Победа в каждом ударе

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Победа в каждом ударе

Топоров Д.А. 1
1МАОУ СОШ №94 города Тюмени
Цергибель Е.Е. 1
1МАОУ СОШ №94 города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Зрение является важнейшим органом чувств для человека. Подавляющее большинство информации об окружающем мире зрячий человек получает именно с помощью зрения. В современном мире у человека, живущего в мегаполисе нагрузка на глаза в разы выше, чем, к примеру, полвека назад. Повсеместное использование компьютеров, телевизоров, сотовых телефонов, планшетов и прочей техники, имеющей жидкокристаллические экраны, не может не вредить зрительной системе организма.

Более миллиона российских детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения. Согласно результатам ежегодных медицинских осмотров, снижение остроты зрения наблюдается у 8% детей дошкольного возраста, 20% школьников среднего звена и 30% выпускников школ. Так что же происходит в школе? Почему зрение школьников к выпускному вечеру неуклонно снижается?

По мнению специалистов ВОЗ в 80% случаев утрата зрения предотвратима. Что же может и должен сделать школьник, чтобы предотвратить утрату столь драгоценной функции?

Эти вопросы я решил изучить в своей исследовательской работе.

Эта работа является очень актуальной. Ведь ухудшение зрения в значительной степени ограничивает возможности человека, мешает ребенку познавать окружающий мир, лишает возможности заниматься определенными видами деятельности.

Цель проекта: изучить проблему снижения остроты зрения у школьников и предложить общедоступные методы ее решения.

Задачи:

  • Изучить строение зрительного аппарата.

  • Выявить распространенные нарушения зрения и их причины.

  • Предложить общедоступный метод предотвращения потери зрения.

  • Протестировать на примере группы школьников действенность предложенного метода.

Гипотеза нашего проекта заключается в том, что регулярная тренировка зрительного аппарата улучшает тонус глазодвигательных мышц, стабилизирует остроту зрения и предотвращает его ухудшение.

Объект исследования: органы зрения – глаза.

Предмет исследования: состояние зрения школьников.

Методы исследования:

- изучение и обобщение информации по теме исследования;

- анкетирование обучающихся;

- эксперимент;

- сравнение данных на начало и окончание эксперимента.

Ожидаемые результаты: в ходе работы над проектом мы не только поможем школьникам улучшить свое зрение, но и привьем им интерес к спорту, а именно к настольному теннису.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. СТРОЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Глаз - парное образование неправильной шарообразной (почти сферической) формы, диаметром примерно 24 мм., расположенное в каждой из глазных впадин черепа человека.

Масса глазного яблока 7—8 г. Размер глазного яблока в среднем одинаков у всех людей, различаясь лишь в долях миллиметров [1:18].

Для осмотра доступен только передний, меньший, наиболее выпуклый отдел глазного яблока — роговица (прозрачная передняя часть глаза, которая покрывает радужную оболочку, зрачок и переднюю камеру), и окружающая его часть - склера (белочная оболочка); остальная, большая, часть залегает в глубине глазницы. Отдельно существуют вспомогательные органы: веки – верхнее и нижнее, ресницы, слезный аппарат. Внутренняя поверхность век покрыта слизистой оболочкой – конъюнктивой.

Глаз питает сосудистая оболочка. Для восприятия света в глазу имеются линзы – роговица и хрусталик. Свет попадает в зрачок, потом преломляется на роговице и хрусталике и попадает на сетчатку. Из нее сигналы о полученном изображении попадают в зрительный нерв, затем – в мозг. Строение глаза представлено на рисунке 1 приложения.

Глаз легко вращается вокруг разных осей: вертикальной (вверх-вниз), горизонтальной (влево-вправо) и так называемой оптической оси. Двигательный аппарат глаза состоит из шести мышц: верхней, нижней, медиальной и латеральной прямых мышц, и верхней и нижней косых мышц (рисунок 2 приложения). Этими мышцами управляют сигналы, которые нервы глаза получают из мозга. Мышцы прикрепляются своими передними концами к глазному яблоку, срастаясь с белочной оболочкой при помощи сухожилий [2:61]. Функции глазодвигательных мышц представлены в таблице 1 приложения.

