Сравнение эффективности различных способов очищения рук

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнение эффективности различных способов очищения рук

Чернышев А.А. 1
1СПб ГБОУ «Лицей № 280 им. М.Ю. Лермонтова»
Максимова А.А. 1
1СПб ГБОУ «Лицей № 280 им. М.Ю. Лермонтова»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образецпаспортапроекта

Названиепроекта

Сравнение разных способов очищения рук

Авторпроекта(авторскийколлектив)

Чернышев Александр

НазваниеОУ

ГБОУ «Лицей №280

им. М.Ю. Лермонтова»

Класс

2

Тьютор,консультант(еслиесть)

Максимова Анастасия Алексеевна

Типпроекта(классификация)

Исследовательский

Монопредметны

Личностный

Внутриклассны

Среднесрочный

Цели,задачи

Цель работы: Сравнить эффективность различных способов мытья рук, определить наиболее эффективный способ и проанализировать их взаимозаменяемость.

Задачи:

1) подтвердить бактериальную обсемененность рук школьника.
2) определить эффективность каждого способа мытья рук.
3) выявить неэффективный способ мытья рук.
4) проанализировать взаимозаменяемость различных способов.

Гипотеза(дляисследовательскогопроекта)

Гипотеза:
Мытье рук с использованием мыла и антисептиков является более эффективным средством для уменьшения бактериального обсеменения, чем мытье только водой или применение влажных салфеток.

Этапы реализациипроекта,сроки(даты

начала иконца)

  • Этапы:

    1. Подготовка и планирование эксперимента (1 - 10 ноября 2024)

    2. Проведение экспериментов (11 - 15 декабря 2024)

    3. Анализ результатов и составление выводов (16 – 55 декабря 2024)

    4. Подготовка итогового отчета и написание работы (11 - 15 февраля 2025)

Продуктпроекта

Отчет о сравнении эффективности различных способов мытья рук и рекомендации по соблюдению личной гигиены.

Форма представленияпроекта

(презентация, стендовыйдокладипр.)

Презентация

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………..……5

Основная часть …………………………………………………………………….…6

Ход исследования……………………………………………………………………..8

Результаты …………………………………………………………………………….10

Выводы…………………………………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………..……………….14

Приложения…………………………………………..………………..…………….15

Рецензия тьютора……………………………..……………………..……………….18

Введение

Объектами внешней среды являются почва, вода, воздух и пищевые продукты. Эти элементы в основном содержат безвредные бактерии, но в них также могут находиться болезнетворные микроорганизмы. Бактерии значительно отличаются по структуре и жизнедеятельности от других живых организмов. Большинство из них можно увидеть только под мощным микроскопом. Их длина в среднем в тысячу раз меньше миллиметра, а самые мелкие шаровидные бактерии имеют диаметр всего одну тысячную долю миллиметра (0,0001 нм) [1].

Кроме нормальной микрофлоры, в организме человека иногда находятся патогенные бактерии, вызывающие различные инфекции. В руководстве по инфекционным болезням, подготовленном учеными военно-медицинской академии, описано более 150 заболеваний, из которых примерно половина относится к бактериальным [2].

Существуют четыре основных пути проникновения бактерий в организм человека:

  1. контактный механизм передачи;

  2. через кровь;

  3. капельно-воздушный путь;

  4. передача через пищеварительный тракт.

Некоторые болезни могут передаваться не одним, а несколькими путями [3].
Для предотвращения заражения бактериальными заболеваниями разработаны меры профилактики. К ним относятся кипячение питьевой воды, правильная обработка пищевых продуктов и соблюдение правил личной гигиены (мытье рук перед едой, чистка зубов) [1].

Основная часть

Актуальность проблемы: Современные исследования показывают, что руки человека загрязнены в большей степени, чем поручни эскалаторов или скамейки в парках. На поверхности кожи рук накапливается несколько миллионов бактерий, что превышает количество микробов на кухонной губке. Частые прикосновения к глазам, носу и рту способствуют переносу микробов на слизистые оболочки, создавая благоприятные условия для их размножения. Соблюдение основ личной гигиены сможет значительно снизить риск заражения инфекциями. В настоящее время имеется множество средств для очистки рук, включая антисептики и влажные салфетки. Однако многие люди, используя эти продукты, забывают о простом и эффективном методе гигиены — мытье рук с мылом.
Базовые санитарно-микробиологические методы используются для определения общего бактериального обсеменения [2].

Цель работы: Сравнить эффективность различных способов мытья рук, определить наиболее эффективный способ и проанализировать их взаимозаменяемость.

Задачи:

1) подтвердить бактериальную обсемененность рук школьника.
2) определить эффективность каждого способа мытья рук.
3) выявить неэффективный способ мытья рук.
4) проанализировать взаимозаменяемость различных способов.

Новизна: Установлены взаимосвязи между методами мытья рук и уровнем бактериального обсеменения, используя бактериальный метод.

Гипотеза:
Мытье рук с использованием мыла и антисептиков является более эффективным средством для уменьшения бактериального обсеменения, чем мытье только водой или применение влажных салфеток.

