Введение
Состояние языка и языковой культуры в последней четверти XX в. и в начале XXI в. обращает на себя озабоченное внимание общества. Русский язык в последние годы активно засоряется. Филологи давно бьют тревогу: в язык постоянно проникает много словесного «мусора», в результате чего язык утрачивает многие свои черты. Мне не безразлична судьба русского языка, потому что я вижу, что культура общения на родном языке уходит на второй план. Современные подростки стараются общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре, поэтому мы не должны этого допустить.
Актуальность темы: исследование источников и причин засорения русской речи является актуальным, поскольку позволяет выявить негативные тенденции в развитии языка, понять их причины и предложить пути их предотвращения или минимизации. Это способствует сохранению богатства и чистоты русского языка, а также повышению уровня языковой культуры населения.
Проблема заключается в том, что школьники активно используют слова-паразиты, не всегда осознавая этого.
Цель исследования: изучить причины и источники засорения русской речи, выявив основные факторы, влияющие на её чистоту и богатство, и разработать рекомендации по повышению культуры речи.
Задачи исследования:
1.Изучить засорение русской речи как культурно-языковую проблему.
2.Определить причины и источники, приводящие к использованию нелитературных элементов речи.
3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты.
4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.
Объект исследования: лексические единицы русской речи, демонстрирующие явления засорения русской речи.
Предмет исследования: наличие ненормированной лексики в моём окружении, речь обучающихся кадетского корпуса.
Гипотеза: школьники активно используют слова-паразиты, не всегда осознавая этого. Предполагаю, что школьники осознают необходимость борьбы с засорённостью речи словами-паразитами
Методы исследования
Для проведения исследования будут использованы следующие методы:
-Анализ литературных источников и научных публикаций по данной теме;
-Сравнительный анализ текстов разных эпох для выявления изменений в лексике и стилистике;
-Опрос носителей языка для определения их отношения к проблеме засорения речи;
-Статистический анализ данных о частотности использования заимствованных слов и жаргонизмов в современной литературе и СМ
Практическая значимость работы: возможность использования материала, его результатов и выводов на практике при проведении мероприятий на тему: «Источники и причины засорения русской речи»
Глава 1. Понятие засорения русской речи ее причин и источников.
1.1. Засорение русской речи как культурно-языковая проблема
Засорение речи — это культурно-языковая проблема, которая связана с появлением в речи людей большого числа слов-паразитов и неуместных жаргонизмов и заимствований.
Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. И мы просто обязаны его беречь. Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у него есть враги? Конечно, есть. Это разный словесный мусор.
Словесный мусор – это лишние слова, которые вредят нашей речи. Это жаргон, это слова-паразиты, это вычурные заимствования, это искалеченные слова, употребляемые безграмотно. В последние годы русский язык активно засоряется, в него постоянно проникает много слов, которые не соответствуют нормам литературного языка, из-за чего он теряет свои уникальные черты.
Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах жизни, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как человек владеет богатством родного языка, насколько эффективно им пользуется, - очень важная задача. Каждый образованный человек должен уметь оценивать речевое поведение - своё и собеседника, соотносить речевые поступки с конкретной ситуацией общения.
Русская речь переживает сегодня состояние острого кризиса. Избавить ее (вылечить) от неоправданных заимствований, просторечий, жаргонизмов и вульгаризмов в одночасье невозможно. Мы бьем тревогу, чтобы экологию речевой среды и то, что мы говорим и как мы говорим перестало быть только личным делом каждого отдельного человека и стало бы предметом организованных, целенаправленных общих усилий устранения «речевого мусора».
До тех пор, пока мы не станем к охране родного языка относиться так же, как к собственному здоровью, каждое последующее поколение будет отдаляться от понимания единства своей культуры.
Что же можно и нужно делать? Во-первых, повысить время изучения русского языка в школе, ведь именно в ней ученик проводит больше всего времени, именно в ней пополняет свой лексический запас. Во-вторых, создать цензуру, извлекающую из книг, телевидения, журналов грубые фразы, пошлые шутки. Ведь свобода слова – это еще не вседозволенность!
1.2 Причины и источники засорения речи
Речь большинства людей невозможно представить без слов-паразитов. Чрезмерное употребление слов, засоряющих речь, не лучшим образом сказывается на репутации говорящего.
