Введение
Работа посвящена изучению информации о насекомых, как их ловить, как хранить, чтобы создать свою энтомологическую коллекцию.
Насекомые являются наиболее популярной группой членистоногих для частных коллекционеров и научных коллекций. Это объясняется огромным количеством видов, большим разнообразием вариаций, их широким распространением, разнообразием размеров и цветов.
Создание ученической энтомологической коллекции способствует формированию интереса к науке, познанию и поиску новой информации, развития исследовательских качеств, а также бережного отношения к природе, понимания хрупкости и взаимосвязи всех компонентов системы.
Данную тему я выбрала по нескольким причинам. У меня уже есть свой опыт по выращивания тропических бабочек. Мне удалось вырастить из куколок в домашних условиях 5 бабочек и собрать из них свою небольшую коллекцию. Но оказалось, что со временем крылья бабочек начали крошиться, они стали выглядеть менее привлекательными, и мне захотелось узнать, как же сохранить экспонаты на долгое время.
Я учусь в седьмом классе, и на уроках биологии мы проходили тему «Класс Насекомые». Так как я уже имела опыт по выращиваю бабочек, то мне захотелось расширить свою коллекцию не только бабочками, но и другими насекомыми, узнать какие виды насекомых обитают у нас в Тюменском районе и создать энтомологическую коллекцию, которая пригодится в дальнейшем для изучения данной темы.
Актуальность коллекционирования насекомых связана с их значимостью для человека и природы, а также с возможностью использования коллекций в образовательных целях. Энтомологические коллекции всегда были необходимы для наглядного изучения насекомых. Так изучать их намного интереснее, чем на картинках. В моей работе впервые в Тюмени изложена и применена на практике методика создания энтомологической коллекции. Такая коллекция в моей школе создается впервые. Я собираюсь изучить подробно методы ловли насекомых, узнать, как создаются коллекции. Поделиться своим опытом и найти тех, кто разделит со мной это увлечение. Поиск насекомых – дело достаточно интересное, предугадать, кого получится поймать не всегда возможно. Поэтому будет любопытно увидеть результаты моей работы.
Предмет исследования – насекомые из моей коллекции.
Объект исследования – сбор насекомых для энтомологической коллекции.
Цель проекта: сформировать энтомологическую коллекцию как учебно-наглядное пособие для дальнейшего использования и детального изучения насекомых.
Для решения поставленной цели в моём исследовании потребовалось решение следующих задач:
Проанализировать литературу о насекомых.
Изучить методы и необходимое оборудование для полевых исследований.
Научиться собирать и хранить насекомых.
Создать свою энтомологическую коллекцию.
В своем исследовании я выдвинула гипотезу: предположим, что школьнику возможно собрать коллекцию насекомых, которая поможет наглядно их изучить. Если мы будем больше знать о насекомых, то принесем огромную пользу экологии Земли.
Я использовала следующие методы:
Поиск информации по предмету исследования;
Сбор экспонатов для коллекции;
Монтирование и определение насекомых;
Этикетирование насекомых;
Оформление коллекции насекомых.
Практическая значимость работы состоит в следующем:
- коллекционирование насекомых помогает выработать любовь к живой природе и навыки бережного отношения к ней;
- познакомить окружающих со своей коллекцией, помочь расширить знания, найти единомышленников.
Для написания работы я использовала различные источники: научные энциклопедии, книги о насекомых, определители насекомых, статьи о насекомых в сети интернет. Из книги Голуб В.Б., Цуриков М.Н., Прокин А.А. «Коллекции насекомых: сбор и хранение материала» [4] я узнала весь процесс составления энтомологических коллекций. В ней описываются различные приспособления, в том числе оригинальные, для сбора наземных, амфибиотических и водных насекомых и приемы работы с ними. Особое внимание при этом обращается на щадящие методы их отлова. В энциклопедиях я брала информацию для теоретической части своей работы о самом многочисленном классе животных - насекомых.
