Мониторинг и количественная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мониторинг и количественная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся

Алексеева А.О. 1
1МБОУ "Лицей №44" г. Чебоксары
Григорьева Л.Н. 1
1МБОУ "Лицей №44" г. Чебоксары
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Юношеский возраст – один из ответственных этапов развития в жизни. Завершается морфофункциональное созревание организма, происходят существенные изменения личности, психологическое и социальное взросление. Именно в этом возрасте происходит окончательное формирование всех систем организма, и в частности, интенсивные изменения сердечно-сосудистой системы. Юношеский возраст приходится на старшие классы, когда возникают значительные трудности, связанные с интенсивностью учебной нагрузки и эмоциональным напряжением, неизбежным в период подготовки к сдаче государственных экзаменов.  В условиях постоянной модернизации общего образования в РФ до 80% обучающихся испытывают стресс при обучении в школе. Состояние здоровья молодого поколения и заметное снижение его уровня в последние годы определяет необходимость мониторинга функционального состояния растущего организма. Сердечно-сосудистая система является ведущей системой, обуславливающей функциональное состояние организма в целом. Интенсификация учебной нагрузки, особенно у старшеклассников может обуславливать напряжение в функционировании сердца и сосудов и снижать адаптационные резервы организма.

Помимо этого, ослабление внутренних механизмов саморегуляции вызывает выраженные изменения вегетососудистых функций, а в последующем формирование функциональной патологии. По данным ВОЗ сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире: ни по какой другой причине не умирает столько людей, сколько от ССЗ. А в последние годы отмечается явная тенденция к «омоложению» ряда патологий. Так, у молодых людей нынешнего поколения, ишемическая болезнь сердца развивается на 12 лет раньше, чем у их родителей, отмечаются случаи инфаркта миокарда в молодом возрасте.

Поэтому для эффективной профилактики нарушений в состоянии здоровья старшеклассников необходимо осуществлять мониторинг состояния их сердечно-сосудистой системы. В связи с этим мной и было проведено исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы старшеклассников под воздействием учебных нагрузок.

Учитывая то, какое огромное значение имеет оценка сердечно-сосудистой системы для здоровья, физического развития, трудовой и умственной деятельности, актуальность данной темы вне всяких сомнений.

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что обучающиеся, поучаствовав в мониторинге, узнают о состоянии своей сердечно-сосудистой системы и смогут оценить ее работоспособность. Возможно, кому-то это исследование поможет вовремя выявить проблемы и вовремя обратиться к врачу. И я уверена, мой проект убедит моих одноклассников, что нужно бережнее относиться к своему организму.

Объект исследования: сердечно-сосудистая система человека.

Предмет исследования: функциональное состояние сердечно-сосудистой системы старшеклассников.

Цель исследования: выполнить мониторинг и дать оценку функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы учащихся 9 классов нашего лицея.

Задачи исследования: изучить литературу по теме исследования, провести функциональные пробы и на основе полученных данных просчитать гемодинамические показатели, выполнить сравнительный анализ показателей и сделать выводы.

В работе мной была выдвинута следующая гипотеза:

Так как мои одноклассники – это молодые люди, я предположила, что сердечно - сосудистая система у них должна быть в хорошем состоянии.

Методы исследования: изучение информационных источников, эксперимент, статистические методы, сравнительный анализ.

Продукт проекта: памятка по подержанию здоровья сердечно - сосудистой системы человека.

Глава 1. Основная часть

1.1. Строение сердечно - сосудистой системы

     Сердечно-сосудистая система (ССС) - совокупность органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме человека и доставку её к органам и тканям. ССС выполняет жизненно важные функции: транспортную, интегративную, регуляторную [2]. Она участвует в иммунных, воспалительных и других процессах и состоит из сосудов и сердца. По сосудам кровь движется по организму, а происходит это движение благодаря работе сердца.

Picture background

Рис.1 Строение сердечно-сосудистой системы

Система кровообращения – это обширная сеть органов и сосудов, отвечающая за поступление крови, питательных веществ, гормонов, кислорода и других газов в клетки и выход из них. Без кровеносной системы организм не сможет бороться с болезнями или поддерживать стабильную внутреннюю среду [1]. Функционально существуют артериальная и венозная сети кровообращения сердечно-сосудистой системы, обеспечивающие движение кислородсодержащей и дезоксированной крови соответственно. Кровь, которая содержит кислород, переносится из сердца через аорту во все части тела. Дезоксированная кровь возникает после того, как кислород высвофбождается из крови и используется клетками для получения энергии и продуктов распада в организме [2].

