Введение
Книга– это источник знаний. Из них мы получаем много интересной и полезной информации. В раннем детстве наши родители читали нам интересные сказки, рассказы, стихи. Став школьниками, мы читаем самостоятельно. Благодаря чтению мы развиваем память, мышление, внимание, учимся выражать свои мысли чётко и ясно.
В современном мире книг в домашних библиотеках становится все меньше. Электронные издания вытеснили печатные издания. Даже в компьютерный век человек не может обойтись без чтения. Именно книга воспитывает уважение к взрослым, положительное и бережное отношение к братьям нашим меньшим и к самой книге, расширяет словарный запас.
Книги учат нас быть добрыми и умными, отважными и честными. По-моему, ни один компьютер не может заменить живого и богатого языка наших любимых книг! Они помогают нам в самообразовании.
Меня заинтересовал вопрос, как создаются книги? Я решила провести исследование по истории создания книги от самой первой и до наших дней. По результатам моего исследования я создала свою собственную, уникальную книгу.
Для начала я провела опрос в своем классе. Попросила ответить на вопросы: любят ли читать одноклассницы, как часто они читают, какая литература их интересует, посещают ли они библиотеку и так далее.
В моем опросе участвовало 25 девочек. У 96% опрошенных девочек дома есть детские книги. Из них самостоятельно читают книги 80%, но, к сожалению, с родителями по очереди читают только 20%. Совместное чтение ребенка и родителя приносит очень большую пользу! Ежедневно читают книги только 12% девочек, несколько раз в неделю – 48%. Иногда – 40%. Это говорит о том, что чуть больше половины опрошенных девочек относительно регулярно читают книги. Среди любимых писателей девочки в основном называли авторов произведений из школьной программы обучения. Порядка 80% из опрошенных посещают библиотеку. Большинство девочек предпочитают читать сказки, рассказы о животных, фантастику, 16% любят читать стихотворения. Также девочки увлекаются чтением комиксов и журналов. Около 20% девочек предпочитают игры на компьютере чтению книг.
Мне очень нравится читать книги про школу, школьную дружбу и взаимоотношения между детьми. На эту тему я и решила создать книгу. Взяла несколько рассказов известных детских писателей и сделала сама иллюстрации к ним.
Тема: «Любите книгу всей душой».
Гипотеза: Книги дают нам знания, а знания делают нас лучше.
Цель: Изготовить детскую книгу собственными руками.
Задачи:
Найти в научно–популярной литературе сведения об истории создания книги.
Изучить процесс и этапы создания книги.
Собрать и подготовить весь необходимый материал для собственной книги.
Сделать книгу.
Презентовать книгу перед своими одноклассницами.
Объект исследования: Процесс создания книги.
Методы исследования: Изучение исторической и справочной информации, анкетирование одноклассниц, сравнительный анализ полученных результатов.
Практическая значимость: Результаты исследования позволят школьникам понять, какой это трудоемкий процесс – создание книги. Изготовленную книгу можно будет использовать на уроках «Литературного чтения».
В семье мне всегда говорили о том, как важно читать и про бережное отношение к книге. Но какой путь проделывает книга от идеи создания до того, как мы будем держать её в руках и читать. Как можно сделать книгу более интересной?
Основная часть
Раздел 1. Как создавались первые книги.
Сегодня, в век электронных технологий и различных гаджетов (сотовые телефоны, ноутбуки, компьютеры) люди стали забывать о таком интересном и увлекательном занятии как чтение книги.
Книга – один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющая объём более сорока восьми страниц и, как правило, твёрдый переплёт.
За период своей истории книги прошли длинный путь развития: от глиняных табличек Вавилона и Шумера, до египетских папирусов, через пергаментные книги средних веков и таких привычных нам книг из бумаги, до современных электронных книг.
1.1. Узелковое письмо
Одним из способов запоминания и передачи информации было узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. В Перу в Южной Америке сейчас еще встречаются пастухи, знающие язык узелков.
Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль привязывал к толстой веревки шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке находился узелок, тем ближе была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый – серебро или мир, желтый – золото, зеленый – хлеб. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые мелкие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.
