ВВЕДЕНИЕ
Вряд ли какой-нибудь другой предмет, служащий для удовлетворения потребности человека, в такой степени нуждается в контроле за чистотой и качеством, как пища. Поэтому и не является неожиданным, что законы, регулирующие производство и продажу пищевых продуктов, были разработаны еще в древние времена.
Известно, что более 3600 лет тому назад вавилонский царь Хаммурапи в своем законодательстве предусмотрел наказание за подделку пива и наживу на пищевых продуктах низкого качества. В Древнем Риме, да и в Древней Греции существовали специальные учреждения для контроля за продуктами питания.
Согласно современной международной статистике наибольшая доля продаж в торговых точках приходится на фруктово-овощную линейку наименований, особенно в осенне-зимний период. Первое место по продажам среди этих товаров занимают цитрусовые. Таким образом, человек пытается помочь иммунитету пережить этот сложный период и уменьшить выраженность респираторных симптомов.
Цитрусовые плоды представляют собой особый ботанический род, объединяющий ряд тропических и субтропических растений, многие из которых дают прекрасные по вкусу и диетическим достоинствам плоды. К этим плодам относятся мандарины, апельсины, лимоны, грейпфруты и др.
Актуальность данной работы связана с тем, что на всех этапах формирования и сохранениякачества цитрусовых плодов возможны нарушения биогенногои абиогенного характера, которые могут приводить к снижению уровня качества, а порой и к реализации небезопасных с пищевой точки зрения субтропических плодов.
В городе Кострома на данный момент существует 4 развитые торговые сети: «Высшая лига», «Магнит», «Пятёрочка» и «Бристоль». Учитывая платёжеспособность населения г. Костромы, согласно Федеральному органу государственной статистики Костромастат, самой популярной является торгово-розничная сеть – «Высшая лига».
Однако очень часто посетители сталкиваются с проблемой покупки фруктов, так как хорошие плоды перемешаны с явно дефектными экземплярами, что снижает их презентабельность и покупательскую способность.
Исходя из вышеизложенного, была поставлена
Цель исследовательской работы: Анализ цитрусовых плодов, реализуемых в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома.
Задачи:
1.Исследовать нормативно - правовые требования к качеству и безопасности свежих цитрусовых плодов после подготовки и упаковки перед реализацией потребителю, а именно ГОСТР53596-2009;
2. Изучить ассортимент цитрусовых плодов, представленных в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома;
3. Провести опрос потенциальных покупателей цитрусовых в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома на предмет их потребительских предпочтений;
4. Проанализировать результаты опроса потребителей;
5. Провестисенсорныйанализпродаваемых цитрусовых плодов;
6. Провестиэкспертизукачествацитрусовыхплодовдляустановления уровня токсичных элементов в продаваемой продукции;
7. Провестиэкспертизукачествацитрусовыхплодовдляустановления уровня содержания витамина С в продаваемой продукции.
Гипотеза: в настоящее время цитрусовые, продаваемые в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома имеют не только непрезентабельный внешний вид, но и небезопасны с пищевой точки зрения для продажи.
Объект исследования – цитрусовыеплоды, реализуемые в магазинах в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома.
Предмет исследования – технические условия плодов цитрусовых культур, поставляемые в свежем виде потребителю и не предназначенные для промышленной переработки, реализуемые в магазинах одной из торгово-розничных сетей г. Кострома.
Методы:
Метод сплошной выборки;
Метод анализа и синтеза;
Опросный метод;
Метод эксперимента;
Контент – анализ.
Чтобы в полной мере насладиться вкусом цитрусовых, надо уметь их правильно выбирать. Цитрусовые фрукты могут быть частью здорового рациона, но важно соблюдать осторожность при покупке, чтобы избежать возможных аллергических реакций или других негативных последствий.
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы дать актуальную характеристику продаваемых цитрусовых в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома.
Продолжительность работы: начало работы – сентябрь 2024 г., окончание – март 2025 г.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Подготовительный этап:
На подготовительном этапе была определена наиболее интересная для исследования сфера, интересующая как автора исследования, так и его ближайшего окружения. Выявлена проблема, мешающая правильному пониманию вопроса, на основе которой была сформулирована гипотеза. Определена цель исследования и задачи. Выбраны направления поиска информации и определены основные этапы работы.
