Наставничество над юннатами Движения Первых в рамках формирования экологического сознания у граждан города Заполярный

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наставничество над юннатами Движения Первых в рамках формирования экологического сознания у граждан города Заполярный

Голованова В.А. 1Пономарев А.А. 1Сошников Д.В. 1Байкалов К.С. 1
1МБОУ СОШ № 19 г.Заполярный
Степусь Г.С. 1
1МБОУ СОШ №19 г. Заполярный
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Мы столь радикально изменяли нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя».

В. Норберт

Экологические проблемы сегодня рассматриваются, как проблемы сознания человека и его отношения к природе. Становится понятным, что предупреждение и преодоление экологической катастрофы невозможны без изменения сознательного отношения человека к окружающей среде, которое, со своей стороны, есть стержень экологического сознания. Рассматривая экологическое сознание как целостное мировоззрение, считаю самым интенсивным возрастной период юношества. Так как именно в этом возрасте формируются основные установки, основы и ориентации личности. И поэтому экологическое сознание служит целостной системой взглядов молодежи на мир, на собственное место в системе «человек-природа».

Актуальность моего проекта в том, что обществом всё больше осознаётся значение охраны природы, как условия выживания человечества, однако оно не вполне готово к реализации мер по охране природы, главным образом из-за отсутствия у населения экологического сознания и экологической культуры

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Практики, занимающиеся проблемами экологии, давно уже вынесли окончательный вердикт: либо человек меняет свое отношение к природе (и сам, соответственно, меняет

Цель:

Разработка и реализация плана работы с гражданами города, направленного на формирование у них предпосылок экологического сознания.

Задачи:

  1. Изучить экологическую ситуацию в России, Мурманской области и на территории Печенгского района

  2. Разработать план реализации цели проекта.

  3. Найти и проанализировать литературу по данной теме.

  4. Познакомиться с существующими программами по экологическому воспитанию детей.

  5. Определить основные направления работы по формированию экологического сознания.

  6. Разработать вопросы для проведения опроса учащихся с учетом нынешней экологической ситуации и социальной активности молодежи.

  7. Провести опрос учащихся путем анкетирования.

  8. Сделать выводы об уровне экологического сознания граждан города

Гипотеза:

Если на основе плана реализации поставленных задач, выполнить все пропагандирующие мероприятия с учащимися, то их уровень экологического сознания повысится.

Объект:

Экологическое сознание учащихся школы №19

Предмет:

Теоретические основы и практика в формировании экологического сознания и экологической культуры школьников.

Методы исследования:

  • Опросный лист для определения степени сформированности экологического сознания у учащихся;

  • Привлечение учащихся к экологическим мероприятиям;

  • Распространение листовок и буклетов.

Этапы исследования:

  • Начальный этап – определение проблемы, постановка цели и задач проекта, сбор необходимой теоретической информации, опрос участников проекта.

  • Этап разработки проекта – выбор направлений, форм и методов работы, разработка плана реализации проекта.

  • Этап реализации проекта – проведение мероприятий, направленных на повышение уровня экологического сознания

  • Этап завершения проекта –мониторинг результативности, презентация проекта.

Глава 1. Теоретические основы проекта.

1. 1 Историческая справка об экологической ситуации в России, Мурманской области и на территории Печенгского района.

Глобальные экологические проблемы актуальны для России. Следует признать, что страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.

В области действует около 170 предприятий, что обусловливает целый ряд экологических проблем: загрязнение воздуха, вод и почв.

Состояние экологической обстановки и проблемы экологической безопасности в Мурманской области имеют как общие для всей страны черты, так и региональные особенности.

Источниками загрязнения являются:

  1. Промышленность

  2. Энергетика

  3. Военные объекты

  4. Транспорт

  5. Коммунальнобытовое хозяйство

  6. Сельское хозяйство

  7. Дальний атмосферный и водный перенос загрязняющих веществ из других регионов

1. 2 Экологическое сознание и его типы

Экологическое сознание — это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования. Она включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно — реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество — природа».

