МИР ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ В. И. ОДНОРАЛОВА

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МИР ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ В. И. ОДНОРАЛОВА

Шалдаева В.М. 1
1МОАУ «Лицей № 6» им. З. Г. Серазетдиновой г. Оренбурга
Думская А.И. 1
1МОАУ «Лицей № 6» им. З. Г. Серазетдиновой г. Оренбурга
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Детство – очень важное время для каждого человека. Именно детство формирует поведение, мировоззрение и саму человеческую личность.

К середине двадцатого века советские писатели стали все чаще обращаться к теме детства в своих произведениях.

«Издание книг для детей приняло в СССР огромный размах. За годы советской власти книги для детей выпущены тиражом свыше одного миллиарда экземпляров. В детскую литературу пришли талантливые молодые писатели, ученые, педагоги». [2]

С оренбургской землёй связана деятельность многих писателей.Поэт и прозаик Сергей Тимофеевич Аксаков детские годы провел в Ново-Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургского края.Прозаик, публицист Ю. В. Бондарев родился в Орске в 1924 г. Первые годы жизни на Урале, оренбургские степи запомнились Бондареву — им впоследствии был написан рассказ «Степь». Воспоминания о курсантской жизни в училище в Оренбурге отразились в повести «Юность командиров».[10]

Современную литературную жизнь Оренбургского края представляют писатели и поэты: П.Н. Краснов, В. Г. Моисеев, И. В. Ерпылёв, М. А. Кильдяшов, В. И. Одноралов и другие.

Мне захотелось поподробнее рассмотреть, как тема детства отображена в творчестве оренбургского писателя Владимира Ивановича Одноралова.

Тема исследования: мир детства в творчестве В. И. Одноралова.

Цель исследования: узнать, как представлен мир детства в творчестве В. И. Одноралов.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику понятию «детская литература»;

  2. Проследить историю развития отечественной литературы XX века, посвященную детям;

  3. Найти литературу о творчестве В. И. Одноралова и сделать анализ произведений, посвященных детям;

  4. Провести беседу с писателем;

  5. Провести анкетирование и выявить уровень знакомства школьников с творчеством В. И. Одноралова на тему детства;

  6. Сделать выводы.

Объект исследования: произведения В. И. Одноралова, посвященные детям.

Предмет исследования: мир детства в его произведениях.

Гипотеза: Одноралову удалось создать правдоподобный образ детей в своих произведениях благодаря собственной наблюдательности и личному опыту.

Методы исследования:

Теоретические

1. Чтение и анализ литературных источников.

2. Обобщение результатов исследования.

Эмпирические

1. Анкетирование учащихся.

2. Беседа с В. И. Однораловым.

Теоретическая значимость: материалы исследования позволят познакомиться с региональными культурными особенностями изображения мира детства и осмыслить их место в советской детской литературе второй половины ХХ века.

Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут школьникам познакомиться с творчеством писателя родного края.

Глава 1 Мир детства в советской литературе XX века

1.1Понятие «детская литература»

Существует много определений термина «детская литература». Согласно статье Литературного энциклопедического словаря, «детская литература – это художественная литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также некоторые другие литературные произведения, вошедшие в круг детского и юношеского чтения. Цель детской литературы – всестороннее образование и воспитание подрастающего поколения. «Книги, которые пишутся собственно для детей, - писал В. Г. Белинский, - должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон». [1]

«Педагогическая энциклопедия» так толкует явление: литература для детей и юношества - это «книги, специально адресованные читателям дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста и составляющие основную часть детского и юношеского чтения» [11].

Таким образом, детская литература — это произведения, созданные для детей с учетом их возрастных особенностей.

Детская литература всегда педагогически ориентирована. Она ставит своей целью решение воспитательных и образовательных задач самого разного плана.

Говоря о детской литературе, имеются в виду произведения, адресованные непосредственно ребенку и рассказывающие о героях-детях, но в которых присутствует и мир природы и социума, которые знакомят героя с нравственными законами.

