Введение
В данной работе я рассмотрю современные организации по защите и сохранению природы и их работу. Выбранная мною тема является актуальной и не до конца изученной, так как мы живём в эпоху постоянного развития электроники и техники. Человек, с одной стороны, является частью природы. С другой стороны, своей деятельностью он оказывает негативное влияние на всё живое на нашей планете. Поэтому важно соблюдать баланс между использованием ресурсов природы, жизнедеятельностью человека и техногенными факторами влияния на природу.
В защите и сохранении природы большую роль играют природоохранные организации. Деятельность таких структур направлена на защиту, сохранение, восстановление животного, растительного мира и окружающей среды.
Цель работы: формирование понимания необходимости защиты природы.
Задачи работы:
познакомиться с понятием природоохранных организаций, их видами, показать значимость и их виды деятельности;
рассмотреть международные и российские организации по защите и сохранению природы;
составить экологические ребусы по природоохранным организациям и проблемам защиты окружающей среды;
закрепить полученные знания и сформировать рекомендации по природоохранному поведению;
изучить уровень вовлеченности окружающих в экологические инициативы.
Во время работы над проектом я изучил научную литературу по предмету работы и познакомился с деятельностью организаций на их официальных сайтах. В ходе исследования был использован метод анкетирования и разработана анкета (Приложение 3), цель которого – изучить вовлеченность окружающих в экологические инициативы.
Продуктами работы являются: экологические ребусы, памятка экологичного поведения и анкета вовлеченности населения в экологические инициативы.
Для создания ребусов был использован электронный ресурс Квестодел – конструктор ребусов [6].
Теоретическая часть
1. Понятие и виды организаций по защите и сохранению природы
Начнём с понятия «охрана природы». Охрана природы – это «комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Опасность необратимых изменений природной среды в отдельных регионах стала реальной из – за возросших масштабов хозяйственной деятельности человека». [2]
1.1. Что такое организация по защите и сохранению природы. Виды таких организаций
Организации по защите и сохранению природы – это организации, «занимающиеся вопросами охраны природы и сохранения биоразнообразия» [2]. Иногда людей таких объединений называют «зелёными», потому что цвет природы – зелёный, а они пытаются сберечь и спасти природу. Обычно природоохранная деятельность представляет из себя совокупность мер по защите окружающего мира, и об этом мы поговорим чуть позже.
Природоохранные организации разделяются на виды по различным признакам [2]:
По масштабу деятельности они бывают:
Местные. Например, школьные, районные, городские.
Региональные: областные, региональные.
Национальные: действуют на уровне страны.
Международные: занимаются и курируют вопросы охраны окружающей среды глобально и взаимодействуют с национальными организациями.
По организационно – правовой форме:
Фонды, например, Всемирный фонд охраны дикой природы.
Ассоциации, например, Ассоциация экологического партнёрства (АсЭП). Была создана в 1997 году при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате.
Союзы, например, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, МСОП – международная некоммерческая организация, основанная в 1948 году
Общественные движения и организации, например, Гринпис.
1.2. Международные организации по защите и сохранению природы [3]
Всемирный фонд дикой природы (WWF или World Wildlife Fund)
Это крупнейшая в мире некоммерческая природоохранная организация. WWF был основан британским биологом и бизнесменом. Во время своего посещения Африки Джулиан Хаксли был поражен тем, с какой скоростью в этом регионе происходит уничтожение местной флоры и фауны, и тут же начал «бить тревогу». 11 сентября 1961 года была официально зарегистрирована благотворительная организация WWF. За десятилетия своего существования представителям Всемирного фонда удалось реализовать множество проектов. Так, в 2000 году в рамках Алтай-Саянского проекта они боролись за сохранение уникального разнообразия растений и животных в Южной Сибири, а в 2002 году запустили акцию «Спаси леопарда!», направленную на защиту одного из редчайших хищников земли - дальневосточного леопарда. Символ WWF - редкое животное, занесенное в Международную Красную книгу – большая панда.