    1. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Изучением заболеваний глаз, а также методами их лечения и профилактики занимается наука – офтальмология.

Наиболее характерными нарушения зрения у школьников являются:

Миопия – нарушения зрения, при котором рассматриваемые объекты видны только на близком расстоянии, а дальние изображения – размыты. Выражается в смещении фокуса перед сетчаткой глаза, а не на ней. Ребёнок хорошо видит только вблизи, а отдалённые объекты кажутся расплывчатыми. Для коррекции назначают очки, линзы которых имеют отрицательные диоптрии.

Гиперметропия – часто возрастное нарушение органа зрения, так как глазное яблоко еще не сформировалось. При гиперметропии дети видят размытыми не только ближние предметы, но и дальние. Здесь фокус смещён за сетчатку. Так как в младенческом возрасте глазные яблоки недостаточно развиты, дальнозоркость является нормальным явлением. В более позднем возрасте тревожным симптомом будет, если ребёнок разглядывает предмет, отодвигая его подальше. Это нарушение исправляют очки с положительными диоптриями.

Амблиопия – понижение остроты зрения, обусловленное функциональным расстройством, не сопровождающееся анатомическими изменениями. Амблиопию часто называют «ленивый глаз», так как она развивается от отсутствия нормальной работы глаза.

Астигматизм – оптический дефект глаза, при котором в одном глазу сочетаются разные виды рефракции или разные степени одной рефракции. Его причина – нарушение формы роговицы глаза или его хрусталика, из-за которого искажается изображение. Астигматизм может быть миопическим, гиперметропическим и смешанным [3:196].

На рисунке 3 приложения представлена схема фокусировки лучей, попадающих в глаз у человека с миопией, у человека с гиперметропией и у человека с астигматизмом.

Так же на этом рисунке представлена схема фокусировки лучей при очковой коррекции данных видов зрительных нарушений.

    1. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Причины плохого зрения можно разделить на два класса: врожденные и приобретенные.

Врожденные причины обычно связаны с наследственностью и течением беременности. Генетики считают, что если один из родителей имеет нарушения зрения, то вероятность развития этого заболевания у ребенка повышается до 25%. Если нарушения выявлены у обоих родителей, то в 50% случаев они передадутся по наследству.

К приобретенным можно отнести перенапряжение глазного аппарата, недостаточное освещение, механические повреждения (травмы), неправильное положение тела при чтении и письме, недостаток витаминов и микроэлементов.

Причин ухудшения зрения много, но первоочередной является физиологическая усталость глаз. Насыщенная программа обучения в школе, развивающие игры и занятия за компьютером, просмотр телевизора, и конечно же, постоянное использование смартфонов – все это создает предпосылки к ухудшению зрения. Плохое освещение рабочего места, неправильно подобранная мебель, отсутствие физической активности добавляют шансы ухудшить зрение.

Длительная непрерывная работа за монитором приводит к астенопии – состоянию зрительного утомления. А образовательный процесс становится все более интерактивным.

Поэтому Роспотребнадзор дал рекомендации ограничить использование гаджетов школьниками. Телефоны в образовательных целях использовать вообще не рекомендовано.

Дома школьникам младших классов рекомендуют использовать компьютер не более 80 минут в день, школьникам среднего звена – 120 минут, старшим школьникам – 170 минут.

Так же не рекомендуется использовать гаджеты за час до сна и располагать их рядом с кроватью ребенка [4].

Для сохранения зрения важно соблюдать несколько несложных правил:

- при чтении и письме свет должен падать слева, должно быть хорошее освещение;

- нельзя читать в движущемся транспорте;

- расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см.;

- через каждые 20 минут чтения, работы за компьютером, просмотра телевизора надо делать перерыв;

- глаза следует защищать от яркого света;

- не допускать травмирования глаз, попадания в них чужеродных предметов;

- делать зарядку для глаз.

