Введение.
Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство.
Частая проблема, с которой сталкиваются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками.
Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях у психологов, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.
Так как автор в дальнейшем хочет связать свою судьбу с работой с детьми и подростками, его заинтересовала данная проблема, а именно взаимоотношения между детьми, обучающимися в одном классе. Для этого автор проделал как теоретическую работу (Глава 1 и 2), так и провел небольшую практическую работу в виде тестирования во 2 классе, у своего бывшего классного руководителя. Это, кстати, помогло автору посмотреть на свой 6 класс со стороны, какими мы были.
Поэтому цель работы была – попытаться определить, какие взаимоотношения существуют во 2 классе среди ребят.
Для достижения цели надо было решить следующие задачи:
Прочитать теоретические материалы о такой науке как психология;
Изучить особенности психологии младших школьников;
Провести тестирование во 2 классе, проанализировать результаты и сделать выводы на основании анализа.
Объект работы – психология младших школьников, предмет работы – обучающиеся 2 Б класса МАОУГ.
Особые трудности вызвало не само выполнение работы, это наоборот, очень понравилось, а работа у компьютера, даже глаза покраснели. Это должно послужить автору предупреждением, что длительное нахождение у компьютера опасно для жизни.
1 глава. Психология и ее виды
Психология — многоотраслевая область научного знания о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, в том числе и сознания как специфически человеческой формы психики, и поведения.
Есть разные виды психологии, таких как: клиническая психология. Занимается диагностикой и лечением психических расстройств. Клиническая психология — это отрасль психологии, изучающая пограничные и патологические состояния. Чаще клинические психологи работают с людьми, не страдающими психическими заболеваниями, но все же состояние этих клиентов отличается от нормы. Иногда клиническую психологию путают с психиатрией, но это разные направления. Основная цель клинической психологии — помочь человеку выйти из пограничного с патологией состояния и прийти к норме. Под психической нормой можно понимать соответствующее возрасту восприятие действительности, гармоничные отношения с собой и другими людьми, способности к оценке своих поступков и планированию перемен в жизни.
Чтобы достичь основной цели — возвращения клиента к психической норме — клиническому психологу необходимо решить следующие задачи:
определить факторы, повлиявшие на развитие у клиента пограничного состояния;
понять, как клиент интерпретирует свои симптомы, и проанализировать изменения ощущений симптомов в динамике;
выявить нарушения в психическом развитии клиента;
изучить отношения клиента с окружающими;
подобрать оптимальные методы психокоррекции. [5]
Социальная психология. Изучает, как социальные взаимодействия влияют на поведение и мысли человека. Цель социальной психологии — понимание сути и смысла общественных связей.
Основные задачи социальной психологии:
исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности;
выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития;
разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями;
применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.
Также социальная психология ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. [5]
Психология развития. Фокусируется на изменениях в поведении и психических процессах человека на разных этапах жизни. Цель психологии развития — постижение психологических феноменов путём выявления и анализа их происхождения, выявление сходств и различий функционирования личности на протяжении всего периода жизненного пути.
Психология личности. Исследует индивидуальные различия между людьми, включая их черты, мотивацию и поведение.
Цель психологии личности как науки — объяснить, что представляет собой личность, каковы механизмы её функционирования.
Также существует прикладная цель психологии личности — разработать методы психологической помощи. На основе психологических теорий личности разрабатываются методы психотерапии. [5]
Нейропсихология. Исследует связь между психологическими процессами и нейробиологией. Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека. Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека.
Научная психология. Направлена на систематическое исследование психических процессов и явлений с использованием эмпирических данных, экспериментов и статистического анализа. Основная цель научной психологии заключается в поиске новых психологических знаний научными методами. Ученые стремятся к получению новых научных фактов, к поиску общих психологических закономерностей. В области фундаментальной научной психологии изучаются общие законы и механизмы психической деятельности, проводятся прикладные исследования функционирования психики в отдельных сферах профессиональной и жизнедеятельности людей. [5]
Академическая психология. Сосредоточена на изучении и преподавании психологических теорий, концепций и методов в образовательных учреждениях. Цель академической психологии: фундаментальное изучение закономерностей развития и функционирования психики. Специалисты этого раздела изучают особенности психических процессов, их взаимосвязь между собой и с другими в организме, описывают и классифицируют их.