Создание грамотных ученических энтомологических коллекций не наносит вреда экологическим системам, т.к. изымается малое количество образцов. При этом исчезающие виды не подлежат изъятию и проговариваются заранее перед полевой практикой. Правильное экологическое понимание ведет к сохранению, а не уничтожению биоразнообразия, при этом удовлетворяется и «инстинкт охотника» и приобщенность к важному процессу научной работы.
1. Теоретическая часть
1.1 Насекомые.
Насекомые – это самый многочисленный класс животных. К нему относятся более 80% всех видов животных, таких, как мухи, жуки, бабочки, муравьи, пчелы, стрекозы, саранча, клопы, тля и другие. Это единственные беспозвоночные, обладающие способностью летать.
Энтомология – наука о насекомых, уходит корнями в древнейшие времена и культуры. Соседство человека с насекомыми было и будет на протяжении всего существования обоих представителей на планете.
Насекомые появились на Земле около 400 млн. лет назад. Летающие формы появились в 350-250 млн. лет назад. Как и все членистоногие, насекомые имеют внешний скелет и членистые конечности. Их тело отчетливо разделено на 3 части [Приложение 1]. Голова содержит большой головной мозг, в груди располагаются мышечные ткани и дыхательные органы, а в брюшке содержатся органы и системы, ответственные за пищеварение, выделение и размножение. Для того, чтобы самки и самцы могли распознавать друг друга, насекомые используют цвет (бабочки), звук (кузнечики) или запахи (мотыльки).
Самки откладывают яйца на подходящий источник пищи, а задача личинки состоит лишь в питании и росте.
Не все животные при рождении похожи на своих родителей. Например, вылупляются в виде гусеницы или личинки, а уже потом развиваются в бабочку или муху.
Личинка ведет самостоятельный образ жизни. Так, личинка стрекозы живет под водой, хотя сама стрекоза – это летающее насекомое. Некоторые личинки перед превращением проходят стадию ожидания в виде куколки. Например, личинка шелкопряда обматывает себя шелковой нитью и остается в коконе, пока не превратится в бабочку.
Человек стремился изучить насекомых, чаще с практической точки зрения. Большое значение насекомые имеют в сельском хозяйстве, и как вредители, и как опылители. Насекомые не менее важную роль играют и в медицине. Огромное количество смертельно ядовитых и опасных особей служат для изготовления лекарственных препаратов. Конечно, многие переносят заболевания, и для этого важно изучать и контролировать их. Население Земли неуклонно растет и требует больших источников питания, но площади посевов и пастбища не могут бесконечно расти. Почва обедняется и медленно восстанавливается. И здесь на сцену опять выходят насекомые – как продукт богатый животным белком, при этом быстро размножающийся и не занимающий больших площадей.
1.2 Сбор и ловля насекомого.
Для сбора насекомых в природе нужно некоторое оборудование состоящее, прежде всего, из энтомологического сачка, морилки, пинцета, конвертиков или матрасиков и пробирок для временного хранения собранных насекомых [Приложение 2].Энтомологический сачок - самое распространенное орудие лова насекомых. Конструкция сачка представляет собой мешок из ткани навешанного на обруч, который прикреплен к палке. Самое главное требование: обруч сачка должен быть широким, около 40-50 см, полотно сетки длинным, с плоским дном, легко пропускающим воздух, а сам сачок лёгким. Сачок можно изготовить самостоятельно. Накрываешь сачком бабочку, поднимаешь купол, и она должна улететь в глубину сачка, поворачиваешь сачок на 180 градусов, чтобы перекрыть выход из него. Рукой перехватываешь выход из сачка. Пойманное насекомое берется за грудь большим и средним пальцем и обездвиживается легким нажатием. Или (если бабочка большая и толстая) берешь инсулиновый шприц и впрыскиваешь 1 каплю уколом в грудь. Бабочка усыплена и далее ее помещают в специальный треугольный конвертик, изготовленный из кальки или другой гладкой бумаги для хранения. Жуков сразу помещают в морилку. Название говорит само за себя, но принято говорить "усыплять" насекомых. Для усыпления используется этилацетат (хуже: бензин, аммиак или ацетон). При использовании ядовитых веществ нужно соблюдать осторожность. Для изготовления морилок подойдут широкогорлые плотно закрывающиеся стеклянные банки, например от кофе Maccona. Внутрь вкладывают комочки ваты, смоченные усыпляющим веществом, в банку помещают сложенную гармошкой бумагу, чтобы насекомые не повредили друг друга.
