Путешествие в мир микробов

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие в мир микробов

Базилевич Д.А. 1
1МБОУ СОШ 5 г. Кировска
Чеботарева Т.М. 1
1МБОУ»СОШ 5 г.Кировска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я часто слышу от взрослых, что здоровье нужно беречь. Надо мыть руки перед едой! Не грызть ногти! Что нужно есть только чистые фрукты и овощи!» Почему? Мне стало интересно, что произойдет, если не соблюдать все эти правила? На этот вопрос мама и папа ответили хором: «Можешь заболеть». Что же может вызвать болезнь? Оказывается, болезнь могут вызвать микробы, которые находятся на грязных руках, под ногтями, на немытых продуктах.

Вот я и решил побольше узнать о маленьких существах, которых мы не видим, но часто о них слышим и говорим.

Актуальность: Микробы и бактерии вокруг нас повсюду, но я мало что знаю о них. Мир микробов-часть нашей жизни. Меня также заинтересовал вопрос: «Почему нужно обязательно мыть руки с мылом после улицы, мыть фрукты и овощи перед едой. Я волнуюсь, когда мне говорят, что какие-то микробы попадут в мое тело, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Как они могут причинить мне боль? Где эти микробы, если я их вообще не вижу?» «Так ли они опасны для меня?»

Цель исследования: узнать,что такое микробы, какова их роль в жизни человека.

Гипотеза: микробы окружают нас везде. Дома, в транспорте, в школе. Мы их не замечаем, но они есть.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Получить некоторые представления о микробах, об их свойствах;

3. Узнать, каким образом микробы могут нанести вред человеку;

4. Доказать, действительно ли нужно мыть руки и соблюдать

правила личной гигиены, чтобы не заболеть.

5. Провести опыты.

Глава 1. Теоретические сведения

1.1 Что такое микроб?

В толковом словаре С.И. Ожегова я нашел значение слов.

МИКРО́Б, микроба, муж. (от греч. mikros - маленький и bios - жизнь). Мельчайший организм животного и растительного происхождения, различимый лишь в микроскоп. (Рисунок 1)

Микробы — это мельчайшие живые существа. К ним относятся самые различные по своей природе одноклеточные организмы. Размеры микробов так малы, что их измеряют тысячными и даже миллионными долями миллиметра. Микробы можно рассмотреть только с помощью микроскопа. Микробы, невидимые даже при помощи микроскопа, называют вирусами.

Пища должна приготовляться только из доброкачественных продуктов соблюдаются санитарно-гигиенические требования, пища, приготовленная из доброкачественных продуктов, может стать источником заражения и вызвать желудочно-кишечное заболевание. Это объясняется тем, что при невыполнении требований гигиены и санитарии на продукты или в готовую пищу могут попадать болезнетворные микробами

Первые жители Земли – микробы появились около 4 миллиардов лет назад. Два миллиарда лет они оставались единственными обитателями Земли. Микробы изловчились создавать колонии внутри крупных организмов, процветая и размножаясь в этой богатой веществами среде. Только после изобретения микроскопа биологи обнаружили микроскопические клетки. А изобрёл этот удивительный прибор голландец по имени Левенгук. Он открыл неведомый мир живых существ – микроорганизмов, которые играют огромную роль в природе и в жизни.

Микроорганизмы были открыты более 250 лет назад, в XVII веке, когда появилась возможность наблюдать их при помощи оптических приборов — луп, дававших увеличение в 160—200 раз. Крупный вклад в науку о микробах внес известный французский ученый Луи Пастер (1822 — 1895 гг.). Одним из основоположников мировой и отечественной микробиологии был Илья Ильич Мечников (1845 —1916 гг.). За это время учёные много узнали о жизни бактерий. Наука ушла далеко вперёд. Современный микроскоп – довольно внушительный прибор со сложной системой линз.

Микробы могут иметь разнообразную форму, состоят они из одной клетки, исключение составляют только некоторые грибки. Одни микроорганизмы неподвижны, у других имеются реснички или жгутики, при помощи которых они передвигаются.

 

Рисунок 1. Строение бактерий

Микробы широко распространены в природе. Так, например, в одном грамме загрязненной воды могут быть десятки миллионов микробов, в одном грамме унавоженной почвы — миллиарды и т. д

В окружающей нас среде — воздухе, почве, воде — находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу.

Как и всякие живые существа, микроорганизмы питаются и размножаются. У микробов нет специальных органов пищеварения. Питательные вещества проникают в микроорганизмы через оболочку клетки. Поэтому для развития микробов хорошей питательной средой являются продукты, содержащие много воды, — молоко, бульоны, мясо, рыба и т. д. Для размножения микробов, кроме питательной среды, необходима благоприятная температура (37—40°). При наличии питательной среды и соответствующей температуры микробы могут очень быстро размножаться путем деления или почкования (дрожжи). Примерно через полчаса количество микробов удваивается, через час увеличивается в 4 раза, через два часа — в 16 раз и т. д.

В неблагоприятных условиях микроорганизмы быстро погибают. Большинство микробов не может существовать без доступа воздуха, из которого они поглощают необходимый им для дыхания кислород. Эти микробы называются аэробными. (Рисунок 2)

Имеются микробы, которые, наоборот, не могут жить и развиваться при свободном доступе воздуха. Такие микробы называются анаэробными.

