1.Введение
1.1 Цели и задачи исследования:
Составление справочника-навигатора по новым профессиям.
Ознакомление с новыми профессиями, их названиями и значениями.
Изучение происхождения новых профессий и выяснение лексического значения их названий.
Анкетирование учащихся для определения уровня их осведомлённости о новых профессиях.
Помощь выпускникам школ и будущим абитуриентам высших учебных заведений в выборе профессии.
1.2 Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, наблюдение, обобщение.
1.3 Актуальность исследования: Исследование актуально в связи с пополнением лексики русского языка новыми названиями профессий.Работа актуальна также из-за отсутствия информации о новых профессиях у школьников, что может мешать их самореализации.
1.4 Гипотеза исследования: ученики имеют недостаточное количество информации о новых профессиях, что может ограничивать их возможности в выборе будущей профессии и самореализации. Поэтому школьникам нужна помощь в профориентации.
1.5 Объект исследования: названия новых профессий.
2. Теоретическая часть
2.1 Общая характеристика названий новых профессий
2.2 История появления названий новых профессий
С развитием технологий и изменением общественных потребностей постоянно возникают новые профессии. Они отражают тенденции времени и потребности рынка труда. Названия этих профессий могут иметь различное происхождение и быть связаны с разными аспектами нашей жизни.
2.2.1 Названия, связанные с технологиями. С развитием информационных технологий и цифровой сферы появляются новые профессии, названия которых отражают эту тенденцию. Например, «веб-разработчик», «мобильный разработчик», «тестировщик программного обеспечения» и другие.
2.2.2 Названия, связанные с экологией и устойчивым развитием. В условиях растущего внимания к экологическим проблемам возникают профессии, направленные на сохранение окружающей среды. Например, «эколог-урбанист», «специалист по устойчивому развитию», «экологический консультант».
2.2.3 Названия, связанные с социальными изменениями. Развитие общества и изменение его потребностей приводят к появлению новых профессий, связанных с социальными аспектами. Например, «медиатор», «социальный работник»,«организатор культурных мероприятий».
2.2.4 Названия, связанные с новыми отраслями и сферами деятельности. С развитием новых отраслей и сфер деятельности возникают профессии, связанные с ними. Например, «специалист по искусственному интеллекту», «космический инженер», «биотехнолог».
2.2.5 Названия, образованные от иностранных слов. В некоторых случаях названия новых профессий образуются от иностранных слов, связанных с соответствующей сферой деятельности. Например, «маркетолог», «менеджер», «дизайнер».
2.2.6 Названия, связанные с изменением требований к профессиям. В условиях быстрого развития технологий и изменения требований к профессиям возникают новые названия, отражающие эти изменения. Например, «цифровой маркетолог», «специалист по интернет-маркетингу», «аналитик данных».
2.2.7 Названия, связанные с креативностью и творчеством. В сферах, где требуется креативность и творчество, возникают новые профессии, названия которых отражают эти качества. Например, «арт-директор», «креативный продюсер», «дизайнер интерьера».
2.2.8 Названия, связанные с интеграцией различных сфер деятельности. В условиях интеграции различных сфер деятельности возникают новые профессии, объединяющие элементы разных областей. Например, «преподаватель-исследователь», «консультант по стратегическому планированию», «специалист по межкультурному общению».
Названия новых профессий отражают тенденции времени и соответствуют потребностям рынка труда. Они могут быть связаны с технологиями, экологией, социальными изменениями, новыми отраслями, иностранными словами, требованиями к профессиям, креативностью и интеграцией различных сфер деятельности.
2.3 Отличительные черты названий новых профессий
Названия новых профессий могут иметь ряд отличительных черт, которые связаны с историческим, культурным и профессиональным контекстом.
2.3.1 Использование иностранных слов и терминов. Это может быть связано с влиянием других культур, развитием международных связей или просто модой на определённые языки.
2.3.2 Термины, созданные на основе существующих слов с добавлением новых элементов.
