Причины и источники засорения русской речи

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Причины и источники засорения русской речи

Степаненко И.М. 1
1ФГКОУ ВКК СК РФ им.ФФ Слипченко
Савонина О.И. 1
1ФГКОУ ВКК СК РФ им.ФФ Слипченко
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Состояние языка и языковой культуры в последней четверти XX в. и в начале XXI в. обращает на себя озабоченное внимание общества. Русский язык в последние годы активно засоряется. Филологи давно бьют тревогу: в язык постоянно проникает много словесного «мусора», в результате чего язык утрачивает многие свои черты. Мне не безразлична судьба русского языка, потому что я вижу, что культура общения на родном языке уходит на второй план. Современные подростки стараются общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре, поэтому мы не должны этого допустить.

Актуальность темы: исследование источников и причин засорения русской речи является актуальным, поскольку позволяет выявить негативные тенденции в развитии языка, понять их причины и предложить пути их предотвращения или минимизации. Это способствует сохранению богатства и чистоты русского языка, а также повышению уровня языковой культуры населения.

Проблема заключается в том, что школьники активно используют слова-паразиты, не всегда осознавая этого.

Цель исследования: изучить причины и источники засорения русской речи, выявив основные факторы, влияющие на её чистоту и богатство, и разработать рекомендации по повышению культуры речи.

Задачи исследования:

1.Изучить засорение русской речи как культурно-языковую проблему.

2.Определить причины и источники, приводящие к использованию нелитературных элементов речи.

3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты.

4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Объект исследования: лексические единицы русской речи, демонстрирующие явления засорения русской речи.

Предмет исследования: наличие ненормированной лексики в моём окружении, речь обучающихся кадетского корпуса.

Гипотеза: школьники активно используют слова-паразиты, не всегда осознавая этого. Предполагаю, что школьники осознают необходимость борьбы с засорённостью речи словами-паразитами

Методы исследования

Для проведения исследования будут использованы следующие методы:

-Анализ литературных источников и научных публикаций по данной теме;

-Сравнительный анализ текстов разных эпох для выявления изменений в лексике и стилистике;

-Опрос носителей языка для определения их отношения к проблеме засорения речи;

-Статистический анализ данных о частотности использования заимствованных слов и жаргонизмов в современной литературе и СМ

Практическая значимость работы: возможность использования материала, его результатов и выводов на практике при проведении мероприятий на тему: «Источники и причины засорения русской речи»

Глава 1. Понятие засорения русской речи ее причин и источников.

1.1. Засорение русской речи как культурно-языковая проблема

Засорение речи — это культурно-языковая проблема, которая связана с появлением в речи людей большого числа слов-паразитов и неуместных жаргонизмов и заимствований.

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. И мы просто обязаны его беречь. Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у него есть враги? Конечно, есть. Это разный словесный мусор.

Словесный мусор – это лишние слова, которые вредят нашей речи. Это жаргон, это слова-паразиты, это вычурные заимствования, это искалеченные слова, употребляемые безграмотно. В последние годы русский язык активно засоряется, в него постоянно проникает много слов, которые не соответствуют нормам литературного языка, из-за чего он теряет свои уникальные черты.

Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах жизни, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как человек владеет богатством родного языка, насколько эффективно им пользуется, - очень важная задача. Каждый образованный человек должен уметь оценивать речевое поведение - своё и собеседника, соотносить речевые поступки с конкретной ситуацией общения.

Русская речь переживает сегодня состояние острого кризиса. Избавить ее (вылечить) от неоправданных заимствований, просторечий, жаргонизмов и вульгаризмов в одночасье невозможно. Мы бьем тревогу, чтобы экологию речевой среды и то, что мы говорим и как мы говорим перестало быть только личным делом каждого отдельного человека и стало бы предметом организованных, целенаправленных общих усилий устранения «речевого мусора».

До тех пор, пока мы не станем к охране родного языка относиться так же, как к собственному здоровью, каждое последующее поколение будет отдаляться от понимания единства своей культуры.

Что же можно и нужно делать? Во-первых, повысить время изучения русского языка в школе, ведь именно в ней ученик проводит больше всего времени, именно в ней пополняет свой лексический запас. Во-вторых, создать цензуру, извлекающую из книг, телевидения, журналов грубые фразы, пошлые шутки. Ведь свобода слова – это еще не вседозволенность!

1.2 Причины и источники засорения речи

Речь большинства людей невозможно представить без слов-паразитов. Чрезмерное употребление слов, засоряющих речь, не лучшим образом сказывается на репутации говорящего.