Лимфатическая система состоит из лимфатических сосудов и узлов. Она действует как вторичная система кровообращения, образует открытую сеть запутанных трубок, позволяющих переносить лимфу по всему телу. По мере ее перемещения по телу, происходит поддержание уровня жидкости в организме, фильтрация бактерий, сбор продуктов метаболизма и распределение их через определенные органы в теле, такие как мочевой пузырь, кишечник, легкие и кожу [3].

Сердце - орган, который качает кровь из вен в артерии. Это насос, ответственный за поддержание циркуляции оксигенированной крови вокруг сосудистой сети организма. Оно состоит из мышечной ткани - миокарда. Резкая остановка его работы чревата фатальными последствиями - инфаркт миокарда или сердечный приступ зачастую заканчивается смертью человека. Сердце состоит из четырех камер: правого предсердия, правого желудочка, левого предсердия и левого желудочка. Правое предсердие получает дезоксированную кровь из системных вен; затем эта кровь через трехстворчатый клапан переходит в правый желудочек. Из правого желудочка дезоксированная кровь переходит через полулунные клапаны в легочные артерии и легкие. В легких кровь обогащается кислородом и возвращается в левое предсердие через легочные вены. Эта богатая кислородом кровь движется через митральный клапан в левый желудочек и откачивается через полулунные клапаны к системным артериям и тканям тела [5]. Для достижения этой цели, нормальное человеческое сердце должно биться регулярно и непрерывно всю жизнь. Авторитмические сердечные клетки инициируют и распределяют импульсы по всему сердцу. При этом сердечный ритм и сердечный выброс варьируются в зависимости от потребностей организма. Чтобы быстро реагировать на изменяющиеся требования тканей организма, частота сердечных сокращений и сократимость регулируются вегетативной нервной системой, гормонами и другими факторами [7].

Picture background

Рис.2 Строение сердца

Деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов в нашем организме регулирует особый отдел нервной системы - вегетативная нервная система (ВНС). Она приспосабливает работу внутренних органов к изменениям окружающей среды. ВНС участвует во многих поведенческих актах, осуществляемых под управлением головного мозга, влияя не только на физическую, но и на психическую деятельность человека [12]. При этом ВНС осуществляет свое влияние на органы и системы двумя звеньями – симпатическим (усиливающим активность органов) и парасимпатическим (в большинстве случаев, ослабляющим активность органов и систем). Эти два звена, оказывая совместное действие на органы и системы, обеспечивают точную подстройку активности органов к существующим на данный момент потребностям организма. Симпатическая система готовит организм на трату энергии при экстренных или стрессовых ситуациях. И наоборот, парасимпатическая система наиболее активна в спокойных условиях. Парасимпатическая система противодействует симпатической после стрессового события и восстанавливает тело до состояния покоя. В любой момент времени эффект ВНС на сердце – это баланс между противодействующими влияниями симпатической и парасимпатической систем [9].  Отношение активности симпатического и парасимпатического звеньев вегетативной нервной системы называют вегетативным балансом, который в покое примерно равен единице.

1.2. Адаптационные возможности сердечно - сосудистой системы

Сердечно-сосудистая система (ССС) является главной системой, которая обеспечивает адаптацию как к умственным, так и к физическим нагрузкам [4]. В процессе адаптации ССС к условиям среды, в том числе и к учебному процессу, возможен определенный исход. В случае небольшого по силе или времени действующего фактора ССС может сохранить удовлетворительный характер адаптации, т. е. свой оптимальный режим функционирования.

Воздействие же действующего фактора большей продолжительности сопровождается выраженным напряжением регуляторных систем, которое обеспечивает мобилизацию функциональных резервов ССС и активации защитных приспособлений. Перенапряжение может вызвать срыв адаптации, при котором происходят неадекватные изменения функционирования сердца и сосудов вплоть до развития различных патологических синдромов и заболеваний.

