ВВЕДЕНИЕ
Общение – очень важная составляющая нашей жизни. Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитателя, учителя... Угостили малыша, - «Что надо сказать?» - говорит ему мама. «Помаши ручкой «до свидания» - просят ребёнка родители - эти напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи. «Обычному человеку с людьми не жить» - гласит русская пословица. Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Одной из важнейших проблем современного общества является низкая культура речи1. На уроках в школе нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя правила употребления лексики русского языка. Но речь наша зачастую маловыразительна, засорена. А в общении со сверстниками мы сознательно используем другой язык, свободный от норм. Почему это происходит? От чего зависит? Мы решили заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи.
Слово - великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать, утешить и развеселить. Часто ли мы прислушивался к тому, как мы говорим? Конечно, мы слышим, когда из уст наших собеседников вылетают нецензурные выражения. Но оказывается, «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами. Использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом. Но из-за возникшей «моды» на то или иное слово оно может встречаться в речи людей, владеющих литературной нормой. Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова.
Какие сорные слова встречаются в речи учащихся нашей школы и о чём они могут рассказать? Как бороться с активным употреблением нашими сверстниками таких словечек? Как беречь чистоту своей речи? Как сделать речь выразительной, образной? В своём проекте мы попытались ответить на эти вопросы.
Предмет исследования: слова-паразиты, используемые учениками в устной речи.
Объект исследования: речь учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ № 10 г Кумертау.
Цель данной работы – изучение проблемы засоренности речи учащихся 5- 6 классов словами-«паразитами» и поиски путей решения данной проблемы. Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
выяснить, почему слова называются «паразитами»;
рассмотреть группы слов, относящихся к словам-паразитам;
выяснить, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка;
определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи.
Гипотеза: подростки употребляют слова-паразиты потому, что не замечают их в своей речи или не придают значения проблеме засорённости языка.
Работа проводилась в несколько этапов:
Изучение литературы по теме исследования.
Наблюдение за речью учащихся на уроке и вне уроков, в неформальной обстановке.
Анкетирование
В ходе работы над этой темой мы обращались к специальной литературе, посвящённой культуре речи, к Интернет-материалам; наблюдали за речью учащихся 5-6 классов нашей школы; проводили анкетирование, анализировали полученные результаты.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Слова - паразиты и причины их употребления
Родной язык - не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем… Это еще и музыка, источник, золотой ключик к пониманию истории, народной мудрости.
В словаре Ожегова написано, что слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения или высказывания. По правилам языка все слова в высказывании должны нести определённую смысловую нагрузку. Но не всегда это получается. Употребление слов-паразитов нарушает правила русского языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в несвойственном контексте. Такая речь, переполненная словесными сорняками, лишена точности, выразительности, строгости, логичности.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э», «это самое».
Паразит – это организм, питающийся за счет другого организма. Слова – паразиты скорее съедают наше время и внимание. Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова - паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и тоже слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.
Слова - паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова – паразиты - это удел людей с маленьким словарным запасом.
Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по той причине, что нужное слово в этот момент в голову не приходит.
Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «видите ли», «ну как вам сказать» и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию.
Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы:
Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
Мода на некоторые слова
Классификация «слов-паразитов»
Интересно заметить, что практически никогда в список слов–«паразитов» не входят глаголы, союзы, существительные, прилагательные, предлоги. В основном это частицы: «как бы», «пожалуй», «ну», «так», «вот». Используются и местоимения: «как его», «там», «это самое». Популярны и лишние вводные элементы речи: «собственно говоря», «короче», «стало быть», «допустим», «в принципе», «значит». Причем, проблема в данном случае состоит не в употреблении «слов–паразитов», а в неумении четко и ясно выразить свою мысль.
