Глава 1. Теоритическое обоснование темы.
1.1.Общее представление о леворуких и праворуких людях в современном мире.
«В природе движение идет справа налево.
Все светила и их спутники описывают круговые
пути с востока на запад. У человека правая рука
развита лучше, нежели левая... Завитки раковины,
за редкими исключениями, завернуты справа налево.
И если попадается раковина-левша, знатоки ценят
ее на вес золота».
Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой».
Изучив литературные источники и ресурсы сети - Интернет, мы узнали, что леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку по сути — отражение глубинного, часто неосознанного желания человека постичь природу иного, необычного, исключительного.
Кто не знает, что большая часть человечества владеет правой рукой?! Она становится ведущей, более развитой, более сильной, ловкой и быстрой. Куда менее способна левая рука. Все, что обычно делаем левой рукой, требует серьезной тренировки.
Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности ученые выделяют три группы: правши, левши и амбидекстеры.
Мы обратились за помощью к свободной энциклопедии «Википедия» и узнали, что левша́ (леворукий) — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к слову «левша» — «правша». Среди людей левши составляют примерно 5-15 %, то есть левшой является каждый седьмой. Человек, являющийся левшой, в основном использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел.
Правша (праворукий) — человек, который наиболее ловко использует правую руку по сравнению с левой: он скорее всего будет писать правой рукой, а также будет применять данную руку для личных нужд, кулинарии и так далее. Согласно различным исследованиям, от 85 % до 95 % населения является правшами, в то время как оставшиеся — левшами. Очень маленький процент от населения может одинаково хорошо использовать обе руки; человек с такой способностью является амбидекстром.
Амбидекстри́я (от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый») — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. Такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения.
На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам было не одинаковым в разных странах и в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности и негативизма. Во множестве языков прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей.
Русский язык также предоставляет множество примеров подобного рода. "Левый товар" - товар, проданный незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др. В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством. К счастью, в наше время, на всей планете меняется отношение и к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять восприятие левшей и даже постепенно вырабатывать методики их обучения.
1.2. Почему появляются левши?
Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди, одно несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой деятельности головного мозга.
В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями.
Обратимся к строению мозга человека. Головной мозг делится глубокой бороздой на две части. Эти половины называются левым и правым полушариями. Они занимают самую большую часть головного мозга (Приложение 1).
Левое полушарие отвечает за математику, речь, письмо, чтение, науки. Правое полушарие отвечает за способности к музыке, живописи, к образному восприятию предметов, а так же за наши чувства. Левое полушарие мозга управляет движениями правой половины, т.е. правой руки и правой ноги. У большинства людей левое полушарие немного больше, чем правое. Поэтому правая рука их работает лучше, чем левая.
Правое полушарие мозга управляет движениями левой половины тела, т.е. левой ноги и левой руки. У леворуких наоборот преобладает правое полушарие, поэтому левая половина работает лучше.
1.3. Методики и тесты выявления ведущей руки у детей
Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Однако нельзя упускать из внимания, что у большинства детей до определенного возраста доминирование руки бывает достаточно сложно определить только на основании наблюдения за играми и выполнением простейших операций по самообслуживанию. Поэтому лишь в возрасте 4-5 лет взрослые начинают обращать внимание, какую руку ребенок использует активнее. Если ведущая рука не была выявлена до школы, то сделать это необходимо в первый год обучения. Этот процесс осложняется тем, что в ранний период развития ребенка могло произойти переучивание, в результате чего позже он уже рисует и пишет правой рукой, но бытовые действия выполняет левой.
Для выявления ведущей руки в младшем школьном возрасте детям предлагаются следующие классические тесты (Приложение 2. рисунок 2).
Переплетенье пальцев рук. При выполнении задания на переплетенье пальцев рук у ребенка сверху всегда оказывается большой палец ведущей руки. Если попросить его изменить положение переплетенных пальцев на противоположное, то это потребует времени на обдумывание, а само исполнение вызовет ощущение неудобства.
Скрещивание рук (поза Наполеона). При выполнении задания на скрещивание рук у детей кисть ведущей руки первой отправляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху.
Аплодирование. При аплодировании более активна и подвижна ведущая рука, она совершает ударные движения о ладонь неведущей руки. Считается, что этот тест имеет большую, чем другие пробы, информационную ценность.
Очень часто заданий бывает недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно воспользоваться методикой, которую предлагает французская исследовательница М. Озьяс (Приложение 3).
В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно предлагается выполнить простые тесты, которые помогут выяснить, какая из частей тела ведущая, и по преобладанию сторон — определяют «полушарность». Эти тесты-задания позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой. Итак три наиболее простых:
Определение ведущего глаза. Предлагается «прицелиться», выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку — карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить «справа налево», потому часто у таких начинающих «читателей и писателей» возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме.