Перед человечеством встали огромные по сложности и объему задачи. Впервые человек осознает свое единство со всей природой, незащищенность, уязвимость, хрупкость ее. Изучая взаимодействие общества с природой, люди должны считаться с объективным характером природного и общественного развития. Возникновение экологического сознания связано индустриальной цивилизацией и научно-технического прогресса.

Типы экологического сознания.

Экологическое сознание делиться на 2 типа:

- Антропоцентрический.

- Экоцентрический.

1.Антропоцентрический тип экологического сознания.

Антропоцентрические представления имеют исторический характер и сформировались как закономерное следствие выделения человека из природы. Сущность антропоцентрического сознания раскрывается в таких мировоззренческих принципах:

1) Высшей ценностью есть человек. Все другое в природе ценное настолько, насколько полезно человеку. Природа выступает собственностью человека.

2) Мир имеет иерархическое строение. Вершину иерархии занимает человек, середину - вещи, им созданные, фундамент - объекты природы, которые, в свою очередь, упорядочиваются в зависимости от полезности для человека.

3) Целью взаимодействия с природой есть его использования для удовлетворения тех или других прагматических потребностей человека, для получения им "полезного" продукта.

2.Экоцентрический тип экологического сознания.

Экоцентризм - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, где для деятельности человека сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия и распространения на мир природы этических норм и правил.

Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями:

1) Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Человек – не собственник, природы, а один из членов природного сообщества.

2) Отказ от иерархической картины мира: человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум. Наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе.

3) Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.

4) Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком.

5) Развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства.

6) Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

1.3 Роль и место экологии в современном обществе

Уже на современном этапе человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

Будучи естественной наукой, экология описывает, что происходит. Высокая значимость экологического образования подчёркивается многими международными организациями. Так, ООН, ЮНЕСКО и ЮНЕП не только подчёркивают значимость проблемы экологического образования, образования в области окружающей среды, но и рекомендуют решение этой проблемы всем государствам - участникам международного сообщества для приоритетной разработки.

Экологическая безграмотность - одна из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов преодоления экологических проблем, ведь молодое поколение - это будущее Земли. Экологическое сознание молодежи играет важную роль в сохранении и улучшении экологии Земли.

1.4 Основные проблемы экологического сознания граждан

В настоящее время есть большие проблемы по развитию экологического сознания у молодежи. Пока далеко не у каждого гражданина есть чувство любви и сопереживания и по отношению к природе и по отношению к другому человеку, который также является частью природы. И это чувство может быть сформировано только в том случае, если оно будет формироваться с раннего детства, и будет формироваться, прежде всего, как чувство, как эмоция, а не только знание. В настоящее время опора делается в сферу формирования определенных экологических знаний и принятия санкций по отношению к тем, кто оказывает негативное влияние на природу. Во многом это связано с непониманием. Знание того, что разрушает природу без сформированной любви к ней и сформированных стереотипов отношения к ней в лучшем случае не дает ничего. У нас же в образовательных учреждениях все делается наоборот, без учета законов психологии развития. Предлагаются различные программы, которые формируют определенные экологические знания. Однако, например, знание того, что преступник сделает другому человеку больно, не остановило еще ни одного преступника. Точно также знание факторов негативно влияющих на развитие природы не гарантирует гуманности его поведения в этой сфере.

С точки зрения законов психологии чувство любви к природе, формируется у ребенка, прежде всего, по типу реакции имитации, по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы это отношение к природе имело место в поведении взрослых и, очень важно, чтобы это отношение формировалось средствами массовой информации — через научно-популярные и художественные передачи. Нельзя не понимать, что именно средства массовой информации — телевидение, интернет являются сегодня основными воспитателями молодежи. Однако наше телевидение ежеминутно демонстрирует — как нужно и можно делать больно всему живому вокруг. Эти уроки никогда не пройдут даром. И трудно предположить, что молодые люди, для которых совершенно естественным является причинение боли другим людям, остановятся перед тем, чтобы точно также не разрушать природу.Я думаю, что этот вопрос должен быть поставлен на самых различных уровнях.

