ВВЕДЕНИЕ
Людям испокон веков свойственно проявлять себя в выборе, обладать способностью останавливаться на одном из вариантов. Каждый день мы совершаем выбор: от времени пробуждения до выбора одежды и времяпрепровождения. Иногда выбор более серьёзный: от выбора друзей и спутника жизни до выражения своей позиции на выборах органов власти.
По умолчанию понятие выбора связано с понятием “свобода”, контекстно подразумеваем- свобода выбора, что базируется на свободе выражения мнения.
Выбор — наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека.
На государственные посты в стране избирают совершеннолетние граждане.
В школе, как в маленьком государстве, школьники также осуществляют свое избирательное право-выбирают старосту класса, президента школы и т.п. Жизнь школьного коллектива-это модель отношений в социуме.
Выбор старосты- задача ответственная, и такой выбор должен быть обоснованным. Определяется ли выбор главенствующим приоритетом человека в его внутренних желаниях или побуждениях, или же он является производной чистой безличной случайности? Обоснованность сущности выбора определяет актуальность самой проблемы выбора в целом и выбора старосты в школе в частности.
Гипотеза: выбор учащимися класса старосты класса основывается на межличностных отношениях внутри классного коллектива и проявлении личностных качеств кандидатов.
Цель: изучение факторов влияния на формирование выбора учащимися старосты в классном коллективе.
Задачи: 1. изучить литературу по теме исследования; 2. провести анкетирование; 3. проанализировать результаты; 4. выполнить практическую работу; 5. сделать выводы.
Методы исследования: изучение литературы, поиск информации в сети Интернет, анкетирование, количественный анализ, качественный анализ и сравнение, практическая работа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Анализ литературы
1.1. Специфика понятия “староста”
Связующее звено между руководством любого учреждения и членами коллектива этого учреждения необходимо.
В школе староста- это выборное лицо из среды учащихся, которое следит за соблюдением дисциплины, внутреннего распорядка в классе, кружке и т.п. [1]
Староста - это учащийся, который отвечает за коммуникацию и взаимодействие между учащимися и преподавателями. Он является главным представителем своего класса перед администрацией школы и имеет ряд обязанностей, среди которых: организация и координация работы класса в рамках учебного процесса, решение организационных вопросов, связанных с учебным процессом, например, информирование об изменении расписания, обеспечение коммуникации между учащимися и преподавателями, решение конфликтных ситуаций, возникающих в классе, организация культурных и спортивных мероприятий для класса. Староста объединяет класс для реализации задач, делегирует ребятам поручения и проверяет качество их выполнения.
Старостой обычно выбирают ученика с хорошей успеваемостью по школьным предметам, ответственного и дисциплинированного, доброжелательного, чтобы он был примером для одноклассников.
Быть старостой почетно и ответственно. Это одновременно дает возможность и повысить свой лидерский потенциал, улучшить коммуникативные навыки и организаторские способности.
Староста класса – правая рука классного руководителя, который в свою очередь поддерживает старосту и помогает ему. Сформировать гражданские компетенции у учащегося в первую очередь через активную деятельность помогает педагог, не подменяя ее своим прямым руководством. Это осмысленная активность школьников, направленная на благо себя, группы и позволяющая учащимся самовыразиться в своих ценностях. Сплоченность школьного коллектива основывается на объединении класса общим делом, которое и возглавляет староста. При выборе старосты создается опыт участия школьника в организации коллективной жизнедеятельности, в так называемом ученическом самоуправлении.
1.2. Страничка истории
Старосту как должностное лицо в системе местного самоуправления выбирали со времен Ивана IV как связующее звено между властью и людьми.
В школе должность старосты класса существует с 1930-х гг. по настоящее время. Читаем у Агнии Барто в стихотворении 1934 года “Болтунья ”[2]:
...Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате…
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?...
1.3. Специфика факторов влияния на формирование выбора
Проанализировав научно-исследовательские данные о влиянии различных факторов на формирование выбора человека, мы сделаливыводоб исключительно важной роли межличностных отношений на формирования выбора.
Задача выбора старосты сложна и может быть решена на основе различных методов теории принятия решения. В качестве обоснования выбора при принятии решения о выборе старосты должны быть обозначены цели, критерии и представлены альтернативы. Такой метод подразумевает сравнение критериев. [3] Это и составляет основу выбора.
Альтернатива — это один из возможных способов достижения цели или один из конечных вариантов решений. Альтернативы отличаются друг от друга последовательностью и приёмами использования активных ресурсов.
