, выясняется подлинная причина распределения исследуемых свойств личности испытуемого в пределах только номинальной зоны.
На основе данных тестирования и определения профиля личности испытуемого результаты диагностики его качеств интерпретируются.
Интерпретация результатов тестирования
Верхняя, цифровая часть протокола делится на три блока (нижний, средний и верхний), включающих по пять показателей.
Нижний блок любой шкалы составляют показатели, характеризующие адаптивное, т. е. нормальное, приспособительное поведение. Верхний – дезадаптивное поведение, иначе говоря, это зона конфликтного поведения. Чем больше показателей верхнего блока будет отмечено в протоколе, тем вероятнее возможность конфликтного поведения личности.
1. Направленность. Адаптивное поведение: стремление к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива (101–105). Содержательность и многообразность потребностей и интересов при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей деятельности. Способность работать коллективно и для коллектива (51–55).
Конфликтная зона: просматривается тенденция к выходу за рамки групповых интересов (1–5).
2. Деловитость. Адаптивное поведение: стремление к повышению деловых и организаторских качеств (106–110). Уверенность, ответственность за свои решения. Проявление функций внешнего контроля, собственной организации деятельности (56–60).
Конфликтная зона: проявление деловой активности в сфере руководства людьми. Способность идти на риск ради достижения поставленных целей (6-10).
3. Доминирование. Адаптивное поведение: стремление к лидерству (111–115), властность (61–65). Экспансия власти. Желание иметь вес в глазах других. Желание распоряжаться, иметь успех, попирая чужие желания и волю. Мотивы борьбы, завоевания. Тщеславие. Лидер авторитарного типа.
Конфликтная зона: деспотичность (11–15). Подчиняет себе в силу излишнего стремления быть во главе, действует грубо, ради собственной цели. Борьба, проявление агрессии.
4. Уверенность в себе. Адаптивное поведение: самоуважение (116–120), самолюбие (66–70).
Убежден в собственных силах, надеется на себя. Стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства. Честолюбив, жаждет известности, стремится к почетному положению. Лидер авторитарного типа.
Конфликтная зона: себялюбие (16–20). Ревниво относится к успехам и благополучию других людей. Эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезного для себя) и своеобразная «дипломатия» (уступки, если это дает положительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою).
5. Требовательность, жесткость. Адаптивное поведение: требовательность (121–125), жесткость (71–75). Сила воли, решительная и категоричная форма просьб. Настойчивость в достижении цели любыми средствами. Открыт, прямолинеен, раздражителен. Если встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие, гнев. Лидер авторитарного типа.
Конфликтная зона: непримиримость (21–25). Не идет на уступки и компромиссы. Упрям из принципа. Отсутствие эмпатии. Садистские тенденции – стремление позлословить о ком-либо у него за спиной, испытывая при этом удовольствие.
6. Упрямство, негативизм. Адаптивное поведение: упрямство (126–130), скептицизм (76–80). Неуступчивость. Несговорчивость. Сомнение, скептически недоверчивое отношение. Стремление добиться своего, отстаивает свою позицию. Оборона в отношении с лидерами. Оппозиция. Сопротивляется любому влиянию.
Конфликтная зона: негативизм (26–30). Крайняя неуступчивость. Стремление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу. Активно противодействует всякому вмешательству извне. Тайное тщеславие, мстительность, ревность, подозрительность, обидчивость, самодурство.
7. Уступчивость. Адаптивное поведение: уступчивость (131–135), кротость (81–85). Сговорчивость, готовность уступить без спора. Стремление добровольно отказаться в пользу другого. Соглашается и покоряется, перестает сопротивляться мнению, влиянию, установкам без всякого нажима. Предоставляет возможность кому-либо продвинуться в чем-либо прежде себя. Склонен к компромиссам и послаблениям. Покорный, незлобивый, смирный.
Конфликтная зона: пассивная подчиненность (31–35). Самобичевание, неинициативность, робость. Непроизвольное подражание, неосознаваемая, безотчетная зависимость от кого-либо или чего-нибудь. Легко поддается воздействию других. Возможны проявления ощущения вины и неполноценности (гипертрофированная робость, стыдливость, униженность, ущербная самооценка, социальная неприспособляемость).
8. Зависимость. Адаптивное поведение: послушание (136–140), неуверенность в себе (86–90). Колеблющийся, несамостоятельный, сомневающийся в своих силах и возможностях. Послушный, склонный к подражанию. Предпочитает подчиненность другим, чужой воле при отсутствии самостоятельности, свободы.
Конфликтная зона: зависимость (36–40). Поиск опеки сильных лиц, руководства, помощи. Некритическое следование образцам, апелляция к авторитетам. Социальная незрелость. Человек ведомый, легко поддается внешним воздействиям других.
9. Психологический такт. Адаптивное поведение: тактичность (141–145), чуткость (91–95). Во взаимоотношениях с людьми выражено чувство меры и такта. Быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Быстро находит нужный тон, находчив при первом знакомстве, контактах. Умеет оценить обстановку и приноровиться к ней. Содействует благополучию других. Активно сотрудничает с лидером, общителен и уживчив. Естествен в обращении. Может быть лидером демократического типа, тактически гибким.
Конфликтная зона: мягкость (41–45). Излишняя мягкость, снисходительность сочетается с некоторыми оттенками конформизма (ориентация на мнение окружающих, поиск социального одобрения).
10. Отзывчивость. Адаптивное поведение: отзывчивость (146–150), бескорыстие (96-100). Легко отзывается на чужие нужды, готов помочь. Чувствителен к поведению других. Умеет сопереживать. Не стремится к личной выгоде. Присущи самоотдача, бескорыстие. Опека над слабыми и беззащитными. Совестливый, великодушный.
