Памяти нить, сквозь годы и века

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Памяти нить, сквозь годы и века

Куряева А.Р. 1
1МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань
Кожевникова Н.Д. 1
1МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Средняя Елюзань - одно из самых больших татарских сёл в Европе, крупнейший населённый пункт Городищенского района Пензенской области, это село с богатой историей и современными возможностями. Средняя Елюзань не имеет равных.

История такого села заслуживает того, чтобы её изучать, знать и главное- предоставить возможность для ознакомления широкому кругу лиц, интересующихся своими корнями, своими предками.

Цель работы: узнать на сколько хорошо знают историю развития и вклад известных людей учащиеся моей школы.

Передо мной стояли следующие задачи:

1. Изучить возникновение и становление Средней Елюзани.

2. Ознакомиться с биографиями известных людей и их вклада в развитие моего села.

3. Оценить развитие Средней Елюзани в настоящее время.

4. Проанализировать результаты проведенного мною опроса учащимися школы о нашем селе.

5. Развивать интерес и уважительное отношение учащихся моей школы к развитию истории своей местности.

Становление и развитие села

История и культурное наследие: Средняя Елюзань, крупнейшее татарское село в Европе и административный центр Городищенского района Пензенской области, берет свое название от татарских языков (тат. Урта Әләзән,, Urta Alazan). Его официальное основание датируется 5 сентября 1681 года, когда четвертным татарам-мишарям из Темникова были выделены земли в этих местах. Впервые как татарская деревня упоминается в 1700 году. В начале XVIII века один из елюзанских челобитчиков обращался к царю с просьбой о признании их земли, ранее пожалованной им наравне с Мирясом Кудайбердеевым и другими татарскими мурзами. Они подчеркивали, что владели своими участками, состоявшими из 25 четвертей земли в полевом обороте. За службу великому государю татары обязаны были отбывать барщину. К середине XIX века в селе было три мечети и водяная мельница. В конце XIX века здесь был найден клад из 80 золотоордынских монет, отчеканенных во второй половине XIII — конце XIV веков. Предполагается, что жители спрятали монеты в то время, когда на расстоянии нескольких километров от современного расположения села располагалась столица неизученного татарского государства. При археологических раскопках в районе села Юлеево, примыкающего к районному центру города Городище, были обнаружены остатки центрального отопления и монетный двор, что свидетельствует о высоком уровне развития татарского поселения. С 1780 года Средняя Елюзань входила в состав Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1820-х годах татары Средней и Нижней Елюзаней основали за Волгой деревню Новая Елюзань в Николаевском уезде. По данным 1886 года в селе насчитывалось 302 двора, две лавки, на одну ревизскую душу приходилось 4,4 десятины пашни, а также 403 рабочих лошади, 194 коровы, 969 овец и 69 коз. В 1911 году в Средней Елюзани было 626 дворов и четыре мечети, при которых действовали три школы. В селе также имелись медресе (исламские школы) и сельскохозяйственный кооператив.

Известные личности и их вклад в становление и развитие села:

Бараев М. А.

В сердце живописного села Елюзань творит выдающийся мастер-художник по дереву, М. Бараев. Его путь к мастерству начался с раннего очарования красотами природы. С детства он запечатлевал свои наблюдения в рисунках и вырезал из дерева животных, птиц и пейзажи. В 10 лет он создал свою первую работу - фигурку коня из ветки. Получив профессиональное образование в Пензенском художественном училище, Бараев М.А. оттачивал свои навыки, работая художником-оформителем в городе. Однако его душа рвалась на малую родину. К его счастью, в Елюзанском ДК открылась вакансия специалиста по клубной работе. Бараев М.А. вернулся в родное село и посвятил себя обучению детей искусству резьбы по дереву. Работы Бараева М.А. быстро завоевали признание. Заказы поступали из Казани, Москвы и Самары. Его произведения стали украшением частных коллекций и выставок. В 2017 году слава Бараева М.А. достигла пика, когда Елюзань стала площадкой для Всероссийского Сабантуя. На выставке народных умельцев экспозиция Бараева М.А. протянулась на целых 15 метров. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, почетный гость праздника, был особенно впечатлен скульптурой пахаря - символом трудолюбия и традиций народа. Бараев М.А. данную скульптуру оставил Минниханову в качестве подарка. Помимо признания и заказов, Бараев М.А. видит свою миссию в продвижении родного села. Он хочет, чтобы мир узнал о красоте Елюзани, ее гостеприимных людях и богатой истории. "Я хочу, чтобы все узнали, насколько красив мой край и какие удивительные люди здесь живут", - говорит он. В свои 75 лет Бараев М.А. продолжает творить, черпая вдохновение в окружающем мире и желании прославить родное село. Его мастерская стала местом вдохновения для ценителей искусства и туристов со всей страны. Посетители могут не только увидеть его за работой, но и приобрести уникальные творения талантливого человека , которые станут памятью о мастере и его любви к своей родине.