Кроме использования иностранных слов, названия новых профессий могут иметь и другие отличительные черты. Например, они могут быть созданы на основе существующих слов и терминов, но с добавлением новых элементов, которые отражают специфику новой профессии. Это может быть сочетание нескольких слов, использование аббревиатур или создание новых слов с помощью словообразования.
2.3.3 Краткость и лаконичность. Это связано с тем, что в современном мире люди ценят своё время и предпочитают короткие и понятные названия. Кроме того, краткие названия легче запоминаются и быстрее воспринимаются.
2.3.4 Названия новых профессий могут отражать их специфику и особенности. Например, название профессии «тимлид» (Team Lead) отражает её суть — руководство командой. А название профессии «сеошник» (SEO-специалист) отражает её область деятельности — оптимизацию сайтов для поисковых систем.
Таким образом, названия новых профессий могут иметь различные отличительные черты, которые связаны с историческим, культурным и профессиональным контекстом, а также с модой на определённые языки и краткостью названий.
2.4 Фонетические особенности
В современном мире появляются новые профессии, которые требуют новых слов для их обозначения. Фонетические особенности этих названий могут быть интересными и поучительными.
2.4.1 Новые технологии и профессии. С развитием технологий появляются новые профессии, названия которых могут содержать звуки, связанные с этими технологиями. Например, слово «программист» содержит звук [м], который может указывать на работу с кодом и программированием.
2.4.2 Иностранные слова и термины. В названиях новых профессий могут использоваться иностранные слова и термины, которые могут содержать звуки, не характерные для русского языка. Например, слово «дизайнер» содержит звук [з], который может указывать на творчество и дизайн.
2.4.3 Звукоподражание и ассоциации. Фонетические особенности названий новых профессий могут вызывать ассоциации с определёнными образами или действиями. Например, слово «блогер» содержит звуки [г] и [р], которые могут ассоциироваться с общением.
2.4.4 Аббревиатуры и сокращения. Названия новых профессий могут быть аббревиатурами или сокращениями, которые могут содержать необычные звуки. Например, слово «SEO-специалист» содержит звуки [с] и [э], которые могут указывать на оптимизацию сайтов и поисковых систем.
2.4.5 Многообразие языков и культур. Фонетические особенности названий новых профессий отражают многообразие языков и культур. Например, слово «коучер» содержит звуки [ч] и [р], которые могут быть связаны с английским словом «coach», означающим тренера или наставника.
Таким образом, фонетические особенности названий новых профессий позволяют нам лучше понять их смысл и значение, а также отражают многообразие языков и культур в современном мире.
2.5 Словообразовательные особенности
2.5.1 Сложные слова: названия новых профессий часто образуются путём соединения двух или более корней. Это может быть соединение существительного и прилагательного (например, «биоинженер»), глагола и существительного («видеомонтажёр»), двух существительных («бизнес-аналитик») и т. д. Такие сложные слова позволяют компактно выразить сложную идею или понятие.
2.5.2 Аббревиатуры: некоторые названия новых профессий образуются как аббревиатуры, то есть путём сокращения длинных названий или словосочетаний. Например, «HR-менеджер» (менеджер по персоналу). Аббревиатуры удобны для использования в повседневной речи и в профессиональной коммуникации.
2.5.3 Неологизмы: некоторые названия новых профессий являются неологизмами, то есть новыми словами или выражениями, которые появляются в языке для обозначения новых понятий или явлений. Например, «тиктокер» (человек, создающий контент для TikTok) или «блогер-инфлюенсер» (человек, который влияет на мнение других людей через свои блоги). Неологизмы могут быть образованы разными способами, включая аффиксацию (добавление приставок и суффиксов), композицию (соединение двух или более слов) и другие.
2.5.4 Аффиксация: приставки и суффиксы используются для образования новых слов, в том числе названий профессий. Например, приставка «био-» (от греческого «жизнь») часто используется для обозначения профессий, связанных с биологией или медициной (биоинженер, биохимик). Суффиксы «-лог» (от греческого «слово, учение») и «-граф» (от греческого «писать») используются для обозначения профессий, связанных с изучением или описанием чего-либо (социолог, биограф).