Этап сбора, анализа и обработки информации:
Существует много видов цитрусов, у каждого вида - море сортов
В дикой природе существует всего четыре вида настоящих цитрусовых: помело, цитрон, мандарин и лайм. Эти растения — предки всех остальных цитрусовых, которые мы знаем и любим. Они появились в тропических и субтропических регионах Азии, именно оттуда и началось их триумфальное путешествие по всему свету.
Большинство выращиваемых цитрусов произошли от скрещивания природных видов с цитроном, мандарином и помело.
Учитывая особенности выбранной темы было необходимо:
1.Исследовать нормативно - правовые требования к качеству и безопасности свежих цитрусовых плодов после подготовки и упаковки перед реализацией потребителю, а именно ГОСТР53596-2009
Для сбора информации были использованы различные документы Российской Федерации, газетные и журнальные статьи на тему «Цитрусовые», книги и различные интернет - ресурсы.
Нормативно - правовые требования к качеству и безопасности свежих цитрусовых плодов после подготовки и упаковки перед реализацией потребителю регламентируются ГОСТР53596-2009.
Настоящий стандарт распространяется на плоды цитрусовых культур, поставляемые в свежем виде потребителю и не предназначенные для промышленной переработки.
Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству и безопасности свежих цитрусовых плодов после подготовки и упаковки перед реализацией потребителю.
На основе собранного материала была составлена таблица с указанием наименований показателей (необходимых для оценивания цитрусовых) и приведены характеристики ГОСТ по данным показателям. (Приложение 1);
2. Изучить ассортимент цитрусовых плодов, представленных в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома .
По итогам посещения магазинов одной из торгово-розничных сетей был составлен списокцитрусовыхплодов, реализуемых в магазинах на момент посещения. Структура ассортимента цитрусовых плодов была изучена на базе трёх магазинов (Приложение 2).
Практический этап:
Провели опрос потенциальных покупателей цитрусовых в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома на предмет их потребительских предпочтений и проанализировали результаты опроса потребителей
Потребительский опрос осуществлялся на интернет - площадке социальных сетей. В опросе участвовало 220 респондентов.
На специализированном сайте «Google формы» для создания опросов была сделана форма будущего опросного листа для проведения анкетирования.
Цель анкетирования – определение потребительских предпочтений покупателей цитрусовых.
Целевая аудитория респондентов – покупатели цитрусовых.
Способ получения информации – публикация опросника в социальных сетях «Telegram» и «ВКонтакте».
Выборка (анкет отвечающих всем требованиям проводимого опроса) – 220 человек.
Анкета состояла из 6 вопросов (3 – закрытого типа и 3 – открытого).
(Приложение 3).
Выводы:
Учитывая тот фактор, что были соблюдены условия в социологических параметрах респондентов, анкетирование можно признать репрезентативным.
Покупатели ТС считают, что покупка цитрусовых во многом зависит от ценовых условий магазина. Они готовы не обращать внимание на качество при наличии скидок или при выставлении продавцом минимальной цены. Покупатели считают, что при покупке некачественных цитрусовых риски гораздо меньше, чем при покупке молочных продуктов или колбасных изделий, а также мяса. Многие покупают некачественные фрукты для приготовления компотов или варенья, предполагая, что этот недостаток исчезнет при термической обработке.
При этом очень большой % опрошенных обращают внимание на санитарное состояние магазина и внешний вид товара.
Самыми популярными наименованиями среди покупок являются мандарины.
2.Провелисенсорныйанализпродаваемых цитрусовых плодов
Были закуплены цитрусовые плоды, занявшие верхние строчки опроса, а именно: мандарины, апельсины, лимоны и грейпфруты. Сенсорный анализ путем органолептической оценки – это анализ с помощью органов чувств человека (зрения, обоняния, вкуса, осязания и слуха) для оценки потребительских товаров.
Основные аспекты органолептической оценки:
Внешний вид: Оценка формы, размера, однородности и наличия дефектов на поверхности продукта.
Цвет: Сравнение цвета продукта со стандартом или ожидаемым цветом, характерным для данного продукта.
Запах: Идентификация характерных ароматов продукта и выявление нежелательных или посторонних запахов.
Вкус: Анализ на наличие характерных вкусовых качеств продукта, таких как сладость, кислотность, горечь, солёность и выявление вкусовых отклонений.
Текстура: Оценка консистенции, мягкости, жёсткости, влажности и других физических свойств продукта, влияющих на восприятие в процессе употребления.