Ночных бабочек ловят на свет, за лампой натягивают белое полотно, на которое садятся бабочки. Далее собираем бабочек и усыпляем.
Часто при работе с насекомыми пальцы могут оказаться достаточно грубым инструментом, потому при поимке, препарировании и переносе биологического материала в морилку, в пакет или на матрасики используют пинцет.
После того, как насекомое поймано, необходимо заполнить полевую географическую этикетку и записать, где и в какое время суток обнаружено насекомое и фамилию коллекционера. В дальнейшем эта информация будет прикреплена к насекомому. Этикетка — паспорт пойманного насекомого, в котором содержатся самые необходимые сведения о нем. Нередко самому не удается определить то или иное животное и приходится обращаться за помощью к специалистам, а им непременно понадобится познакомиться с содержанием этикетки.
1.3 Определение насекомого.
Чтобы определить насекомое, необходимо иметь самые простые приборы, например пинцет и лупу. Начинающий натуралист должен знать основные признаки [Приложение 3]. Если первый признак – голова, грудь и брюшко присутствуют, необходимо обратить внимание на голову насекомого, его усики, которые служат ему органами обоняния и осязания. Усики являются важным признаком при определении насекомого. Они бывают: нитевидные, булавовидные, веретеновидные, пильчатые, гребенчатые, пластинчатые, перистые и коленчатые. Точно также различаются типы ног: ходильные, прыгательные, копательные, плавательные и хватательные [Приложение 4]. Для узнавания насекомого можно воспользоваться специальным изданием – определителем насекомых или атласом [Приложение 5]. Рассматривая насекомое, переходят от признака к признаку. Последовательно выбирая наличие или отсутствие того или иного внешнего признака, распознается насекомое. Название насекомого дается на латыни, а рядом с ним по-русски будет написано название отряда или семейства. На странице, где имеется серия цветных рисунков уточняется название насекомого. Если его форма, окраска и размеры совпадет с изображением в атласе, определение насекомого можете считать законченным. Также юные натуралисты могут воспользоваться онлайн-базой данных или приложением для идентификации насекомых. Окончательно подтвердить правильность определения могут только специалисты-энтомологи. После того как насекомое определено к нему крепится вторая этикетка, в которой указано название насекомого по-русски, а рядом на латыни.
По данному разделу можно сделать вывод:
Насекомые – самый разнообразный класс животных на нашей планете. Собираясь на поляну, нужно взять все необходимое для ловли насекомых. Для определения насекомых необходимо знать их внешнее строение: тип жилкования крыльев, особенности ротового аппарата и конечностей. Уметь пользоваться определителями насекомых и атласами, обязательно заполнять этикетки по насекомым по всем правилам. Латинские названия очень помогают специалистам разных стран, говорящим на разных языках, понимать друг друга. Им не надо запоминать названия насекомого на десятках разных языков, достаточно знать одно латинское. У многих насекомых и вовсе нет никаких других названий, кроме научных. Если вы знаете народное или научное название насекомого, напишите его на этикетке.
2. Практическая часть
2.1. Мои первые шаги к созданию коллекции.
Мое увлечение насекомыми началось с 2022 года, когда у меня впервые появились куколки тропических бабочек [Приложение 6].
После засыпания моих бабочек я хранила их в крафтовых коробках, каждую отдельно, но когда мне захотелось создать свою коллекцию, то пришлось думать, как же их собрать в одном месте. На одной из конференции я узнала, что в Тюмени есть человек, который занимается расправлением насекомых для коллекционирования. Ситников Павел Сергеевич - профессиональный биолог, фотограф-натуралист, музейный специалист, краевед, сталкер, уфолог, эниолог, организатор экотуров, создатель и руководитель клуба «Экотур-72», председатель Тюменского отделения Союза Фотографов Дикой Природы и член оргкомитета Международного фотоконкурса World Eco Photo. Также Павел Сергеевич ведет занятия для школьников, увлеченных насекомыми.