2.5.5 Конверсия: переход слова из одной части речи в другую без изменения формы. Например, слово «читать» может быть глаголом («он читает книгу») или существительным («его чтение было интересным»). Конверсия используется для образования новых слов, в том числе названий профессий. Например, слово «программировать» может быть глаголом («он программирует компьютер») или существительным («он — программист»).
2.5.6 Калькирование: заимствование слов или выражений из другого языка с сохранением их структуры и значения. Например, слово «менеджер по продажам» может быть калькировано как «sales manager» в английском языке.
2.5.7 Словосложение: соединение двух или более слов для образования нового слова. Например, слово «косметолог-эстетист» образовано от слов «косметолог» и «эстетист».
2.5.8 Усечение: сокращение длинных слов или выражений. Например, слово «спец» образовано от слова «специалист».
2.6 Синтаксические особенности
В названиях новых профессий можно заметить некоторые особенности синтаксиса.
В первую очередь, преобладают составные наименования, а не многокомпонентные. Это связано с законом экономии языковых средств.
Большинство существительных, обозначающих профессии, имеют сложную структуру. Около 90% таких слов состоят из двух, трёх и более компонентов.
Названия профессий становятся более распространёнными благодаря присоединению зависимых слов или словосочетаний. Это помогает уточнить или конкретизировать компонент по атрибутивным, объектным или обстоятельственным признакам.
Вместо отдельного слова используется структурно усложнённое словосочетание, которое обозначает какой-либо атрибут деятельности (например, объект, средство, место и т. д.).
Для новых названий профессий характерна вариативность форм, неустойчивость в написании и произношении.
Примеры синтаксических особенностей названий новых профессий:
Двухсловные наименования со связью согласования: страховой агент.
Трёхсловные наименования представлены сложными словосочетаниями, состоящими из трёх компонентов: контролёр сберегательного банка.
Многословные наименования могут включать до тринадцати компонентов. Например: главный государственный инспектор по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений центра стандартизации, метрологии и сертификации.
Примеры составных номинаций:
Арт-дилер — дилер, совершающий сделки с предметами искусства.
Кантри-певец, поп-артист, рок-музыкант, фолк-музыкант — представители мира искусства, выступающие в жанрах кантри, поп, фолк.
Сити-менеджер — муниципальный служащий, глава администрации города, городской управляющий.
Библиотекарь-корректор, водитель-кассир, директор-менеджер, инженер-экономист, каменщик-кровельщик, художник-архитектор.
2.7 Классификация названий новых профессий по тематическим группам
В процессе исследования новых профессий я обратила внимание на классификацию, предложенную Айнуром Агореном.
Профессии в этой классификации объединены в группы по видам деятельности.
2.7.1 Профессии и должности, связанные с бизнесом:
Бизнес-аналитик — это эксперт, который исследует нужды компании и предлагает способы оптимизации её работы. Он анализирует бизнес-процессы, определяет сложности и потенциал для улучшения, после чего создаёт рекомендации и проекты, которые помогают организации более результативно достигать своих целей.
Бренд-менеджер — это профессионал, который работает над тем, чтобы бренд компании стал известен и узнаваем на рынке. Он создаёт и поддерживает положительный образ бренда, а также следит за тем, чтобы потребители его узнавали.
Мерчандайзер — это профессионал, который занимается продвижением продукции в точках её реализации. В его обязанности входит размещение товаров, создание привлекательных витрин, контроль наличия продукции на полках, а также проведение акций и презентаций.
2.7.2 Профессии и должности, связанные с IT-технологиями:
Веб-дизайнер— это специалист, который занимается разработкой визуального оформления и пользовательского интерфейса сайтов и приложений. Он создаёт удобные и привлекательные интерфейсы, которые помогают пользователям легко взаимодействовать с продуктом.
Контент-менеджер— это специалист, который отвечает за наполнение сайта, блога, приложения или другого информационного ресурса контентом. Он занимается созданием, редактированием и публикацией различных видов информации, таких как тексты, изображения, видео, аудио и другие мультимедийные элементы.