1.2. Глиняные таблички
Самые древние книги появились в первых развитых цивилизациях: Вавилоне, Шумере, древнем Египте, Ассирии. Оно и не удивительно, ведь книги необходимы для работы по управлению государством, нужно вести государственные записи, родословные царей, архив царских указов, решений судов, бухгалтерские документы и многое другое. Книги эти состояли из глиняных табличек. «Страницы» были большими: 32 см на 32 см, толщиной в 2,5 см. Настоящий плоский кирпич! Текст наносился символами по мягкой глине.
Готовые таблички укладывались в ящик в определённом порядке – так получалась клинописная книга. Таблички оказались надежным хранилищем – благодаря найденным во время раскопок глиняным табличкам мы довольно много узнали об истории цивилизаций и быте жителей древнего мира.
1.3. Папирус
В Египте в третьем тысячелетии до нашей эры из тростникового растения научились делать папирус. Он выглядел как очень длинные полосы шириной 30–40 сантиметров. Папирус свёртывали в рулон – свиток. Папирус был тоже недорогим материалом для письма, поэтому он долго использовался людьми.
Есть упоминания, что на папирусе писали чернилами с помощью кисточки, но чаще писали заострённой палочкой, окуная её в чернила. Весь текст записывался черным цветом за исключением первого слова каждого абзаца – его принято было выделять красным, отсюда и пошло выражение «красная строка». Хранились такие свитки в кожаных и деревянных футлярах. В арабских странах такая палочка из тонкого тростника называлась калам. Калам делали из камыша, бамбука, стеблей зрелой пшеницы и риса.
Интересный факт: папирус производился не только в Египте, но и многих других местах, а одним из крупнейших поставщиков папируса был финикийский город Библ, чьё название стало ассоциироваться с книгами. Именно отсюда идут такие слова как «Библия» и «библиотека».
1.4. Пергамен (пергамент)
Во 2 веке до нашей эры, в Пергаме научились делать листы для письма из кожи животных – пергамен. Выделывать пергамен было сложно, он стоил очень дорого. Зато писать на пергамене можно с двух сторон, его можно сгибать, можно осторожно счищать написанное ножом и писать снова.
Дороговизна пергамента была обусловлена трудоемкостью его производства: делать пергамент приходилось не меньше 2 недель, на протяжении которых коровью, овечью или козью шкуру вымачивали в известняковом растворе, выбеливали мелом и шлифовали. Хороший пергамент был таким же гладким и белым как современная бумага, только более тяжёлым. Чтобы книга из пергаментных листов не разлеталась, её сшивали и заключали в специальный переплет из деревянных дощечек. В целом на одну книгу уходило 6 – 7 коровьих шкур. Поэтому книги в средние века были ужасно дорогими и даже состоятельные люди того времени не всегда могли себе позволить их приобретение.
1.5. Береста
Жители средневекового Новгорода на Руси писали на деревяных дощечках, которые изготавливали из коры берёзы.
Очень интересны берестяные книги, возникшие на Руси в 11 веке. Они использовались для письма вплоть до 15 века. Берестяные книги берут свое начало от берестяных грамот.
При раскопках старинного Новгорода археологами была найдена большая берестяная библиотека из различных письменных средневековых документов. В отличие от летописей, в берестяных грамотах много бытовых деталей – записи о торговых сделках, взыскании долгов, хозяйственных распоряжениях. Постепенно, по мере роста мастерства обработки бересты, из нее стали делать книги.
Как делались берестяные книги? Для их изготовления брали бересту, кипятили ее, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную (как правило, прямоугольную) форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной и мягкой.
1.6. Бумага
Есть два мнения: бумагу изобрели в Китае в первом веке нашей эры; впервые бумагу из тряпья сделали арабы в восьмом веке. В 12 веке бумага стала производиться в Европе. На первых порах бумага была рыхлой, не очень прочной, сероватого или желтоватого цвета. Но со временем качество росло.
Первые бумажные книги были в разы дешевле пергаментных, книги перестали стоить целые состояния и стали доступными дли широких слоев населения.
1.7. Электронные книги
Считается, что электронная книга была изобретена в 1971 году, когда Майкл Харт, выпускник университета Иллинойса, решил загрузить в компьютер «Декларацию независимости». Юноша задался целью перевести в электронный формат 10 тысяч наиболее известных произведений мировой литературы. Харт назвал свою инициативу «Проект Гутенберг».
