ВВЕДЕНИЕ
Разболелся зуб у Волка!
- Поделом! сказала Ёлка,
А потом шепнула Дубу:
- Надо было чистить зубы!
По данным Всемирной организации здравоохранения 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы. Стоматологические заболевания являются самыми распространенными, и первое место среди них занимает кариес. Что же нужно делать, чтобы зубы не болели, а были всегда красивыми и здоровыми? Как правильно за ними ухаживать? Какую щетку для этого выбрать? Эти вопросы и легли в основу нашей работы.
Цель исследования: проверить эффективность применения мануальной и электрической зубных щеток, составить рекомендации по их использованию для детей 6-11 лет.
Задачи исследования:
1.изучить историю появления зубной щётки, как средства гигиены полости рта;
2.познакомиться с классификацией зубных щеток по ГОСТ;
3.сравнить электрическую и мануальную зубную щётку.
4.провести эксперимент и определить количество остаточного зубного налёта после чистки мануальной и электрической щётками;
5.сравнить полученные данные и сделать вывод по результатам исследования.
6.получить рекомендации стоматолога по правильной гигиене полости рта.
Объект исследования: зубная щетка.
Предмет исследования: зубной налет.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование электрической зубной щётки существенно улучшает качество ухода за зубами.
Методы исследования:
изучение литературы,
анкетирование,
лабораторный опыт,
наблюдение и сравнение,
консультация со специалистами,
анализ полученных данных.
Исторические сведения
Человечество начало заботиться о гигиене рта очень давно. Проведя экспертизу останков зубов, возраст которых более 1,8 млн. лет, археологи установили, что мелкие изогнутые ямочки на них не что иное, как результат воздействия первобытной щётки.
Самым древним прообразом зубной «щетки» можно считать палочку «размочаленную» с одного конца и заостренную с другого конца. Острым концом удаляли кусочки пищи, а другой конец жевали, при этом волокна древесины удаляли налет с зубов.
Прошли века, прежде чем появился инструмент похожий на зубную щетку. Только в 1498 году в Китае придумали прикрепить к ручке из бамбука небольшое количество щетинок сибирского кабана. Использовалась эта щетка без зубной пасты или очищающего порошка.
Постепенно «зубная щетка» стала распространяться за пределы Китая и в другие страны мира. Для чистки зубов с давних времен на Руси использовали самые разные предметы. Сначала это были обычные пучки травы. Затем на Руси стали чистить зубы тонкими деревянными палочками наподобие зубочисток, а также разжеванными с одного конца тонкими веточками кустарников.
Во времена царя Ивана Грозного использовались уже специальные «зубные метлы». Они представляли собой простые деревянные палочки, к одному концу которых были привязаны пучки конской щетины. Петр I ввел правило чистить зубы мелом. Небольшую горсть толченого мела следовало нанести на смоченную в воде тряпку, а затем потереть ею зубы. Этот обычай прижился надолго.
В Европе зубная щетка поначалу не приживалась. Считалось, что пользоваться этим инструментом неприлично. Однако в 18 веке, в 1728 году после выхода книги французского дантиста Пьера Фошара «Дантист-хирург, или Трактат о зубах» позиции зубной щетки стали укрепляться.
В 1937 году изобрели синтетический материал нейлон. Он влагоустойчив, достаточно прочный, эластичный, быстрее высыхает, чем щетина животного, и бактерии на нем размножаются не так быстро.
В 1954 году в Швейцарии появилась первая электрическая щетка. Развитие электрических зубных щеток активно продолжается и сейчас [5].
ВЫВОД: с давних времён человек понимал важность ухода за зубами. Приспособления для очищения зубов менялись от примитивных палочек до современных зубных щёток.
1.2 Классификация зубных щеток
Сегодня рынок зубных щеток предлагает огромный ассортимент моделей. Разобраться в этом многообразии помогает четкая классификация. В работе представлена классификация по ГОСТ 6388-2022.
