ВВЕДЕНИЕ
Очень часто дети слышат от взрослых, что поедание сладкого –вредное занятие, что от этого разрушаются зубы, портится аппетит, нарушается обмен веществ, а уж фантики и обертки от кондитерских изделий – вообще бесполезный мусор!
Насколько мне известно, многие ученые говорят о пользе сахара: он помогает работать нашему мозгу.
Тогда у меня возникли вопросы: «Если сладкое так вредно и бесполезно, почему же тогда на протяжении многих веков кондитерские изделия выпускаются в огромном количестве?», и, главное, «неужели фантики –бесполезный мусор?».
Так можно ли найти применение «бесполезному мусору» - оберткам от конфет?
Я попытаюсь это сделать!
На уроках русского языка нам рассказали о том, что основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.
Актуальность исследования - заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной и средней школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?
Гипотеза:в названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка
Объект исследования:фантики от конфет
Предмет исследования: орфограммы русского языка
Цель:показать, что изучать правила русского языка можно в занимательной форме.
Задачи:
1. Изучить названия разных конфет.
2. Повторить изученные орфограммы.
3. Развивать орфографическую зоркость.
Методы исследования:
Справочно-информационный;
Наблюдение;
Поисковый;
Анализ и систематизация.
Предполагаемый результат:
1. Создать «сладкий» орфографический словарик (Приложение № 1)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Из истории первых конфетных фантиков.
Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Кроме основного предназначения в качестве упаковки, является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование: «Фантик конфетная обёртка как предмет игры» [Ожегов, Шведов, 1999, с724].
В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой слово "фантик":
1. Конфетная обертка;
2. Особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики» [Ефремова,2000, с574].
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля есть только слово «фант – залог, заклад в домашних семейных играх» [Даль, 2001, с621].
Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон, а в 1872 году он придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.
Почему обертка для конфет называется фантиком и когда она вошла в употребление?
Простенькие этикетки в России появились еще при Петре I. Но до середины XIX в. конфеты в обертки не заворачивались. Их раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюда, а брали специальными щипчиками. Зато шоколадные конфеты удостаивались разноцветной фольги: различным начинкам соответствовали свои цвета. К концу XIX в. число кондитерских производств сильно возросло, торговая реклама стала играть заметную роль.
Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно.
И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей. В начале 20 века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпасье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила...
Лет 80 тому назад существовала шуточная игра в фанты, в нее играли и взрослые и дети. И все же фантик преимущественно остается частью детских игр, выполняя познавательную, просветительную задачу. Широко были распространены фантики с репродукциями известных картин, изображениями видов городов, географических карт. Шрифт, краски, орнамент привлекали взгляд. До наших дней дожил легендарный фантик «Мишка косолапый». Этот маленький шедевр – творческая переработка картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору» был создан в начале XX века графиком Мануилом Андреевым.
Фантики стали своего рода зеркалом, в котором отразились все значительные события, юбилеи памятные даты русской истории.
В советские времена конфетный фантик, как и многое другое, был идеологизирован. Все, что славилось, отмечалось, праздновалось, отражалось на обертке: юбилей революции, 8 марта, 1 мая, 7 ноября, полет в космос и т. д. Яркой приметой 60- годов ХХ века стал полёт человека в космос. Это эпохальное событие тоже нашло отражение в таких названиях конфет: «Космос», «Космическая». В годы правления Хрущева и увлечения производством кукурузы – появились конфеты с изображением кукурузы и название «Чудесница». В тот период также можно было увидеть конфеты с такими прекрасными названиями, как «Артистическая», «Баядерка», «Идиллия» «Лебединая Песня», «Синяя птица», «Снегурочка», «Маленькие Музыканты», «Детские забавы».
Обёртка для конфет и шоколадной плитки – это и часть повседневной жизни, и особый знак эпохи, вызывающий в памяти запах и вкус даже спустя много лет.
Сегодня над разработкой фантиков работают грамотные маркетологи использующие научный подход, их цель соблазнить нас оберткой на покупку очередной вкуснятины.
Так в период XІX начала XX века подлинным отражением эпохи во всем ее многообразии становятся фантики с названиями конфет.
По фантикам можно было изучать азбуку, и цифры, узнать о разных странах. Иногда на фантики помещали загадки, ребусы, гороскопы, частушки и стихи. Вот одна из загадок на фантике «Кто родился и никогда не умирал?» (Род человеческий). В начале XІX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова и других, изображения, связанные с императорской Россией. Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой. На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни с кротким взглядом, фарфоровой кожей, замысловатыми прическами, узкими талиями. По этим изображениям можно было составить представление о модных тенденциях того времени. Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому- либо событию.
Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков
Меня заинтересовали в конфетах не только вкус и разноцветный фантик, но и то, что на нём написано. И я стал обращать внимание – как пишутся данные слова. На уроках русского языка в 5 классе мы изучаем разные виды орфограмм. Я обратился к учебнику. Все виды орфограмм на форзаце учебника. Вспомнил, повторил. У меня возникла идея: почему бы не классифицировать названия конфет по разным их видам. Так как фантиков у меня достаточное количество, мне интересно было разделить из на группы.
Орфограмма - от греч. orthos - правильный и grammа – письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.
После того, как были выявлены орфограммы в названиях конфет, я распределил их на группы:
1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
«Желейные», «Мармедад в шоколаде», «Ромашка», «Белая черемуха», «Ешкина коровка», «Картошка», «Премьера», «Ананасная долина», «Мишка косолапый», «Маша и медведь», «Одуванчик».
2. Проверяемая безударная гласная в корне слова. «Марсианка»-марс, «Золотой ключик»- золото, «Веснянка» -весны, «Кот в сапогах» -сапог, «Морская песенка»-море, «Лебедушка»-лебедь, «Украшение»-украсить, «Морячки»-море, «Слеза мужчины»-слёзы,
3. Парные согласные в корне слова. «Экипаж» - экипажи, «Коровка» - корова, «Кот в сапогах» - коты, «Сладкое созвучие»-сладенький, «Мармелад в шоколаде»-мармеладный, «Вологодская сказка»»-сказочка
4. Разделительный Ь. «Птичье молоко», «Премьера», «Курьез»
5. Имена собственные «Маша и медведь», «Аленка», «Настенька», «Лёвушка»,
6. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ. «Белочка», «Ласточка», «Птичка», «Морячки», «Ромашка», «Красная шапочка»
7. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. «Очумелый шмель», «Двойная радость», «Сласть», «Маша и медведь»
8. Падежные окончания имён существительных. «Мишка на севере», «Серебряное копытце», «Суфле воздушное»
9. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова. «Славянка шоколадная»
10. Буквы и, у, а после шипящих. «Маленькое чудо», «Новогоднее чудо», «Веселая щучка»
11. Буквы И-Ы после Ц «Цитрон»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Больше всего оказалось фантиков с правописанием безударной гласной в корне слова.
Данную тему я обсудил с одноклассниками. Провел анкетирование. Результаты анкетирования показали, что ребята любят конфеты, обращают внимание на яркий цветной фантик, название конфет. Но не обращают внимание на правописание орфограмм в названии конфет. Но многие считают, что из фантиков можно сделать разные поделки.
А также вместе с учителем русского языка и литературы провели орфографический диктант. Цель диктанта: выяснить, на сколько ребята обращают внимание на правописание слов на фантиках конфет.
Принимало участие в анкетировании и диктанте – 40 учеников. На основании результатов практической работы, я сделал вывод: Ребята, которые не обращают внимание на название конфет и их правописание, допускают больше всего ошибок.
Проводя исследовательскую работу, я понял, что многие ребята не всегда обращают внимание на правописание слов на фантиках конфет. Но после нашей совместной работы, мои одноклассники заинтересовались этой темой и даже некоторые из них тоже захотели коллекционировать фантики.
65% моих одноклассников считают, что из фантиков конфет можно делать необычные поделки. Меня это заинтересовало. Я думаю, что в ближайшее время я обязательно заинтересуюсь этой темой и возможно на следующий год представлю вам новый проект «Удивительные изделия из фантиков конфет».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бумажные и блестящие, яркие и многослойные... В первую очередь нас привлекает фантик, а потом уже — сама конфета. В ходе своей работы мы узнали о появлении первого конфетного фантика, о том, какой смысл вкладывали в него кондитеры. Выяснили, что фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса. Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.
Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка; поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет, названия можно использовать при изучении темы "Имя существительное».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. Баулина А.Г. М.: Инсбук-бизнес, 2007.
2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для школьника. Серия "Детский плутарх" М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999,230 стр.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4 т. Т.2 И-О/ В. И. Даль М.: OOO "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2001,712стр.
4. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 2000 г.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Просвещение,1999,900 стр.
6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: «Просвещение», 1978, 727стр
7. Интернет-ресурсы.
П риложение