Адаптация к экстремальным условиям является не беспредельной, и длительное воздействие повреждающего фактора может привести к истощению функциональных систем и как следствие, к снижению функциональных резервов организма [1]. Функциональные резервы – это информационные, энергетические и метаболические ресурсы организма, которые обеспечивают его адаптационные возможности. Для поддержания оптимального состояния жизнедеятельности организма, который способен противостоять различным факторам, требуется наличие определенного функционального резерва. Высокий функциональный резерв ССС обеспечивает высокую сопротивляемость организма и повышает способность переносить негативные воздействия окружающей среды [8].

В связи с этим можно применить новый метод оценки здоровья, в основе которого лежит концепция о функциональном резерве ССС, который выступает в роли биологического индикатора адаптационных возможностей организма. При этом оценка функционального резерва ССС в условиях учебной недели позволит нам дать количественную характеристику здоровья и спрогнозировать уровень функциональной готовности школьников к учебному процессу.

Существует несколько измеряемых параметров, позволяющих определить функциональное состояние ССС. К ним относятся частота сердечных сокращений (ЧСС), все виды артериального давления (систолическое (САД), диастолическое (ДАД) и пульсовое (ПД)), систолический (СО) и минутный объемы крови (МОК). При массовых исследованиях состояния здоровья также широко используются такие показатели как вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс Робинсона (ИР), коэффициент выносливости (КВ), индекс адаптационного потенциала ССС. (Приложение1).

Глава 2. Методика исследования

2.1.                Измерение параметров и расчет гемодинамических показателей у учеников 9 классов

В моем исследовании приняли участие 45 (26 девушек и 19 юношей) учащихся 9 классов нашего лицея, не предъявлявшие жалоб на момент исследования. Средний возраст — 15,3±0,08 лет.

 У всех испытуемых я измеряла рост (см) и массу (кг) в медицинском кабинете лицея. Были проведены измерения артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) электронным портативным тонометром с цифровой регистрацией показаний. Измерения были выполнены дважды: в начале и в конце учебной недели. На основе этих значений я рассчитала по формулам из Приложения1 показатели гемодинамики для каждого ученика и занесла все данные в таблицы Excel (Приложение2, Приложение3). При анализе результатов проводилась статистическая обработка данных: вычисление средних значений, средних отклонений средней величины.

2.2.            Результаты исследования и анализ гемодинамических показателей

Мониторинг функционального состояния у учащихся старших классов выявил, что артериальное давление к концу учебной недели несколько повышается. Под превышением артериального давления понималось увеличенное значение как систолического, так и диастолического артериального давления.  

Исследование показателей ССС в начале и в конце учебной недели показало неоднозначное напряжение механизмов адаптации школьников. Эти изменения в группах наблюдения послужили основанием для распределения испытуемых на 3 группы по типам динамики показателей ССС. В 1-ую группу вошло 27 человек, во вторую – 12, в третью – 6. Показатели ССС и их распределение по группам представлены в Таблице1.

На основании полученных параметров состояния ССС рассчитывались также вегетативный индекс Кердо, индекс Робинсона, коэффициент выносливости, индекс адаптационного потенциала ССС. Результаты исследования представлены в Таблице2.

Как отмечалось, в процессе адаптации участвует вегетативная нервная система. Центры симпатической и парасимпатической нервной системы находятся в состоянии «тонуса» – непрерывного возбуждения. Изучение вегетативного статуса позволяет обнаружить такое состояние организма, при котором еще нет клинических проявлений, но в организме уже существуют определенные отклонения в механизме, регулирующем физиологические нормы.

Вегетативное обеспечение процессов жизнедеятельности организма в режиме учебной недели у школьников определяли по индексу вегетативного равновесия Кердо. Вегетативный индекс Кердо (ВИК) предназначен для определения вегетативного баланса и позволяет оценить его смещение в сторону симпатической или парасимпатической активности. Человек здоров, когда симпатический и парасимпатический отделы ВНС находятся в состоянии динамического равновесия, то есть индекс ВИК=0. Положительные показатели ВИК означают сдвиг вегетативного тонуса в сторону симпатического преобладания, а отрицательные показатели – в сторону парасимпатического.

Индекс вегетативного равновесия (ВИК) рассчитывали по формуле:

ВИК = (1 – (ДАД/ЧСС)) × 100.