Гринпис (Greenpeace)
Поводом для создания этой организации послужили ядерные испытания, Первая акция общества прошла 16 октября 1970 года в Ванкувере как протест против ядерных испытаний все более мощных бомб. Один из самых популярных методов борьбе – акции и протесты. «Зеленые» выступают против коммерческой охоты на китов, привлекают внимание к разрушению озонового слоя планеты и начали кампанию против генно-модифицированных продуктов.
Международный Зелёный Крест
Был основан в нашей стране. О ее создании Михаил Горбачев, политический лидер СССР и РФ, единственный в истории президент СССР,объявил в июне 1992 года на саммите Земли в Рио-де-Жанейро. Это аналог Международного Красного креста, который должен решать не медицинские, а глобальные экологические проблемы, выходящие за рамки компетенции отдельных стран. Филиалы Зеленого Креста можно найти в тридцати странах мира, а программы организации направлены не только на спасение отдельных видов животных. Так, отечественный Зеленый Крест осуществляет программы «Наследие», направленную на безопасное уничтожение накопленного в стране химического оружия, и «Возобновляемая энергетика», занимающуюся поиском и освоением альтернативных источников энергии.
BirdLife International
В 1922 году британские орнитологи основали организацию, которая специализировалась на защите птиц и охране мест их обитания. Сейчас это международная организация, у которой 121 представительство в разных странах мира.
Глобальный экологический фонд (ГЭФ) GlobalEcologicalFund
Это независимый международный финансовый субъект, крупнейший источник финансирования проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды. ГЭФ объединяет представителей правительств 181 страны, международных и неправительственных организаций, а также частного сектора.
World Nature Organization (WNO) Международная организация по защите окружающей среды.
Была создана в 2010 году по инициативе развивающихся стран, которым угрожает изменение климата. К ним относятся страны Тихоокеанского океана и Карибского бассейна, а также некоторые страны Африки.
Всемирное общество защиты животных (ВОЗЖ)
Это международная некоммерческая зоозащитная организация, осуществляющая свою деятельность в более чем 150 странах мира и объединяющая более 900 организаций по защите и охране животных. Миссия организации – создание глобального движения в защиту животных. ВОЗЖ борется против жестокого обращения с животными в целом и проводит отдельные кампании против конкретных видов жестокого и негуманного обращения, таких как коррида, травля медведя, китобойный промысел, содержание дельфинов в неволе,
1.3. Российские организации по защите и сохранению природы
В России много борцов за спасение природы. Рассмотрим самые известные отечественные организации по защите природы [10]:
Всероссийское общество охраны природы
Участники движения озеленяют города. Также, они занимаются охраной рек, озер и других водоемов. Например, они очищали прибрежные зоны Байкала и Селигера.
Сообщество Юннатов Первых
Движение объединяет ребят от 6 до 25 лет, наставников для изучения природы и заботы о её состоянии. Проект помогает участникам получить первые натуралистические навыки, реализовываться в сфере изучения и охраны окружающей среды.
Российская экологическая партия «Зелёные»
Это политическая общественная организация, объединяющая граждан России для решения экологических проблем страны. Партия проводит активную работу по международной консолидации экологической общественности.
Общероссийское общественное детское экологическое движение «Зелёная планета»
Это крупнейшая детская организация, и в её природоохранных мероприятиях участвуют миллионы детей.
Союз охраны птиц России
Цель организации – сохранение видового многообразие, численности и мест обитания диких птиц в России.
Общероссийская общественная организация «Зелёный патруль»
Помогает разрабатывать и реализовывать экологическую политику, развивает экологическое просвещение и образование среди граждан России.
Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского
Стратегическая цель фонда — достижение устойчивого экологически ориентированного социально-экономического развития общества на основе научного наследия академика В. И. Вернадского.
Благотворительный фонд «Возрождение природы» Его задача: зелёное финансирование экологических проектов и природоохрана.