До 1989 года все тексты набирались вручную. Затем стали использоваться сканеры и программы распознавания текстов. В России в 1994 году программист Максим Мошков создал интернет–библиотеку http://lib.ru/. Она пополняется, главным образом, усилиями пользователей.
1993 году выпущено первое устройство для чтения электронных книг Newton (Apple), оно имело собственный формат файлов е–книг и было снабжено программой для их чтения.
19 ноября 2007 года – знаменательный день в истории е–книг: крупнейший интернет–магазин планеты Amazon представил миру новый товар Kindle – это устройство для чтения е–книг и онлайн–магазин е–книг, с которым оно связывается через интернет, чтобы скачивать файлы.
Раздел 2. Типографское дело
2.1. Иоганн Гутенберг
В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу.
Вошел в историю он благодаря изобретению книгопечатания с помощью подвижных металлических литер. То есть наборных шрифтов из металлических подвижных брусков, на которых в зеркальном отображении были вырезаны буквы. Из таких брусков на досках набирались строчки, которые впоследствии переносили специальную краску на бумагу. Это изобретение принято считать технической основой полиграфии.
Первая книга, напечатанная с помощью набора литер, дошедшая до наших дней, была выпущена в 1456 году. Это крупноформатная 42–строчная латинская Библия Мазарини, которую так же называют Библией Гутенберга
Изобретенный Гутенбергом способ печати просуществовал практически в неизменном виде до девятнадцатого века. И, хотя задолго до него были придуманы такие способы, как ксилография и трафаретная печать, именно книгопечатание с помощью подвижных металлических литер принято считать технической основой полиграфии.
2.2. Иван Фёдоров
Русский царь Иван Грозный приказал построить первый в нашем государстве печатный двор. Причиной послужило большое количество ошибок в рукописных книгах для богослужения, которые делали неграмотные переписчики. Так в середине XVI века на Никольской улице в Москве появилось отдельное здание, которое позже начали называть Печатным двором.
Когда мы говорим о книгопечатании, то первым на ум приходит Иван Фёдоров. Именно его Иван Грозный поставил по главе Печатного двора. Почему его? Всё просто: Иван Фёдоров был выпускником Краковского университета, хорошо разбирался в книжном и литейном деле. А ещё Фёдоров был столяром, маляром, резчиком и переплётчиком, знал древнегреческий язык и латынь. Вместе с помощником – Петром Тимофеевым – друкарь (устаревшее название профессии книгопечатника) Иван Фёдоров успешно завершил строительство первой на Руси типографии.
Иван Фёдоров начал печатать первую книгу 19 апреля 1553 года. Книга была готова 1 марта 1564 года. Именно 1564 год считается в России началом отечественного книгопечатания.
Первая печатная книга, которую создали друкари Фёдоров и Тимофеев, называлась «Апостол». Книга была объёмной (267 листов), её защищал кожаный переплёт. Буквы, рисунки и заставки внутри «Апостола» были отпечатаны так, что внешне напоминали рукописную книгу. Сохранился всего 61 экземпляр «Апостола». Затем появились первые славянские учебники – «Часовник» и «Азбука».
2.3. Структура книги
Современная книга имеет строго определенную структуру.
Обложка – это покрышка книжного блока, которая защищает книгу от повреждений, придаёт ей нарядный вид. Она бывает мягкая, поэтому и называется «обложка».
Переплёт бывает из твёрдого картона, и тогда называется «переплёт». В переплёт попадают толстые книги с большим количеством страниц, которые трудно закрепить простыми скрепками. Переплёт содержит ряд выходных сведений и предназначен для защиты книжного блока. Также переплёт является элементом художественного оформления.
Суперобложка – это дополнительная обложка из бумаги. Она защищает переплёт, украшает книгу и называется суперобложкой. Чаще её можно встретить на подарочных экземплярах книг.
Форзац – двойной лист бумаги, соединяющий блок книги с переплётом. Он может быть просто белым или цветным, но иногда на нём бывает рисунок.
Титульный лист – первая страница книги, на которой помещено очень много сведений о ней:
– автор;
– заглавие;
– подзаголовок, который может сказать о жанре книги, т.е. стихи это, сказки, роман, повесть, рассказы или справочное издание;
– в некоторых книжках указывается название серии. Серия – это несколько книг, объединённых одной темой. В каждой из таких книг в верхней части титульного листа помещается одинаковое название серии. Например, «Школьная библиотека», «Читаем сами»;
– фамилия художника или переводчика тоже указывается на титульном листе;
– сведения о том, в каком городе и в каком издательстве была выпущена книга, а также год издания.
