1.Введение:
Подростковый возраст – это время бурной эмоциональной перестройки, поиска себя и своего места в обществе. В этот период дружба становится одним из ключевых факторов формирования личности, самооценки и социальных навыков. Однако, именно в этом возрасте манипуляции в отношениях могут нанести серьезный вред психическому здоровью подростка. В современном мире, где отношения становятся все более сложными и запутанными, тема манипуляции в дружбе становится все более актуальной. Понимание способов манипуляции и умение их выявлять поможет подросткам защитить себя и своих друзей от нездоровых отношений, различных неприятных ситуаций.
Актуальность изучения выбранной темы вызвана несколькими факторами:
Подростки - легкая мишень для манипуляции, так как у них неустойчивая самооценка, они стремятся к одобрению со стороны сверстников, имеется недостаток опыта в общении.
Распространённость манипулятивного поведения. В условиях конкуренции за статус, популярность и внимание окружающих, некоторые подростки используют манипуляции как инструмент влияния на других.
Опасность манипуляций для психического здоровья. Постоянная тревога за отношения негативно сказывается на эмоциональном состоянии подростка и может привести к депрессии и другим проблемам.
Необходимость развития критического мышления. Изучение манипуляций помогает подросткам научиться распознавать манипулятивные приемы, защищаться от них и строить здоровые, равноправные отношения.
В связи с этим я решила изучить и представить на конференции свое исследование о манипуляции в дружбе среди подростков.
Цель работы:Изучить механизмы манипуляции и методы защиты от нее.
Задачи работы:
Проанализировать признаки и психологические техники манипуляции
2. Исследовать последствия и способы противодействия манипуляции.
4. Провести тестирование и эксперимент, для выявления осведомленности подростков о манипуляции и действии манипуляции.
Методы исследования:
Анализ литературы
2.Эксперимент: проведение эксперимента с участием подростков, для выявления их реакции на манипулятивные техники.
3. Опрос: анкетирование подростков с целью выявления их осведомленности о манипуляции и их способности защищаться от нее.
Гипотеза:
Манипуляции в дружбе среди подростков реально существует и негативно влияет на психическое и эмоциональное состояние жертв манипуляции.
Практическая значимость работы:
Разработка рекомендаций для подростков по защите от манипуляции.
Повышение осведомленности подростков о манипуляции и ее опасности.
2.2.Что такое манипуляция ?
Манипуляция — скрытое управление другим человеком, использование его как ресурса с целью получения определенной выгоды. Манипуляция - это когда кто-то заставляет нас делать что-то, не говоря нам прямо, что это нужно делать. Не всегда она материальная: человек может стремиться отнять у вас время, энергию, воспользоваться вашими талантами или вызвать определенные чувства. По факту все люди непрерывно друг другом манипулируют. Вопрос заключается лишь в намерениях, масштабах и последствиях.
Манипуляция широко используется в настоящее время и проникла в многие сферы: рекламу, социальные сети и самое главное в общение.
Например, реклама может заставить нас покупать вещи, которые нам на самом деле не нужны; информация в социальных сетях может заставить нас , воспринимать определенным образом или друзья могут заставить нас делать что-то, что мы не хотим, но стесняемся отказаться.
В данном проекте раскрою инструменты манипуляции в дружбе.
Манипуляция в дружбе - это когда кто-то использует психологические техники, чтобы заставить вас делать то, что он хочет, без вашего осознанного согласия. Манипуляции обладают рядом признаков, внешними проявлениями, которые можно распознать наблюдать.
2.2.1.Признаки манипуляции:
Контроль: ваш друг постоянно пытается контролировать ваши действия, решения и даже мысли.
2. Манипуляция эмоциями: ваш друг использует ваши эмоции, чтобы манипулировать вами (например, обижается, чтобы вы сделали то, что он хочет).
3. Двуличие: ваш друг ведет себя по-разному с разными людьми, чтобы получить выгоду.
4. Ограничение: ваш друг пытается ограничить ваши контакты с другими людьми, чтобы вам было сложнее выйти из его влияния.
2.2.2.Манипуляции в дружбе среди подростков строятся на использовании психологических механизмов, которые позволяют манипулятору контролировать поведение другого человека, получая от этого выгоду. Рассмотрим основные механизмы манипуляции:
1. Создание зависимости:
Манипулятор создает у жертвы чувство зависимости от него, делая одолжения, помогая, поддерживая.