Геймдизайнер-специалист,который создаёт игровой контент и обеспечивает баланс в игре. Он разрабатывает игровые механики, уровни, задания и другие компоненты, чтобы сделать игровой процесс увлекательным и сбалансированным.
2.7.3 Творческие профессии и должности:
Арт-директор— это специалист, который отвечает за творческую концепцию и успешность проекта в сфере искусства и развлечений. Он определяет стиль, настроение и общую идею мероприятия, выбирает артистов, музыкантов, художников и других исполнителей, которые будут участвовать в проект и управляет командой.
Визажист — это профессионал, который создаёт образ с помощью косметики. Он может работать в индустрии моды, кино, театра, рекламы, а также предоставлять услуги частным клиентам.
Колорист— это специалист, который работает с цветом и его сочетаниями. Колористы могут создавать новые цветовые решения, подбирать гармоничные оттенки для интерьеров, одежды, косметики, рекламных материалов и многого другого.
2.7.4 Медицинские профессии:
Биотехнолог— это специалист, который использует методы биотехнологии для решения научных и производственных задач. Он занимается созданием и применением биологических препаратов и продуктов, которые могут быть использованы в медицине, сельском хозяйстве, пищевой промышленности и других областях.
Биоэнергетик— это специалист, который занимается изучением и регулированием биоэнергетических процессов в организме человека. Он может использовать различные методы и практики для восстановления энергетического баланса и улучшения самочувствия пациента.
Фитотерапевт — это специалист, который занимается профилактикой и лечением заболеваний с помощью лекарственных растений. Он изучает их свойства, назначает пациентам и контролирует процесс терапии. Фитотерапевт также может давать рекомендации по использованию растений в повседневной жизни для укрепления здоровья.
2.7.5 Профессии и должности чиновников и служащих:
Рекрутер— это специалист, который занимается поиском, отбором и привлечением кандидатов на вакантные позиции в компании. Он играет важную роль в процессе подбора персонала, обеспечивая компании квалифицированными сотрудниками.
Супервайзер— специалист, контролирующий работу сотрудников в продажах, обслуживании, маркетинге или производстве. Он обучает, мотивирует и оценивает их, помогает достигать целей и обеспечивает качество работы отдела.
Хостес — сотрудник ресторана или кафе, который встречает гостей, помогает с выбором места, отвечает на вопросы и контролирует соблюдение правил.
2.7.6 Спортивные профессии:
Бодибилдер — спортсмен, развивающий мышцы тела через тренировки и питание для эстетики и гармонии.
Кикбоксер — спортсмен, сочетающий удары бокса и ног тхэквондо/каратэ. Участвует в боях в полный, полуконтакт и по очкам
Сёрфер— это человек, который занимается сёрфингом, то есть катается на волне на специальной доске — сёрфе.
2.7.7 Профессии и должности, связанные со сферой услуг:
Бариста— это кофевар, который знает всё о зёрнах, их обжарке, помоле и приготовлении разных видов кофе. Он умеет работать с профессиональным оборудованием, красиво оформлять напитки и создавать уютную атмосферу в кофейне.
Грумер— специалист по уходу за внешностью и гигиеной животных, особенно собак и кошек.
Шопер— это специалист, который помогает людям подобрать одежду, обувь, аксессуары и другие товары для создания гармоничного и функционального гардероба.
2.7.8 Рабочие профессии и должности:
Клинер — специалист по уборке, который очищает помещения и поверхности от загрязнений с помощью профессиональных инструментов и химии.
Промоутер-распространитель— специалист, продвигающий товары или услуги компании через распространение среди клиентов.
Титестер— специалист, который занимается оценкой качества чая
2.7.9 Научные профессии:
Биоинженер — специалист по генной инженерии и биотехнологиям, работающий в медицине, сельском хозяйстве и экологии, создавая и модифицируя биологические системы и организмы.
Геополитик-человек,который анализирует влияние географии на политику стран, их ресурсы, безопасность и интересы.
