Введение
Детство – очень важное время для каждого человека. Именно детство формирует поведение, мировоззрение и саму человеческую личность.
К середине двадцатого века советские писатели стали все чаще обращаться к теме детства в своих произведениях.
«Издание книг для детей приняло в СССР огромный размах. За годы советской власти книги для детей выпущены тиражом свыше одного миллиарда экземпляров. В детскую литературу пришли талантливые молодые писатели, ученые, педагоги». [2]
С оренбургской землёй связана деятельность многих писателей.Поэт и прозаик Сергей Тимофеевич Аксаков детские годы провел в Ново-Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургского края.Прозаик, публицист Ю. В. Бондарев родился в Орске в 1924 г. Первые годы жизни на Урале, оренбургские степи запомнились Бондареву — им впоследствии был написан рассказ «Степь». Воспоминания о курсантской жизни в училище в Оренбурге отразились в повести «Юность командиров».[10]
Современную литературную жизнь Оренбургского края представляют писатели и поэты: П.Н. Краснов, В. Г. Моисеев, И. В. Ерпылёв, М. А. Кильдяшов, В. И. Одноралов и другие.
Мне захотелось поподробнее рассмотреть, как тема детства отображена в творчестве оренбургского писателя Владимира Ивановича Одноралова.
Тема исследования: мир детства в творчестве В. И. Одноралова.
Цель исследования: узнать, как представлен мир детства в творчестве В. И. Одноралов.
Задачи исследования:
Дать характеристику понятию «детская литература»;
Проследить историю развития отечественной литературы XX века, посвященную детям;
Найти литературу о творчестве В. И. Одноралова и сделать анализ произведений, посвященных детям;
Провести беседу с писателем;
Провести анкетирование и выявить уровень знакомства школьников с творчеством В. И. Одноралова на тему детства;
Сделать выводы.
Объект исследования: произведения В. И. Одноралова, посвященные детям.
Предмет исследования: мир детства в его произведениях.
Гипотеза: Одноралову удалось создать правдоподобный образ детей в своих произведениях благодаря собственной наблюдательности и личному опыту.
Методы исследования:
Теоретические
1. Чтение и анализ литературных источников.
2. Обобщение результатов исследования.
Эмпирические
1. Анкетирование учащихся.
2. Беседа с В. И. Однораловым.
Теоретическая значимость: материалы исследования позволят познакомиться с региональными культурными особенностями изображения мира детства и осмыслить их место в советской детской литературе второй половины ХХ века.
Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут школьникам познакомиться с творчеством писателя родного края.
Глава 1 Мир детства в советской литературе XX века
1.1Понятие «детская литература»
Существует много определений термина «детская литература». Согласно статье Литературного энциклопедического словаря, «детская литература – это художественная литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также некоторые другие литературные произведения, вошедшие в круг детского и юношеского чтения. Цель детской литературы – всестороннее образование и воспитание подрастающего поколения. «Книги, которые пишутся собственно для детей, - писал В. Г. Белинский, - должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон». [1]
«Педагогическая энциклопедия» так толкует явление: литература для детей и юношества - это «книги, специально адресованные читателям дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста и составляющие основную часть детского и юношеского чтения» [11].
Таким образом, детская литература — это произведения, созданные для детей с учетом их возрастных особенностей.
Детская литература всегда педагогически ориентирована. Она ставит своей целью решение воспитательных и образовательных задач самого разного плана.
Говоря о детской литературе, имеются в виду произведения, адресованные непосредственно ребенку и рассказывающие о героях-детях, но в которых присутствует и мир природы и социума, которые знакомят героя с нравственными законами.
1.2Особенности изображения героев в советской детской литературе
В 1921г. при Наркомпросе был создан Институт детского чтения, который занялся изучением проблем детской литературы и психологии детства. А на XIII съезде РКП/б/ в 1924г. была подчеркнута необходимость партийного руководства в области детской литературы, важность усиления классового, интернационального и трудового воспитания, издания пионерской литературы, четко ставится задача формирования «нового человека».