Пример: "Я всегда рядом, когда тебе нужна помощь. Ты же не можешь без меня?"
Результат: Жертва чувствует себя обязанной манипулятору и готова пойти на уступки, чтобы не потерять его поддержку.
2. Создание чувства вины:
Манипулятор намеренно обвиняет жертву в чем-то, чтобы вызвать у нее чувство вины и заставить поступить определенным образом.
Пример: "Ты всегда так делаешь, я разочарован в тебе."
Результат: Жертва стремится доказать свою "хорошесть" и удовлетворить манипулятора, чтобы избавиться от чувства вины.
3. Эмоциональный шантаж:
Манипулятор использует угрозу разрыва отношений, чтобы заставить жертву поступить так, как он хочет.
Пример: "Если ты не придешь на мою вечеринку, то я тебя больше не буду знать."
Результат: Жертва, боясь потерять дружбу, соглашается на требования манипулятора.
4. Двуличие:
Манипулятор ведет себя по-разному в зависимости от ситуации, чтобы создать ложное впечатление о себе или о жертве.
Пример: Говорит комплименты в присутствии других, но критикует в одиночку.
Результат: Жертва запутывается и не может понять истинные намерения манипулятора, что делает ее уязвимой.
5. Игнорирование личных границ:
Манипулятор не уважает личные границы жертвы, навязывая свою волю и игнорируя ее желания и потребности.
Пример: Настаивает на том, чтобы пойти куда-то против желания жертвы.
Результат: Жертва чувствует себя несвободной и подавленной, что делает ее более податливой.
6. Остракизм:
Манипулятор использует социальное давление и страх одиночества, исключая жертву из группы или игнорируя ее.
Пример: Не приглашает на вечеринку или не общается с жертвой в присутствии других.
Результат: Жертва стремится вернуть одобрение группы и соглашается на требования манипулятора.
7. "Я - герой, ты - злодей":*
Манипулятор представляет себя жертвой, обвиняя жертву в своих проблемах и создавая ложное представление "хороший - плохой".
Пример: "Ты всегда так делаешь, я разочарован в тебе."
Результат: Жертва чувствует себя виноватой и стремится доказать свою "хорошесть", чтобы ублажить манипулятора.
8. "Ты никогда не поймешь":*
Манипулятор утверждает, что жертва никогда не сможет понять его, потому что у нее нет таких же проблем.
Пример: "Ты никогда не поймешь, потому что у тебя всегда все хорошо."
Результат: Жертва чувствует себя неполноценной и изолированной, что делает ее более податливой.
2.2.3. Последствия манипуляции в дружбе
Манипуляции в дружбе могут иметь серьезные и долгосрочные последствия для психического здоровья и развития подростка. Рассмотрим основные последствия:
1. Нарушение самооценки:
Последствия: Постоянное давление, обвинения и критика со стороны манипулятора могут привести к снижению самооценки, чувству неполноценности и неуверенности в себе.
Примеры: Подросток начинает думать, что он никому не нужен, что он плохой друг, что он не способен на что-либо.
2. Повышенный уровень тревожности и депрессии:
Последствия: Чувство вины, страх разрыва отношений, постоянная напряженность могут привести к развитию тревожных расстройств, депрессии и других психических нарушений.
Примеры: Подросток испытывает постоянную тревогу, бессонницу, апатию, потерю интереса к любимым занятиям.
3. Нарушение социальных навыков:
Последствия: Манипулятивные отношения мешают формированию здоровых социальных навыков, таких как умение отстаивать свои границы, договариваться, решать конфликты мирно.
Примеры: Подросток становится замкнутым, неуверенным в общении, не умеет строить равноправные отношения.
4. Развитие нездоровых моделей поведения:
Последствия: Подросток может начать повторять манипулятивные приемы, используя их в своих отношениях с другими людьми.
Примеры: Подросток начинает манипулировать другими, чтобы получить желаемое, не уважает чужие границы.
5. Потеря доверия к людям:
Последствия: Постоянная манипуляция разрушает доверие к друзьям, родным и даже к себе.
Примеры: Подросток начинает думать, что все люди эгоистичны, что никто не может быть доверчивым и искренним.