Может быть лидером демократического типа с альтруистической направленностью.
Конфликтная зона: жертвенность (46–50). Снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.
Пользователи данной методики могут не только проводить сравнительный анализ развития организаторских и коммуникативных качеств личности испытуемых, активистов и неформальных лидеров, но и выявлять (при проведении группового опроса) резерв актива. Анализ противоречий организаторских качеств позволяет своевременно корректировать поведение испытуемых (клиентов), целенаправленно руководить их самовоспитанием, подключать к тем видам деятельности, которые помогут одним преодолеть излишнюю податливость или упрямство, другим – развивать отзывчивость, психологический такт и т. д.
Выявление качеств личности по данной методике дает возможность сравнивать их с другими чертами личности, определяемыми по тесту-опроснику Р. Кэттелла, вычислять корреляционные зависимости между ними, интерпретировать результаты комплексных психодиагностических исследований, делая соответствующие выводы и заключения о психологических свойствах и состояниях испытуемых.
.
Приложение 3.
Тест “Я – лидер”
Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.
Инструкция к этому тесту будет такова: “Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру “4”; если скорее согласен, чем не согласен – цифру “3”; если трудно сказать – “2”; скорее не согласен, чем согласен – “1”; полностью не согласен – “0”. Образец карточки ответов расположен ниже.
Вопросы к тесту “Я – лидер” 1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
Я знаю, как преодолевать трудности.
Люблю искать и пробовать новое.
Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
Все знакомые относятся ко мне хорошо.
Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
Я хорошо планирую своё время и работу.
Я легко увлекаюсь новым делом.
Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
Ни один человек не является для меня загадкой.
Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
Для меня важно достижение цели.
Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
У меня всегда всё получается.
Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
Не существует проблемы, которую я не могу решить.
Принимая решение, перебираю различные варианты.
Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
Я никогда не поступал так, как другие.
Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
Я никогда не поступал так, как другие
Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
При организации дел я учитываю мнение товарищей.
Я нахожу выход в сложных ситуациях.
Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
Никто и никогда не испортит мне настроение.
Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
Решая проблемы, использую опыт других.
Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
Я умею контролировать работу моих товарищей.
Умею находить общий язык с людьми.
Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Карточка для ответов теста “Я – лидер”
А Б В Г Д Е Ж З
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31 32
33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.
Прил.4 Результаты диагностики
Методика определения организаторских и коммуникативных качеств
По вопросам анкетирования экспериментальной группы
Результаты автора
Показатели: направленность, деловитость, доминирование, уверенность, уступчивость, зависимость- в перспективной зоне.
Показатели: упрямство, отзывчивость - в потенциальной зоне
Показатель требовательности - в номинальной зоне
Характеристика: Стремится к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива Способна работать коллективно и для коллектива.
Стремится к повышению деловых и организаторских качеств, ответственна за свои решения. Проявляет функции внешнего контроля, собственной организации деятельности, при необходимости проявляет деловую активность в сфере руководства людьми. Достаточно убеждена в собственных силах, надеется на себя. Стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства. Требовательность и жесткость невысокая. Стремление добиться своего, отстаиваивание своей позиции- на среднем уровне. Не всегда уверена в себе, сомневающаяся в своих силах и возможностях. Тактична. Содействует благополучию других. Активно сотрудничает с лидером, общительна и уживчива.Легко отзывается на чужие нужды, готова помочь. Чувствительна к поведению других. Умеет сопереживать. Стремится к лидерству, проявляет чувство самоуважения, но недостаточна требовательна, Уступчива, возможны проявления ощущения вины, робость.
Самооценка лидерских способностей
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
Умение управлять собой |
Знаю, что хочу (осозн Ц) |
Умение решать проблемы |
Наличие творч подхода |
Влияние на окруж |
Знание правил организ работы |
Организат способ-ти |
Умение работать с группой |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
17 |
16 |
17 |
14 |
14 |
15 |
12 |
16 |
искренность
Д.б. -1??? - 2- трудно сказать
скорее согласна
Все знакомые относятся ко мне хорошо-3
Ни один человек не является для меня загадкой-2
У меня всегда все получается-2
Я умею заставить каждого человека то, что считаю нужным-2 Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе-2
Анализ теста «Самооценка лидерских способностей»
Анализ ответов по достоверности (искренности) показывает, что на 5 из 8 вопросов я поставила выше, чем 1 балл, что может говорить о нескренности.
Проанализировав вопросы, на которые я ответила «трудно сказать»-2б, а «не скорее не согласна»-1б. Я пришла к выводу, что это случилось из-за особенности моего характера, мне всегда сложно сказать «нет», «не согласна», поэтому я выбрала менее категоричную форму «трудно сказать», поэтому считаю, что я была искренна.
Подсчет результатов по столбцам показывает, что лидерские качества у меня сформированы достаточно (все показатели выше10 баллов)
Наименее развитыми у меня являются организаторские способности (12б), хотя правила организации работы я знаю неплохо (14)
Советы психологов по развитию организаторских способностей:
Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развивать, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:
Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
2.Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?
3.Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
4.Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?
5.Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.
Известный психолог А.Н. Лутошкин советует также лидерам:
-изучить интересы, увлечения, способности товарищей;
-при распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и нате задатки, которым надо помогать развиваться;
-чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно – их способности замечены и не лежат мертвым грузом;
-иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко
всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.
Кроме организаторских способностей, думаю, мне усилить творческость (Г), и научиться больше влиять на окружающих.
Коммуникативные и организационные качества автора работы
2