Фатих Хафизович Бахтеев

Ф атих Хафизович Бахтеев, выдающийся советский ученый-генетик и селекционер, родился 7 декабря 1905 года в селе Средняя Елюзань, Пензенской губернии. С ранних лет он проявлял интерес к агрономии и сельскому хозяйству, что определило его дальнейший жизненный путь. В 1922 году Бахтеев поступил в Саратовский коммунистический университет, где получил фундаментальное общественно-политическое образование. Затем он продолжил обучение в Саратовском сельскохозяйственном институте, который окончил в 1929 году с дипломом агронома-селекционера. Стремясь углубить свои знания и внести вклад в развитие сельскохозяйственной науки, Бахтеев поступил в аспирантуру Всесоюзного института растениеводства (ВИР), где под руководством выдающегося ученого-генетика Николая Ивановича Вавилова занимался изучением географической изменчивости ячменя. Сотрудничество с Вавиловым стало важным этапом в формировании научного мировоззрения Бахтеева. Именно у Вавилова он перенял принципы теоретической и практической генетики, методы научного исследования и основы изложения научных результатов. За выдающиеся заслуги в области развития сельскохозяйственной науки Бахтеев в 1970 году был удостоен премии имени Н. И. Вавилова, а в 1978 году ему присвоили почетное звание Заслуженный деятель науки РСФСР. Фатих Хафизович Бахтеев скончался 2 сентября 1982 года в Москве. Его наследие оставило неизгладимый след в российской и мировой науке, а память о нем бережно хранится в родном селе Средняя Елюзань. Его имя носит одна из улиц в селе, а в краеведческом музее школы ему посвящены два стенда, рассказывающие о его выдающемся вкладе в развитие сельскохозяйственной науки.

Янгуразов Фатих Ханяфович

Д иректор, чье имя прославило родную школу №1 села Средняя Елюзань, гордится своим бывшим директором, заслуженным учителем РФ Фатихом Ханяфовичем Янгуразовым. Его вклад в развитие школы и российского образования неоценим. Фатих Ханяфович родился в простой семье. С ранних лет он проявлял любознательность и тягу к знаниям. Пешие походы в школу за семь верст от родного дома закалили его и сформировали целеустремленный характер. В 1959 году Янгуразов окончил школу с отличием, а в 1964 году получил блестящее образование на физико-математическом факультете Пензенского педагогического института. Свой педагогический путь он начал как учитель физики и завуч в Нижнеелюзанской средней школе. В 1971 году деловые качества и организаторские способности Янгуразова были замечены, и его перевели на должность директора в его родную Среднюю Елюзань. В этой должности он проработал 34 года, оставив заметный след в истории школы. Под руководством Фатиха Ханяфовича школа преобразилась не только внешне, но и внутренне. Были введены новые учебные программы, оснащены современным оборудованием кабинеты, созданы кружки и секции по интересам. Особое внимание уделялось трудовому воспитанию и профориентации учащихся. Своей главной миссией Фатих Ханяфович считал воспитание детей. Он не просто учил физике, а формировал в учениках высокие нравственные идеалы, любовь к Родине, уважение к труду и окружающим людям. "Если твои планы рассчитаны на один год – сей рожь, если на десятилетия – сажай деревья, если на века – воспитывай детей". Фатих Ханяфович руководствовался этой мудростью и вложил в каждого своего ученика частичку души. За многолетний плодотворный труд Фатих Ханяфович Янгуразов был удостоен звания "Заслуженный учитель Российской Федерации". Его имя занесено в Книгу Почета Пензенской области. Ученики и коллеги Фатиха Ханяфовича с теплотой и благодарностью вспоминают о его работе. Он был не только выдающимся педагогом, но и мудрым наставником, добрым другом и чутким собеседником.

