ВВЕДЕНИЕ
В современном мире во многих науках, таких как криминалистика и психология, о человеке можно многое узнать, обратив внимание на, казалось бы, небольшую, но очень интересную и важную деталь – его почерк. Он бывает разный. Неразборчивый, красивый, крупный, аккуратный…
Ученые давно установили, что существует определенная связь между почерком человека и его характером. По почерку можно составить психологический портрет его обладателя. Подтверждают эту позицию ученых детективные фильмы и сериалы, в которых представителям правоохранительных органов удается быстро поймать преступника благодаря выявленным на основе его почерка личностным особенностям.
Мне стало интересно, находит ли научная гипотеза подтверждение в жизни; по каким особенностям почерка определяют характер человека?
Тема моей работы: «Что в почерке тебе моем?»
Актуальность: как ученица я очень часто слышу реплики учителей, сталкивающихся с нечитабельным почерком, что плохой почерк – показатель нерадивости ученика. Я сама успевающая ученица, но мой почерк далек от идеального, потому что мелок, уборист и труден для прочтения. Несоответствие выше приведенного убеждения моей личной ситуации заставило меня задуматься, существует ли прямая зависимость между плохим почерком и плохим учеником (=человеком).
Цель исследования: определить, существует ли взаимосвязь между плохим почерком и плохим учеником (= человеком).
В процессе работы я выделила для себя следующие задачи:
Познакомиться с науками, изучающими почерк.
Выявить подходы ученых в изучении почерка (критериальные данные).
Разработать шкалу критериев для проведения собственного исследования почерков.
Провести исследование почерка выдающихся людей.
Проанализировать особенности почерков учащихся МАОУ «СОШ №15».
Сформулировать выводы по проведенным исследованиям, сопоставить их и сделать общее заключение.
Изготовить проспекты с познавательной для учащихся информацией «Что в почерке тебе моем».
Гипотеза: плохой почерк – свидетельство нерадивого ученика (=отрицательного человека).
Объект исследования: критерии исследования почерка.
Предмет исследования: почерк выдающихся людей и учащихся МАОУ «СОШ №15».
Методы исследования: изучение специальной литературы и интернет-ресурсов, анкетирование, наблюдение, описание, анализ полученных данных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. ПОЧЕРК И ИЗУЧАЮЩИЕ ЕГО НАУКИ
Почерк – это фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.
На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные – присущи конкретной личности пишущего, а объективные - зависят от внешних условий, в которых проходит процесс письма. Под воздействием этих факторов и рождается почерк. Является ли он отражением особенностей личности человека?
Исходя из выше приведенного определения, можно предположить, что по почерку можно описать характер человека, ведь именно человек управляет своей рукой во время письма и задает графическим значкам тот или иной вид.
А что об этом говорят науки, изучающие почерк? Рукописные тексты являются предметом изучения различных наук: криминалистики, психологии, графологии, дефектологии, но в каждой из них почерк рассматривается по – своему.
1.2. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ»?
Изучение почерка обычно происходит в рамках «почерковедения». Это раздел криминалистики, изучающий развитие письменно-двигательных навыков человека, разрабатывающий методы исследования почерка в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.
На протяжении всей истории в уголовном процессе особое внимание уделяется системе доказательств. Для установления фактических данных и обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, проводятся судебные экспертизы, в частности, судебно-почерковедческие.
Почерковедение – раздел криминалистики, который изучает развитие письменной речи и почерка и разрабатывает методы их исследования с целью определения составителя рукописного текста или подписи, установления его пола и возраста, а также выявления условий и обстоятельств, способствующих появлению разнообразных рукописных документов.
Почерковедение изучает характер человека путем анализа почерка и имеет тесную связь с графологией, которая является одним из разделов психологии.
В криминалистическом почерковедении объектом исследования выступает почерк. Сущность этого раздела криминалистики состоит в исследовании графических признаков письма, отображенных в рукописном тексте, автор которого неизвестен или вызывает сомнения.
Научные основы почерковедения составляют положения об особенностях формирования почерка. Криминалистическое значение имеют такие свойства почерка, как:
- индивидуальность, то есть характерные особенности почерка, присущие разным лицам;
- динамическая устойчивость, то есть стереотипность, стабильность совокупности действий, совершаемых при письме, во времени и по отношению к сбивающим факторам;
- избирательная изменчивость (вариационность), то есть результат реакций организма на различные условия.
Основные задачи, стоящие перед почерковедческой экспертизой:
- определить, кем выполнен текст исследуемого документа и в каких условиях;
- выяснить, одним или разными лицами выполнены тексты в различных документах;
- определить подлинность подписи.
Тем не менее, почерковедческая экспертиза ставит перед собой и другие задачи, в том числе и установление сведений о личности писавшего, которые зачастую помогают понять мотивы поведения преступника.
Иначе говоря, механика работы криминалистов с почерком подтверждает гипотезу ученых о его взаимосвязи с характером человека.
1.3. ПОГОВОРИМ О «ГРАФОЛОГИИ»
Кроме того, почерк является предметом изучения «графологии» – (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») – согласно которой существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности.