И в первое же послереволюционное десятилетие появляются новые имена писателей, работающих в детской литературе: А. М. Горький, А. С. Неверов, М. М. Пришвин, А. П. Гайдар, Б. С. Житков, В. В. Бианки, Л. А. Кассиль. Появляются новые детские журналы и газеты.
Советский период – это продолжительный срок с 1918 по 1991 г., за который несколько раз менялась идеология культурной политики Советского государства, а вслед за этим менялся и облик детской книги.
Для детской литературы 20-x годов характерна тема борьбы со старым режимом. На противопоставлении вредных буржуазных ценностей и новых коммунистических у детей формировались представления о допустимом и недопустимом поведении. Ребёнок здесь представляется «маленьким взрослым», его активная жизненная позиция является обязательным атрибутом детского образа этого периода. [7]
Формируется образ некоего бунтаря или бунтарки, как в «Трех толстяках» Юрия Олеши (1924). В «Трёх толстяках» можно найти параллели и с Октябрьской революцией, и с Великой французской, борьбу бедных против богатых, борьбу за справедливость, социальное переустройство мира.
В 1930-е годы формируется особый мир «счастливого детства» благодаря творчеству А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, 3. Александровой, Е. Благининой, А. Гайдара. Детство представляется как беззаботный период, в который ребёнок неподдельно радуется всему происходящему, осваивая окружающий мир. Он осмысливает себя только через коллектив, в котором нет места нечестным, ленивым и злым детям. Например, «Чук и Гек» Аркадия Гайдара (1939). Идеалы этого периода - романтика путешествий, освоение новых территорий и индустриализация – путь к светлому будущему.
Патриотические и героические мотивы стали опять актуальны в годы Великой Отечественной войны. Образ«беззаботногодетства» сменился,«посерьёзнел»дотого,чторебёноквключалсянаравнесовзрослымивдостиженияпобеды втылу или нафронте. КлючевымпроизведениемданногопериодаявляетсятрилогияА.Гайдара«Тимури егокоманда». Главный герой - настоящий волонтер сталинской эпохи, а главная мысль книги - коллективизм, помощь армии, пожилым людям, единство партии и народа.
50-60-е годы принесли новые идеалы. Авторами создаётся образ ребёнка-мечтателя, который выстраивает свой собственный мир, учится на своих ошибках. В коротких рассказах В. Драгунского главный герой, Дениска, не спасает отечество или помогает слабым. Он просто живет и радуется своим успехам, огорчается из-за неудач. Истории о нём начали выходить в 1950-х. Война окончена, разрушенное восстановлено. Теперь можно порадоваться семейному счастью, когда ребёнок просто живёт в нормальной обстановке и ходит в школу.
Валерий Медведев в своей книге «Баранкин, будь человеком!» (1963) изображает двух друзей, которые хотели жить беззаботно. Главная мысль произведения - важно быть трудолюбивым и честным человеком, и тогда можно будет многого достичь.
Вместе с тем во второй половине 1950-х и в начале 1960-х в книгах для детей всё больше внимания уделяется проблеме взаимоотношений детского и взрослого миров. В этот период создаются следующие произведения: «Честное комсомольское» А. Кузнецовой (1960), «Приключения Кроша» А. Рыбакова (1962), «Витя Малеев в школе и дома» (1951).
Особое внимание уделяется отношениям в семье. Писатели в своих произведениях стараются показать, как отражаются на ребёнке конфликты в семье («Станция “Мальчики”» (1962) Ю. Яковлева, «Последний рассказ» (1960) и «Ожидание» (1963) Р. Погодина).
И, наконец, нельзя не упомянуть повесть «Чучело» В. Железникова (1981). Непростая, волнующая и очень честная история о детской жестокости, и вместе с тем о милосердии, сострадании и внутренней силе. Книга стала знаковой для своего времени. Уже мало кто верит в светлое коммунистическое будущее, процветает мелкая потребительская мораль. Главная же мысль произведения – надо всегда оставаться человеком, даже в трудных ситуациях.