На свое первое занятие в секции энтомологии я принесла своих бабочек, с огромным желанием расправить их для своей коллекции под руководством профессионала. Но оказалось не все так просто. Некоторые мои бабочки не подошли для коллекции. У одной из бабочек часть крыльев оказалась попорчена ещё при жизни, например, Морфо (лат. Morpho menelaus) – моя самая красивая бабочка из Коста-Рики. Она у нас прожила 25 дней и, конечно, за это время ее крылья обламывались и крошились, так как это естественный процесс в жизни бабочек. У бабочки Полинур (лат. Papilio palinurus) крыло сломалось уже во время хранения. Бабочку Тройдес (лат. Troidesrhadamantus) я расправлять пока не хочу, так как она у меня в очень красивом положении замерла, хранится в прозрачном куполе и ее в нем видно со всех сторон и трогать ее не хочется.
Для начала мне рассказали и только потом показали, как расправляют бабочек, предварительно их подготовив для этого. Оказалось, что это очень тонкая работа, и далеко не все юные энтомологи с ней качественно справляются! А поэтому расправлять для начала мне доверили жуков, пойманных в летний период в нашей области. С данной задачей я справилась хорошо и через несколько занятий я получила свою первую бабочку для самостоятельного расправления. С каждым разом у меня получалось все лучше и аккуратнее. И теперь я была готова перейти к своей главной цели – создать свою коллекцию.
2.2. Создание моей энтомологической коллекции.
Каждому понятно, что сморщенные, со сложенными крыльями, сплюснутые в пакетике насекомые — всего лишь «заготовка» для коллекции. Чтобы бабочки предстали во всей красе, их надо расправить. Это несложно, но требует собранности, терпения, чутких рук и некоторых приспособлений.
Для расправления бабочек нам необходимы: эксикатор, специальные расправилки, энтомологические булавки разных размеров, английские иголки, пинцет, толстый полиэтилен, ножницы [Приложение 7].
Главное — правильно расправить крылья бабочки. Только что пойманных и ещё не засохших бабочек можно расправлять сразу, а засохших предварительно размачивают. Это делают в стеклянном эксикаторе (специальном сосуде с крышкой).
Сразу после размачивания бабочку накалывают на энтомологическую булавку, которую строго вертикально вводят в середину груди. Над бабочкой среднего размера должна выступать примерно треть булавки. Если же эта часть будет меньше, бабочку легко повредить, взявшись за булавку.
Энтомологические булавки - выпускаются различных размеров. Часто употребляются булавки №1 для накалывания насекомых средней величины, несколько реже булавки № 00 и 3 соответственно для мелких и крупных особей. Ими мы прокалываем тело насекомого, для закрепления на поверхности расправилки.
Теперь следует приступить к расправлению бабочки на расправилке. Расправилки используются для придания необходимого положения крыльям бабочек, стрекоз, саранчовых и других. У нас они самодельные, сделанные из куска пеноплекса, в котором оставлена щель шириной от 0,5 до 1 см. По обе стороны прикрепляем полиэтилен, фиксируем его только сверху, чтобы удобно было под ним закрепить крылья бабочек и приступаем к расправлению, тонкой иголочкой передвигая крылья. Кальку или полиэтилен прикалывают портновскими булавками к расправилке вдоль краёв крыльев. Теперь крылья прижаты к дощечкам расправилки и не могут смещаться. Усы укладывают вдоль переднего края передних крыльев. Различных жуков мы расправляем на пенофлексе английскими иголками, фиксируя им лапки и усики.Через несколько дней бабочки в расправилке высыхают, и, когда снимают полиэтилен, их крылья сохраняют своё положение. Только что пойманные бабочки высыхают гораздо медленнее, чем размоченные.
Бабочку, снятую с расправилки, надо тут же снабдить этикеткой. Без точной этикетки самая замечательная бабочка не имеет никакой научной ценности.
Этикетку накалывают на булавку с расправленной бабочкой, которую теперь можно устанавливать в коллекционный ящик.