Фронтиспис – главная иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота. Обычно это портрет автора или главного героя книги, либо рисунок, отражающий главную идею или наиболее характерные моменты содержания книги. Фронтиспис бывает не в каждой книге.
Шмуцтитул. Если книга состоит из нескольких разделов или глав, то перед каждым разделом может быть свой титул – тогда он называется шмуцтитул. На нём название или номер главы и рисунок. Этот термин произошел от соединения немецких слов «грязь» и «заглавие». В старопечатных книгах перед настоящим титулом помещали специальную страницу, которая прикрывала титульный лист и не давала ему испачкаться. Теперь это слово имеет совсем другое значение – это страница, которая открывает главу книги, её часть или раздел.
Иллюстрация – латинское слово, означающее «освещение», «пояснение», «наглядное изображение». В книге иллюстрация наглядно поясняет текст и тем самым существенно его дополняет. Книгу с иллюстрациями читать интересней, потому что легче представить себе то, о чём рассказывает автор.
Предисловие – это статья, помещённая перед основным текстом книги. Из неё мы можем узнать об авторе книги, её содержании, героях. Иногда его пишет сам автор. Тогда он рассказывает, что–нибудь интересное о том, как он придумал эту книгу, как её писал, кто ему помогал.
Послесловие. После того, как читатель прочитал роман или повесть, он о чём–то задумался, а в чём–то, быть может, не совсем разобрался. И ему хочется получить ответ на вопросы, возникшие при чтении. Статья, отвечающая на эти вопросы и помещённая в конце книги, называется послесловием. Обычно эту статью пишут литературные критики или другие писатели.
Аннотация – краткое содержание книги, обычно помещается на обороте титульного листа. Из аннотации можно узнать не только о чём эта книга, но и кто её главные герои, для кого она написана, иногда есть сведения об авторе и других его произведениях.
Содержание. Многие книги состоят из отдельных рассказов, стихов, сказок. Чтобы быстро найти в книге нужное стихотворение или узнать, какие сказки помещены в ней, надо заглянуть в содержание. Оно бывает в начале или конце книги. Здесь перечислены все произведения, вошедшие в книгу, в том порядке, в каком они напечатаны. Рядом указана страница.
Оглавление. Если книга состоит только из одного произведения, а оно разделено на главы, тогда найти нужную главу поможет оглавление – перечень всех глав с указанием страниц, на которых они напечатаны.
Колонцифра. Этим красивым именем названа та самая привычная, обычная цифра, которая обозначает в книге порядковый номер страницы.
2.4. Процесс и этапы создания книги
Процесс создания книги можно разделить на три важных этапа:
допечатный;
печатный;
после печатный.
Допечатная подготовка состоит из многих этапов, которые могут отличаться в зависимости от вида литературы и требований в издательстве. Издательство занимается работой с текстом.
Издательство – предприятие (государственное, общественное, кооперативное или частное) – медиакомпания, которая работает в области литературы, искусства, музыки или науки, и продукция которой может воспроизводиться и распространяться.
В издательстве просматривают работы авторов книг и выбирают те, с которыми будут работать. После этого редакторы занимаются исправлением текста от грамматических и смысловых ошибок. Для этого проводится несколько видов правок, чтобы исключить ошибки. Далее проводится работа с иллюстраторами, которые готовят изображения для книг. После проводится операция вёрстка – это процесс размещения на страницах книги текстов, изображения, подбор размера шрифтов текста и заголовков, установка отступов и нумерации страниц. Когда все сделано можно приступить к переносу информации в типографию.
Типография – полиграфическое производственное предприятие, на котором в общем случае осуществляется допечатная подготовка (изготовление печатных форм, клише, штампов для высечки).
Печатная работа.