Лучший отдых для глаз – регулярное пребывание на природе!

    1. ВЫВОД

В теоретической части нашей работы мы ознакомились со строением зрительного аппарата человека, изучили распространенные нарушения зрения и причины, приводящие к этим нарушениям. А также узнали несколько несложных правил для сохранения хорошего зрения. Вооружившись полученными знаниями об анатомии и зрительной гигиене, мы решили узнать, а как обстоят дела со зрением у ребят в нашей школе. За этими данными мы отправились в школьный медицинский кабинет.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. АНКЕТИРОВАНИЕ И ЕГО АНАЛИЗ

В ходе беседы с фельдшером нашей школы Светланой Валерьевной мы узнали, что количество детей, имеющих нарушения зрения, в нашей школе неуклонно растет. Это вызывает тревогу.

Для участия в нашем проекте мы пригласили учащихся начальной школы (2Б класс), среднего звена (6Б класс) и старшей школы (10Б класс).

Из диалога со школьным фельдшером, мы выяснили, что на момент поступления в школу, проблемы со зрением были у 5 детей 2Б класса, 4 детей 6Б класса и 4 детей 10Б класса. В настоящий момент проблемы со зрением имеют 5 учеников 2Б класса, 12 детей 6Б класса и 20 детей 10Б класса.

Динамика ухудшения зрения в данных классах представлена на диаграмме 1 приложения. Данная динамика впечатляет! К моменту окончания школы количество детей в очках увеличилось в 5 раз!

Мы уже знаем, что к нарушению зрения чаще всего приводит перенапряжение зрительного аппарата, которое в наш век компьютерных технологий, вызывает несоблюдение режима использования экранного времени. Именно о соблюдении режима зрительной гигиены мы решили узнать в ходе проведения анкетирования.

Анкета содержала вопросы о количестве времени, которое дети проводят в смартфоне/за компьютером/за просмотром телевизора/за чтением книг и выполнением домашнего задания//в спортзале/ и на прогулке.

Результаты проведенного анкетирования выбранных классов приведены в таблице 2 приложения. Анкетирование учащихся 2Б класса проводилось при участии родителей в силу их возрастных особенностей.

Из анализа проведенного анкетирования мы видим, что большинство детей 2Б класса вообще не проводит время в смартфоне (18 из 30), и 12 детей проводят в нем менее 1 часа в сутки. Большинство детей 6Б и 10Б класса проводят в смартфоне более 2 часов в сутки (22 из 34 и 20 из 30 детей соответственно). Остальные 6-ти и 10-тиклассники проводят в смартфоне от 1 до 2 часов.

Компьютером большая часть второклассников также не пользуется (18 человек), и 12 учеников пользуются им менее 1 часа в сутки. Большинство учеников 6Б (18 детей) проводят в компьютере более 2 часов в день, 8 детей – от 1 до 2 часов. В 10-м классе 12 учеников посвящают компьютеру более 2 часов в день, 11 – от 1 до 2 часов

Большая часть второклассников (17 детей) смотрят телевизор менее 1 часа в день, 8 детей смотрят его от 1 до 2 часов, 3 ребенка не смотрят вообще, а 2 ученика делают это более 2 часов в день. 6 учеников 6Б смотрят телевизор более 2 часов в день, 13 детей – от 1 до 2 часов, 15 детей – менее 1 часа в день. А вот старшеклассники не смотрят его совсем.

На чтение книг и подготовку домашнего задания ученики начальной школы тратят в большинстве до 1 часа в день (23 человека), лишь у 7 детей подготовка домашней работы занимает от 1 до 2 часов. В 6Б 5 детей тратят на подготовку домашнего задания более 2 часов в день, 13 детей – от 1 до 2 часов, 16 – менее 1 часа. В 10 классе на подготовку домашнего задания тратят более 2 часов в день 7 ребят, а 15 – от 1 до 2 часов.