1.2Особенности изображения героев в советской детской литературе

В 1921г. при Наркомпросе был создан Институт детского чтения, который занялся изучением проблем детской литературы и психологии детства. А на XIII съезде РКП/б/ в 1924г. была подчеркнута необходимость партийного руководства в области детской литературы, важность усиления классового, интернационального и трудового воспитания, издания пионерской литературы, четко ставится задача формирования «нового человека». 

И в первое же послереволюционное десятилетие появляются новые имена писателей, работающих в детской литературе: А. М. Горький, А. С. Неверов, М. М. Пришвин, А. П. Гайдар, Б. С. Житков, В. В. Бианки, Л. А. Кассиль. Появляются новые детские журналы и газеты.

Советский период – это продолжительный срок с 1918 по 1991 г., за который несколько раз менялась идеология культурной политики Советского государства, а вслед за этим менялся и облик детской книги.

Для детской литературы 20-x годов характерна тема борьбы со старым режимом. На противопоставлении вредных буржуазных ценностей и новых коммунистических у детей формировались представления о допустимом и недопустимом поведении. Ребёнок здесь представляется «маленьким взрослым», его активная жизненная позиция является обязательным атрибутом детского образа этого периода. [7]

Формируется образ некоего бунтаря или бунтарки, как в «Трех толстяках» Юрия Олеши (1924). В «Трёх толстяках» можно найти параллели и с Октябрьской революцией, и с Великой французской, борьбу бедных против богатых, борьбу за справедливость, социальное переустройство мира.

В 1930-е годы формируется особый мир «счастливого детства» благодаря творчеству А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, 3. Александровой, Е. Благининой, А. Гайдара. Детство представляется как беззаботный период, в который ребёнок неподдельно радуется всему происходящему, осваивая окружающий мир. Он осмысливает себя только через коллектив, в котором нет места нечестным, ленивым и злым детям. Например, «Чук и Гек» Аркадия Гайдара (1939). Идеалы этого периода - романтика путешествий, освоение новых территорий и индустриализация – путь к светлому будущему.

Патриотические и героические мотивы стали опять актуальны в годы Великой Отечественной войны. Образ«беззаботногодетства» сменился,«посерьёзнел»дотого,чторебёноквключалсянаравнесовзрослымивдостиженияпобеды втылу или нафронте. КлючевымпроизведениемданногопериодаявляетсятрилогияА.Гайдара«Тимури егокоманда». Главный герой - настоящий волонтер сталинской эпохи, а главная мысль книги - коллективизм, помощь армии, пожилым людям, единство партии и народа.

50-60-е годы принесли новые идеалы. Авторами создаётся образ ребёнка-мечтателя, который выстраивает свой собственный мир, учится на своих ошибках. В коротких рассказах В. Драгунского главный герой, Дениска, не спасает отечество или помогает слабым. Он просто живет и радуется своим успехам, огорчается из-за неудач. Истории о нём начали выходить в 1950-х. Война окончена, разрушенное восстановлено. Теперь можно порадоваться семейному счастью, когда ребёнок просто живёт в нормальной обстановке и ходит в школу.

Валерий Медведев в своей книге «Баранкин, будь человеком!» (1963) изображает двух друзей, которые хотели жить беззаботно. Главная мысль произведения - важно быть трудолюбивым и честным человеком, и тогда можно будет многого достичь.

Вместе с тем во второй половине 1950-х и в начале 1960-х в книгах для детей всё больше внимания уделяется проблеме взаимоотношений детского и взрослого миров. В этот период создаются следующие произведения: «Честное комсомольское» А. Кузнецовой (1960), «Приключения Кроша» А. Рыбакова (1962), «Витя Малеев в школе и дома» (1951).

Особое внимание уделяется отношениям в семье. Писатели в своих произведениях стараются показать, как отражаются на ребёнке конфликты в семье («Станция “Мальчики”» (1962) Ю. Яковлева, «Последний рассказ» (1960) и «Ожидание» (1963) Р. Погодина).