Причин, засоряющих нашу речь, много, но основная причина засорения речи – «погоня» за модой и современностью. Например, молодые люди считают, что современный язык должен быть «прикольный», «крутой», а правильная, культурная речь кажется молодежи скучной. Другая причина - чтобы выделиться среди сверстников – быть не таким, как все. Школьникам кажется, что если они будут говорить на культурном языке, то одноклассники и друзья не только их не поймут, но и будут смеяться. Третья причина - в детстве хочется выглядеть взрослее, старше. Школьники «изобретают» новые слова, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от взрослых.
Ещё одна проблема-мат - нецензурная брань. Это болезнь нашего общества. Язык всегда отражает состояние общества. И если в нем присутствует мат, это сказывается прежде всего на молодежи. Запретность ненормативной лексики снижается, и речь наша засоряется. Когда мы решили выяснить, почему молодые люди матерятся, то были полны оптимизма, надеясь, что найдем причины этой беды, а значит, и пути преодоления проблемы под названием «мат».. . Оказалось, что совсем немногие видят проблему в употреблении нецензурной брани.
Но проблема распространения нецензурной брани стала в России настолько велика, что наличие мата наносит весьма ощутимый вред, так как это признак необразованности, бескультурья, бездуховности. Но что самое страшное: это всё ведет к деградации личности.
Употребление в речи слов-паразитов многие объясняют необходимостью связывания тех или иных элементов высказывания, отражением эмоционального состояния говорящего, а также для заполнения пауз. Употребляемые в меру, такие слова придают речи дополненность и необходимую окраску, однако бездумное повторение слов-паразитов лишает их смысла и нагромождает речь лишними элементами.
Говоря о засорении речи нельзя не вспомнить о сленге (англ. slang) — набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах. Сленг — это молодежный жаргон, разговорная речь.
Основные причины употребления сленга в речи подростка:
-сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих, помним, что для них это важно, это часть их становления;
-сленг делает речь более выразительной, эмоциональной и краткой;
сленг – способ скрыть безграмотность, скудность языка, шанс выглядеть модно.
Молодёжь всегда стремилась обозначиться и самоутвердиться в обществе, создать свой стиль общения, усовершенствовать, довести до ума уже имеющийся, но этот стиль должен отличаться от общепринятого. Но сленг вовсе не опасен, если его применение оправдано и уместно, а используемые слова дополняют речь, а не засоряют её.
Причины засорения речи могут быть следующими:
-низкий уровень владения языком, скудный словарный запас (зачастую этим страдают малообразованные люди);
-неуверенность, страх публичных выступлений;
-недостаточное знание предмета беседы;
-бессвязность и бессистемность мыслей;
-скорость мышления (затрудняясь подобрать нужное слово, человек использует звуки-паразиты. Такие заминки «режут» слух);
-отсутствие коммуникативного опыта;
-дань моде, подражание (получившее широкое распространение слово начинает прилипать к каждому человеку);
- проявление эмоций;
- слова-паразиты как часть образа (человек намеренно использует сорные слова);
-стремление использовать в своей речи заимствованные слова.
Нарушение чистоты речи приводит к ухудшению качества высказывания, затруднённому его пониманию, большому количеству речевых ошибок и неудачам в коммуникации.
Слова, которые попадают в русский язык, можно разделить на несколько категорий: варваризмы, вульгаризмы, жаргон (арго), неологизмы, сленг различных социальных и профессиональных групп, а также простые заимствования.
Источники засорения речи различны:
Первая группа - заимствование иностранных слов. Заимствование - неоднозначное явление. С одной стороны, русский язык пополняется новыми нужными словами, которые отражают реальные процессы, происходящие в мире и российском обществе. Заимствование способствует обогащению словарного состава языка. С другой стороны, злоупотребление иноязычными словами, неоправданное их употребление приводит к засорению литературного языка. Варваризмы – это иностранные слова или выражения, которые не полностью освоены заимствующим языком. Примеры таких слов: авеню, денди, мадам, мосье, микадо, фрау, табурет, хобби. Обычно варваризмы используются для описания чужеземных обычаев и быта, чтобы создать местный колорит.
Вторая группа слов – вульгаризмы (простонародные слова). Вульгаризм – это грубое слово или выражение, которое выходит за пределы литературной лексики. Примеры таких слов: вместо лицо – морда, рыло, харя; вместо есть – жрать, лопать; вместо умереть – окочуриться, околеть, откинуться.
Также одним из источников загрязнения русского языка является жаргон, который формируется в различных субкультурах. Субкультура – это культура социальной или демографической группы, которая может быть ограничена из-за бедности социальных связей или затруднённого доступа к культурному наследию. Важно использовать это понятие в контексте ограниченных социальных общностей, поскольку мы можем говорить о культуре интеллигенции или национальных групп, когда она полноценна и свободно развивается. К сожалению, мы являемся свидетелями использования жаргонной лексики не только в школе, в повседневной жизни, но и в печати, на телевидении, на радио, на эстраде. Обоснованную тревогу вызывают хлынувшие в печать и тексты.