Только 3 ученика 2 класса не занимаются спортом, а вот в среднем и старшем звене количество любителей спорта заметно уменьшается: 22 и 12 детей не дружат со спортом вообще.

Гуляют на улице в большинстве своем более 2 часов также только младшеклассники, а вот ученики среднего и старшего звена проводят на улице уже меньше времени.

Анкетирование выявило грубое нарушение гигиены зрения у детей средней и старшей школы. Недостаточно времени ребята уделяют своей двигательной активности и прогулкам на свежем воздухе. И слишком много времени проводят за гаджетами. Если к этому времени добавить 6 часов, проведенных за школьной партой, то становится понятно, что нужно принимать экстренные меры для спасения детского зрения. Но что же делать? Как заставить школьников заниматься спортом и гулять? Или делать зарядку для глаз?

2.2. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС И ЗРЕНИЕ

Я – профессиональный спортсмен. Занимаюсь настольным теннисом. Ежедневно провожу в спортивном зале более 3 часов. В летнее время мои тренировки проходят на свежем воздухе. В нашей школе я видел теннисный стол. И слышал, что игра в настольный теннис, как и в другие ракеточные виды спорта, является эффективной зрительной гимнастикой. Ведь в настольном теннисе игроку одновременно приходится следить за положением мяча в пространстве – мяч то приближается, то удаляется, и за действиями соперника с другой стороны стола. Как мяч пересекает сетку, с каким размахом нанесен удар, как отскочит мяч от стола – всю эту информацию игрок получает именно через зрение, и получает с очень высокой скоростью. А для того, чтобы быстро принимать решения, требуется максимально четкая точная зрительная информация. Соответственно, игроку приходится задействовать разные мышцы, и это удивительно эффективная гимнастика для глаз по сравнению с упражнениями от офтальмологов. Волей-неволей игроки в настольный теннис тренируют все мышцы глазного яблока, что способствует улучшению кровообращения в зрительном аппарате, предотвращению заболеваний и улучшению остроты зрения [5:26].

Учитывая все эти факты, я принял решение – на школьных переменах играть с ребятами в настольный теннис.

2.3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАБОТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Мы сформировали группы учеников каждого звена, имеющих нарушения зрения. Участие детей в эксперименте осуществлялось с согласия их родителей.

Эксперимент начался в сентябре 2024.

Данные медицинского осмотра, проведенного в сентябре 2024, внесены в таблицу 3 приложения.

Занятия проводились ежедневно на школьных переменах.

Занятия включили в себя выполнение одних и тех же упражнений ежедневно:

  1. Все ребята одновременно набивали мячик на теннисной ракетке. Для этого они подбрасывали мячик на ракетку и продолжали подбивание мяча снизу, горизонтально расположенной ракеткой примерно на уровне пояса.

Сначала у ребят получалось не очень хорошо, мяч то и дело убегал и приходилось начинать заново. Но через три месяца ежедневных занятий каждый из ребят мог уверенно набить более ста ударов, не уронив мяча. А через полгода занятий мы усовершенствовали это упражнение, переворачивая ракетку другой стороной при подбивании мяча.

  1. Все ребята одновременно становились лицом к стене на расстоянии от нее 2 – 3 метров и бросив теннисный мячик в стену, дожидались его отскока от пола и ударом ракетки отправляли мячик обратно в стену. Это упражнение мы назвали «стенка-пол-ракетка».

В первое время ребятам было непросто, мяч все время пытался убежать от своего игрока. Но через пару месяцев каждый из ребят мог ударять без потери мяча не менее 10 минут.

  1. Двое ребят играли в настольный теннис за теннисным столом, а двое других ребят стояли сбоку стола, и не поворачивая корпус тела и голову, а двигая только глазами, считали удары мяча о стол. Затем пары ребят менялись местами, те, кто играл, считали удары мяча, а те, кто считал, играли в теннис.

К концу первого учебного полугодия ребята так увлеклись игрой в теннис, что решили участвовать в школьной спартакиаде по теннису в следующем учебном году.