Эмблемы природоохранных организаций:
Рисунок 1. Эмблемы природоохранных организаций
2. Цели и задачи организаций по защите и сохранению природы и их деятельность
Основная цель организаций по защите и сохранению природы — улучшить экологическую ситуацию в мире. Мир, в котором мы живем, полон красоты и богатства природы. В течение многих лет наша планета подвергается серьезным экологическим угрозам. Ежегодно мы теряем ценные виды растений и животных, являющихся неотъемлемой частью экосистемы, а воздух и мировой океан загрязняются человечеством всё больше.
Основные задачи организаций по защите и сохранению природы:
Защита и сохранение окружающей среды
Поддержка проектов по сохранению и защите охраняемых территорий, включая национальные парки и заповедники; финансирование проектов по защите и восстановлению лесов, озер, рек и т.д. Препятствие незаконному использованию или истощению природных ресурсов (лесов, водоемов, почв). [10], [9]
Сохранение и восстановление биологического разнообразия
Участие фонда в проектах по сохранению уникальных экосистем, видов растений и животных, восстановление поврежденных экосистем, восстановление родников совместно с другими организациями, инициативными группами и городскими (районными) администрациями.
Экологическое просвещение
Образовательные проекты по обучению и экологическому воспитанию; издательская деятельность; финансирование научных исследований; организация и проведение выставок, семинаров, конференций. Вовлечение местных сообществ и граждан в экологические инициативы и акции.
Взаимодействие с государственной властью
Участие совместно с профильными организациями в разработке предложений и законотворческих инициатив в сфере защиты, охраны и воспроизводства объектов животного мира и водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды и сохранения дикой природы.
Информирование общества о проблемах окружающей среды
Восстановление лесов и создание парков
Организации изучают, какие негативные факторы влияют на состояние природы.
Проверка состояния окружающей среды.
Организации проводят экспертизы, исследования для оценки текущего состояния природоохранного объекта.
Деятельность природоохранных организаций очень разнообразна и зависит от поставленных задач.
Основные виды деятельности организаций по защите и сохранению природы [5]:
Восстановление и защита природных ресурсов.
Организации убирают территории, очищают водоёмы, проводят акции по защите редких видов животных и растений, призывают перейти на альтернативные источники энергии. Также, сюда можно отнести сотрудничество с национальными парками и другими территориями и объектами природоохранного статуса.
Экологическое просвещение.
Эксперты и волонтёры проводят семинары, лекции в вузах и уроки в школах, на которых рассказывают о проблемах экологии. Проведение разных акций, протестов, для привлечения внимания граждан и властей к существующим экологическим проблемам.
Мониторинг состояния окружающей среды.
Проведение мероприятий по оценке текущей ситуации и рекомендации по её улучшению.
Взаимодействие с государственными, общественными и коммерческими структурами внутри:
Выступление с природоохранными законодательными инициативами, участие в создании «зелёных» стартапов, привлечение внимания к происходящему, участие в создании «зелёных» рабочих мест. Поиск финансирования экологических проектов.
Это основные виды деятельности природоохранных организаций. На самом деле таких активностей гораздо больше, и это замечательно, что они проходят и на городском, и на региональном, национальном и мировом уровне.
3. Как и зачем можно и нужно принимать участие в деятельности организаций по защите и сохранению природы
Организации по охране и защите природы играют важную роль в борьбе за сохранение природы нашей страны и планеты глобально. Их работа направлена на решение общих экологических проблем и обеспечение будущего для всех живых существ. Присоединившись к этой миссии, каждый из нас может сделать мир немного лучше. Человечество и результаты его деятельности наносят невосполнимый ущерб всем экосистемам. Уже невозвратимо уничтожены многие виды животных, птиц, рыб, растений. Уничтожены или загрязнены ареалы обитания животных. Мировой океан загрязнён пластиком и мазутом. Сам человек испытывает проблемы: снизилась рождаемость, увеличились врождённые заболевания, много патологий и задержек в развитии. Уровень и качество жизни человека, с одной стороны, улучшились по сравнению с прошлым. А с другой стороны, человечество всё меньше потребляет натуральных продуктов, здоровье ухудшается, мы дышим загрязнённым воздухом. Поэтому, каждый человек должен осознать проблемы экологии и принимать ежедневное активное участие в спасении нашей планеты и улучшения качества жизни.