Глава 2. Практическая часть проекта

2.1. Изучение уровня экологического сознания учащихся школы.

Для начала нам хотелось определить уровень экологического сознания наших школьников.
Мы провели опрос среди учащихся 5-11 классов

На каждый вопрос надо было ответить «да» или «нет».

Знаешь ли ты , что такое экологическое сознание граждан?

Надо ли сохранять богатства природы?

Важно ли, что бы каждый человек понимал , что природу надо беречь?

Нужно ли формировать экологическое сознание среди граждан нашего города?

Было опрошено 152 человека. Результаты опроса показали, что отрицательных ответов , гораздо больше, а это означает, что уровень экологического сознания очень низок.

2.2.Разработка плана реализации мероприятий, направленных на повышение уровня экологического сознания.

Решение экологических проблем: пути и способы

Обучаясь в нашей школе я обратил внимание, что нам немало говорят об экологии. В последнее время проводится много различных мероприятий данную тему. От сюда мы знаем, что научно-техническая революция и использование полезных ископаемых земли, привело к тому, что экологическая ситуация на нашей планете ухудшается буквально на глазах. Уровень загрязнения недр, гидросферы и воздушного слоя земли приближается к критическому уровню. Человечество стоит на пороге глобальной катастрофы техногенного характера. К счастью, все больше государственных и общественных организаций понимает глубину и опасность проблемы.

Пути решения проблемы.

Не только по моему мнению подход к вопросам экологии должен быть комплексным. Он должен включать в себя долговременные и плановые мероприятия, направленные на все сферы жизни общества. Для кардинального улучшения экологической обстановки, как на Земле в целом, так и в отдельно взятой стране, необходимо осуществлять меры правового, экономического и технологического характера.

Действующие и предлагаемые меры по сохранению экологии.

Уменьшить бытовые и производственные отходы. Приучать население разделять отходы по группам, и отправлять на переработку для втор сырья. Особенно это остро касается пластиковой посуды и тары. Их постепенно необходимо заменить бумажной. Проводить исследования по выведению бактерий, которые питаются пластиком.

Проводить очистку сточных вод. Для обеспечения различных отраслей деятельности человека ежегодно расходуются миллиарды кубических литров воды. Современные очистные сооружения позволяют очищать ее до природного состояния.

Перейти к чистым источникам энергии. Это означает постепенный отказ от атомной энергии, двигателей и печей, работающих на угле и нефтепродуктах. Использование природного газа, ветровой, солнечной энергии и гидроэлектростанций обеспечивает чистоту атмосферы. Использование биотоплива позволит значительно снизить концентрацию вредных веществ в выхлопных газах.

Охранять и восстанавливать земли и леса. Проводить высаживание новых лесов в местах вырубок более активно, привлекать к этому молодежь. Осуществлять мероприятия по осушению земель, защите их от эрозии.

Вести постоянную агитацию в пользу экологии, менять взгляды людей на эту проблему, склоняя их к бережному отношению к окружающей среде.

Перспективы решения эко проблем в будущем.

В будущем основные усилия будут направлены на ликвидацию последствий техногенной деятельности человека и уменьшение вредных выбросов.

Для этого существуют такие перспективы:

Строительство специальных заводов для полной утилизации всех видов отходов. Это позволит не занимать новые территории под свалки. Полученную от сжигания энергию можно использовать для нужд городов.

Возведение тепловых электростанций, работающих на «солнечном ветре» (Гелий 3). Это вещество находится на Луне. Несмотря на большую стоимость его добычи, энергия, получаемая из «солнечного ветра» в тысячи раз превышает теплоотдачу от ядерного топлива. Перевод всего транспорта на силовые установки, работающие на газу, электричестве, аккумуляторах и водороде. Это решение будет способствовать сокращению выбросов в атмосферу. Холодный ядерный синтез. Этот вариант получения энергии из воды уже находится в стадии разработки.