И, наконец, нельзя не упомянуть повесть «Чучело» В. Железникова (1981). Непростая, волнующая и очень честная история о детской жестокости, и вместе с тем о милосердии, сострадании и внутренней силе.  Книга стала знаковой для своего времени. Уже мало кто верит в светлое коммунистическое будущее, процветает мелкая потребительская мораль. Главная же мысль произведения – надо всегда оставаться человеком, даже в трудных ситуациях.

Таким образом, после 1917 года перед детскими писателями была поставлена задача создания детской книги нового типа. Она стала одним из главных инструментов, с помощью которого советская власть решала задачу по созданию «нового человека». В этот период издание и содержание детской книги формировалось теми, кто руководил страной и определял её будущее.

Именно в это время подчинения творческих задач политическим нередко создаются выдающиеся произведения детской литературы, которые продолжают бережно передаваться из поколения в поколение.

Глава 2. Мир детства в произведениях В. И. Одноралова.

2.1 Особенности изображения мира детей в творчестве В. И. Одноралова

Владимир Иванович Одноралов родился в 1946 году в Ростовской области. В раннем детстве с родителями переехал в Оренбург. Работал журналистом, редактором, ведущим на радио, а ещё заведовал литературной частью в оренбургском областном кукольном театре. В 1964 году он стал членом литературного объединения имени В. И. Даля, а в 1990 - членом Союза писателей СССР и России. Печатался в журналах «Урал», «Молодая гвардия», «Литературная учеба», «Наш современник», «Москва», «Светлячок», в альманахах «Поэзия», «Каменный пояс», «Истоки», «Гостиный двор». Стихи и проза Одноралова, объединенные в сборники, выходили в издательствах «Детская литература», «Золотая аллея», «Южноуральское книжное издательство». В 1997 году Владимир Иванович получил премию «Оренбургская лира» за книгу «Рухляндия и ее окрестности». [10]

В детской литературе он без малого сорок лет из своих чуть больше семидесяти. Но к титулу «детский писатель» относится скептически. [4]

Тем не менее, в его рассказах, таких как «Стрекоза и муравей», «Старший брат», «Калоши счастья», «Субботник», «Кораблик», «Вовка, Сивка, Егорка» и повести «Рухляндия и её окрестности» главные герои - дети. [8]

В книгах для детей В. Одноралова мы можем встретить многие человеческие ценности: дружба, первая любовь, взаимопонимание. Его герои - живые люди, обладающие как определенными достоинствами, так и недостатками, и живущие в неидеальных условиях. Но их всех объединяет благородство детской души.

В рассказе «Стрекоза и муравей» урок чтения пошел не по плану: вместо того чтобы осудить стрекозу, как того требовала учительница, главный герой Мишка её пожалел: «Она насмерть замёрзнет? – взволновался вдруг Мишка. Людмила Васильевна, сохранив строгость в лице, досадливо ответила: «Ты не понимаешь смысла басни, Гаечкин». [4]

В рассказе «Вовка, Сивка, Егорка...» ребята устроили дуэль на игрушечных шпоночных пистолетах. Автор отмечает, что эта игра «нехорошая» и довольно опасная: «Даже обычной резинкой и бумажной шпонкой можно прилично щелкануть товарища, скажем, в ухо. У пистолетов же - специальная, втрое скрученная резинка, а шпонки - из гнутых гвоздей». И удары получались очень болезненными. Вовке «прилетело» по зубу. Но, когда наступила его очередь, мальчик решил не мстить и великодушно выстрелил мимо.

У героев В. Одноралова заметно выражена тяга к справедливости и способность прощать, которая побеждает, несмотря ни на что. Например, Вовка, главный герой повести «Рухляндия и ее окрестности» смог простить Атайку за украденные деньги, которые они все вместе собирали на поиски пугачевского клада.