Этот процесс выполняется на печатных машинках. Печатают на печатных машинах большого размера. На одном листе может размещаться 8, 16 и даже 32 страницы. Это делается для того, чтобы ускорить и облегчить процесс производства книги. Если нужно получить цветное изображение достаточно четырёх красок: жёлтый, голубой, перламутровой (темно–красной) и черной. Эти цвета смешиваются и дают разные оттенки. После того, как на бумаге большого формата напечатают страницы книги, напечатанный лист проходит через процесс сгибания (фальцовки). Этот процесс происходит на фальцевальных машинах, получается сложенный в несколько раз лист, где на каждой его стороне будет отдельная страница книги. И таких листов может быть несколько. Потом эти листы поочередно накладывают друг на друга и сшивают. Этот процесс осуществляется на полиграфических швейных машинках. Листы могут не прошиваться, а склеиваться, но это непрочное соединение. Так же, как страницы книги, печатается и обложка.
Послепечатные работы.
Когда страницы книги и обложка распечатаны, наступает следующий этап. Прошитые или склеенные страницы в блок резчик подрезает с трех сторон, чтобы он имел ровные края. Параллельно с напечатанной на бумаге обложкой, происходит её изготовление. Обложки бывают разные: мягкие и твердые. Для изготовления твердой обложки нужно нарезать картон нужной формы. После того, отпечатанную бумагу наклеивают на прорезанный картон и получают твердую обложку.
Далее, нужно приклеить блок к обложке. Это осуществляют через промежуточный лист – форзац. Дальше проводится сушка книги под прессом, проверка, упаковка и отправка клиентам.
Раздел 3. Практическая часть
3.1. Создание собственной книги
Распечатка текста
Набор текста книги мы проводили в текстовом редакторе Word. Распечатывание текста проводили в редакторе Adobe Reader. В нем очень удобная функция – «Печать брошюры» (см. Приложение 1, рис. 4, стр. 16).
Сгибание блоков
Напечатанные страницы сортируются по тетрадям. У нас получилось пять тетрадей. На верхнем листе проводится середина, на которой прокалываются отверстия для прошивки тетрадей. Для А5 формата в книге достаточно сделать шесть отверстий.
Прошивка блоков
Существуют несколько техник шитья тетрадей (блоков). Данный способ хорошо подходит для книг среднего формата. Работа ведется от последней тетради к первой. Обходясь без сшивального станка, тетради прошиваются согласно схеме, а потом затягиваются (см. Приложение 1, рис. 5, стр. 16).
Проклейка блоков
Для дополнительного закрепления прошитых тетрадей выступающие на корешок нити проклеивают клеем (ПВА) (см. Приложение 1, рис. 6, стр. 16) и прикладывают полоску ткани, марли или двунити. Надо сделать напуски ткани по бокам, которые будут склеиваться потом с форзацем (см. Приложение 1, рис. 7, стр. 16).
Обрезка книжного блока
Самый сложный и ответственный процесс во всей работе. На полиграфии все знают, что резка бумаги намного сложнее резки дерева. Обрезание неровных краев книжного блока очень нелегко проводить обычным канцелярским ножом. Типичная ошибка – это сбитый угол среза или образование полостей в листах от неравномерного ведение ножа. У нас была возможность обрезать книжный блок специальным резаком (гильотиной). Мы воспользовались этой возможностью.
Переплетная крышка
Из цельного листа картона вырезали переднюю и заднюю переплетные крышки. Размер этих крышек на 2 миллиметра шире книжного блока. Также вырезаем полоску, которая будет прикрывать корешок будущей.
Проклейка твердого переплета
В качестве материала обложки мы будем использовать самоклеящуюся пленку. На нее было нанесено изображение для оформления обложки. Пленка вырезается с запасом 20 миллиметров с каждой стороны от раскрыто лежащих крышек. С тем же успехом можно использовать любую другую пленку или материал (декоративная бумага, ткань) (см. Приложение 1, рис. 8, стр. 16).
Приклеивание переплета к блокам
Это заключительная часть изготовления книги. Необходимо приклеить блок за форзацы к переплетным блокам. Сначала склеиваем крылышки ткани на корешке книжного блока к переплетным крышкам. Оставляем сохнуть в открытом состоянии, чтобы крылышки не прилипли к блоку. Все, что осталось сделать для того, чтобы книга выглядела профессионально, – наклеить форзац (см. Приложение 1, рис. 9, стр. 16). Готовую книгу помещаем под пресс.
3.2. Презентация книги
Настал момент презентации книги в классе. В классе я поделилась историей о том, как можно создать свою книгу: от замысла до воплощения. Далее рассказала, из каких шагов состоит весь процесс создания книги.