Эколог-человек,который изучает взаимодействие организмов и среды, выявляет проблемы загрязнения и разрабатывает меры по защите природы.
2.7.10 Профессии и должности, связанные со СМИ:
Медиа-байер — специалист по закупке рекламы в различных медиа, таких как телевидение, радио и интернет, с учётом бюджета и целевой аудитории.
Интервьюер — человек, который собирает информацию, задавая вопросы в журналистике, социологии и маркетинге.
2.7.11 Юридические профессии:
Аджастер — эксперт по страховым случаям, оценивает риски и защищает интересы страховых компаний.
Тальман — специалист по учёту и проверке массы грузов при погрузке и выгрузке, обеспечивает точность измерений и соответствие данных в документах.
2.7.12 Военные профессии и должности:
Контрактник — добровольный военнослужащий, служащий в Вооружённых Силах РФ на основе контракта с Министерством обороны или другим федеральным органом власти. Он получает денежное довольствие и социальные гарантии, а также может выбрать военную профессию.
Силовик — представитель правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность государства. Включает сотрудников МВД, ФСБ, Росгвардии, ФСИН, Следственного комитета и других ведомств.
2.8 Вывод по теоретической части:
Названия новых профессий отражают динамичные изменения в обществе, экономике и технологиях. Они формируются под влиянием актуальных потребностей рынка труда, социальных и экологических трендов, а также инноваций в различных отраслях. Эти названия могут включать заимствования из других языков, аббревиатуры, сокращения и термины, что делает их запоминающимися и понятными для широкой аудитории.
Названия новых профессий часто имеют краткую и лаконичную форму, что обусловлено необходимостью быстро и точно передавать суть деятельности. Они могут включать элементы звукоподражания, ассоциации, а также другие фонетические особенности, усиливающие их выразительность и способствующие лучшему запоминанию.
Эти черты помогают новым профессиям выделиться на фоне традиционных, подчеркнуть их уникальность и адаптивность к современным условиям. В условиях глобализации и интеграции различных сфер деятельности названия профессий становятся важным инструментом для коммуникации и формирования профессиональной идентичности.
3. Практическая часть
3.1 Анкетирование
Чтобы выяснить, что знают школьники о новых профессиях, я провела анкетирование среди 30-и учащихся 16-и летнего возраста 10-ых классов МБОУ СОШ №14. Опрос был проведён в приложении “Google Формы”.
Чем, по вашему мнению, занимается геймдизайнер?
Дезинфекцией помещений - 10%
Приготовлением кофейных напитков - 10%
Созданием концепции и механики игры - 80%
Ответ: Созданием концепции и механики игры.
2. Кто такой мерчендайзер?
Специалист, который занимается продвижением товаров или услуг в местах их продаж-76,6%
Специалист, который работает с цветом - 16,6%
Исполнитель, который работает в жанре кантри - 6,67%
Ответ: Специалист, который занимается продвижением товаров или услуг в местах их продаж.
3. Специалист, контролирующий работу сотрудников в продажах, обслуживании, маркетинге или производстве-это...
Супервайзер -40%
Арт-директор - 30%
Бренд-менеджер - 30%
Ответ: Супервайзер.
4.Правда ли, что аджастер — эксперт по страховым случаям?
Да-54%
Нет-46%
Ответ: Да
5. Выберите верные утверждения:
Тальман — специалист по учёту и проверке массы грузов при погрузке и выгрузке -76,6%
Рекрутер работает с косметикой -16,6%
Грумер — сотрудник ресторана или кафе -6,67%
Ответ: Тальман — специалист по учёту и проверке массы грузов при погрузке и выгрузке.
6. Правда ли, что титестер— это специалист, который занимается профилактикой и лечением заболеваний с помощью лекарственных растений?
Нет-64%
Да-36%
Ответ: Нет
7. Чем, по вашему мнению, занимается медиа-байер?
Закупкой рекламы -43,3%
Разработкой визуального оформления и интерфейса сайтов -40%
Оценкой качества чая-16,6%
Ответ: Закупкой рекламы.