В рассказе «Старший брат» поднимается тема детской неустроенности, одиночества. Главный герой, Мишка Гаечкин, воспитывается мамой и бабушкой. На вопрос случайно встреченной в проулке женщины есть ли у Мишки отец, он отвечает: «Нет, наверное». Советский психолог и автор оригинального направления в детской педагогической психологии Д.Б. Эльконин отмечает, что ребёнку свойственно подражать взрослым, и именно с отсутствием образца для подражания в лице взрослого психолог связывает современный кризис детства. Видимо, поэтому Мишка и выдумал себе образ старшего брата, которым можно было бы гордиться: «Брат уже собрался. На нём была жёлтая меховая куртка, меховые сапоги, длинные с железными креплениями лыжи. У Мишки же лыжи были старенькие, на сыромятных веревочках, и меховой куртки он, конечно, никогда не носил. Но брату не завидовал, только гордился им по секрету», у кого можно было бы всегда спросить совета по-мужски.

Проблема безотцовщины затрагивается и в рассказе «Калоши счастья». И главный герой Мишка, и его подруга Флюра растут без отца. Однажды Мишка услышал, как мать переживает по этому поводу. Раньше мать говорила ему, что он погиб. А теперь Мишка узнает, что на фронте отец встретил другую женщину и ушел к ней. Мальчик стремится оправдать его, и в детском сознании Мишки возникает мысль, что отец просто не договорился с мамой, чтобы они были верны друг к другу. Мальчик пугается, что и с его детьми может случиться такое же. Тогда он решает, что обязательно договорится с «мамой того, чьим он, Мишка, будет папой».

В повести «Рухляндия и её окрестности» главный герой Вовка также растет без отца: с мамой и бабушкой. Действие происходит в Форштадте, тогда еще пригороде Оренбурга, неподалеку от Урала. Владимир Иванович описывает послевоенное детство. Вовку после ссоры с друзьями и с Флюрой смогла утешить только мама. Образ мамы для Вовки - светлый, теплый. Он верит, что мама его всегда поддержит.

Жили тяжело, денег не хватало. И когда у мамы появился кавалер, Вовка испугался, что мама уйдет от мальчика: «…Где она сейчас, мама? Вот уйдет ещё жить к этому наодеколоненному. Вовка, конечно, не верил, что мама от него может куда-то уйти, но сами собой приходили такие вот жестокие мысли и терзали его больно...». [9]

Дед Вовки, который не менее важен для мальчика, долгое время находился в тюрьме по ложному доносу. Преступление деда заключалось в том, что он купил мешок муки для голодающей дочери. Встретились мальчик и дед только в конце повести. Вовка, как и вся его семья, очень сильно ждал возвращения деда. Все это время дед представлялся Вовке человеком, который поймет все проблемы: «Вот, мама! Хорошая она, родная, но ничего в их пацанских делах не понимает. Игра! Да какая же это у них игра? Дело жизни! И как можно принять в это дело Флюру? Она же девчонка. Ох, скорее бы дед возвращался. Уж он-то с бухты-барахты не посоветует.» [8]

Социальное сиротство – одна из проблем современного общества. Ведь даже если у героя имеются оба родителя и их семья на первый взгляд абсолютно благополучна, морально ребенок зачастую одинок. Он обделён вниманием и заботой родителей, не чувствует поддержки своей семьи. В рассказе «Кораблик» с учёбой у двенадцатилетнего Андрейки дела плохи. Учительница «поставила перед ним вопрос ребром: либо он начнёт новую жизнь и станет старательным, хорошим учеником, либо она не даст ему никакой жизни». «Ты, милый мой, не учишься, а скачешь, как кузнечик. По истории у него, видите ли, пятёрки бывают, …, а русский и математика — из рук вон». Родителям до мальчишки дела нет. Поэтому мальчик большую часть времени предоставлен себе. После поставленного учительницей ребром вопроса, собирается ли Андрейка начинать новую жизнь, он думает: «Разве можно начать новую жизнь, если мамка и отец начнут очередную ругачку? А они ее начнут - будьте спокойны». Отец только летом «почти не выпивает и берёт его с собой на рыбалку». У соседской Надюшки «папки-то никакого нет». То есть он «вроде бы был, но куда-то пропал. Живёт она у бабушки и называет её мамой, потому что настоящая мама приходит к ней по выходным, и то не всегда». От самого отца девочке «вспоминались только руки с длинными крепкими пальцами и жёлтый, чем-то перебитый ноготь». И ещё — яхта, которая «разрушилась от безделья». Андрейка починил кораблик, и они вместе с Надюшкой пустили его в воды Урала. Когда кораблик вошёл в течение и парус стал то и дело пропадать в солнечных бликах, Надюшка сказала про себя: «Кораблик, плыви за папой...».[9]

Очень деликатно, мягко автор касается и темы первой любви. В повести «Рухляндия и ее окрестности» Вовка приревновал Флюру к Ромке, когда тот подарил девочке цветы. И потом долго не общался ни с Флюрой, ни с Ромкой.