Оценка проводилась по следующим критериям: значения ВИК в диапазоне от -5 до +5 свидетельствовали о «среднем» типе гемодинамики, при котором взаимодействие симпатического и парасимпатического звеньев ВНС находится в относительном балансе; значения ВИК выше +5 - о преобладании симпатических влияний ВНС; значения ВИК ниже -5 - о преобладании парасиматических влияний ВНС.

В табл. 2 отображены результаты изучения роли ВНС в регуляции приспособительных реакций ССС у школьников в режиме учебной недели. Преобладание активности симпатического звена сопровождается усилением обмена веществ, повышенными частотой сердечных сокращений и артериального давления в покое. Что мы и наблюдали у наших исследуемых.

Как видно из табл. 2, вегетативный индекс Кердо был в норме у 27 ребят – это 60% исследуемых школьников к концу учебной недели (1-ая группа учащихся), что свидетельствовало о вегетативном равновесии ВНС. У 12 ребят из 45 (2-ая группа) ВИК был в диапазоне от 5 до 10, у 6 ребят из 45 (3-яя группа) ВИК был больше 10.  Это говорит о преобладании активности симпатического звена ВНС, что вызывает увеличение ритма сердца и силы сокращений миокарда. Это указывает на состояние тревоги у учащихся, мобилизацию функциональных ресурсов.

Для количественной оценки энергопотенциала организма человека применяется индекс Робинсона. Он используется для оценки степени потребления кислорода миокардом. Чем ниже этот показатель, тем выше максимальные аэробные возможности и уровень соматического здоровья человека. Рассчитывали индекс Робинсона по формуле: ИР = ЧСС × САД /100 (в у. е.). Оценка проводилась по следующим критериям: до 70 у. е. – отличный показатель; от 70 до 85 – хороший показатель; от 85 до 95 – средний; от 95 до 110 – ниже среднего; от 110 у. е. – низкий.

Как показали исследования, в 1-ой группе обследуемых индекс Робинсона характеризовал оптимальную работу аппарата кровообращения и свидетельствовал об экономичной и эффективной сократительной деятельности миокарда, которая увеличивает резервные возможности системы кровообращения в целом. Во 2-ой и 3-ей группах обследуемых индекс Робинсона после учебной недели был выше показателей 1-ой группы на 29,5% и 56,1% соответственно, что указывало на неэффективную работу аппарата кровообращения, а также на снижение реагирования ССС на воздействие стресса.

Адаптация человека к трудовому и умственному процессу сопровождается изменениями физического и психического состояния человека, что обусловливает временное снижение функций жизнеобеспечивающих систем. В результате возникает утомление, которое в свою очередь способствует снижению функциональных резервов организма.

Выносливость как многофункциональное свойство человеческого организма интегрирует в себе значительное число процессов, которые происходят на различных физиологических уровнях: от клеточного и до целостного организма. Тем не менее, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит вегетативным системам – сердечно-сосудистой и дыхательной. С нарастанием утомления снижается эффективность функционального состояния ССС. Учитывая это, я рассчитала у школьников коэффициент выносливости (КВ).

КВ рассчитывается по формуле Кваса: КВ = ЧСС × 10/ПД. Он характеризует функциональное состояние ССС и представляет собой величину, объединяющую частоту сердечных сокращений с пульсовым давлением. В норме КВ от 12 до 16 у. е. Увеличение его указывает на ослабление деятельности ССС, уменьшение — на её усиление.

Как показали исследования, в 1-ой группе показатель КВ находился в пределах нормы и характеризовал выносливость ССС как удовлетворительную. Во 2-ой и 3-ей группе КВ по сравнению с показателями 1-ой группы выходил из диапазона верхней границы нормы на 25 % и 50 % соответственно, что свидетельствовало об ослаблении ССС обследуемых.

По определению И.И. Брехмана [6], здоровье представляет собой способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Иными словами, здоровье можно рассматривать как степень выраженности адаптационных реакций, обусловленных развитием функциональных резервов организма. Р.М. Баевским предложена методика оценки так называемого адаптационного потенциала (АП) [4], отражающего возможности организма к адаптации. Если в результате адаптации организм исчерпал свои резервные возможности, то адаптационный механизм нарушается, и появляются устойчивые патологические изменения. Значение АП является количественной оценкой функционального состояния организма. Методика расчета основана на использовании основных показателей: ЧСС, уровня артериального давления, роста и массы тела.