8. Кто такой арт-директор?
Руководитель творческого процесса -83,3%
Парикмахер для животных -10%
Руководитель администрации города -6,67%
Ответ: Руководитель творческого процесса.
3.2 Исследование, направленное на выявление профессиональных предпочтений учащихся.
О профессиях в каких областях хотели бы узнать школьники? Я провела исследование и опросила учеников МБОУ СОШ №14 (30 человек) 16-и летнего возраста, чтобы узнать профессии каких сфер деятельности им интересны. Варианты ответов оказались следующими:
IT- 20%
Медицина -30%
Творчество-50%
3.3 Вывод по практической части
Анкетирование показало, что ученики школы №14 хорошо ориентируются в областях деятельности новых профессий и понимают термины. Респонденты знают многие профессии из сферы IT, юриспруденции и бизнеса. Тем не менее, есть проблемы понимания названий профессий в схожих сферах деятельности. Например, школьники плохо различают должности, связанные с управлением и руководством людьми. Мне удалось выявить, что старшеклассникам нужна помощь в ознакомлении с новыми профессиями. Исследование показало, что учащимся хочется узнать больше о специальностях в сферах IT, медицины и творчества. Поэтому я создала справочник (приложение 2), чтобы ребята смогли ознакомиться с профессиями, которые их интересуют.
4. Вывод
В данной работе я рассмотрела историю названия новых профессий, ряд их особенностей, классификацию и терминологию. Я также изучила соответствующую литературу, провела анкетирование и обобщила его итоги.
В результате проведённых исследований моя гипотеза подтвердилась:
Ученики нуждаются в дополнительной информации о различных профессиях, которая будет способствовать осознанному выбору будущей карьеры. В связи с динамичным развитием русского языка и появлением новых терминов, школьники могут испытывать трудности в понимании профессиональной лексики, что ограничивает их возможности при выборе специальности.
Предлагаю следующие пути решения проблемы:
Организация мероприятий, направленных на знакомство с различными профессиями: встречи с профессионалами, мастер-классы, лекции и семинары.
Проведение дней открытых дверей в колледжах и вузах.
Создание сообществ и блогов, где школьники и эксперты могут обсуждать новые профессии, делиться информацией и опытом.
Использование игровых форматов, таких как квесты, головоломки и другие интерактивные задания, которые позволяют школьникам узнать больше о новых профессиях в увлекательной форме.
Использование справочника-навигатора по новым профессиям (созданного мной в результате исследования).
Список литературы
Лысова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы. Наименования лиц по профессии в русском языке (лингвокультурологический аспект). https://urok.1sept.ru/articles/689352
Айнур Агорен. «Новые названия профессий и должностей в русском языке» . «Преподаватель XXI век»
© СШ 10 г.Минска. Новые профессии. http://scp0.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=53821
© Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова. Словарь профессий. https://www.bsu.ru/abit/help/profession/
© 2025 ООО «Хэдхантер». Профессии будущего: новые и перспективные. https://hh.ru/article/14969
Skypro. Каналы и средства медиакоммуникаций. https://sky.pro/wiki/profession/kanaly-i-sredstva-mediakommunikacij/
Китова Е. Б. Боброва Е. А. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ, СТРУКТУРНЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. «Russian Linguistic Bulletin»
Елена Руднева Редактор Финансового словаря. Банки.ру. Страховой агент. https://www.banki.ru/wikibank/strahovoy_agent/
5. Приложения
5.1 Анкетирование
Тест новые профессии и их названия
Чем, по вашему мнению, занимается геймдизайнер?
Дезинфекцией помещений
Приготовлением кофейных напитков
Созданием концепции и механики игры
2. Кто такой мерчендайзер?
Специалист, который занимается продвижением товаров или услуг в местах их продаж
Исполнитель, который работает в жанре кантри
Специалист, который работает с цветом
3. Специалист, контролирующий работу сотрудников в продажах, обслуживании, маркетинге или производстве-это...
