ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

Шабунина В.Р. 1
1МБОУ гимназия №1 г.Задонска
Карасева З.А. 1
1МБОУ гимназия №1 г.Задонска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

На Руси известна поговорка: «Здоров будешь – всё добудешь». Так как физическое состояние организма напрямую связано со здоровьем. Физическое здоровье позволяет расширять возможности человека для полноценной жизни. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. По программе внеурочной деятельности я провела исследование физических и физиологических показателей здоровья учащихся 8 В класса нашей гимназии. В опросе было два вопроса: 1. Согласны ли вы участвовать в исследовании. 2. Кто из учеников класса не посещает любые спортивные кружки и секции, пропускает уроки физической культуры.

Цель:

Выявление с помощью различных методик физических и физиологических показателей здоровья подростков

Задачи:

1.Изучить методики определения физиологических и физических показателей учащихся.

2.Провести исследования по методикам.

3.Сравнить показатели между двумя группами учащихся.

4.Составить паспорт здоровья по двум группам.

5.Сделать вывод.

6.Пропагандировать здоровый образа жизни. Материалы и методы:

1. Теоретический метод (изучение литературы, реферирование, конспектирование, анкетирование).

2. Экспериментальный метод (проведение пробы по Бутейко, определение уровня здоровья (по Н.М. Амосову), оценка состояния иммунитета, определение суточной двигательной активности, исследование пульса, Измерение артериального давления, определение резервов сердечно-сосудистой систе­мы (по индексу Робинсона), оценка образа жизни, определение общего состояния дыхательной си­стемы (по Д.Макунину).

3. Аналитический метод (анализ экспериментальных данных и опроса, формулировка вывода).

II. Основная часть:

Описание методики исследования:

1. Проба по Бутейко.

Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокой­ный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания вам хочется сделать глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.

Оценка состояния: если вы задержали дыхание более чем на 40 с, значит, вы здоровы; на 20—40 с — здоровье ослаблено, менее 20 с — возможно, име­ются какие-либо заболевания.. 2. Уровень здоровья (по Н.М. Амосову)

Если вы не болели в течение учебного года, зна­чит, у вас высокий уровень здоровья, если болели во время эпидемии — средний уровень здоровья, если болели во время обычных учебных нагрузок — уро­вень здоровья низкий. 3. Оценка состояния иммунитета

Симптомы снижения иммунитета: частые вирус­ные инфекции, простуды (4 и более в год), перио­дическое появление герпеса, бородавок, фурунку­лов, папиллом, грибковых заболеваний, нагноение царапин, вялое течение воспалительных процессов, наличие хронических заболеваний 4.

Определение суточной двигательной активности

Регистрируется с помощью шагомера. Двигательная активность: от 30 000 шагов и выше — максимальная, 21 000-30 000 шагов - высокая, 10 000-20 000 шагов - умеренная,

ниже 10 000 шагов — недостаточная.

5. Исследование пульса

Пульс регистрируется путем прощупывания и под­счета пульсовых волн на лучевой или сонной арте­рии. Пульс можно подсчитывать за 15,30,60 с. Кисть руки должна располагаться на уровне сердца.

По пульсу определяют ритм, частоту сердечных сокращений, их силу, степень эластичности сосудов. Если пульсовые удары следуют через одинаковые промежутки времени, то пульс считается ритмичным. Каждому человеку присуща своя частота пульса. У взрослого человека пульс в норме 60—80 уд./мин. В положении лежа наблюдается наименьшая частота пульса. В положении сидя пульс учащается на 4—6 ударов, а в положении стоя на 10—12 ударов. С 8 до 12 ч пульс максимальный, к 14 ч пульс становится реже, а затем опять учащается, достигая максимума к 18—20 ч. Пульс учащается после приема горячей пищи и уменьшается при приеме холодной. Зимой пульс реже, чем летом. Повышение температуры тела на 1 градус сопровождается учащением пульса на 8—10 ударов, а у детей — на 15—20 ударов. Вариант 1. Подсчитайте пульс в разных физиче­ских состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний. Сравните результаты со среднестатистическими.