Органолептическая оценка широко используется на всех этапах производства пищевых продуктов, от контроля качества сырья до анализа готовой продукции. Этот метод позволяет быстро и без значительных затрат получить информацию о качестве продукта, что делает его незаменимым при принятии решений о пригодности продукта к продаже или употреблению. Данныепоэкспертизецитрусовыхплодов представлены в таблице. (Приложение 4);
Из результатов таблицы видно, что не все качественные характеристики цитрусовых плодов соответствуеттребованиямГОСТР53596-2009,вследствиечегоони не могутбыть реализованыбезограничений.Данныепоэкспертизецитрусовыхплодов представлены в
3.Провелиэкспертизукачествацитрусовыхплодовдляустановления уровня токсичных элементов в продаваемой продукции (Приложение 5);
Известно, что нитраты обладают высокой токсичностью для человека и сельскохозяйственных животных. При длительном употреблении продуктов с нитратами у людей снижается иммунитет, нарушается обмен веществ (особенно у детей младшего возраста), активируются свободно-радикальные реакции пероксидации липидов, формируется тканевая гипоксия и нарушается детоксикационная функция печени. Кроме того, нитраты в организме человека и животных являются источниками образования канцерогенных нитрозоаминов.
Нитраты – соли азотной кислоты (NO3), которые широко распространены в окружающей среде, главным образом в почве и воде. Ион NO3 почвой не поглощается, поэтому весь нитратный азот находится в почве в растворе, легко подвижен и доступен для растений. Нитраты входят в состав удобрений, а также являются естественным компонентом пищевых продуктов растительного происхождения.
Нитраты – естественный, необходимый элемент жизнедеятельности растений, микроорганизмов и человека. Потенциальная токсичность нитратов, содержащихся в повышенной концентрации в пищевом сырье и продуктах питания, заключается в том, что они при определенных условиях могут окисляться до нитратов – солей азотистой кислоты (NO2), которые для организма человека являются ядами.
Токсическое действие нитратов в человеческом организме проявляется в форме метгемоглабинемии. Проникая вместе с пищей в слюну и тонкий кишечник, нитраты восстанавливаются до нитритов, в результате в крови образуются нитрозилионы, которые окисляют двухвалентное железо гемоглобина в трехвалентное. В результате такого окисления гемоглобин превращается в метгемоглобин, который блокирует перенос кислорода.
Человек относительно легко переносит дозу в 150-200 мг нитратов в сутки, 500 мг считается предельно допустимой дозой, а 600 мг в сутки – доза, токсичная взрослого человека.
Метгемоглобинредуктаза, восстанавливающая метгемоглобин в гемоглобин, начинает вырабатываться у человека только с трехмесячного возраста. Поэтому дети в возрасте до года (особенно до 3 месяцев) перед нитратами беззащитны; для грудных детей токсичной является уже 10 мг в сутки.
Наличие или отсутствие нитратов в продаваемых образцах было проверено при помощи тест полосок. Наиболее высокое содержание нитратов оказалось в турецких мандаринах.
Провестиэкспертизукачествацитрусовыхплодовдляустановления уровня содержания витамина С в продаваемой продукции (Приложение 6)
Витамин С или аскорбиновая кислота является наиважнейшим витамином в жизнедеятельности человека. Важность этого витамина трудно переоценить, потому как практически не существует такого процесса в жизнедеятельности организма, на который бы не повлияла бы аскорбиновая кислота. Витамин С (аскорбиновая кислота С6Н8О6) является растворимым в воде витамином. Витамин С важен для роста и восстановления клеток тканей, десен, кровеносных сосудов, костей и зубов, способствует усвоению организмом железа, ускоряет выздоровление.
Йод очень легко и быстро окисляет аскорбиновую кислоту (витамин С). В нашем эксперименте мы использовали это свойство йода для определения массы аскорбиновой кислоты в пробе сока цитрусовых, применив метод титрования. В раствор пробы сока цитрусовых мы вводили крахмал в качестве индикатора йода. При добавлении избыточного количества йода в титруемый раствор, содержащий крахмал, раствор приобретает синюю окраску.
Таким образом 1 моль аскорбиновой кислоты (М =176 г) реагирует с 1 моль йода с образованием 1 моль дегидроаскорбиновой кислоты и 2 моль йодид – ионов. Следовательно, эквивалентная масса аскорбиновой кислоты в данной реакции составляет:
Э(С6Н8О6) = М(С6Н8О6) / 2 = 176/2 = 88 г/моль.