Хронологически первыми стали почерк изучать графологи II в. н. э. В истории сохранился факт, когда некий римский патриций указал на необычность почерка Октавиана Августа, проведя параллель с особенностями характера понтифика. Император Нерон анализировал почерк лиц из своего окружения, выявляя склонных к предательству. Философы Древнего Китая также прибегали к графологии, считая, что почерк выявляет происхождение человека.
Родоначальником судебного почерковедения справедливо считается Древний Рим, где в период правления императора Юстиниана, при высказывании в ходе разбирательства одной из сторон сомнений в подлинности конкретного документа, суд назначал экспертизу. Сохранился трактат по графологии итальянца Камилло Бальди «О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму». По мнению автора, являющегося врачом, в почерке сочетаются физиологические начала и свойства психики пишущего.
В 1875 году французский аббат Жан Ипполит Мишон впервые употребил термин «графология». Которым сегодня определяется область знания о почерке и методах его исследования в связи с психическим состоянием личности. Большой вклад в теорию графологии внес немецкий философ и психолог Людвиг Клагес.
Графология пережила несколько периодов. Развитие шло не только по генеральной линии, но включало рождение и отмирание разных идей и течений. Борьба и конкуренция между ними сменялись кооперацией и интеграцией.
Развивалась графология главным образом в Европе, преимущественно во Франции, где, собственно, и зародилась современная ее форма, а также в немецкоязычных странах (Германии, Швейцарии и Австрии). В других странах тоже существуют свои традиции и практикующие графологи, но они, как правило, используют уже имеющиеся результаты с учетом некоторых особенностей своего языка.
В Новом Свете, благодаря эмигрантам из Европы, графологическая активность в середине и второй половине XX века становится также высокой. Существуют сведения о том, что почерк интерпретировали и в странах Востока.
Начиналась графология как учение чисто эмпирическое. В начале XX века, благодаря усилиям немецкой школы она становится на научно-теоретические рельсы. Это привлекает к ней талантливых людей, работающих в разных областях знаний, и вдохновляет их на проведение исследований.
В 20-е годы XX века появляется понятие графософии (Graphosophie). Графософы утверждают, что понимание почерка – индивидуальное искусство, а не учение, которое можно передать другим. К сожалению, данное ответвление в графологии, не просуществовало долго, хотя сегодня можно встретить графологов, так или иначе разделяющих эту точку зрения.
С другой стороны, в 40-50-х годах XX века появляются понятия графометрики и психологии почерка (Scriftpsychologie). Графометрики начинают систематически измерять характеристики почерка и использовать статистические методы, чтобы доказать истинность выводов о связи особенностей почерка с психологическими качествами – то есть тех выводов, истинность которых традиционные графологи принимают как данность. С этого времени начинается противостояние между, образно говоря, «лириками» и «физиками», которое в определенной степени продолжается до сих пор.
Последние десятилетия графология распространяется довольно активно, и не только в Европе. Много графологов появляется в Америке. Графология сегодня – это большое количество книг разного уровня, интернет-сайты, хорошо поставленная реклама, многочисленные курсы.
Познакомившись с «почерковедением» и «графологией», мы можем сделать вывод, что предметом изучения этих наук является почерк, но каждая из них рассматривает его под свои углом зрения. Но сколь бы разным не был их научный контекст, ученые сходятся в одном, почерк – есть отражение личностных особенностей человека.
1.4. ШЕСТЬ НЕОЖИДАННЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА, О КОТОРЫХ РАССКАЖЕТ ПОЧЕРК В ГРАФОЛОГИИ
По каким параметрам почерка можно определить личностные особенности человека? Графологи, например, выделяют следующие:
1. «Психологическая зрелость» – биологический возраст по почерку определить сложно, а вот психологический – возможно. Это понятие обозначает степень личностной зрелости, самостоятельности и самодостаточности. Цифра в паспорте здесь роли не играет. Бывают как инфантильные старики, так и зрелые студенты. Графологи разделяют «детский» и «взрослый» почерк.
Графологи отталкиваются от того, освоил ли человек стандарты письма, предлагаемые в прописи. Это общепринятые среднестатистические нормы. Если нет, значит, личностно индивидуум не вырос. Чем взрослее становится человек, тем меньше в его почерке наблюдается «детальной проработки» букв и символов, например, изогнутых хвостиков. Манера письма зрелой личности более упрощённая, все буквы легко читаются.
Рис.1
Как личность человек вырос (Рис.1). Психологический возраст — от 30 до 45 лет. О взрослости и сознательности говорят читабельность, округлость букв и их «мягкость», упрощение относительно стандартов прописи.
2. «Зависимость от чужого мнения» – степень читабельности почерка показывает, насколько личность зависима от чужого мнения. Если все буквы понятные и чёткие, такому человеку как минимум не безразлично, что думают о нём люди. И наоборот — чем больше трудночитаемых символов, тем больше автор написанного равнодушен к оценке окружающих.
Самые зависимые от чужого мнения – люди, которые пишут «учительским», прописным, чётким почерком. Буква к букве. Среди женщин таких больше. Они больше всех привязаны к стандартам, существующим в обществе. Например, рисунок 2.