В начале марта ровно через полгода наших ежедневных занятий Светлана Валерьевна провела проверку остроты зрения у ребят всех наших экспериментальных групп. Данные осмотра представлены в таблице 4 приложения.

Анализируя полученные данные первичного и повторного измерения остроты зрения, мы видим, что острота зрения 5 детей улучшилась. Диагноз этих детей – гиперметропия.

Острота зрения остальных 6 детей не изменилась. Эти дети имеют диагноз – миопия. Мы знаем, что миопия – это прогрессирующее заболевание. И факт того, что у этих детей не произошло ухудшения зрения, очень нас радует.

В сентябре 2025 года данный проект будет дополнен данными после проведения ежегодного школьного медицинского осмотра врачом-офтальмологом.

2.4. ВЫВОД

Во второй главе нашего проекта мы провели анкетирование учащихся нашей школы, которое показало, что ребята пренебрегают зрительной гигиеной. Большую часть дня зрение школьников испытывает повышенные нагрузки. Чем старше становится школьник, тем больше времени он проводит за экраном смартфона или компьютера. А время для физической активности и прогулок на свежем воздухе, наоборот, уменьшается.

Сформировав экспериментальные группы школьников, имеющих нарушения зрения, мы с ребятами стали заниматься настольным теннисом на школьных переменах. Ежедневные невольная зрительная зарядка продемонстрировала прекрасный терапевтический эффект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теоретической части нашей работы мы ознакомились со строением зрительного аппарата человека, изучили распространенные нарушения зрения и причины, приводящие к этим нарушениям. А также узнали несколько несложных правил для сохранения хорошего зрения.

Во второй главе нашего проекта мы провели анкетирование учащихся нашей школы, которое показало, что ребята пренебрегают зрительной гигиеной. Большую часть дня зрение школьников испытывает повышенные нагрузки. Чем старше становится школьник, тем больше времени он проводит за экраном смартфона или компьютера. А время для физической активности и прогулок на свежем воздухе, наоборот, уменьшается.

Сформировав экспериментальные группы школьников разных возрастных групп, имеющих нарушения зрения, мы с ребятами стали заниматься настольным теннисом на школьных переменах. Ежедневные невольная зрительная зарядка продемонстрировала прекрасный терапевтический эффект.

Мы наглядно продемонстрировали ребятам то, что скучную зрительную гимнастику можно заменить увлекательной игрой в настольный теннис или любой другой ракеточный вид спорта. Вместо настольного тенниса на улице можно играть в бадминтон, большой теннис и сквош.

Целью нашего проекта было изучить проблему снижения остроты зрения у школьников и предложить общедоступные методы ее решения.

Все задачи, поставленные для достижения данной цели, были решены. Цель достигнута.

Директору МАОУ СОШ №94 О. Б. Феденко даны рекомендации о дополнительном оборудовании школьных рекреационных зон столами для настольного тенниса в целях увеличения количества детей, проводящих школьные перемены с теннисной ракеткой в руках вместо смартфона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О теле человека для мальчиков и девочек. Детская энциклопедия / Феданова Ю., Скиба Т.; под общ. ред. Голотиной Л.Ю. – Ростов н/Д: Владис, 2019 – 64с.

  2. Человек / И.Е. Гусев, А.А. Спектор, А.А. Прудник, В.В.Ликсо – Москва: Издательство АСТ, 2021 – 159с.

  3. Учебник биологии 8 класс / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г.Гапонок; под общ. ред. В.В. Пасечник – Москва: Просвещение, 2023 – 271с.

  4. О рекомендациях по работе с гаджетами для школьников / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2025. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=17008

  5. Спорт / М. Куруськина – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019 – 96с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Строение глаза

Рисунок 2. Двигательный аппарат глаза

Таблица 1. Функции глазодвигательных мышц

Мышца

Функция

Верхняя прямая

Поднимает

Нижняя прямая

Опускает

Латеральная прямая

Отводит наружу

Медиальная прямая

Отводит кнутри

Верхняя косая

Опускает, отводит в сторону

Нижняя косая

Поднимает, отводит в сторону

Миопия Гиперметропия Астигматизм

Рисунок 3.