Критерий — это способ выражения различий в оценке альтернативных вариантов с точки зрения участников процесса выбора, то есть показатель привлекательности вариантов решений. Именно с помощью критерия лицо, принимающее решение, судит о предпочтительности исходов, а значит, и способов проведения операции по решению проблемы.[4]
Согласно теории взаимодействия процесс принятия решения базируется на балансе сил и интересов различных подгрупп внутри коллектива. Принятие решение о выборе направлено на укрепление позиций определенной группы с учетом распределения ролей и статусов в коллективе. [5] Таким образом, в основе выбора лежат межличностные отношения, которые могут быть обозначены как “выбираю того, с кем дружу”.
Поверхностный выбор максимально немотивирован (“пусть выберут любого, лишь бы не меня”). Более глубокие основы имеет выбор на основе убеждений, отношений, правил и норм, а самый глубинный уровень выбора- выбор на основе ценностей.
При выборе учитывается оценка вероятности событий, которая влияет на устойчивость решения. Мнение может меняться с переоценкой приоритетных критериев.
В качестве ограничений выступают затраты, способы использования ресурсов на осуществление альтернативы. Кроме показателя затрат ресурсов каждая альтернатива может быть охарактеризована определенным исходом и вероятностью достижения цели.
Выбор является действием, придающим всему процессу принятия решения целенаправленность, так как он подчиняет всю деятельность и принимающего решение лица, и участников достижению определенной цели.
Процесс выбора может осуществляться в различных вариантах в зависимости от количества альтернатив, оценки альтернатив, режима выбора, последствий выбора, ответственности за выбор, степени согласованности целей.
Методы принятия решений при многих критериях различаются способом перехода к единой оценке полезности альтернатив. Среди этих методов можно выделить: прямые методы, методы порогов несравнимости, методы компенсации и др.
На процесс выбора влияют следующие факторы: количество альтернатив, способ оценки критериев, режим выбора (единоличный, коллегиальный), последствия выбора, ответственность при принятии решения, степень согласованности целей.
Выбор всегда основывается на изначально представленной информации. Поэтому при выборе старосты кандидаты представляют свою презентацию в обоснование своей позиции в желании занимать эту должность.
1.4. Понятие выбора в обществе и науке
Многое дается человеку свыше, независимо от его воли - Родина, родители, пол, национальная принадлежность, детсад, может и школа и др. Остальное выбирает человек. В течение всей жизни мы стоим перед выбором. Мотивами как основой выбора служат осознанная необходимость достижения собственных целей или стремление избежать угроз и минимизировать риск. [6]
Чаще выбор интересен с точки зрения результата, а не с позиции процесса. В обобщенном виде понятие выбора определяется как выработка решения в ситуации сравнения альтернатив. В социологии изучается выбор уровня и стиля жизни, в философии - выбор личностью сущности, смыслов и перспектив, в психологии выбор рассматривается различными подходами и в связи с психофизическим развитием и взаимоотношениями, и в связи с уровнем социальной адаптации и мотивацией, определяется с позиции самореализации и удовлетворения различных потребностей. [7] Выбор также может определяться с позиции исполнения ролей согласно принятой модели или жизненного примера. Сталкиваясь с трудностями, человеку проще принять общепринятое мнение. Только в состоянии свободы духа человек совершает осознанный выбор на основе самостоятельности и независимости. Осознание собственных возможностей и уровня сложности задачи обозначает выбор на основе самооценки и фактора ситуативности. В борьбе мотивов выбора человек опирается при выборе на волю и личный опыт. Выбор зачастую интуитивен или же является смысловым при сравнении критериев, или же определяется личностными предпосылками при отсутствии критериев. Такой выбор является самым сложным, экзистенциальным, масштабным. В конкурирующих видах деятельности человек совершает ценностный выбор, преобразует имеющиеся или создает новые смыслы. Такой выбор держится на активной позиции и гибкости нрава. Человек может подчинять свои инстинкты, желания и действия высшей нравственной идее, то есть может из многих желаемых действий выбирать лишь те, которые соответствует его высшей ценности или идеалу.
Самосознание ведет человека по пути позитивного, повышающего уровень развития личности, или негативного, отодвигающего в развитии выбора. Выбор претворяется в жизнь в процессе трансформации намерения в цель с учетом способов достижения целей. Нейронаука определяет выбор регуляцией нервных сигналов через индивидуальное восприятие движения, речи и умственную оценку.
Выбор является и процессом, и одновременно результатом этого процесса.