Рис.2
Этот почерк читабельный, но есть в буквах разброс, угловатость. Человек находится в условной середине. То есть не слепо зависим от чужого мнения, но и не игнорирует его совсем. Графологи утверждают, что по сравнению с первым рисунком эта личность более самостоятельная и ориентированная на себя.
3. «Любимые слова и выражения человека» – по почерку можно определить тип личности человека. А каждому из них свойственны определённые особенности в речи. Обладатель первого образца почерка – человек эмпатичный и ориентированный на окружающих. Скорее всего, он любитель таких выражений: «ну не расстраивайся», «у нас всё получится».
Манера письма может выдать также человека спокойного, флегматичного, логичного (Рис.3). Который не «через сердце, а через мозг» воспринимает мир. В речи такого человека можно встретить выражения «это нелогично», «это неэффективно», «это нерационально».
Рис.3
Обладатель этого почерка – именно такой. Почерк без сильного нажима, размеренный, ровный. Логичный флегматик.
4. «Физик или лирик» – имея на руках образец почерка человека, графолог может сделать вывод о роде деятельности, в которой человек будет наиболее эффективен. Почерк прирождённого журналиста-новостника отличается от написания слов писателя-философа.
Рис.4
Рис.5
В образце №1 (Рис.4) прослеживается социальная направленность, тогда как человек с почерком №2 (Рис.5) будет уставать от большого количества общения.
Первый номер должен опираться на факты, цифры, обладает быстрой реакцией, целеустремлён. Об этом говорит правый наклон, преобладание прямых линий, угловатость, параллельность линий.
Второй тяжело переносит строгую регламентацию, ему очень важна креативная составляющая работы, возможность проживать процесс. Обладатель первого образца хорошо проявит себя в администрировании, а №2 скорее реализуется как философ, писатель. Об этом свидетельствуют прямой наклон, оригинальная форма букв, вертикальный разброс, раздельное написание.
1.5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПОЧЕРКА В ГРАФОЛОГИИ
Почерк характеризуется целым набором признаков, позволяющих отличить его от почерков всех остальных людей. Манера писать у каждого абсолютно специфическая и никогда не повторяется.
Почерк не представляет собой что-то полностью сформировавшееся и застывшее. Он может претерпевать определённые изменения в зависимости от обстоятельств жизни и физического развития человека. В почерке, как и в поведении и речи, раскрывается внутренний мир человека.
Во время письма рука очень тонко реагирует на зарождающиеся мысли и чувства. Причём реагирует с большим постоянством, что придаёт почерку одинаковость.
Многолетняя практика позволила графологам заметить определённые закономерности в почерке и их обусловленность личностными особенностями человека.
Подтверждением этому является нижеприведенное изображение (Рис.6). Даже при беглом просмотре графического воспроизведения разными людьми одной и той же фразы «Я дома» очевидно, что записи оформлены по – разному.
Рис.6
Что же по ним можно прочитать? Графологи сформулировали особенности людей, писавших фразу, следующим образом (Таблица 1).
Первое положение. Почерк характеризуется степенью геометрической выдержанности письма. Речь идёт о ровности линий, строк и полей, величине интервалов между словами и строками, одинаковости нажима. Степень выдержанности письма зависит от воли человека, запасов его внутренней энергии, способности напряжённо трудиться, уравновешенности характера. |
|
Второе положение. Всякие преувеличения в почерке указывают на стремление человека выделиться, обратить на себя внимание, компенсировать отсутствие желаемых качеств. |
|
Третье положение. Украшенность почерка говорит о самодовольстве, хвастливости, ограниченности, нарочитости поведения. |
|
Четвёртое положение. Волнистые линии в строках и в подписи присущи людям изворотливым, хитрым, умеющим приспособиться. |
|
Пятое положение. Обилие угловатых линий в письме указывает на твёрдость, настойчивость, конфликтность. |
|
Шестое положение. Закруглённость линий в письме характерна для миролюбивых людей, сглаживающих конфликты, любящих и умеющих поддерживать добрые отношения. |
Таблица 1
Дальнейшее накопление опыта в исследовании почерка дало возможность ученым обобщить указанные выше положения и выдвинуть следующий принцип графологического анализа «Основные направления анализа».
Прежде чем перейти к детальному анализу почерка, необходимо произвести его оценку по трём основным направлениям.
1. Степень гармоничности письма (Рис.7). Гармоничность почерка определяется наличием гармонии между элементами письма, образующими одно целое. Например, отдельно взятые буквы могут быть неказистыми, с изломами, даже с деформацией, но слово, составленное из таких букв, создает при рассмотрении ощущение гармоничного целого. Соответственно степень гармоничности письма свидетельствует о развитии умственных способностей, вкуса, внутренней культуры.
Рис.7
2. Геометрическая выдержанность (Рис.8). Геометрическая выдержанность письма определяется ровностью линий строк и полей, одинаковостью расстояния между словами и строками, равномерностью нажима. Степень геометрической выдержанности письма говорит о запасе внутренней энергии, волевых усилиях, об обдуманности действия и постоянстве чувствования, об умении сохранять внутреннее равновесие, способности тормозить нежелательные эмоции.