Таким образом, знание особенностей употребления «слов-паразитов» помогло лучше узнать и характер своих одноклассников. Употребление лишних и бессмысленных слов имеет место в слабо контролируемой устной речи. Особенно часто слова-«паразиты» встречаются у малограмотных людей. Человек, не умеющий или не желающий связно высказать свои размышления. Испытывает затруднения на стыке слов и предложений. Поэтому он пытается вставить какие-то слова, чтобы собраться с мыслями. О таком человеке хочется заметить: «Сказал так много, что ничего не сказал».
Далеко не все слова становятся «паразитами». Чаще это слова с ослабленным лексическим значением: частицы, местоимения, модальные и вводные слова. Практически нет имен существительных, прилагательных, глаголов, предлогов, союзов.
Есть слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. Это наши «как бы», «просто», «короче», «типа», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», которые, как кажется говорящему, делают его речь замысловатой и многозначительной.
Но ведь эти слова не всегда были «паразитами»! Вполне невинные по природе, они стали ими от частого употребления.
Итак, в качестве слов-паразитов чаще всего выступают:
1) частицы: указательная - вот, резюмирующая - ну, модальная - пожалуй, утвердительная- так, вопросительная - да, эмоционально- экспрессивные просто и прямо, сравнительная как бы;
2)вводные слова: конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать;
3)местоимения: указательное местоимение - это, сочетание указательного и определительного местоимений - это самое, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения - как его, местоименное наречие - там.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-«паразитов» свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет мат, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов.
Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.
Самые популярные среди молодежи слова-«паразиты»: Как бы….; Блин, пипец; Типа, на самом деле, ИМХО…; Не вопрос, без проблем; Не, ну ваще… ;То есть/Скажем…; Практически, фактически, ясно…; Зачет, отлично, прикольно, жесть, рулез, ужос, тема, шикарно, отлично, перфектно, респектно…; Ниочем, вобщем; Оки, чмоки, поки, сигма, пикми, обоюдно, пон, пже, на кондициях.
Очень сложно разделить слова-паразиты на какие-то определенные группы. В настоящее время не существует единой принятой системы классификации слов-«паразитов». Но причины употребления назвать можно:
Добавить красок - можно заменить целый оборот из 4-6 слов, который надо еще подобрать, чтобы выразить свою мысль.
Дань моде - интернет - сокращения; подростковый сленг
Художественно выразить свои эмоции в момент диалога;
Компенсировать бедность лексикона и неуверенность в подборе слов.
Как характеризуют человека его слова-«паразиты».
Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
По словам-«паразитам» можно судить о характере человека. Так, психологи считают, что человек-тугодум часто говорит бессмысленные словечки: «это…, ну…,…э...». Слово «ну» говорят в минуты волнения, а употребление слова «на самом деле» присуще самоуверенным занудам. Слово «короче» - прямой показатель спешки, нервозности, агрессии.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«На самом деле» используют люди, желающие открыть людям глаза на правду жизни – борец за истину; считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово «просто». Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто!
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно»– оборот в речи интеллектуала.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практический опыт изучения слов – паразитов.
Материалы и методы исследования
В качестве материалов исследования послужили данные, собранные во время наблюдения за речью моих сверстников в школе, во время уроков и перемен, а также в свободное от занятий время. Наблюдение проводилось в течение трех месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь) на базе нашей школы.
Методы, использованные в исследовательской работе, носили как теоретический (анализ, сравнение, классификация, обобщение, описательный метод), так и практический характер: наблюдение, методы обработки материалов исследования в виде диаграмм, словесных описаний.
Результаты наблюдения за речью и опроса обучающихся нашей школы
Благодаря наблюдению за речью обучающихся нашей школы был установлен полный список слов-«паразитов», используемых нами, и выявлена частотность их употребления. Нами было выявлено, что мальчики чаще говорят слова: «щаа», «короче», «смари», «да ладно», «блин», «эээ», «это, как то», «типа», «блин», «сигма», «пикми», «обоюдно», «пон», «пже», «на кондициях», а девочки - «щаа», «блин», «смари», «короче», «это», «типа», «как его», «ола», «офигел», «кринж», «треш». Сравнение их употребления говорит о следующем: большинство обучающихся очень подвижны, часто спешат, могут быть нервозными (слово «короче» употребляют и мальчики, и девочки), иногда - ленивыми («щаа» употребляют и девочки, и мальчики), а мальчики - беспечными (да ладно). Девочки чаще испытывают досаду (блин) или затрудненность в подборе слова (как его).