Расчет молярной массы по таблице Д. И. Менделеева:
М (С6Н8О6) = 12*6+1*8+16*6 = 176 г/моль.
Этот вывод потребуется нам для проведения последующих расчетов.
Для проведения эксперимента нами были выделены следующие этапы:
Подготовка цитрусовых для титрования: взвешивание, очистка цитрусовых от кожуры, прямой ручной отжим, измерение объема сока;
Титрование сока цитрусовых, запись результатов;
Обработка экспериментальных данных, производство расчетов;
Обобщение результатов эксперимента;
Подготовка отчета о результатах исследования.
Аскорбиновая кислота – нестабильное вещество и в растертой растительной ткани быстро окисляется, превращаясь в дегидроаскорбиновую кислоту. Потому все операции, связанные с взятием пробы материала для анализа, измельчением, растиранием навески и т.п., должны быть выполнены возможно быстрее.
Результаты расчётов представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Результаты взвешивания образцов цитрусовых
Наименование |
M(общ.),г. |
M(сок), г. |
V (сок), мл. |
Апельсин |
152,0 |
71,3 |
57,5 |
Грейпфрут |
268,0 |
114,0 |
91,0 |
Мандарин |
109,0 |
52,6 |
45,0 |
Лимон |
161,0 |
65,9 |
64,0 |
М (общ.) – общая масса образца цитрусового в граммах;
М(сок) – масса сока, полученного в результате прямого отжима одного плода цитрусового, в граммах;
V(сок) – объем сока, полученного в результате прямого отжима одного плода цитрусового, в миллилитрах.
5%-ю (0,2 моль/л) спиртовую настойку йода мы разбавили дистиллированной водой в 40 раз.
Концентрация йода: C(I2) = 0,2/40 = 0,005 моль/л.
Раствор крахмала приготовили из расчета 1 г. крахмала на 200 мл. кипящей воды.
Заполнили 2 медицинских шприца (10 мл) раствором йода. В стакан для титрования отобрали пробу сока, добавили 0,5 мл раствора крахмала. Титровали раствором йода при энергичном перемешивании до появления синей окраски, не исчезающей в течение 20 с. Для каждого образца цитрусового была проведена серия, состоящая из трех титрований. Дополнительное предварительное титрование проводилось для повышения точности данных. Результаты предварительного титрования в расчете не использовались.
Расчет концентрации витамина С в пробе сока цитрусовых производили по формуле:
С (вит. С) =(V (I2) * С (I2)) / V(сок)
С (вит. С) – концентрации витамина С;
V(I2) – объем раствора йода (в мл), определенный экспериментально в ходе титрования;
C(I2) – концентрация раствора йода (в моль/л) = 0,005 моль/л.;
V (сок) – объем пробы сока (мл).
Для расчета концентрации витамина С из каждого образца плода отобрали три пробы. На основании определенных данных концентрации витамина С в пробах была вычислена средняя концентрация витамина С в каждом фрукте.
Результаты расчётов представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Показатели, необходимые для определения концентрации витамина С
Наименование |
V (сок), мл. |
V (сок), мл. на каждую пробу |
V(I2), мл. на каждую пробу |
Сср (вит. С), моль/л |
Апельсин |
57,5 |
19,16 |
11 |
0,0029 |
Грейпфрут |
91,0 |
30,3 |
38,5 |
0,0064 |
Мандарин |
45,0 |
15,0 |
6,5 |
0,0022 |
Лимон |
64,0 |
21,3 |
13,3 |
0,0031 |
Далее произвели расчет массы витамина С в цитрусовых в мг/100 мл сока. Расчет производился по формуле:
М (вит. С) = Сср (вит. С)* 100 * Э (С6Н8О6)
М (вит. С) = Сср (вит. С)* 100 * 88
М (вит. С) = Сср (вит. С)* 8800
М (вит.С) – масса витамина С в мг на 100 мл сока.
100 – это 100 мл. сока
Э(С6Н8О6) – эквивалентная масса аскорбиновой кислоты (высчитанная нами ранее и равная = 88 г/моль)
Эти вычисления позволили сравнить массу витамина С (в мг) на 100 мл сока в каждом образце цитрусового плода.