Как можно помочь? Для этого необязательно быть членом экологической организации, нужно просто иметь желание и ежедневно защищать природу:
Будь активным и думающим человеком, не живи по принципу «после нас хоть потоп», помоги сохранить планету и жизнь на ней.
Экономьте воду и электроэнергию. Если кран потёк, почините его, чтобы не расходовать воду зря. Если уже светло или вы можете обойтись без света, выключите его. Так можно сэкономить не только ваши деньги, но и ресурсы природы.
Откажитесь от пластиковых пакетов и одноразовой посуды: в магазин ходите с многоразовой сумкой. Воду наливайте в металлическую или стеклянную бутылку. В некоторых странах уже законодательно запрещено использование пластиковых пакетов под угрозой штрафа, их даже туда нельзя ввозить.
Не мусорь на улице и на природе, сортируй мусор. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
Сдавайте макулатуру и старые ненужные вещи в пункты приёма на переработку или относите их в специальные пункты приёма сэкнод хэнд. Так вы не только будете спасать природу, но и поможете людям в трудной жизненной ситуации.
Собирайте и сдавайте батарейки и элементы питания в специальные пункты приёма, не выбрасывайте их на мусорку.
Не разжигайте костры в непредназначенных для этого местах. Используй старые кострища.
Участвуйте в лесовосстановлении: сажайте деревья, в том числе и в своих дворах в городе и на даче.
Замените привычную бытовую химию на природную или биоразлагаемую. Например, обычной содой или солью можно чистить посуду.
Меньше пользуйтесь автомобилем: где можно, идите пешком или используйте велосипеде, самокат. Не оставляйте двигатель автомобиля включённым надолго. Даже зимой можно выйти пораньше и прогреть двигатель, а не давать ему работать всю ночь. Выхлопами мы дышим все, тем самым наше здоровье ухудшается, потому что воздух становится загрязнённым. Экосистема нарушается.
Не разоряйте птичьи гнёзда
Не ломайте деревья
Не рвите полевые и лесные цветы, долго они не простоят, а их обычно вырывают варварски с корнем, и они больше не вырастут в этом месте.
Зимой подкармливайте птиц и белок в городе и в лесу.
Не участвуй в охоте весной, даже если она разрешена. Весна – время размножения животных и птиц. Например, весной разрешена охота на уток. Утки только прилетели, чтобы вывести новое потомство. Они устали за время своего пути, потеряли свой вес, вернулись домой, а тут охота, и их убивают. Это неправильно.
Когда купаетесь в море, не используйте солнцезащитный крем: он создаёт плёнку на воде, которая наносит смертельный вред морским обитателям. Лучше наденьте специальную защитную майку с UV- фильтром.
Старайтесь не пользоваться влажными салфетками, лучше помойте руки мылом.
Постарайтесь сократить своё потребление и не покупайте ненужные вещи и лишние продукты. Тем самым, вы не будете создавать дополнительный мусор.
Это простые несложные действия, которые может осуществлять каждый из нас всегда.
А как можно принять участие в деятельности организаций по охране и защите природы? Приведём советы ниже [8], [7]:
Участвовать в экологических движениях.
Существуют различные волонтёрские движения, направленные на сохранение природы.
Посещать лекции, проводимые природозащитниками.
Оказывать материальную помощь фондам и ассоциациям (путём членских взносов, если вы туда вступили или разовым пожертвованиям вам по силам), можно «усыновить» животное (отправлять средства на сохранение популяции).
Участвовать в экологических викторинах и квестах, проводимых организациями по охране и защите природы.
Привлекать внимание природоохранных организаций к ситуациям, где происходит уничтожение природы и животных. Например, если вы узнали о незаконной свалке, уничтожении (вырубке) леса. Вместе мы сила!
Участвовать в инициативах, проводимых властями или общественными организациями. Например, в голосовании о благоустройстве, в сборе подписей против различных действий по уничтожению природы: вырубке леса для строительства высоток, строительство домов в пойме реки.