2. Анкетирование
2.1. Ход работы
Следующий этап работы – анкетирование учащихся.
Цель анкетирования: выявление влияния различных факторов и уровня осознанности на выбор кандидатуры старосты классы при осуществлении процесса такого выбора.
Текст анкеты представлен в Приложении 1.
Анкетирование проводилось среди учащихся 5-х,6-х,7-х,8-х,9-х,10-х,11-х классов.
Анкетирование проведено на базе одного класса из каждой указанной классно-возрастной группы.
Всего в анкетировании принимали участие 142 человека в возрасте от 9-18 лет.
Анкета заполнялась каждым учащимся индивидуально на отдельных бланках. Нами были выбраны вопросы о личностных качествах кандидатов, о значении должности старосты в классе, о необходимости выбор старосты, о мотивах при осуществлении процесса выбора, о желании или нежелании каждого стать старостой класса.
При обработке ответов оценивалась заинтересованность учащихся в повышении эффективности взаимодействия в классном коллективе и способах достижения повышения таковой эффективности.
2.2.Анализ результатов.
По результатам анкетирования выявлена значимость должности старосты в классе. Большинство учащихся воспринимают должность старосты как гаранта поддержания дисциплины и порядка в классе (42%опрошенных), как организатора (9%) и представительства интересов класса (3%), как помощника в решении проблем и различных вопросов (13%), как контролирующее звено (7%), для ведения документооборота (11%), а также для помощи классному руководителю (19%). Лишь немногие считают выбор старосты просто традицией (1%).
Считают необходимым выбор старосты класса 64%, не считают нужной должность старосты 36%.
Голосование по выбору старосты считают нужным проводить анонимно с заполнением бланков (тайно) 77%, явно (большинством “поднятых рук”) 23%.
Учащиеся отметили несколько факторов, определяющих выбор старосты. Среди них интуитивно делают выбор, основываясь также и на доверии к кандидату 5%, на основе сравнения личностных качеств кандидатов (уверенность в себе, поведение, черты характера, ответственность, готовность выполнять обязанности) 50%, на основе личных взаимоотношений 11%, согласно репутации и авторитета кандидата в классе 16%, присоединяются к большинству при выборе 2%, выбор “самовыдвиженца” на основе желания самого кандидата поддерживают 1%.
Среди главных качеств старосты учащиеся отмечали ответственность и внимательность (45% опрошенных), организованность, прилежание и дисциплинированность (8%), хорошую успеваемость и высокий интеллектуальный уровень (17%), упорство, целеустремленность и уверенность (9%), доброта, отзывчивость и чувство сопереживания (35%), объективность, честность и справедливость (10%), общительность и дружелюбие (11%), внимательность (22%), креативность (1%), активность и лидерские качества (10%).
Негативными качествами, которые не должны быть присущи старосте, опрошенные считают стеснительность и неуверенность (4% опрошенных), лень (17%), занудство (6%), легкомысленность, расхлябанность и безответственность (26%), плохая успеваемость по предметам (3%), злобность, грубость, агрессивность и подлость (25%), невнимательность (3%), несерьезность (4%), придирчивость и предвзятость (6%), высокомерие и тщеславие (10%), лицемерие (6%), мягкотелость и апатичность (3%), вредность и ябедничество (6%), жадность (6%), наличие вредных привычек (1%) импульсивность, конфликтность и невежливость (3%).
Из общего числа опрошенных хотели бы быть старостой 20% и отказались бы 80%.
Среди причин желания или нежелания быть старостой класса учащиеся называют хлопотность и наличие множества обязанностей (7% опрошенных),отсутствие личного желания (15%), нежелание брать ответственность (19%), считают трудным для себя (6%), указывают “лень” (3%), считают неподходящей для себя (10%), уже были старостой (4%), желание руководить (2%), в данный момент являются старостой (1%), отсутствие времени для данной деятельности (3%), желание помогать (4%), желание попробовать (1%), для приобретения статуса и положительной репутации (2%).
Результаты анкетирования представлены на Рисунках 1-8.
На Рисунке 1 представлены результаты анкетирования в аспекте значения старосты.
На Рисунке 2 представлены результаты анкетирования в аспекте указания факторов, определяющих выбор старосты.
Рис.1.Значение старосты Рис.2. Факторы, определяющие выбор старосты
На Рисунках 3-4 представлены результаты анкетирования в аспекте указания положительных и отрицательных качеств старосты.