Зубные щетки подразделяют:
а) по назначению:
- для чистки зубов,
- для чистки межзубных пространств,
- для чистки съемных зубных протезов и ортодонтических аппаратов;
б) по возрастному признаку:
- детские (для пользователей продукции в возрасте до 14 лет),
- для взрослых (для пользователей продукции в возрасте от 14 лет);
в) по степени жесткости:
- мягкие - М,
- средней жесткости - С,
- жесткие - Ж;
г) по материалу рабочей части:
- из натуральной щетины,
- из синтетического волокна;
д) по месту использования:
- в домашних условиях,
- в дорожных условиях (дорожная) [6].
Рассмотрим подробнее два вида щеток: мануальную и электрическую.
1.3 Сравнение мануальной и электрической щетки
Сейчас в магазинах огромный выбор мануальных и электрических зубных щёток. Я решила выяснить, какие из них лучше, по мнению стоматологов. Для этого обратилась для консультации к врачу-гигиенисту Марии Сергеевне С.
Вот что я узнала.
Мануальные зубные щётки – это обычные «ручные» щётки без каких -либо механизмов, которыми большинство людей пользуется ежедневно.
Электрическая зубная щётка – это щётка, щетинки которой вибрируют с помощью электрического моторчика. Щетинки двигаются либо вверх- вниз, либо возвратно - вращательно. Работают такие щётки от аккумулятора или батарейки [3].
У каждой из этих щеток есть свои недостатки и преимущества.
Мануальная щетка |
Электрическая щетка |
НЕДОСТАТКИ |
|
неправильная техника использования может привести к травмам дёсен и повреждению эмали |
высокая цена |
плохо очищает труднодоступные участки. |
нужна регулярная подзарядка |
надо менять каждые 2-3 месяца |
подходят не всем, нужна консультация стоматолога |
к некоторым щёткам тяжело найти сменные насадки |
Мануальная щетка |
Электрическая щетка |
ПРЕИМУЩЕСТВА |
|
доступность |
удобство в использовании |
низкая цена |
высокая эффективность очистки |
проста в использовании |
подходит для труднодоступных участков |
подходит для разных типов зубов и десен |
подходит для людей с ограниченными возможностями |
есть датчик давления, он помогает не допустить травмы дёсен и зубной эмали. |
|
в большинстве щёток есть таймеры, показывающие, сколько времени нужно уделить конкретному зубу |
|
легче привить ребёнку навык чистки зубов, так как электрические щётки вызывают у детей интерес |
|
многие производители электрических щёток выпускают дополнительные приложения для смартфонов и планшетов, которые можно скачать в виде игр |
|
при наличии разных насадок одной щёткой может пользоваться вся семья |
|
В насадки встроены индикаторные щетинки. Как только щетинка изменила цвет, нужно поменять насадку |
Изучив перечисленные преимущества и недостатки, я сделала вывод, что, несмотря на высокую стоимость, электрические щётки предпочтительнее классических. Особенно в тех случаях, когда нужно привить навык чистки зубов детям.
В стоматологической клинике я познакомилась с правилами чистки зубов. Оказывается, у мануальной и электрической щетки они практически не отличаются.
Правила чистки зубов мануальной зубной щёткой
1. Взять зубную пасту полосой, длина которой не более 1 см, или размером с крупный горох на зубную щётку.
2. Поднесите зубную щётку к внешней стороне зубов под углом 45 градусов и делайте выметающие движения от десны к краю зубов.
3. Сделайте тоже самое с внутренней стороны зубов.
4. Очистите жевательную поверхность зубов движениями вперёд-назад, двигая зубную щётку по горизонтали.
5. Сомкните зубы и круговыми движениями очистите внешнюю поверхность передних зубов от остатков зубного налёта, захватывая часть десны. Чистить движением слева-направо НЕЛЬЗЯ!
6. Почистите язык.
7. Чистить зубы необходимо два раза в сутки не менее 2 минут.
Правила чистки зубов электрической зубной щёткой
1. Перед чисткой хорошо смочите водой щетинки, выдавите сверху небольшой шарик пасты.