Интернет является не только источником разнообразной информации, но и популярным средством общения. Неудивительно, ведь общаться в сети дешевле и проще: не важны ни возраст собеседника, ни его удалённость. Интернет-сленг сегодня можно встретить повсюду: рекламные агентства привлекают молодёжь, используя интернет-термины, дикторы радио и телевидения используют интернет-язык, а наши «звёзды» употребляют интернет-сленг в своей речи. Например, певцы используют различные интернет-фразы в своих социальных сетях, а молодёжь слепо подражает своим кумирам («изи» — легко, «криповый» — пугающий, ужасный, «паль» — самая некачественная подделка, «треш»— в переводе с английского означает мусор).
Коверкая слова и изобретая свой интернет-язык, молодёжь испытывает ощущение свободы. Сленг делает речь более краткой и эмоционально выразительной, а говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Новый стиль общения в интернете предполагает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом быть оригинальным. Непринуждённый молодёжный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей, объясняя это тем, что они «не в теме».
Современного школьника трудно представить без сленга. Его главные достоинства – выразительность и краткость. Таким образом, сленг является неотъемлемой частью речи. Многие преподаватели, филологи и деятели культуры считают, что характерными чертами сленга являются расшатывание норм языка и снижение общей и словесной культуры. Поэтому всё больше людей считают, что электронное общение школьников необходимо корректировать: развивать умение слышать себя и грамотно оформлять свои мысли. Анализируя влияние сленга на речь современного подростка, я выделила как положительные, так и отрицательные его аспекты.
В нашем языке все слова имеют свое лексическое значение. Существует множество слов-паразитов в русском языке, например:
1. «Типа»
2.«Короче»
3. «Получается»
4.«Прикинь»
5. «Значит»
6. «Как бы»
7. «Блин»
8. «Вот», «так», «так вот»
9. «В самом деле», «просто»
10. «Ё-мое», «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки»
11. «Как говорится», «как его»
12.«Ну», «ну вот»
13. «Понимаешь»
14. «Скажем», «собственно говоря», «допустим»
15. «То есть»
16. «Это», «это самое», «я имею в виду», «как его»
17. «Прикольно»
18. «По кайфу» …
Речевые паразиты не приносят речи говорящего ничего, кроме засоренности. Речь, переполненная часто повторяющимися словами или звуками, становится трудной для восприятия и даже режет слух. Для того чтобы речь звучала приятно и понятно, стоит потрудиться над тем, как убрать слова паразиты из своей речи.
Глава 2. Анализ наиболее употребляемых слов-паразитов.
В ходе исследования мы провели опрос и анкетирование в 8 и 10 классах. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы: учащиеся 8 и 10 классов в своей речи употребляют слова, называющие людей, оскорбительного характера (дебил, лох,); употребляют в молодежном жаргоне глаголы (балдеть, встрял, лоханулся,), слова-междометия (блин, капец, получается, короче, ё-моё), прилагательные (классный, крутой, клевый, беспонтовый).
К сожалению, эти неприятные слова употребляются довольно часто. Особенно много таких слов употребляют учащиеся 8 классов.
Анкетирование 8 классов показало следующие результаты:
1.Должны ли мы, по вашему мнению, бережно относиться к русскому языку?
а) да -38
б) нет –0
2.Что значит, с вашей точки зрения, бережное отношение к языку?
а) не употреблять жаргоны, слова-паразиты, излишние заимствования -12
б) грамотно говорить и писать-16
в) не выражаться нецензурно - 10
3.Часто ли вы употребляете в своей речи слова-паразиты?
а) да - 31
б) нет - 7
4.Раздражают ли вас слова, не относящиеся к нормативной лексике.
а) да -28
б) нет - 2
в) не все - 8
5.Кто, на ваш взгляд, говорит правильно?
а) учителя -15
б) родители - 9
в) люди старшего поколения – 11
г) никто – 3
6. Какие слова – паразиты Вы используете в своей речи?
7. Пути решения проблемы засорения речи?
В результате опроса пришли к выводу, что к русскому языку надо относиться бережно: не засорять свою речь жаргонами, словами – сорняками, неоправданными заимствованиями. Не использовать ненормативную лексику. По мнению учеников, правильно говорят учителя, родители и люди старшего поколения.