Рис.3. Положительные качества старосты Рис.4. Отрицательные качества старосты
Результаты анкетирования об причинах возникновения желания или отсутствия желания быть старостой представлены на Рис.5
Рисунок 5. Причины желания/нежелания быть старостой
Результаты опроса о необходимости выбора старосты представлены на Рисунке 6.
Результаты опроса об желании/нежелании быть старостой представлены на Рисунке 7.
Рис.6. Необходимость выбора старосты Рис.7. Желание/нежелание быть старостой
Нежелание быть старостой продиктовано в большинстве случаев нежеланием брать на себя ответственность.
Результаты опроса о форме голосования по выбору старосты представлены на Рисунке 8.
Предпочитаемая в большинстве случаев тайность голосования основана на желании скрыть личную мотивацию при выборе старосты.
Рисунок 8. Форма голосования по выбору старосты
По результатам анкетирования отмечается высокий уровень заинтересованности учащихся в выборе старосты, понимание школьниками значения должности старосты, главных критериев оценивания личностных качеств (как положительных качеств личности кандидата, так и отрицательных), мотивации при осуществлении выбора, а также низкий уровень выраженности желания самому быть старостой.
Мы еще раз убедились в актуальности темы исследовательской работы.
3. Практическая работа
Практическая работа основана на результатах выявленного высокого уровня заинтересованности учащихся в выборе старосты и понимания значения должности старосты, а также исходя из низкого уровня проявления желания самому быть старостой. В ходе разработки игры-тренинга мы руководствовались целью сплочения классного коллектива, поиска методов создания ситуаций для лучшего узнавания одноклассниками друг друга, ценностно-личностных характеристик коллектива и использование полученной информации для проведения внеклассной деятельности.
Описание: Практическая работа в рамках проекта выстроена нами на основе разработки “упражнений” для коллективного времяпрепровождения в классе. В ходе игры школьники учатся узнавать друг друга с разных сторон, учатся искать пути решения вопросов, учатся справедливо оценивать свои личностные качества и качества членов коллектива, формируют общее мнение на проблему в обсуждении, развивают навыки общения и насыщают личный опыт взаимодействия в коллективе, что в целом способствует сплочению классного коллектива, служит диагностической цели выявления лидерских качеств учащихся через самоанализ и взаимоанализ, определению важности общего целеполагания и совместной деятельности в достижении поставленных целей, развитию гражданско - правовой культуры учащихся с целью воспитания ответственности за свой выбор и формирования активной гражданской позиции.
Вывод: Безусловно, единичного проведения тренинга в классе недостаточно для объективного вывода относительно повышения степени сплочения коллектива, но выявленная заинтересованность учащихся в совместной внеклассной деятельности отражает возможность использования подобной игры-тренинга как инструмента развития навыков общения и взаимодействия в коллективе, выявлению лидеров и обозначению в совместной деятельности критериев выбора старосты.
Разработанная игра-тренинг представлена в Приложении 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы. Цель достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась:выбор учащимися класса старосты класса основывается на сравнении личностных качеств кандидатов, определяется межличностными отношениями внутри классного коллектива, в более старших возрастных группах выявлена тенденция к осознанному выбору на основе ценностей, выбор является более осознанным.
В ходе работы мы приобрели полезные умения и навыки, научились искать новую информацию, анализировать собранный материал.
Провели анкетирование и выявили заинтересованность в выборе старосты и осознании значения должности старосты.
Разработали игру-тренинг, способствующую сплочению классного коллектива. Материалы данного проекта могут помочь в организации внеклассной и внешкольной деятельности, в учреждениях дополнительного образования, в досуговой деятельности. Надеемся, что проект будет интересен и полезен педагогам.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1) Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П.Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999URL: https://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/18/ma425125.htm?cmd=0&istext= (дата обращения 05.02.2025)
2) Агния Барто. Болтунья. Стихотворение. 1934URL: https://www.culture.ru/poems/105/boltunya?ysclid=m6s7u7n1tf555648752(дата обращения 05.02.2025)
3) Шкаберина Г.Ш., Товбис Е.М. Применение метода аналитической иерархии к задаче выбора старосты учебной группыURL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-analiticheskoy-ierarhii-k-zadache-vybora-starosty-uchebnoy-gruppy (дата обращения 05.02.2025)
4) Рогозин О.В. Математические основы теории принятия решений. МГТУ им.Баумана, 2006,Школьные технологии
государственного университета им.Ярослава Мудрого, 2012 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskie-osnovy-teorii-prinyatiya-resheniy/viewer (дата обращения 06.02.2025)
5) Белоусов А.Г. Проблемы принятия решений в социологии. Брянский государственный технический университет URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-prinyatiya-resheniy-v-sotsiologii/viewer (дата обращения 06.02.2025)
6) Варданян Вардан. Выбор. Общественная организация "Армянский стандарт"/ Регион и мир, 2014 URL: https://cyberleninka.ru/search?q=%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0&page=1 (дата обращения 11.02.2025)
7) Зайцева Л.А. Понятие выбора в современной психологической науке. Российский психологический журнал, 2011 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vybora-v-sovremennoy-psihologicheskoy-nauke (дата обращения 11.02.2025)
Приложение 1
Анкета
1. Укажите ваш пол, возраст, класс.