Арт-директор
Бренд-менеджер
Супервайзер
4. Правда ли, что аджастер — эксперт по страховым случаям?
Да
Нет
5. Выберите верные утверждения:
Рекрутер работает с косметикой
Тальман — специалист по учёту и проверке массы грузов при погрузке и выгрузке
Грумер — сотрудник ресторана или кафе
6. Правда ли, что титестер— это специалист, который занимается профилактикой и лечением заболеваний с помощью лекарственных растений?
Да
Нет
7. Чем, по вашему мнению, занимается медиа-байер?
Закупкой рекламы
Оценкой качества чая
Разработкой визуального оформления и интерфейса сайтов
8. Кто такой арт-директор?
Руководитель администрации города
Руководитель творческого процесса
Парикмахер для животных
5.2 Справочник для выпускников “Навигатор профессий”
Профессии в сфере IT:
Веб-дизайнер.
Вузы: 1) Пермский филиал Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.
2) МИРЭА – Российский технологический университет.
3) Институт бизнеса и дизайна
Колледжи: 1) Колледж дизайна и декоративного искусства Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова
2) Айти колледж Хекслет (Москва)
3) Ярославский колледж сервиса и дизайна
2. Контент-менеджер.
Вузы: 1) Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
2) Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
3) Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
Колледжи: 1) Международная академия информационных технологий ИТ ХАБ (IThub college).
2) Колледж Московского финансово-промышленного университета Синергия.
3) Алтайский бизнес-колледж.
3. Геймдизайнер.
Вузы: 1) Брянский государственный технический университет.
2) Университет науки и технологий МИСИС
3) Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Колледжи: 1) Колледж дизайна и декоративного искусства Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова.
2) Айти колледж Хекслет (Москва).
3) Колледж Международного института дизайна и сервиса.
4. Data Scientist.
Вузы: 1)Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
2) Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева
3) Московский технический университет связи и информатики
Колледжи: 1) IT-колледж цифровых профессий Maxitet
5. AI Developer
Вузы: 1) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2) Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
3) Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина)
Колледжи: 1) Колледж Университета «Синергия»
2) IT-колледж «Хекслет»
3) Московский колледж информационных технологий
Профессии в сфере медицины:
Биотехнолог.
Вузы: 1) Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева.
2) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
3) Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова.
Колледжи: 1) Байкальский многопрофильный колледж.
2. Фитотерапевт.
Вузы: 1) Университет Реавиз в Санкт-Петербурге.
2) Новосибирский национальный исследовательский государственный
университет.
3) Российский государственный социальный университет.
3. Тканевый инженер.
Вузы: 1) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
2) Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет).
3) Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
4. Генетический консультант
Вузы: 1) Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
2) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
3) Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
5. Оператор медицинских роботов
Вузы: 1) Филиал Медицинского университета Реавиз в городе Москве
2) Севастопольский государственный университет
3) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Колледжи: 1) Алабуга Политех
Профессии в сфере творчества:
Арт-директор.
Вузы: 1) Московский городской педагогический университет.
2) Институт мировой экономики и бизнеса (Международная школа бизнеса) РУДН.
3) Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
Колледжи: 1) Академия креативных индустрий ЛОКОН.
2) Колледж предпринимательства № 11.
3) Киноколледж № 40 Московская международная киношкола.
2. Визажист.
Колледжи: 1) Образовательный комплекс Юго-Запад.
2) Колледж сферы услуг № 10.
3) Дмитровский техникум.
3. Колорист.
Вузы: 1) Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина.
2) Многопрофильный университет инновационных технологий (МУИТ).
Колледжи: 1) Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Фёдорова.
2) Реставрационно-художественный колледж (Санкт-Петербург).
3) Колледж Connector.
4. VR/AR-художник
Вузы: 1) Московский университет имени С.Ю. Витте
2) Уфимский государственный нефтяной технический университет
3) Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
Колледжи: 1) Московский городской открытый колледж
2) Петровский колледж
5. Блокчейн-специалист
Вузы: 1) Национальный исследовательский университет МЭИ
2) Южно-Уральский технологический университет
3) Московский технологический институт