Частота пульса

100—130 уд./мин — небольшая интенсивность на­грузки,

130—150 уд./мин — нагрузка средней интенсив­ности,

170—200 уд./мин — предельная нагрузка.

Оптимальное значение частоты пульса при фи­зической нагрузке можно определить по формуле: (220-возраст) х 0,7.

Вариант 2. Поднимитесь по лестнице на 4-й этаж в нормальном темпе, после этого подсчитайте пульс. Если он меньше 100 уд./мин, вы в отличной форме, 100—120 — свидетельствует о хорошей форме, 120 и выше — о плохой. 6. Измерение артериального давления

Артериальное давление измеряется с помощью тонометра.

Вычислите ваше давление по формуле и сравните с измеренным.

АД систолическое =1,7 х возраст + 83,

АД диастолическое =1,6 х возраст + 42. Степень тренированности сердца (ТС)

Вариант 1. Вычисляется по формуле:

где П1 — частота пульса в положении сидя, П2 — частота пульса после 10 приседаний.

Оценка результатов: менее 30% - хорошая тренированность сердца, 30—45% — недостаточная

тренированность сердца, более 45% — низкая тре­нированность сердца.

Вариант 2. Измерьте пульс 5—6 раз в покое, най­дите среднее значение. Сделайте 20 приседаний. Подсчитайте пульс сразу же, затем через 10, 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Постройте график зависимости частоты сердечных сокращений (ЧСС) от времени. Определите, через сколько секунд ЧСС возвраща­ется в норму.

Оценка результатов: ест ЧСС выросла на 30% и меньше — хорошо, если более 30%, это свиде­тельствует о плохой тренированности сердца. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше — хо­рошо, от 2 до 3 мин — удовлетворительно, свыше 3 мин — плохо. 7. Определение резервов сердечно-сосудистой систе­мы (по индексу Робинсона)

И =

ЧСС х АД систолическое 100

Значение 76—85 свидетельствует о среднем ре­зерве, более высокое значение — о низком, более низкое значение — о высоком резерве. 8. Оценка образа жизни

Оцените по пятибалльной системе:

  • достаточно ли внимания вы уделяете физиче­ской нагрузке;

  • правильно ли питаетесь;

  • есть ли у вас какие-либо вредные привычки;

  • умеете ли вы облегчать течение болезни (сни­зить температуру, уменьшить боль и т.д.).

Общую сумму баллов разделите на 4, получилась средняя оценка.

9. Определение общего состояния дыхательной си­стемы (по Д.Макунину)

Ответьте на вопросы

  1. Были ли у вас заболевания легких?

  1. Кашляли ли вы в течение любых трех месяцев подряд на протяжении двух последних лет?

  1. Отделяется ли у вас при кашле мокрота?

  1. Возникает ли у вас одышка при подъеме на тре­тий этаж в обычном ритме?

  2. Болеете ли вы более двух раз в году простуд­ными заболеваниями?

  3. Бывают ли у вас приступы удушья или ощуще­ние нехватки воздуха при вдыхании резких запахов (табачный дым, духи и т.п.)?

  4. Появляется ли у вас «свистящее» дыхание при простудных заболеваниях?

  5. Появляется ли у вас кашель в зимнее время, когда вы выходите из теплого помещения на улицу или при входе с улицы в дом?

Если вы ответили «да» на 1,2, 3-й вопросы, вам следует посетить врача.

Если вы ответили «да» на 4-й вопрос, вам необхо­димо обследование.

Если вы ответили «да» на 5-й вопрос, вам необхо­димо укреплять иммунную систему, посоветуйтесь с врачом.

Если вы ответили «да» на 6, 7, 8-й вопросы, то вы входите в группу астматического риска. Исследование проводил в кабинете биологии на занятии внеурочной деятельности под руководством учителя биологии и по показателям медицинского кабинета гимназии.

III. Результаты исследования.

Самое первое, что я сделала в своем исследовании – это провела пробу Бутейко. Для этого ученики должны были удобно сесть, расслабиться, сделать спокойный вдох и неполный выдох, зажать нос пальцами и посчитать, сколько секунд они могут не дышать.