М / Ж _____ лет _____класс
2. Считаете ли необходимым выбор старосты (да / нет / затрудняюсь ответить) подчеркнуть
3. Для чего выбирается староста в классе ____________________________________________________________________
4. Главные качества старосты (каким должен быть)
____________________________________________________________________
5. Какие качества НЕ должны быть присущи старосте ( каким НЕ должен быть)
____________________________________________________________________
6. Что определяет ваш выбор старосты (почему выбираю именно этого человека)
____________________________________________________________________
7. Хотели бы Вы быть старостой? (да / нет) Почему? ____________________________________________________________________
8. Как должно проходить голосование на выбор старосты: (подчеркнуть) тайно (анонимно на бланках) или явно (большинством "поднятых рук")?
Приложение 2
Тренинг-игра
В качестве Ведущего тренинга выступает классный руководитель.
1. Первое упражнение- “самопрезентация”.
Каждый человек пишет на бумаге буквы своего имени вертикально. На каждую букву указывает качество или свойство личности.
А - активная И - искренний
Н - неконфликтная Л - лояльный
Н - находчивая Ь - мягкий нрав
А - амбициозная Я - яркий
Подразумевается, что при охарактеризовывании себя каждый человек старается благовидно себя представить, называя свои положительные качества.
Также можно на шаблоне (на голове человечка) указать свой жизненный девиз, указать, чего хотел бы достичь в жизни. Таким образом, учащиеся охарактеризовывают себя, а собранные сведения помогают классному руководителю лучше узнать класс и выделить лидеров.
Мы для создания игровой атмосферы предложили записывать свои качества на заранее подготовленных шаблонах в форме человечка.
В другом варианте можно называть качества на первую букву имени соседа по парте.
2.
”Хороший человек”. На заготовленном шаблоне “человечка” формата А4 поочередно каждый пишет самое главное качество в человеке, которое наиболее ценит в людях.
3.
”Стремящийся быть лучше”. На заготовленном шаблоне “человечка” формата А4 поочередно каждый пишет самое отрицательное качество в человеке, которое хотел бы искоренить в людях.
4. Беседа. Ведущий зачитывает записанные на шаблонах ответы, обозначая приоритеты каждого члена коллектива при указании качеств.
Устно задается вопрос, есть ли ученики с такими качествами в нашем классе? (да / нет) на вопросы о положительных и отрицательных качествах.
В форме беседы обсуждается вопрос, что можно было бы предпринять, чтобы учеников с такими положительными качествами стало больше, и какими средствами можно способствовать искоренить негативные качества в человеке.
Учащиеся высказываются по вопросу: что каждый лично готов сделать для этого?
5. При обсуждении качеств старосты учащиеся голосованием “поднятых рук” решают, какой тип человека - эффективный управленец или харизматичный лидер- лучше всего подходит для классного коллектива.
6. “Клубок сказок”. Первый ученик говорит фразу по теме: чего можно достичь коллективно в классе под “предводительством” истинного лидера, второй учащийся добавляет своё высказывание, и так далее по типу «снежного кома». Нужно, чтобы получился связный рассказ.
А вторую “страшную сказку” можно таким же образом придумать по теме: что может произойти в коллективе при “неумелом” руководстве.
Таким образом, станут очевидными для каждого и для класса в целом критерии выбора старосты как лидера класса, обозначатся стремления к сплочению классного коллектива.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Основная часть
1. Анализ литературы
1.1. Специфика понятия “староста” 3
1.2. Страничка истории 4
1.3.Специфика факторов влияния на формирование выбора 4
1.4. Понятие выбора в обществе и науке 6
2. Анкетирование
2.1. Ход работы 7
2.2. Анализ результатов 8
3. Практическая работа 12
Заключение 13
Список источников 14
Приложение 1 Анкета 15
Приложение 2 Разработанная тренинг-игра 16