Результаты расчётов представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Концентрация и масса витамина С на 100 мл сока в исследуемых цитрусовых
Наименование |
Сср (вит. С), моль/л |
М (вит.С), мг. |
Апельсин |
0,0029 |
25,5 |
Грейпфрут |
0,0064 |
56,32 |
Мандарин |
0,0022 |
19,36 |
Лимон |
0,0031 |
27,28 |
Метод титрования в приложении 1.
Проведенный эксперимент позволил сделать следующие выводы:
Самое большое содержание витамина С – в грейпфруте «Розовый». Наименьшее содержание витамина С – в мандаринах. Апельсины и лимоны содержат среднее количество витамина С.
Чтобы восполнить среднесуточную потребность организма в витамине С, достаточно съедать четыре-пять мандаринов, два-три апельсина или один грейпфрут в день.
В результате:
Мы частично подтвердили свою гипотезу, что в настоящее время цитрусовые, продаваемые в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома имеют не только непрезентабельный внешний вид, но и небезопасны с пищевой точки зрения для продажи: особенно самый популярный среди покупателей продукт – мандарин. Однако даже несоответствие продаваемой продукции требованиям ГОСТР53596-2009 они продолжают сохранять свои полезные свойства, а именно наличие в данной продукции важнейшего источника витаминов – витамина С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свежие продукты особенно полезны, и очень важно их покупать регулярно. Включение свежих продуктов в свой рацион помогает сохранить нормальный вес и вести здоровый образ жизни. Свежесть продуктов играет важную роль в наполнении организма необходимыми питательными веществами.
Мы привыкли с детства считать, что фрукты – это что-то несерьёзное, это дополнение к основному блюду, при этом мы вроде и знаем, что они полезны, но недооцениваем силу влияния, которую оказывают свежие продукты на наше физическое и психическое здоровье.
На самом деле, сырая еда, благодаря содержащихся в ней компонентах, способна вытаскивать людей из тяжёлых заболеваний. Разница между человеком, который употребляет ее каждый день в достаточном количестве и тем, кто употребляет пару ломтиков огурчика и яблочко – огромна.
Сырая еда существенно сказывается на нашем уровне энергии, самочувствии, расположении духа, памяти, концентрации внимания, скорости восстановления после физических нагрузок, работе пищеварения и многих других процессов.
Экономический кризис многих вынуждает сокращать расходы, в том числе и за счет питания. Однако, если от некоторых из них (фастфуда, сладких газированных напитков, майонеза и колбасных изделий сомнительного качества) можно с лёгкостью отказаться, то как быть с остальными? Тратить большие деньги на еду бессмысленно, но питаться плохо чревато. Потом тратиться придётся намного больше на восстановление организма.
Поэтому, экономить надо не в дешевой замене пищи или выборе продуктов худшего качества за меньшие деньги, а в подходе к питанию. Еда нужна каждый день. Но какая нужна еда – зависит только от нас.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ветров, Сергей Цитрусовые в кулинарии / Сергей Ветров. - М.: Профиздат, 2010. - 436 c.
2. Воронцов, В. В. Лимоны и другие цитрусовые растения в доме / В.В. Воронцов, Л.И. Улейская. - М.: Фитон+, 2014. - 144 c.
3. Лечение лимонами и другими цитрусовыми. - М.: Аверсэв, 1998. - 192 c.
4. Полякова, Е. А. Полюбите цитрусовые на здоровье! / Е.А. Полякова. - М.: ИГ "Весь", 2004. - 821 c.
5. ТребованияГОСТР53596-2009
6 rosstat.gov.ru – Федеральная служба государственной статистики.
7 https://dzen.ru/a/Y7l5vYI8AQfqlVe_
8.https://ferma-dv.ru/fermerskij-blog/pochemu-vazhno-est-produkty-svezhimi/
9.https://domchokolada.ru/blog/ozdorovlenie/oshibka-3-svezhaya-10.eda/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
11.https://dzen.ru/a/XI6HHKYRrgC0LV-W
12.https://burninghut.ru/ekonomit-na-ede/ 13.https://medaboutme.ru/articles/na_kakikh_produktakh_pitaniya_nelzya_ekonomit
14.https://rg.ru/2019/06/19/vrach-rasskazala-na-kakoj-ede-nelzia-ekonomit.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
15.https://food.inmyroom.ru/posts/19904-zdorove-dorozhe-6-produktov-na-kotoryh-nelzya-ehkonomit
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нормативно - правовые требования к качеству и безопасности свежих цитрусовых плодов после подготовки и упаковки перед реализацией потребителю
Нормативно - правовые требования к качеству и безопасности свежих цитрусовых плодов после подготовки и упаковки перед реализацией потребителю регламентируются ГОСТР53596-2009.