Схема фокусировки лучей, попадающих в глаз человека, имеющего нарушения

Диаграмма 1.

Таблица 2. Результаты проведенного анкетирования школьников.

     

время, проведенное, в часах в сутки

класс

ты носишь очки/линзы

в смартфоне

за компьютером

за просмотром телевизора

за чтением книг/выполнением д/з

в спортзале

на улице

да

нет

0

< 1

1-2

> 2

0

< 1

1-2

> 2

0

< 1

1-2

> 2

0

< 1

1-2

> 2

0

< 1

1-2

> 2

0

< 1

1-2

> 2

 

Х

Х

       

Х

       

Х

   

Х

       

Х

       

Х

Х

 

Х

       

Х

         

Х

 

Х

     

Х

       

Х

 

 

Х

 

Х

   

Х

         

Х

   

Х

     

Х

         

Х

 

Х

Х

       

Х

     

Х

     

Х

       

Х

       

Х

Х

 

Х

       

Х

     

Х

     

Х

         

Х

     

Х

 

Х

Х

     

Х

         

Х

     

Х

   

Х

         

Х

Х

   

Х

   

Х

       

Х

       

Х

 

Х

           

Х

Х

 

Х

       

Х

   

Х

       

Х

   

Х

           

Х

 

Х

 

Х

   

Х

       

Х

     

Х

     

Х

     

Х

   

 

Х

 

Х

   

Х

         

Х

   

Х

       

Х

     

Х

 

Х

 

Х

       

Х

     

Х

       

Х

       

Х

   

Х

 

 

Х

 

Х

   

Х

       

Х

     

Х

     

Х

         

Х

 

Х

 

Х

   

Х

       

Х

     

Х

       

Х

       

Х

 

Х

Х

       

Х

       

Х

   

Х

   

Х

         

Х

 

 

Х

Х

     

Х

       

Х

     

Х

         

Х

   

Х

 

 

Х

Х

       

Х

     

Х

       

Х

     

Х

       

Х

 

Х

Х

       

Х

         

Х

 

Х

     

Х

         

Х

 

Х

 

Х

   

Х

         

Х

   

Х

       

Х

       

Х

 

Х

Х

     

Х

       

Х

       

Х

     

Х

       

Х

 

Х

Х

       

Х

     

Х

     

Х

     

Х

       

Х

 

 

Х

 

Х

   

Х

       

Х

     

Х

       

Х

       

Х

 

Х

Х

     

Х

         

Х

   

Х

       

Х

       

Х

 

Х

 

Х

   

Х

       

Х

     

Х

       

Х

       

Х

 

Х

 

Х

     

Х

     

Х

       

Х

       

Х

     

Х

 

Х

Х

     

Х

     

Х

       

Х

       

Х

     

Х

 

 

Х

 

Х

   

Х

       

Х

     

Х

         

Х

     

Х

 

Х

 

Х

   

Х

         

Х

   

Х

       

Х

       

Х

 

Х

Х

       

Х

   

Х

         

Х

     

Х

       

Х

 

Х

Х

     

Х

       

Х

     

Х

         

Х

   

Х

 

 

Х

Х

     

Х

       

Х

     

Х

         

Х

     

Х

Итого 2Б

5

25

18

12

0

0

18

12

0

0

3

17

8

2

0

23

7

0

3

7

13

7

0

1

8

21

Х

     

Х

 

Х

       

Х

     

Х

   

Х

           

Х

 

Х

     

Х

 

Х

       

Х

   

Х

   

Х

         

Х

 

Х

       

Х

Х

         

Х

     

Х

 

Х

           

Х

 

Х

   

Х

       

Х

   

Х

       

Х

     

Х

   

Х

 

Х

       

Х

     

Х

   

Х

   

Х

       

Х

       

Х

 

Х

     

Х

     

Х

 

Х

     

Х

   

Х

           

Х

 

Х

     

Х

Х

         