Таким образом, после 1917 года перед детскими писателями была поставлена задача создания детской книги нового типа. Она стала одним из главных инструментов, с помощью которого советская власть решала задачу по созданию «нового человека». В этот период издание и содержание детской книги формировалось теми, кто руководил страной и определял её будущее.
Именно в это время подчинения творческих задач политическим нередко создаются выдающиеся произведения детской литературы, которые продолжают бережно передаваться из поколения в поколение.
Глава 2. Мир детства в произведениях В. И. Одноралова.
2.1 Особенности изображения мира детей в творчестве В. И. Одноралова
Владимир Иванович Одноралов родился в 1946 году в Ростовской области. В раннем детстве с родителями переехал в Оренбург. Работал журналистом, редактором, ведущим на радио, а ещё заведовал литературной частью в оренбургском областном кукольном театре. В 1964 году он стал членом литературного объединения имени В. И. Даля, а в 1990 - членом Союза писателей СССР и России. Печатался в журналах «Урал», «Молодая гвардия», «Литературная учеба», «Наш современник», «Москва», «Светлячок», в альманахах «Поэзия», «Каменный пояс», «Истоки», «Гостиный двор». Стихи и проза Одноралова, объединенные в сборники, выходили в издательствах «Детская литература», «Золотая аллея», «Южноуральское книжное издательство». В 1997 году Владимир Иванович получил премию «Оренбургская лира» за книгу «Рухляндия и ее окрестности». [10]
В детской литературе он без малого сорок лет из своих чуть больше семидесяти. Но к титулу «детский писатель» относится скептически. [4]
Тем не менее, в его рассказах, таких как «Стрекоза и муравей», «Старший брат», «Калоши счастья», «Субботник», «Кораблик», «Вовка, Сивка, Егорка» и повести «Рухляндия и её окрестности» главные герои - дети. [8]
В книгах для детей В. Одноралова мы можем встретить многие человеческие ценности: дружба, первая любовь, взаимопонимание. Его герои - живые люди, обладающие как определенными достоинствами, так и недостатками, и живущие в неидеальных условиях. Но их всех объединяет благородство детской души.
В рассказе «Стрекоза и муравей» урок чтения пошел не по плану: вместо того чтобы осудить стрекозу, как того требовала учительница, главный герой Мишка её пожалел: «Она насмерть замёрзнет? – взволновался вдруг Мишка. Людмила Васильевна, сохранив строгость в лице, досадливо ответила: «Ты не понимаешь смысла басни, Гаечкин». [4]
В рассказе «Вовка, Сивка, Егорка...» ребята устроили дуэль на игрушечных шпоночных пистолетах. Автор отмечает, что эта игра «нехорошая» и довольно опасная: «Даже обычной резинкой и бумажной шпонкой можно прилично щелкануть товарища, скажем, в ухо. У пистолетов же - специальная, втрое скрученная резинка, а шпонки - из гнутых гвоздей». И удары получались очень болезненными. Вовке «прилетело» по зубу. Но, когда наступила его очередь, мальчик решил не мстить и великодушно выстрелил мимо.
У героев В. Одноралова заметно выражена тяга к справедливости и способность прощать, которая побеждает, несмотря ни на что. Например, Вовка, главный герой повести «Рухляндия и ее окрестности» смог простить Атайку за украденные деньги, которые они все вместе собирали на поиски пугачевского клада.
В рассказе «Старший брат» поднимается тема детской неустроенности, одиночества. Главный герой, Мишка Гаечкин, воспитывается мамой и бабушкой. На вопрос случайно встреченной в проулке женщины есть ли у Мишки отец, он отвечает: «Нет, наверное». Советский психолог и автор оригинального направления в детской педагогической психологии Д.Б. Эльконин отмечает, что ребёнку свойственно подражать взрослым, и именно с отсутствием образца для подражания в лице взрослого психолог связывает современный кризис детства. Видимо, поэтому Мишка и выдумал себе образ старшего брата, которым можно было бы гордиться: «Брат уже собрался. На нём была жёлтая меховая куртка, меховые сапоги, длинные с железными креплениями лыжи. У Мишки же лыжи были старенькие, на сыромятных веревочках, и меховой куртки он, конечно, никогда не носил. Но брату не завидовал, только гордился им по секрету», у кого можно было бы всегда спросить совета по-мужски.