Настоящий стандарт распространяется на плоды цитрусовых культур, поставляемые в свежем виде потребителю и не предназначенные для промышленной переработки.с
Настоящий стандарт устанавливает требования к качетву и безопасности свежих цитрусовых плодов после подготовки и упаковки перед реализацией потребителю.
Наименование показателя |
Требования ГОСТР53596-2009 |
Внешний вид |
Плоды свежие, целые, чистые, здоровые, не увядшие, технически спелые, без повреждений сельскохозяйственными вредителями,болезнями, морозами, без механических повреждений, излишней внешней влажности, поверхность кожуры чистая от посторонних веществ, без побитостей или крупных зарубцевавшихся трещин, внутреннего сморщивания, типичного для сортаформыи окраски. |
Запахивкус |
Свойственныеданнымразновидностямбез постороннегозапаха и/илипривкуса |
Окраска |
Отсветло-желтойдооранжевой |
апельсинов |
|
мандаринов иих гибридов |
Желтая,желто-оранжевая |
лимонов |
Светло-зеленая,желтая |
грейпфрутов |
Желтая,желтаясрумянымибоками,допускаетсязеленоватая окраска |
Кодразмера |
0-7 |
Лимоны |
|
Мандарины |
1-4 |
Апельсины |
3-6 |
Размерплодов |
понаибольшему поперечному диаметру, см.: |
апельсины |
6,3-7,0 |
мандарины |
5,3-5,9 |
лимоны |
5,0-5,9 |
Массоваядоля плодовзагнивших, поврежденных, заплесневевших, давленых,подмороженных, зеленых |
Недопускаются |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ассортимент цитрусовых плодов, представленных
в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома
По итогам посещения магазинов ТС был составлен списокцитрусовыхплодов, реализуемых в магазинах на момент посещения:
Образец№1 –лимон свежийреализуемыйпоцене229,90руб./ кг. Цена со скидкой (по карте лояльности) – 169,90 руб./ кг.
Образец№2 –мандарин свежийреализуемыйпоцене219,90руб./ кг. Цена со скидкой (по карте лояльности) – 149,90 руб./ кг.
Образец№3 –апельсин свежийреализуемыйпоцене 179,90руб./ кг. Цена со скидкой (по карте лояльности) – 129,90 руб./ кг.
Образец№4 –грейпфрут свежийреализуемыйпоцене249,90 руб./ кг. Цена со скидкой (по карте лояльности) – 199,90 руб./ кг.
ОБРАЗЕЦ №1 – ЛИМОНЫ
ОБРАЗЕЦ №2 – МАНДАРИНЫ
О БРАЗЕЦ №3 – АПЕЛЬСИНЫ
ОБРАЗЕЦ №4 – ГРЕЙПФРУТ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Опрос потенциальных покупателей цитрусовых в одной из торгово-розничных сетей» г. Кострома на предмет их потребительских предпочтений
Вопросы анкеты:
Являетесь ли Вы покупателем магазинов ТС? (для определения целевого сегмента, т.к. нас интересовали только жители, покупающие товары в данной торговой сети). Закрытый вопрос.
Покупаете ли Вы цитрусовые? (для определения целевого сегмента, т.к. нас интересовали только жители, покупающие цитрусовые в данной торговой сети). Закрытый вопрос.
Какие цитрусовые плоды Вы покупаете чаще всего? (для определения наиболее популярных цитрусовых культур среди покупателей). Открытый вопрос. Можно было написать несколько вариантов ответа.
По каким критериям вы отбираете цитрусовые плоды для покупки? (для определения критериев оценки покупательской способности). Открытый вопрос. Можно было написать несколько вариантов ответа.
Важно ли для Вас качество плодов при минимальной цене? (для определения влияния цены на качество приобретаемой продукции). Закрытый вопрос.
Как может некачественный фрукт повлиять на здоровье человека? (для определения осведомленности покупателей о последствиях употребления некачественных фруктов). Открытый вопрос.
В результате:
Ответ на первый вопрос помог определить целевой сегмент для последующего анализа анкет, т.к. нас интересовали только жители, покупающие товары в данной торговой сети.