Практическая часть
1. Для закрепления полученной информации я сформировал рекомендации по природоохранному поведению – Памятка экологичного поведения (Приложение 2). В неё я включил информацию о том, что необходимо экономить воду и электроэнергию, отказаться от пластиковых пакетов и одноразовой посуды, не мусорить в городе и на природе, сдавать макулатуру и старые ненужные вещи, собирать и сдавай батарейки, сортировать мусор и др.
2. Для того, чтобы помочь ребятам запомнить информацию по природоохранному поведению я решил создать ребусы (Приложение 1). Для их изготовления я воспользовался генератором ребусов «Квестодел». В нём можно автоматически создать ребус, зашифровав там слово или фразу на русском языке.
После генерации ребусов я скачал их и предложил своим одноклассникам разгадать. Перед этим мы обсудили основные правила разгадывания ребусов. Например, запятые возле картинки означают, что из названия картинки нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. Или перечёркнутые под картинкой буквы означают, что из названия картинки нужно эти буквы удалить. Все мои одноклассники справились с предложенными загадками.
3. Заключительная часть моей работы – это анкетирование по проблемам охраны и защиты окружающей среды (Приложение 3).
Изучив теоретический материал о защите окружающей среды, я поделился этой информацией с моими одноклассниками. В ходе беседы выяснил, что не все ребята разделяют мои взгляды, а кто-то просто не интересовался этой проблемой. Для того, чтобы изучить мнение школьной общественности и взрослых по данному вопросу, а также оценить эффективность моего проекта, я провел анкетирование. Разработав вопросы и опубликовав их с помощью сервиса для создания онлайн-анкет, опросов и форм для сбора данных forms.yandex.ru, я разместил ссылку с анкетой в группе класса на платформе «Сферум», а также попросил моего научного руководителя и учителя биологии опубликовать её в группе с педагогами и родителями и в группе территориального общественного самоуправления нашего участка. Ссылка на анкету: https://forms.yandex.ru/cloud/6833c9de5056903860ddae92.
В анкетировании приняло участие 151 человек. Из них 14 человек (9%) в возрасте менее 10 лет, в возрасте от 10 до 14 – 36 человек (24%), от 14-18 лет – 35 человек (23%) и участники старше 18 лет – 66 человек (44%).
По итогам опроса я выяснил, что большинству знакомы такие организации как Всемирный фонд защиты дикой природы, Гринпис, Всероссийское общество защиты природы. Многие принимали участие в экологических инициативах такие как посадка деревьев, посещение лекций. Большинство опрошенных беспокоится об экологической ситуации в городе. Многих устраивает полностью либо частично уровень озеленения города. Практически все гуляют в парках и лесопарках нашего города. Большинство участников опроса (71%) готовы отказаться от использования пластика и одноразовой посуды. Практически все (98%) положительно относятся к охране окружающей среды. Многие признают необходимость сортировки мусора (91%), однако сортируют его только 56% опрошенных. Также есть понимание о необходимости вторичного использования пластиковой упаковки и бумаги. Такое мнение высказали около 70% опрошенных в возрасте старше 10 лет. Большинство респондентов (93%) считают, что окружающая среда влияет на здоровье. Однако, 50% опрошенных в возрасте менее 10 лет имеют другое мнение. Считают себя защитниками природы 61% опрошенных. В возрасте от 10 до 14 лет к этому склоняются 72% участников анкетирования.
С полными результатами анкетирования можно ознакомиться в Приложении 4.
Заключение
В данном исследовании я описал современные организации по защите и сохранению природы, а также, их деятельность, а также попытался донести мысль об их ключевой роли. Цель у таких организаций и у меня одна: сохранить и поддержать жизнь на нашей планете, донести до каждого человека, что будущее зависит от него. Работа таких организаций направлена на решение глобальных экологических проблем и обеспечение устойчивого будущего для всех живых существ. Присоединившись к этой миссии, каждый из нас может сделать мир немного лучше. Ребусы из Приложения 1 помогут запомнить важную информацию о таких организациях и их работе.