Х

   

Х

   

Х

           

Х

Х

       

Х

     

Х

 

Х

       

Х

     

Х

       

Х

 

Х

   

Х

       

Х

 

Х

         

Х

Х

         

Х

 

 

Х

 

Х

       

Х

     

Х

   

Х

         

Х

   

Х

 

Х

       

Х

     

Х

   

Х

       

Х

Х

       

Х

   

Х

       

Х

     

Х

 

Х

         

Х

Х

     

Х

     

 

Х

   

Х

     

Х

   

Х

     

Х

         

Х

     

Х

Х

       

Х

     

Х

   

Х

     

Х

 

Х

         

Х

 

 

Х

     

Х

     

Х

     

Х

   

Х

       

Х

     

Х

Х

       

Х

   

Х

   

Х

       

Х

 

Х

       

Х

   

 

Х

     

Х

     

Х

 

Х

       

Х

     

Х

     

Х

 

 

Х

     

Х

   

Х

       

Х

   

Х

 

Х

         

Х

 

Х

       

Х

     

Х

   

Х

   

Х

   

Х

       

Х

   

 

Х

     

Х

   

Х

       

Х

   

Х

 

Х

         

Х

 

 

Х

   

Х

     

Х

   

Х

     

Х

       

Х

       

Х

 

Х

     

Х

Х

       

Х

         

Х

Х

           

Х

 

Х

   

Х

 

Х

       

Х

       

Х

     

Х

       

Х

Х

       

Х

     

Х

 

Х

     

Х

   

Х

       

Х

   

 

Х

     

Х

Х

       

Х

     

Х

     

Х

       

Х

 

 

Х

     

Х

     

Х

 

Х

     

Х

   

Х

       

Х

   

Х

       

Х

     

Х

   

Х

     

Х

 

Х

         

Х

 

 Х

     

Х

       

Х

     

Х

 

Х

   

Х

       

Х

   

 

Х

     

Х

     

Х

     

Х

   

Х

 

Х

         

Х

 

 

Х

   

Х

     

Х

     

Х

     

Х

     

Х

     

Х

 

 

Х

     

Х

 

Х

     

Х

     

Х

   

Х

       

Х

   

 

Х

     

Х

   

Х

     

Х

     

Х

 

Х

     

Х

     

 

Х

     

Х

     

Х

     

Х

 

Х

     

Х

       

Х

 

 

Х

   

Х

       

Х

   

Х

   

Х

   

Х

       

Х

   

итого 6Б

12

22

0

1

9

24

6

2

8

18

0

15

13

6

0

16

13

5

22

2

6

4

2

8

13

11

10 Б

Х

     

Х

   

Х

     

Х

         

Х

Х

         

Х

 

10 Б

 

Х

   

Х

 

Х

     

Х

         

Х

       

Х

     

Х

10 Б

Х

       

Х

     

Х

Х

         

Х

     

Х

     

Х

 

10 Б

Х

       

Х

Х

     

Х

       

Х

       

Х

     

Х

 

10 Б

Х

       

Х

     

Х

Х

       

Х

       

Х

     

Х

 

10 Б

 

Х

     

Х

     

Х

Х

         

Х

     

Х

     

Х

 

10 Б

Х

       

Х

   

Х

 

Х

       

Х

       

Х

   

Х

   

10 Б

Х

       

Х

     

Х

Х

           

Х

Х

     

Х

     

10 Б

Х

     

Х

       

Х

Х

         

Х

     

Х

       

Х

10 Б

Х

     

Х

 

Х

     

Х

           

Х

 

Х

       

Х

 

10 Б

 

Х

     

Х

     

Х

Х

       

Х

       

Х

   

Х

   

10 Б

 

Х

   

Х

     

Х

 

Х

         

Х

     

Х

     

Х

 

10 Б

Х

       

Х

   

Х

 

Х

       

Х

   

Х

       

Х

   

10 Б

 

Х

     

Х

     

Х

Х

       

Х

   

Х

       

Х

   

10 Б

 