Фундаментальная психология. Сосредоточена на изучении основных механизмов, процессов и закономерностей, определяющих психическое функционирование человека.
Задача фундаментальной психологии заключается в понимании законов и процессов, лежащих в основе поведения, познания и эмоций.
Фундаментальные психологические науки создают информационную базу для понимания психики людей, это источник универсальных знаний, касающихся индивидуально-личностных характеристик человека, его поведения и деятельности.
Гуманистическая психология. Сосредоточена на изучении человеческой природы, субъективного опыта и социальных взаимодействий с акцентом на индивидуальные переживания и культурный контекст.
Цель гуманистической психологии — понять уникальную природу человеческого познания и помочь раскрыть её через самореализацию.
Это направление признаёт человека уникальным за его способность развиваться и изучает качества, присущие только людям.
Естественно-научная психология. Интегрирует методы и подходы естественных наук для изучения психических процессов и поведения. Цель естественнонаучной психологии — познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость. [5]
Таким образом, автор выяснил для себя, что психология очень сложная наука, в которой много направлений, и эти направления затрагивают все сферы жизни человека. Может именно поэтому, психология так заинтересовала автора, ведь автор очень любопытен и старается помогать другим.
Глава 2. Внутренняя психология школьников младшего возраста, общение с ними.
Некоторые особенности внутренней психологии младшего возраста школьников:
Произвольность. Проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия.
Способность к планированию и выполнению действий во внутреннем плане. Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных отчётов и оценок формируют у младших школьников эту способность.
Рефлексия. Позволяет разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.
Эмоциональность. Психическая деятельность младших школьников обычно окрашена эмоциями. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
Развитие внимания. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10–20 минут. Основная особенность внимания учащихся начальных классов — слабость произвольного внимания.
Особенности памяти. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.
Также в этом возрасте происходит формирование абстрактно-логического мышления, понятий сохранения и мысленных представлений о последовательности действий. [2]
Общение младших школьников характеризуется возрастными особенностями: высокой восприимчивостью, остротой восприятия, эмоциональностью, а также отсутствием устойчивости мотивов поведения, подражательностью. Изменение содержания общения происходит за счет использования учебного материала и разнообразной информации. Общение от условно-делового становится деловым неформальным, сочетается официальная и неофициальная структура общения.
Вот некоторые особенности общения с младшими:
Образец поведения. Нельзя подавать плохой пример.
Проявление интереса. Без этого младший может решить, что вам всё равно, и обидеться.
Уважение. В общении с маленькими важно уважение.
Добрые слова. В разговоре не забывайте про добрые слова.
Слова похвалы. Младший ждёт, что вы ответите ему приятными словами.
Признание ошибок. Младший понимает, что вы не правы.
Взаимодействие. Нужно взаимодействовать: гулять, встречать родителей, делать поделки и сюрпризы близким.
Игра. Во время игры человек познаёт мир и как всё в нём устроено. Также с помощью игры можно объяснить сложные моменты.
Отношения между сверстниками — это первая деятельность ребёнка, свободная от влияния взрослых.
Основные особенности общения детей со сверстниками:
Многообразность. Сверстники могут использовать больше средств общения, чем при выстраивании взаимоотношений со взрослыми.
Яркая эмоциональная насыщенность. Именно в момент общения со сверстниками ребёнок получает способность сочувствовать и переживать чужие эмоции как свои личные.
Отсутствие нормативности и регламента. Ребёнок получает свободу от внутренней субординации, которой ему приходилось придерживаться при общении со взрослыми.
Возможность проявить инициативу. Это важно для формирования согласованных коммуникативных действий. [3]
Так же между детьми можно заметить интровертов и экстравертов.
Интроверты — это люди, которые сосредоточены на своём внутреннем мире. Они находят удовольствие и заряжаются энергией, находясь в одиночестве или в небольшой компании близких друзей. Интроверты предпочитают спокойные виды деятельности, например, чтение, рисование или занятия музыкой. Им свойственны самоанализ и рефлексия. В плане общения они не стремятся к большому количеству поверхностных знакомств и больше ценят глубину отношений. 1
Экстраверты, наоборот, любят быть в центре внимания, легко заводят новых друзей и чувствуют себя отлично в больших компаниях. Людям с этим типом личности обычно нравится активный образ жизни, они предпочитают постоянно действовать. Энергия экстравертов увеличивается от общения с другими людьми, они стремятся к новым впечатлениям и опыту. Для них важно быть вовлечёнными в разные социальные активности и иметь широкий круг общения.