Сейчас у меня в коллекции 53 насекомых, из них 46 бабочек. Среди них тропические бабочки: Леви (лат. Papiliolowi), Тройдес (лат. Troidesrhadamantus), Румянцева (лат. Papiliorumanzovia), - это те, что я выращивала сама [Приложение 6].
Основную коллекцию составили бабочки перечисленные в [Приложение 9Error: Reference source not found] и [Приложение 10Error: Reference source not found], они пойманные в турах на территории Юго-Восточной Азии и Приморского края. Эти бабочки расправлялись в лаборатории П.С. Ситникова, я сама их не ловила. Но они были выменяны на те, что расправила я сама (такое у нас правило).
Также среди моей коллекции есть такое насекомое, как тропическая цикада (лат. Tosena fasciata). Его я получила в подарок на одном из уроков в секции энтомологии. Цикада- крупное насекомое, обитает везде, где жарко.Взрослые особи прекрасно летают, поэтому живут на кустарниках и в кронах деревьев. У цикад стрекочут «поют» только самцы, тем самым привлекая внимание самки. Сила звука иногда достигает 120 децибел, он может разноситься на расстояние до 900 метров.
Еще один представитель из моей коллекции - Аннамский палочник (лат. Medauroidea extradentata). Палочники, или Привиденьевые, или Листовидки, — медлительные растительноядные животные с необычной формой тела. Обитают обычно в тропиках и субтропиках. Мой вид описан из Вьетнама, аннамский палочник населяет полуостров Индокитай. Палочника мне дал ученик нашей школы, который разводит их дома. Взяла я его уже взрослым, поэтому прожив некоторое время, палочник оставил 5 яиц перед тем, как погибнуть.
Гордость моей коллекции — это жук-олень и жук-носорог, данные жуки занесены в Красную книгу России и ловить их сейчас нельзя, мне они достались путем обмена на другие бабочки из моей коллекции.
Божья коровка (лат. Coccinellidae) и еще несколько бабочек в моей коллекции пока не определены, - возможно это какой-то редкий или неизвестный вид. Таких представителей насекомых определяют ученые.
Своих смонтированных насекомых я разместила в картонную коробку. Ничего сложного в этом нет. Годится любая готовая коробка, которую можно купить в магазине, для упаковки товаров, например, в кондитерском. В неё вклеивается подходящий лист пористого материала (пенопласта, пенополиэтилена) толщиной 1-2 см - и всё. Главное, чтобы внутренняя высота была не менее 4,5 см. Далее накалываем насекомое к основанию и получаем свою коллекцию, которую можно пополнить с появлением нового насекомого.
Сейчас в моей коллекции представлены такие отряды насекомых как: чешуекрылые (лат. Lepidóptera) - бабочки, привиденьевые (лат. Phasmatodea) - палочник, полужесткокрылые (лат. Hemiptera ) - цикады, жёсткокрылые (Coleoptera) – божья коровка, жук-олень, жук-носорог.
Вывод по практической части: для создания коллекции насекомых требуются определенные навыки и умения: находить места потенциального нахождения насекомых, умение правильно подойти к насекомому и ловкость, чтобы поймать его. Научиться правильно монтировать насекомое и оформлять этикетки с основной информацией. Необходимо изготовить и подготовить оборудование для сбора насекомых: сачок, морилка, конвертики, энтомологические булавки и коробка для будущей коллекции. Также важно не просто собрать насекомых, но и правильно их расправить и определить. А если коллекция набирается разнообразная, то далее распределить по отрядам и семействам.
Все эти знания помогли мне правильно создать свою коллекцию насекомых. Я умею ловить и монтировать насекомых, а также правильно их определять, теперь я могу пополнять свою коллекцию интересными экземплярами. Расширив свои знания о насекомых, я теперь не испугаюсь цикаду или жука-оленя, а с интересом понаблюдаю за ними в живой природе. Сейчас в моей коллекции представлены такие отряды насекомых как: чешуекрылые (лат. Lepidóptera) – бабочки (46 представителей), привиденьевые (лат. Phasmatodea) – палочник (1 шт), полужесткокрылые (лат. Hemiptera) – цикада (1 шт), жёсткокрылые (Coleoptera) – божья коровка, жук-олень, жук-носорог (3 представителя), Прямокрылые (Orthoptera) – стрекоза, саранча (2 представителя) [Приложение 8].