Рис.8
3. Графологичность (Рис.9). Она определяется отклонением от каллиграфического почерка и характеризует самобытность человека, спектр проявления его индивидуальности. Чем больше отклонение, тем больше пишущий проявляет свою индивидуальность в жизни, независимо от того, чем он занимается.
Рис.9
После подобной оценки, создающей общее представление о почерке и личностных особенностях человека, начинается детальное изучение почерка по целой системе информативных признаков: формы, размера, положения, направления и промежуточных расстояний.
1. Признаки формы (Рис.10)
Буква в данном случае рассматривается не только как единое целое, но и как каждый её элемент в отдельности. Форма буквы определяется характером описывающей её линии, которая бывает более или менее округлой, или ломаной, или угловатой.
Рис.10
Криволинейная или округлая форма может иметь вид расширенного или суженного овала. Каждая часть буквы может, в свою очередь, иметь прямые или кривые очертания, содержать в себе дуги, отличающиеся по длине и ширине, а также петли и завитки.
2. Признаки размера (Рис.11)
Самым важным из подлежащих анализу признаков надо считать признак размера, относящийся к почерку в целом и к отдельным буквам и их элементам.При рассмотрении отдельных букв необходимо принимать во внимание абсолютные размеры, а также относительные.
Рис.11
Анализ относительных размеров букв обязательно должен включать в себя изучение изменчивости формы, которая может явиться одним из выдающихся признаков почерка. Для каждой буквы учитываются её общий размер, высота и ширина.
Показателем изменчивости может стать повторяемость крайних размеров букв: слишком крупных или мелких, очень высоких или низких. Если речь идёт о частом повторении крайних размеров, то это уже позволяет говорить о выявлении почти постоянного признака, свидетельствующего об определённой индивидуальности человека. Многие графологи придают размерам букв большее значение, чем форме.
Другим показателем изменчивости является высота букв в многосложных словах, а это есть свойство, сохраняющее известное постоянство у человека.
3. Признак положения букв (Рис.12)
При оценке положения принимаются во внимание признаки общие и частные. Общий признак характеризует степень сжатости всего текста,
придающей ему особый вид, который зависит от сближения букв, слов, строк. Другой общий признак — это порядок расположения строк и букв, то есть речь идёт о геометрической выдержанности письма.
Рис.12
К частным признакам относят расстояние между строк. Положение букв и их элементов рассматривается относительно горизонтальной и вертикальной осей. По горизонтальной оси анализируется расстояние между буквами. В многосложных словах учитывается расположение максимального и минимального промежутка между буквами.
По вертикальной оси анализируется высота букв, которая определяется относительно основной черты — линии, соединяющей все нижние концы отдельных элементов разных букв.
Обязательно принимаются во внимание направление основной черты и её форма. Чаще всего основная черта имеет направление более или менее наклонное и форму ломаной линии.
Иногда для большего уточнения в словах соединяют нижние части первой и последней букв, что позволяет проанализировать повторяемость элементов букв, расположенных выше и ниже этой черты. Учитывается и направление самой линии.
4. Признак направления, наклон почерка (Рис.13)
Направление — признак весьма ценный, при этом рассматривается направление строк, букв, отдельных элементов.
Рис.13
Направление может быть вертикальным или наклонным вправо или влево. В каждом случае следует учитывать угол отклонения от вертикальной оси.
Рассматривается единообразие направлений, большая или меньшая параллельность прямых штрихов букв. Для этого часто продлевают оси элементов или оси букв: если элементы имеют одинаковое направление, то соответствующие оси будут параллельны. В действительности такого почти никогда не бывает, а оси пересекаются.
5. Промежутки между элементами, буквами и словами (Рис.14)
В этом признаке рассматриваются повторяемость, однообразие промежутков и их положение.
Рис.14
Промежутки между буквами и между элементами букв — один из важных признаков, характеризующих индивидуальные особенности почерка. Наибольший промежуток в слове обычно связан с разрывом или отсутствием штриха, соединяющего одну букву с другой.
6. Вычисление повторяемости выделяющихся признаков (Рис.15)
Во многих случаях для сохранения в памяти различных признаков почерка проводят простые арифметические вычисления. На полях листа выписывается для каждой строки количество минимальных и максимальных размеров, например количество букв наибольшей высоты. То же самое можно сделать и относительно других признаков, таких как количество букв с направлением, сильно наклонным вправо или влево.
Рис.15
Обычно такие вычисления не делают для всего анализируемого текста, а лишь в нескольких местах. Обязательно это для первых или последних строк, в которых пишущий обыкновенно прилагает больше и меньше старания соответственно.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Характеристика почерка писателей
Очень часто учителя сталкиваются с трудностью прочтения письменных работ учеников, потому что их почерк не разборчив. Поскольку проблема эта возникает достаточно часто, сложилось стереотипное суждение: учащийся с плохим почерком – это нерадивый ученик, не имеющий мотивации к учебе. Так ли это на самом деле? Я решила разобраться в этом вопросе.
Для этого вместе со своим руководителем проекта на первом этапе работы решила проверить жизнеспособность гипотезы о том, что почерк – это отражение характера человека на примере исследования почерков величайших русских писателей и поэтов. При описании их почерков придерживалась критериальных данных графологов (Приложение 4).