Несмотря на серьезный ущерб нанесенный природе, человечество имеет все шансы вернуть ей первозданный вид, если мы молодое поколение, вся молодежь МИРА возьмётся за дело с полной отдачей.

Мною был разработан план реализации мероприятий, направленных на повышение уровня экологического сознания.

Мероприятие

Целевая аудитория

Сроки проведения

Тематические классные часы «Как сберечь природу и для чего это нужно»

5-11 классы

Третья неделя сентября

Распространение листовок

Для всей школы

Четвертая неделя сентября

Размещение на сайте школы баннера об охране окружающей среды

Для всех желающих

Первая неделя октября

Конкурс на лучший буклет «Береги наш край!»

8-11 классы

В течение октября

Выступление агитбригады

Для 5-7 классов

Начало ноября

Результаты реализации плана мероприятий, направленных на повышение уровня экологического сознания.

После всех мероприятий, был проведен повторный опрос в тех же классах, что и первый раз. Для чистоты результата, опрос проводился именно с теми людьми, что и в прошлый раз и количество взято тоже самое 152 человека. Проведя сравнительный анализ двух опросов, были оставлены только положительные ответы. Вы видите, что положительных ответов стало гораздо больше.

Выводы по результатам практической части.

Таким образом видно, что уровень сформированности экологического сознания значительно повысился. Мы делаем вывод, что благодаря различным агитационным мероприятиям, возможно повысить уровень экологического сознания у учащихся и более того, ребята с удовольствием подключались к их организации и проведению.

Заключение

Изучив данную тему, мы узнали много нового про экологическое состояние в мире и задались вопросом: «А что знают об экологии, учащиеся и учителя школы?». Таким образом, был составлен план работ, и по решению поставленной проблемы проведены шаги:

✓ сбор информации об экологии;

✓ социологический опрос об экологии;

✓ подготовка и распространение листовок и оформление стенда;

✓ изучение экологического состояния нашего края;

По результатам проделанной работы, был проведен анализ проекта с описанием и презентацией.

Таким образом, мы реализовали поставленную перед собой задачу и пришли к выводу, что каждому из нас необходимо задать себе вопрос: «Что мы оставим в наследство после себя своим потомкам?».

Об этом следует задуматься сегодня. Люди должны перестать поступать необдуманно и безответственно. Очень хочется, чтобы наше поколение выросло экологически грамотными, и чувствовали личную ответственность за состояние окружающей среды.

Библиографический список

1. А.М. Адам, О.Д. Лукашевич. Экология. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию, и охране окружающей среды: справочное пособие/Авт.-сост. А.М. Адам, О.Д. Лукашевич. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2008. – 368 с. //ekolog.org.

2. Аракчаа Л.К. Экология.Ч.1.:Учебное издание.-Кызыл, 2001.-111с.

3. Символика особо охраняемых природных территорий//gossluzhba.narod.ru

4.http://www.theenglishlibrary.es/wpcontent/uploads/2016/07/Ernst_Haeckel_young.jpg (Дата обращения 13.02.19г.)

5. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71049964/#ixzz4ctsZAF9Z ( Дата обращения 14.02.19)

Приложение 1

Рекомендаций по охране окружающей среды

-не засорять леса бытовым и промышленным мусором, стихийными свалками;

-остановить многочисленные строительства в лесных зонах дач, коттеджей, дорог, в том числе стихийные и неконтролируемые;

-уменьшить промышленные загрязнения окружающей среды;

-бесконтрольно самовольно не рубить деревья на хозяйственные нужды;

-охранять от лесных пожаров;

-более интенсивно работать по восстановлению лесов после рубок;

-усиленный контроль за природопользованием.

Просмотров работы: 5