Определение ведущего уха. Предлагается приложить телефонную трубку к уху, которым вам «удобнее слушать», так определяется доминантность уха.
Определение ведущей ноги. При выполнении задания на скрещивание ног у детей ведущая нога первой отправляется на другую ногу и оказывается на ней сверху.
Если ведущий глаз и ведущая рука правая то, вы правша, если левый, то левша. Если ведущий глаз - левый, а рука - правая или наоборот, то вы скрытый левша.
Глава 2. Мои исследования
Проанализировав источники информации, мы решили воспользоваться, на наш взгляд, самыми простыми методами определения ведущей руки: переплетенье пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование и тест М. Озьяс.
Предварительно нами были подготовлены бланки опроса (Приложение 4. таблица 1).
С помощью тестов проверены учащиеся 1-4 классов МАОУ СОШ №30. Всего в опросе приняли участие 394 обучающихся из 14 классов. Результаты нашего опроса были обработаны, занесены в таблицу (Приложение 5. таблица 2) и отражены с помощью диаграммы (Приложение 6. диаграмма 1).
Проанализировав данные опросника, мы получили следующие результаты: 6% (24 человека) - в качестве ведущей используют левую руку, 1,7% (7 человек) опрошенных являются амбидекстрами, то есть часто пользуются той и другой рукой в качестве ведущей, остальные 92,3% (363 человек) – являются праворукими. Кроме того нами была выявлена группа детей со «скрытой леворукостью» - это 3% опрошенных (12 человек), которые большую часть заданий выполняли левой рукой, тогда как для письма и рисования в качестве ведущей руки они используют правую. Одна из участниц опроса рассказала, что до школы всё делала левой рукой. В первом классе начинала писать левой рукой, а потом была переучена мамой и в настоящее время для письма использует правую руку. Остальные ребята с признаками «скрытой леворукости» не могли вспомнить подобных фактов из своей жизни. Нами был сделан вывод о том, что возможно некоторые дети, относящиеся к данной группе, были переучены родителями ещё в раннем возрасте, поэтому не могут пояснить причину «скрытой леворукости».
Затем мы приступили к следующему этапу нашей исследовательской работы. А именно провели собеседование, с выявленной группой леворуких детей, о сфере их интересов и успеваемости в школе. В ходе личного собеседования мною были заданы следующие вопросы:
1.Как ты учишься в школе: хорошо, отлично или удовлетворительно?
2. При изучении, какого учебного предмета ты испытываешь трудности?
3. Какой твой любимый урок в школе?
4. Посещаешь ли ты кружок, секцию или клуб по интересам?
По результатам собеседования мною была составлена таблица успеваемости и сферы интересов (Приложение 7. таблица 2). Проанализировав полученные дынные можно сказать следующие: среди леворуких детей на отлично обучаются 2 человека, хорошо – 5 человек, остальные 17 человек учатся удовлетворительно (на оценки 3 и 4). Особые трудности леворукие дети испытывают при изучении русского и английского языков (16 человек из 24). Любимыми учебными предметами являются: литературное чтение – 5 человек, математика – 5 человек, окружающий мир – 8 человек, музыка – 13 человек, изо – 15 человек, технология – 17 человек, физическая культура – 19 человек. Все наши леворукие ребята посещают кружки или занимаются в организациях дополнительного образования: посещают художественную школу – 5 человек, музыкальную школу – 8 человек, занимаются хореографией – 6 человек, посещают кружок поэтического мастерства – 2 человека, кружки по интересам – 12 человек, занимаются спортом – 7 человек.
Исходя из полученных данных мы сделали вывод о том, что действительно леворуким детям очень тяжело даются письмо, письменная речь, иностранные языки, с легкостью они познают предметы эстетического цикла, которые развивают творческие способности, воображение, приобщение к миру прекрасного. Данный вывод подтверждает физиологическую особенность правого полушария головного мозга, которое отвечает за нашу творческую активность.
Далее мы приступили к решению следующей задачи нашего исследования. А именно нам необходимо было выявить трудности, с которыми сталкиваются леворукие дети в современном мире. Ведь левши часто испытывают неудобства из-за преобладающих в обществе предметов, предназначенных для правшей.
В результате проведенной беседы, нам удалось составить список проблем с которыми сталкиваются, выявленные нами, леворукие дети в школе и дома:
1.При обучении чтению и счету, читают слова и решают примеры справа налево – 5 человек.
2.Ручки на дверцах тумбочек, шкафов находятся с другой стороны – 4 человека.