Презентовав свою собственную книгу, я опросила своих одноклассниц. Опрос показал, что мое исследование вызвало интерес и книга всем понравилась (участвовало 27 человек). Захотели создать свою книгу 24 человека. А на вопрос « О чём бы была Ваша книга» 6 человек ответили «О животных», столько же «О моей жизни», остальные – «Истории о детстве», «О животных», «О временах года», «О сказочном мире», «О добрых делах». В заключении анкетирования я раздала одноклассницам памятку как самим создать свою книгу.
В конце каждого рассказа внизу страницы расположен QR–код (рис.1). Понравившийся рассказ ребята могут найти в группе и перечитать его. Чтобы облегчить этапы создании книги, я приготовила памятку «Как сделать книгу своими руками» (Рис.2). На оборотной стороне памятки я расположила QR–код с ссылкой на группу «Рассказы о школе» в мессенджере Телеграмм (Рис.3).
Рис.1 QR–код Рис.2,3 Памятка «Как сделать книгу своими руками»
Участники группы «Рассказы о школе» смогут не только скачать на свое электронное устройство понравившиеся рассказы, но и прослушать эти рассказы в формате аудиокниги.
Заключение
Книга играет огромную роль в жизни человека. В давние времена книга считалась бесценным источником информации, самым древним способом передачи знаний, но сейчас книги пользуются меньшей популярностью так, как стало на много легче найти информацию из–за появления многих других способов, люди стали забывать о существовании книг, но все же мир информационных технологий не сможет их заменить и вытеснить.
С детства за чтением книг человек активно развивает свое мышление. Книга будит как мысль, так и воображение. Книга приучает к усидчивости и выработке навыков самостоятельной работы, заставляет думать, анализировать, предугадывать. Книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личные взгляды. Все это оказывает влияние на уровень жизни.
«Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник». (Михаил Александрович Шолохов)
Список использованной литературы
1. [Электронный ресурс]/ «Книгопечатание на Руси» – Режим доступа: https://umnayavorona.ru/publications/knigopechatanie–na–rusi.
2. [Электронный ресурс]/ «Электронная книга: история появления и перспективы развития» – Режим доступа: https://studfile.net/preview/9921726/page:6/.
3. [Электронный ресурс]/ «Материалы и орудия для письма. Студопедия» – Режим доступа: http://studopedia.org/2–69031.html.
4. [Электронный ресурс]/ «Писчие материалы и инструменты для письма» – Режим доступа: http://comnew.ru/text/nauka/20.htm.
5. [Электронный ресурс]/ «Шумерская клинопись. Путешествие во времени: персональный блог Арсентьевой Оксаны Анатольевны» – Режим доступа: http://farta.livejournal.com/32840.html?page.
6. [Электронный ресурс]/ «Русское рукописное письмо» – Режим доступа: https://ru.wiki2.org/wiki/Русский_курсив.
7. [Электронный ресурс]/ «История книги своими руками» Прудовская, С. Н. – Режим доступа: https://knizhka.top/prochee/istoriya–knigi–svoimi–rukami/?ysclid=m3afvls64i582505229.
8. [Электронный ресурс]/ «Ростовцев Е.А. История книжного дела.» Учеб. Пособие СПб., 2007–2009 – Режим доступа: https://history.spbu.ru/files/Ch.1.pdf?ysclid=m3aceqgird43270487.
9. [Электронный ресурс]/ «Путешествие к истокам русского книгопечатания» Немировский Е.Л. – Режим доступа: https://djvu.online/file/DcZnLeLVE7ZqW?ysclid=m3aeix9a7u760156764.
10. [Электронный ресурс]/ «Путешествие к истокам русского книгопечатания» Немировский Е.Л. – Режим доступа: https://djvu.online/file/DcZnLeLVE7ZqW?ysclid=m3aeix9a7u760156764.
11. [Электронный ресурс]/ «Про твою книгу» Павлов И.П. – Режим доступа: https://sheba.spb.ru/za/pro–knigu–1991.htm
Приложение 1
Создание собственной книги
Рис.4. Распечатка текста Рис.5. Прошивка книжных блоков
Р ис.6. Проклейка торца блока Рис.7. Наклеивание ткани на торец блока
Рис.8. Изготовление обложки
Рис.9. Приклеивание переплета к блокам