Х

     

Х

 

Х

     

Х

       

Х

 

Х

         

Х

 

10 Б

Х

     

Х

     

Х

 

Х

         

Х

 

Х

         

Х

 

10 Б

 

Х

     

Х

 

Х

   

Х

           

Х

     

Х

     

Х

10 Б

Х

       

Х

   

Х

 

Х

         

Х

 

Х

         

Х

 

10 Б

Х

       

Х

 

Х

   

Х

         

Х

   

Х

     

Х

   

10 Б

 

Х

   

Х

     

Х

 

Х

       

Х

     

Х

       

Х

 

10 Б

Х

       

Х

   

Х

 

Х

         

Х

 

Х

       

Х

   

10 Б

Х

     

Х

     

Х

 

Х

         

Х

   

Х

       

Х

 

10 Б

Х

       

Х

     

Х

Х

           

Х

Х

       

Х

   

10 Б

Х

       

Х

     

Х

Х

         

Х

   

Х

       

Х

 

10 Б

 

Х

     

Х

   

Х

   

Х

     

Х

     

Х

       

Х

 

10 Б

Х

       

Х

     

Х

Х

         

Х

 

Х

     

Х

     

10 Б

 

Х

   

Х

     

Х

 

Х

         

Х

   

Х

       

Х

 

10 Б

Х

       

Х

     

Х

Х

         

Х

 

Х

     

Х

     

10 Б

Х

       

Х

   

Х

 

Х

           

Х

 

Х

       

Х

 

10 Б

Х

     

Х

       

Х

Х

           

Х

Х

       

Х

   

итого 10Б

20

10

0

0

10

20

3

4

11

12

27

3

0

0

0

8

15

7

12

8

8

2

3

8

16

3

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 4

Диаграмма 6

Таблица 3. Данные об остроте зрения на начало проекта (сентябрь 2024)

Класс

Участник экспери-мента

Диагноз

Острота зрения

Острота зрения с коррекцией

OD, Правый глаз

OS, Левый глаз

OD, Правый глаз

OS, Левый глаз

2М1

гиперметропия средней степени

0,8

0,7

1

1

2Д1

миопия средней степени

0,4

0,5

1

1

2М2

гиперметропия средней степени, амблиопия.

0,6

0,6

0,8

0,8

2Д2

миопия легкой степени

0,5

0,6

1

1

6Д1

миопия средней степени

0,3

0,4

1

1

6Д2

миопия легкой степени, спазм аккомодации

0,6

0,6

1

1

6М1

гиперметропия средней степени

0,6

0,5

1

1

6М2

гиперметропия высокой степени, амблиопия.

0,4

0,5

0,8

0,8

10Б

10М1

гиперметропия средней степени

0,6

0,7

1

1

10Б

10М2

миопия средней степени

0,4

0,4

1

1

10Б

10М3

миопия средней степени

0,5

0,4

1

1

Таблица 4. Данные об остроте зрения на 1 марта 2025.

Класс

Участник экспери-мента

Диагноз

Острота зрения

Острота зрения с коррекцией

OD, Правый глаз

OS, Левый глаз

OD, Правый глаз

OS, Левый глаз

2М1

гиперметропия средней степени

0,9

0,8

1

1

2Д1

миопия средней степени

0,4

0,5

1

1

2М2

гиперметропия средней степени, амблиопия.

0,6

0,6

0,9

0,9

2Д2

миопия легкой степени

0,5

0,6

1

1

6Д1

миопия средней степени

0,3

0,4

1

1

6Д2

миопия легкой степени, спазм аккомодации

0,6

0,6

1

1

6М1

гиперметропия средней степени

0,6

0,6

1

1

6М2

гиперметропия высокой степени, амблиопия.

0,4

0,5

0,9

0,9

10Б

10М1

гиперметропия средней степени

0,8

0,8

1

1

10Б

10М2

миопия средней степени

0,4

0,4

1

1

10Б

10М3

миопия средней степени

0,5

0,4

1

1

Просмотров работы: 11