Необязательно участвовать в деятельности подобных организаций, чтобы помочь природе сохранить свою жизнь и разнообразие. Каждый может сделать вклад в поддержании жизни на земле на ежедневной основе, проживая свою жизнь осознанно [4], используя каждый день памятку экологичного поведения, разработанную мной. (Приложение 2).
Также, я провёл соцопрос взрослых и детей на тему осмысленного природохранного поведения (Приложение 3). Результат меня порадовал: большинство людей понимает важность экологических инициатив и принимает в них активное участие (Приложение 4). Те, кто ещё не живет осознанно, смогут изменить свой подход к жизни и природе, используя мою Памятку (Приложение 2).
Цель работы – формирование понимания необходимости защиты природы и популяризация активного участия в сохранении живого мною достигнута.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]. URL: https://nikulya.ru/prirodooxranniye/organizatsii/vidiy/ (дата обращения: 06.05.2025) – электронный сайт.
[Электронный ресурс]. URL: https://kvestodel.ru/generator-rebusov
Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/224550 (дата обращения: 06.05.2025) – электронный сайт.
Всемирный фонд защиты дикой природы в России WWF [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20220417133410/https://wwf.ru/ (дата обращения – 10.05.2025) – электронный сайт
Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы - 1986 [Электронный ресурс]. URL: http://ecologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000032/index.shtml (дата обращения: 12.05.2025) – электронный сайт.
Зелёная планета [Электронный ресурс]. URL: http://ecologylib.ru/about/ (дата обращения: 07.05.2025) – электронный сайт.
Квестодел конструктор квестов [Электронный ресурс]. URL: https://kvestodel.ru/generator-rebusov(дата обращения – 11.05.2025) – электронный сайт
По следам снежного барса [Электронный ресурс]. Добровольческая экспедиция (ежегодный некоммерческий проект) URL: https://snowbars-expedition.ru/#about (дата обращения: 08.05.2025) – электронный сайт.
Сайт Фонда «Возрождение природы» [Электронный ресурс]. URL: https://save-nature.ru/ (дата обращения: 07.05.2025) – электронный сайт.
Совкомблог [Электронный ресурс]. URL: https://journal.sovcombank.ru/esg/vidi-i-razvitie-ekologicheskih-nekommercheskih-organizatsii-v-rossii (дата обращения: 07.05.2025) – электронный сайт.
Экологический раздел сайта ГПНТБ России [Электронный ресурс]. URL: https://ecology.gpntb.ru/usefullinks/rosorganization/gosorganization
(дата обращения: 06.05.2025) – электронный сайт.
Приложения
Приложение 1.
Экологические ребусы по природоохранным организациям и проблемам защиты окружающей среды
Разгадайте ребусы [6]:
Синоним понятия окружающая среда. (Ответ: Природа)
Призыв к охране окружающей среды. (Ответ: Спасите леса)
Один из видов экологичного поведения. (Ответ: Переработка мусора)
Понятие органа, который охраняет и защищает окружающую среду на межнациональном уровне. (Ответ: Международная организация)
Название Российской и международной природоохранной организации. (Ответ: Зелёный крест)
Название известной международной природоохранной организации. (Ответ: Гринпис)
Призыв к защите живого. (Ответ: Защити животных)
Название организации по спасению и защите пернатых. (Ответ: Союз охраны птиц)
Приложение 2.
ПАМЯТКА ЭКОЛОГИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ
! экономь воду и электроэнергию |
|
! откажись от пластиковых пакетов и одноразовой посуды |
|
! не мусорьте в городе и на природе |
|
! сдавай макулатуру и старые ненужные вещи |
|
! собирай и сдавай батарейки |
|
! сортируй мусор |
|
! не разжигай костры в непредназначенных для этого местах |
|
! сажай деревья |
|
! замени бытовую химию на природную |
|
! меньше пользуйся автомобилем |
|
! не разоряй птичьи гнёзда |
|
! не ломай деревья |
|
! не рви полевые и лесные цветы |
|
! подкармливай птиц и белок в городе и в лесу |
|
! сократи потребление |
|
! участвуй в экологических инициативах |
Приложение 3.
