Введение.
В 2024 году исполнилось 555 лет со дня рождения известного итальянского мыслителя, политического деятеля Никколо Макиавелли. Его творческое наследие многогранно и противоречиво. Особое место занимают его политические трактаты – «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции». Макиавелли часто называют отцом современной философии политики и политологии. Он затрагивает вопрос о роли личности правителя, вопрос о соотношении моральных норм и целесообразности, им были сформулированы принципы государственного управления, которые позволяют удерживать власть и делать новые завоевания. Причем эти принципы политики, как оказалось, никак не соотносятся с нравственными нормами общества. Сегодня такая система взглядов составляет основу концепции макиавеллизма, которая предполагает пренебрежение нормами морали в политической сфере, а также применение грубой силы для достижения поставленных целей. Но существует ещё один базовый принцип макиавелизма – манипуляция. Мы можем уверенно заявить, что описанные великим флорентинцем модели управления не только государством, но и способы взаимодействия лидера с народом, по-прежнему актуальны и сегодня. Но современные реалии, сохранив сущностные характеристики учения Макиавелли, придали ему новые формы и способы достижения поставленных целей. Речь идёт о неотъемлемой характеристике современного общества – цифровой реальности.
Целью данной работы является выявление проявлений макиавелизма в условиях цифровизации социального пространства.
Объект исследования – концепция макиавелизма (политический и психологический аспект)
Предмет исследования – манипулятивные техники, как способ воздействия на общественное мнение и формирование политически приемлемого поведения личности.
Гипотеза исследования – цифровизация способствует усилению эффекта манипуляций общественным сознанием и влияния на личность
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинуты следующие задачи:
- изучить сущность понятий: макиавеллизм, манипуляция, цифровая реальность;
- определить сущностные характеристики манипулятивных техник;
- изучить факты применения макиавеллевских принципов в современной политике;
- проследить взаимосвязь психологического и политического аспектов (элементов) макиавеллизма и их оптимальному воздействию на личность и массы благодаря информационным технологиям;
- определить специфику использования манипулятивных техник в цифровой реальности.
Методы исследования: изучение научной литературы по данной теме, анализ первоисточника и манипулятивных техник, сравнение.
Глава 1. Характеристика понятий: макиавеллизм, манипуляции, цифровая реальность
Если внимательно посмотреть на те советы, которые даёт государю Н. Макиавелли, в его одноимённом трактате, можно заметить, что они как под копирку используются в современной реальности не только представителями политических элит разных уровней и государств, но и теми, кто связан с управлением людьми в разных сферах общественной жизни, напр. экономике.
Открыто сформулированные великим итальянцем ещё в 16 в. и благополучно «добравшиеся» до 21 века, не претерпев особых изменений (т.к. существовали ещё задолго до их «первооткрывателя»), макиавеллевские принципы господства и управления спокойно прижились в абсолютно новой социальной реальности – информационном обществе.
Под макиавеллизмом подразумевается политический аморализм с одной сторона, а с другой, манипулятивный тип психологического поведения. Конечно это разные области исследований, однако жизнь демонстрирует их тесную взаимосвязь, определение которой является одной из важных задач нашего исследования.
Для реализации поставленных задач обратимся к содержательной составляющей понятий макиавеллизм, манипуляция, цифровая реальность. Первоначально под макиавеллизмом понимался извращенный взгляд на политику, который, якобы, был свойствен развращенному флорентийцу и более выражал испорченность его натуры, чем существо самого предмета1. Но в действительности Макиавелли лишь вскрыл, открыто заговорил о том явлении, которое существовало задолго до рождения мыслителя. Это отчётливо прослеживается в его произведениях «Государь» («Князь»), «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». Речь идёт о выводе моральной составляющей поведения человека из политической сферы, иными словами отделении политики от морали. Нравственное напряжение в политике возникает из-за основной проблемы – анализа роли и условий применения насилия в политике2.
Макиавеллизм в современной реальности – это ничто иное как цинизм, вседозволенность, двуличие в политике, ну и конечно главный принцип – «для достижения цели все средства хороши». Справедливости ради, следует отметить, что эти слова принадлежат не Макиавелли, а монаху иезуиту Эскобар-и-Мендозу. Но именно их можно назвать квинтэссенцией учения мыслителя.