В ходе исследования были проанализированы почерки 8 классиков русской литературы, в ходе него я пришла к следующим результатам:
Александр Сергеевич Пушкин не отличался разборчивым почерком (Рис.16-17). Он писал аккуратно, но непонятно. Посмотрев на его рукописные строки, трудно поверить, что это русский язык. Такой почерк обычно называют скорописью, и он остался с Пушкиным на всю жизнь.
Рис.16
Рис.17
Почерк у Николая Васильевича Гоголя (Рис.18-19). был неразборчив, и когда он сдавал рукописи в печать, издатели не могли их разобрать. Хотя многие считали, что почерк писателя был довольно красивым и разборчивым.
Рис.18
Рис.19
Михаил Юрьевич Лермонтов и сам понимал, что его почерк (Рис.20-21) далек от идеала, и часто намеренно прилагал усилия, чтобы писать максимально разборчиво. Но даже в такие моменты его буквы
«прыгали» – одна выходила выше, другая ниже строки, а сами строчки уходили вверх, немного загибаясь.
Рис.20
Рис.21
Иван Сергеевич Тургенев что в жизни, что в почерке (Рис.22-23) – предельно дотошный и аккуратный человек, у него был каллиграфический почерк – «по линеечке».
Рис.22
Рис.23
Разными почерками (Рис.24-25) писал Фёдор Михайлович Достоевский – иногда оттачивая мастерство каллиграфии, а иногда так, что ничего не разобрать. Писатель имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждого написанного слова. В его арсенале
много различных почерков, часто соседствующих на одной странице, в пределах одного и того же текста.
Рис.24
Рис.25
У Льва Николаевича Толстого был почерк (Рис.26-27) настоящего врача – понять что-то было сложно. Иногда он и сам не мог прочитать написанное своей рукой. Разобрать его почерк могла только жена – Софья Андреевна. Кроме того, она не раз помогала мужу в работе. Супруга
собственноручно переписывала страницы «Войны и мира», два или три раза, прежде чем они дошли до издательства.
Рис.26
Рис.27
Глядя на почерк Антона Павловича Чехова (Рис.28-29), первое, что бросается в глаза – это неразборчивость и нитеобразность. Мелкие буквы еле различимы, строки опускаются, поля узкие настолько, что текст почти полностью занимает пространство листа. Наклона определенного нет, он
беспорядочно меняется от левого к правому. Почерк писателя характеризует как импульсивного, впечатлительного, талантливого, но прежде всего – как врача.
Рис.28
Рис.29
Сергей Александрович Есенин был обладателем исключительного почерка (Рис.30-31): ровные, аккуратные, одна к одной буквы немного напоминают почерк старательного пятиклассника.
Рис.30
Рис.31
Сами писатели утверждали, что их почерк «плохой и непонятный». Но непонятность их почерка отнюдь не говорит о том, что это люди неуспешные, а скорее–наоборот. Особенности их характеров, выявленные в ходе исследования, и то творческое наследие, которое оставил каждый из них последующим поколениям, говорит об исключительности их личностей и уникальности, подтверждая нашу гипотезу, что плохой почерк – это не показатель плохого, отрицательного, неуспешного человека.
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЧЕРКА УЧАЩИХСЯ МАОУ «СОШ №15»
На втором этапе моего исследования предметом внимания стал почерк учащихся школы, где я учусь. Для его изучения я разработала анкету (Приложение 1) для учителей и провела среди них опрос, чтобы выяснить, связывают ли педагоги особенности почерка ребенка с особенностями его учебы, если - да, то какой они видят эту взаимосвязь.
В результате реализации этого этапа практической работы были выявлены следующие сведения (Приложение 3): из общего числа обучающихся в основной школе детей на долю учащихся с плохим почерком приходится 15%. Все они над улучшением своего почерка работать не желают, среди возможных причин плохого почерка в 100% случаев такового учителя отмечают - психофизические особенности детей, отсутствие у них прилежания.
Из 7 опрошенных учителей только 2 человека (28, 5%) убеждены, что плохой почерк учащихся – это не свидетельство его нерадивости как ученика и неуспешности как человека, а большинство (71,5 %) придерживаются мнения о том, что плохой почерк напрямую связан с неуспешностью ребенка как ученика, так и человека.
Из данного вывода очевидно, что позиции педагогов разделились. Но кто же из них прав.
Для выяснения этого был проведен третий этап исследования, в ходе которого я проанализировала почерк учащихся. В качестве критериальных данных исследования почерка использовались методы графологов (Приложение 4).
Для выявления особенностей характеров учащихся были отобраны работы 7 учеников из одного класса. Как видно из образцов, ни в одном не наблюдается каллиграфически выверенный почерк.
Рис.32
Данный почерк (Рис.32) достаточно большой, с размашистыми буквами. Видно, что буквы пишутся то грубо, то красиво. Наклон почерка видоизменяется.
Большой почерк с размашистыми буквами – признак того, что человек экстраверт. Видоизменение букв говорит о том, что у человека часто меняется настроение. Изменение наклона почерка также говорит о частом изменении настроения.