Проблема безотцовщины затрагивается и в рассказе «Калоши счастья». И главный герой Мишка, и его подруга Флюра растут без отца. Однажды Мишка услышал, как мать переживает по этому поводу. Раньше мать говорила ему, что он погиб. А теперь Мишка узнает, что на фронте отец встретил другую женщину и ушел к ней. Мальчик стремится оправдать его, и в детском сознании Мишки возникает мысль, что отец просто не договорился с мамой, чтобы они были верны друг к другу. Мальчик пугается, что и с его детьми может случиться такое же. Тогда он решает, что обязательно договорится с «мамой того, чьим он, Мишка, будет папой».
В повести «Рухляндия и её окрестности» главный герой Вовка также растет без отца: с мамой и бабушкой. Действие происходит в Форштадте, тогда еще пригороде Оренбурга, неподалеку от Урала. Владимир Иванович описывает послевоенное детство. Вовку после ссоры с друзьями и с Флюрой смогла утешить только мама. Образ мамы для Вовки - светлый, теплый. Он верит, что мама его всегда поддержит.
Жили тяжело, денег не хватало. И когда у мамы появился кавалер, Вовка испугался, что мама уйдет от мальчика: «…Где она сейчас, мама? Вот уйдет ещё жить к этому наодеколоненному. Вовка, конечно, не верил, что мама от него может куда-то уйти, но сами собой приходили такие вот жестокие мысли и терзали его больно...». [9]
Дед Вовки, который не менее важен для мальчика, долгое время находился в тюрьме по ложному доносу. Преступление деда заключалось в том, что он купил мешок муки для голодающей дочери. Встретились мальчик и дед только в конце повести. Вовка, как и вся его семья, очень сильно ждал возвращения деда. Все это время дед представлялся Вовке человеком, который поймет все проблемы: «Вот, мама! Хорошая она, родная, но ничего в их пацанских делах не понимает. Игра! Да какая же это у них игра? Дело жизни! И как можно принять в это дело Флюру? Она же девчонка. Ох, скорее бы дед возвращался. Уж он-то с бухты-барахты не посоветует.» [8]
Социальное сиротство – одна из проблем современного общества. Ведь даже если у героя имеются оба родителя и их семья на первый взгляд абсолютно благополучна, морально ребенок зачастую одинок. Он обделён вниманием и заботой родителей, не чувствует поддержки своей семьи. В рассказе «Кораблик» с учёбой у двенадцатилетнего Андрейки дела плохи. Учительница «поставила перед ним вопрос ребром: либо он начнёт новую жизнь и станет старательным, хорошим учеником, либо она не даст ему никакой жизни». «Ты, милый мой, не учишься, а скачешь, как кузнечик. По истории у него, видите ли, пятёрки бывают, …, а русский и математика — из рук вон». Родителям до мальчишки дела нет. Поэтому мальчик большую часть времени предоставлен себе. После поставленного учительницей ребром вопроса, собирается ли Андрейка начинать новую жизнь, он думает: «Разве можно начать новую жизнь, если мамка и отец начнут очередную ругачку? А они ее начнут - будьте спокойны». Отец только летом «почти не выпивает и берёт его с собой на рыбалку». У соседской Надюшки «папки-то никакого нет». То есть он «вроде бы был, но куда-то пропал. Живёт она у бабушки и называет её мамой, потому что настоящая мама приходит к ней по выходным, и то не всегда». От самого отца девочке «вспоминались только руки с длинными крепкими пальцами и жёлтый, чем-то перебитый ноготь». И ещё — яхта, которая «разрушилась от безделья». Андрейка починил кораблик, и они вместе с Надюшкой пустили его в воды Урала. Когда кораблик вошёл в течение и парус стал то и дело пропадать в солнечных бликах, Надюшка сказала про себя: «Кораблик, плыви за папой...».[9]
Очень деликатно, мягко автор касается и темы первой любви. В повести «Рухляндия и ее окрестности» Вовка приревновал Флюру к Ромке, когда тот подарил девочке цветы. И потом долго не общался ни с Флюрой, ни с Ромкой.