Главному герою рассказа «Субботник» Андрейке, прозванному Субботником за свою необычайную энергию, с огромным трудом удалось пересилить свою стеснительность и подарить нравящейся Андрейке девочке Алле прекрасный букет астр. В этом ему помог дед, предложивший внуку извиниться перед девочкой, или они с дедом надолго поссорятся. И Андрейка извинился, так как для него были очень важны хорошие отношения с дедом: «Значит, мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы. Субботник повел было носом вправо и вверх, но дед точно так же повел носом и повторил веско: - Цветы. А иначе миру между нами не бывать. Миром с дедом Субботник дорожил даже больше, чем миром с родителями и поэтому понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов».[9]

Таким образом, книгах В. И. Одноралова мы знакомимсяс миром советского детства, в котором есть как горести и печали, так и истории, которые полны описания беззаботной детской жизни, проделок маленьких героев. Ведь мир детства – это не только веселье и игры. Это и взаимопонимание, и помощь другу, и первая любовь.

В его произведениях обнаруживаются черты психологической прозы, что позволяет их отнести к произведениям не только массовой, но и качественной литературы.

2.2. Беседа с писателем

Чтобы лучше понять творчество В. И. Одноралова, мы попросили его о встрече. Владимир Иванович с удовольствием откликнулся на наше предложение. 18 января 2024 года у нас состоялась встреча в библиотеке им. Н. Крупской. Беседа длилась около часа. Были затронуты многие вопросы.

Так, в ходе беседы мы узнали, что в его рассказах «Стрекоза и муравей», «Старший брат» и «Калоши счастья» главного героя зовут Мишка, и что это одно и то же лицо. Тоже самое касается и повести «Рухляндия и ее окрестности», и рассказа «Вовка, Сивка и Егорка....», которые объединяет главный герой Вовка и тот факт, что действие происходит в послевоенные годы.

В рассказах В. И. Одноралова смешаны и правдивые воспоминания детства, и вымысел. На вопрос, почему в его рассказах много детей, растущих без отца, Владимир Иванович ответил, что тогда было такое время: эйфория от того, что наша страна победила такой тяжёлой войне. Хотелось легкого, необременённого проблемами существования. И для многих семейные узы ослабли.

Он поделился с нами историей о том, когда его посетила идея написать что-то для детей. Владимир Иванович пришел в театр на детское новогоднее представление. И ему очень не понравилось качество сюжета: слишком просто, трафаретно. В тот момент он подумал, что никогда не будет писать для детей. И подчеркнул, что его рассказы, где главные действующие лица – дети, все же не вполне детские, как, например, рассказы Н. Носова про Незнайку. Но позже, под впечатлением от знакомства с оренбургским поэтом Г. Ф. Хомутовым и его поэтическим творчеством, в котором звучит благодарность детей ко взрослым, старающимся в голодные военные годы оградить детей от ужасов войны, В. И. Одноралов переменил свое мнение.

С 2010 года, после награждения Международной литературной премией С.В. Михалкова «Облака», он признал «себя детским писателем».

Владимир Иванович считает, что у писателя не может быть недостатка в сюжетах. Писать можно обо всем, главное – талантливо. И как раз отсутствием последнего страдает современная детская литература. Очень мало по-настоящему талантливо написанных книг. Эта тенденция берет свое начало в 90-х годах XX века, когда на литературных семинарах обсуждалась смена литературных направлений: нужно «развлекать любыми путями»: в приоритете бездумные приключения и фэнтези. А историческая литература и природа – на последнем месте.