Рис.33
Этот почерк (Рис.33) ровный, компактный и аккуратный. Наклон почерка отсутствует. Ровный, компактный и аккуратный почерк говорит о том, что этот человек интроверт, у которого присутствует сила воли, хладнокровность и спокойствие.
Отсутствие наклона почерка – признак того, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойствен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.
Рис.34
Буквы большие и размашистые (Рис.34). Наклон почерка около 20-30° вправо. Размашистый почерк говорит о том, что человек экстраверт. Наклон вправо часто встречается. Такого человека можно назвать открытым, который может выражать свои эмоции. Но такой человек не импульсивный.
Рис.35
Почерк (Рис.35) размашистый, с большими буквами. Наклон почерка изменяется. Это говорит о том, что этот человек экстраверт, у него часто меняется настроение.
Рис.36
Почерк (Рис.36) ровный, компактный и аккуратный. Наклон почерка меняется. Это говорит о том, что человек интроверт. Он хладнокровен и спокоен. У этого человек часто меняется настроение.
Рис.37
Почерк размашистый, с большими буквами. Наклон почерка изменяется. Это говорит о том, что этот человек экстраверт, у него часто меняется настроение.
Рис.38
Почерк (Рис.37) размашистый, с большими буквами. Наклон почерка изменяется. Это говорит о том, что этот человек экстраверт, у него часто меняется настроение.
Проведенное на третьем этапе исследование показало, что среди характеристик учащихся, выявленных на основе особенностей почерка, нет ни одной отрицательной, хоть как – то указывающей на их неуспешность как учеников и обычных людей.
На пятом этапе своего исследования я решила сопоставить характеристику почерка и статус ученика: успевающий/неуспевающий.
№ |
Образец, рис |
Характеристика ученика по почерку |
Статус ученика |
1 |
Рис 32 |
Экстраверт, такого человека можно назвать открытым, способным выражать свои эмоции. Но такой человек не импульсивный. |
Стабильный хорошист (резерв в отличники) |
2 |
Рис 33 |
Присутствует сила воли, хладнокровность и спокойствие. Для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности, анализ ситуации и взвешенное принятие решений. |
Стабильный отличник |
3 |
Рис 34 |
Экстраверт, такого человека можно назвать открытым, способным выражать свои эмоции. Но такой человек не импульсивный. |
По результатам промежуточной аттестации есть неудовлетворительные оценки |
4 |
Рис 35 |
Этот человек экстраверт, у него часто меняется настроение; энергичный, общительный. |
Ученик имеет удовлетворительные оценки по результатам промежуточной аттестации, но способен быть хорошистом. |
5 |
Рис 36 |
Этот человек экстраверт, у него часто меняется настроение; энергичный, общительный |
Хорошист |
6 |
Рис 37 |
Этот человек экстраверт, у него часто меняется настроение; энергичный, общительный |
Ученик имеет удовлетворительные оценки по результатам промежуточной аттестации, но в течение учебного периода допускает наличие большого числа неудовлетворительных оценок. |
7 |
38 |
Этот человек экстраверт, у него часто меняется настроение; энергичный, общительный |
По результатам промежуточной аттестации есть неудовлетворительные оценки, но вполне может справляться на удовлетворительные оценки |
В приведенных описаниях особенностей характеров учеников в 5 случаях (71,5%) употребляется тип личности – экстраверт. Среди этой группы 1 учащийся (20 %) – ученик со статусом «стабильный хорошист», 2 учащихся (40 %) – успевающие на неудовлетворительные оценки, оставшиеся 2 человека (40 %) – успевающие на удовлетворительные оценки.
По описанию этого типа личности данные ученики отличаются общительностью и энергичностью, они любят заводить новые знакомства, быстро находят с окружающими общий язык и не боятся критики. Они легко могут стать душой компании, часто обладают ярко выраженными лидерскими качествами. Им нравится внимание.
2 ученика (28,5 %) из общего числа относятся к типу - интроверт, они же ученики, успевающие на повышенные оценки. Это мыслители. Они предпочитают одиночество, им комфортно наедине с собой: так как в таком состоянии можно поразмыслить над прошлым, распланировать дела, определить приоритеты. Такие люди не боятся трудностей, но если им предстоит делать одновременно несколько дел, то это приводит буквально к панике, интроверт начинает раздражаться, злиться.
Этот тип людей старается свести общение к минимуму, даже с близкими друзьями и родственниками у них кратковременные встречи.
На шестом этапе своей практической работы я сопоставила данные, полученные в результате исследования почерков учащихся, и свои наблюдения и наблюдения учителей за поведением учеников этой категории в урочное внеурочное время. В результате пришла к следующим выводам:
- описания учеников, сделанные на основе почерков, совпадают характеристиками учащихся, сформулированными на основе наблюдений;
- выявленные в ходе исследования почерков учащихся особенности их характеров не описывают их как нерадивых и неприлежных учащихся и как неуспешных людей;
- неразборчивый почерк свойственен и ученикам, преуспевающим в учебной деятельности (рис 32,33,36), что лишний раз доказывает, что тождество плохой почерк – это неуспешный ученик, не имеет под собой никакого основания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почерк, точно так же, как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.
Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами.
Что касается графологического анализа, критериев которого я придерживалась в своем исследовании, то в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.
В результате своей работы я многое узнала. Мне было интересно познакомиться:
- с науками, изучающими почерк;
- с графологическими критериями, по которым определяют особенности характера человека;
- с особенностями почерков выдающихся людей.
Изучив подходы ученых в исследовании почерка, я выработала шкалу критериальных данных, на основе которых проанализировала почерки учащихся своей школы.
По итогам проведенного исследования пришла к следующим выводам:
- плохой, нечитабельный почерк учащихся не является свидетельством их неуспешности как учеников, так как именно в индивидуализации почерка, то есть в его отклонении от нормативного, каллиграфически выверенного и проявляются особенности характера его
носителя; которые не характеризуют его автора как отрицательного персонажа, а лишь описывают отличительные свойства его натуры.
Цель, поставленная мной в начале работы, достигнута. Я изучила необходимый для проведения исследования материал, разработала инструменты диагностики почерка разных категорий людей и на основе полученных результатов сформулировала выводы.
С этими выводами я познакомила учащихся и учителей, и все вместе мы пришли к выводу, что тождество «плохой почерк – плохой ученик» - это миф, который не имеет под собой никакого основания; но сам способ изучения особенностей характера по почерку очень эффективен, так как позволяет вскрыть возможности человека.
Полученные на основе исследования почерка особенности характеров учащихся необходимо принять к сведению и использовать неведомый до сих пор самим ученикам их внутренний потенциал в своем развитии как учеников, как личностей.
Моя гипотеза подтверждена. Поставленная цель и задачи были выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева, А. Р. Анализ характера человека по его почерку / А. Р. Алиева // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 45-5.
2. Богданова, В. В. Взаимосвязь характерологических черт личности и почерка / В. В. Богданова // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17, № 1-2(19). – С. 264-266.
3. «Википедия» [Электронный ресурс]. – URL.: https://ru.wikipedia.org
4. Графология — ключ к характеру / составители А. Соколова. — Москва : РИПОЛ классик, 2013. — 224 c. — ISBN 978-5-386-06740-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/71398.html
5. Григорьева, Н. В. Почерковедение в криминалистическом исследовании письма / Н. В. Григорьева // Дни науки и инноваций НовГУ : Сборник статей студентов и молодых ученых. В 4-х частях. – Великий Новгород : Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2023. – С. 164-169. – EDN FMLOMS.
6. «Давайте всмотримся в образцы почерков русских писателей и поэтов» [Электронный ресурс]. – URL.: https://gorbunova-zs59.edusev.ru/articles/post/3505396
7. Калинкин Ю.А. Участие в уголовном судопроизводстве лиц, обладающих специальным познанием: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1981.
8. Копьяк А.С. Графологическая экспертиза. Общие положения // Политика, государство и право. 2012. № 2. С. 35 - 37.
9. «Определение личностных характеристик человека с помощью анализа почерка. Графология» [Электронный ресурс]. – URL.: https://ht-
lab.ru/blog/opredelenie-lichnostnykh-kharakteristik-cheloveka-s-pomoshchyu-analiza-pocherka-grafologiya/?ysclid=m71szi8w1163426893
10. «Шесть неожиданных черт характера, о которых расскажет почерк» [Электронный ресурс]. – URL.: https://news.ru/lifestyle/pocherk-tekst-analiz/
11. Яшина П. Отражение характера в почерке // Международный школьный научный вестник. 2017. № 5-1.
АНКЕТА-ОПРОСНИК ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МАОУ «СОШ №15»
1. Класс: ____________________
2. Общее количество учеников: ____________________
3. Количество детей с плохим почерком: ____________________
4. Количество детей с хорошим почерком: ____________________
5. Объяснение возможной причины плохого почерка:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Работают ли дети над своим почерком? Если да, то как:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. На ваш взгляд, есть ли зависимость между качеством почерка и качеством успеваемости ребенка?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО КЛАССАМ
Диаграмма 1
1. Класс: 5А (Диаграмма 1).
2. Кол. учеников: 27.
3. Кол. детей с плохим почерком: 3.
4. Кол. детей с хорошим почерком: 14.
5. Объяснение возможной причины плохого почерка:Отсутствие у ребёнка прилежания в работе над почерком. Они стесняются своей работы, а родители порой ругают вместо того, чтобы помочь.
6. Работают ли дети над своим почерком, если да, то как: не работают, нет желания, усидчивости, не понимают, что это всегда в жизни пригодится.
7. На ваш взгляд как учителя, есть ли зависимость качества почерка и качества успеваемости ребёнка: да, ребёнок, обладающий плохим почерком, учится не на повышенные оценки.
Диаграмма 2
1. Класс: 5Б (Диаграмма 2).
2. Кол. учеников: 22.
3. Кол. детей с плохим почерком: 4.
4. Кол. детей с хорошим почерком: 10.
5. Объяснение возможной причины плохого почерка:отсутствие у ребёнка прилежания в работе над почерком.