Используя методы обработки материалов наблюдения, мы составили диаграммы, показывающие, сколько человек и в каком количестве употребляет то или иное слово-«паразит». Ниже представлены диаграммы частоты употребления слов-«паразитов» обучающимися нашей школы.
В результате наблюдения за речью одноклассников мы пришли к следующим выводам:
среди учеников нашего класса существует проблема употребления слов-«паразитов»;
самыми распространенными из них стали слова: «да, ладно», «как бы», «блин», «короче», «типа», «щаа», «сигма», «пикми», «обоюдно», «пон», «пже»;
Эти слова очень коверкают нашу речь, мешают нам правильно и грамотно выражать свои мысли.
3. Исследование употребления слов-«паразитов» в речи учащихся
На уроках литературы, истории, географии, биологии, а также на теоретических КЗ в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Ученикам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-«паразиты в вашей речи», проведен эксперимент «Частота употребления слов-паразитов».
В анкетировании и устном опросе принимали участие 45 обучающихся 5-6 классов. Респондентам были заданы следующие вопросы:
1. Употребляете ли ВЫ в своей речи слова-паразиты?
(ДА или НЕТ)
2. Как часто вы употребляете такие слова?
(ИНОГДА, КАЖДЫЙ ДЕНЬ,РЕДКО)
3. Нужны ли такие слова в речи?
(ДА или НЕТ) (и ДА и НЕТ)
4. Мешают ли вам слова-паразиты общаться с окружающими»?
(ДА или НЕТ)
5.Какие способы борьбы со словами-паразитами вы можете предложить»?
6.Как вы относитесь к людям, которые употребляют слова-паразиты в речи? (безразлично, отрицательно, положительно)
Результаты анкетирования «Слова-«паразиты» в нашей речи» оказались шокирующими. Анкетирование позволило выявить, что из 44 опрошенных 40 употребляют в своей речи слова-паразиты, 1 человек ответил, что старается не употреблять их, и только 5 из 44 ответили на данный вопрос отрицательно. Но по нашим наблюдениям, всё-таки этот ученики употребляют такие слова, в чём неоднократно был замечены.
На 3-й вопрос: «Как часто вы употребляете такие слова?» 18 учеников ответили «часто («каждый день»), 25 учеников употребляют слова-паразиты - «редко», «очень редко».
Следующий вопрос: «Нужны ли такие слова в речи?» 10 учеников считают, что подобные слова не нужны в речи; 5 учеников полагают, что без слов-паразитов нам не обойтись, в некоторых ситуациях они даже могут помочь («для выхода эмоций», «для поддержки контакта с собеседником»). Остальные 29 ответили «не думал(а) об этом».
На 5 вопрос: «Нужны ли слова-«паразиты» в нашей речи»?
5 учеников считают, что слова-паразиты не мешают нам общаться с окружающими; 10 ученика считают, что слова-паразиты мешают нам общаться с окружающими; 29 учеников–«не знаю», «да и нет», «50/50», «бывает, мешают и помогают».
На основании наблюдений на уроках и внеурочное время (с октября г. по декабрь 2024 г) был составлен частотный словарь слов-паразитов.
Самыми распространенным и общеупотребимыми из слов-паразитов являются: «ну», «вот», «типа», «короче», «блин», «Вообще, ваще!», «кстати», «че», «чиназес», «сигма», «пикми», «обоюдно», «пон», «пже», «на кондициях». Исследования мы проводили на основании сравнения частотности употребления слов-паразитов в обстановке урока учащимися нашего класса и учителями, работающими в нашем классе. Нами было выдвинуто предположение, что педагоги тоже в своей устной речи используют словесный «мусор».