2. Сначала чистят зубы с внешней стороны. Поднесите головку щетки к поверхности зуба до соприкосновения с щетинками. Держите щетку под углом 45 градусов.
3. Необходимо, чтобы ворсинки охватывали каждый зуб снизу доверху. Больше никаких движений совершать не нужно, все движения уже заложены в каждой модели, согласно ее программному обеспечению. Это могут быть либо колебательные движения, либо вращательные, в зависимости от производителя.
4. После обработки внешней поверхности, переходите на внутреннюю (язычную). Двигайтесь также постепенно по зубному ряду, уделяя внимание каждому участку.
5. Для очищения передних резцов рекомендуется держать щетку вертикально и также проходите каждый зуб. После вычистите жевательные поверхности. Затем прополощите рот проточной водой.
6. Чистить зубы необходимо 2 раза в сутки до 2 минут.
ВЫВОД: пользоваться и мануальной, и электрической зубной щёткой несложно, если строго следовать правилам.
1.4. Зубной налёт и его влияние на здоровье полости рта
Одной из основных причин кариеса у детей является зубной налет. Чтобы ответить на вопрос «Что такое зубной налет?» обратимся к энциклопедии.
Зубной налёт — это скопление бактерий в виде плёнки, образующееся на зубах [1].
Образование зубного налёта – нормальный и беспрерывный процесс, проявляется он у всех: и у детей, и у взрослых. Если вовремя не снять зубной налёт, он становится твёрдым, превращаясь в зубной камень.
Три этапа образования налёта на зубах
1. Длится 3-4 часа после чистки зубов. Микробы, которые остались в ротовой полости, начинают размножаться и ко второй стадии их число достигает около 1 миллиона.
2. Длится 4-7 часов после чистки. Микробы начинают скапливаться на поверхности зубной эмали, образуя мягкий слой. К концу периода их число возрастает в 10 раз.
3. Через 7 и более часов после гигиены рта налёт можно увидеть на зубах. В нем преобладают микробы, которые выделяют вещества, разрушительные для зубной эмали.
В кабинете стоматолога мне предложили проверить зубы на наличие налета.
Врач-гигиенист Мария Сергеевна С. не только проверила, как я чищу зубы, но и рассказала о том, что обозначает цвет налёта.
Цвет зубного налёта говорит о времени его образования:
светло–розовый – 1-2 суток;
темно – фиолетовый–3-4 суток;
сине–зелёный – более 4 суток
ВЫВОД: на моих зубах есть налет, который образовался более 4 дней назад. Значит, зубы я чищу не очень качественно.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Проведение опроса
Для того, чтобы определить, какими щетками пользуются мои одноклассники, был проведен опрос среди обучающихся 2 а. Всего в опросе приняло участие 30 детей.
|
|
А) каждые 2-3 месяца Б) очень редко |
Результаты опроса показали, что мои одноклассники чистят зубы от одного до четырёх раз в день. При чистке зубов пользуются как мануальными, так и электрическими щетками. Большая часть наших одноклассников меняют обычную щетку очень редко.
В моем классе есть ребята, которые нерегулярно чистят зубы, делают это неправильно, редко меняют щетку. Вместе с Марией Сергеевной мы провели в школе урок здоровья, на котором рассказали и показали, как правильно ухаживать за зубами.
2.2 Проведение исследования
2.2.1 Бактерии на зубной щетке.
В результате опроса я выяснила, что мои одноклассники меняют свои щетку очень редко, не обращая внимание на рекомендации стоматологов менять ее каждые 2-3 месяца. В лабораторных условиях я решила проверить, что происходит с зубной щеткой, если ее не менять. В этом исследовании мне помогали лаборанты кафедры Микробиологии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России Юлия Олеговна П., Алина Андреевна К., Марина Дмитриевна Ф.
Ход исследования:
Взяли две мануальные щетки. Одной щёткой пользовались 2 недели, другой – 3 месяца. С каждой щетки сделали смыв в 1 мл стерильного физраствора и отправили в лабораторию.
Посев проводился на 2 среды: мясо-пептонный агар (МПА) и среду Эндо.