Материалы и методы исследования:  В ходе исследования был проведен анализ бактериального обсеменения рук школьника.
Используемые материалы:

  • Жидкое мыло

  • Влажные салфетки

  • Антисептик

  • Чашка Петри с картофельным агаром.

Применялся бактериальный метод, заключающийся в посеве отпечатка пальца на питательную среду (картофельный агар) в чашке Петри путем непосредственного прикладывания пальца к питательной среде. Метод выращивания проводился в термостате при температуре 37 °C. Осуществлялся количественный анализ полученных колоний.

Ход исследования

Исследование проводилось в несколько этапов, каждый этап проводился в новый день, примерно в одинаковых условиях: в одно и тоже время суток, ребёнок после школы и дороги домой производил посев бактерий.

Первый этап: произведен контрольный посев отпечатков трех «грязных» пальцев на питательную среду для определения качественного результата, а именно вырастут бактерии или нет. Чашка Петри помещена в термостат на 24 часа при температуре 37С. Через 24 часа оценен результат. Смотри фото №1

Второй этап: произведен контрольный посев отпечатков трех «грязных» пальцев на питательную среду для определения количественного результата в отмеченную зону в чашке Петри. После мытья рук водой, произведен исследуемый посев отпечатков трех «мытых» пальцев рук в отмеченную зону чашки Петри для определения количественного результата. Чашка Петри помещена в термостат на 24 часа при температуре 37С. Через 24 часа оценен результат. Смотри фото №2

Третий этап: произведен контрольный посев отпечатков трех «грязных» пальцев на питательную среду для определения количественного результата в отмеченную зону в чашке Петри. После мытья рук водой с мылом, произведен исследуемый посев отпечатков трех «мытых» пальцев рук в отмеченную зону чашки Петри для определения количественного результата. Чашка Петри помещена в термостат на 24 часа при температуре 37С. Через 24 часа оценен результат. Смотри фото №3

Четвертый этап: произведен контрольный посев отпечатков трех «грязных» пальцев на питательную среду для определения количественного результата в отмеченную зону в чашке Петри. После мытья рук влажными салфетками, произведен исследуемый посев отпечатков трех «мытых» пальцев рук в отмеченную зону чашки Петри для определения количественного результата. Чашка Петри помещена в термостат на 24 часа при температуре 37С. Через 24 часа оценен результат. Смотри фото №4

Пятый этап: произведен контрольный посев отпечатков трех «грязных» пальцев на питательную среду для определения количественного результата в отмеченную зону в чашке Петри. После мытья рук с мылом и щеткой, произведен исследуемый посев отпечатков трех «мытых» пальцев рук в отмеченную зону чашки Петри для определения количественного результата. Чашка Петри помещена в термостат на 24 часа при температуре 37С. Через 24 часа оценен результат. Смотри фото №5

Шестой этап: произведен контрольный посев отпечатков трех «грязных» пальцев на питательную среду для определения количественного результата в отмеченную зону в чашке Петри. После мытья рук с мылом в течение 1 минуты, произведен исследуемый посев отпечатков трех «мытых» пальцев рук в отмеченную зону чашки Петри для определения количественного результата. Чашка Петри помещена в термостат на 24 часа при температуре 37С. Через 24 часа оценен результат. Смотри фото №6

Седьмой этап: произведен контрольный посев отпечатков трех «грязных» пальцев на питательную среду для определения количественного результата в отмеченную зону в чашке Петри. После мытья рук антисептиком, произведен исследуемый посев отпечатков трех «мытых» пальцев рук в отмеченную зону чашки Петри для определения количественного результата. Чашка Петри помещена в термостат на 24 часа при температуре 37С. Через 24 часа оценен результат. Смотри фото №7

Результаты

Первый этап: в ходе оценки посева было установлено, что бактерии выросли на месте каждого отпечатка пальца. Наблюдался обильный рост колоний ++++(см. Приложение 1, фото1).

Второй этап: в контрольном посеве наблюдался обильный рост сливающихся колоний на каждом отпечатке пальца ++++, в исследуемом посеве наблюдался обильный рост сливающихся колоний на каждом отпечатке пальца ++++(см. Приложение 1, фото 2).

Третий этап: в контрольном посеве наблюдался обильный рост сливающихся колоний на каждом отпечатке пальца ++++, в исследуемом посеве наблюдался средний рост отдельных колоний на каждом отпечатке пальца ++(см. Приложение 1, фото 3).

Четвертый этап: в контрольном посеве наблюдался обильный рост сливающихся колоний на каждом отпечатке пальца ++++, в исследуемом посеве наблюдался средний рост отдельных колоний на каждом отпечатке пальца +++(см. Приложение 1, фото 4).

Пятый этап: в контрольном посеве наблюдался обильный рост сливающихся колоний на каждом отпечатке пальца ++++, в исследуемом посеве наблюдался средний рост отдельных колоний на каждом отпечатке пальца ++(см. Приложение 1, фото 5).

Шестой этап: в контрольном посеве наблюдался обильный рост сливающихся колоний на каждом отпечатке пальца ++++, в исследуемом посеве наблюдался средний рост отдельных колоний на каждом отпечатке пальца ++(см. Приложение 1, фото 6).