Село в настоящее время

Средняя Елюзань: уникальное село с богатой историей и современными возможностями. Средняя Елюзань - это не просто село, а уникальный населенный пункт, которому нет равных. Его история восходит к далекому прошлому, и за это время он претерпел значительные изменения, превратившись в процветающий и современный центр. В настоящее время в селе насчитывается 11 мечетей, которые ежедневно посещают верующие. Ежегодно здесь возводится множество новых кирпичных домов, добавляя свежие краски к облику села. Планомерное развитие инфраструктуры привело к появлению 98 улиц, обеспечивающих комфортное проживание жителей. Одним из важных объектов для сельчан является ФОК «Нур». Это современный спортивный комплекс, где жители всех возрастов могут заниматься физической культурой и спортом. Футбол, волейбол и другие виды спорта пользуются большой популярностью в селе, а регулярные соревнования способствуют поддержанию здорового образа жизни. В образовательной сфере Средняя Елюзань гордится двумя школами: МОУ СОШ 1 и МОУ СОШ 2. Помимо высокого качества образования, школы предоставляют ученикам широкие возможности для творческого самовыражения и участия в различных олимпиадах и конкурсах. Село славится своими начинающими певцами, танцорами, и спортсменами, которые постоянно демонстрируют свои таланты и добиваются успехов на окружных и региональных мероприятиях. Здравоохранение в селе представлено Среднеелюзанской участковой больницей на 25 койко-мест, поликлиникой, тремя аптеками и тремя аптечными киосками. Таким образом, сельчане имеют доступ к качественной медицинской помощи, включая амбулаторные и стационарные услуги. С развитием предпринимательства в селе появилось большое количество индивидуальных предпринимателей (344 по состоянию на сегодняшний день). Они обеспечивают широкий спектр товаров и услуг, способствуя экономическому росту и создавая новые рабочие места. Долгожданным проектом 2025 года стал новый Дом культуры, распахнувший свои двери для всех, кто ищет вдохновение и яркие впечатления. Это современный центр культуры и творчества, где сельчане смогут проводить время с пользой и удовольствием, участвуя в различных культурных мероприятиях и творческих кружках. Село Средняя Елюзань не стоит на месте. Оно постоянно развивается, улучшая качество жизни своих жителей. Новое строительство, развитие инфраструктуры и образовательной системы, поддержка талантливой молодежи и забота о здоровье сельчан - все это делает Среднюю Елюзань уникальным и привлекательным местом для жизни.

Социологический опрос.

Я решила провести социологический опрос среди учащихся нашей школы.

Цель опроса: знание истории нашего села.

Вопрос

Да

Нет

Знаете ли вы историю возникновения своего села?

14%

86%

Знаете ли вы в каком году возникло село?

46%

54%

Знаете ли вы кто был учеником Николая Ивановича Вавилова из нашего села?

43%

57%

Знаете ли вы, что в конце XIX века здесь был найден клад?

10%

90%

Вывод: По итогам опроса можно сделать вывод, что ученики знают мало о истории нашего села, поэтому нам нужно изучать историю с.Средняя Елюзань.

Заключение

Изучение истории малой родины: сохранение прошлого для будущих поколений. В результате проведенных исследований была достигнута цель изучения: сохранение исторической памяти родного края. Общение со школьниками выявило тревожную тенденцию: время стирает события из памяти людей, оставляя призрачный след в истории. По мере ухода старшего поколения исчезают свидетельства прошлого, и многие события рискуют быть безвозвратно утеряны. Важно осознать необходимость изучения истории малой родины, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Изучение и анализ собранной информации привели к выводу, что исследование и сохранение истории родного края является неоценимым вкладом. Оно не только позволяет сохранить память о минувших днях, но и прививает чувство сопричастности к своему родному месту. Каждый человек начинает познавать мир через родину, через те места, где он родился и вырос. Изучение истории малой родины создает крепкую связь с прошлым, настоящим и будущим, формирует чувство гордости за свою малую родину и ответственности за ее сохранение. Общение с одноклассниками и жителями села позволило взглянуть на родной край по-новому, раскрыть его уникальность и богатое историческое наследие. Каждый уголок, каждое событие таит в себе свою историю, которая должна быть задокументирована и передана будущим поколениям. Продвигая изучение малой родины, мы содействуем ее прогрессивному и светлому будущему. Сохраняя историческую память, мы закладываем фундамент для будущих поколений, которые смогут оценить и приумножить наследие своих предшественников. Чем лучше мы знаем историю малой родины, тем сильнее будет наша привязанность к ней, и тем выше будет наша ответственность за ее благополучие.

Список использованной литературы.

1.Средняя Елюзань: Страницы истории самого крупного татарского села России/ Р. Т. Марданов, Н. Б. Китаева. -Казань: Татар.кн.изд-во, 2006.-296 с.:ил.

2.Валеев Ф.Т. Западно–сибирские татары во второй половине XIX – нач. XX вв. ( историко–этнографические очерки). – Казань. Татарское книжное издательство, 1980 г.

3. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань. Татарское книжное издательство, 1993 г.

Просмотров работы: 27