Заключение
В ходе работы над проектом я изучила много информации о насекомых. Узнала, как собирать и расправлять их для коллекционирования, что для этого нужно, чтобы создать свою небольшую коллекцию.
Цель моего проекта достигнута, мне удалось собрать коллекцию насекомых.
У меня в планах этим летом поехать в экспедицию и наловить бабочек и других насекомых нашего района, сохранить их и расправить для своей коллекции, которую я назову «Насекомые Тюменской области». Свою коллекцию я потом с радостью подарю нашей школе для того, чтобы ребята могли наглядно изучать насекомых.
Моя гипотеза подтвердилась. Школьнику возможно собрать коллекцию насекомых имея определённые знания и умения.
Еще не имея полноценную коллекцию, а только отдельные экспонаты с бабочками, в 2023 году в Детском развивающем центре «Лукошко» на уроке для дошкольников (6-7 лет) по теме «Бабочки», мной и моей младшей сестрой был представлен мини-проект о бабочках. Детям и их родителям было очень интересно посмотреть тропических бабочек, послушать информацию о них. Также я провела несколько классных часов для младших школьников нашей школы, познакомила их со своей коллекцией. Ребятам очень нравится рассматривать насекомых, даже тем, кто раньше их боялся. Поэтому собранная коллекция точно будет интересна при изучении насекомых учениками моей школы.
В своей работе я первая в нашем городе описала и применила на практике методику создания энтомологической коллекции.
С нетерпением жду лета, чтобы воплотить в жизнь приобретенные знания, найти новые виды насекомых и дополнить свою коллекцию.
Список литературы:
Бабочки. Популярная детская энциклопедия, Ростов н/Д: Владис, 2018, 64 с.
Бедуайер Камилла де ла. Практическая энциклопедия «Насекомые» / Камилла де ла Бедуайер/Перевод с английского Юрия Амченкова, ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2015.
В.В. Никитина, А.Г. и В.Н. Башарины. Зоопарк в твоей книжке. Павильон 1 – «Насекомые». Харьков, «Услуга», 1992 г. – 160 с.
Голуб В.Б., Цуриков М.Н., Прокин А.А. Коллекции насекомых: сбор и хранение материала. – Товарищество научных изданий КМН, 2012 г. – 339 с., 224 ил.
М. Козлов, Е. Нинбург. Ваша коллекция. – М., 1971.
Николаева Н.Е. Организация учебной практики по зоологии беспозвоночных: учебное пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. – 96с.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. М., 1994.
Электронные ресурсы:
http://insectalib.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st025.shtml Расправление бабочек [1981 Козлов М.А., Нинбург Е.М. - Юным зоологам: Наземные и пресноводные беспозвоночные. Для кружковой работы]
https://forums.gularis.com/viewtopic.php?t=460 Способы ловли и сбора насекомых
http://insectalib.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st003.shtml Составление этикеток [1981 Козлов М.А., Нинбург Е.М. - Юным зоологам: Наземные и пресноводные беспозвоночные. Для кружковой работы]
П риложение 1
Приложение 2
Сбор и ловля насекомых
Э нтомологический сачокМорилка
А – правильной формы
Б – неправильной формы
Конвертик для хранения насекомых Пинцет, для накалывания насекомых
Матрасик для хранения насекомых
Приложение 3
Определение насекомого
Особенности строения крыльев
Строение ротового аппарата насекомых
Приложение 4
Определение насекомого
О собенности строения ног