Цели, которые ставит перед собой государь или применительно к современным реалиям политики, представляют собой завоевание власти и удержание её, а также создание крепкого, жизнеспособного государства, умеющего противостоять как внешним, так и внутренним угрозам.
Анализируя прошлые и современные мыслителю исторические события, Макиавелли приходит к выводу, что добродетельные правители обречены на провал, который бьёт не только по индивидуальным, личностным интересам людей, вознесённым судьбой на вершину власти, а, прежде всего по общественным, государственным устоям, приводя к смуте, хаосу и даже развалу последнего. Потому для государя полезнее действовать страхом, чем желание приобрести любовь. Ложь, вероломство, жестокость хороши, когда нужны для упрочения власти.
Познакомившись с учением М., разве можно усомниться в реалистичности его утверждения: «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому князю, желающему удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться добродетелями, смотря по необходимости. …Не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо»3
Как можно заметить, М. предлагает следовать принципу целесообразности, что каждый раз подтверждается политической реальностью как прошлого, так и настоящего. Одним из ярких примеров подтверждающих эту мысль являются относительно недавние события на Украине. В 2014 году Виктор Янукович, бывший на тот момент президентом Украины, не сумел дать указ о разгоне демонстрантов (т.е. применить силу), которые перешли к насильственным действия против правоохранительных органов власти, что, в конечном счёте, привело к государственному перевороту и к тем ужасным событиям, которые последовали за этим.
Всё выше сказанное даёт нам возможность предположить, что успешным политиком (государем) может быть не каждый человек, а только тот, кто обладает определёнными психологическими характеристиками. В связи с этим необходимо рассмотреть и второй аспект понятия макиавеллизм.
Макиавеллизм можно определить как сложное, многогранное, порой противоречивое социально-психологическое явление, систему взглядов, способ управления не только государством, но и способ взаимодействия лидера с народом, с подчинёнными и конкурентами в организации, а также как модель межличностного взаимодействия людей, стратегию поведения с другим человеком.
Макиавеллизм – черта, поведенческая установка, выражающаяся в использовании психологической манипуляции в качестве основного средства достижения своих целей, часто в ущерб интересам других субъектов4. Психологи характеризуют макиавеллиста как умного, смелого, амбициозного, эгоистичного, склонного к доминированию человека. Особенность макиавеллиста — антигуманистическая направленность на рассмотрение другого человека как объекта, а не субъекта5.
Однако, следует отметить, что манипуляция как понятие является двойственным. Она может быть как положительной, когда используется для добросовестного управления ситуацией и достижения благоприятных результатов для всех сторон, так и отрицательной, когда применяется для эгоистических целей и причиняет вред другим.
Глава 2. «Государь» и манипулятивные техники.
Ключевыми элементами манипуляции являются планирование, маскировка, использование эмоций и лжи, а также анализ психологических слабостей и уязвимых мест человека. Манипулятивные техники включают в себя манипуляцию информацией, установление контроля над ситуацией, создание ощущения вины, жалости или страха, использование манипулятивной риторики и множество других методов.
Пользуясь манипуляцией, люди могут добиваться разных результатов. Будь то убеждение кого-то в определенной идее или превращение обычной ситуации в свою пользу, манипуляция демонстрирует силу и умение эффективно влиять на окружающих. Личность государя – это манипулятивная личность, поэтому не составляет особого труда обнаружить разнообразную палитру манипулятивных техник в трактате Макиавелли. Нами были выделены следующие манипулятивные техники:
«Разделяй и властвуй». Основная идея принципа заключается в том, чтобы создавать искусственные различия и разделять потенциальных оппонентов, это поможет подорвать единство общества, ведь, когда политические или социальные силы разрознены, они занимаются конфликтами и выяснением отношений между собой: «Поддерживая разногласия и конфликты между своими подданными, государь может укрепить свою власть, так как враги будут заняты друг другом, а не свершать против него заговоры»6. Это может быть достигнуто различными методами, например, провокацией конфликтов, поощрением конкуренции между группами или даже искусственным созданием различий в культуре и идентичности.