На вопрос, какое напутствие Владимир Иванович может дать начинающему детскому писателю, он сказал следующее: «Вернуться к классике, составить себе список. Искать тексты, которые помогают разрешить те или иные духовные проблемы. И не считать себя знатоком литературы только потому, что прочитал тот или иной текст. Все время быть в поиске».

Полную видео и аудиозапись интервью можно найти по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/1M_0bHt68DACD1yEDm_kBwWkBcIc6K7Yf/view?usp=drive_link

https://drive.google.com/file/d/1hX1g72aguA4m0zAY9M_zT52MCrB3kLtU/view?usp=drive_link

2.3 Изучение общественного мнения людей о знакомстве с творчеством В. И. Одноралова.

Для изучения общественного мнения людей о знакомстве с творчеством В. И. Одноралова нами было осуществлено анкетирование на базе интернет-платформы Google-form. Анкета, разработанная нами, состояла из 10 вопросов. В опросе участвовало 29 человек в возрасте от 10 до 65 лет.

1.

В каком классе Вы учитесь?

1-4 класс

5-8 класс

9-11 класс

Другое

2.

Любите ли Вы читать?

Да

Нет

3.

Какой источник информации Вы предпочитаете?

Книга

Периодические издания

Энциклопедии, словари, справочники

Электронные издания интернета

Телевидение

4.

Читали ли Вы произведения советских детских писателей?

Да

Нет

5.

Если читали, то каких именно?

 

6.

Знакомы ли Вы с творчеством писателей Оренбургского края?

Да

Нет

7.

Слышали ли Вы об оренбургском писателе Владимире Ивановиче Одноралове?

Да

Нет

8.

Читали ли Вы произведения В. И. Одноралова?

Да

Нет

9.

В каком направлении пишет В. И. Одноралов?

Проза

Стихи

Проза и стихи

Не знаю

10.

Для какой возрастной аудитории пишет свои произведения В. И. Одноралов?

Для детей

Для взрослых

И для детей, и для взрослых

Не знаю

2.4 Результаты опроса

В опросе приняли участие 29 человек. Это учащиеся 5-9 классов (82,1%), учащиеся 9-11 классов (10,7%), и группа «Другое», под которой понимаются респонденты более старшего возраста (7, 1%).

Результаты опроса показали следующее:

  1. Людей, которые любят читать книги, больше (69%), чем тех, кто этого делать не любит (31%).

  2. В основном респонденты предпочитали книгу (65,5%), как источник информации. Остальные источники расположились в убывающем порядке: электронные издания интернета (41, 4%), телевидение (41, 4%), энциклопедии, словари, справочники (24, 1%), периодические издания (10, 3%)

  3. На вопрос, читали ли Вы произведения советских детских писателей, 51, 7% респондентов ответили положительно. И 48, 3% ответили отрицательно.

  4. На вопрос: Если читали, то каких именно? – были получены следующие варианты ответов: 12 человек предложили имена следующих авторов: В. Осеева, В. Каверин, Н. Носов, В. Медведев, К. Булычёв, Л. Лагин, К. Чуковский, А. Барто, В. Драгунский, В. Катаев, М. Пришвин, К. Паустовский, А. Толстой, Б. Житков, А. Алексин;7 человек предложили вариант ответа: не знаю; 9 человек

предложили вариант ответа: не читал

  1. 65,5 % респондентов ответили, что не знакомы с творчеством писателей Оренбургского края.

  2. Об оренбургском писателе Владимире Ивановиче Одноралове слышали лишь 24,1 % респондентов.

  3. Лишь 10, 3% респондентов читали произведения В. И. Одноралова.

  4. На вопрос, в каком направлении пишет В. И. Одноралов, ответы расположились следующим образом: проза – 3,4%; стихи – 0%; проза и стихи – 10, 3%; не знаю – 86, 2%.

  5. На вопрос, для какой возрастной аудитории пишет свои произведения В. И. Одноралов, респонденты ответили следующим образом:для детей – 13, 8%; для взрослых – 0%; для детей и взрослых – 31%; не знаю – 55, 2%.