Как избавиться от слов – «ПАРАЗИТОВ»?
Наши рекомендации.
Избавиться от употребления «слов-паразитов» в речи нам поможет работа над собой и соблюдение следующих правил:
Не бояться тишины, не спешить заполнить паузы.
Читать вслух доклад, стоя перед зеркалом. Стараться говорить спокойнее, развивать в себе уверенность.
Записать свой монолог на диктофон и посчитать количество «слов-паразитов».
Контролировать свою речь, делать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.
Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-«паразиты».
Были сформулированы некоторые рекомендации для тех, кто желает исключить из речи слова-паразиты:
Читайте хорошую литературу.
Наказывайте себя штрафом.
Практикуйте выступления перед аудиторией.
Повышайте самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».
Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
Включить самоконтроль за речью, своей и чужой.
Если так и просится сказать «в общем», «это самое», «ну», то проговаривать эти слова мысленно, а вслух—все остальные.
Лучше сократить объем информации, говорить простыми предложениями и медленно, тогда слова-паразиты для связки будут не нужны.
Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Психологи советуют устроить день «паразитоговорения» и наоборот.
Прослушать в записи собственный рассказ на тему «Как я провел(а) день».
Попытаться возвращать словам и выражениям их первоначальный смысл.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чистая речь – это речь, в которой нет выражений, чуждых литературному языку. Чистота речи предполагает соблюдение языковых норм. Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, жаргонизмов, слов-паразитов.
Работая над исследовательской работой, мы узнали, что слова становятся «паразитами» от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение.
Результаты проведенного исследования подтвердили нашу гипотезу, что чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.
Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Так давайте беречь и любить наш великий русский могучий язык!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. - М.-Л., 1947.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988.
Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 2007. - 19 марта.
Дараган Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи // Тр. междунар. семинара Диалог. Т. I. М., 2000.
Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.
Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970.
Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи. Вставные элементы в речевом потоке. Дис. канд. наук. – М., 1985.
Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. - № 15.
Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. М., 2001.
Слова-паразиты // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EB%EE%E2%E0-%EF%E0%F0%E0%E7%E8%F2%FB
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976.
Северская О. Говорим по-русски. – М., 1992.
Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1984.
Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи - М., 1996.
Чепалов Р. Борьба с паразитами//: Cosmopolitan – Сентябрь, 2007.
Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, 2004. - № 43 (584).
Шмелев А.Д. Слова-паразиты и их роль в построении дискурса // Русский язык в контексте современной культуры. Екатеринбург, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкеты для соцопроса
АНКЕТА №1
Здравствуйте. Мы проводим исследование об употреблении ребятами нашей школы слов-«паразитов». В рамках подготовки исследовательской работы мы бы хотели узнать ваше мнение по некоторым вопросам. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
Знаете ли вы, что такое слова – «паразиты»?
Д а Нет
Откуда вы узнали о словах – «паразитах»?
Из телевизора Из интернета
В школе Дома
Д ругие варианты ________________________________________
3. Часто ли вы употребляете слова – «паразиты»?
Да Нет
Для чего вы их употребляете?
Н ужны для связи слов.
П омогают преодолеть недостаток слов в моей речи.
Д елают речь понятнее для друзей.
Д ругие варианты ________________________________________
Нужны ли слова – «паразиты» в нашей речи?
Д а Нет Не думал(а) об этом.
Стараетесь ли вы обойтись без них?
Д а Нет Не думал(а) об этом
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
АНКЕТА №2
Здравствуйте. Мы проводим исследование об употреблении ребятами нашей школы слов-«паразитов».
Укажите, пожалуйста, какие слова – «паразиты» вы употребляете в своей речи
Б лин Как его там
Э то Так
К ороче Как бы
Н у Вот
Э -э-э… А-а-а…
Д ругие варианты ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.