Анкетирование по проблемам охраны и защиты окружающей среды
Анкета вовлеченности населения в экологические инициативы
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов:
Знакомы ли вам эти организации по защите и охране окружающей среды?
Всемирный фонд защиты дикой природы
Гринпис
Всероссийское общество защиты природы
Партия «зелёных»
Не знакомы никакие
Вы принимали участие в таких экологических инициативах?
Посадка деревьев
Посещение лекций или других обучающих мероприятий от экологической организации
Участие в акции протеста против вырубки деревьев
Не принимал участие никогда в таких инициативах
Вас беспокоит экологическая ситуация в нашем городе?
Да/нет
Как вы оцениваете озеленение нашего города?
Плохо
Хорошо
средне
Часто ли вы гуляете в парках и лесопарках нашего города?
Часто
Редко
Не гуляю
Готовы ли вы отказаться от пластика и одноразовой посуды?
Да
Нет
Как вы считаете, экологическую обстановку в нашем городе надо улучшать?
Да
Нет
Положительно ли вы относитесь к охране окружающей среды?
Да
Нет
Следует ли сортировать мусор?
Да
Нет
Вы сортируете мусор?
Да
Нет
Вы выбрасываете мусор в окружающую среду?
Да
Нет
Участвуете ли вы в экологических играх?
Да
Нет
Следует ли вторично использовать пластиковую упаковку и бумагу?
Да
Нет
Знаете ли вы флору и фауну нашего региона?
Да
Нет
Знаете ли вы краснокнижные растения и животных нашего региона?
Да
Нет
Как вы считаете, влияет ли состояние окружающей среды на ваше здоровье?
Да
Нет
Следует ли подкармливать птиц и животных зимой?
Да
Нет
Как вы считаете, вас можно назвать защитником природы?
Да
Нет
Пожалуйста, укажите вашу возрастную группу:
Менее 10 лет
10-14 лет
14-18 лет
18+ лет
Рисунок 2. Скриншот из Яндекс.Форм –
Анкета вовлеченности населения в экологические инициативы
Приложение 4.
Результаты анкетирования по проблемам защиты и охраны окружающей среды
Рисунок 3. Возрастная характеристика участников анкетирования
Вывод: в анкетировании по проблемам защиты и охраны окружающей среды приняло участие 151 человек. Данные на рисунке 3 показывают, что 9% – это участники в возрасте менее 10 лет, 24 % – в возрасте от 10-14 лет, 23% в возрасте 14-18 лет и старше 18 лет – 44 %.
Рисунок 4. Характеристика знакомства с организациями по защите и охране окружающей среды
Вывод: из опрошенных 8% респондентов не знакомы ни с какими организациями по защите и охране окружающей среды, 17% знают партию «Зеленых», 20% слышали о Всероссийском обществе защиты природы, с «Гринпис» знакомы 26% опрошенных и 29% знают о Всемирном фонде защиты дикой природы.
Рисунок 5. Характеристика участия в экологических инициативах
Вывод: был изучен уровень участия опрошенных в экологических инициативах. Выявлено, что в посадке деревьев принимали участие 45%, никогда не принимал участие 32%, посещали лекции или другие обучающие мероприятия от экологической организации 15% и 8% опрошенных участвовали в акциях протеста против вырубки деревьев.
Рисунок 6. Характеристика уровня беспокойства об экологической ситуации в вашем городе
Вывод: у 87% опрошенных вызывает беспокойство экологическая ситуация в городе, 13% ответили, что беспокойства нет.
Рисунок 7. Характеристика уровня озеленения вашего города
Изучены данные об уровне озеленения города. 62% читают, что уровень озеленения средний, 21%, что плохой, 17% опрошенных, что хороший.
Рисунок 8. Характеристика уровня прогулок в парках и лесопарках вашего города
На рисунке 8 представлены данные о прогулках в парках и лесопарках города. 60% респондентов гуляют часто, 39% редко и 1% не гуляет вообще.