6. Снижение успеваемости в школе:
Последствия: Эмоциональное выгорание, стресс и тревога могут негативно сказаться на учебной деятельности.
Примеры: Подросток начинает пропускать занятия, снижается концентрация внимания, ухудшаются оценки.
7. Риск асоциального поведения:
Последствия: Постоянное давление и изоляция могут привести к агрессии, конфликтам, асоциальному поведению.
Примеры: Подросток начинает употреблять алкоголь и наркотики, проявлять агрессию, участвовать в противоправных действиях.
Важно помнить:
Последствия манипуляции в дружбе могут быть серьезными и долгосрочными.
Важно вовремя распознать манипуляции и обратиться за помощью.
Вы не обязаны терпеть манипуляции.
Ваши чувства и границы важны, и вам не нужно жертвовать ими ради кого-то другого.
Ищите поддержку. Поговорите с надежным другом, родственником или взрослым, чтобы разобраться в своих чувствах и найти способы справиться с манипуляциями.
2.3.Методы выявления и противостояния манипуляции
Выявление манипуляции в отношениях – это первый шаг к защите себя и построению здоровых отношений. Вот несколько методов, которые помогут распознать манипулятивные приемы:
1. Самонаблюдение:
- Обращайте внимание на свои чувства. Чувствуете ли вы себя виноватой, подавленной, тревожной или напряженной в присутствии этого человека?
- Слушайте свою интуицию. Если что-то кажется вам неправильным или неудобным, скорее всего, это так и есть.
- Анализируйте свои отношения. Задавайте себе вопросы: "Что я получаю от этих отношений?", "Что я даю взамен?", "Чувствую ли я себя равноправным другом?"
2. Наблюдение за поведением:
- Обращайте внимание на несоответствия. Ведет ли человек себя по-разному в вашем присутствии и в присутствии других?
- Смотрите на его действия, а не на слова. Что он делает, а не что говорит? Действительно ли он заботится о вас или просто пытается получить что-то от вас?
- Обращайте внимание на попытки контроля. Пытается ли человек контролировать ваши действия, мысли и чувства?
3. Общение:
- Говорите о своих чувствах и границах. Не бойтесь выражать свои эмоции и говорить о том, что вас беспокоит.
- Задавайте вопросы. "Почему ты так говоришь?", "Что ты имеешь в виду?", "Как ты думаешь, это справедливо?"
- Слушайте, не перебивая. Дайте человеку возможность высказаться, но не позволяйте ему манипулировать вами.
4. Поиск поддержки:
-Поговорите с надежным другом или родственником. Иногда сторонний взгляд помогает увидеть ситуацию более объективно.
- Обратитесь к психологу. Специалист поможет , разобраться в своих чувствах, распознать манипуляции и найти способы защиты.
5. Изучение манипулятивных приемов:
Знание – сила. Чем больше вы знаете о манипулятивных приемах, тем легче вам будет их распознавать.
3.Практическая часть:
Эксперимент: "Влияние манипулятивных приемов на поведение подростков в искусственно созданной ситуации"
Цель: Исследовать влияние манипулятивных приемов на выбор решений подростков в искусственно созданной ситуации и их психологическое поведение.
Задачи:
- Сравнить поведение участников в условиях манипуляции и без нее.
- Проанализировать эмоциональное состояние и восприятие ситуации участников.
Ход эксперимента: На осенние каникулы 2024 года, во время нахождения на конкурсе с коллективом школы танцев «Калейдоскоп» в г.Сочи, я выбрала 11 участников эксперимента в возрасте 12-15 лет (9 девочек и 2 мальчика). До начала эксперимента все ее участники изъязвили желание посетить парк аттракционов «Сочи парк».
Для достижения цели эксперимента я выделила 1 мальчика и 1 девочку, которым рассказала суть эксперимента и попросила их быть в роли манипуляторов. Их задача состояла в попытке изменить решение о посещении парка атракционов «Сочи Парк»на на посещение Красной Поляны с использованием вышеназванных менанизмов манипуляций.
Оставшихся 9 участников эксперимента разделила на 3 группы по 3 человека. Я была наблюдателем.
1 группа была контрольной. К ней не применялись никакие методы манипуляции.
2 и 3 группа - экспериментальные, к ней применялись манипуляции.