6. Работают ли дети над своим почерком, если да, то как: дети не работают над почерком, нет желания, рекомендации учителей игнорируют.
7. На ваш взгляд как учителя, есть ли зависимость качества почерка и качества успеваемости ребёнка: да, ребёнок, обладающий плохим почерком, учится не на повышенные оценки.
Диаграмма 3
1. Класс: 6А (Диаграмма 3).
2. Кол. учеников: 18.
3. Кол. детей с плохим почерком: 3.
4. Кол. детей с хорошим почерком: 6.
Объяснение возможной причины плохого почерка:психофизические особенности ребёнка, которые не поддаются корректировке. Отсутствие у ребёнка прилежания в работе над почерком. Ранний перевод на тетрадь в широкую линейку в начальной школе.
Работают ли дети над своим почерком, если да, то как: двух человек перевели на тетрадь в узкую линейку, постоянно напоминают о необходимости хорошего почерка. Самостоятельно не работают
На ваш взгляд как учителя, есть ли зависимость качества почерка и качества успеваемости ребёнка: нет, не всегда плохой почерк – свидетельство плохой успеваемости.
Диаграмма 4
1. Класс: 6Б (Диаграмма 4).
2. Кол. учеников: 23.
3. Кол. детей с плохим почерком: 3.
4. Кол. детей с хорошим почерком: 11.
5. Объяснение возможной причины плохого почерка:психофизические особенности ребёнка, которые не поддаются корректировке. Отсутствие у ребёнка прилежания в работе над почерком.
6. Работают ли дети над своим почерком, если да, то как: при 100% контроля улучшение на лицо.
7. На ваш взгляд как учителя, есть ли зависимость качества почерка и качества успеваемости ребёнка: нет, не всегда плохой почерк – свидетельство плохой успеваемости.
Диаграмма 5
1. Класс: 6В (Диаграмма 5).
2. Кол. учеников: 11.
3. Кол. детей с плохим почерком: 4.
4. Кол. детей с хорошим почерком: 4.
5. Объяснение возможной причины плохого почерка:психофизические особенности ребёнка, не поддающиеся корректировке. Отсутствие у ребёнка прилежания к работе над почерком.
6. Работают ли дети над своим почерком, если да, то как: не работают.
7. На ваш взгляд как учителя, есть ли зависимость качества почерка и качества успеваемости ребёнка: да, ребёнок, обладающий плохим почерком, учится не на повышенные оценки.
Диаграмма 6
1. Класс: 7А (Диаграмма 6).
2. Кол. учеников: 25.
3. Кол. детей с плохим почерком: 5.
4. Кол. детей с хорошим почерком: 20.
5. Объяснение возможной причины плохого почерка:психофизические особенности ребёнка, которые не поддаются корректировке. Отсутствие у ребёнка прилежания в работе над почерком.
6. Работают ли дети над своим почерком, если да, то как: не работают 4 человека, 1 человек работает.
7. На ваш взгляд как учителя, есть ли зависимость качества почерка и качества успеваемости ребёнка: нет, не всегда плохой почерк – свидетельство плохой успеваемости.
Диаграмма 7
1. Класс: 8А (Диаграмма 7).
2. Кол. учеников: 21.
3. Кол. детей с плохим почерком: 2.
4. Кол. детей с хорошим почерком: 13.
5. Объяснение возможной причины плохого почерка:психофизические способности ребёнка, которые не поддаются корректировке.
6. Работают ли дети над своим почерком, если да, то как: не работают. Нежелание писать аккуратно, испытывают дискомфорт при оценивании работы.
7. На ваш взгляд как учителя, есть ли зависимость качества почерка и качества успеваемости ребёнка: да, ребёнок, обладающий плохим почерком, учится не на повышенные оценки.
Диаграмма 8
1. Класс: 9А (Диаграмма 8).
2. Кол. учеников: 22.
3. Кол. детей с плохим почерком: 1.
4. Кол. детей с хорошим почерком: 9.
5. Объяснение возможной причины плохого почерка:психофизические особенности ребёнка, которые не поддаются корректировке.
6. Работают ли дети над своим почерком, если да, то как: не работает и нет желания, а если работает, то не получается.
7. На ваш взгляд как учителя, есть ли зависимость качества почерка и качества успеваемости ребёнка: да, ребёнок, обладающий плохим почерком, учится не на повышенные оценки.
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
1. Общее количество учеников: 169.
2. Количество детей с плохим почерком: 25.
3. Количество детей с хорошим почерком: 87.
4. Общие количество опрошенных детей с плохим почерком: 5.
Диаграмма 9
КРИТЕРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧЕРКА
1. Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.
2. У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.
3. Если буквы при письме пишутся, то грубо, то красиво, возможно, и в жизни человек обладает изменчивым настроением.
4. 20-30 градусов вправо – наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек любит общаться с людьми.
5. Сильный наклон вправо свидетельствует о стремлении к общению. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.
6. Если буквы наклонены влево, то о таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Такой человек старается рационально оценивать свои поступки.
7. Почерк со значительным наклоном влево встречается у левшей. Такой человек умеет контролировать свои эмоции.
8. Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.
9. Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то, скорее всего, у вас часто меняется настроение.