АП = 0,011*ЧСС + 0,014*САД + 0,008*ДАД + 0,009*М – 0,009*Р + 0,014*В – 0,27,

где В – возраст в годах, М – масса тела в кг, Р – рост в см.

Трактовка пробы: ниже 2,6 – удовлетворительная адаптация; 2,6–3,9 – напряжение механизмов адаптации; 3,10–3,49 – неудовлетворительная адаптация; 3,5 и выше – срыв адаптации.

Как показали исследования, в 1-ой и 2-ой группах школьников адаптационный потенциал системы кровообращения находился в пределах нормы, что свидетельствовало об удовлетворительной адаптации. В 3-ей группе АП принимал пограничные значения, что свидетельствовало о снижении адаптационного потенциала и возрастании напряжения регуляторных систем у этих ребят.

2.3.                ВЫВОДЫ

Анализируя полученные результаты, можно заключить, что в 1 группе у учащихся деятельность сердца оценивалась как эффективная и экономичная, что свидетельствовало об удовлетворительной степени адаптации школьников к учебному процессу.

Во 2 и 3 группах деятельность сердца оценивалась как менее эффективная и неэкономичная, что свидетельствовало о более низкой степени адаптации ССС.

По окончанию работ и обследований я составила практические рекомендации участникам проекта (Приложение6). По результатам исследований я посоветовала ребятам систематические физические нагрузки, ведение активного образа жизни, соблюдение режима учебы и отдыха, избежание стрессовых ситуаций и изменение своего рациона питания. Это способствует профилактике заболеваний ССС и повышению адаптационных возможностей сердца и сосудов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние здоровья молодого поколения и заметное снижение его уровня в последние годы определяет необходимость мониторинга функционального состояния растущего организма. Сердечно-сосудистая система является ведущей системой, обуславливающей функциональное состояние организма в целом. Интенсификация учебной нагрузки, особенно у старшеклассников может обуславливать напряжение в функционировании сердца и сосудов и снижать адаптационные резервы организма. Поэтому для эффективной профилактики нарушений в состоянии здоровья выпускников школ необходимо осуществлять мониторинг их сердечно - сосудистой системы.

Результаты моего исследования не позволили мне подтвердить выдвинутую в начале работы гипотезу, и оказалось, что функциональное здоровье учеников находится в неудовлетворительном состоянии.

Касательно причин таких результатов можно сказать следующее. Исследование проводилось среди учеников 9 классов, а 9 класс — это время повышенной учебной и эмоциональной нагрузки на учащихся вследствие подготовки к итоговой аттестации (ОГЭ), что не может не оказывать существенное влияние на результаты исследования. Важным фактором является недосып. Он, в свою очередь, вызван чрезмерной загруженностью информацией, что представляет собой проблему, характерную для всего современного общества. Еще один негативный фактор, на мой взгляд, - это нестабильность нервной системы учеников.

  Результаты также показали низкую информированность учеников о риске сердечно-сосудистых заболеваний, что говорит о том, что зачастую ни в семье, ни в школе, таким важным вопросам здоровья не уделяется должное внимание. Все это делает данную тему еще более актуальной и важной.

Я думаю, что проведенный мониторинг полезен для учеников, и они вовремя обратят внимания на свое здоровье и сделают соответственные выводы.

В перспективе можно будет дополнить исследование новыми опытными данными, провести не просто измерения, но и целенаправленные пробы. Например, для более полной картины, следует сопоставить изучаемые показатели в состоянии покоя, а также до и после выполнения физической нагрузки. А также определить длительность восстановления этих показателей до значений, предшествовавших исследованию. Это все может быть перспективами работы.

Список использованной литературы

1.                      Агаджанян Н.А., Коновалова Г.М., Ожева Р.Ш., Уракова Т.Ю. Воздействие внешних факторов на формирование адаптационных реакций организма человека // Новые технологии. 2010.

2.                      Айзман Р.И. Физиологические основы здоровья: учеб. Пособие / Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015.