Главному герою рассказа «Субботник» Андрейке, прозванному Субботником за свою необычайную энергию, с огромным трудом удалось пересилить свою стеснительность и подарить нравящейся Андрейке девочке Алле прекрасный букет астр. В этом ему помог дед, предложивший внуку извиниться перед девочкой, или они с дедом надолго поссорятся. И Андрейка извинился, так как для него были очень важны хорошие отношения с дедом: «Значит, мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы. Субботник повел было носом вправо и вверх, но дед точно так же повел носом и повторил веско: - Цветы. А иначе миру между нами не бывать. Миром с дедом Субботник дорожил даже больше, чем миром с родителями и поэтому понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов».[9]
Таким образом, книгах В. И. Одноралова мы знакомимсяс миром советского детства, в котором есть как горести и печали, так и истории, которые полны описания беззаботной детской жизни, проделок маленьких героев. Ведь мир детства – это не только веселье и игры. Это и взаимопонимание, и помощь другу, и первая любовь.
В его произведениях обнаруживаются черты психологической прозы, что позволяет их отнести к произведениям не только массовой, но и качественной литературы.
2.2. Беседа с писателем
Чтобы лучше понять творчество В. И. Одноралова, мы попросили его о встрече. Владимир Иванович с удовольствием откликнулся на наше предложение. 18 января 2024 года у нас состоялась встреча в библиотеке им. Н. Крупской. Беседа длилась около часа. Были затронуты многие вопросы.
Так, в ходе беседы мы узнали, что в его рассказах «Стрекоза и муравей», «Старший брат» и «Калоши счастья» главного героя зовут Мишка, и что это одно и то же лицо. Тоже самое касается и повести «Рухляндия и ее окрестности», и рассказа «Вовка, Сивка и Егорка....», которые объединяет главный герой Вовка и тот факт, что действие происходит в послевоенные годы.
В рассказах В. И. Одноралова смешаны и правдивые воспоминания детства, и вымысел. На вопрос, почему в его рассказах много детей, растущих без отца, Владимир Иванович ответил, что тогда было такое время: эйфория от того, что наша страна победила такой тяжёлой войне. Хотелось легкого, необременённого проблемами существования. И для многих семейные узы ослабли.
Он поделился с нами историей о том, когда его посетила идея написать что-то для детей. Владимир Иванович пришел в театр на детское новогоднее представление. И ему очень не понравилось качество сюжета: слишком просто, трафаретно. В тот момент он подумал, что никогда не будет писать для детей. И подчеркнул, что его рассказы, где главные действующие лица – дети, все же не вполне детские, как, например, рассказы Н. Носова про Незнайку. Но позже, под впечатлением от знакомства с оренбургским поэтом Г. Ф. Хомутовым и его поэтическим творчеством, в котором звучит благодарность детей ко взрослым, старающимся в голодные военные годы оградить детей от ужасов войны, В. И. Одноралов переменил свое мнение.
С 2010 года, после награждения Международной литературной премией С.В. Михалкова «Облака», он признал «себя детским писателем».
Владимир Иванович считает, что у писателя не может быть недостатка в сюжетах. Писать можно обо всем, главное – талантливо. И как раз отсутствием последнего страдает современная детская литература. Очень мало по-настоящему талантливо написанных книг. Эта тенденция берет свое начало в 90-х годах XX века, когда на литературных семинарах обсуждалась смена литературных направлений: нужно «развлекать любыми путями»: в приоритете бездумные приключения и фэнтези. А историческая литература и природа – на последнем месте.