Причин, засоряющих нашу речь, много, но основная причина засорения речи – «погоня» за модой и современностью. Например, молодые люди считают, что современный язык должен быть «прикольный», «крутой», а правильная, культурная речь кажется молодежи скучной. Другая причина - чтобы выделиться среди сверстников – быть не таким, как все. Школьникам кажется, что если они будут говорить на культурном языке, то одноклассники и друзья не только их не поймут, но и будут смеяться. Третья причина - в детстве хочется выглядеть взрослее, старше. Школьники «изобретают» новые слова, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от взрослых.

Ещё одна проблема-мат - нецензурная брань. Это болезнь нашего общества. Язык всегда отражает состояние общества. И если в нем присутствует мат, это сказывается прежде всего на молодежи. Запретность ненормативной лексики снижается, и речь наша засоряется. Когда мы решили выяснить, почему молодые люди матерятся, то были полны оптимизма, надеясь, что найдем причины этой беды, а значит, и пути преодоления проблемы под названием «мат».. . Оказалось, что совсем немногие видят проблему в употреблении нецензурной брани.

Но проблема распространения нецензурной брани стала в России настолько велика, что наличие мата наносит весьма ощутимый вред, так как это признак необразованности, бескультурья, бездуховности. Но что самое страшное: это всё ведет к деградации личности.

Употребление в речи слов-паразитов многие объясняют необходимостью связывания тех или иных элементов высказывания, отражением эмоционального состояния говорящего, а также для заполнения пауз. Употребляемые в меру, такие слова придают речи дополненность и необходимую окраску, однако бездумное повторение слов-паразитов лишает их смысла и нагромождает речь лишними элементами.

Говоря о засорении речи нельзя не вспомнить о сленге (англ. slang) — набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах. Сленг — это молодежный жаргон, разговорная речь.

Основные причины употребления сленга в речи подростка:

-сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих, помним, что для них это важно, это часть их становления;

-сленг делает речь более выразительной, эмоциональной и краткой;

сленг – способ скрыть безграмотность, скудность языка, шанс выглядеть модно.

Молодёжь всегда стремилась обозначиться и самоутвердиться в обществе, создать свой стиль общения, усовершенствовать, довести до ума уже имеющийся, но этот стиль должен отличаться от общепринятого. Но сленг вовсе не опасен, если его применение оправдано и уместно, а используемые слова дополняют речь, а не засоряют её.

Причины засорения речи могут быть следующими:

-низкий уровень владения языком, скудный словарный запас (зачастую этим страдают малообразованные люди);

-неуверенность, страх публичных выступлений;

-недостаточное знание предмета беседы;

-бессвязность и бессистемность мыслей;

-скорость мышления (затрудняясь подобрать нужное слово, человек использует звуки-паразиты. Такие заминки «режут» слух);

-отсутствие коммуникативного опыта;

-дань моде, подражание (получившее широкое распространение слово начинает прилипать к каждому человеку);

- проявление эмоций;

- слова-паразиты как часть образа (человек намеренно использует сорные слова);

-стремление использовать в своей речи заимствованные слова.

Нарушение чистоты речи приводит к ухудшению качества высказывания, затруднённому его пониманию, большому количеству речевых ошибок и неудачам в коммуникации.

Слова, которые попадают в русский язык, можно разделить на несколько категорий: варваризмы, вульгаризмы, жаргон (арго), неологизмы, сленг различных социальных и профессиональных групп, а также простые заимствования.

Источники засорения речи различны:

Первая группа - заимствование иностранных слов. Заимствование - неоднозначное явление. С одной стороны, русский язык пополняется новыми нужными словами, которые отражают реальные процессы, происходящие в мире и российском обществе. Заимствование способствует обогащению словарного состава языка. С другой стороны, злоупотребление иноязычными словами, неоправданное их употребление приводит к засорению литературного языка. Варваризмы – это иностранные слова или выражения, которые не полностью освоены заимствующим языком. Примеры таких слов: авеню, денди, мадам, мосье, микадо, фрау, табурет, хобби. Обычно варваризмы используются для описания чужеземных обычаев и быта, чтобы создать местный колорит.

Вторая группа слов – вульгаризмы (простонародные слова). Вульгаризм – это грубое слово или выражение, которое выходит за пределы литературной лексики. Примеры таких слов: вместо лицо – морда, рыло, харя; вместо есть – жрать, лопать; вместо умереть – окочуриться, околеть, откинуться.