“Маскировка и обман”. Главная идея этой техники сводится к тому, что государю совсем не обязательно обладать добродетелями, главное создать видимость их наличия. Для этого государю следует использовать самый изощрённый обман – вершить зло чужими руками. «Завоевав Романью, герцог решил отдать ее в надежные руки, дабы умиротворить и подчинить верховной власти, и с тем вручил всю полноту власти мессеру Рамиро де Орко, человеку нрава резкого и крутого. Тот в короткое время умиротворил Романью, пресек распри и навел трепет на всю округу. Тогда герцог рассудил, что чрезмерное сосредоточение власти больше не нужно, ибо может озлобить подданных... Но, зная, что минувшие строгости все-таки настроили против него народ, он решил обелить себя и расположить к себе подданных, показав им, что если и были жестокости, то в них повинен не он, а его суровый наместник». Судьба его была трагична, по приказу герцога, разрубленное тело наместника положили на центральной площади города. Свирепость этого зрелища одновременно удовлетворила и ошеломила народ.
«Страх и насилие». Управление на основе страха и насилия более эффективно, по мнению Макиавелли, чем на любви и доброте. Он напоминает, что правитель, неуклонно следующий добру, обязательно потерпит поражение, так как люди по природе злы; если же он прибегнет к насилию и обману, то сможет победить и упрочить власть во благо народа. Например, Макиавелли рекомендует правителю быть жестоким и безжалостным в отношении своих противников, чтобы сохранить свою власть. Известная фраза Екатерины Медичи: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным”, сказанная в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь, как нельзя лучше демонстрирует популярность данной рекомендации. Манипуляция на основе страха и насилия очень продуктивна, но до определённого момента – когда страх начинает перерастать в ненависть.
«Альянс и безпринципность». Это стратегия политического поведения, основанная на использовании союзов и гибкости в отношениях с другими государствами и политическими силами. Макиавелли утверждает, что в мире политики необходимо быть готовым к изменчивости обстоятельств и использовать любые доступные средства для достижения своих целей. Это включает в себя использование альянсов с другими государствами или политическими игроками, даже если они не являются надежными или морально правильными.
Реалистичное описание сущности политических процессов прошлого даёт нам возможность провести историческую параллель с настоящим. Более того, рассмотренные нами стороны макиавеллизма, сохраняя свои сущностные характеристики, приобретают новые «оттенки» уже в совершенно новой социальной реальности – информационном обществе.
Глава 3. Новые манипулятивные технологии в цифровом пространстве.
Цифровая реальность рождается множеством людей, использующих в своей повседневной жизни и деятельности электронно-цифровые устройства.
Современные инженеры, способные сконструировать реальность при помощи машинно-цифровой техники, получают доступ к внутреннему миру человека, что существенно расширяет познавательные и креативные возможности человека, но и таит в себе угрозы манипуляции или простого заблуждения в мнимом мире7
В современном обществе, где информационные потоки неуклонно растут, искусство манипуляции становится все более востребованным и распространенным. Медиа, политики и маркетологи, а также обычные люди часто прибегают к этим методам для достижения своих целей. Однако, не стоит забывать, что манипуляция может иметь серьезные последствия для тех, кто становится жертвой таких действий.
Мы заострим ваше внимание на двух направлениях трансформации - социальном и индивидуальном поведении личности в соответствии с целями субъекта управления, т.е. манипулятором.
В первом случае, цифровая реальность очень благодатная почва для воздействия на сознание и поведение больших масс людей, с целью формирования определённого рода политических установок. Исследователи Михал Косински и Дэвид Стиллуэлл утверждают, что информация из профилей пользователей социальных сетей («цифровые следы») предоставляет возможность выявить специфические характеристики личности и использовать их в «своих» целях. Так, в 2016 г. на основе активности пользователей в социальных сетях эксперты частной английской компании «Кэмбридж Аналитика», применяющей технологии глубинного анализа данных для разработки стратегической коммуникации в ходе избирательных кампаний в Интернете, выделили 32 личностные категории, различающиеся между собой по уровню готовности отдать свой голос за кандидата в президенты Дональда Трампа (Weedon, 2017)[10].