Важно понимать, что интровертность и экстравертность не являются чистыми типами личности, а представляют собой спектр, на котором люди могут находиться в разной степени. Кроме того, эти категории не являются противоположностями друг друга, а скорее отражают разные способы восприятия и взаимодействия с миром.
Некоторые признаки детей-интровертов:
С осторожностью принимают новое. Это проявляется в раннем возрасте: малыши-интроверты с большой опаской воспринимают первый прикорм, меньше бегают, редко испытывают тягу к изучению родительских шкафов.
Стараются ухватить суть. Ребёнок тщательно изучает детали механизмов, предметы, учебные материалы. Ему важно понять, почему то, что его окружает, работает именно так.
Не разговаривают с незнакомцами. Детям-интровертам нужно больше времени на то, чтобы привыкнуть к людям.
Тщательно подбирают слова. Освоив навыки речи, ребёнок-интроверт старается выстраивать свою речь, рационально подбирая выражения.
Редко просят о помощи. Интровертам сложно или не хочется просить помощи у близких и тем более у посторонних людей. Им нравится разбираться со сложными задачами самостоятельно.
Важно понимать, что эта особенность не диагноз и не негативная характеристика личности.
Некоторые сильные стороны детей-интровертов:
меньше подвержены внешнему влиянию;
более старательны и усидчивы;
более оригинальны, у них меньше стереотипов;
уравновешены и спокойны.
Основная трудность для детей-интровертов в школе — социальное взаимодействие. Им сложно начать разговор, установить контакт, привыкнуть к новой компании или проявить инициативу.
Дети-экстраверты активны, чистосердечны, легки на подъём в плане характера. Они стремятся к общению, легко вступают в контакты с людьми, любят внимание, похвалы и одобрения. Также такие дети эмоциональны, делятся своими мыслями и переживаниями, много говорят, любят выступать.
Некоторые особенности воспитания детей-экстравертов:
Создать среду для гармоничного развития. В ней должно быть много общения, взаимодействия с окружающим миром, командных игр, разнообразия и новых, ярких впечатлений.
Обеспечить регулярную физическую активность. Занятия спортом помогут ребёнку выплескивать энергию и закалять характер.
Важна родительская похвала и внимание. Стоит отмечать успехи ребёнка и говорить о том, как сильно его любят.
Поддерживать распорядок дня. Он поможет ребёнку стать более организованным и спокойным.
Помогать анализировать эмоции. Следует поддерживать с ребёнком обратную связь, объяснять, как правильно действовать в той или иной ситуации.
Важно помнить, что не бывает однозначных экстравертов или интровертов, ни среди детей, ни среди взрослых.
Некоторые различия в общении школьников младших классов:
Общение со взрослыми. Ученики начальной школы общаются со взрослыми преимущественно в семье и в школе: в процессе учебной работы, информируя о своих делах и делах класса, запрашивая у взрослых информацию по конкретным вопросам, оценку своего поведения.
Общение со сверстниками. Контакты детей друг с другом возникают в связи с предыдущим опытом общения, пространственной близостью, в связи с совместной деятельностью и игрой. Межличностное общение в классе имеет инструментально-конкретный и ситуативный характер, то есть возникает по поводу игры, урока и т. п.
Структура круга общения. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий. Количественный состав приятельских групп невелик: от 2–3 человек в первом до 4–5 человек в третьем классе, к третьему классу наблюдается рост устойчивости предпочтений.
Мотивация межличностного выбора. В 1–2 классах общение со сверстниками тесно связано с учебными достижениями. К 3–4 классу значимой и авторитетной фигурой для младшего школьника становится сверстник, мотивация межличностного выбора связана с независимой оценкой со стороны самого школьника личностных достоинств и форм поведения партнёра по общению. [4]
Таким образом, автор выяснил для себя особенности и характерные черты
психологии взаимоотношений школьников младшего возрасти. Особенно его заинтересовали интроверты и экстраверты, что отразилось в практической части.