Смыв со щетки, которой пользовались 2 недели
МПА Среда Эндо
Смыв со щетки, которой пользовались 3 месяца
МПА Среда Эндо
Результаты исследования отразили в таблице.
Щетка, которой пользовались 2 недели |
Щетка, которой пользовались 3 месяца |
|
Общее микробное число |
1360 КОЕ |
4320 КОЕ |
Количество микроорганизмов кишечной группы |
10 КОЕ |
20 КОЕ |
ВЫВОД: через 3 месяца после начала использования щетинки зубной щетки сильно загрязнены микробами, щетка нуждается в замене.
2.2.2 Исследование налета на зубах
Одной из основных причин кариеса у детей является зубной налет. Понаблюдаем, что же происходит с зубным налётом в течение дня.
Мануальная щетка
Ход исследования:
1 день - почистить зубы, проверить наличие налета, разжевав таблетку-индикатор»;
2 день - почистить зубы, проверить наличие налета через 3 часа, разжевав таблетку-индикатор»;
3 день - почистить зубы, проверить наличие налёта через 8 часов, разжевав таблетку-индикатор».
Мануальная щетка |
||
цвет налета |
фото |
|
1 день |
единичный светло-розовый налет между зубами (плохо почистили зубы труднодоступном месте) |
|
2 день (через 3ч) |
светло-розовый налёт распространился на некоторых зубах |
|
3 день (через 8ч) |
между зубами появился синий налёт, розовый налёт покрыл большую часть зубов |
Ход исследования:
Электрическая щетка
1 день - почистить зубы, проверить наличие налета, разжевав таблетку-индикатор»;
2 день - почистить зубы, проверить наличие налета через 3 часа, разжевав таблетку-индикатор»;
3 день - почистить зубы, проверить наличие налёта через 8 часов, разжевав таблетку-индикатор».
Электрическая щетка |
||
цвет налета |
фото |
|
1 день |
налёта нет |
|
2 день (через 3ч) |
светло-розовый налет заметен на одном зубе |
|
3 день (через 8ч) |
между зубами появился синий налёт, розовый налёт покрыл большую часть зубов |
ВЫВОД: налет на зубах появляется постоянно. Количество микробов через 8 часов после гигиены увеличивается в несколько раз. Об этом говорит цвет налета и его распространение на зубах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполняя работу, я установила:
Человечество стало заботиться о гигиене полости рта очень давно.
Все зубные щетки можно классифицировать по различным признакам.
Электрическая и мануальная щетка имеют свои достоинства и недостатки.
Зубной налёт влияет на здоровье зубов.
Мануальные зубные щетки надо менять регулярно, на старой щетке много бактерий.
Опытным путём доказала, что зубной налёт образуется в 3 этапа.
По результатам исследования можно сделать вывод, что мануальная щетка и электрическая со своей задачей справляются, надо только правильно ими пользоваться. Эффективно чистить зубы можно любой щеткой. Однако, электрическая щетка это делает более качественно, так как она совершает от 10.000 до 30.000 тысяч движений в минуту, а мануальная – 500. Кроме того, электрическая щётка не требует высоких мануальных навыков, в отличие от обычной щетки. Моя гипотеза подтвердилась.
Также на основании проведенных исследований и изученной литературы я разработала иллюстрированные брошюры с рекомендациями по индивидуальной гигиене полости рта для детей 6-11 лет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Википедия
Энциклопедия. Я познаю мир. Химия. – М.: АСТ «Астрель», 2009
Душанова А.К. «Обоснование эффективности использования электрических зубных щеток» / А.К. Душанова, Э.Г. Мусаелян, М.И. Кахраманов // Бюллетень медицинских интернет конференций. – 2015
Сьюзан Адамс: «Малоизвестные изобретатели, изменившие мир: Уильям Аддис - Зубная щетка».
https://cgon.rospotrebnadzor.ru/
https://gostassistent.ru/doc/d90a4f54-fd76-44d7-84c9-f6b87c2e33ba).