В настоящее время в интернет-пространстве активно применяется такая социальная технология манипулирования, как «надж» (nudge), основывающаяся на одноименной теории подталкивания (nudge theory), авторами которой являются американские ученые Ричард Талер и Касс Санстейн. Суть данной технологии предполагает возможность влияния на процесс принятия групповых и индивидуальных решений посредством положительного подкрепления и непрямых указаний. При таком подходе подталкивание к действию не менее эффективно, чем силовое принуждение к действию или предписание. Так, например, западные СМИ, транслируя по всем информационным каналам активную деятельность «Белых касок», якобы помогающих людям, пострадавшим от действий жестокого режима Башара Асада в Сирии, способствовали формированию негативного отношения своей целевой аудитории к законной сирийской власти, что позволяло оправдывать агрессивную политику США и ЕС в отношении Сирии. Такого же рода технология «мягкого подталкивания» западной аудитории к осуждению действий Российской Федерации мы видим с 2022 года. Когда нашу страну, вооружённые силы РФ, западные СМИ представляют широкой западной аудитории как беспринципного, жестокого, не обременённого никакими моральными ценностями агрессора, что опять же позволяет властям США и ЕС находить поддержку у своего населения, перечисляя миллиарды долларов, вооружение на поддержку Украины. Сам же западный мир одевает на себя маску добродетели, борющуюся со злом. Таким образом, можно увидеть прямое использование макиавеллевских принципов и манипулятивных техник «маскировка и обман» в современной политике.
В подтверждение сказанному следует упомянуть ещё об одном методе воздействия на общественное сознание – «троллинге». Он также способствует созданию нового контента и распространению лживых сведений. Это процесс, в ходе которого на разных Интернет-ресурсах размещаются провокационные сообщения для создания социальной напряжённости. Благодаря политическому «троллингу» в интернет-пространстве политические субъекты осуществляют свои интересы и задачи, которые сводятся к поддержке своих кандидатов и дискредитации оппонентов. Главными признаками являются агрессия и навязчивость. Так называемый тролль разделяет сообщество на два противоборствующих лагеря, процесс коммуникации которых напоминает информационную войну.
В качестве основного соперника в информационно-коммуникационном пространстве американские специалисты называют Российскую Федерацию и Китай.
Во втором случае, мы рассмотрим макиавеллевский подход, как манипулирование поведением и что особенно опасно, сознанием человека. Речь идёт о другом сегменте цифровой реальности – виртуальной (компьютерные игры). Это уже не то поверхностное воздействие на умы людей, это глубокое проникновение в психические и когнитивные процессы личности.
Под виртуальной, то есть мнимой или искусственной реальностью, принято понимать особую реальность, создаваемую средствами современной техники, способными замещать в чувственном восприятии обычную реальность. Иллюзорность этого второго мира, названного виртуальной реальностью, существенно отличается от обычных иллюзий тем, что эта иллюзорность конструируемая, а значит и управляемая8
Многие современные исследователи весьма скептически или даже критически относятся к видео и компьютерным играм. Главная проблема, которая появилась благодаря новой виртуальной реальности, в которую через компьютерные игры погружается геймер (игрок) – это лёгкость манипулятивного воздействия на психику последнего. Манипуляторы используют эффект «погружения в виртуальное пространство», когда геймер в процессе игры раскрепощается, чувствует себя свободным от нормативных, моральных запретов общества и государства9. Особо сильный эффект воздействия будет оказываться на ещё не окрепшие умы детей и подростков.
Эмоциональный переход геймера в определённое психологическое состояние облегчает принятие им информации через процесс внушения, а здесь уже и до политической пропаганды недалеко. В 2017 г. учёные из университетов Глазго и Кардиффа провели исследование, посвященное «образу врага» в 57 популярнейших компьютерных играх. Их проект показал, что в качестве врагов, агрессоров часто выступают русские, опережающие в этих пропагандистских штампах зомби, террористов и зловещих космических пришельцев-захватчиков. Авторы отмечают, что такого рода приёмы формируют крайне шаблонное, негативное отношение к современной России, заставляют оценивать любую инициативу Москвы на международном поле как агрессию10.
Среди политических технологий, которые применяются в компьютерных играх, мы выделим несколько: а) приёмы политического кодирования – связь виртуального мира компьютерной игры с реальным через особые политические коды (символы, военную форму, знаки различия, исторические места, персонажи и события); б) политическое перекодирование – существенное изменение интерпретации, оценки различных исторических и политических событий11; в) формирование «образа врага»; г) пропаганда социальных и политических паттернов, стереотипов (приучение к тотальному контролю, агрессии, военным конфликтам, как рядовым явлениям)
В серии игр Civilization и Europa Universalis геймеров побуждают принимать тотальный контроль над гражданами, как необходимость сохранения безопасности и стабильности общества. Тем самым формируя в них «моральных цензоров», оправдывающих своё поведение благой целью всеобщего благополучия, особо не заботясь о средствах её достижения.