Рисунок 9. Характеристика уровня отказа от пластика и одноразовой посуды
Рисунок 10. Возрастная характеристика уровня отказа от пластика и одноразовой посуды
Изучив рисунки 9 и 10 можно сделать вывод, что большинство опрошенных (71%) готовы отказаться от использования пластика и пластиковой посуды, 29% этого сделать не готовы. Из согласившихся отказаться: большинство (42%) в возрасте 18 + лет, 20% – от 14 до 18 лет, от 10-14 лет – 27% опрошенных и 11% – это ребята менее 10 лет.
Рисунок 11. Характеристика уровня необходимости улучшения экологической обстановки
Вывод: 95% анкетируемых согласны, что есть необходимость улучшения экологической обстановки, 5% эту необходимость отрицают.
Рисунок 12. Характеристика уровня положительного отношения к охране окружающей среды
Рисунок 13. Возрастная характеристика уровня положительного отношения к охране окружающей среды
Вывод: изучив рисунки 12 и 13, выявлено, что 98% опрошенных положительно относятся к охране окружающей среды, 2% – отрицательно. Из них в возрасте 18+ лет – 67% опрошенных, 33% – в возрасте 10-14 лет, в возрастных категориях менее 10 лет и 14-18 лет таких респондентов не представлено.
Рисунок 14. Характеристика необходимости сортировки мусора
Рисунок 15. Возрастная характеристика анкетируемых, ответивших «нет» по вопросу необходимости сортировки мусора
Вывод: рассмотрев рисунки 14 и 15 по вопросу сортировки мусора установлено, 91% опрошенных считает необходимым сортировать мусор, 9% не видят в этом целесообразности (рисунок 14). Из них участники опроса в возрасте менее 10 лет – 14%, от 14-18 лет – 6%, старше 18 лет – 14% от общего количества опрошенных в возрастных категориях.
Рисунок 16. Количественная характеристика анкетируемых, сортирующих мусор
Рисунок 17. Возрастная характеристика анкетируемых, сортирующих мусор
Вывод: из опрошенных респондентов 56% сортируют мусор, 44% нет (рисунок 16). Из сортирующих мусор: 50% в возрасте от 18 лет, 47% – 10-14 лет, 46% – 14-18 лет и 7% занимаются сортировкой мусора ребята менее 10 лет (рисунок 17).
Рисунок 18. Характеристика необходимости вторичного использования пластиковой упаковки и бумаги
Рисунок 19. Возрастная характеристика анкетируемых, считающих необходимым вторичного использования пластиковой упаковки и бумаги
В результате изучения рисунков 18 и 19 можно сделать вывод, что большинство (70%) участников опроса считают, что необходимо вторично использовать пластиковую упаковку и бумагу, 30% такой необходимости не видят (рисунок 18). Возрастная характеристика анкетируемых, считающих необходимым вторичного использования пластиковой упаковки и бумаги: 76% в возрасте 18 лет и старше, 75% – 10-14 лет, 69% – 14-18 лет и 29% менее 10 лет.
Рисунок 20. Характеристика влияния состояния окружающей среды на здоровье
Рисунок 21. Возрастная характеристика анкетируемых, считающих, что окружающая среда не влияет на здоровье
Рассмотрев рисунки 20 и 21 можно сделать вывод, что большинство опрошенных (93%) считает, что окружающая среда влияет на здоровье, 7% придерживаются обратного мнения (рисунок 20). Из них: 50% в возрасте менее 10 лет, от 14 до 18 лет – 6% 10-14 лет – 3%, и участники опроса старше 18 лет не считают, что окружающая среда не влияет на здоровье (0%) (рисунок 21).
Рисунок 22. Характеристика анкетируемых, считающих себя защитниками природы
Рисунок 23. Возрастная характеристика анкетируемых, считающих себя защитниками природы
Вывод: по итогам анкетирования большинство (61%) считают себя защитниками природы, 39% имеют другое мнение (рисунок 22). По данным опроса защитниками природы выступают респонденты в возрасте старше 18 лет (61%), в возрасте от 14 до 18 лет (46%), 10-14 лет (72%) и 64% меньше 10 лет от количества опрошенных в возрастных категориях (рисунок 23).