3.                      Аринчин Н.И., Горбацевич А.И., Кононцев В.И. Экс­пресс-метод интегральной оценки и классифика­ции кровообращения в норме и патологии //Докл. АН БССР. 1978.

4.                      Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997.

5.                      Бисярина В.П., Яковлев В.М., Кукса П.Я. Артериаль­ные сосуды и возраст. М.: Медицина, 1986.

6.                      Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990.

7.                      Казанский А.А., Ларионова А.Н., Медведева В.В., Садовикова Е.С., Бикбаева М.В., Фефелова Е.В. Изучение возможностей инструментальных методов обследования сердечно-сосудистой системы в диагностике состояния системы гемостаза // Медицина завтрашнего дня: материалы 15 межрегион. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. Чита, 2016.

8.                      Мандриков В.Б., Мицулина М.П. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: Учебно-методическое пособие / – Волгоград: Изд-во ВолГМУ.

9.                      Сергеева С.Д. Работа сердца и сердечно-сосудистой системы в стрессовых ситуациях // Бюллетень медицинских интернет- конференций. 2014.

10.                  Спицин А.П., Мясников В.С. Интегральная оценка донозологического адаптивного состояния индивида с помощью классических и компьютерных технологий/– Киров: Кировская государственная медицинская академия, Вятский государственный гуманитарный университет, 2008.

11.                  Устименко О.А. Концепция сохранения здоровья учащейся молодѐжи в современных социально-экономических условиях // Бюл. Физ. И пат. Дыхания. 2007.

12.                  Яхонтов С.В., Ласукова Т.В. Физиология. Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы: Учебно–методическое пособие / Томск: Издательство Томского государственного университета, 2007.

Приложение 1. Гемодинамические показатели, используемые в исследовании

1.                     Частота сердечных сокращений (ЧСС) — это важнейший показатель качества физиологических процессов в организме, позволяющий судить о здоровом состоянии организма и его тренированности. У обыкновенного взрослого человека нормальный пульс составляет 60-80 ударов в минуту. Учащение пульса возникает при физической нагрузке, при нервном напряжении, курении, потреблении чая, кофе. Учащение пульса более 100 ударов в минуту называется тахикардией и требует к себе особого внимания. Понижение пульса до значений меньше 50 ударов в минуту называется брадикардией и также требует к себе особого внимания.

2.                     Артериальное давление - важнейший параметр системы кровообращения и здоровья в целом. При его неадекватном снижении ухудшается снабжение кислородом и другими веществами сердца, мозга и других органов, ухудшается самочувствие и работоспособность. При измерении АД регистрируют два числа, которые часто в быту называют верхним и нижним АД. Правильнее верхнее АД называть систолическим (САД), а нижнее –диастолическим (ДАД). Оптимальным является уровень кровяного давления, при котором отмечается наименьший риск сердечно-сосудистых осложнений (у лиц 15 лет и старше считается в пределах нормы систолическое давление от 109 до 136 мм.рт.ст. и диастолическое – от 66 до 86 мм.рт.ст.)

3.                     Разность между величинами систолического и диастолического давлений называют пульсовым давлением (ПД, мм рт.ст): ПД = САД – ДАД.  Оно показывает, насколько систолическое давление превышает диастолическое, что необходимо для открытия полулунного клапана аорты во время систолы.

4.                     Систолический (ударный) объем крови (СО, мл) характеризует непосредственно насосную функцию сердца. Это тот объем крови, который сердце выталкивает в сосуды за одно свое сокращение. Исследование систолического объема крови производили по формуле Старра: СО = 90,97 + 0,54´ПД - 0,57´ДАД - 0,61´В, (J. Starr, 1954),

где СО – систолический объём, мл; ПД – пульсовое давление, мм рт.ст; ДАД – диастолическое давление, мм рт.ст; В – возраст испытуемого, в годах.

5.                     Минутный объем крови (МОК, л/мин.) - величина, характеризующая количество крови, которое отправляет миокард в кровеносную систему в течение минуты. В норме он составляет 4-6 л/мин, или МОК = (СО ´ ЧСС) /1000.

6.        Вегетативный индекс Кердо (ВИК) предназначен для определения вегетативного баланса и позволяет оценить его смещение в сторону симпатической или парасимпатической активности. Индекс вегетативного равновесия (ВИК) рассчитывали по формуле:

ВИК = (1 – (ДАД/ЧСС)) × 100.