В игре «Medal of honor: Allied assault» можно увидеть определённое искажение истории Второй мировой войны. С одной стороны, замалчивают некоторые ранее очевидные факты, роль стран, политиков, пропаганда которых не выгодна определенным зарубежным силам, а с другой стороны, пропагандистскими приемами героизируют те или иные страны, личности, преувеличивая значение исторических, политических событий в угоду тем же силам.
Игра «Call of Duty 1» богата стереотипами и откровенными историческими фейками о советском режиме и Красной Армии. «Образ врага» создаётся из сотрудников НКВД, советского режима, коммунизма. Русские показаны откровенными варварами. Центральным политизированным месседжем стала фраза в виде заведомо ложного посыла – «Предай своего, ты же русский». Офицеры Красной Армии стреляют в собственных отступающих солдат, а советские снайперы убивают своих же политруков. Очень характерной чертой игры является то, что игрок может убивать своих однополчан, только играя за советскую сторону. Вместе с тем, выбрав другую сторону, так поступать геймеру нельзя. Фактически на этапе определения стороны, за которую играешь, реального выбора нет, однако формируется стереотип. Посвящённый Сталинградской эпопее игровой уровень за советскую сторону стартует с переправы, где сотрудники НКВД держат красноармейцев под прицелом, чтобы те не убежали. Тем самым внедряется стереотип трусости, деморализованности бойцов Красной Армии. Советским солдатам не только не дают нормального оружия, но и шлют с красным знаменем под вражеский огонь. Примечательно, что геймеру, играющего за Красную Армию, поясняют – получить оружие он может только с убитого соратника в самом бою12.
Хочется отметить, что не только упомянутые выше игры, но и множество других, являются мощным орудием в руках тех, кто, используя современные технологии, при помощи манипулятивных техник стремиться к достижению и удержанию власти, формируя общественное мнение и воздействуя на мировоззренческие основы личности.
Таким образом, манипуляции в цифровой среде представляют собой действия при помощи новых технических средств, осуществляемые в онлайн-пространстве, с целью влиять на мысли, чувства и действия людей.
Заключение.
Проведённое нами исследование затрагивает вопросы касающиеся сущностных характеристик макиавеллизма, изложенных в трактате «Государь», его психологического аспекта (психологической составляющей), а также применении базового макиавеллевского принципа – манипуляции в современной цифровой (виртуальной) реальности.
Мы пришли к следующим выводам:
На основании рассмотрения и сравнения двух сторон макиавелизма (политической и психологической), можно сделать вывод об их тесной взаимосвязи. Такие политические цели, как завоевание и удержание власти, а также создание крепкого, жизнеспособного государства, умеющего противостоять как внешним, так и внутренним угрозам, не могут быть достигнуты без особых средств - цинизма, вседозволенности, двуличия в политике. И, конечно же, прибегать к их использованию могут люди с определёнными психологическими характеристиками – острый ум, смелость, амбициозность, склонность к доминированию. Особенность макиавеллиста — антигуманистическая направленность на рассмотрение другого человека как объекта, а не субъекта отношений.
Не смотря на то, что поднятые Макиавелли проблемы взаимодействия власти и морали, выбора средств достижения целей, сильного политического лидера, относятся к 16 веку, они не потеряли своей актуальности и сегодня. Вплоть до середины 20 в. (т.е. начала перехода к информационному обществу) их сущность и формы не претерпели серьёзных изменений. Но с появлением новой цифровой реальности, а в силу этого новых средств и форм коммуникации в обществе, макиавеллевские принципы и основанные на них техники манипуляции приобрели не только новые формы, но и гораздо расширили свою целевую аудиторию.
Информационно-психологическое воздействие (надж, троллинг, компьютерные игры) на сознание масс и личности способствует качественно новому взаимодействию между властью и обществом. Техники манипуляции в условиях всё большей цифровизации социального пространства можно сравнить с оружием массового поражения. Многое зависит от того, в чьих руках и ради достижения каких целей они будут использоваться.