- 1 группу (контрольную) без использования механизмов манипуляции переубедить не получилось.
- Участников 2 и 3 группы «манипуляторы», поочередно к каждому применяли различные механизмы манипуляции и вызывали чувства вины, сравнения, шантажа, значимости, нарушения личных границ и в конечном итоге 4 человека (3 девочек и 1 мальчика) смогли убедить на необходимость замены посещения Сочи парк на Красную поляну. Однако, все кто согласился в последствии остались недовольны, нервничали.
Результаты эксперимента наглядно
Контрольная группа Экспериментальная группа 1 Экспериментальная группа 2
Без применения с применением механизмов с применением механизмов
манипуляции манипуляции манипуляции
Согласились 3 человека
100%
Отказались - 3
100%
Отказались - 1
Согласились - 2
33,3%
100 %
Вывод:
Манипулятивные приемы оказывают значительное влияние на поведение подростков в искусственно созданной ситуации.
2. Манипуляции вызывают негативные эмоции и искажают восприятие ситуации у подростков.
3. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ профилактики манипуляций в дружбе среди подростков.
3.2. Анкетирование
С целью выявления манипулятора и жертвы среди моих сверстников-подростков я провела анонимное анкетирование. Использовала тесте из Интернета, он основан на общеизвестных принципах психологии и не привязан к конкретной методике известного психолога.
В тестировании приняли участие мои сверстники из школы танцев Калейдоскоп (23 человека) и группы по плаванию в финес-Хаус (12 человек). Всего 35 подростков. (приложение №1)
Результаты тестирования:
18 человек, 51,4 % - Норма (ответов а), в) - больше).
12 человек, 34,3 % - Манипуляторы (ответов б), г) - больше).
5 человек, 14,3% - Жертвы ( ответов б), г) -больше).
4.Заключение:
В ходе исследования было установлено, что манипуляция в дружбе среди подростков - это распространённое явление, которое негативно влияет на психическое и эмоциональное состояние подростков.
Моя гипотеза подтвердилась. Это проблема, которую нельзя игнорировать, так как:
- Подростковый возраст характеризуется высокой чувствительностью к мнению сверстников, неуверенностью в себе и стремлением к одобрению.
- Манипуляторы используют различные тактики, механизмы.
- Пострадавшие от манипуляций часто испытывают чувство вины, тревогу, депрессию, потерю уверенности в себе и самооценки.
Только совместными усилиями подростков, родителей, педагогов и психологов можно создать безопасную и доверительную среду для развития здоровых отношений между сверстниками.
5.Список литературы:
Иванова А.С., Петров А.В.* "Манипулятивные стратегии в коммуникации подростков" // Психологическая наука и образование. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 78-89.
Сидоренко Е.В., Козлова Е.А. "Влияние манипулятивного поведения на формирование подростковой идентичности" // Вопросы психологии. - 2022. - № 4. - С. 123-134.
Воробьева И.В., Лебедева Н.А. "Особенности манипулятивного поведения в подростковой группе" // Социальная психология и общество. - 2021. - Т. 12. - № 1. - С. 92-105.
Скотт П. Искусство манипуляции. - М.: Эксмо, 2007.
Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2013.
Грэм Р. Манипуляция: как защититься от манипуляторов. - М.: Эксмо, 2010.
Петерсон К.С. Психология подросткового возраста. - СПб.: Питер, 2002.
"Как распознать манипуляцию и защитить себя" (авторы разные). - М.: Молодая гвардия, 2015.
"Дружба и отношения: как строить здоровые отношения" (авторы разные). - М.: Эксмо, 2018.
"Психология подростка: как понять и помочь" (авторы разные). - М.: Эксмо, 2019.
Интернет-ресурсы
Приложение №1
Тест
Как Вы реагируете на критику?
а) Принимаю критику спокойно, пытаюсь понять ее суть и найти решение проблемы.
б) Срываюсь, обижаюсь, обвиняю критика в несправедливости.
в) Игнорирую критику, пытаюмь перевести разговор в другую тему.
г) Обостряю критику, пытаюсь заставить критика чувствовать себя виноватым.
2. Как Вы ведете себя в конфликтной ситуации?
а) Пытаюсь найти компромисс, обсуждаю проблемы, ищу решения.
б) Ухожу от конфликта, избегаю открытых дискуссий.