На вопрос, какое напутствие Владимир Иванович может дать начинающему детскому писателю, он сказал следующее: «Вернуться к классике, составить себе список. Искать тексты, которые помогают разрешить те или иные духовные проблемы. И не считать себя знатоком литературы только потому, что прочитал тот или иной текст. Все время быть в поиске».
Полную видео и аудиозапись интервью можно найти по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1M_0bHt68DACD1yEDm_kBwWkBcIc6K7Yf/view?usp=drive_link
https://drive.google.com/file/d/1hX1g72aguA4m0zAY9M_zT52MCrB3kLtU/view?usp=drive_link
2.3 Изучение общественного мнения людей о знакомстве с творчеством В. И. Одноралова.
Для изучения общественного мнения людей о знакомстве с творчеством В. И. Одноралова нами было осуществлено анкетирование на базе интернет-платформы Google-form. Анкета, разработанная нами, состояла из 10 вопросов. В опросе участвовало 29 человек в возрасте от 10 до 65 лет.
1. |
В каком классе Вы учитесь? |
1-4 класс |
5-8 класс |
||
9-11 класс |
||
Другое |
||
2. |
Любите ли Вы читать? |
Да |
Нет |
||
3. |
Какой источник информации Вы предпочитаете? |
Книга |
Периодические издания |
||
Энциклопедии, словари, справочники |
||
Электронные издания интернета |
||
Телевидение |
||
4. |
Читали ли Вы произведения советских детских писателей? |
Да |
Нет |
||
5. |
Если читали, то каких именно? |
|
6. |
Знакомы ли Вы с творчеством писателей Оренбургского края? |
Да |
Нет |
||
7. |
Слышали ли Вы об оренбургском писателе Владимире Ивановиче Одноралове? |
Да |
Нет |
||
8. |
Читали ли Вы произведения В. И. Одноралова? |
Да |
Нет |
||
9. |
В каком направлении пишет В. И. Одноралов? |
Проза |
Стихи |
||
Проза и стихи |
||
Не знаю |
||
10. |
Для какой возрастной аудитории пишет свои произведения В. И. Одноралов? |
Для детей |
Для взрослых |
||
И для детей, и для взрослых |
||
Не знаю |
2.4 Результаты опроса
В опросе приняли участие 29 человек. Это учащиеся 5-9 классов (82,1%), учащиеся 9-11 классов (10,7%), и группа «Другое», под которой понимаются респонденты более старшего возраста (7, 1%).
Результаты опроса показали следующее:
Людей, которые любят читать книги, больше (69%), чем тех, кто этого делать не любит (31%).
В основном респонденты предпочитали книгу (65,5%), как источник информации. Остальные источники расположились в убывающем порядке: электронные издания интернета (41, 4%), телевидение (41, 4%), энциклопедии, словари, справочники (24, 1%), периодические издания (10, 3%)
На вопрос, читали ли Вы произведения советских детских писателей, 51, 7% респондентов ответили положительно. И 48, 3% ответили отрицательно.
На вопрос: Если читали, то каких именно? – были получены следующие варианты ответов: 12 человек предложили имена следующих авторов: В. Осеева, В. Каверин, Н. Носов, В. Медведев, К. Булычёв, Л. Лагин, К. Чуковский, А. Барто, В. Драгунский, В. Катаев, М. Пришвин, К. Паустовский, А. Толстой, Б. Житков, А. Алексин;7 человек предложили вариант ответа: не знаю; 9 человек
предложили вариант ответа: не читал
65,5 % респондентов ответили, что не знакомы с творчеством писателей Оренбургского края.
Об оренбургском писателе Владимире Ивановиче Одноралове слышали лишь 24,1 % респондентов.
Лишь 10, 3% респондентов читали произведения В. И. Одноралова.
На вопрос, в каком направлении пишет В. И. Одноралов, ответы расположились следующим образом: проза – 3,4%; стихи – 0%; проза и стихи – 10, 3%; не знаю – 86, 2%.
На вопрос, для какой возрастной аудитории пишет свои произведения В. И. Одноралов, респонденты ответили следующим образом:для детей – 13, 8%; для взрослых – 0%; для детей и взрослых – 31%; не знаю – 55, 2%.