3.Возникают трудности при использовании ножниц – 16 человек.
4.При управлении компьютерной мышью приходится использовать правую руку – 6 человек.
5.При встрече с друзьями нужно пожимать правую руку правой рукой – 3 человека.
6.Неудобные канцелярские принадлежности (карандаш, линейка, ручка, ножницы, точилка) – 17 человек.
7.Очень сложно подобрать ручку для левши. Как правило, сейчас уже есть специальные, но они очень мажут, потому что по написанному ведут рукой – 6 человек.
8.В школе нужно всегда сидеть на первом варианте, чтобы не мешать соседу правше – 8 человек.
9. При обучении игре на гитаре для леворуких перетягивают струны – 2 человека.
Учитывая проблемы леворуких учащихся нашей школы мы подготовили советы для учителей и родителей (Приложение 8), которые распространили среди педагогов и вклеили в дневники леворуких детей. Мы обратились к ребятам с просьбой познакомить с данными советами своих родителей.
Заключение
Изучая выбранную тему исследования, мы узнали много нового и интересного о мире леворуких людей. Выдвинутая в начале исследования гипотеза была полностью нами подтверждена.
Леворукость – это разновидность нормы, а не отклонение в развитие ребенка. Она регулируется деятельностью правого полушария головного мозга, которое, как подтверждают результаты нашего исследования, влияет на способность к обучению и выбор сферы интересов леворуких детей.
Цель нашей работы была достигнута полностью:
Мы изучили литературу о леворукости, праворукости детей.
Познали физиологические особенности леворукости и праворукости.
Проанализировали источники информации и воспользовались, на наш взгляд, самыми простыми методами определения ведущей руки.
Протестировали 394 учащихся, выявили 24 леворуких детей, 6 учащихся, владеющих как правой, так и левой рукой, 12 детей со скрытыми признаками леворукости.
Изучили способность к обучению и сферу интересов, выявленных леворуких детей. Полученные результаты подтвердили творческую активность правого полушария.
Подготовили советы для учителей и родителей леворуких детей и довели данную информацию до сведения педагогов и родителей.
В результате своей работы я пришла к выводу, что владение той или иной рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой деятельности головного мозга.
Одна из следующих задач моего исследования, которая возникла уже в ходе работы – определить возможные причины леворуких детей. Исследование будет продолжено.
Список литературы
1. Безруких М.М. Леворукий ребенок. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008
2. Безруких М.Б. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2001
3. Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома: как определить левшество; помогаем хорошо учиться – М.: Эксмо, 2010.
4. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром – СПБ.:Питер, 2005.
5. Пятница Т.В. Мой ребенок – левша.- Ростов- на- Дону, «Феникс»,2008.
6. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для родителей. – М.: Генезис, 2004.
7. Шорох – Троицкая М.К. Не переучивайте левшу! – Наука и жизнь. – 2002.- №8
8. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – М.: Лань ,2003.
9. http://dolgo-zivi.ru/levorukost-v-spetsifike-kachestv-psihiki-levshey
10. www.ru. Wikipedia.org//
11. www.child-psy.ru/levsha/275.html , леворукие дети. ru
Приложение 1.
П олушария головного мозга
Приложение 2.
рисунок 2. Тест определения ведущей руки
Приложение 3.
Методика французской исследовательницы М. Озьяс:
1. Какой рукой вы обычно пишите?
2. Какой рукой вы рисуете?
3. Какой рукой вы кидаете мяч?
4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?
5. В какой руке держите зубную щетку?
6. В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)
7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?
9. Какой рукой вы используете ластик?
10. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
11.Какой рукой вы открываете и закрываете молнию?
12. Стряхнуть с себя соринки, пыль и др.
Приложение 4.
Бланк опроса учащегося
Уважаемые ребята!
Просим вас принять участие в опросе на определение ведущей руки.
Выберите и отметьте из предложенных вариантов, наиболее подходящий и соответствующий Вам.
Фамилия, имя_____________________________________класс__________
таблица 1.
Задание |
Правая рука |
Левая рука |
Обе руки |
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
1.10.Стряхнуть с себя соринки, пыль |
|||
1.11Закрыть открыть застежку - молнию |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
Приложение 5.
таблица 2.Результаты опроса учащихся начальных классов
Класс |
Количество учащихся, принявших участие в опросе |
Количество выявленных «леворуких» детей |
Количество амбидекстеров |
Количество детей, имеющих скрытую леворукость |
1 а |
30 |
1 |
2 |
|
1 б |
28 |
|||
1 в |
27 |
2 |
||
1 г |
29 |
1 |
1 |
|
2 а |
27 |
1 |
||
2 б |
28 |
1 |
1 |
|
2 в |
29 |
2 |
2 |
|
2 г |
28 |
2 |
1 |
|
3 а |
29 |
3 |
3 |
|
3 б |
27 |
1 |
||
3 в |
27 |
4 |
2 |
1 |
4 а |
29 |
3 |
1 |
|
4 б |
28 |
2 |
||
4 в |
28 |
5 |
1 |
|
Итого: |
394 человека |
24 человека |
7 человек |
12человек |
Приложение 6.