Медведка Мухи, жуки Пчелы и шмели Богомолы Жук-плавунец
Типы развития насекомых
Приложение 5
Определение насекомого
С правочники - определители насекомых
А тласы для определения насекомых
Приложение 6
Бабочки, которых я вырастила из куколок
Полинур (лат. Papilio palinurus) Леви (лат. Papilio lowi)
Тройдес (лат. Troides rhadamantus) Румянцева (лат. Papilio rumanzovia)
Морфо (лат. Morpho menelaus)
Приложение 7
Шаг 1. Распаривание насекомого Шаг 3. Расправляем насекомое
(Иксикатор) (Специальные расправилки)
Шаг 2. Накалывание насекомыхШаг 4. Сушка насекомых
р азных систематических групп на
э нтомологические булавки
Приложение 8
Моя коллекция насекомых по отрядам
Отряды насекомых |
Количество в коллекции |
Виды насекомых |
Чешуекрылые (лат. Lepidóptera) |
46 |
Разные виды бабочек |
Привиденьевые (лат. Phasmatodea) |
1 |
Палочник |
Полужесткокрылые (лат. Hemiptera ) |
1 |
Цикада |
Жёсткокрылые (Coleoptera) |
3 |
Божья коровка, жуки |
Прямокрылые (Orthoptera) |
2 |
Стрекоза, саранча |
Итого: |
53 |
Приложение 9
Моя коллекция насекомых
1 часть моей коллекции насчитывает 20 насекомых, из них 17 бабочек:
№ п/п |
Название насекомого |
№ п/п |
Название насекомого |
1 |
Парусник Лёви (Papilio lowi) |
11 |
Эвплоя кора (Euploea core) |
2 |
Аппиас линсида (Appias lyncida) |
12 |
Иксиас пирен (Ixias pyrene) |
3 |
Не определена |
13 |
Эврема Андерсонии (Eurema andersoni) |
4 |
Колотисамата (Colotis amata) |
14 |
Акрея виола (Acraea violae) |
5 |
Данаидахризипп (Danaus chrysippus) |
15 |
Элимния гипермнестра (Elymnias hypermnestra) |
6 |
Не определена |
16 |
Бражник (hornworm) |
7 |
Нептис Гилас (Neptis hylas) |
17 |
Парусник Румянцева (Papilio rumanzovia) |
8 |
Интима цейлоника (Ypthima ceylonike) |
18 |
Аннамский Палочник (Medauroidea extradentata) |
9 |
Акрея виола (Acraea violae) |
19 |
Божья коровка |
10 |
Касталиус росимон (Castalius rosimon) |
20 |
Тропическая Цикада (Tosena fasciata) |
Приложение 10
Моя коллекция насекомых
2 часть моей коллекции насчитывает 33 насекомых, из них 29 бабочек:
№ п/п |
Название насекомого |
№ п/п |
Название насекомого |
1 |
Вилохвост буковый (Stauropus fagi) |
17 |
Не определена |
2 |
Не определена |
18 |
Cельчатка зайчик (Acronicta leporine) |
3 |
Медведица дайтоензис (Spilosoma daitoonsis) |
19 |
Совка лишайница (Moma alpium) |
4 |
Жук олень ( stag-beetle) |
20 |
Дедка обыкновенный (Gomphus vulgatissimus) |
5 |
Лептозия Нина (Leptosia nina) |
21,22,23 |
Не определена |
6,7 |
Не определена |
24 |
Бражник липовый (Mimas tiliae) |
8 |
Медведица Менетрие (Arctia menetriesii) |
25 |
Буроглазка большая (Lasiommata maera) |
9 |
Пяденица сиреневая (Аpeira syringaria) |
26 |
Бражник малый винный (Deliephila porcellus) |
10 |
Сибирский шелкопряд (Dendrolimus sibiricus) |
27 |
Переливница ивовая (Apatura iris) |
11 |
Бабочка-невеста (Idea leuconoe) |
28,29 |
Не определена |
12 |
Пяденицаголубичная ( Arichanna meianaria) |
30 |
Павлиноглазка Артемида (Actias artemis) |
13 |
Бражник молочайный (Hyles euphorbiae) |
31 |
Сосновый шелкопряд (Dendrolimus pini) |
14 |
Трещетка ширококрылая (Bryodemella tuberculatum) |
32 |
Бархатная шренка (Ninguta schrenckii) |
15 |
Жук носорог (Oryctes nasicornis) |
33 |
Тройдес (Troides rhadamantus), хранится в отдельной капсуле |
16 |
Хохлатка-великан (Euhamsonia cristata) |