Микроорганизмы делятся на несколько групп: бактерии, дрожжи, плесневые грибки, вирусы.

Р исунок 2.Микробы на наших руках

Кроме болезнетворных микробов есть и полезные – бифидобактерии, лактобактерии, бактероиды и кишечные палочки. Эти микробы являются первыми жителями нашего кишечника и начинают его заселять сразу после рождения ребёнка. Полезные микробы участвуют в пищеварении, помогают вырабатывать и усваивать витамины группы В, защищают от аллергии, поднимают иммунитет и устойчивость к инфекциям. А ещё они защищают человека от его врагов – вредных микробов. Как только по какой-нибудь причине снижается количество полезных микробов (например, приём антибиотиков), сразу «власть» переходит к вредным микробам, и в кишечнике развивается дисбактериоз.

Самый простой и приятный способ борьбы с дисбактериозом – это принимать кисло-молочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии. К таким продуктам относятся: кефир, йогурт, ацидофилин и другие.

1.2 Способы защиты от вредных микробов

Люди болеют. Они должны знать, почему они болеют, что они сами могут сделать, чтобы не заболеть или облегчить себе самочувствие во время болезни, ускорить процесс выздоровления.

Прежде всего, соблюдать правила гигиены.

1. Мыть руки перед едой, после посещения туалета, вернувшись с прогулки.

2. Не брать в рот посторонние предметы: ручки, карандаши, линейки, палки на улице, травинки.

3. Всегда мойте перед едой фрукты, даже если они кажутся чистыми.

4. Не пейте некипяченую воду из-под крана или из речки. Там тоже полно микробов. (Рисунок 3)

Р исунок 3. Правила защиты от микробов

Переносчиками различных инфекций могут быть мухи, тараканы, мыши, крысы. Нужно тщательно следить, чтобы они не поселились в вашем жилище. На улице и в лесу встречаются клещи, переносящие энцефалит, а также животные, больные бешенством. Опасайтесь их укусов.

Очень много микробов обитает в общественных местах, на поручнях в транспорте, дверных ручках. В помещениях излюбленные места скопления бактерий - это рабочие столы, телефоны, клавиатура компьютеров, а также туалеты. Здесь вы можете подхватить конъюнктивит, ангину, насморк, кишечные и кожные инфекции.

Страшные и ужасные микробы окружают нас. Их миллионы, и их нельзя увидеть без микроскопа. Для успешной борьбы с микробами необходимо вести здоровый образ жизни и соблюдать некоторые правила.

Вы моете руки не меньше десяти раз каждый день. И делаете это автоматически, понимая, что эта мера предосторожности от воздействия болезнетворных микроорганизмов необходима. Это понимание прививается с раннего детства, как необходимый элемент культуры ежедневного быта. Благодаря такому воспитанию и каждый человек, и всё общество защищают себя от эпидемий дизентерии, холеры и т.д.

Рисунок 4. Заболевания,вызванные микробами

2. Экспериментальная часть

Мне стало интересно, как выглядят микробы изнутри. Для изучения микробов, мне нужно знать строение микроскопа.

Рисунок 6. Строение микроскопа

Микроскоп состоит из: 1. Окуляра; 2. Тубуса; 3. Макровинта; 4. Микровинта; 5. Штатива; 6. Зажимов; 7. Основания; 8. Револьвера; 9.Объектива; 10.Предметного столика; 11. Источника света.

Световой микроскоп (от др.-греч. mikros [ми́крос] — «малый» и skopeo [скопéо] — «смотрю») — прибор для получения увеличенных изображений очень мелких объектов, не видимых невооружённым глазом. Рассматриваемый объект освещается потоком света — от специальной лампы или наведённым с помощью встроенного зеркала. Микроскоп даёт увеличение в десятки, сотни и даже тысячи раз. С его помощью можно рассмотреть отдельные клетки многоклеточных организмов, например клетки крови; одноклеточные организмы — водоросли, простейших, бактерии; пыльцу и споры растений и др.

1. Важно знать и соблюдать правила личной гигиены;

2. Микробы бывают полезные и вредные для человека. С вредными бактериями человек может бороться,только соблюдая правила личной гигиены.

3. Каждый должен помнить: Залог здоровья-чистота!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная работа достигла своей цели – я узнал, что такое микробы.

Узнал о способах защиты от вредных микробов. Кроме того, я познакомился с микроскопом, его строением и принципом работы. Смог сам провести эксперименты. Мне очень понравилось работать над проектом.

Я надеюсь, что все люди будут соблюдать правила личной гигиены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Большая детская иллюстрированная энциклопедия // М.: Эгмонт Россия ЛТД., 2011. – 334 с.

  2. Большая энциклопедия знаний // М: ЭКСМО, 2012. – 344 с.

  3. Вахрушев А.А. // Окружающий мир, учебник для 2 класса. Ч. 2 //М., Баллас, 2012.

  4. Детская энциклопедия «Почемучка» // Москва: Педагогика-ПРЕСС, 2020.

  5. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» // М.: Аванта+, 2015.

Просмотров работы: 22