Более подробно с графиками можно ознакомиться в Приложении 1.

Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что та

информация, которую я получила в ходе своего исследования, весьма полезна и

актуальна для повышения общего уровня образования моих одноклассников.

Заключение

«Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра». - так говорил С. В. Михалков в предисловии к книге «Все начинается с детства». [6] И действительно, характер человека формируется в раннем возрасте, поэтому тема детства стала привлекать к себе особенное внимание в XX веке.

Тема детства — одна из ключевых тем мировой художественной литературы. Многих писателей волновали взаимоотношения между взрослыми и детьми, развитие личности ребенка. К описанию жизни, труда, переживаний детей обращались такие всемирно известные писатели как М. Твен, Ч. Диккенс, Г. Бёлль, Л. Кассиль и многие другие. Однако особое положение в ряду произведений, затрагивающих детскую тему, занимает творчество русских, советских и российских писателей.

Творческие поиски современных писателей, создающих книги для детей и юношества, часто идут в углубленно-психологическом плане, потому что мастеров слова интересует человек нового поколения, его облик, его запросы, его будущее. В русле этого поиска находится творчество В. И. Одноралова.

В его произведениях находит продолжение и тема «рая детского житья», и острые проблемы современности, к которым можно отнести социальное сиротство, равнодушие взрослых, просчеты и недостатки незадачливых педагогов.

В рассказах и повести можно обнаружить основные принципы создания мира детства в отечественной литературе. Автор без прикрас рисует реальный мир, окружающую среду жизни маленьких героев.

Таким образом, можно говорить о продолжении лучших традиций детской прозы в творчестве В. И. Одноралова.

Список использованных источников и литературы

  1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 4, с. 88

  2. Газета Правда, 1952, № 105

  3. Токарева Т. Н. Формирование принципов изображения героя в советской детской прозе 1920-х - 1930-х гг.: дис. … канд. фил. наук. – В., 2013. – 221 с. - Электронный ресурс. Режим доступа:https://www.dissercat.com/content/formirovanie-printsipov-izobrazheniya-geroya-v-sovetskoi-detskoi-proze-1920-kh-1930-kh-gg

  4. Владимир Одноралов: «Сказочки-первоцветы» и другие истории // Сетевой и литературный журнал «Камертон». – 2018 - № 100. . - Электронный ресурс. Режим доступа: https://webkamerton.ru/2018/02/vladimir-odnoralov-skazocki-pervocvety-i-drugie-istorii

  5. Краткая литературная энциклопедия: В 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 608.

  6. Михалков С. Все начинается с детства: сборник рассказов /С. Михалков. – Москва:Детская литература, 1969.- 128 с.

  7. МочаловаН.Ю.Мифологема «счастливогодетства»всоветскойдетскойлитературе//KANT: Socialscience & Humanities. – 2024 – №2 (18). – С. 23-28. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologema-schastlivogo-detstva-v-sovetskoy-detskoy-literature/viewer

  8. Одноралов В. Калоши счастья: сборник повестей и рассказов / В. Одноралов. – Оренбург: Оренбургская книга, 2009. – 192 с.

  9. Одноралов В. Незабудки: сборник повестей и рассказов / В. Одноралов. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991. – 302 с.

  10. Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека. Электронный ресурс. Режим доступа: https://oodb.ru/elec-res/orenburjie/literaturnaya-karta/

  11. Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 642

Приложение 1

На вопрос: Если читали, то каких именно? – были получены следующие варианты ответов:

  • 12 человек предложили имена следующих авторов: В. Осеева, В. Каверин, Н. Носов, В. Медведев, К. Булычёв, Л. Лагин, К. Чуковский, А. Барто, В. Драгунский, В. Катаев, М. Пришвин, К. Паустовский, А. Толстой, Б. Житков, А. Алексин

  • 7 человек предложили вариант ответа: не знаю

  • 9 человек предложили вариант ответа: не читал

Приложение 2

22 октября 2024 года в областной библиотеке им. Н. К. Крупской на презентации сборника стихотворений Владимира Ивановича Одноралова «Соловьиный ключ».

Просмотров работы: 53