Анкетирование 10 классов показало следующие результаты:
1. Как вы считаете, какие факторы способствуют засорению современной русской речи?
а) использование жаргонных выражений - 19
б) чрезмерное употребление иностранных слов - 10
в) влияние средств массовой информации - 6
2. Какие элементы чаще всего встречаются в вашей повседневной речи?
а) жаргонизмы -15
б) заимствованные слова -10
в) просторечия -10
3. На ваш взгляд, кто больше подвержен использованию нежелательных элементов в речи?
а) молодежь -28
б) люди среднего возраста - 3
в) все группы населения одинаково подвержены этому - 4
4. В каких ситуациях вы замечаете за собой использование нежелательной лексики?
а) в общении с друзьями - 18
б) в социальных сетях - 12
в) никогда не использую такую лексику - 5
5. Что, по вашему мнению, может способствовать улучшению качества речи?
а) повышение уровня образования - 19
б) пропаганда культуры речи через СМИ -11
в) государственные программы поддержки языковой культуры -5
6. Оцените, насколько, по вашему мнению, проблема засорения речи актуальна сегодня?
а) очень актуальная - 28
б) умеренно актуальная - 6
в) неактуальная – 1
7. Какие слова – паразиты Вы используете в своей речи?
8. Пути решения проблемы засорения речи?
Ниже приведена диаграмма, основанная на результатах анкетирования:
Критерии |
да |
нет |
Бережное отношение к русскому языку_8 класс |
38 |
0 |
Бережное отношение к русскому языку_10 класс |
28 |
6 |
Ниже приведена диаграмма, основанная на результатах анкетирования:
Наименование разделов |
8 класс |
10 класс |
использование жаргонных выражений |
28 |
19 |
чрезмерное употребление иностранных слов |
9 |
10 |
влияние средств массовой информации, в том числе блогеров |
12 |
6 |
влияние смс -общения. Искусственное сокращение слова и предложения |
29 |
31 |
влияние социально-технологических факторов |
15 |
19 |
использование слов-паразитов |
31 |
21 |
К сожалению, по результатам анкетирования было выявлено, что основная масса обучающихся использует в своей речи слова-паразиты. Самыми употребляемыми являются следующие выражения: «капец», «пипец», «короче», «блин», «чо», «просто», «типа», «клёво», «как бы», «вот», «прикинь», «ну», «по ходу», «в общем», «в натуре», «прикол». «ну вот», «ясно», «изи», «рил», «треш», «топ», «жесть», «ну да», «офигеть, «получается» …
Учащиеся 8 и 10 классов предложили следующие пути решения проблемы засорения русского языка:
-повышать интерес к изучению русского языка и литературы;
-через средства массовой информации пропагандировать культуру речи, а сами СМИ должны стать образцами русского литературного языка;
-ограничивать заграничную рекламу, заменить русскими аналогами;
-поднимать молодежь на борьбу с засорением русского языка (проводить акции, форумы);
-журналисты, политики, представители власти должны владеть нормами русской литературной речи;
-избегать общения с людьми, которые злоупотребляют жаргонами и сквернословием;
-читать классику.
Каждый человек должен захотеть говорить на русском языке правильно, доступно, выразительно. Грамотная речь должна стать нормой.
Заключение
Роль русского языка в жизни каждого человека огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности. Обучающиеся нашего кадетского корпуса, как и предполагалось, активно используют в своей речи слова-паразиты, но не всегда даже осознают это. Ребята в целом знакомы с понятием «слова-паразиты», умеют выделять эти слова в речи, чётко понимают недопустимость излишнего их использования и осознают необходимость борьбы с засорённостью речи.
За последние годы особенно среди молодежи заметны признаки духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанные с языковыми потерями. Поэтому сегодня необходимо пробудить в каждом человеке, особенно в подрастающем поколении, уважение к русскому языку. Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи. Нужно каждому воспитывать в себе вкус к правильному языку. «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать…», - говорил Антон Павлович Чехов.
Методов борьбы с речевыми паразитами очень много, однако самым важным аспектом этой борьбы является постоянный самоконтроль со стороны говорящего. Так же как паразиты стали привычкой, необходимо сделать своей привычкой красивую и лаконичную речь. В этом поможет дисциплина и регулярное внимание к собственной речи.
А закончить хочется словами И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Используемая литература:
1. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи. Вставные элементы в речевом потоке. М. Просвещение, 1985.
2. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке? // 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.
3. Лихачёв Д.С. Статья «О добро и прекрасном». М. Наука,1991.
4. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты. М., Русский язык,2009.
5. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. М. Просвещение, 2001.