Если человек задержал дыхание более чем на 40с – вы здоровы, на 20-40с – здоровье ослаблено, менее 20с – возможно, имеются какие-то заболевания.

В итоге у учеников 1 группы показатели были выше, что подтверждает то, что физическая активность положительно влияет на дыхательную систему.

Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают функцию бронхов. Повышается жизненная емкость легких Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру совершенствуют механизм дыхания, координации дыхания и движений.

Кроме того, улучшается оксигинация (питание кислородом) тканей, что положительно влияет на функционирование нервной системы, улучшая мыслительный и процесс, что способствует процессу обучения.

Затем я провела опрос по здоровью учеников по методике Н.М. Амосова и оценила состояние иммунитета. По этому способу определяется уровень здоровья: болели ли подростки во время учебного года, эпидемии, обычных учебных нагрузок. 

Так как ребята первой группы практически не болели, их уровень здоровья и иммунитет были выше это значит, что физическая активность способствует развитию устойчивости организма к различным инфекциям.

Я измерила пульс в покое и после приседаний, а также измерила артериальное давление. Пульс – это колебания стенок артерии, вызванные сокращением желудочков сердца. Он учащается при физических нагрузках, так как организму необходимо большее количество кислорода. В связи с этим кровь начинает циркулировать быстрее, а это обеспечивается более интенсивной работой сердечной мышцы. По пульсу определяют ритм, частоту сердечных сокращений, их силу, степень эластичности сосудов. Если пульсовые удары следуют через одинаковые промежутки времени, то пульс считается ритмичным. Каждому человеку присуща своя частота пульса. У взрослого человека пульс в норме 60—80 уд./мин. В положении лежа наблюдается наименьшая частота пульса. В положении сидя пульс учащается на 4—6 ударов, а в положении стоя на 10—12 ударов. С 8 до 12 ч пульс максимальный, к 14 ч пульс становится реже, а затем опять учащается, достигая максимума к 18—20 ч. Пульс учащается после приема горячей пищи и уменьшается при приеме холодной. Зимой пульс реже, чем летом. Повышение температуры тела на 1 градус сопровождается учащением пульса на 8—10 ударов, а у детей — на 15—20 ударов. 

Измерила пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний. У первой группы показатели меньше, так как сердце выбрасывает большее количество крови (оно тренированное и привыкшее к физическим нагрузкам), восстановление пульса в норму происходит быстрее.

Занятие спортом способствует адаптации сердечно-сосудистой системы к повышенной нагрузке. Измерение артериального давления подтвердило моё предположение. Оценка образа жизни – это опрос, включающий вопросы:

• Достаточно ли внимания они уделяешь физической нагрузке.

• Правильно ли питаешься

• Есть ли у них какие-либо вредные привычки.

• Умеешь ли, облегчать течение болезни (снизить температуру, уменьшить боль)

Их нужно было оценить по пятибалльной системе и полученную сумму баллов разделить на 4.

У первой группы показатели здоровья лучше – это доказывает то, что у них лучше отношение к своему здоровью.

Также, я определяла общее состояние дыхательной системы у учащихся (по Д.Макунину)

Для этого ученикам необходимо было ответить на следующие вопросы:

1. Были ли у вас заболевания легких?

2. Кашляли ли вы в течение любых трех месяцев подряд на протяжении двух последних лет?

3. Отделяется ли у вас при кашле мокрота?

4. Возникает ли у вас одышка при подъеме на третий этаж в обычном ритме?

5. Болеете ли вы более двух раз в году простудными заболеваниями?

6. Бывают ли у вас приступы удушья или ощущение нехватки воздуха при вдыхании резких запахов (табачный дым, духи и т.п.)?

7. Появляется ли у вас «свистящее» дыхание при простудных заболеваниях?

8. Появляется ли у вас кашель в зимнее время, когда вы выходите из теплого помещения на улицу или при входе с улицы в дом?

Если они ответили «да» на 1,2, 3-й вопросы, им  следует посетить врача.