Более подробно с графиками можно ознакомиться в Приложении 1.
Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что та
информация, которую я получила в ходе своего исследования, весьма полезна и
актуальна для повышения общего уровня образования моих одноклассников.
Заключение
«Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра». - так говорил С. В. Михалков в предисловии к книге «Все начинается с детства». [6] И действительно, характер человека формируется в раннем возрасте, поэтому тема детства стала привлекать к себе особенное внимание в XX веке.
Тема детства — одна из ключевых тем мировой художественной литературы. Многих писателей волновали взаимоотношения между взрослыми и детьми, развитие личности ребенка. К описанию жизни, труда, переживаний детей обращались такие всемирно известные писатели как М. Твен, Ч. Диккенс, Г. Бёлль, Л. Кассиль и многие другие. Однако особое положение в ряду произведений, затрагивающих детскую тему, занимает творчество русских, советских и российских писателей.
Творческие поиски современных писателей, создающих книги для детей и юношества, часто идут в углубленно-психологическом плане, потому что мастеров слова интересует человек нового поколения, его облик, его запросы, его будущее. В русле этого поиска находится творчество В. И. Одноралова.
В его произведениях находит продолжение и тема «рая детского житья», и острые проблемы современности, к которым можно отнести социальное сиротство, равнодушие взрослых, просчеты и недостатки незадачливых педагогов.
В рассказах и повести можно обнаружить основные принципы создания мира детства в отечественной литературе. Автор без прикрас рисует реальный мир, окружающую среду жизни маленьких героев.
Таким образом, можно говорить о продолжении лучших традиций детской прозы в творчестве В. И. Одноралова.
Список использованных источников и литературы
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 4, с. 88
Газета Правда, 1952, № 105
Токарева Т. Н. Формирование принципов изображения героя в советской детской прозе 1920-х - 1930-х гг.: дис. … канд. фил. наук. – В., 2013. – 221 с. - Электронный ресурс. Режим доступа:https://www.dissercat.com/content/formirovanie-printsipov-izobrazheniya-geroya-v-sovetskoi-detskoi-proze-1920-kh-1930-kh-gg
Владимир Одноралов: «Сказочки-первоцветы» и другие истории // Сетевой и литературный журнал «Камертон». – 2018 - № 100. . - Электронный ресурс. Режим доступа: https://webkamerton.ru/2018/02/vladimir-odnoralov-skazocki-pervocvety-i-drugie-istorii
Краткая литературная энциклопедия: В 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 608.
Михалков С. Все начинается с детства: сборник рассказов /С. Михалков. – Москва:Детская литература, 1969.- 128 с.
МочаловаН.Ю.Мифологема «счастливогодетства»всоветскойдетскойлитературе//KANT: Socialscience & Humanities. – 2024 – №2 (18). – С. 23-28. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologema-schastlivogo-detstva-v-sovetskoy-detskoy-literature/viewer
Одноралов В. Калоши счастья: сборник повестей и рассказов / В. Одноралов. – Оренбург: Оренбургская книга, 2009. – 192 с.
Одноралов В. Незабудки: сборник повестей и рассказов / В. Одноралов. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991. – 302 с.
Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека. Электронный ресурс. Режим доступа: https://oodb.ru/elec-res/orenburjie/literaturnaya-karta/
Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 642
Приложение 1
На вопрос: Если читали, то каких именно? – были получены следующие варианты ответов:
12 человек предложили имена следующих авторов: В. Осеева, В. Каверин, Н. Носов, В. Медведев, К. Булычёв, Л. Лагин, К. Чуковский, А. Барто, В. Драгунский, В. Катаев, М. Пришвин, К. Паустовский, А. Толстой, Б. Житков, А. Алексин
7 человек предложили вариант ответа: не знаю
9 человек предложили вариант ответа: не читал
Приложение 2
22 октября 2024 года в областной библиотеке им. Н. К. Крупской на презентации сборника стихотворений Владимира Ивановича Одноралова «Соловьиный ключ».