диаграмма 1. Результаты опроса учащихся начальных классов
Приложение 7.
таблица 2. Способность к обучению и сфера интересов «леворуких» детей
Имя учащегося |
Класс |
Успеваемость |
Трудности |
Любимый учебный предмет |
Кружки, секции, клубы по интересам |
Ученик 1 |
1 в |
хорошо |
чтение |
чтение, физ-ра, изо |
футбол, кружок по интересам |
Ученик 2 |
1 в |
хорошо |
русский язык |
математика, физ-ра, изо |
хореография, клуб «Веселые нотки» |
Ученик 3 |
1 г |
удовлетворительно |
русский язык, чтение |
физ-ра, изо |
муз.школа, кружок по интересам |
Ученик 4 |
2 в |
удовлетворительно |
русский язык |
окр.мир, физ-ра, изо |
хореография, муз.школа |
Ученик 5 |
2 в |
удовлетворительно |
русский язык |
физ-ра, изо |
худ.школа, кружок по интересам |
Ученик 6 |
2 г |
удовлетворительно |
русский язык, анг.язык |
математика, физ-ра |
самбо, кружок по интересам |
Ученик 7 |
2 г |
удовлетворительно |
русский язык, анг.язык |
окр.мир, физ-ра |
легкая аттлетика |
Ученик 8 |
3 а |
удовлетворительно |
русский язык |
физ-ра |
самбо, кружок по интересам |
Ученик 9 |
3 а |
удовлетворительно |
русский язык |
чтение, физ-ра, изо |
футбол, кружок по интересам |
Ученик 10 |
3 а |
отлично |
анг.язык |
чтение, математика, изо |
хореография, муз.школа |
Ученик 11 |
3 в |
хорошо |
анг.язык, математика |
физ-ра, изо |
худ.школа, кр.поэтич. мастерства |
Ученик12 |
3 в |
удовлетворительно |
чтение, анг.язык |
чтение, физ-ра, изо |
муз.школа, худ.школа |
Ученик 13 |
3 в |
удовлетворительно |
анг.язык |
физ-ра |
футбол, кружок по интересам |
Ученик14 |
3 в |
удовлетворительно |
математика |
физ-ра |
плаванье |
Ученик 15 |
4 а |
отлично |
русский язык, анг.язык |
окр.мир, изо |
хореография, муз.школа |
Ученик 16 |
4 а |
удовлетворительно |
русский язык, анг.язык |
математика, окр.мир, физ-ра |
муз.школа, кружок по интересам |
Ученик 17 |
4 а |
удовлетворительно |
русский язык, анг.язык |
физ-ра |
муз.школа, кружок по интересам |
Ученик 18 |
4 б |
хорошо |
русский язык, анг.язык, |
математика, окр.мир, изо |
муз.школа, кр.поэтич. мастерства |
Ученик 19 |
4 б |
удовлетворительно |
русский язык, математика |
чтение, физ-ра |
кружок по интересам |
Ученик 20 |
4 в |
удовлетворительно |
анг.язык |
физ-ра, изо |
худ.школа, |
Ученик 21 |
4 в |
хорошо |
анг.язык |
окр.мир, изо |
хореография, кружок по интересам |
Ученик 22 |
4 в |
удовлетворительно |
математика |
окр.мир, физ-ра, изо |
хореография, кружок по интересам |
Ученик 23 |
4 в |
удовлетворительно |
русский язык |
окр.мир, физ-ра, изо |
муз.школа, худ.школа |
Ученик 24 |
4 в |
удовлетворительно |
русский язык |
окр.мир, физ-ра, изо |
муз.школа, худ.школа |
Приложение 8.
Советы для учителя:
Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.
Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.
Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.
Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.
Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
Советы для родителей:
НЕ ПЕРЕУЧИВАЙТЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА!!! Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья (потеря аппетита, расстройства сна .
Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
Приобретите специальные канцелярские принадлежности для левшей. В этом случае вашему ребенку не придется идти на различные ухищрения для приспособления праворуких вещей к левой руке.
Оценивайте усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалите своего ребенка даже за небольшие успехи.
Поддерживайте Вашего ребенка на протяжении всего периода обучения в школе, в результате он обязательно начнет радовать Вас своими успехами.