Седьмой этап: в контрольном посеве наблюдался обильный рост сливающихся колоний на каждом отпечатке пальца ++++, в исследуемом посеве наблюдался малый рост единичных колоний на каждом отпечатке пальца +(см. Приложение 1, фото 7).

Произведено сравнение всех исследуемых посевов между собой (см. Приложение 1).

Наибольший рост колоний наблюдался при мытье рук только водой, значительный рост и объем колоний, но меньше, чем на «грязных руках», зафиксирован при мытье с мылом. Некоторое уменьшение роста колоний наблюдалось после применения влажных салфеток. Наиболее заметное снижение роста с похожей интенсивностью было зафиксировано в посевах при мытье рук с мылом и щеткой, а также при мытье мылом в течение одной минуты. Максимальное снижение роста до единичных колоний наблюдалось после использования антисептика.

Выводы

  1. Руки школьника обильно обсеменены бактериями. Эффективность методов мытья рук можно ранжировать по возрастанию в следующем порядке:

    1. Мытье рук только водой.

    2. Мытье рук влажными салфетками.

    3. Мытье рук с мылом.

    4. Мытье рук мылом и щеткой, а также мытье рук мылом в течение одной минуты.

    5. Мытье рук с использованием антисептика.

  2. Методы мытья рук с мылом и щеткой, а также с мылом в течение одной минуты являются эффективными и могут быть взаимозаменяемыми.

  3. Мытье рук водой не является эффективным.

Заключение

Рекомендации:

  • Мойте руки с мылом и водой в течение одной минуты после посещения туалета, перед приемом пищи, после контакта с животными и в других ситуациях.

  • В общественных местах или во время поездок можно использовать антисептики, если нет возможности вымыть руки.

  • Соблюдайте гигиену, помните, что мытье рук — это простой, но очень эффективный способ защитить себя и окружающих от инфекций.

В заключение, выбор метода мытья рук зависит от конкретной ситуации, но для обеспечения максимальной гигиены и защиты от инфекций рекомендуется регулярно мыть руки с мылом и водой подольше, а также по необходимости использовать антисептики.

Список литературы

  1. В.В.Пасечник, учебник «Биология 5 класс» Базовый уровень, 2-е издание стереотипное. Издательство Москва «Просвещение» 2024, 160 с.

  2. С.В. Лелевич, О.М.Волчкевич, Е.А.Сидорович. «Клиническая Микробиология», Издательство «Лань», 2022. Коллектив авторов, 2022. Издательство «Лань», художественное оформление, 2022, 308 с.

  3. Я.С.Шапиро, «Микробиология». Издательство «Лань» 2022, 308 с.

Приложение 1.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Рецензия тьютора Максимовой А.А.

Рецензия на проектно-исследовательскую работу Чернышева Александра

Тема работы: Сравнение разных способов очищения рук

Работа, выполненная учеником 2Б класса ГБОУ «Лицей №280 им. М.Ю. Лермонтова» Александром Чернышевым, посвящена актуальной теме — санитарно-гигиеническим аспектам ухода за руками и методам их очищения.

Структура и содержание
Работа имеет четкую структуру, включающую введение, основную часть, выводы, заключение и список литературы. Введение тщательно описывает важность соблюдения личной гигиены, подчеркивая высокую степень загрязненности рук. Автор удачно подчеркивает актуальность проблемы, опираясь на современные исследования и статистику, что делает работу своевременной и значимой.

Основная часть работы раскрывает цель — сравнение различных методов мытья рук — и содержит детальный анализ исследований, проведенных в рамках работы. Описанные этапы эксперимента четко оформлены, каждый из которых содержит информацию о наблюдениях и их интерпретации.

Методы исследования
В работе использованы научные методы, включая бактериальный посев, что свидетельствует о серьезном подходе к исследованию. Выбор материалов, таких как жидкое мыло и антисептики, позволяет говорить о практической направленности работы. Исследование не только предполагает, но и демонстрирует необходимость соблюдения личной гигиены именно через анализ бактериального обсеменения.

Результаты и выводы
Полученные результаты четко структурированы и описаны, что позволяет легко понять уровень эффективности каждого метода очищения. Выводы логичны и хорошо обоснованы. Особенно стоит отметить ясно сформулированный порядок эффективности методов, что является ценным для практического применения в повседневной жизни.

Заключение
Работа завершена практическими рекомендациями, что увеличивает ее ценность как для научного, так и для образовательного контекста. Рекомендации по мытью рук с мылом и водой, а также использование антисептиков в определенных ситуациях соответствуют современным рекомендациям здравоохранительных организаций.

Общие впечатления
В целом, проектно-исследовательская работа Александра Чернышева выполнена на высоком уровне. Автор продемонстрировал умение проводить научные исследования, эффективно анализировать результаты и формулировать выводы. Работа заслуживает высокой оценки и может быть полезна как для сверстников, так и для взрослых, подчеркивая важность личной гигиены в профилактике инфекционных заболеваний.

Просмотров работы: 20