Также одним из источников загрязнения русского языка является жаргон, который формируется в различных субкультурах. Субкультура – это культура социальной или демографической группы, которая может быть ограничена из-за бедности социальных связей или затруднённого доступа к культурному наследию. Важно использовать это понятие в контексте ограниченных социальных общностей, поскольку мы можем говорить о культуре интеллигенции или национальных групп, когда она полноценна и свободно развивается. К сожалению, мы являемся свидетелями использования жаргонной лексики не только в школе, в повседневной жизни, но и в печати, на телевидении, на радио, на эстраде. Обоснованную тревогу вызывают хлынувшие в печать и тексты.

Интернет является не только источником разнообразной информации, но и популярным средством общения. Неудивительно, ведь общаться в сети дешевле и проще: не важны ни возраст собеседника, ни его удалённость. Интернет-сленг сегодня можно встретить повсюду: рекламные агентства привлекают молодёжь, используя интернет-термины, дикторы радио и телевидения используют интернет-язык, а наши «звёзды» употребляют интернет-сленг в своей речи. Например, певцы используют различные интернет-фразы в своих социальных сетях, а молодёжь слепо подражает своим кумирам («изи» — легко, «криповый» — пугающий, ужасный, «паль» — самая некачественная подделка, «треш»— в переводе с английского означает мусор).

Коверкая слова и изобретая свой интернет-язык, молодёжь испытывает ощущение свободы. Сленг делает речь более краткой и эмоционально выразительной, а говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Новый стиль общения в интернете предполагает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом быть оригинальным. Непринуждённый молодёжный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей, объясняя это тем, что они «не в теме».

Современного школьника трудно представить без сленга. Его главные достоинства – выразительность и краткость. Таким образом, сленг является неотъемлемой частью речи. Многие преподаватели, филологи и деятели культуры считают, что характерными чертами сленга являются расшатывание норм языка и снижение общей и словесной культуры. Поэтому всё больше людей считают, что электронное общение школьников необходимо корректировать: развивать умение слышать себя и грамотно оформлять свои мысли. Анализируя влияние сленга на речь современного подростка, я выделила как положительные, так и отрицательные его аспекты.

В нашем языке все слова имеют свое лексическое значение. Существует множество слов-паразитов в русском языке, например:

1. «Типа»

2.«Короче»

3. «Получается»

4.«Прикинь»

5. «Значит»

6. «Как бы»

7. «Блин»

8. «Вот», «так», «так вот»

9. «В самом деле», «просто»

10. «Ё-мое», «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки»

11. «Как говорится», «как его»

12.«Ну», «ну вот»

13. «Понимаешь»

14. «Скажем», «собственно говоря», «допустим»

15. «То есть»

16. «Это», «это самое», «я имею в виду», «как его»

17. «Прикольно»

18. «По кайфу» …

Речевые паразиты не приносят речи говорящего ничего, кроме засоренности. Речь, переполненная часто повторяющимися словами или звуками, становится трудной для восприятия и даже режет слух. Для того чтобы речь звучала приятно и понятно, стоит потрудиться над тем, как убрать слова паразиты из своей речи.

Глава 2. Анализ наиболее употребляемых слов-паразитов.

В ходе исследования мы провели опрос и анкетирование в 8 и 10 классах. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы: учащиеся 8 и 10 классов в своей речи употребляют слова, называющие людей, оскорбительного характера (дебил, лох,); употребляют в молодежном жаргоне глаголы (балдеть, встрял, лоханулся,), слова-междометия (блин, капец, получается, короче, ё-моё), прилагательные (классный, крутой, клевый, беспонтовый).

К сожалению, эти неприятные слова употребляются довольно часто. Особенно много таких слов употребляют учащиеся 8 классов.

Анкетирование 8 классов показало следующие результаты:

1.Должны ли мы, по вашему мнению, бережно относиться к русскому языку?

а) да -38

б) нет –0

2.Что значит, с вашей точки зрения, бережное отношение к языку?

а) не употреблять жаргоны, слова-паразиты, излишние заимствования -12

б) грамотно говорить и писать-16

в) не выражаться нецензурно - 10

3.Часто ли вы употребляете в своей речи слова-паразиты?

а) да - 31

б) нет - 7

4.Раздражают ли вас слова, не относящиеся к нормативной лексике.

а) да -28

б) нет - 2

в) не все - 8

5.Кто, на ваш взгляд, говорит правильно?

а) учителя -15

б) родители - 9

в) люди старшего поколения – 11

г) никто – 3

6. Какие слова – паразиты Вы используете в своей речи?

7. Пути решения проблемы засорения речи?

В результате опроса пришли к выводу, что к русскому языку надо относиться бережно: не засорять свою речь жаргонами, словами – сорняками, неоправданными заимствованиями. Не использовать ненормативную лексику. По мнению учеников, правильно говорят учителя, родители и люди старшего поколения.