Глава 3. Практическая часть
Автор провела тест во 2б, тест был с целью узнать какой 2б по характеристике: дружелюбный или не дружелюбный, общительный или не общительный и т.д. Это был тест на психологию общения. Тест показывал результат – какой ученик: дружелюбный или нет, общительный или нет. Тест был из сайта про психологию, этот тест советовали хорошие психологи, чтобы узнать, на сколько вы общительные. Автор решила выписать из этого теста пару вопросов, всего в настоящем тесте было около 18-ти вопросов, автор выписала 9 самых важных вопросов на которые отвечать обязательно и, распечатав, выдала младшему классу Конечно, перед этим автор прошла тест, а в конце прочитала, как определять общительный, дружелюбный человек или нет. Особое внимание автор уделила информации об интровертах и экстравертах. Некоторые вопросы были про дружбу, такие как:
1)Любишь ходить гулять со своими друзьями?
2)Много ли у тебя друзей?
Дальше были вопросы про новые знакомства и отношения к одноклассникам и про взаимодействия со сверстниками:
1)Нравится ли тебе отдыхать в летнем лагере и заводить новые знакомства?
2)Легко ли ты заводишь новые знакомства?
3)Если к тебе за помощью обратится одноклассник, с которым у тебя не самые лучшие отношения ты согласишься ему помочь?
4)Нравится ли тебе кому нибудь помогать?
5)Начинал ли ты разговор с незнакомым сверстником?
И остальные вопросы были про социальное положение, то есть:
1)Часто ли ты принимаешь участие в разных школьных мероприятиях?
2) Ты чувствуешь себя комфортно в любой компании?
Ребята отвечали честно и добросовестно, сразу понимали, что им не нравится, а что нравится, что сделают, а что не будут делать. [1]
Ученики 2-ого Б, как автор может сказать по результатам теста, дружелюбные и общительные. Ребятам нравится отдыхать в лагере, участвовать в мероприятиях и заводить новые знакомства, но скажу, что не все такие. Есть пара учеников, которым не нравится это делать. Эти ребята и относятся к числу необщительных детей. Но в целом 2 б очень даже дружелюбные и общительные ребята.
Заключение.
Автор проделал большую для своего возраста, но самостоятельную работу. Автору очень понравилось работать с серьезной литературой по психологии, хотя много еще было непонятно. Хотя с психологией младших школьников было намного проще. Автор считает, что это пригодится ему в дальнейшем, ведь он хочет связать свою профессиональную деятельность именно с этой сферой.
К каким же выводам пришел автор по окончании работы? Автор выяснил для себя, что психология очень сложная наука, в которой много направлений, и эти направления затрагивают все сферы жизни человека.
Автор также выяснил для себя особенности и характерные черты психологии взаимоотношений школьников младшего возрасти. Особенно его заинтересовали интроверты и экстраверты, что отразилось в практической части. Например, то что, к 3–4 классу значимой и авторитетной фигурой для младшего школьника становится сверстник, мотивация межличностного выбора связана с независимой оценкой со стороны самого школьника личностных достоинств и форм поведения партнёра по общению.
По итогам практической работы, связанной с тестированием и анализом результатов тестирования во 2 классе, автор пришел к выводам, что ученики 2-ого Б дружелюбные и общительные. Ребятам нравится отдыхать в лагере, участвовать в мероприятиях и заводить новые знакомства, но скажу, что не все такие. Есть пара учеников, которым не нравится это делать. Эти ребята и относятся к числу необщительных детей. Но в целом 2 б очень даже дружелюбные и общительные ребята.
Таким образом, автор считает, задачи решены, цель достигнута. Автору очень понравилась такая работа с текстами и тестами, очень нравиться защищаться. Поэтому в дальнейшем автор планирует продолжать работать в этом направлении, и с удовольствием будет думать и разрабатывать новые темы для своих работ.
Список источников
http://elib.osu.ru›bitstream/123456789/13228/1/32882_…Психология подросткового возраста
nsportal.ru›shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/…Психология подростка
b17.ru›article/427443/ Психология подростков
http://elib.osu.ru›bitstream/123456789/13228/1/32882_…Особенности психологии младших школьников
stgmu.ru›activities/sub-33/5127/ Психология как наука