В основе манипуляции лежит непосредственное воздействие на сознание и эмоциональное состояние человека. Применяя различные техники, манипуляторы обычно стремятся подавить критическое мышление и убедить всех в своей правоте или необходимости выполнения определенных действий. В таких случаях, крайне важно быть бдительным и осознавать, что вокруг нас плетётся паутина манипуляций, способная лишить нас своей субъектности.
Чтобы уметь противостоять манипуляциям в цифровой реальности необходимо развивать критической мышление, вырабатывать эмоциональную устойчивость, повышать уровень исторических знаний и личностной самооценки.
Таким образом гипотеза нашего исследования доказана.
Вызовы, с которыми сталкивается наше государство, требуют от нас принятия правильных, обоснованных решений, которые позволят российскому обществу не только выжить, сохраниться как субъекту на международной арене, но и жить, развиваться, строить такое будущее, в котором мы и наши дети будут счастливы.
Изучение принципов макиавеллевского учения позволяет сформировать объективное видение современных общественных и политических процессов, которое может помочь выстраивать не только государственную политику, но и формировать такое общественное мнение, которое не будет выступать антагонистом государственной власти, главной целью которой должна быть забота о благосостоянии своего народа.
Список литературы:
Виловатых А.В. Манипулирование социальным поведением в условиях цифровой среды// Научный журнал «Дискурс-Пи».2020. № 2 (39.) С. 149-164. 153с. doi: 10.24411/1817-9568-2020-10210
Гусейнов А.А. Макиавелли и макиавеллизм. Заметки к 500-летию трактата Н. Макиавелли «Государь» // Ведомости прикладной этики. Вып. 43. Тюмень, 2013. С. 111–124.
Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М., 2005.
Калуцкая, И.Н. Представления о макиавеллизме: разнообразие подходов и оценок / И.Н. Калуцкая, А.Н. Поддьяков. // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 4. – С. 78-90
Макиавелли Н. Государь// https://library.shsu.am/wp-content/uploads/2019/02/nikkolo_makiavelli._gosudar.pdf
В.И. Пржиленский. Понятие цифровой реальности: значение и смысл/ Философия науки и техники. 2021. Т. 26. № 2. С. 68–80, 74 с.
Федорченко С.Н. COMPUTER GAME STUDIES: новые горизонты для политической науки и практики. //Вестник Омского университета. «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 172–182, 173 с.
Федорченко С. Н. Политическое кодирование: постановка проблемы и компаративистика коммуникационных технологий управления массовым сознанием // Журнал политических исследований. – 2017. – Т. 1, № 3. – С. 44– 78. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article /18665/view
1 Гусейнов А.А. Макиавелли и макиавеллизм. Заметки к 500-летию трактата Н. Макиавелли
«Государь» // Ведомости прикладной этики. Вып. 43. Тюмень, 2013. С. 111–124.
2 То же
3 Макиавелли Н. Государь// https://library.shsu.am/wpcontent/uploads/2019/02/nikkolo_makiavelli._gosudar.pdf
4 Калуцкая, И.Н. Представления о макиавеллизме: разнообразие подходов и оценок / И.Н. Калуцкая, А.Н. Поддьяков. // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 4. – С. 78-90
5 Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М., 2005.
6 Макиавелли Н. Государь// https://library.shsu.am/wpcontent/uploads/2019/02/nikkolo_makiavelli._gosudar.pdf
7 В.И. Пржиленский. Понятие цифровой реальности: значение и смысл/ Философия науки и техники 2021. Т. 26. № 2. С. 68–80, 74 с.
8 В.И. Пржиленский. Понятие цифровой реальности: значение и смысл/ Философия науки и техники
2021. Т. 26. № 2. С. 68–80, 74 с
9 С. Н. Федорченко. COMPUTER GAME STUDIES: новые горизонты для политической науки и практики. //Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 172–182, 173 с.
10 Федорченко С. Н. Политическое кодирование: постановка проблемы и компаративистика коммуникационных технологий управления массовым сознанием // Журнал политических исследований. – 2017. – Т. 1, № 3. – С. 44– 78. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article /18665/view
11 То же
12 С. Н. Федорченко. COMPUTER GAME STUDIES: новые горизонты для политической науки и практики. //Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 172–182, с. 178