Значения ВИК больше +5 свидетельствуют о преобладании симпатических влияний вегетативной нервной системы (симпатикотония), значения ниже -5 — о преобладании парасиматических влияний (ваготония), значения от -5 до +5 — о вегетативном равновесии (нормотония).

7.                     Индекс Робинсона (ИР) используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов, происходящих в организме, и степени потребления кислорода миокардом. Чем ниже ИР, тем выше максимальные аэробные возможности и, следовательно, уровень соматического здоровья человека. Рассчитывали индекс Робинсона по формуле:

ИР = ЧСС × САД /100

Индекс Робинсона в норме не превышает 85.

8.                     Коэффициент выносливости (KB) высчитывается по формуле Кваса. Данный тест характеризует функциональное состояние ССС. Индекс Кваса рассчитывали по формуле:

КВ = ЧСС × 10/ПД

В норме КВ от 12 до 16. Увеличение его указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение — на её усиление.

9.                      Адаптационный потенциал (АП) — совокупность всех субъективных качеств и способностей личности, позволяющих ей успешно адаптироваться к окружающим условиям. Он рассчитывается по формуле:

АП = 0,011*ЧСС + 0,014*САД + 0,008*ДАД + 0,009*М – 0,009*Р + 0,014*В – 0,27,

где В – возраст в годах, М – масса тела в кг, Р – рост в см.

По значениям адаптационного потенциала определяется функциональное состояние человека. Трактовка пробы: ниже 2,6 – удовлетворительная адаптация; 2,6–3,9 – напряжение механизмов адаптации; 3,10–3,49 – неудовлетворительная адаптация; 3,5 и выше – срыв адаптации.

Приложение 2. Таблица с гемодинамическими показателями в начале учебной недели

Приложение 3. Таблица с гемодинамическими показателями в конце учебной недели

Приложение 4.

Таблица 1. Показатели ССС у старшеклассников, n = 45

Показатели

Группы

1 группа, n = 27

2 группа, n = 12

3 группа, n = 6

В начале уч.недели

В конце уч.недели

В начале уч.недели

В конце уч.недели

В начале уч.недели

В конце уч.недели

САД, в мм рт. ст.

113,04 ± 5,0

115,37 ± 5,0

119,83 ± 2,5

122,75 ± 2,5

125,33 ± 1,5

129,0 ± 2,0

ДАД, в мм рт. ст.

67,44 ± 4,5

69,85 ± 4,5

76,67 ± 2,0

78,42 ± 2,0

83,17 ± 2,5

86,67 ± 1,5

ПД, в мм рт. ст.

45,59 ±  4,0

45,52 ± 3,0

43,17 ± 3,0

44,33 ± 2,5

42,17 ± 3,0

42,33 ± 2,0

ЧСС, в уд./мин.

67,48 ± 4,0

69,81 ± 3,0

82,83 ± 2,5

85,0 ± 2,0

93,00 ± 3,0

97,50 ± 2,0

СО, в мл

68,0 ± 3,89

66,58 ± 2,59

61,48 ± 2,76

61,11 ± 2,26

57,08 ± 3,05

55,18 ± 1,35

МОК, в л/м

4,59 ± 0,29

4,65 ± 0,23

5,09 ± 0,15

5,19 ± 0,14

5,31 ± 0,11

5,38 ± 0,08

Приложение 5.

Таблица 2. Показатели вегетативного индекса Кердо, индекса Робинсона, коэффициента выносливости, адаптационного потенциала, n = 45 (в конце уч.недели)

Показатели

Группы

1 группа, n = 27

2 группа, n = 12

3 группа, n = 6

Индекс Кердо (ВИК)

-0,07 ± 3,61

7,74 ± 1,82

11,11 ± 0,41

Индекс Робинсона (ИР)

80,58 ± 5,56

104,34 ± 3,54

125,79 ± 4,03

Коэффициент выносливости (КВ)

15,35 ± 1,06

19,20 ± 1,41

23,05 ± 1,30

Адаптационный потенциал ССС (АП)

1,87 ± 0,17

2,28 ± 0,17

2,58 ± 0,18

Приложение 6.

 Памятка для учеников для сохранения СССР

Просмотров работы: 20