в) Начинаю кричать, оскорблять, пытаюсь доминировать.
г) Играю жертву, обвиняю другого в конфликте, пытаюсь вызвать жалость.
3. Как Вы общаетесь с другими людьми?
а) Уважительно, внимательно слушаю, стараюсь понять другого человека.
б) Использую других людей для своих целей.
в) Нетерпелива, не слушаю, перебиваю.
г) Скрытен, не открываюсь, избегаю открытых дискуссий.
4. Как Вы относитесь к своим обязанностям?
а) Ответственно, выполняю свои обязанности в срок, стараюсь делать все качественно.
б) Часто откладываю дела на потом, избегаю ответственности.
в) “Забываю” о своих обязанностях, обвиняю других в своих ошибках.
г) Пытаюсь переложить свои обязанности на других.
5. Как Вы относитесь к своим эмоциям?
а) Умею контролировать свои эмоции, не позволяю им управлять собой.
б) Скрываю свои эмоции, не показываю их другим.
в) Не умею контролировать свои эмоции, часто выражаю их неадекватно.
г) Использую свои эмоции как оружие.
6. Как Вы относитесь к другим людям?
а) Уважительно, заботливо, стараюсь помочь, если это возможно.
б) Использую других людей для своих целей, не думаю об их интересах.
в) “Высокомерно”, не уважаю чужое мнение, считаю себя лучше других.
г) Играю жертву, обвиняю других в своих проблемах, пытаюсь вызвать жалость.
7. Как Вы принимаете решения?
а) Обдумываю все варианты, взвешивает все “за” и “против”, принимаю взвешенное решение.
б) Часто меняет свое мнение, не могу принять решение.
в) Принимаю решения импульсивно, не думая о последствиях.
г) Пытаюсь убедить других принять мое решение.
8. Как Вы относитесь к своим отношениям с родителями?
а) Уважительно, стараюсь понять родителей, обсуждать с ними проблемы.
б) Часто конфликтую с родителями, обвиняю их в своих проблемах.
в) Избегаю открытых дискуссий с родителями, пытаюсь скрыть свои проблемы.
г) Пытается манипулировать родителями, чтобы получить желаемое.
9. Как Вы относитесь к своим друзьям?
а) Верный друг, забочусь о друзьях, стараюсь поддерживать их.
б) Использую друзей для своих целей, не думаю об их интересах.
в) “Высокомерно”, считаю себя лучше их.
г) Играю жертву, обвиняю друзей в своих проблемах, пытается вызвать жалость.
Приложение №2
Рекомендации подросткам по защите от манипуляции в дружбе
1. Узнавайте друга:
- Слушайте не только слова, но и тон, телодвижения: Манипуляторы часто используют невербальные сигналы, чтобы контролировать ситуацию.
- Обращайте внимание на последовательность: Если друг постоянно меняет свою точку зрения или лжет, это может быть признаком манипуляции.
- Смотрите на действия, а не на обещания: Действительно хороший друг докажет свою дружбу поступками, а не словами.
2. Устанавливайте границы:
- Определите свои ценности и приоритеты: Знайте, чего вы хотите от дружбы и что для вас важно.
- Не бойтесь говорить "нет": Если вас просят сделать что-то, что вам некомфортно или противоречит вашим принципам, смело отказывайтесь.
- Не жертвуйте своими интересами ради друзей: Здоровая дружба строится на взаимном уважении и поддержке, а не на жертвенности.
3. Развивайте критическое мышление:
- Сомневайтесь в необоснованных требованиях: Если друг просит вас сделать что-то без объяснения причин, задумайтесь, не манипулирует ли он вами.
- Анализируйте ситуации с разных сторон: Не принимайте решения под давлением или эмоциями, взвесьте все "за" и "против".
- Не бойтесь задавать вопросы: Если что-то кажется вам странным или неправильным, спросите у друга, что он имеет в виду.
4. Ищите поддержку:
- Общайтесь с другими друзьями и родственниками: Не изолируйтесь от окружающих, они могут помочь вам разобраться в ситуации.
- Обращайтесь за советом к взрослым: Учителя, психологи, родители могут дать вам ценные советы и поддержку.
- Не бойтесь покинуть токсичные отношения: Если ваша дружба причиняет вам боль или дискомфорт, не стесняйтесь от нее отказаться.