Ответ на второй вопрос помог определить целевой сегмент для последующего анализа анкет, т.к. нас интересовали только жители, покупающие именно цитрусовые в данной торговой сети.
Ответ на третий вопрос позволил составить рейтинг наиболее часто покупаемых цитрусовых культур. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа. Получившиеся данные представлены в таблице:
Наименование товара |
% |
Апельсин |
74% |
Грейпфрут |
52% |
Клементин |
38% |
Лайм |
6% |
Лимон |
96% |
Мандарин |
98% |
Помело |
4% |
Ответ на четвертый вопрос показал, какие критерии являются для респондентов обязательными при выборе цитрусового плода. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа. Получившиеся данные представлены в таблице (варианты ответов, набравшие менее 10%, в итоговую таблицу включены не были, так как носили исключительно субъективный характер и не олицетворяли мнение большинства):
Критерии |
% |
Цена |
100% |
Вкус |
91% |
Наличие скидок |
74% |
Внешний вид |
68% |
Санитарные условия продажи |
52% |
Размер плода |
31% |
Поведение продавца |
25% |
Окрас фрукта |
12% |
На пятый вопрос большинство респондентов ответили, что цена часто является определяющим фактором при покупке цитрусовой продукции. Покупатели готовы не обращать внимание на качество при наличии скидок или при выставлении продавцом минимальной цены. Количество респондентов, согласившихся на данное условие, составило – 54%.
На шестой вопрос все респонденты отметили, что есть риски приобретения некачественной продукции. Однако более 30% опрошенных считают, что при покупке цитрусовых эти риски гораздо меньше, чем при покупке молочных продуктов или колбасных изделий, а также мяса. Многие покупают некачественные фрукты для приготовления компотов или варенья, считая, что этот недостаток исчезнет при термической обработке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сенсорный анализпродаваемых цитрусовых плодов
в одной из торгово-розничных сетей г. Кострома
Наименование показателя |
Требования ГОСТ Р 53596-2009 |
Образец №1 – Лимон |
Образец №2 – Мандарин |
Образец №1 – Апельсин |
Образец №1 – Грейпфрут |
Внешний вид |
Плоды свежие, целые, чистые, здоровые, не увядшие, технически спелые, без повреждений сельскохозяйственными вредителями,болезнями, морозами, без механических повреждений, излишней внешней влажности, поверхность кожуры чистая от посторонних веществ, без побитостей или крупных зарубцевавшихся трещин, внутреннего сморщивания, типичного для помологического сортаформы |
В экземплярах на продажу НЕ ВСЕ плоды свежие, целые, чистые, здоровые, не увядшие, технически спелые, без повреждений сельскохозяйственными вредителями,болезнями, морозами, без механических повреждений, излишней внешней влажности, поверхность кожуры чистая от посторонних веществ, без побитостей или крупных зарубцевавшихся трещин, внутреннего сморщивания, типичного для помологического сортаформы |
|||
Запахивкус |
Свойственныеданнымразновидностямбезпостороннегозапаха и/илипривкуса |
Безпостороннегозапахаипривкуса |
Безпостороннегозапахаипривкуса |
Присутствует не свойственный для апельсинов вкус горечи |
Безпостороннегозапахаипривкуса |
Окраска Апельсинов |
Отсветло-желтойдооранжевой |
Желтая |
Оранжевая |
Оранжевая |
Желтая |
Мандариновиих гибридов |
Желтая,желто-оранжевая |
||||
Лимонов |
Светло-зеленая,желтая |
||||
Грейпфрутов |
Желтая,желтаясрумянымибоками,допускаетсязеленоватая окраска |
||||
Текстура |
Консистенция, мягкость, жёсткость, влажность и другие физические свойства продукта не должны влиять на восприятие в процессе употребления |
В норме |
В норме |
Консистенция – рыхлая, суховатая |
В норме |
Лимоны |
|||||
Мандарины |
|||||
Апельсины |
|||||
Грейпфруты |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Экспертизакачествацитрусовыхплодовдляустановления уровня токсичных элементов в продаваемой продукции
Наименование продукта |
Концентрация нитрат-ионов, мг/кг |
Апельсин |
3,0 |
Грейпфрут |
10 |
Мандарин |
15 |
Лимон |
1,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Экспертизакачествацитрусовыхплодовдляустановления уровня содержания витамина С в продаваемой продукции