Анкетирование 10 классов показало следующие результаты:

1. Как вы считаете, какие факторы способствуют засорению современной русской речи?

а) использование жаргонных выражений - 19

б) чрезмерное употребление иностранных слов - 10

в) влияние средств массовой информации - 6

2. Какие элементы чаще всего встречаются в вашей повседневной речи?

а) жаргонизмы -15

б) заимствованные слова -10

в) просторечия -10

3. На ваш взгляд, кто больше подвержен использованию нежелательных элементов в речи?

а) молодежь -28

б) люди среднего возраста - 3

в) все группы населения одинаково подвержены этому - 4

4. В каких ситуациях вы замечаете за собой использование нежелательной лексики?

а) в общении с друзьями - 18

б) в социальных сетях - 12

в) никогда не использую такую лексику - 5

5. Что, по вашему мнению, может способствовать улучшению качества речи?

а) повышение уровня образования - 19

б) пропаганда культуры речи через СМИ -11

в) государственные программы поддержки языковой культуры -5

6. Оцените, насколько, по вашему мнению, проблема засорения речи актуальна сегодня?

а) очень актуальная - 28

б) умеренно актуальная - 6

в) неактуальная – 1

7. Какие слова – паразиты Вы используете в своей речи?

8. Пути решения проблемы засорения речи?

Ниже приведена диаграмма, основанная на результатах анкетирования:

Критерии

да

нет

Бережное отношение к русскому языку_8 класс

38

0

Бережное отношение к русскому языку_10 класс

28

6

Ниже приведена диаграмма, основанная на результатах анкетирования:

Наименование разделов

8 класс

10 класс

использование жаргонных выражений

28

19

чрезмерное употребление иностранных слов

9

10

влияние средств массовой информации, в том числе блогеров

12

6

влияние смс -общения. Искусственное сокращение слова и предложения

29

31

влияние социально-технологических факторов

15

19

использование слов-паразитов

31

21

К сожалению, по результатам анкетирования было выявлено, что основная масса обучающихся использует в своей речи слова-паразиты. Самыми употребляемыми являются следующие выражения: «капец», «пипец», «короче», «блин», «чо», «просто», «типа», «клёво», «как бы», «вот», «прикинь», «ну», «по ходу», «в общем», «в натуре», «прикол». «ну вот», «ясно», «изи», «рил», «треш», «топ», «жесть», «ну да», «офигеть, «получается» …

Учащиеся 8 и 10 классов предложили следующие пути решения проблемы засорения русского языка:

-повышать интерес к изучению русского языка и литературы;

-через средства массовой информации пропагандировать культуру речи, а сами СМИ должны стать образцами русского литературного языка;

-ограничивать заграничную рекламу, заменить русскими аналогами;

-поднимать молодежь на борьбу с засорением русского языка (проводить акции, форумы);

-журналисты, политики, представители власти должны владеть нормами русской литературной речи;

-избегать общения с людьми, которые злоупотребляют жаргонами и сквернословием;

-читать классику.

Каждый человек должен захотеть говорить на русском языке правильно, доступно, выразительно. Грамотная речь должна стать нормой.

Заключение

Роль русского языка в жизни каждого человека огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности. Обучающиеся нашего кадетского корпуса, как и предполагалось, активно используют в своей речи слова-паразиты, но не всегда даже осознают это. Ребята в целом знакомы с понятием «слова-паразиты», умеют выделять эти слова в речи, чётко понимают недопустимость излишнего их использования и осознают необходимость борьбы с засорённостью речи.

За последние годы особенно среди молодежи заметны признаки духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанные с языковыми потерями. Поэтому сегодня необходимо пробудить в каждом человеке, особенно в подрастающем поколении, уважение к русскому языку. Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи. Нужно каждому воспитывать в себе вкус к правильному языку. «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать…», - говорил Антон Павлович Чехов.

Методов борьбы с речевыми паразитами очень много, однако самым важным аспектом этой борьбы является постоянный самоконтроль со стороны говорящего. Так же как паразиты стали привычкой, необходимо сделать своей привычкой красивую и лаконичную речь. В этом поможет дисциплина и регулярное внимание к собственной речи.

А закончить хочется словами И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Используемая литература:

1. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи. Вставные элементы в речевом потоке. М. Просвещение, 1985.

2. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке? // 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.

3. Лихачёв Д.С. Статья «О добро и прекрасном». М. Наука,1991.

4. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты. М., Русский язык,2009.

5. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. М. Просвещение, 2001.

Просмотров работы: 328