Если они ответили «да» на 4-й вопрос, им необходимо обследование.

Если они ответили «да» на 5-й вопрос, им необходимо укреплять иммунную систему, посоветоваться с врачом.

Если они ответили «да» на 6, 7, 8-й вопросы, то они входят в группу астматического риска.

IV. Вывод 

Физические и физиологические показатели подростков различаются. Причинами различий показаний оказался образ жизни подростков. Здоровыми показателями отличается первая группа подростков, которая занимается физической культурой, посещает спортивные кружки и секции. Для второй группы характерны многие показатели, отражающие отклонения от физических и физиологических норм по возрасту. С результатами исследования ознакомила испытуемых. Они изучили паспорт здоровья по группам, где наглядно убедились, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на показатели здоровья.

Список литературы.

1.Баранов А.А., Альбицкий И.Ю., Валиуллина С.А., Винярская, И.В. Изучение качества жизни детей – важнейшая задача современной педиатрии./ Обзор научно–исследовательских работ по педиатрии, выполненных в 2004 году// Москва,2005г.

2. Здоровье детей России /под редакцией А.А.Баранова. – М. 1999.

3. Колесов Д.В. Биология. 8 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Дрофа, 2012.

4. Назарова Е.И., Кузмичев Ю.Г, Леонов А.В., Матвеева Н.А., Усанова Е.П., Платонова Т.В., Авдеева Н.В., Е.В.Кулакова. Особенности гастроэнтерологической патологии у детей и пути оптимизации гастроэнтерологической помощи // Здравоохранение Российской Федерации.–2006.

5.Первое сентября. Биология. № 18, 2009 г. «Будь здоров»

Розенштейн А.М. Пособие для учителя. Самостоятельные работы учащихся по биологии. М.. «Просвещение», 2008

6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Мн.:»Современное слово», 2001.

7. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта, 2002.

Приложение.

1. анкета:

Как вы считаете, что должен делать человек, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье:

Варианты ответа

Число согласных

% согласных

  • Соблюдать режим дня

18

64

  • Утро начинать с зарядки

15

54

  • Закалять свой организм

15

54

  • Правильно и регулярно питаться

24

86

  • Заниматься спортом, больше двигаться

15

54

  • Следить за своей осанкой

28

100

  • Не курить

27

96

  • Высыпаться

28

100

По результатам анкетирования, мне стало понятно, почему среди моих одноклассников есть ребята, которые не занимаются физической культурой и спортом. Эти учащиеся не считают, что укрепляет здоровье, если утро начинать с зарядки и закаливать свой организм.

1 –я группа

Методика исследования

Показатели

1.Проба по Бутейко

2.Определение уровня здоровья (по Н.М. Амосову),

3. Оценка состояния иммунитета,

4. Определение суточной двигательной активности,

5.Исследование пульса

Уд./мин

6. Измерение артериального давления,

7.Определение резервов сердечнососудистой систе­мы (по индексу Робинсона),

8. Оценка образа жизни,

9.Определение общего состояния дыхательной си­стемы (по Д.Макунину)

10.Определеие гармоничности роста и веса

Средние показатели

42

Высокий и средний

хороший

Максимальная

60

66

120

110/70

Средний резерв

4,5

хорошее

Нет отклонений

2 –я группа

2 –я группа Методика исследования

Показатели

1.Проба по Бутейко

2.Определение уровня здоровья (по Н.М. Амосову),

3. Оценка состояния иммунитета,

4.Определение суточной двигательной активности,

5. Исследование пульса,

Уд./мин

6. Измерение артериального давления,

7. Определение резервов сердечнососудистой систе­мы (по индексу Робинсона),

8. Оценка образа жизни,

9. Определение общего состояния дыхательной си­стемы (по Д.Макунину)

10. Определение гармоничности роста и веса

Средние показатели

38

низкий

Пони-жен-ный

Умерен

ная и недоста

точная

70

78

150

120/80

низкий

3,5

Необхо-димо укреплять иммунную систему

Отклоне-ния

Просмотров работы: 11